Программа Путь к олимпу
рабочая программа (6, 7, 8 класс) на тему
Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путь к олимпу» составлена на основе элективного курса "Проектно-исследовательская деятельность", автор Лебедянцева Лариса Алексеевна и дополнительной общеобразовательной программы «Подготовка учащихся к олимпиаде по информатике», автор Михайлов Александр Васильевич.
Данная программа не имеет пересечений с образовательной программой школьного уровня, за исключением двух тем («Логические операции», «Системы счисления»), которые рассматриваются в данной программе более подробно, нежели в основном образовательном процессе.
Программа предназначена для учащихся 12-14 лет, рассчитана на два года обучения - 2 часа в неделю, всего 72 часа в год. Программа оставляет за учеником возможность поступления в группу на второй год обучения (по собственному желанию без предварительного тестирования).
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_put_k_olimpu.doc | 265.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей» г. Усинска
Усинск карса «Содтöд челядьöс велöдан шöрин»
муниципальнöй асшöрлуна учреждение содтöд велöдан шöрин
РАССМОТРЕНА Методическим советом Протокол № от ____ сентября 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАУДО «ЦДОД» г. Усинска ___________ Е.В. Камашева ____ сентября 2016 г. |
ПРИНЯТА Педагогическим советом Протокол № ____ от ____ сентября 2016 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Путь к олимпу»
Возраст учащихся – 12-14 лет
Срок обучения – 2 года
Составитель
педагог дополнительного образования
Казанцева Оксана Вячеславовна
г. Усинск
2016 г.
Пояснительная записка
В Российской Федерации все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования. Его миссии обеспечение права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.
В XXI веке приоритетом образования становится превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности.
В нашем обществе на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности. Применительно к образованию это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, "массового" образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности.
Для нового поколения существует множество способов самореализации, самым основным является участие в олимпиадах различных уровней. В современном обществе приоритетным становится изучение информационных технологий и программирования.
В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. Дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.
В последние годы отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном образовании детей. Заметно увеличилась мотивация семей и детей к участию в различных конкурсных мероприятиях, в этом и состоит актуальность разработки данной программы. Также возрастает активность подростков и молодежи в использовании образовательных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе массовых открытых онлайн-курсов, видеоуроков, которые активно используются в образовательном процессе по данной программе.
Ответом на растущий спрос стало увеличение количества реализуемых дополнительных образовательных программ.
Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путь к олимпу» составлена на основе элективного курса "Проектно-исследовательская деятельность", автор Лебедянцева Лариса Алексеевна и дополнительной общеобразовательной программы «Подготовка учащихся к олимпиаде по информатике», автор Михайлов Александр Васильевич.
Программа составлена с учетом нормативных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Письмо Министерства образования и молодежной политики Республики Коми от 27.01.2016г. № 07-27/45 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных – дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми»
Отличительные особенности программы:
Данная программа не имеет пересечений с образовательной программой школьного уровня, за исключением двух тем («Логические операции», «Системы счисления»), которые рассматриваются в данной программе более подробно, нежели в основном образовательном процессе.
Для успешного проведения занятий и для достижения лучших результатов в обучении, необходимо, чтобы ребенок в процессе занятия общался с компьютером один на один, деление компьютера на несколько человек является крайне нежелательным. В нашем случае, при разработке программы было учтено оснащение кабинета и его программное обеспечение.
Количество часов, а также время проведения различных тем, рассматривается в образовательном процессе, с учетом проведения одноименных конкурсов в Российской федерации и (или) Республике.
Данная программа будет служить учащемуся, не только как совокупность знаний и умений, необходимых для победы в олимпиадах по информатике, но и как мотивация для дальнейшего самоопределения и самовыражения.
Однако не стоит забывать, что путь к наивысшим достижениям на олимпиадах по информатике является эволюционным и включает несколько этапов (школьный этап, муниципальный, региональный этап и заключительный этап). Следует учитывать, что сильнейшие учащиеся устойчиво показывают наивысшие достижения в группе 9-11 классов только в случае, если они использовали точку входа в олимпиады уже в 5-6 классах. Именно поэтому начинать олимпиадное движение необходимо в этом возрасте.
Постепенно осваивая каждый такой уровень и переходя с одного уровня на другой, − только так можно подняться на вершину олимпиадной пирамиды. На выходе, ученик может далее идти к «вершине олимпа» или закончить обучение.
