Программа кружка "Колесо безопасности"
рабочая программа (7, 8, 9 класс) на тему
Данная работа представляет собой программу дополнительного образования по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-9 классоа коррекционной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Колесо безопасности" | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка...............................................................................................2 - 5
- Нормативно-правовая база..........................................................................................
- Общая характеристика программы.............................................................................
- Цели и задачи программы............................................................................................
- Сведения о программе..................................................................................................
- Описание места кружка в учебно-воспитательном процессе...................................
- Описание ценностных ориентиров содержания программы....................................
- Личностные результаты освоения программы..........................................................
- Формы организации кружковой деятельности..........................................................
- Содержание программы кружка.................................................................................5 - 8
- Учебно-тематическое планирование..........................................................................
- Контрольно-оценочная деятельность.........................................................................
- Материально-техническое обеспечение кружковой деятельности..............................8
- Приложение. Календарно-тематическое планирование................................................8
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовая база
Настоящая программа кружка «Колесо безопасности» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным Государственным Образовательным Стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС);
- Уставом ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа» (далее – ОО);
- Положением о порядке разработки, утверждения, реализации и корректировки рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей);
- Образовательной программой ОО.
1.2. Общая характеристика программы
В двадцать первый век человечество вошло в период новых социальных, технических и культурных перемен, которые обусловлены достижениями человечества во всех сферах его деятельности. В тоже время жизнедеятельность человека привела к появлению глобальных проблем в области безопасности жизнедеятельности. Слабая подготовка населения в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение населением правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели людей.
В настоящее время систематическое получение знаний по основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности в коррекционной школе не предусмотрено. Поэтому данная программа позволяет обучающимся с интеллектуальными нарушениями получать знания об основах безопасного поведения в повседневной жизни, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности обучающихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде.
Разработка программы курса «Колесо безопасности» обусловлено растущим интересом обучающихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях. Изучение программы по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений обучающихся.
Программа курса «Колесо безопасности» является основной формой внеклассной работы с обучающимися в коррекционной школе.
Программа кружка состоит из 4-х разделов:
- «Я и мое здоровье»;
- «Как обеспечить свою безопасность»;
- «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи»;
- «Защита человека в чрезвычайных ситуациях».
Таким образом, предлагаемая программа явится звеном, обеспечивающим получение глубоких, систематических знаний, умений и навыков по курсу «Колесо безопасности». В ходе реализации содержания программы обучающиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья, то есть уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения
для здоровья человека.
1.3. Цели и задачи программы
Цели:
- формирование устойчивой мотивационно-ценностной установки на развитие здорового образа жизни.
- формирование социального опыта обучающегося, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Задачи:
- осознание ценности жизни каждого человека как уникального, неповторимого явления, воспитание воли и стремление сохранить ее в опасных ситуациях;
- формирование понимания зависимости своей жизни и здоровья от поведения, здорового образа жизни и жизнепригодных качеств окружающей среды;
- развитие разносторонних качеств личности, способной адаптироваться изменяющимся условиям окружающей среды.
1.4. Сведения о программе
Программа является адаптированной к условиям коррекционных школ и предназначена для обучающихся 7-9 классов с интеллектуальными нарушениями. Программа является авторской и составлена на основе личного опыта, электронных ресурсов и методической литературы.
1.5. Описание места кружка в учебно-воспитательном процессе
Данная программа рассчитана на обучающихся 7-9 классов с интеллектуальными нарушениями. Режим занятий: 3 часа в неделю, 102 часа в год. Срок реализации программы – 1 год.
Занятия проводятся в кабинете математики в форме урока, практического занятия, лекции, внеклассного мероприятия (40 мин). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от годового учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане.
Занятия кружка «Колесо безопасности» являются неотъемлемой частью учебного процесса и положительно влияют на улучшение качества и результатов обучения. Содержание занятий кружка «Колесо безопасности» полностью соответствует требованиям ФГОС.
1.6. Описание ценностных ориентиров содержания программы
Цель образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, ориентированного на норму развития. Каждая содержательная область образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья включает два компонента: «академический» и «жизненной компетенции».
Программа кружка «Колесо безопасности» предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Школа безопасности» на этапе основного общего образования являются:
- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
1.7. Личностные результаты освоения программы
Занятия в математическом кружке дают возможность обучающимся 7-9 классов достичь следующих результатов.
Личностные связи содержания программы прослеживаются через:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых
информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Результаты по внеурочной деятельности «Колесо безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.
1.8. Формы организации кружковой деятельности
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
В основу программы положены следующие принципы:
- принцип актуальности;
- принцип опоры (учет интересов и потребностей обучающихся, опора на них);
- принцип систематичности (реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом);
- принцип доступности и наглядности;
- принцип практической направленности;
- принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
- принцип обратной связи (каждое занятие должно заканчиваться рефлексией: обсудить, что получилось и что не получилось, изучить мнение детей, определить перспективу действий).
