«Разбуди в себе лидера!»
проект (5 класс) на тему

Мануйлова Виктория Викторовна

Тема: Великая Отечественная война (1941-1945 г.) «Подвиг и память»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-познавательная игра

 Педагога-организатора Мануйловой Виктории Викторовны.

«Брейн-ринг».

Тема: Великая Отечественная война (1941-1945 г.) «Подвиг и память»

Тип игры: игра в форме «Брейн-ринга». Вопросы и задания подобраны так, чтобы повторить знания учеников и дать им возможность выйти за рамки школьной программы.  

           

Цель игры:

  1. Повторить и обобщить знания по Великой Отечественной войне.
  2. Научить детей применять полученные знания в практике работы с картой, понятиями. Способствовать развитию мыслительной деятельности, творческого потенциала учеников, умение работать в группе.
  3. Воспитание патриотизма на примере героизма народа в годы Великой Отечественной войны.

Условия «Брейн-ринга».

  1. Участвуют  команды.
  2. За полный правильный ответ команда получает 2  очка, а за правильный неполный ответ  1 очко.
  3. Если команда не может ответить на вопрос, то право ответа переходит к команде соперников.
  4. Если  команды не могут ответить на вопрос, то отвечают зрители-    болельщики.
  5. Итоги подводит жюри.

 Правила общения

1. С уважением относимся друг к другу

2. Любое мнение заслуживает внимания

3. Пока один говорит, все его слушают

4. О своем желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки

Вступительное слово ведущего:

      Первый раунд       «Исторический».

  1.  Дайте определение понятию «война»? (Вооруженная борьба между государствами или народами, между классами внутри государств)

                                                                                                                                 

  1. Какие    по    характеру    бывают    войны?    (Справедливые    и несправедливые; освободительные и захватнические)
  2.  На   какие   виды   делятся   войны?   (Мировые,    национально- освободительные; гражданские, Отечественные )                                                                                                                        
  3. Дайте    определение  Великой  Отечественной    войне. (1941-45, освободительная война советского народа против фашистской Германии и ее союзников, важнейшая часть 2-й мировой войны.

Второй раунд       «Первое контрнаступление. (Битва за Москву»

  1. Вопросы командам: Наверное, многие из вас слышали строки из песни?

      У деревни Крюково погибает взвод.

      Все патроны кончились.

      Больше нет гранат.

      И в живых осталось только семеро

      Молодых солдат.

В какой битве погиб взвод, воспетый в песне?  (Московская битва)

  1. В начале московской зимы

Счастливое катится эхо

Не враг наступает,  а мы,

Всё шире пространство успеха

Метельная даль декабря,

Раскат орудийного гула.

Во мгле полыхала заря,

Москва облегчённого вздохнула.                                                                                                              Когда была битва за Москву? (30.09.1941 г. - 20.047.1942 г

  1. Кому история приписывает слова : «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!» (политрук панфиловцев Василий Клочков)
  2. По словам Геббельса, после поражения немецких войск под Москвой это безобидное  атмосферное явление вызывало у Гитлера ухудшение здоровья.  О чем идет речь?                      ( Вид снега.)

  Третий  раунд       «Коренной перелом»

1. С какими битвами связан Коренной перелом в ходе войны?

 (Сталинградская битва (17.07.1942 г. - 02.02.1943 г.) Курская битва (05.07.-23.08.1943 г.)

2. Начало этой операции советских войск послужило в дальнейшем учреждением Дня ракетных войск и артиллерии -19 ноября Как называлась операция?   («Уран») 

3. Какое самое крупное танковое сражение второй мировой войны вы знаете? (битва у  д.Прохоровка)

  1. Это поле победы суровой

Для победы по праву равно

Полю грозному Куликову,

Ратным доблестям Бородино.

Здесь под Прохоровкой, в сорок третьем,

Смерть презрев, по сигналу атак

Шли солдаты наши в бессмертье,

Становился бессмертным танк.