Программа предназначена для учащихся 12-14 лет, рассчитана на два года обучения - 2 часа в неделю, всего 72 часа в год. Программа оставляет за учеником возможность поступления в группу на второй год обучения (по собственному желанию без предварительного тестирования).
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Расписание занятий составляется в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4.3172-14».
Основная цель программы "Путь к олимпу" ⎯ увлечь учащихся олимпиадным движением, дать способным учащимся возможность для самореализации.
Цель и задачи для 1 года обучения:
Цель: Формирование первоначальных представлений о конкурсах и олимпиадах по информатике.
Задачи:
Образовательные:
- приобретение опыта в проектной деятельности, как в одном из видов конкурсной деятельности;
Развивающие:
- знакомство с теорией и практикой проведения конкурсов и олимпиад по информатике;
- умение выступать с докладом перед аудиторией;
Воспитательные:
- воспитание нравственно-волевых качеств личности: трудолюбия, целеустремленности, инициативности;
- формирование умения контролировать свои поступки, адекватно оценивать результаты своей деятельности.
Цель и задачи для 2 года обучения:
Цель: Формирование устойчивого интереса к самореализации через участие в конкурсах и олимпиадах по информатике.
Задачи:
Образовательные:
- приобретение опыта участия в традиционных конкурсах по информатике;
- приобретение навыков решения логических задач;
- приобретение знаний основ комбинаторики, теории графов, систем счисления;
Развивающие:
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности.
Воспитательные:
- воспитание нравственно-волевых качеств личности: трудолюбия, целеустремленности, инициативности, ответственности, требовательность к себе;
- формирование умения контролировать свои поступки, адекватно оценивать результаты своей деятельности;
- умение эффективно организовать свою работу во время олимпиад и конкурсов.
Учебный план
(I год обучения)
Наименование разделов | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практические занятия | ||
1. Введение. Реферат как научная работа. | 8 | 4 | 4 | Игра по информатике «Самый умный» |
2. Способы получения и переработки информации. | 8 | 5 | 3 | Практическая работа |
3. Проектная работа. | 30 | 6 | 24 | Практическая работа |
4.Публичное выступление. | 16 | 2 | 14 | Защита проекта |
Итого | 72 | 17 | 55 |
Содержание учебного плана (I год обучения)
- Введение. Реферат как научная работа – 8 часов
Теория: Реферирование. Реферат, его виды. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.
Практика: Практическая работа № 1. Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы. Практическая работа № 2.Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта. Игра по информатике «Самый умный»
- Способы получения и переработки информации – 8 часов
Теория: Виды источников информации. Библиография и аннотация, виды аннотаций.
Составление плана информационного текста. Тезисы. Конспект. Цитирование, правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
Практика: Практическая работа № 3.Использование каталогов и поисковых машин. Дистанционный конкурс «Компьюника».
- Проектная работа – 30 часов
Теория: Структура проектной работы, критерии оценки. Виды проектов. Этапы проектной работы. Краткосрочный проект. Ознакомление с положением конкурса.
Практика: Всероссийский конкурс «КИТ: компьютеры, информатика, технологии». Работа над введением проекта. Научно-практическая конференция «РОСТ». Оформление проекта. Практическая работа № 4. Создание компьютерной презентации.
- Публичное выступление – 10 часов
Теория: Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.
Практика: Практическая работа № 5. Подготовка авторского доклада. Всероссийская игра-конкурс по информатике «Инфознайка»
- Защита проекта – 16 часов
Теория: Предзащита проекта.
Практика: Дистанционный конкурс «Компьюника». Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. Защита проекта.
Учебный план
(II год обучения)
Наименование разделов | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практические занятия | ||
1. Введение | 8 | 6 | 2 | Игра по информатике «Самый умный» |
2.Дистанционный конкурс «Компьюника» | 8 | 2 | 6 | Дистанционный конкурс «Компьюника» |
3. Всероссийский конкурс «КИТ» | 8 | 2 | 6 | Всероссийский конкурс «КИТ» |
4.Математические основы информатики | 22 | 14 | 8 | Теория вероятности в играх |
5. Всероссийская игра-конкурс по информатике «Инфознайка» | 8 | 2 | 6 | Всероссийская игра-конкурс по информатике «Инфознайка» |
6. Средства ИКТ | 18 | 8 | 10 | Игра «Дешифратор» |
Итого | 72 | 26 | 46 |
Содержание учебного плана (II год обучения)
- Введение – 8 часов
Теория: ТБ в компьютерном классе. Знакомство. Подготовка учащихся к олимпиадам по информатике. Содержание олимпиадной подготовки
Практика: Игра по информатике «Самый умный»
- Дистанционный конкурс «Компьюника» - 8 часов
Теория: Правила проведения конкурса
Практика: Разбор конкурсных работ прошлых лет. Дистанционный конкурс «Компьюника». Работа над ошибками. Разбор задач конкурса
- Всероссийский конкурс «КИТ» - 8 часов
Теория: Правила проведения конкурса.
