Исследовательский проект "Преданье старины глубокой…»
проект на тему

Фищенко Евгения Павловна

Русский язык не стоит на месте. Это явление развивающее и изменяющееся. С течением времени происходят изменения в человеческой жизни. В связи с этим в язык приходят новые слова, а старые выходят из активного употребления. Также произошло и с названием предметов мебели, которую наши предки использовали в повседневной жизни. Никто в наше время не называет шкаф для одежды сундуком, буфет - ларем, а шкатулку для хранения драгоценностей - теремком.  На смену пришли шифоньеры, кухонные буфеты, сейфы. Значит ли это, что современному человеку совершенно не надо знать старинные предметы мебели? Значит ли это, что они не пригодятся современному человеку в его повседневной жизни?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predane_stariny_glubokoy-fishchenko_e.p.-1.docx578.46 КБ

Предварительный просмотр:

МБУДО «Дом детского творчества г. Льгова»

307750, Курская область, г. Льгов, ул. Комсомольская 49/77, тел. (47140) 2-21-23

e-mail: ddtlgov2012@yandex.ru

Название работы:

  «Преданье  старины  глубокой…»

Авторы работы: учащиеся

объединения «Солнышко»

Руководитель:

 педагог дополнительного образования

 Фищенко Евгения Павловна

Консультант: историк

Остроухова Марина Георгиевна

2016 г.

Оглавление.

Введение…………………………………………………………………………..3-4

Часть 1. Из истории сундука

1.1. Предметы быта наших предков……………………………………………..5

1.2. Сундук – привет из далекого прошлого………………………………….5-6

1.3. Мебель крестьянских изб…..………………………………………………6-7

1.4. Необычные хранилища……………………………………………………..7-8  

Часть 2. Сундук и современность.

2.1. Находки местных музеев…………………………………………………...8-9

2.2. Украсим сундук  своими руками…………………………………………….9

2.3. Сундук  в  народном творчестве………………………………………...10-12

Заключение………………………………………………………………………...13

Список использованной литературы…………………………...……………...14

Приложения…………………………………………………………………….15-25

Введение.

       Русский язык не стоит на месте. Это явление развивающее и изменяющееся. С течением времени происходят изменения в человеческой жизни. В связи с этим в язык приходят новые слова, а старые выходят из активного употребления. Также произошло и с названием предметов мебели, которую наши предки использовали в повседневной жизни. Никто в наше время не называет шкаф для одежды сундуком, буфет - ларем, а шкатулку для хранения драгоценностей - теремком.  На смену пришли шифоньеры, кухонные буфеты, сейфы. Значит ли это, что современному человеку совершенно не надо знать старинные предметы мебели? Значит ли это, что они не пригодятся современному человеку в его повседневной жизни?

       Обучаясь в школе, на уроках окружающего мира, литературы, русского языка, истории, обществознания мы нередко сталкиваемся со старинными предметами быта. Они встречаются и в художественных произведениях, и в исторических документах, в быту. В сложившейся ситуации возникает противоречие. С одной стороны – слова, обозначающие старинные предметы мебели устарели и вышли из употребления. С другой – современный человек испытывает потребность в знании этих предметов. Возникает проблема: нужно ли современному человеку знать старинные предметы быта и как эти знания могут пригодиться в жизни?

      Данная тема актуальна, поскольку современный человек часто сталкивается со старинными предметами быта и профессиональной деятельности. Читая классические произведения художественной литературы, человек часто встречает в тексте названия старинных предметов мебели. Историки и археологи, изучая быт предков, нуждаются в этих знаниях, так как исторические документы содержат эти слова.

      Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты можно использовать для школьного и самостоятельного изучения вопроса о предметах старины. Изучив их, человек может применять полученные знания в повседневной жизни и использовать старинные предметы быта, усовершенствовав их.

       Объект исследования: старинные сундуки.

       Предмет исследования: История, назначение и практическое применение старинных предметов  быта - сундуков.

        Цель нашего исследования -  узнать, что такое сундук, когда он появился в быту россиян, какое значение имел сундук в жизни русской женщины через семейную реликвию, сохранился ли сейчас, как используется в настоящее время современными горожанами.

