Методика обучения техники нападающего удара
методическая разработка на тему
Методика обучения техники нападающего удара
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met_rekmetodika_obucheniya_napadayushchemu_udaru.docx | 27.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ПУРПЕЙСКАЯ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА
Методические рекомендации
Тема: «Методика обучения технике нападающего удара»
Исполнитель:
Тренер-преподаватель
МБОУ ДОД Пурпейская ДЮСШ
Светлана Ивановна Ипатенко
п.Пурпе
2013г.
Содержание
- Введение
- 1. Методика обучения техническим приемам игры в волейбол
- 1.1 Особенности физической подготовки
- 1.2 Особенности специальной подготовки
- 1.3 Техническая подготовка волейболистов
- 1.4 Особенности обучения технике нападающего удара
- 2 Повышение эффективности нападающего удара у волейболистов
- Заключение
- Литература
Введение
Нападающий удар в волейболе в большинстве случаев является завершением розыгрыша мяча на своей площадке, цель которого выигрыш очка в свою пользу. Все предыдущие действия игроков должны быть направлены на подготовку его совершения. Высота съема мяча, скорость паса, постоянно изменяющиеся условия игры, вероятность возникновения ошибок на подготовительном этапе, противодействие противника требуют от нападающего хорошей физической подготовки, владения техникой и приложения морально-волевых качеств.
На обучение нападающему удару отводится достаточно продолжительное время, что связано с необходимостью привить игроку такие качества, которые бы позволили ему, не теряя возможности корректировать свое местоположение в пространстве относительно площадки, сетки, блокирующих игроков противоположной команды, суметь выпрыгнуть на совершение удара в том месте на сетке, где было бы наиболее удобное положение мяча для удара с минимально возможным противодействием соперника.
1. Методика обучения техническим приемам игры в волейбол
1.1 Особенности физической подготовки
Научными исследованиями доказано, что физические качества у юных волейболистов лучше развивать в определенные периоды. Так мышечная сила у 12-14 летних спортсменов развивается равномерно, а затем, в 14-15 лет сменяется периодом скачкообразного нарастания и только после 17 лет происходит наибольший прирост силы. Регулярность занятий волейбола помогут сократить установленные периоды развития физических качеств. Неравномерно развиваются и спортивные качества. Так скорость пробегания небольших отрезков у волейболистов в период с 11 до 17 лет повышается, однако в наибольшей степени в период с 12 до 15 лет. В возрасте 15-17 лет намечается тенденция стабилизации скорости. Показатели скорости бега для тех волейболистов, кто специализируется как нападающий. У связующих же игроков этот показатель должен быть несколько выше.
Рост скоростно-силовых качеств (прыгучести) также происходит неравномерно. Самый значительный прирост наблюдается в возрасте от 12 до 13 лет, то есть на первом этапе занятия волейболом. В 13-14 лет результат прыжка возрастает незначительно, а в 14-15 лет темп прироста снова повышается. Нормальное требование по прыгучести для нападающих выше чем для связующих.
Выносливость волейболистов характеризуется способностью к длительному выполнению упражнений без снижения их эффективности. Изменяется она у мальчиков и девочек по-разному. Прыжковая выносливость у девочек, например, резко возрастает в возрасте от 9 до 10 лет, а у мальчиков от 8 до 11. В дальнейшем эти показатели изменяются незначительно. Выносливость мальчиков в работе умеренной интенсивности увеличивается с 8 до 11 лет на 110-120%, а с 11 до 14 лет снижается и стабилизируется, причем ровно на год позже, чем у девочек
Многие считают, что гибкость у детей больше, чем у взрослых. Гибкость достигает максимума к 16 годам. Но это не значит, что в последующем над ее развитием не следует работать.
Таким образом, на сегодняшний момент, требования, предъявляемые к физической подготовке спортсменов гораздо выше, чем это было 20 лет назад. Связано это с акселерацией молодого поколения, и, как следствие, возрастанием их физических возможностей.
1.2 Особенности специальной подготовки
Специальная физическая подготовка направлена на формирование специальных для волейбола умений и навыков волейболистов. Совершенствование системы подготовки квалифицированных волейболистов должно основываться на изучении закономерностей их соревновательной и тренировочной деятельности. Одним из основных компонентов соревновательной деятельности является прыжковая подготовленность игроков. Доказано, что 90-95% выигрыша очков в игре достигается в борьбе над сеткой (блок, нападение), поэтому прыжковая подготовленность волейболистов должна быть на высоком уровне. Анализ методических материалов и современная практика показывают, что методика совершенствования прыгучести квалифицированных волейболистов носит несистематизированный характер: не учитываются задачи этапов подготовки; большинство средств и методов, используемых для совершенствования прыгучести, по своей структуре неадекватны основным; ограниченный выбор средств прыжковой подготовленности снижает тренировочный эффект; отмечается нерациональное распределение прыжковых упражнений в тренировках.