Практика: Разбор конкурсных работ прошлых лет. Всероссийский конкурс «КИТ». Работа над ошибками. Разбор задач конкурса
- Математические основы информатики – 2 часа
Теория: Множество. Операции над множествами. Основы логики. Логические операции. Основы комбинаторики. Размещения. Сочетания. Теория графов. Перестановки. Основы теории вероятности
Практика: Решение задач. Составление таблиц истинности. Решение задач. Теория вероятности в играх
- Всероссийская игра-конкурс по информатике «Инфознайка» - 8 часов
Теория: Правила проведения конкурса
Практика: Разбор конкурсных работ прошлых лет. Научно-практическая конференция «РОСТ». Всероссийская игра-конкурс по информатике «Инфознайка»
- Средства ИКТ – 18 часов
Теория: Системы счисления. Перевод чисел из одной СС в другую. Кодирование, декодирование. Кодирование текстовой информации. Алфавитный подход. Кодирование текстовой информации. Содержательный подход. Расшифровка сообщений
Практика: Дистанционный конкурс «Компьюника». Арифметические действия над числами в разных СС. Представление данных в памяти компьютера. Игра «Дешифратор»
Планируемые результаты
Для подведения итогов реализации программы используются разнообразные методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ активности на занятиях, входящая, промежуточная и итоговая диагностика, участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня.
К концу обучения по программе «Путь к олимпу» у учащихся сформированы личностные, предметные и метапредметные результаты.
Предметные результаты отражают приобретенный опыт учащихся в процессе освоения программы в области проектной деятельности, а также обеспечивают успешное применение на практике полученных знаний (в идеале – каждый учащийся в конце второго года обучения предоставляет свой проект на учрежденческой конференции «РОСТ»).
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, которые проявляются при участии в конкурсах различных уровней.
Личностные результаты, отражают индивидуальные личностные качества учащихся, которые они приобретают в процессе освоения программы: терпение, воля, самоконтроль, умение оценивать себя и свои действия относительно полученных результатов, стремлении к самореализации (в идеале – учащийся по окончании данной программы переходит на программу «Программирование олимпиадных задач»).
К концу 1 года обучения учащийся:
- владеет первоначальными представлениями о проведении конкурсов и олимпиад по информатике;
- имеет первоначальный опыт в проектной деятельности (минимум – написание реферата, максимум – проектная работа);
- владеет нравственно-волевыми качествами (трудолюбив, целеустремлен, в идеале - проявляет инициативность);
- умеет контролировать свои поступки, адекватно оценивает результаты своей работы.
К концу 2 года обучения учащийся:
- проявляет интерес к конкурсам и олимпиадам по информатике;
- имеет опыт участия в традиционных конкурсах по информатике (минимум – учрежденческий уровень, максимум - всероссийский);
- умеет решать логические задачи, задачи на использование графов, комбинаторные задачи;
- владеет основами комбинаторики, умеет решать задачи в различных системах счисления;
- использует средства ИКТ в повседневной жизни и в учебной деятельности;
- владеет нравственно-волевыми качествами (трудолюбив, целеустремлен, имеет чувство ответственности, требователен к себе);
- умеет контролировать свои поступки, адекватно оценивать результаты своей деятельности.
Формы аттестации/контроля
Исходя из цели и задач дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Путь к олимпу», а также ожидаемых результатов, разработаны следующие формы отслеживания уровня освоения программы:
- в общеобразовательном аспекте – методы устного контроля, практические работы, интеллектуальные игры, конкурсы;
- в развивающем аспекте - систематическое тестирование логического мышления, наблюдение;
- в воспитательном аспекте – тестирование, наблюдение и фиксирование изменений в личности и поведении учащегося.
Первоначальная оценка компетентности учащегося не требуется.
Уровень освоения программы предполагает следующие формы контроля: промежуточный (середине и конце каждого учебного года) и итоговый в форме защиты проекта.