О каком поле сражения идет речь в стихотворении? К какой битве можно отнести это сражение? (Курская битва)      

 5. Кому из немецких военачальников поражение в битве принесло повышение звания  ( генерал Паулюс)

Четвертый  раунд      «Города –герои»

  1. Назовите  города-герои.  (Москва, Ленинград, Волгоград, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Мурманск, Сталинград, Брест, Тула, Киев, Минск, Керчь).+ Архангельск и Козельск (указом Д.А.Медведева) 
  2.  Назовите изображенные на слайде города-герои (Москва, Волгоград (Сталинград), Ленинград (Санкт-Петербург), Брестская крепость, Киев, Севастополь)
  3. О героической обороне какого советского города в 1942 году написала в своих поэмах Ольга Берггольц?( Ленинград)
  4.  Этот Российский город-герой отважно защищался и в смутное время и от войск Наполеона, и в 1941 г. Назовите его.   ( Смоленск)                                                                      
  5.  В истории Второй Мировой войны этот «хвойный» город Советского Союза стал первым городом откуда выгнали немцев. Назовите его. (Ельня) 
  6. Какому событию посвящены фотографии? Его значение. (Тани Савичевой)
  7.  Когда и по поводу какого события был произведен первый победный салют в Москве? (Первый победный салют в Москве прозвучал 5 августа 1943 года в честь освобождения Орла и Белгорода войсками Западного, Центрального, Воронежского, Брянского и Степного фронтов. )

 Пятый раунд   «Что такое ?»

1. «Дорога жизни», (единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, связывавшая в сентябре 1941 - марте 1943 блокадный Ленинград со страной, проходила через Ладожское озеро. В навигационные периоды перевозки по «Дороге жизни» производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах)

2. Печи дьявола»?

3. Холокост  — систематическое преследование и истребление немецкими нацистами и коллаборационистами из других стран миллионов жертв нацизма: почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам

4. Хатынь  — деревня (население 149 человек в 1943 году в Белоруссии. 22 марта 1943 года была уничтожена нацистскими войсками при участии коллаборационистов за то, что жители деревни якобы оказывали помощь партизанам. Все жители Хатыни были сожжены заживо.

  Шестой раунд      «Партизанское движение»

  1. Что такое партизанское движение? (вооруженная борьба против немецко-фашистских захватчиков на временно оккупированных территориях).
  2.  Кто руководил партизанскими отрядами? (Центральный штаб партизанского движения был создан 30 мая 1942 г.,  для руководства, координации, снабжения)
  3. Формы борьбы партизан? (Рейды по тылам противника, диверсии на коммуникациях, создание партизанских краев).
  4. С чем координировались действия партизан? (С наступательными операциями Красной Армии с весны 1943 года).
  5. Назовите наиболее известные командиры партизанских соединений? (С.А. Ковпак, А.Н. Сабуров, А.Ф. Федоров, П.П. Вершигора, Д.Н. Медведев).

  Седьмой  раунд  « Кодовые операции» и планы»

Многие военные операции и планы известны под определенным кодовым названием, они разработаны как советским, так и гитлеровским командованием. Внимание вопросы.

1.Что такое план «Цитадель»? (План наступления гитлеровских войск в районе Курска).

2. Как назывался план немецкого командования по захвату Москвы? (Тайфун)                              3. План «Багратион»? (операция Красной Армии по освобождению Белоруссии).

4.Что вам известно о «Рельсовой войне», «Концерте»?. (В августе и сентябре 1943 года по приказу Центрального штаба партизанского движения партизанами были проведены операции «Рельсовая война», «Концерт». В результате на длительное  время были выведены из строя пути сообщения в тылу врага, что оказало существенную помощь советским войскам во время боёв под Курском, Орлом, Харьковом.)

5. Какое кодовое название носит операция, которая происходила с 30 декабря 1942 года по 2 февраля 1943 года, и в результате которой армия Паулюса была окружена и капитулировала?  («Кольцо»)

6. План «Барбаросса»? ( план  молниеносной войны гитлеровской Германии против СССР, утверждённой в 1940 г.)

 7. План «Ост», ( План физического истребления народов СССР и Восточной Европы, объявленных « расово  неполноценными).

8. Восточный Вал? (Оборонительные сооружения, построенные в 1943 г., о которых Гитлер говорил: « Скорее Днепр потечёт обратно, нежели русские преодолеют его».