На этапах подготовительного периода объем специфической прыжковой нагрузки (прыжки на блок и для нападающего удара) незначителен, а неспецифические для волейбола прыжковые упражнения (многоскоки, перепрыгивания через предметы, прыжки в длину, прыжки на одной ноге и др.) преобладают на всех этапах подготовки.
Из-за нерационального распределения прыжковой нагрузки в подготовительном периоде и использования в большом объеме неадекватных (неспецифических) средств прыжковой подготовки прирост уровня прыгучести и прыжковой выносливости незначителен.
Таким образом, несмотря на общее повышение требований к физической подготовке волейболистов, основные специальные умения касаются прыжковых упражнений. Необходимость формировать прыгучесть волейболистов обусловлена техникой игры возле сетки при блокировании и сбросах мяча.
1.3 Техническая подготовка волейболистов
При подготовке волейболистов стоит учесть, что игровой процесс состоит из двух частей: нападение и оборона. Поэтому чрезвычайно важно сформировать умение вести игру и нападающую и оборонительную.
В технике нападения существует одна стойка - основная. При этой стойке ноги располагаются на ширине плеч, согнуты в коленях, туловище в вертикальном положении, руки согнуты в локтях и находятся перед грудью.
При выполнении приемов техники нападения игроку приходится перемещаться. Перемещения могут быть выполнены шагом или бегом в различных направлениях.
При выполнении нападающих ударов применяются прыжки толчком двумя ногами или одной ногой, с места или разбега. Технический прием может быть выполнен правильно только в том случае, когда игрок своевременно переместившись, принял основную стойку.
Передачи являются одним из основных технических приемов в волейболе. В зависимости от положения рук при выполнении передач различаются верхние и нижние передачи двумя и одной рукой. Основой для правильного выполнения передачи является своевременное перемещение под мяч и принятие основной стойки.
Передачи могут быть различными по расстоянию и высоте. По расстоянию различаются короткие и длинные передачи, а по высоте - низкие, средние, высокие. Особенностью выполнения длинных и высоких передач является более активная работа ног. При выполнении верхних передач следует обратить внимание на то, линия плеч игрока была перпендикулярна направлению, в котором выполняется передача.
Разновидностью выполнения верхней передачи является передача в прыжке. Она наиболее сложна, так как выполняется в безопорном положении. После перемещения под мяч игрок делает прыжок вверх и выносит согнутые руки над головой. Передача выполняется в высшей точке прыжка за счёт активного выпрямления рук локтевых и лучезапястных суставах.
Подача - это способ введения мяча в игру. В современном волейболе подача используется не только для начала игры, но и как мощное средство нападения. Подачи бывают - нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая и верхняя боковая.
Все подачи выполняются в соответствии с требованиями, указанными в правилах: подающий игрок становится за пределами площадки на месте подачи, обязательно подбрасывает мяч и ударом одной руки направляет его через сетку на сторону противника.
Нападающий удар относится к сложным техническим приемам, сочетая временные и пространственные параметры разбега, прыжка и удара по мячу. Нападающий игрок тесно взаимодействует с партнером, выполняющим передачу, и здесь очень важна одинаковая трактовка обоими всех параметров приема и взаимное понимание условных сигналов. Умение наносить нападающие удары правой и левой руками обогащают технический арсенал игрока, заметно расширяют его тактические возможности.
Игрок должен стремиться нанести удар по мячу в высшей точке взлета, в "мертвой точке". На ней он и должен наносить удар по мячу независимо от характера подачи. Мяч всегда должен быть чуть впереди игрока. Это положение приобретает решающее значение при ударах. С низких и прострельных передач, помогает нападающему сориентироваться относительно блока. Разбег по траектории, близкой к прямому углу по отношению к сетке, создает для нападающего игрока большие тактические возможности, чем разбег вдоль сетки.
Совершенствование нападающих ударов проводится как без противодействия блока, так и при пассивном или активном сопротивлении блокирующих.
Игрокам полезно вырабатывать своеобразное мышечное чувство, прыгая как можно выше, чтобы нанести удар по мячу на "своей" высоте.
Блок - это основной защитный прием. Техника блокирования проста: прыжок и вынос рук над верхним краем сетки. Но не последнюю роль играет и перемещение игрока к месту постановки блока.
Игрок перемещается вдоль сетки приставными или скрестными шагами, бегом или шагом, согнув руки, держа кисти на уровне лица. Во время перемещения и прыжка взгляд блокирующего направлен на нападающего игрока противника. По приему с подачи или нападающего удара, а также по начальной траектории мяча после передачи блокирующий определяет направление и характер передачи нападающему.
Таким образом, основу техники игры составляют двигательные навыки, координация движений и бросков, умение работать в команде, как при нападении, так и при защите. Особую важность составляет владение пространством непосредственно перед сеткой.
