Из опыта работы
опыты и эксперименты на тему
Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать туда ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_strikachevoy_e.v.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика. А.Шнабель |
Из опыта работы
Я, Стрикачева Елена Викторовна, педагог дополнительного образовании муниципального образовательного учреждения «Центр детского творчества» Арзгирского района СК. Мой педагогический стаж 24 года, всё это время я работаю в Центре педагогом по классу аккордеона и вокала. В 1992г. закончила Ставропольское училище культуры и искусств по специальности «Народные инструменты», в 2001г. закончила Ставропольский государственный университет по специальности «Педагогика и психология». В 2015 году была присвоена высшая квалификационная категория. За анализируемый период прошла курсы повышения квалификации.
Полученные знания позволили глубже и качественнее проработать разнообразие методических подходов к педагогической деятельности систематизировать актуальные проблемы в образовании и воспитании и, продолжить поиск их решения. Результатом этой деятельности стал данный опыт работы.
Чтобы сделать общественный социальный опыт своим собственным достоянием, каждый человек должен приложить для этого серьезные умственные усилия, потому что каждый из нас владеет лишь тем, что может добыть своим трудом. Основная мотивация творческого труда лежит не в сфере достижения результата, хотя это и важно само по себе, а в сфере непосредственного созидания, в процессе познания и творчества.
Лейтмотивом своей музыкально-педагогической деятельности я считаю духовность, содержанием которой является то высшее, что характеризуется словами: истина, добро, красота. Они ведут учащихся по пути познания мира, себя, своих способностей, по пути самосовершенствования.
Предмет моего исследования – создание среды, в которой возможно вести обучение ребёнка по целенаправляющей области приобщения к искусству: от ценностных художественных ориентаций, сопровождающих этот процесс, к социальным установкам и планам.
Цель исследования: формирование и развитие познавательных способностей ребенка как необходимый элемент в структуре личностного роста.
Воспитание и развитие средствами музыки – уникальное средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка; единство аффекта и интеллекта; поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное развитие, но и на развитие познавательных способностей ребенка.
Реализация данного опыта работы показывает, что на практике целенаправленное развитие познавательных способностей и интересов воспитанников дает очень высокие результаты. Формируется личностно-деловой потенциал: целенаправленность, самокритичность, компетентность, коммуникабельность. За 24 года своей педагогической практики я выпустила 25 воспитанников, которые на итоговой аттестации по специальности и сольфеджио показали хорошие и отличные результаты. Один из моих выпускников Александр Шкальной, продолжил свое обучение в Ставропольском краевом училище искусств на народном отделении, где сразу же заявил о себе на уровне края. (Диплом 2 степени краевого конкурса исполнителей на народных инструментах), затем поступил на музыкальный факультет Ставропольского государственного университета; моя выпускница 2008 года – Рубашкина Галина, выбрав профессию музыканта, поступила в Ставропольский педагогический институт. Проявив свои творческие, музыкальные, организаторские способности, ценностные ориентации, сформированные в процессе музыкального образования, она была выбрана старостой группы. Я считаю, что воспитательная среда, созданная мной в классе аккордеона, даёт свои плоды: Шарков Евгений, обучаясь в моём классе, проявил свои лидерские качества и, был избран президентом подростково-молодёжного клуба «Авангард» нашего Центра, играет в ВИА, принимал участие во Всероссийском проекте «Познание и творчество» в конкурсе «Музыка счастья», где, написав о роли музыки в своей жизни, был отмечен Свидетельством Лауреата. Созданная в классе атмосфера «ситуации успеха» позволяет воспитанникам реализовывать свои устремления в концертной, конкурсной практике: мои воспитанники ежегодно принимают участие в конкурсах исполнительского мастерства на уровне Центра, района;
Рейтинг участия в конкурсах исполнительского мастерства воспитанников класса аккордеона
Педагог Стрикачева Е.В.
№ | Уровни выступления | 2006г | 2007г | 2008г |
1 | Район | 1 | 2 | 3 |
2 | Центр детского творчества | 1 | 2 | 4 |
выступают на дому у ветеранов; являются пропагандистами исполнительства на аккордеоне, выступая в «Музыкальных гостиных», сольных концертах и т.д.