9. Какая гитлеровская операция явилась дезинформацией для советского командования, и Сталин поверил этой информации? ( «Кремль», лето 1942г., о якобы готовящемся ударе на Москву)

Восьмой раунд «Вечная слава героям»    

1. Татарский поэт, погибший в фашистских застенках, автор сборника «Моабитская тетрадь»  (Муса Джалиль) 

2. В ночь на 18 февраля 1945 года в концлагере Маутхаузен (Австрия), в числе других заключённых (около 500 человек), был облит водой на морозе и погиб. Стал символом несгибаемой воли и стойкости.( Генерал- лейтенант Дмитрий Михайлович Карбышев)

3. Подвиг какого советского летчика отражен в книге Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке»? (Легендарный лётчик, Герой Советского Союза Алексей Маресьев) 

4. Назовите героев войны – защитников Москвы. Расскажите о них (слайд 11). Если это задание вызовет затруднение, то предлагается назвать тех, кто изображен на следующих слайдах (слайды 12, 13, 14, 15).

 (Зоя Космодемьянская. Первая женщина-Герой Великой Отечественной войны, участница партизанского движения Подмосковья, ее подвиг описывался неоднократно.

Иван Васильевич Панфилов. С июля 1941 г. командовал 316-й стрелковой дивизией на Северо-Западном и Западном фронтах. В оборонительных боях под Москвой в октябре - ноябре 1941 бойцы и командиры 316-й стрелковой дивизии под его командованием, удерживая рубеж обороны на Волоколамском направлении, проявили массовый героизм.

Виктор Талалихин. Военный лётчик, заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса войск ПВО территории страны, младший лейтенант, Герой Советского Союза. Сбил 6 самолётов, одним из первых применил ночной таран) 

5. Когда был проведен Парад Победы? (24 июня 1945 года в ознаменование победы над фашистской Германией в Москве на Красной площади).

6. Кого называют Маршалом Победы? (Г.К. Жукова Георгий Константинович Жуков. Советский военачальник, Маршал Советского Союза, выдающийся полководец Великой Отечественной войны, с чьим именем связано большинство громких побед в войне).

 

Вопросы для болельщиков

  1. Назвать высший военный орден СССР (Орден Победы).
  2. Как называлась реактивная система, находившаяся во время войны на вооружении артиллерии Советской армии? (Катюша)
  3. Назовите крепость, ставшую символом несгибаемого мужества, стойкости и героизма советских воинов в первые дни войны? (Брестская крепость) 
  4. Какой отечественный средний танк был признан лучшим в годы Великой Отечественной войны? (Т-34)
  5. Какой советский самолет в годы войны называли «летающим танком»? (Бронированный штурмовик Ил-2)
  6. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда? (Блокада Ленинграда длилась 872 дня: начало блокады – 8 сентября 1941 г. окончательное снятие – 27 января 1944 г.)

  1. В честь каких выдающихся русских полководцев и флотоводцев XVIII-XIX вв. были

учреждены ордена в годы Великой Отечественной войны?(Полководцы: А. Суворов, М. Кутузов. Флотоводцы: П.С. Нахимов, Ф.Ф.Ушаков)

  1. Кто из советских летчиков в годы Великой Отечественной войны был трижды удостоен звания Героя Советского Союза? (Иван Никитич Кожедуб и Александр Иванович Покрышкин)
  2. Подвиг какого советского летчика отражен в книге Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке»? (Легендарный лётчик, Герой Советского Союза Алексей Маресьев)
  3.  Сколько военных парадов прошло на Красной площади в Москве за время Великой Отечественной войны?( Во время Великой Отечественной войны парад проведен 7 ноября 1941 г. на Красной площади. 24 июня 1945 г., после разгрома Германии, состоялся Парад Победы.)
  4.  Когда советские войска впервые вышли на государственную границу СССР? (26 марта соединения 27-й армии генерала С. Г. Трофименко первыми вышли на государственную границу СССР с Румынией.)
  5. Назовите фамилии советских воинов, водрузивших Знамя Победы над рейхстагом в Берлине. ( Сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария)
  6. Когда были международные конференции глав держав СССР, Великобритании  и США? ( 1943г., 1945г., 1945г..)

Подведение итогов брейн-ринга.   Объявление победителей среди команд, среди зрителей.   Подведение итогов урока.



Предварительный просмотр:

Конспект

открытого занятия

 «Разбуди в себе лидера!»