Для контроля знаний используется гибкая рейтинговая система. Предусматривается выполнение определённого количества практических работ. Текущий контроль уровня освоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Оценка достижений учащегося производится в конце года. На первом году обучения учащийся защищает свой проект в группе, на втором году обучения - на научно – практической конференции «РОСТ».
Обязательной частью образовательного процесса является участие в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях.
I год обучения
Сроки | Задачи | Формы | Критерий оценки |
сентябрь | Определить ЗУН в процессе усвоения темы «Реферат как научная работа» | Практическая работа | «зачтено» - реферат полностью (или частично) соответствует требованиям «не зачтено» - реферат является докладом (или взят из интернет) см. приложение2 |
сентябрь, декабрь, май | Определить уровень развития логического и алгоритмического мышления | Тест | «зачтено» - 6 - 3 правильных ответов «не зачтено» - правильных ответов <=2 |
октябрь | Диагностика ЗУН в процессе усвоения темы и, при необходимости, коррекция обучения | Интеллектуальная игра | по итогам игры |
октябрь | Определить ЗУН в процессе усвоения темы «Способы получения и переработки информации» | Практическая работа | «зачтено» - нужная информация найдена, запросы составлены верно «не зачтено» - информация не найдена |
октябрь, январь, апрель | Определить уровень развития ответственного отношения к труду, усидчивости, аккуратности. | Наблюдение | «зачтено» - за занятие решено не менее 3 задач «не зачтено» - за занятие решено менее 3 задач |
декабрь | Определить ЗУН в процессе усвоения темы «Проектная работа» | Практическая работа | «зачтено» - презентация проекта составлена по всем требованиям (возможны недочеты) «не зачтено» - презентация или проект не готов см. приложение2 |
декабрь, май | Определить личностное развитие ребенка, его результаты обучения | Мониторинг | см. приложение 4-5 |
март | Определить ЗУН в процессе усвоения темы «Публичное выступление» | Практическая работа | «зачтено» - авторский доклад подготовлен (возможны недочеты) «не зачтено» - доклад не готов или отсутствует см. приложение2 |
май | Определить ЗУН в процессе усвоения темы «Защита проекта» | Защита проекта | «зачтено» - проект полностью готов (возможны недочеты) «не зачтено» - проект не готов или отсутствует см. приложение2 |
II год обучения
Сроки | Задачи | Формы | Критерий оценки |
сентябрь, декабрь, май | Определить уровень знаний ТБ в компьютерном классе | Тест см.Приложение1 | «зачтено» - 6 - 3 правильных ответов «не зачтено» - правильных ответов <=2 |
сентябрь, декабрь, май | Определить уровень развития логического и алгоритмического мышления | Тест см.Приложение2 | |
октябрь | Диагностика ЗУН в процессе усвоения темы и, при необходимости, коррекция обучения | Интеллектуальная игра см.Приложение3 | по итогам игры |
октябрь | Определить ЗУН в процессе усвоения темы «Компьюника» | Конкурс см.Приложение3 | «зачтено» - принял участие, > 50% правильно решенных заданий «не зачтено» - не принял участие |
октябрь, январь, апрель | Определить уровень развития ответственного отношения к труду, усидчивости, аккуратности. | Наблюдение см.Приложение5 | «зачтено» - за занятие решено не менее 3 задач «не зачтено» - за занятие решено менее 3 задач |
ноябрь | Определить ЗУН в процессе усвоения темы «КИТ» | Конкурс см.Приложение3 | «зачтено» - принял участие, > 50% правильно решенных заданий «не зачтено» - не принял участие |
декабрь, май | Определить личностное развитие ребенка, его результаты обучения | Мониторинг | см. приложение 4-5 |
февраль | Определить ЗУН в процессе усвоения темы «Математические основы информатики» | Интеллектуальная игра | по итогам игры |
март | Определить ЗУН в процессе усвоения темы «Инфознайка» | Конкурс | «зачтено» - принял участие, > 50% правильно решенных заданий «не зачтено» - не принял участие |
апрель | Определить ЗУН в процессе усвоения темы «Компьюника» | Конкурс | «зачтено» - принял участие, > 50% правильно решенных заданий «не зачтено» - не принял участие |
май | Определить ЗУН в процессе усвоения темы «Средства ИКТ» | Интеллектуальная игра | по итогам игры |
Оценочные материалы
В качестве метода диагностики личностных и метапредметных результатов сформированных в ходе обучения по программе «Путь к олимпу» используется метод наблюдения, как наиболее доступный и быстрый способ получения информации о воспитанниках, а также методы анкетирование и тестирование.