Считаю своей основной задачей, как педагога дополнительного образования ЦДТ по классу аккордеона, организацию учебного сотрудничества с воспитанниками как творческого процесса познания: для чего я систематически совершенствую свою деятельность по развитию мотивации детей к познанию путем апробирования мотивирующих и развивающих программ; создаю новые методические и дидактические материалы, взаимодействую с ребенком на основе добровольного сотрудничества, организую разнообразную деятельность как способ привлечь детей к самостоятельным занятиям по интересам и др. В своей практической деятельности руководствуюсь методикой основанной на базе пособий, построенных на принципах сознательного и постепенного развития всех навыков и знаний, необходимых для музыканта-исполнителя.
Конечно, непросто выстроить, проанализировать и описать целостную систему воспитания и образования. И, поэтому, естественно, я широко пользовалась материалами журналов «Дополнительное образование», «Внешкольник», «Бюллетень методических материалов», «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», опиралась на опыт таких методистов, музыкальных руководителей и педагогов, как Н.Ветлугина, Р.Бажилин, Р.Накапкин, В.Лушников, А.Мирек, В.Сластенин, О.Шаров, В. Максимов, ………….
Из проектов воспитанник…- педагог……
В моём классе реализуется воспитательная система с опорой на культурно-нравственные ориентации. В основе системы лежит следующий комплекс приоритетных ценностей: красота, культура, искусство, традиции. В данной воспитательной системе воспитание трактуется как процесс проживания и присвоения ценности культуры в специально социально-культурной среде.
Основные компоненты ценностно-смыслового ядра | Вид воспитательной системы | Основные характеристики данного вида воспитательной системы |
красота | Воспитательная система эстетического воспитания | Различные способы эстетического воспитания |
культура | Воспитательная система освоение ценностей культуры | Культурологическая составляющая образовательного процесса |
традиции и нравственные законы | Воспитательная система нравственного воспитания | Наличие традиций, ритуалов, событий, нравственных законов |
человек культуры, носитель нравственности | Воспитательная система воспитания человека культуры | Сформированность образа человека культуры, создание культурной среды |
игра | Воспитательная система игры | Различные виды игровой деятельности |
Цель воспитания
В качестве цели воспитательной деятельности проектируется следующие характеристики выпускника.
Это человек:
- Имеющий особенную нравственную позицию;
- Носитель определенного типа культуры;
- Имеющий достаточно развитые индивидуально-психологические способности;
- Обладающий высоким уровнем гуманитарного типа мышления;
- Творчески осваивающий и преобразующий мир человеческой культуры;
- Стремящийся к постижению и сотворению красоты;
- Способный к самореализации в пространстве культуры.
В настоящее время понятие «способности» является одним из наиболее широко используемых психологических понятий в сфере образования, и прежде всего образование инновационного. Однако, при этом возникла существенная сложность с применением данного понятия, которое стало интерпретироваться по принципу «все или ничего».
Способности – индивидуально-психологические способности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процессов овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям. Способности к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Для того, чтобы способности проявились, их носителю приходится прикладывать много труда. В процессе занятий конкретной деятельностью совершенствуется работа анализаторов. У музыкантов, например, проявляются основные синтезы, которые позволяют им переводить образы музыкально-слуховых представлений в соответствующие двигательные реакции. Способности развиваются только в деятельности и нельзя говорить об отсутствии у человека каких-либо способностей до тех пор, пока он не испробует себя в данной сфере. Не редко интересы к тому или иному виду деятельности указывают на способности, которые могут проявиться в будущем. «Наши желания: - говорил Гете, - предчувствие скрытых в нас способностей, предвестники того: что мы в состоянии будем совершить».
Считаю очень важным и ответственным начальный период обучения, когда только яркий эмоциональный тонус создает у ребенка младшего школьного возраста условия для образования рефлекторных навыков. Если у ребенка не будет положительного тонуса, то новые рефлекторные навыки не образуются и старые не закрепляются.