Цель занятия - создание благоприятного социально-психологического климата в группе; формирование установки на активную творческую работу.

Задачи:

- создать условия для проявления своих способностей, интеллектуальных умений,

- развить такие качества, как умение слушать другого человека, работать в группе.

- дать возможность учащимся реализовать творческие способности.

Приветствие «Я рад с вами общаться…».

Участники вместе с педагогом-организатором встают в круг, поочередно называют свое имя и говорят фразу «Я рад с вами общаться», обращаясь при этом к рядом стоящему.

Материалы: небольшой мяч, карточки с заданиями.

Содержание занятия:

1. Ритуал приветствия. тест на наличие хорошего настроения

На слова, ведущего при согласии хлопать рукамипри не согласии – топать ногами

- Настроение на пять?

- Будем встречу начинать?

- Кто пришел сюда скажи (имена присутствующих)

- Мы друг другу, скажем «Здравствуй»?

- Встрече рады мы ужасно?

- Не грустим, не унываем?

- Всем здоровья пожелаем?

- Вы не рады нашей встрече?

- И кому заняться нечем?

- Уходите, мы не держим

- Пригласим сюда мы свежих

- Вижу все пришли не зря

- И уже горит ваш взгляд

- Пора нам дело начинать?

- Зачем же время зря терять?

2. Рефлексия прошлого занятия. Проводится традиционно, но можно включить новую позицию – «Самым полезным для меня было...». В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Не быть лидером это то же самое, что блуждать в огромном лесу без фонаря, компаса и карты. Лидерство это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью.

Повторение понятий «лидер», какие лидеры, креативность,

Лидер – ведущий – человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он стремится «выложиться» для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства. Именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять, посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен «завести» окружающих.

        Различают лидеров – созидателей и лидеров – разрушителей.

Лидер – созидатель действует в интересах дела, в интересах организации и всех ее членов, которых он ведет за собой ( по большому счету в интересах всех людей).

Лидер – разрушитель действует в своих собственных интересах, для него на первом месте не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих (зачастую на вред и делу, и людям).

Эмпатия - способность эмоционально отзываться на переживания других людей как телепатия - чтение мыслей, эмпатия - это чтение чувств, другого человека.

Креативность – наша способность к творчеству. Она реализуется в форме новых идей, — творческие способности человека, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей и подходов в науке, культуре, политике, бизнесе – словом, во всех динамичных областях жизни, где развита конкуренция. Этим и определяется ее ценность для общества. А чем ценно это качество для того, кто им обладает? «Самое важное в креативности – совершенствование себя.

Помните домашнее задание. Давайте послушаем, какие вы придумали предложения, чтобы убедить детей прекратить метать ножи в дерево.

Упражнение «Бег ассоциаций» Ведущий: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом любое существительное. Например, я бросаю мяч Никите, называя слово «карусель». Никита быстро называет любое слово, пришедшее ему в голову по поводу «карусели» и отправляет мяч дальше. Следующий скажет свою ассоциацию в ответ на брошенное ему слово. Постараемся делать это быстро, долго не обдумывая свою реакцию».

При кажущейся простоте упражнение нередко вызывает трудности у участников. Это может выражаться в сообщениях о том, что ничего не приходит в голову, в длительных паузах, даже раздражении. Возникающее при этом напряжение некоторые участники пытаются преодолевать, реагируя заранее заготовленными словами. Ведущий во время выполнения упражнения не акцентирует на этом внимание. Главное, к чему стремится ведущий - создание атмосферы, способствующей спонтанному порождению ассоциаций.

Упражнение «Воображение». Необходимо изобразить мимикой, руками и движениями тела  задание, описанное в карточке.

Упражнение «Слепая геометрия».

Участники встают в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Инструкция: « Сейчас ваша задача, держась за руки с закрытыми глазами, выстроиться в квадрат (треугольник, круг, овал). Затем проводится обсуждение: что помогло справиться с заданием, что мешало.

А теперь новые понятия.

Инициатива – начинание, проявление предприимчивости, стремление и умение действовать самостоятельно.

Коллектив – высший уровень развития группы, когда в ней есть общая цель деятельности, единство, взаимопонимание, стремление помогать другим.