 Задачи: 1. Узнать информацию о появлении сундука на Руси. 2. Изучить музейные экспонаты. 3. Собрать материал о сундуке, как о предмете народного творчества. Гипотеза: сундук предназначался для хранения различных предметов, но в то же время он был и объектом народного творчества (стихи, сказки, легенды…)

Методы исследования: 1. Рассмотрение имеющихся сундуков в музеях города Льгова. 2. Изучение справочной литературы и материалов сайтов интернета. 3. Обобщение и систематизация собранных материалов.

1. Из истории сундука.

1.1. Предметы быта наших предков.

     Что мы знаем о мебели наших предков? И много и мало! Художественную мебель из старинных особняков и дворцов можно видеть сейчас в музеях. Шкафы, столы, диваны, кресла, бюро, зеркала стали настоящими произведениями искусства, образцами стилей барокко, рококо, классицизма, ампир, модерн. По эскизам знаменитых архитекторов и художников их создавали высококвалифицированные мастера из различных, иногда дорогих заморских пород дерева, украшали бронзой, позолотой, резьбой, тканями, фарфоровыми и костяными вставками. Стоила такая мебель целое состояние. Так, бюро Екатерины II работы мастера  Гамбса обошлось в  20 тысяч рублей.

      А для ежедневного обихода использовали более простые, но добротные изделия, кроме того, в XVIII веке их часто не хватало. Даже Екатерина II вспоминала, что, когда двор переезжал из Зимнего дворца в Летний или Царское Село, следом везли обстановку. Словом, мебель служила нескольким поколениям, ее передавали потомкам со всем остальным недвижимым имуществом.

1.2. Сундук – привет из далекого прошлого.

    Долгое время любовались мы на предмет обихода в нашем «Музее предметов быта» Дома детского творчества города Льгова сундуком. Большой деревянный ящик примостился в самом углу музея. Нас заинтересовала история сундука, мы начали искать информацию о нем и вот что мы узнали.

     Во все времена людям приходилось где-то хранить вещи и ценности, причем особенно актуально этот вопрос вставал, когда человек отправлялся в путь. Сейчас такими хранилищами являются шкафы, сейфы, чемоданы, однако они появились всего полтора-два века назад. До этого, на протяжении долгих лет, все эти предметы обихода заменял сундук. «Сундук» – этим словом обозначался большой прямоугольный ящик из пиленых досок с крышкой на петлях, закрывающийся на замок. «Сундук - тяжёлый напольный ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и с замком. Кованый с. (обитый железом). Полны сундуки добра. II уменьш. сундучок,  сундучный.»[1]

    История сундука начинается много столетий назад. Считается, что они были придуманы еще в неолите. Однако, достоверно известно, что ими пользовались древние египтяне, от них сундуки перешли в древнюю Грецию и Рим, а в раннее Средневековье распространились на полмира: по всей Европе, Азии, дошли и до Руси. Происходило это при помощи племен кочевников и армий завоевателей. Появляясь в стране, сундук приобретал национальные черты и видоизменялся, расширялись и его функции. Так его внешний облик украшался разнообразными панелями, коваными узорами, затейливой резьбой, обтягивался кожей и тканью. Закрывался сундук на засов или замок, причем были как навесные, так и врезные. О предназначениях же можно говорить очень долго, ведь помимо хранения и транспортировки домашнего скарба, одежды и инструментов, были сундуки для оружия и денег (сундуки-сейфы), сундуки-саркофаги и сундуки-троны. Также сундук мог исполнять роль кровати, стола, скамьи, стула, а поставленный на бок, он становился шкафом и комодом. Размеры сундуков варьировались в очень широких пределах: от крохотных шкатулок до гигантских, внутри которых можно было не только хранить вещи, но и спать! (Приложение 1). Кочевые племена, заменив при изготовлении сундука (сандыка) дерево на ткань, войлок и кожу, превратили его сначала в баул, а потом в шабадан (чемодан). Само слово сундук (сандык) на Руси появилось вместе с татаро-монгольским игом и прочно укрепилось среди ларей, коробов, скрыней. 

1.3. Мебель крестьянских изб.