На первых занятиях я целенаправленно диагностирую сформированность компонентов музыкальных способностей, задатков. -Выявляю уровень музыкальной отзывчивости на музыку. Слежу за поведением в новой для ребенка обстановке. Как он действует с новым музыкальным инструментом, как реагирует на музыку в «живом» исполнении (на аккордеоне, фортепиано) и в записи. -Пытаюсь выявить уровень развития динамического слуха. Принцип такой: поиграем с тобой вместе. Я на аккордеоне: ты – на барабане. Играй как я; я – громко и ты – громко. Будь внимателен. -Выявляю уровень развития тембрового слуха по показателю различения звучания детских музыкальных инструментов. -Определяю развитие чувства мелодического компонента музыкального слуха. О нем сужу по показателю чистоты интонирования мелодии голосом. Прошу спеть ребенка любимую песню с аккомпанементом и без него. -Выясняю уровень развития чувства ритма. После прослушивания отрывка (8 тактов), ребенок должен воспроизвести его ритм хлопками. -Определяю уровень музыкального мышления – прошу уловить общее настроение (весело-грустно) и определить жанровую характеристику музыкальных произведений: марш, песня, танец. Поскольку бывают затруднения, использую прием выбора картинок, соответствующих общему настроению и содержанию пьесы. -Определяю уровень развития творческого компонента музыкального мышления. Предлагаю сочинить и сыграть на металлофоне «Свою собственную мелодию».
-Посвящаю время и музыкальной памяти. Ребенку предлагаю послушать и запомнить короткую мелодию – 4 такта, а затем спеть самостоятельно, на слог «ля».
Отмечу, что по результатам наблюдений, большинство детей активно ориентируются в новой ситуации. С любопытством изучают новые инструменты, музыка в «живом» исполнении вызывает большой интерес, динамический компонент, музыкального слуха достигает высокого уровня, дети успешно различают тембры музыкальных инструментов, имеют средний уровень развития чувства ритма, сочинения детей носят апробирующий характер (чаще гаммаобразный).
Анализируя все данные, используя различные методики обучения, я организую свою работу таким образом, чтобы воспитание и развитие познавательных способностей строилось не только на одностороннем количественном подходе, но и качественном – как и психическим свойствам человека, имеющим определенное содержание и структуру.
Практическую деятельность строю на поэтапном формировании познавательной деятельности, доминирующей роли самостоятельной работы, на личностно-ориентированном подходе и поддержании повышенной мотивации школьников к обучению, на тщательном отборе содержания образования.
Для получения удовольствия от своей творческой деятельности у ребенка должна быть внутренняя мотивация к познанию.
Я стараюсь воспитать внутреннюю мотивацию действия, что значит:
1.Ощущение полной включенности в деятельность, выполняемую в данный момент.
2.Полная концентрация внимания, мыслей и чувств на деле.
3.Ясное осознание целей работы и конкретных средств для их достижения.
4.Четкое осознание результатов работы.
5.Отсутствие беспокойства по поводу возможных неудач.
6.Ощущение остановки субъективного времени, тогда как объективное, наоборот, идет очень быстро.
А способствуют возникновению внутренней мотивации:
- ощущение обучающимся своей компетентности, когда в процессе обучения они получают заслуженные похвалы и награды («ситуация успеха»);
- предоставление детям свободного выбора (задачи для домашней работы, варианты самостоятельных работ и т.д.);
- поддержание необходимого равновесия между автономией воспитанника и контролем за их действием;
- осуществление педагогического воздействия на основе передачи смысловой, личностно, значимой для обучающегося информации, а не на основе жесткого контроля.
Я стараюсь дать возможность детям раскрыть свой потенциал на каждом занятии, в повседневном потоке жизни, на праздниках и т.д. Развитию процесса познания, интереса воспитанников особенно способствуют интегрированные занятия. Такие уроки требуют большой творческой отдачи, обширных знаний в различных областях: педагогики, психологии, дидактики, истории, поэзии, литературы и призваны развивать все познавательные способности музыканта: внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.
ВНИМАНИЕ, как контроль действий, достигший автоматизации.
Какими преимуществами обладает музыкант, имеющий развитое внимание и умеющий им управлять?
- его техническое исполнение отличается большой точностью, отсутствием помарок и небрежности;
- исполнение производит впечатление большей осмысленности и логичности благодаря способности глубокого проникновения в структуру гармонических последовательностей.
- Музыкально-слуховые представления до начала исполнения характеризуются четкостью. Хорошо развито предслышание исполнения.