Оценка опыта участия в олимпиадах и конкурсах по информатике очевидна. Учащиеся за два года обучения становятся участниками интеллектуальных игр минимум шесть раз. После участия идет полный разбор заданий, необходима адекватная самооценка. Их заинтересованность в участие в подобных мероприятиях проверяется устным опросом.
№ п/п | Содержание диагностики | Методы | Сроки проведения |
1 | Диагностика развития знаний ТБ | тестирование (Приложение 1) | сентябрь, декабрь, май |
2 | Диагностика развития логического и алгоритмического мышления. | тестирование (Приложение 2) | сентябрь, декабрь, май |
3 | Определение уровня трудолюбия и работоспособности | тестирование (Приложение 5) | май |
4 | Определение уровня воспитанности учащихся | анкетирование (Приложение 6) | октябрь апрель |
5 | Определение личностного развития ребенка | наблюдение | ноябрь, |
6 | Определение метапредметного развития ребенка | наблюдение | ноябрь, |
Результаты всех диагностик заносятся в электронную таблицу (см. Приложение 8).
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы «Путь к олимпу» необходимо:
Помещение:
- учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Оснащение кабинета:
- сервер: компьютеры (рабочие станции), объединенные в локальную сеть, наличие глобальной сети – обязательно;
- видеопроектор для просмотра анимации на экране или классной доске;
- источник бесперебойного питания;
- сетевое оборудование (концентратор, сетевой кабель (витая пара 5 категории), розетки (5 категории);
- офисное оборудование (принтер (струйный или лазерный), сканер.
Программное обеспечение:
- операционная система MS Windows 7;
- Среда Турбо Паскаль 7.0 или Pascal ABC, любой браузер.
Методы работы
Программа «Путь к олимпу» имеет практическую направленность и построена на следующих принципах:
Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы (в том числе видеоролики).
Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни участия в олимпиадах.
Для успешного овладения содержанием образовательной программы сочетаются различные формы, методы и средства обучения.
В основу организации учебного процесса положена система лекционно-семинарских занятий. Каждая лекция сопровождается показом слайдов для лучшего восприятия. Семинарские занятия включают в себя разбор задач и практические работы, которые являются основной формой проведения занятий. Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения практических заданий. Кроме того, каждый учащийся в результате изучения курса должен обязательно поучаствовать в олимпиаде.
Цели и задачи, поставленные в программе, осуществляются в тесном сотрудничестве детей, педагогов и родителей.
Источники информации
- Intel «Обучение для будущего» - М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2005. – 368 с.
- Дистанционная подготовка по информатике/ http://informatics.mccme.ru/
Приложение 1.
Диагностика развития знаний техники безопасности
ТЕСТ по ТБ
Выберите из предложенных ответов наиболее правильный и полный вариант.
1. Работа учащихся в компьютерном классе разрешается
- всем учащимся (без каких либо условий);
- только в присутствии преподавателя; *
- только после прохождения учащимися мед.осмотра.
2. Во время перемен между занятиями проводится
- обязательное проветривание компьютерного кабинета;
- дополнительная работа с отстающими;
- обязательное проветривание компьютерного кабинета с обязательным выходом учащихся из класса. *
3. При работе в компьютерном классе категорически запрещается:
- находиться в классе в верхней одежде, с напитками и едой;
- присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки; пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;
- все варианты верны. *
4. Находясь в компьютерном классе, учащиеся обязаны:
- после окончания работы завершить все активные программы и корректно выключить компьютер; *
- находясь в сети работать под чужим именем и паролем;
- при наличии неисправности в работе аппаратуры самостоятельно устранить таковую.
5. Работая за компьютером, необходимо чтобы расстояние от экрана до глаз было
- 70 – 80 см (расстояние вытянутой руки); *
- 30 – 40 см (расстояние согнутой руки);
- нет правильных вариантов.
6. При появлении программных ошибок или сбоях оборудования учащийся должен:
- выключить компьютер;
- немедленно покинуть класс;
- немедленно обратиться к преподавателю. *
Приложение 2.
Диагностика развития логического и алгоритмического мышления.
ТЕСТ "Логическое и алгоритмическое мышление"
В данном тесте используются три вопроса для тестирования логического мышления и три вопроса для тестирования алгоритмического мышления.
Выберите из предложенных ответов наиболее правильный.
Вариант 1.