     Длительное время в крестьянской и городской ремесленной среде сундук фактически был одним из основных предметов мебели. Различные сундучные изделия на протяжении веков составляли важную часть интерьера крестьянских изб, его выставляли на видное место,  свидетельствуя о богатстве семьи. В то время, как сундук являлся предметом роскоши и использовался для хранения дорогих вещей, существовал ларь (Приложение 2), по форме своей схожий с сундуком, но сделанный более просто, грубо и не имевший украшений. В больших дубовых и сосновых ларях хранили зерно, муку и другие продукты.  На базаре  использовали  для  продажи  съестного.

      Сундуки, в которых хранили приданое невесты, зачастую были очень больших размеров и вносились в дом только единожды - при его строительстве. На Руси, когда рождалась девочка, ей тут же начинали готовить приданое – это называлось «нагнетать сундуки» и сама невеста имела к этому прямое отношение. Приданое было залогом успешного брака. Приготовление приданого являлось одной из составляющих процесса подготовки девушки к замужеству, к семейной жизни. После замужества девушка оставляла родной дом и забирала с собой сундуки с приданым: подушки, перины, одеяла, полотенца (изготовленные самой невестой), одежду, домашнюю утварь, украшения, нательное белье, платья, постель, столешники-скатерти, полог, насундучники,  настилальники-простыни, холст, пестрядь, из которых будущая жена и мать должна была обшивать всю семью. Во многих домах сундуки разного размера выставляли в виде горки, т.е. ставили один на другой, иногда их численность достигала потолка.

     В крестьянском доме сундуки использовались не только для хранения добра, но и служили подставкой под подушку, скамьёй, а иногда и местом для дневного послеобеденного сна. Сундуки, подголовники, ларцы, скрыни, шкатулки - богато декорировались. Обычно их оковывали для прочности полосами железа, лужёного или воронёного. Заказчики предъявляли сундучным мастерам определённые художественные требования: сундуки должны быть не только вместительными, прочными, но и красивыми. Для этого сундуки расписывали темперными красками, разводившимися на яичном желтке. На сундучных изделиях часто встречались изображения льва или грифона, они считались зверями сильными, мужественными, хорошими защитниками нажитого человеком добра. Некоторые сундуки обтягивали кожей, обивали медными гвоздями с фигурными шляпками – это делало их не только прочными, но и красивыми. Другие расписывали яркими красками снаружи и внутри. Изображали цветы, букеты, гирлянды. Среди орнаментов можно увидеть отдельные фигурки, а то и целые композиции.

   До появления пильных мельниц в конце 18 в. и связанного с этим удешевления пиломатериалов сундук, будучи дорогостоящим предметом, был принадлежностью богатого дома, а у простых людей на Руси его заменяла коробья́ (Приложение 3)  — стенки у неё были из луба, а донце деревянное, имелась крышка. Коробьи были разных размеров, могли быть с росписью и не расписанными — «белыми». В больших количествах они имелись и в домах богатых людей.

1.4. Необычные хранилища.  

    На Руси были распространены два вида сундуков - подголовник с плоской откидной крышкой и теремок с выпуклой. В маленьких, больше похожих на шкатулки, хранили ценные украшения, бытовые мелочи и деньги. Для надежности сундук оковывали железными полосами и навешивали тяжелые замки. К специфическим разновидностям сундуков можно отнести теремо́к (приложение 4) и подголо́вник (приложение 5). Сундук-теремок получил своё название от надстройки над богатым домом — терема и, подобно ему, имел на крышке главного своего отделения ещё одно, меньшего размера вместилище со своей особой крышкой, в которое помещались наиболее ценные предметы. Сундук-подголовник был небольших размеров, крышку имел, состоящую из двух плоскостей: горизонтальной, прикрывавшей заднее отделение сундучка, и наклонной, над передним отделением, на которую клали подушку. Владелец такого сундука мог не бояться, что у него выкрадут самые ценные его вещи, когда он будет спать.

   Изготовление сундука — процесс сложный, требующий участия разных мастеров (плотника, кузнеца, живописца, слесаря), поэтому в каждой губернии производимые изделия имели свои неповторимые особенности.

    Часть 2. Сундук и современность.

    2.1. Находки местных музеев.

     За многолетнюю историю сундуки меняли свои внешние формы и превращались в новые предметы. Так в XVII веке данный вид мебели претерпел серьезные видоизменения. К сундуку прикрепили ножки и установили ящики, так появился прототип современного комода. В настоящее время интерес к сундукам снова возрос. Старинные и современные, они чаще всего используются в гостиной в качестве журнального столика, подставки для лампы или в спальне у изножья кровати, являясь при этом главным атрибутом в дизайне интерьеров.