Компромисс – соглашение между различными мнениями, взглядами, достигнутое путем взаимных уступок для пользы дела.

Мы проходили понятие Конфликт – столкновение противоположных мнений, целей, интересов, желаний.

Общение – установление контактов на основе совместной деятельности (обмен информацией, выработка взаимодействия, восприятие и понимание другого человека)

Эрудиция – глубокие познания, начитанность, познания в какой – либо области науки.

Игра «Я тебя знаю» - ведущему завязывают глаза. Затем все произвольно рассаживаются по кругу. Ведущий прикасается к волосам участника и пытается определить, чьи волосы он трогает. Детям нужно заранее сказать, как ведущему будут завязаны глаза, можно поменять прическу (мальчикам одеть заколки, девочкам сделать хвостики …)

Игра на «обратную связь» - «РЕКЛАМНЫЙ РОЛИК». Объект рекламы – конкретный человек. Каждый вытягивает карточку, на которой написано имя одного из участников. Ребенок, вытянувший ее, должен прорекламировать того человека, который обозначен на карточке, не называя его имени (т.е. сказать кем или чем мог бы оказаться этот человек). Дается одна минута на одного человека. Остальные пытаются отгадать, о ком идет речь. Примечание: если человек вытягивает карточку со своим именем, не нужно ее менять. Обсуждение: легко ли было сделать рекламу на другого человека? Легко ли было отгадать задуманного человека?

Интеллектуальная разминка

Закончить крылатые выражения, встречающиеся во многих сказках:

Поди туда – не знаю куда, -----------------------------------------------------

Скоро сказка сказывается, -----------------------------------------------------

Я там был, мед-пиво пил, ------------------------------------------------------

Жили – были -------------------------------------------------------------------- и др.

«Озорные буквы в пословицах».

Найдите в пословицах озорные буквы, вставшие не на свои места и тем самым изменившие их привычный смысл.

Трус своей лени боится. (Лени – тени)

Лес рубят – кепки летят. (Кепки – щепки)

 Вола ноги кормят. (Вола – волка)

Трус кормит, а олень портит.

(Трус – труд, олень – лень)

От бобра бобра не ищут. (Бобра – добра)

 В здоровом теле здоровый пух. (Пух – дух)

Не делай из муки слова. (Муки – мухи, слова – слона)

Своя щука – владыка. (Щука – рука)

Не зная броду, не суйся в моду. (Моду – воду)  

Домашнее задание: Нарисуй эмблему «Мы вместе»

Ритуал окончания занятия.

Все члены группы становятся по кругу. Они держат перед собой руки ладонями вверх. Ведущий: «Мысленно положи все знания, которые ты сегодня принес с собой, в левую руку, а все то, что ты сегодня узнал нового - в правую. И когда я скажу: «Готово, давай!», ты соединишь руки одним громким хлопком, сказав при этом: «Да!».

Список используемых источников

  1. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 2011. - 367 с.
  2. Мальцева Т.В. Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие:  Издательство: Юнити-Дана, 2011 г., 143 с.
  3. Макарова К.В. Психология человека: Учебное пособие, Издательство: МПГУ, 2011 г., 160 с.

  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2012. - 460 с.

5. http://la-plus.ru

6. http://intservis.ru

7. http://samopoznanie.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разбуди в себе лидера

Программа развития лидерского потенциала в среде старших школьников....

Разбуди в себе Ван Гога

источник kids-n-fun.comhobby-mix.net...

Занятие в рамках дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы "Разбуди в себе лидера!"

Занятие в рамках дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы "Городской совет школьников" (1 год обучения)...

открытый урок "Разбуди в себе лидера"- педагог организатор Карамзина Светлана Валентиновна

Конспектоткрытого занятия «Разбуди в себе лидера!»Цель занятия - создание благоприятного социально-психологического климата в группе; формирование установки на активную творческую работу.Зад...

ТРЕНИНГ «Познай себя как лидера »

laquo;Мир существует не для того, чтомы его познавали, а для того, чтобымы познавали и воспитывали себя                          ...

Тема: «Разбуди в себе лидера»

Проведение занятий с активом детской организации....

Мероприятие «Разбуди в себе лидера!»

Цель Раскрытие личностного потенциала участников. Формирование представлений о лидерстве, осознание и проявление своих сильных сторон....