1. На дереве сидели 2 галки и смотрели в разные стороны: одна на восток, а другая на запад. Одна галка говорит: «У тебя крылья грязные». Другая ей отвечает: «А у тебя хвост запачкан». Каким образом они видят друг на друге грязь, если смотрят в противоположные стороны?
- Они смотрят друг на друга. *
- Они не видят друг друга, а просто поддерживают разговор.
- Они увидели грязь друг на друге до того, как начали смотреть в разные стороны.
2. Что у моря одна, у водопада две, у болота три, а у реки этого нет?
- Скорость течения.
- Буква О. *
- Глубина.
3. Что смотрят с закрытыми глазами?
- Фильмы ужасов.
- Спектакль.
- Сон. *
4. Алгоритмом можно считать:
- описание решения квадратного уравнения; *
- расписание уроков в школе;
- технический паспорт автомобиля.
5. С фамилией какого из древних ученых связано происхождение слова «алгоритм»?
- Евклид
- Аль-Хорезми *
- Аль-Коши
6. Система команд исполнителя Вычислитель состоит из двух команд, которым присвоены номера:
1 – вычти 2
2 – умножь на 3.
Первая из них уменьшает число на 2, вторая – увеличивает число в три раза. При записи алгоритмов для краткости указываются лишь номера команд.
С помощью какого алгоритма можно из числа 11 получить число 13?
- 11112
- 21111
- 11121 *
Вариант 2.
1. Сколько ягод клубники может войти в тарелку?
- Ни одной. *
- 30.
- 100.
2. Какими нотами можно пользоваться для измерения пространства?
- Никакими.
- Милями. *
- Солями.
3. Что необходимо сделать, чтобы срезать у дерева ветку и при этом не спугнуть ворону, которая сидит на ней?
- Дождаться, когда ворона уснет.
- Попытаться изобразить ворону и срезать ветку.
- Отпилить ветку, когда ворона сама улетит. *
4. Алгоритмом можно считать:
- Технический паспорт автомобиля
- Описание решения квадратного уравнения *
- Список класса в журнале
5. Автором самого древнего алгоритма считается…
- Евклид *
- Пифагор
- Аль-Хорезми
6. Система команд исполнителя Вычислитель состоит из двух команд, которым присвоены номера:
1 – вычти 2
2 – умножь на 3.
Первая из них уменьшает число на 2, вторая – увеличивает число в три раза. При записи алгоритмов для краткости указываются лишь номера команд.
С помощью какого алгоритма можно из числа 11 получить число 13?
- 11112
- 21111
- 11121 *
Вариант 3.
1. Какой болезнью не страдали на земле?
- Космической. *
- Морской.
- Звездной.
2. Что необходимо сделать, чтобы срезать у дерева ветку и при этом не спугнуть ворону, которая сидит на ней?
- Дождаться, когда ворона уснет.
- Попытаться изобразить ворону и срезать ветку.
- Отпилить ветку, когда ворона сама улетит. *
3. Когда вы идете по мосту, что у вас под ногами?
- Река.
- Ущелье.
- Подошвы. *
4. Какой из документов является алгоритмом?
- Инструкция по получению денег в банкомате *
- Расписание звонков
- Правила техники безопасности
5. С фамилией какого из древних ученых связано происхождение слова «алгоритм»?
- Евклид
- Аль-Хорезми *
- Аль-Коши
6. Система команд исполнителя Вычислитель состоит из двух команд, которым присвоены номера:
1 – вычти 2
2 – умножь на 3.
Первая из них уменьшает число на 2, вторая – увеличивает число в три раза. При записи алгоритмов для краткости указываются лишь номера команд.
С помощью какого алгоритма можно из числа 11 получить число 13?
- 11112
- 21111
- 11121 *
Приложение 3.
Критерии оценивания практических работ.
Практические работы, претендующие на оценку «зачтено».
- Требования к текстовому документу.
При подготовке документа предполагается использование современных текстовых процессоров или издательских систем. Текстовый документ должен удовлетворять стандартным правилам и требованиям, предъявляемым к издательской продукции.
При разработке должны быть использованы основные функции текстового процессора:
- Структурирование документа;
- Структурирование страниц (заголовки, абзацы, поля, символы и т.п.);
- Создание таблиц и рисунков;
- Использование шаблонов и стилей форматирования;
- Использование колонтитулов и сносок;
- Нумерация страниц, форматирование оглавления.
- Требования к презентации.
Разрабатываемая презентация должна состоять из интерактивных слайдов.