    Мы решили отыскать места в нашем городе, чтобы побольше увидеть различных сундуков и убедиться в том, что сундук не забыт, а и сегодня является неотъемлемой частью жизни современного человека. Сначала мы обратились в наш Льговский краеведческий музей.

   Здесь, посреди выставочного зала расположился большой дорожный сундук, представляющий собой  деревянный ящик, обитый металлическими полосками, крышка имеет пологую форму, на крышке железная ручка, железный засов.

   Внутри деревянного сундука спрятался плетеный дорожный сундук с откидной крышкой. На крышке имеются запоры виде плетёных петель .

     Сундук представляет собой плетеный прямоугольный короб для хранения предметов крестьянского скарба – веретен, запчастей от прялки.  По периметру основания и в углы боковых стенок вставлены деревянные штыри для придания сундуку прямоугольной формы и прочности. На лицевой стороне сундука имеется ручка, закрепленная проволочными петлями. Крышка крепится с задней части сундука на железные скобы. На лицевой части имеется отверстие для замка. Располагался  такой сундук чаще всего в сенцах деревенских домов.

     Оба  изделия  конца 19 начала 20 века передано в Льговский краеведческий музей в 1997 году жительницей города Льгова Крапивной Ириной Александровной. (Приложение  6 )

     Следующим местом наших поисков явился недавно открытый Гостевой дом «Льгов», где в музее также хранятся сундуки.

      Один находится в выставочном зале Гостевого дома, представляет собой большой  деревянный ящик. Сундук  конца 20 века  был  передан  в музей совсем недавно жителем города Льгова Плотниковым Михаилом Анатольевичем, который его предки использовали для хранения одежды.  Сундук вещевой, обитый металлическими полосками.  На нем имеются многочисленные сколы. Крышка сундука  выпуклая, по бокам имеются металлические ручки, засов утерян.

     Второй, не менее интересный экспонат, нашел свое место в небольшом музейном уголке Гостевого дома. Это сундук-магазин дорожных изделий готовой обуви М.В.Каткова, 1890 г. (Приложение 7)

    2.2. Украсим сундук  своими руками.

 Но вернемся к своему сундуку «Музея предметов быта» Дома детского творчества  города Льгова. Этот экспонат  нашел свое  место в укромном уголке в 2011 году, передала его музейному фонду жительница города Льгова Брызгалова Галина Лаврентьевна из коллекции предметов быта семьи Брызгаловых-Коломиец. Сундук старинный, начала 20 века, до сих пор используется для хранения музейных ценностей – рушников, рубах, русских народных костюмов. (Приложение 8)

     Изучив историю происхождения очень важного предмета быта наших предков, а также  его историю,  мы  решили украсить свой музейный сундук, изготовив своими руками украшение для него - насундучник. Подобрав подходящие на наш взгляд расцветки хлопковой ткани, мы принялись за работу

    Аня Смелик нарисовала макет сундука и насундучник. Этот  рисунок мы взяли за основу для работы, затем  из выбранных лоскутков  по эскизу сшили  лоскутные  блоки, соединив  их в лоскутное покрывало. Примерили, посмотрели… Отлично получилось! (Приложение 9)

2.3. Сундук  в  народном творчестве.

    Как мы уже знаем, сундук  был не просто предметом мебели. К нему и отношение было особое. Ведь не о каждом предмете мебели слагали приметы и поверья! А о сундуке они до сих пор существуют. Например, такие:

• Нельзя открывать сундук в один из дней Масленицы, чтобы не выпустить из него богатство и удачу.

• Свой сундук отдавать никому нельзя  - сама замуж не выйдешь и той, кому отдала - счастья не будет.

• Нельзя класть в сундуки детские вещи. Это считалось большим грехом, так как одежда ребёнка пахла материнским молоком.

Существовали и народные традиции, связанные с сундуком. Например, такие:

• При выкупе приданого на сундук садились младшие братья, сестры и племянники невесты, которые назначали сумму выкупа.

  Перед свадьбой сундук очищали от «нечистой силы». Для этого его обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли. Затем клали деньги, хлеб, иногда посуду, чтоб сундук всю жизнь не был пуст, чтоб молодые жили богато.  