- Эмоциональная сфера находится в «разогретом» состоянии перед исполнением;
- Личностная сфера характеризуется большей «помехоустойчивостью» в стрессовой ситуации публичного исполнения.
Большой объем внимания позволяет его распределять на несколько объектов во время коллективных действий музыканта, аккомпанемента, дает возможность исполнять произведения крупной формы.
Вот примеры тренировки внимания для музыкантов, которые я использую (по Л.Баренбойму):
1.Закрыть глаза и течение некоторого времени сосредоточиться только на слуховых восприятиях (не музыкальных).
2.Дослушать извлеченный в среднем или низком регистре фортепианный звук до его полного затухания.
3.Представить себе этот же звук внутренним слухом и также «дослушать» его до момента воображаемого затухания.
4.Играя (или только представляя) медленную мелодию с определенной сосредоточенностью, следить за переходом одного звука в другой.
Помимо общей сосредоточенности на качество исполнения влияет и умение распределять внимание. Умение во время игры мыслить забегая вперед, двигаться по опорным точкам произведения, предвосхищать способы преодоления трудностей – оборотная сторона сосредоточенного внимания. Поэтому учу своих воспитанников, что слуховой контроль, того что музыкант играет, умения себя слушать со стороны – основы основ музыкального искусства.
ОЩУЩЕНИЕ – дифференциация очень тонких слуховых образов, которые развиваются в процессе обучения.
Я считаю, что для деятельности музыканта наибольшее значение имеют слуховые, тактильные, двигательные и ритмические ощущения.
Регулярные занятия музыкой на любом инструменте развивают звуковысотный звук. Но особенно интенсивно эти ощущения развиваются на занятиях по сольфеджио (интонирование голосом отдельных звуков, подбор по слуху и транспонирование, сольфеджирование разучиваемых произведений, пропевание одного из голосов в полифоническом произведении, определение на слух интервалов и аккордов, чередование фраз, исполняемых на инструменте, с фразами, пропеваемыми голосом).
Развитие мелодического слуха в практической работе музыкантов-педагогов связано с осмыслением и прочувствованием «наименьших интонационных комплексов» – интервалов и умением мыслить горизонтально и ощущать мелодию как нечто, законченное целое. Для выработки мелодического слуха наилучшими приемами и методами являются:
- проигрывание мелодии отдельно, без сопровождения;
- проигрывание мелодии на инструменте с упрощенным аккомпанементом;
- пропевание мелодии вслух и про себя с аккомпанементом и без;
- округленное, рельефное проигрывание мелодии на фоне облегченного аккомпанемента;
Следующие приемы и методы использую в своей для развития гармонического слуха.
- гармонический анализ музыкального произведения и вслушивание в звуковые структуры по ходу его исполнения в замедленном темпе;
- извлечение из произведения гармонических экстрактов и их проигрывание;
- последовательное пропевание различных аккордов в мелодическом изложении;
- варьирование фактуры произведения с сохранением его гармонической основы;
- подбор гармонического сопровождения к различным мелодиям;
- транспонирование популярных несложных пьес в другие тональности.
Для развития тембро-динамических ощущений рекомендую проигрывание произведения с преувеличенной нюансировкой, т.е. одно и то же место проигрывается со всеми градациями, начиная с fff и заканчивая ррр.
Для развития музыкально-слуховых представлений хорошо зарекомендовали себя методы: - чередование фраз сыгранных на инструменте, с фразами, сыгранными «про себя».
Создание четкого слухового образа музыкального произведения до начала исполнения – показатель профессионального мастерства музыканта и работать в этом направлении он должен постоянно.
Метроритмические ощущения связаны с непрерывным чередованием опорных и неопорных звуков. Подобное чередование сильных и слабых долей есть отражение всеобщих процессов жизни, связанных периодическим чередованием периодов активности и покоя. Выработке чувства ритма помогает счет, игра с акцентировкой, ощущение дирижерского взмаха.
Дефекты темпа мы устраняем следующим образом: учащийся делает искусственную остановку в ходе исполнения произведения, громко и точно просчитывает два-три пустых такта, а затем вновь возобновляет игру.
Чистая и качественная игра на любом музыкальном инструменте связана с выработкой точных пространственных и музыкальных ощущений, которые формируют в коре головного мозга соответствующие нервные «следы». Лучшим методом для этого является крепкая и точная игра в медленном темпе.