Формы занятий:
- беседа-диалог;
- игры, экскурсии;
- практические занятия;
- встречи с инспекторами ГИБДД, конкурсы;
- просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
- наглядные – наблюдение, демонстрации;
- практические – выполнение работ;
- методы изложения новых знаний;
- методы применения знаний;
- методы контроля.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы действия;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной вместе с педагогом задачи;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
2. Содержание работы кружка
2.1. Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название радела | Содержание раздела | Количество часов |
1. | «Я и мое здоровье». | Что такое здоровье? Самовоспитание и здоровье. Режим дня – залог здоровья. Учебный труд, физический труд и отдых в режиме дня. Гигиена сна. Простудные и инфекционные заболевания. Питание в режиме дня. Правильное питание. Чистота – залог здоровья. Гигиена тела и жилища. Правильная осанка – залог здоровья. Здоровые зубы – залог здоровья. Почему нужно беречь зрение и слух? Понятия «Здоровье», «Здоровый образ жизни». Закаливание организма как средство укрепления здоровья. Полезные и вредные привычки. Факторы, влияющие на здоровье человека. Курение и алкоголь и их влияние на состояние здоровья. Как формируется пристрастие к наркотикам? Профилактика вредных привычек. | 35ч |
2. | «Как обеспечить свою безопасность». | Здоровье и транспорт. Дорожные знаки, их содержание и назначение. Правила перехода улиц, дорог, перекрестков. Сигналы светофора и регулировщика. Виды транспортных средств. Права и обязанности пассажиров. Ты – велосипедист. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Железнодорожный транспорт и его особенности. Обязанности пассажиров железнодорожного транспорта. Пожарная безопасность и поведение при пожарах. Пожар в общественных местах. Возникновение пожара в общественном транспорте. Безопасное поведение на воде. Безопасное поведение дома. Правила обращения с лекарствами. Электричество и газ как источники опасности. Домашние животные и меры безопасности при обращении с ними. Безопасное поведение на природе. Ориентирование на местности. Определение расстояния по карте и на местности. Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми. Меры пожарной безопасности при разведении костров. Лекарственные и ядовитые растения. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера. Правила обеспечения сохранности личных вещей. Защита квартиры от воров и грабителей. | 30ч |
3. | «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи». | Основные виды травм. Травмы бытовые и травмы на улице. Первая медицинская помощь при травмах. Как уберечься от порезов и ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах. Отравления. Причина отравления. Первая помощь при отравлениях. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом. Первая медицинская помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. Первая медицинская помощь при укусах насекомых и животных. Первая медицинская помощь при кровотечении из носа. Порядок вызова скорой помощи. | 14ч |
4. | «Защита человека в чрезвычайных ситуациях». | Понятия «Опасность» и «Чрезвычайная ситуация». Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Чрезвычайные ситуации природного характера. Наводнения, причины наводнений. Авария, катастрофа, стихийные бедствия. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Что такое гражданская оборона? Основные мероприятия ГО по защите населения. Изучение средств индивидуальной защиты. Простейшие средства защиты органов дыхания. План ГО учебного заведения Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Аварии на радиационно-опасных объектах и их последствия. Эвакуация населения при возникновении чрезвычайных ситуаций. Обязанности эвакуируемых. Правила поведения в пути следования. Террористический акт и его последствия. Виды терактов. Как не стать жертвой теракта. | 23ч |
Итого: | 102ч |
2.2. Контрольно-оценочная деятельность
Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях отличается от привычной системы оценивания на уроках. Данная программа предусматривает следующие формы контроля:
- сообщения и доклады;
- тестирование;
- творческий отчет (в любой форме по выбору обучающихся);
- различные упражнения в устной и письменной форме;
- конкурсы, викторины и т.д.
Также возможно проведение рефлексии самими обучающимися.
Обучающимся можно предложить оценить занятие в листе самоконтроля:
№ занятия | Определение уровня трудности занятия | Настроение | Самооценка работы на занятии | ||
легкое | среднее | трудное |
3. Материально-техническое обеспечение кружковой деятельности
Список используемой литературы:
- Зайцев Г. К. «Уроки Мойдодыра», Акцидент, 2007 год;
- Зайцев Г. К. «Уроки Айболита», Акцидент, 2007 год;
- Мельничук В. М. «Дневничок – здоровячок», рабочая тетрадь по валеологии для обучающихся начальной школы, Новосибирск, 2010 год;
- Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности», учебник начальной школы
1 – 4, М: Дрофа, 2012 год;
- Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С. Азбука здоровья. Профиздат, 2000год;
- Ветрова В.В. Букварь здоровья, М : Дрофа 2010год;
- Абаскалова Н.А. Здоровью надо учиться. – М: Медицина,Новокузнецк, 2010 год.
4. Приложение: календарно-тематическое планирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Школа безопасности" для обучающихся 12-16 лет
Программа включает в себя пояснительная записка, тематический план....
программа "Моя безопасность" 1 класс
Программа составлена для дополнительного образования детей, при отсутствии предмета ОБЖ....
Положение о проведении туристско- спортивного слета по программе "Школа безопасности"
Положение о проведении туристско- спортивного слета по программе "Школа безопасности"...
Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 5 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планиерование....
Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 6 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
ПРОГРАММА «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ» ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА, ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЗАЩИТЫ ОТ ТЕРРОРИЗМА, ГО И ЧС И ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Трагические события в Беслане, гибель обучающихся образовательных учреждений во время пожаров, массовые заболевания и отравления обучающихся, чрезвычайные ситуации криминального характера, дорожно-тра...
Программа «Школа безопасности» по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса
Основная цель программы — формирование у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни, овладение средствами сохранения и укрепления своего здоровья, выработка разумного ...