При подготовке презентации предполагается использование основных функций презентационного пакета:
- Структурирование документа (заголовки, абзацы, символы и т.д.)
- Вставка растровой графики и картинок из библиотеки ClipArt или подготовленных самостоятельно в любом графическом пакете;
- Вставка музыки (при необходимости);
- Использование шаблонов и стилей форматирования;
- Создание аннотаций и заметок к слайдам;
- Создание интерактивных слайд-фильмов (переход к любому слайду, просмотр видеоклипа и.д.)
Практические работы, претендующие на оценку «не зачтено».
Представленные работы выдают неверный или неполный результат. Работа не удовлетворяет формальным требованиям работы, т.е. не используются, ни какие дополнительные иллюстрации (таблиц, рисунков, графиков и т.п.). Неудовлетворительно оформлен отчет.
Приложение 4.
Примерные задания с ответами олимпиад и конкурсов (задачи прошлых лет)
Дистанционный конкурс «Компьюника»
Всероссийский конкурс «КИТ: компьютеры, информатика, технологии»
Всероссийская игра-конкурс по информатике «Инфознайка»
Игра по информатике «Самый умный»
Приложение 5.
Определение уровня трудолюбия и работоспособности
Тест «Оценка трудолюбия и работоспособности»
При ответе на вопросы теста необходимо выбрать один из трех вариантов
ответа.
1. Как часто из-за занятости вы обедаете наспех:
а) часто;
б) редко;
в) очень редко.
2. Как часто ту работу, которую вы не успели выполнить днем, вы выполняете вечером:
а) редко;
б) периодически;
в) часто
3. Что для вас характерно:
а) вы работаете больше других;
б) вы работаете как все;
в) вы работаете меньше всех за счет организованности.
4. Можно ли сказать, что физически вы были бы более крепким и здоровым, если бы были менее усердны в учебе:
а) да;
б) трудно сказать;
в) нет.
5. Замечаете ли вы, что из-за усердия в учебе вы мало времени уделяете общению с друзьями, близкими:
а) да;
б) трудно сказать;
в) нет.
6. Замечаете ли вы, что в последнее время теряете и интерес к знакомым и друзьям, которые не связаны с вашей учебой:
а) да;
б) ответить затрудняюсь;
в) нет.
7. Подстраиваете ли вы свой образ жизни под нужны учебы:
а) да;
б) когда как;
в) скорее всего, нет.
8. Способны ли вы заставить себя работать в любых условиях:
а) да;
б) когда как;
в) нет.
9. Раздражают ли вас люди, которые отдыхают, в то время как вы работаете (учитесь):
а) да;
б) когда как:
в) нет.
10. Как часто вы увлечены образовательной деятельностью (учебой):
а) часто;
6) периодически;
в) редко.
11. Были ли в последнее время у вас ситуации, чтобы вы не могли заснуть, думая о своих проблемах по учебе:
а) часто;
б) периодически;
в) редко.
12. В каком темпе вам присуще работать:
а) медленно, но качественно;
б) когда как;
в) быстро, но не всегда качественно.
13. Что бы вы предпочли:
а) иметь очень интересную и творческую работу, пусть даже не всегда высокооплачиваемую;
б) работу, где требуется трудолюбие и упорство, высокооплачиваемую:
в) работу, не требующую большого напряжения и сил, но достаточно прилично оплачиваемую.
14. Считают ли вас родители, учителя человеком усидчивым и прилежным:
а) да;
б) когда как;
в) нет.
При подсчете суммарного числа баллов ответы оцениваются:
а) 3 балла, б) 2 балла, в) 1 балл
Ответы на тест
Суммарное число баллов | Уровень | Уровень трудолюбия и работоспособности |
14-16 | очень низкий уровень | |
17-18 | 2 | низкий |
19-21 | 3 | ниже среднего |
22-24 | 4 | чуть ниже среднего |
25-27 | 5 | средний уровень |
28-30 | 6 | чуть выше среднего |
31-33 | 7 | выше среднего |
34-36 | 8 | высокий уровень |
37-39 | 9 | очень высокий уровень |
40-42 | 10 | наивысший |
Однако следует иметь в виду, что лучшие результаты - это 7-й, 8-й уровня, 9-й — очень высокий и 10-й наивысший уровни трудолюбия и работоспособности часто характеризуется как "работоголизм", то есть чрезмерное усердие в учебе и работе, которое нередко приводит к стрессовым ситуациям и даже истощению нервной системы. Поэтому, развивая в себе трудолюбие и работоспособность, важно, как и во всем, знать меру и не превращаться в "трудоголика"!