ВОСПРИЯТИЕ всегда связано с осмыслением и осознанием того, что человек видит, слышит, чувствует. Развить музыкальное восприятие – это значит научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемые композитором при помощи игры звуков, специальным образом организованных. Постижение музыкального произведения в процессе восприятия может проходить в следующем порядке:
1.выявление главного настроения;
2.определение средств музыкальной выразительности;
3.рассмотрение особенностей развития художественного образа;
4.выявление главной идеи произведения;
5.понимание позиции автора;
6.нахождение в произведении собственного личностного смысла.
При восприятии музыкального произведения в момент «пикового переживания»: человек испытывает свое единение со Вселенной. Такие переживания вызывают стремление к творчеству и способствуют росту личности человека.
ПАМЯТЬ – как единство слуховых и двигательных компонентов.
Музыканту приходится имеет дело с двигательной, эмоциональной, зрительной, слуховой и логической видами памяти. Для лучшего запоминания я беру за основу известную триаду:
1.работа с текстом произведения без инструмента;
2.работа с текстом за инструментом;
3.работа над произведением без текста;
4.работа без инструмента и без нот.
Логические способы запоминания, как смысловая группировка и смысловое соотнесение, улучшает запоминание и могут быть настойчиво рекомендованы. Однако, опора на произвольную или непроизвольную память может зависеть и от особенности мышления музыканта исполнителя. Разные этапы работы требуют различных подходов к запоминанию. Правильное распределение повторений в процессе заучивания, когда делаются разумные перерывы и обращается внимание на активный характер повторения, также способствует успеху.
МЫШЛЕНИЕ – создание проблемной ситуации для музыкально-творческого процесса, начиная от замысла до конкретного воплощения.
Начальным толчком для включения процессов мышления чаще всего сказывается проблемная ситуация. Для развития навыков мышления в процессе восприятия музыки мы используем следующие виды работ:
- выявить в произведениях главное интонационное зерно;
- определить на слух стилевое направление;
- найти фрагмент музыки определенного композитора в ряду других;
- выявить особенности исполнительского стиля при интерпретации разными музыкантами одного и того же произведения;
- определить на слух гармонические последовательности;
- подобрать к музыкальному сочинению произведение литературы и живописи в соответствии с его образным строем.
Для развития навыков мышления в процессе исполнительства следует:
- сравнить исполнительские планы музыкальных произведений в их различных редакциях;
- найти в музыкальном произведении ведущие интонации и опорные пункты, по которым развивается музыкальная мысль;
- составить несколько исполнительских планов одного и того же музыкального произведения;
- исполнить произведение с различной воображаемой оркестровкой;
- исполнить одно и тоже произведение в различном воображаемом цветовом освещении.
Для развития навыков мышления в процессе сочинения
музыки рекомендуется:
- мелодически развивать гармонические последовательности на основе генерал-баса;
- подобрать по слуху знакомые песни;
- импровизировать пьесы тонального и атонального характера на заданное эмоциональное состояние и художественный образ.
ВООБРАЖЕНИЕ – образы, без которых невозможно никакая полноценная музыкальная деятельность.
Процесс постижения музыкального произведения исполнителем и слушателем в некотором роде оказывается сродни состоянию медитации, когда оба – и исполнитель, и слушатель – оставляют свои обыденный мир чувств, представлений и переносятся в своем воображении в иные миры. Они испытывают чувства, которые может быть до этого и были неведомы, к ним приходят образы ранние незнакомые, в них рождаются мысли, раннее несуществовавшие.
В настоящее время в теории и практики музыкального обучения много говорится о необходимости «доинструментального» обучения. Г.Нейгауз по этому поводу писал, что «прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающиеся – будто ребенок или взрослый – должен уже духовно владеть какой-то музыкой, хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом.
