Типы аккомпанемента.
учебно-методический материал на тему
Целью написания данной работы является необходимость обобщения опыта и расширение знаний и представлений об аккомпанементе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_akkompanementa.docx | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Типы аккомпанемента.
1. Аккордовая опора.
Это простейшая форма гармонической опоры, является поддержкой мелодии выдержанными аккордами на основных ступенях тональности. Здесь гармония подчеркивает ладотональные тяготения и помогает не сбиться с тональности, то есть выполняет функцию камертона.
Такое качество гармонических опор является переходной ступенью от цифрового баса к развитию гомофонно – гармонического стиля. Роль аккордовых опор становится все более важной. Вместе с насыщением содержательностью они становятся способом развития драматических сцен, в которых сменяются эмоциональные состояния.
Роль подобного сопровождения весьма велика для оперного искусства, если учесть, что в речитативах происходит активное продвижение сюжетного развития. Это сопровождение встречается в камерной и романсовой музыке.
2. Чередование баса и аккорда.
Многие национальные танцы стали настолько типичными выразителями определенных образов, настроений, что переросли границы национального и сделались всеобщим достоянием.
Это польская мазурка или полонез, французский менуэт или гавот, австро-немецкий вальс, испанская сарабанда и т.д.
Следует отметить два основных принципа фактуры сопровождения:
1. Равномерное подчеркивание одинаковых моментов движения (шагов) внутри такта. Такое движение может быть: оперто-тяжелым (сарабанда), относительно легким (менуэт).
2. Сопоставление опорного басового звука с более легкими аккордами. Такова фактура гавота, мазурки, вальса, польки. Распространенность такой формы танцевального сопровождения соответствует шагу, походке: басовый звук передает толчок от земли, а аккорды – более легкие движения. Это самый доступный вид аккомпанемента домашнего музицирования.
3. Аккордовая пульсация.
Отход от танцевальности, обращение к другим темам и жанрам преобразует сопровождение, создает огромное разнообразие ритмических фигур, которые характеризуютдвижение.
Оживление гармонической опоры в гомофонной музыке развивалось по двум направлениям:
учащение пульсации аккордов;
разложение аккорда в виде гармонической фигурации.
Эти виды фактуры являются наиболее типичными. Они содержат в себе огромные возможности эмоционального насыщения за счет темповой и динамической активизации.
Пульсирующие аккорды создают разную эмоциональную окраску: неторопливые –покой, раздумье, подчеркнутые при поддержке гармонического развития – взволнованность, переживания и т.д.
Частым случаем гармонических поддержек является аккорд арпеджато. Прием заимствован из выразительных возможностей арфы, гитары, гуслей. Он характерен для жанра эпического, сказочного, былинного, лирического. Создается широкая амплитуда гармонической волны, сливающейся в аккордовое созвучие.
4. Гармоническая фигурация.
Фигурация – это фактурная обработка аккордов, их «расцвечивание». Гармоническая фигурация, сохраняя ладовую природу, образует подвижный фон. Говоря о достоинствах этих фигураций, надо отметить:
широкий диапазон, динамическая амплитуда позволяют создать эмоционально – насыщенные, красочные картины, активизировать состояние персонажа;
привносит мелодическое движение в гармонические голоса, приводящее к полифоничности сопровождения.
Различаются такие типы изложения:
заполнение интервалов между аккордовыми звуками: опевания, задержания,
появление секундовых последовательностей придает большую напряженность;
разложение аккорда в виде гармонической фигурации;
при смене гармонии за счет ладовых тяготений подголоски получают большую оформленность и выразительность. Возникает так называемая скрытая мелодия. Примером может служить мелодический ход в басу. Придается большая значимость, весомость партии сопровождения. Такой мелодический бас уплотняет массу звучности, нагнетает динамический уровень.
5. Полифоническое сочетание с сольной партией.
Полифоническое сочетание с сольной партией является дальнейшей ступенью мелодического движения в сопровождении. Такие мелодические построения имеют:
характер подголосков;
имитируют мотивы главной партии;
представляют собой более самостоятельные и законченные противосложения. В работе с учащимся этот тип сопровождения наиболее трудный для исполнения, требующий определенных навыков, которые отрабатываются на уроках по специальности при работе над полифонией. Требуется наличие слуховых возможностей, умение соединить соло и сопровождение в единую музыкальную ткань.
6. Аккомпанемент дублирует сольную партию.
Здесь воедино сочетаются игровые навыки с навыками пения мелодий. Пение вокальных произведений со словами под аккомпанемент является одной из важных форм развития гармонического слуха. Это связующее звено между уроками по сольфеджио и занятиями по специальности. Слияние этих дисциплин в единый процесс обучения способствует развитию музыкального мышления, образного представления и воображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа «Аккомпанемент» для детских школ искусств,центров детского творчества
Аккомпанемент- одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, поз...
Авторская образовательная программа по предмету "Аккомпанемент"
Актуальность и новизна образовательной программы состоит в том, что, юный музыкант имеет возможность применять и совершенствовать навыки ансамблевой игры, полученные в дуэте с педагогом на начальном э...
Работа в классе аккомпанемента
Методическая работа раскрывает основные принципы работы с аккомпанементом вокальной и инструментальной музыки. Знакомит с правилами аккомпанирования вокалист...
Класс аккомпанемента в детской музыкальной школе
Класс аккомпанемента в ДМШ...
Программа по предмету "Аккомпанемент для учащихся хоровых отделений музыкальных школ"
Уважаемые коллеги! Представляю авторскую прорамму по предмету" Аккомпанемент" для учащихся хоровых отделений Детских музыкальных школ. Сроки реализации -4 года. Возраст 12- 17 лет. Данная программа ус...
Конспект урока по аккомпанементу по теме «Работа над разделом соединение хоровой партитуры с аккомпанементом как один из способов подготовки будущего учителя музыки к его практической деятельности»
1.Цель урока 1. Обучающая – ознакомление с новым видом работы, как одним из способов педагогической деятельности учителя на уроке музыки, формирование навыков самоконтроля;2. Развиваю...
Конспект урока по аккомпанементу по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ АККОМПАНЕМЕНТА»
1.Цель урока Обучающая – обучение рациональным приемам профессиональной деятельности, формирование навыков самоконтроля;Развивающая – развитие творческих способностей студентов, самосознани...