Приложение 6.
Определение уровня воспитанности учащихся
Примечание: оценка проводится по трех бальной системе: 3 - качество проявляется всегда; 2- качество проявляется иногда; 1 - качество не проявляется никогда. По каждому критерию (качеству) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет одну оценку – уровень воспитанности. Оценка проводится два раза в год - в октябре и апреле.
Анкета
для учащихся 6-7 класса
Критерии (показатели воспитанности) | 3 | 2 | 1 | |
Любознательность | Познавательный интерес к учебе | |||
Мне нравится учиться | ||||
Я сообразительный | ||||
У меня развита речь | ||||
Мне нравится выполнять задания | ||||
Средний балл | ||||
Отношение к школе, обществу | Я выполняю правила для учащихся | |||
Я выполняю устав школы | ||||
Я следую нормам и правилам современного общества | ||||
Я добрый в отношении с людьми | ||||
Я участвую в делах класса, школы | ||||
Средний балл | ||||
Отношение к себе | Умею управлять своим поведением | |||
Соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода | ||||
У меня нет вредных привычек | ||||
Забочусь о здоровье | ||||
Умею организовать свое время | ||||
Средний балл |
Приложение 7.
Мониторинг личностного развития ребенка
Показатели | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Кол-во баллов | Методы диагностики |
Усидчивость | Способность переносить известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности | -терпения хватает меньше чем на 1/2 занятия - терпения хватает больше чем на 1/2 занятия - терпения хватает на все занятие | 1 2 3 | Наблюдение |
Воля | Способность активно побуждать себя к практическим действиям. | -волю к победе навязывают ученику родители, педагог - волевые усилия иногда побуждаются самим ребенком - волевые усилия всегда побуждаются самим ребенком | 1 2 3 | |
Самоконтроль | Умение контролировать свое время | - за временем следит педагог (организатор) - периодически контролирует время сам - постоянно следит за временем сам | 1 2 3 |
Мониторинг метапредметного развития ребенка
Показатели | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Кол-во баллов | Методы диагностики |
Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения |
| 1 2
3 | |
Умение выступать перед аудиторией | Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации | - ребёнок испытывает серьёзные затруднения при выступлении; - испытывает минимальные затруднения, частично владеет ситуацией; - не испытывает затруднений при выступлении с аудиторией | 1 2 3 |
Приложение 8.
Протокол освоения дополнительной общеобразоваельной общеразвивающей программы
«Путь к олимпу»
за 20____ / 20 ____ учебный год
Группа ______________ год обучения _________________
№ п/п | ФИ учащегося | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
1п\г | 2п\г | год | 1п\г | 2п\г | год | 1п\г | 2п\г | год | ||
ФИ | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||
Знание ТБ | Логическое и алгоритмическое мышление | ЗУН поп пройденным темам | Трудолюбие | Средний балл | Владение специальным оборудованием и оснащением | Умение выступать перед аудиторией | Средний балл | Воспитанность | Усидчивость | Воля | Самоконтроль | Средний балл | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Низкий -1 балл
Средний – 2 балла
Высокий – 3 балла
Оценки выставляются в соответствии с проведенными диагностиками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский путь к Олимпу. 1 часть.
Серия презентаций к классному часу, рассказывающая об истории развития олимпийского движения в России. 1 часть- эпоха Екатерины....
Русский путь к Олимпу.2 часть.
2 часть презентации к классному часу об истории развития олимпийского движения в России.В произведениях многих русских поэтов и писателей также находят отражение идеи и принципы Олимпийских игр древно...
Классный час "Русский путь к Олимпу".Презентация.
3 часть презентации к классному часу , посвящённому истории развития олимпийского движения в России.Эта часть презентации посвящена вступлению России в олимпийское сообщество.Алексей Дмитриевич Бутовс...
Путь к Олимпу. Работа с одаренными детьми.
Внеклассная работа с одаренными детьми...
Рабочая программа кружка "Путь к Олимпу"
Кружок «Путь к Олимпу» предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматико...
Программа дополнительного образования (физкультурно-спортивной направленности) "Путь к Олимпу" 2020 год.
Программа физкультурно-спортивной направленности «Путь к Олимпу» составлена на основе дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Легкая атлетика» с учетом ...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Путь к Олимпу» физкультурно-спортивной направленности
Составитель программы: Лысенко Виктория Александровна, педагог дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательны...