Формирование социально-трудовой компетенции в учреждении дополнительного образования детей.
материал на тему
В статье описан личный опыт работы Дома детского творчества, направленной на формирование социально-трудовой компетенции обкчающихся в системе дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-trudovaya_kompetentsiya.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование социально-трудовой компетенции
в учреждении дополнительного образования детей
Актуальность данной темы обусловлена сегодняшними социально-экономическими условиями и требованиями к выпускнику. Для выпускника современной школы, а в последствииобучающегося среднего специального или высшего учебного заведения личным капиталом становятся компетентность, профессионализм, умение правильно ориентироваться в выборе профессии, а при необходимости менять ее, осваивать новые виды и способы деятельности.
В то же время, как показывают данные социологических опросов (Центра социально-профессионального самоопределения молодежи ИСМО РАО), 67% учащихся выпускного класса не имеют представления ни о содержании дальнейшего образования, ни о предстоящей работе. Требуется формировать у них компетенции, не соотносимые с конкретным учебным предметом, но интегрирующие знания, умения и навыки, относящиеся к широким сферам культуры и деятельности.Другими словами – социально-трудовую компетенцию.
Сегодня наш Дом детского творчества оказывает активное содействие образовательным учреждениям района в решении указанной проблемы, используя свой потенциал дополнительного образования в формировании данной компетенции.
Социально-трудовая компетенция входит в состав ключевых компетенций. Следуя точке зрения Андрея Викторовича Хуторского, социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. Ключевые понятия, которые характеризуют определение: знание, опыт, профессиональное самоопределение.
С какого возраста должна начинаться работу по формированию социально-трудовой компетенции. По мнению некоторых психологов, социализация и профориентация будущего специалиста закладывается с раннего детства, чтобы ребенок впоследствии с большей уверенностью смог определиться в социальном и профессиональном пространстве. Третий год в нашем Доме детского творчества работает «Школа дошкольника». Из двух групп в количестве 20 человек, которые не были охвачены дошкольными детскими учреждениями, это объединение переросло в 3 группы с общим охватом 51 обучающийся. В практику вошли занятия и для дошколят, которые регулярно посещают детский сад. Обучение навыкам письма, чтения, устного счета, лепка из глины, занятия по экологии, физической культуре, правилам дорожного движения, изобразительная деятельность, посещение сенсорной комнаты способствуют подготовке к школе в плане более ранней адаптации детей в социуме и развитию склонностей и способностей в различных видах деятельности, творчества. Другими словами приобретение первого опыта и знаний в различных сферах деятельности.
Реализация внеурочной деятельности в рамках ФГОС для обучающихся начальных классов и среднего звена школ района – еще одна возможность формирования социально-трудовой компетенции обучающихся на раннем этапе. Специалисты: педагоги дополнительного образования и тренеры-преподаватели, оборудованные и приспособленные для занятий помещения, что может быть лучше для этого.
Организуя целенаправленную работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, мы формируем постоянный контингент наших воспитанников, так как многие ребята становятся постоянными обучающимися объединений нашего Дома детского творчества.
Потенциал Дома творчества в формировании социально-трудовой компетенции на этапе работы с детьми среднего и старшего школьного возраста формируется из ряда особенностей:
- Каждый ребенок имеет право свободного выбора образовательной деятельности, ее направления и вида. Так, занятия в «Школе дошкольника» и в рамках ФГОС проводятся исходя из интересов детей и родителей на основании опроса, анкетирования и с учетом возрастных особенностей детей. В среднем и старшем звене дети имеют право выбора программы дополнительного образования по своему усмотрению и с согласия родителей (законных представителей), а с 14 лет – по своему желанию. Всего мы предлагаем нашим воспитанникам объединения по 7 направленностям:
Социально-педагогическая
Художественно-эстетическая
Туристско-краеведческая
Военно-патриотическая
Эколого-биологическая
Научно-техническая
Физкультурно-спортивная
- Старшеклассникам интересны курсы практической направленности, которые обеспечат выбор профессии. Наш Дом детского творчества организует работу по проведению занятий в рамках предпрофильной подготовки по различным курсам для обучающихся образовательных учреждений района. Такие занятия позволяют попробовать желаемую профессию на практике, убедиться в правильности или ошибочности своего выбора, определиться с выбором углубленного изучения тех или иных школьных предметов.
В первом полугодии мы обучили 27 человек по программам «Салон красоты», «Фотодизайн», «Здоровье человека», «Дизайн одежды», «Дизайн жилища».
- Многообразие видов деятельности, более 30 объединений: 13 видов спорта, моделирование и пошив одежды, театр моды, вокально-инструментальный ансамбль, пошив мягкой игрушки, экология и здоровье человека, бисероплетение, бумагопластика, легоконструирование, сенсорная комната, живопись, лепка глиняной игрушки, резьба по дереву, фото- и видеомонтаж, вокальная студия, студия парикмахерского и визажного искусства удовлетворяют самые разные интересы, склонности и потребности ребенка. При этом один ребенок может заниматься в нескольких объединениях, исходя из своего вкуса, способностей, склонностей.
- Сочетание знаниевого и технологического компонента в процессе обучения. Через организацию совместной практической деятельности обучающийся получает не только знания об определенном виде деятельности (технического, художественного, социального и другого характера), но и имеет возможность практически применить их в деятельности, а значит психологически подготовиться к определенному виду труда, более осознанно подойти к возможному выбору будущей профессии.
Работая в группах по интересам, общаясь с ребятами разного возраста из разных школ, наши воспитанники приобретают такие важные качества личности как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми и кооперировать ресурсы для достижения общих целей. А общая цель – это результат индивидуального и совместного труда, тот продукт, который получается в результате деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ЮНОСТЬ» - Открытая социально-педагогическая система с развитой инфраструктурой подростковых клубов по месту жительства
Презентация к областному семинару для директоров дополнительного образования....
Формирование ключевых компетенций через исследовательскую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать, не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизенной ситуации, уметь самостоятельно...
Особенности формирования социальной компетентности подростков в учреждении дополнительного образования детей
В данной статье рассмотрены основные направления и принципы деятельности учреждений дополнительного образования детей и их роль в формировании социалной компетентности подростков...
Статья "Формирование имиджа учреждения дополнительного образования детей на примере ГБОУ ДОД ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга"
Статья о формировании имиджа учреждения дополнительного образования детей....
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Статья рассматривает актуальность целенаправленного формирования положительного имиджа образовательных учреждений дополнительного образования детей как стройную систему взаимосвязанных качеств, интегр...
Автореферат Дипломной работы «Формирование принципов вокально-хоровой работы в учреждениях дополнительного образования детей».
В данной работе, опираясь на личный опыт организатора и руководителя коллектива, мы определяем основные моменты функционирования Детской хоровой студии «Синяя птица» при МБОУ ДО «Дом...
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...