Внеклассное мероприятие "Березкины Именины"
классный час на тему
Праздник «Завивание березки»,
проводимый в рамка Дней славянской письменности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_prazdnika_berezkiny_imeniny.docx | 26.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Праздник «Завивание березки»,
проводимый в рамка Дней славянской письменности.
Место проведения: Апанасенковский район, село Дивное, МБОУ СОШ№2
Время проведения: 24.05.2013
Цели:
- Познакомить учащихся 5-6 классов с традициям, обрядам, обычаями русского народа.
- Прививать любовь к русскому устному народному творчеству, к русской песне, русскому народному танцу.
- Развивать коммуникативные умения.
Ведущие: учащиеся 7 «Б» класса
Участники: учащиеся 5-6 классов
Руководители: учитель русского языка и литературы
Журавлева Марина Витальевна,
(Тихий колокольный звон) (фото1, 2)
1 вед: «Троицино утро, утренний канон
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна…»
2 вед: Ах, Троица, ах Троица!
Зеленая пора!
Как дышится, как молится,
Как звонится с утра!
Лишь только солнце двинется
И заблестит росой,
Земля, как именинница,
Возрадует красой.
Лежит пучками полными
Во всех углах полынь
И голубыми волнами
Плывет землей теплынь.
1 вед: Добрый день, дорогие гости! Мы очень рады видеть вас сегодня в зале!
2 вед: Ведь сегодня праздник – Березкины именины!
1 вед: Празднование его приурочено ко Дню Святой Троицы, которая празднуется в 50-й день после Пасхи.
2 вед: На Троицу поминали предков, ходили на кладбище, украшали могилу цветами. Также прославляли и расцветающую природу. Символом этого расцвета была молодая березка.
1вед: Четверг перед Троицей назывался зелеными святками. В этот день девушки и молодые женщины рано утром, чтобы их никто не видел, гурьбой отправлялись в лес, зеленые ветки и траву собирали, чтобы на Троицу - в воскресенье, чтобы украсить ими свой дом.
2 вед: Там они выбирали молодую березку — сочную, кудрявую, с длинными пушистыми ветками. И как в песне поется: «Белую березку заломаю...». Молодое деревце «завивали», то есть завязывали его ветви в кольца, заплетали в косичку, пригибали ветви к земле и прибивали их колышком, украшали березку ленточками и платками. Этот обряд назывался «Завивание березки».
1 вед: Обряд «завивания березки» пришел из далекой древности. Девушки верили, что так они крепко-накрепко свяжут свои мечты и думы с полюбившимся парнем. Затем вокруг «заломанной» березки начинался веселый хоровод.
2 вед: Перенесемся в прошлое и посмотрим, как это было.
(Совершение обряда)
Играет музыка, девушки читают стихи, украшают березку лентами, «заплетают косы».
(фото 3,4,5)
девушка: Береза, моя березонька, береза моя белая, береза кудрявая!
Стоишь ты, березонька, посредь долинушки,
На тебе, березонька, листья зеленые,
Под тобой, березонька, трава шелковая.
2 девушка: - Пойдем, девочки,
Завивать веночки!
Завьем веночки,
Завьем зеленые,
Стой, мой веночек,
Всю недельку зелен,
А я, молодёшенька,
Увесь год веселёшенька!
3 девушка: Праздник начинается,
Березка наряжается,
Праздник начинается,
Березка завивается!
4 девушка: Наряд ее мягкий чудесен,
Нет деревца сердцу милей,-
И сколько задумчивых песен
Поется в народе о ней.
5 девушка: На поляне, на лугу
Гнулася березонька,
Ветки раскудрявые,
Словно длины косыньки,
Завивали девушки,
Лентой украшали.
6 девушка: Белая березонька,
Ходи с нами гулять,
Пойдем песни играть,
Птиц зазывать!
(Девушки становятся в хоровод и танцуют) (видео 1)
1 дев: День Троицы – именины земли - матушки. В этот день нельзя вскапывать (тревожить) землю.
2 дев: После праздника пойдём на речку, гадать на будущее, пускать по воде Троицкие венки.
3 дев: А мой венок-то лучше твоего!
4 дев: А чем это он лучше?
3 дев: На нем цветочков больше и я в нем краше тебя.
4 дев: А вот и нет – и ростом ты мала, и собой невидная.
5 дев: Стойте, что это – ссора? В девичий праздник ссориться нельзя, а ну, помиритесь.
3 и 4 дев: А как?
5 дев: Возьмите в руки венок, да сквозь веночек поцелуйтесь. Это называется – покумиться. Давайте, покумитесь.
3 дев: -Кумушка голубушка, Серая кукушечка! Давай с тобой, девица, Давай покумимся.
4 дев: -Ты мне кумушка, Я тебе голубушка! Кумушка, голубушка. Горюшко размыкаем. Будешь мне помощница, Рукам моим пособница!
1 вед: Есть в зале ребята, которые сегодня поссорились? Выходите сюда.
2 вед: Кумитесь и вы.
(Обряд примирения, все желающие) (фото 6)
(Под русскую народную мелодию, входят Дед и Бабка, слегка пританцовывая, обходят зал и садятся перед детьми на лавку.) (фото 7,8 )
Бабка: Молодцы, ребята, так весело вы празднуете Троицу! В благодарность за ваши песни и пляски я вам принесла угощение. Положу их на стол, оставим на конец гуляний.
Бабка: Дед Фома, рассказал бы что пока...
Дед: Что вам, детки, рассказать?
Я ведь не умею врать... (Последующий текст читает очень медленно, не спеша, с паузами.)