А вот такую легенду мы прочли в книге.

Три сундука

 У одного вождя по имени Нди было три сына. Однажды, заболев, он созвал своих сыновей и сказал им:

— Я умираю. У меня есть три сундука. В них всё моё богатство. Возьмите себе каждый по сундуку, кто какой хочет. Только не открывайте их, покуда я не умру.

Так они и сделали. Каждый взял себе по сундуку. Вот отец умер, сыновья похоронили его, а потом каждый открыл свой сундук.

У первого сундук оказался полон золота. У второго в сундуке оказались куски разного дерева. А у третьего в сундуке была земля, тоже разная, но кроме неё ничего.

Тогда второй и третий братья сказали:

— Нет, так нехорошо, несправедливо. Надо разделить содержание всех сундуков поровну на всех. Пусть первый отдаст нам каждому по трети своего золота, а мы отдадим по трети своих дров и своей земли.

Но первый ответил им:

— Нет, я так не хочу. Надо исполнять волю отца. Если б кому-то из вас достался сундук с золотом, он бы тоже не стал делиться. Всё дело случая. Но так завещал покойный отец.

Второй и третий братья собрали жителей деревни, всех мудрых людей, рассказали им о своём споре и попросили рассудить. И люди сказали:

— Ваш покойный отец так распорядился, мы ничего изменить не можем. Вождь был умный человек, он наверняка всё хорошо обдумал и знал, что делает.

Тогда братья обратились к властителю всей страны. Но и тот ничем не сумел им помочь.

Тут один старик посоветовал:

— Пойдите к человеку, которого зовут Кабаку. Если кто-то и может помочь вам, так это он.

Братья узнали дорогу и отправились в путь После долгих поисков они увидели дерево, под которым совсем молодой юноша играл с детьми. Братья спросили его, не знает ли он, где найти Кабаку.

— Я Кабаку, — ответил он. — Зачем я вам нужен?

— Мы хотим спросить у вас совета, — сказали они и поведали ему о своём споре.

— Вы спорите из-за наследства, — сказал Кабаку. — Один из вас получил сундук с чистым золотом. Другому достался сундук, в котором собраны все породы древесины, какая только растёт в наших лесах. Третий получил сундук с землёй всей страны. Ваш отец решил, что каждый будет владеть тем, что ему достанется. Двое из вас недовольны и предпочитают золото.

Но я не могу оспорить последнего желания вашего отца. Он был очень мудр. Мне кажется, вы двое тоже можете быть довольны. Ведь один из вас получил во владение все породы деревьев, какие только есть в стране. Это значит, что он имеет права на все леса и деревья. Каждый, кто захочет срубить дерево, обязан платить ему пошлину. Другой получил все разновидности земли. Он имеет на неё права. Если кто-то захочет рыть колодец, выкопать ловушку для крыс или отломить кусок термитника на корм курам, он должен платить за это пошлину обладателю третьего сундука. Надеюсь, теперь, когда вы это поняли, вы все довольны?

Братья поблагодарили Кабаку и отправились домой. Вскоре первый брат, получивший сундук с золотом, накупил себе рабов и велел им вспахать для себя поле. Но едва они взялись за работу, как третий брат сказал:

— Если хочешь обрабатывать землю — плати мне пошлину.

В другой раз первый брат послал рабов нарубить дров в лесу. Едва они принялись за дело, явился второй брат и сказал:

— Если твои рабы хотят рубить дрова — плати мне пошлину.

Понял первый брат, что ничего со своим золотом сделать не сможет, и разделил его с остальными.

     О чем речь в этой легенде? О содержимом сундуков или о человеческих отношениях?  Есть о чем поразмышлять…

Не остался незамеченным сундук и в произведениях  современных  авторов.

Старый сундук.[2]


Мне снится старый дом, родные с детства вещи,
Фарфоровый сервиз двенадцати персон,
Комод, старинный шкаф, весь в паутине трещин
И кованый сундук, похожий на вагон.

Казался он большим в далёком мире детства
И полным старых тайн и всяческих вещей,
Доставшихся семье, наверно, по-наследству
И старый зонт, и шаль, и парочка плащей.