Развитие и формирование вариативного подхода к исполняемому музыкальному произведению может и должно лежать в основе развития у музыкантов творческого воображения. Суть метода, разработанного В.Г.Ражниковым, заключается в том, что предложив ученику выучить какое-либо произведение, педагог не играет его, а только напоминает, что его нужно сыграть в указанном автором настроении. Далее, педагог выбирает 5-7 фрагментов из других музыкальных произведений, такого же настроения, что и в предлагаемой для разучивания пьесе. Дальнейший эксперимент с изменением и намеренным искажением настроения в пьесе и фрагментах помогает найти ученику «свое» переживание. Убедившись, что эстетическая эмоция стала уже «личным» состоянием ученика, педагог возвращает его к пьесе, и вместе они работают под знаком уже известного настроения. При помощи такой методики я достигаю того, что ученик понимает: в музыке нужно все – и отдельные звуки, и ритмы, и правильные пальцы, а также выражение того настроения, ради которого и существуют ноты, ритмы, аппликатура.
Бессознательные процессы, безусловно, играют большую роль в творчестве музыканта, но надо также признать и то, что полноценное развитие его таланта возможно только в единстве сознательного, рационального и бессознательного начала. Интуиция и расчет, труд, упорство и большое вдохновение ждет того, кто идет по пути служения искусства. Вдохновение – прыжок выше головы, когда творец делает то, что ему не дано, казалось бы от природы.
И даже у многих обычных людей бывает такое состояние, когда говорят, что человек находится «в ударе». Хотя обучить творческому акту нельзя, но применение специальной ориентированных приемов и методов обучения помогает содействовать его образованию и появлению.
Свою практическую педагогическую деятельность строю, используя различные формы и методы:
- наглядно-иллюстрированный, основывающийся на непосредственном показе на инструменте приемов игры;
- словесный метод, применяющийся в единстве с наглядно-иллюстративном и связанный с разъяснениями;
- метод действия «по образцу» – когда указания педагога служат для воспитанника ориентиром в исполнительном процессе;
- художественно-эвристический (поисковый), связанный с поиском индивидуального игрового приема в зависимости от возможностей ученика и другие.
Но в то же время я считаю, что все эти методы будут действовать более полно, если развивать не только музыкально-исполнительские способы, но и его личность в целом.
Поэтому педагогу необходимо самому постоянно находиться в ситуации личностного роста и совершенствования. Ведь очень часто увлеченность предметом вырастает из наблюдения детей за поведением своего учителя и его отношения к преподаваемому предмету. Увлеченность ученика является зеркальным отражением увлеченности учителя, его энтузиазма и интереса к предмету.
Для детального прослеживания динамики развития каждого воспитанника, конкретизировать результативность обучения, я использую таблицу показателей диагностики образовательного уровня.
В воспитании художественной культуры ребенка выделяю 5 показателей в качестве основных: «Знания, умение, навыки», «Мотивация к обучению», «Творческая активность», «Эмоционально-художественная настроенность», «Достижения».
При диагностике показателя «Мотивация к обучению» предполагается использование опроса детей и родителей. Диагностику по данной таблице провожу в начале и конце учебного года. Напротив фамилии ребенка проставляется цифра – номер образовательного уровня в момент диагностики. В процессе диагностики отражаю стремление к познавательной деятельности, ступени творческого роста каждого воспитанника.
А для того, чтобы дать детям качественные знания через эмоционально-интуитивные переживания организую слаженное творческое сотрудничество с воспитанниками, сочетая традиционные и инновационные формы работы: участие в конкурсах на разных уровнях, творческих отчетах, в выступлениях детской филармонии, встречи с выпускниками, игровые и развлекательные программы, сольные концерты и многое другое.
В системе моей педагогической деятельности также занятия с целью развития личности, акцента на познание, предметную деятельность, общение, эмоции с учетом возрастных особенностей детей и предполагающей использование следующих методов:
1.общие педагогические, репродуктивный (вербальный, невербальный);
2.проблемно-поисковые, креативный (творческий);
3.музыкальные: индивидуальный, ансамблевый.
Для более полного раскрытия музыкально-художественных задач, методически целенаправленно ориентируюсь на еще одну интересную возможность учебно-воспитательной работы – это ансамбль: ученик-педагог. На основе методической разработки Министерства культуры 1985г., составила приемлемые в наших условиях методические рекомендации «Играем вместе», дополнила оригинальным нотным материалом и, на этой основе дорабатываю подпрограмму с аналогичным названием для реализации её на занятиях по специальности в классе баяна и аккордеона. Здесь отразилось установление прочной связи между зрительным, слуховым и двигательным аппаратами, воспитание музыкального мышления, внимания, восприятия, памяти, ощущения. Сравнивая результативность и качественность исполнения музыкальных произведений воспитанниками, с которыми активней проводилась работа в ансамбле «ученик-педагог», следует отметить несомненное отличие и более высокое развитие творческих способностей. Я объясняю это тем, что игра ученика в ансамбле с педагогом заключает в себе возможность передачи музыкального и жизненного опыта, исполнительского кредо и эстетических взглядов учителя ученику непосредственно в процессе исполнения музыкального произведения.
Считаю, что участниками учебно-воспитательного процесса, а не только заказчиками, должны стать родители воспитанников. Для этого соблюдаю проверенный временем принцип. Родители довольны тогда, когда сами чувствуют себя активными участниками, вовлечены в работу с педагогом, открыто и свободно общаются с ним. Конечно же, я стараюсь быть инициатором такого общения. Начало ему – анкетирование, опрос, беседы с родителями. Провожу открытые занятия, лекции о методах воспитания детей в семье, консультации, большую популярность и самоотдачу родителей приобрели нетрадиционные родительские собрания – с выступлением детей, с совместной подготовкой музыкальных сказок («Теремок», «Муха-цокотуха»), соревнования в командных викторинах, посиделки, концерты по заявкам «Ромашка».
Также в учебно-воспитательной работе очень важны классные мероприятия. Их я тоже стараюсь сделать яркими и запоминающимися: вечера чтения нот, с листа, импровизации, игры по слуху, исполнение самостоятельно выученных пьес, сольные концерты, беседа об этикете, дружбе и т.д.
Подытоживая свое исследование отмечу, что анализ уровня познавательных способностей и интереса у моих воспитанников показывает что:
- занятия музыкой являются важным средством развития познавательных способностей;
- развитие познавательных способностей помогает интеллектуальному и творческому развитию личности;
- устойчивый познавательный интерес способствует лучшему усвоению знаний, умений и навыков.
В результате специально созданной среды познания и эмоционального переживания, воспитанники добывают знания ценой усилий души, сердца, мысли, а это и есть моя педагогическая цель.
Перспектива данного опыта работы очевидна: искусство и, в частности, музыка – это единственный имеющийся в распоряжении человечества способ воплощения индивидуальных структур внутреннего мира личности, вобравший социальное и общечеловеческое, в котором заключена сама суть воспитательной ценности искусства. И, поэтому, необходимо продолжать данную тему параллельно исследуя историческую тему баянно-аккордеонного профессионального образования, изучая вопросы методики исполнительства (аппликатурное мышление, запоминание музыкальных произведений, психомоторная артикуляция и др.), размышляя о создании собственной программы музыкального воспитания и образования, повышая свою профессиональную компетентность и педагогическое мастерство.
Воспитательная система
Тип воспитательной системы: культурно-нравственной ориентации. В основе системы лежит следующий комплекс приоритетных ценностей: красота, культура, искусство, традиции. В данной воспитательной системе воспитание трактуется как процесс проживания и присвоения ценности культуры в специально социально-культурной среде.
Основные компоненты ценностно-смыслового ядра | Вид воспитательной системы | Основные характеристики данного вида воспитательной системы |
красота | Воспитательная система эстетического воспитания | Различные способы эстетического воспитания |
культура | Воспитательная система освоение ценностей культуры | Культурологическая составляющая образовательного процесса |
традиции и нравственные законы | Воспитательная система нравственного воспитания | Наличие традиций, ритуалов, событий, нравственных законов |
человек культуры, носитель нравственности | Воспитательная система воспитания человека культуры | Сформированность образа человека культуры, создание культурной среды |
игра | Воспитательная система игры | Различные виды игровой деятельности |
Цель воспитания
В качестве цели воспитательной деятельности проектируется следующие характеристики выпускника.
Это человек:
- Имеющий особенную нравственную позицию;
- Носитель определенного типа культуры;
- Обладающий высоким уровнем гуманитарного типа мышления;
- Творчески осваивающий и преобразующий мир человеческой культуры;
- Стремящийся к постижению и сотворению красоты;
- Способный к самореализации в пространстве культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)
Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».
В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...