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Выхватил телегу он из-под кнута
И давай дубасить ею ворота.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь погоняет мужика кнутом.
1 вед: Чудеса!
2 вед: Право слово, чудеса!..
(Важно показать реакцию бабки на дедовы небылицы.)
Б а б к а: А хвалился-то, хвалился,
Чуть - что с лавки не свалился
(Говорит, передразнивая деда):
«Я — правдивей всех на свете,
Доверяют мне все дети.
Я нисколько не солгу,
Правду чистую скажу»...
Ну, и где ж твоя правда-то?
Дед: Правда-то?
На сорочьем на хвосточке,
На овсяном колосочке,
На березовом пенечке,
Да на девичьем веночке!
1 вед: Какой же праздник без плетения венков? Девочки, кто умеет плести венок? А кто хочет посоревноваться / научиться?
(Выходят желающие, им помогают дед и баба)
2 вед: Посередь долинушки,
На тебе, березонька
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Травка шелковая,
Близ тебя березонька,
Красные девицы
Венки вьют, плетут.
1 вед: А пока ребята заняты плетением венков мы поразгадываем загадки:
2 вед: Крашеное коромысло над лугом повисло. (Радуга)
1 вед: Меня ждут не дождутся, как увидят – разбегутся. (Дождь)
2 вед: Был тугим он кулачком, а разжался – стал цветком. (Бутон)
1 вед: Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)
2 вед: Какое дерево поит нас сладким соком? (Береза)
1 вед: Какое дерево – самый лучший медонос? (Липа)
2 вед: Какие цветы расцветают ранней весной? (Мать и мачеха, ландыш, одуванчик, подснежник)
1 вед: Какой цветок облетает от ветра, словно он тает? (одуванчик)
2 вед: В белом сарафане
Стала на поляне,
Летели синицы,
Сели на косицы. (Береза)
(Если венки еще не готовы, то просят из зала загадать загадки)
1 вед: Ребята, а вы знаете загадки? Идите к микрофону и загадайте, а мы все вместе угадаем! (Дети выходят и загадывают)
(Если венки готовы, выходят участницы, становятся перед зрителями)
2 вед: Ну вот наши участницы и готовы!
1 вед: На праздник нельзя было явиться в будничном платье, поэтому девушки появлялись в нарядах, сшитых или украшенных своими руками. Существовал даже своего рода конкурс на лучший наряд, а членами «жюри» становились многочисленные зрители со всей деревни.
2 вед: А мы сейчас проведем конкурс на лучший венок. В роли жюри будете выступать вы. А победителя мы определим по самым громким аплодисментам.
1 вед: Итак, участница под номером 1, участница под номером 2, участница под номером 3, участница под номером 4.
2 вед: Победителя определить было очень трудно. Мы считаем, что победила дружба. А веночки, сплетенные девочками, пусть останутся им на память.
Дед: Бабка, а что там у тебя в корзинке?
Бабка: Троицын день праздник любили отмечать на природе — в лесах и рощах. Горожане выезжали на загородные вечеринки. В деревнях с утра пекли караваи и созывали гостей. А после обеда начиналось самое веселье для молодежи. Гуляли весело и шумно. В роще расстилались скатерти, на которые ставили угощение и украшенные цветами караваи, устраивали праздничную трапезу с яичницей, пирогами, лепешками
Дед: Так что главное праздничное блюдо – яичница!
Баба: Ребята, кто любит яичницу?
Дед: А сейчас все приглашаются к столу.(Девушки в костюмах угощают детей яичницей) (фото 9,10)
Баба: Молодцы! Посидели, посмотрели, загадки поразгадывали, даже перекусили. Но чего-то не хватает.
1вед: Да, наш праздник подходит к концу.
Мы в лесу деревьев много видим разных,
Не бывает между ними безобразных.
Но красивей той березки не найти,
Что попалась нам сегодня на пути.
2 вед: Вся мила она от края до вершины,
Мы решили, что справляет именины,
Здесь в лесу она средь близких и друзей,
И приносим поздравления мы ей.
1 вед: Заглянули в старину мы –
Будто дождь омыл сердца.
Только не допели струны
Нашу песню до конца
2 вед: Всех не спеть нам славных песен.
Не сказать всех добрых слов,
Край российский наш чудесен
Вечно юн и вечно нов.
1 вед: А чтобы у нашего праздника было завершение, мы приглашаем всех гостей и участников во двор школы, где всех ждет веселый хоровод!
(Участники праздника вместе с ведущими выходят в школьный двор, строятся в хоровод, водят хоровод. На этом праздник заканчивается.) (видео 2)
Участники праздника (фото 11-15)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник "Книжкины именины"
В помощь учителю литературы....
конкурсно-развлекательное мероприятие "Куриные именины"
Знакомство детей с традиционным русским праздником «Кузьминки», «Кочеты»...
Святец. Что такое именины?
Праздник твоего имени. Мероприятие может проводится в 5 классе после темы "Имена существительные и нарицательные"...
Праздник "День весенних именин"
Ощешкольный праздник "День весенних именин"...
Игровая программа для детей "РЯБИНКИНЫ ИМЕНИНЫ"
Данная программа разработана для досуга детей с элементами театрализации. Может быть использована педагогами для проведения осенних праздников в начальной школе....
Внеклассное мероприятие "Матрешкины именины"
Мероприятие для учащихся 5 класса, проведенное в форме сказки, в котором учащиеся знакомятся с историей русской матрешки, традициями народной игрушки...
Внеклассное мероприятие презентация "Матрешкины именины"
Цели – знакомство с историей русской матрешки, традициями народной игрушки, воссоздание традиции оформления русской матрешки....