Летело время вскачь, старел сундук трофейный,
Пришла пора решить оставить отчий дом,
Остался там сундук и сразу стал ничейным,
А вместе с ним и шкаф, и старый патефон.

Забылись уж давно и дом, и сад за домом,
И брошенный сундук с историей простой,
Звучат шаги времён прощальным камертоном,
Стирая мир вещей из памяти людской …

Заключение.  

Данное исследование показало, что вопрос об изучении и знании старинных предметов быта очень важен. Прошлое, настоящее и будущее всегда тесно переплетены. Мы понимаем, что нельзя смотреть в будущее, забывая о прошлом. Сохраняя традиции прошлого, мы сохраняем себя, свой народ, мы ощущаем себя частью большого народа. Воспитывая в себе бережливость  и уважение к прошлому, мы передаем его, пронося  сквозь эпохи. Только так мы можем сохранить его для нынешнего поколения, помочь ему осознать ценность истоков, их богатый культурный мир. Прошлое - это фундамент, на котором мы  строим свое будущее. С историей сундука тесно связана история нашей Родины.

На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:

  1. Сундук как предмет мебели господствовал в домах знатных и бедных людей в Древней Руси.
  2. Сундук - незаменимая вещь в быту, самая важная мебель, хранилище добра, кровать и сиденье одновременно.
  3. Функции сундука - сохранение разных вещей,  это не только скопленное добро, это- целая жизнь.
  4. Сундук и сегодня украшает интерьер, вносит в него нотки народной культуры, старинного быта.
  5. Данные материалы возможны для дальнейшего использования в проведении краеведческих викторин, классных часов.
  6. Возможно использование исследования в качестве экскурсионного сопровождения для проведения экскурсии в «Музее предметов быта» ДДТ г.Льгова.

Использованная литература

Интернет-ресурсы

   Литература

  • Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 1990. С. 717; Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1968. Т. IV. С. 594.
  • Энн Миллард «История в школе и дома»: М. «Росмэн» 1997, с 8-9; 14-15
  • Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

istorija-sunduka-4.jpg      1. Дорожный сундук

C:\Users\Евгения\Desktop\206.jpeg       2. Ларь

         

      C:\Users\Евгения\Desktop\205.jpg        3.Коробья

metall-4.jpg 4. Теремок

C:\Users\Евгения\Desktop\206.jpg5.Сундук- подголовник

6.Сундуки в Льговском краеведческом музее.

Июнь 2016 сундук 011.jpg

F:\открывая бабущкин сундук\сундки\Июнь 2016 сундук 008.jpg

7.Музейные экспонаты Гостевого дома  «Льгов»

F:\открывая бабущкин сундук\сундки\Июнь 2016 сундук 013.jpg

 

 Сундук для хранения вещей.

Июнь 2016 сундук  дорожный 021.jpg

Сундук-магазин дорожных изделий готовой обуви М.В.Каткова, 1890 г.

  1. Сундук в «Музее предметов быта» Дома детского творчества.

IMG_9958.JPG

Открываем старинный сундук

IMG_9966.JPG   

содержимое сундука :    

IMG_9974.JPG рушникIMG_9980.JPG рубаха

IMG_9986.JPG Русские народные костюмы

  1. Начинаем работу с эскиза.

рисунок.jpg

Нарисованный  макет сундука и насундучник

IMG_9994.jpg

IMG_0012.JPG

Шьем лоскутные блоки

IMG_0020.JPG

Соединяем  готовые  детали

IMG_0037.JPG

Насундучник готов

IMG_0041.JPG

Примеряем… IMG_0042.JPG

IMG_0047.JPG 

Отлично получилось!


[1] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010.

[2] © Copyright: Шаламов Андрей Владимирович, 2013Свидетельство о публикации №113051200805


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Организация исследовательской и опытнической деятельности на пришкольном учебно – опытном участке. Организация исследовательской и опытнической деяте

Пришкольный опытный участок является неотъемлемой частью работы нашей школы.Цель создания учебно-опытного участка – научить учащихся выращивать сельскохозяйственные растения, узнать об особеннос...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательские методы обучения как средство и результат исследовательского творчества учителей и учащихся.

Работа учреждений (школ) повышенного образовательного уровня связана с внедрением исследовательских методов обучения. Конечными результатами такой деятельности школы являются:1....

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...