1.4 Особенности обучения технике нападающего удара
Техника нападающего удара включает в себя четыре фазы: разбег, прыжок, собственно нападающий удар и приземление. В свою очередь эти фазы состоят из микрофаз, характеризующихся своеобразием внешней формы движений и особенностями нервно-мышечной деятельности. Такое деление техники нападающего удара на фазы и микрофазы соответствует смысловой структуре этого действия и позволяет полнее описать особенности отдельных движений. Во время выполнения разбега и прыжка усилия волейболиста направлены на решение двух основных задач - достижения наибольшей высоты прыжка и максимальной его точности по отношению к траектории полета мяча. Соотношение этих задач изменяется по ходу развития двигательного действия, обусловливая вариативность и стабильность его фазовой структуры. Разбег по своему ритмическому рисунку расчленяется на три микрофазы: начало, середина и напрыгивание:
в первой, стартовой микрофазе, волейболист, еще не определив характера траектории полета мяча (второй передачи), выполняет один или два "ступающих" шага в замедленном темпе с характерной для ходьбы двойной опорой;
во второй, подготовительной микрофазе, игрок определяет траекторию полета мяча и корректирует скорость своего перемещения. Если передача занижена, то скорость движения резко возрастает, и ходьба переходит в бег. Если же мяч направлен по высокой траектории, то скорость движения увеличивается незначительно, а иногда и замедляется;
в третьей микрофазе - напрыгивании - игрок выполняет широкий беговой шаг, который органически сливается с последующими движениями. От слитности усилий и их быстроты в этот момент зависит эффективность использования силы инерции, образуемой горизонтальной скоростью разбега для прыжка вверх. При напрыгивании стопа вынесенной вперед ноги ставится с пятки, вторая нога присоединяется к первой, выпрямленные руки отводятся назад для предстоящего махового движения.
Несмотря на то что отталкивание от опоры протекает в очень короткий отрезок времени, в нем также отчетливо выделяются три микрофазы:
первая начинается с постановки пятки стопы на поверхность площадки. Давление на опору при этом сопровождается реактивным всплеском динамографической кривой (в пределах 300-500 кг). Эта сила образуется благодаря стопорящему движению стопы и зависит от веса тела волейболиста. Анатомическая структура этой микрофазы состоит в следующем: пяточная кость вместе с таранной перемещается вокруг фронтальной оси в поперечном суставе плюсны (шапаровском) так, что ее пяточный бугор то приближается, то удаляется от них, располагаясь более вертикально. При этом задняя группа мышц бедра (его разгибатели) и трехглавая мышца голени сокращаются, а четырехглавая мышца бедра очень напряжена. Такая работа мышц необходима для выпрямленного положения конечности и поддержания стопы в стопорящем шаге при напрыгивании;
во второй микрофазе толчка стопа полностью опирается подошвенной частью на поверхность площадки. Происходит сгибание ног в коленных суставах, а туловища - в тазобедренных суставах. Вследствие этого происходит значительное снижение давления на опору, которое в отдельных случаях падает до нуля. При этом мышечное напряжение ног становится значительно меньше. Руки волейболиста в этой микрофазе начинают маховое движение. Сгибание ног в коленных суставах и туловища в тазобедренных суставах, а также маховое движение рук является решающей предпосылкой для отталкивания волейболиста от опоры;
в третьей микрофазе - отталкивании от опоры - в результате разгибания ног в коленных, а туловища в тазобедренных суставах вновь увеличивается давление на опору. Выпрямление ног в коленных суставах происходит за счет резкого сокращения четырехглавой мышцы бедра и трехглавой мышцы голени, работающих при дистальной опоре. Первая мышца, закрепленная на голени, тянет бедро вперед, вторая, фиксированная на пяточном бугре, перемещает голень и дистальный конец бедра назад. Одновременно большая ягодичная мышца и задняя группа мышц бедра (полусухожильная, полуперепончатая и двухглавая) разгибают туловище. Усилению отталкивания способствуют реактивные силы маховых движений рук.
В заключительный момент толчка происходит сгибание стопы, то есть непосредственное отталкивание от опоры. Одновременно с маховыми усилиями рук это движение способствует завершению отталкивания и сопровождается дополнительным давлением на опору. К мышцам, сгибающим стопу, относятся: трехглавая мышца голени, задняя большая берцовая, длинный сгибатель большого пальца, длинная и короткая малоберцовые.
Высота прыжка в значительной степени обусловлена "взрывным" характером сокращения мышц, максимальным наращиванием скорости маховых движений рук в начале отталкивания и замедленном движении в конце толчка. Наиболее выгодно замедлять движение рук на уровне головы, так как в этом случае величина реактивной силы (ее тангенциальная составляющая) будет максимальной.
Существенное значение для высоты прыжка имеет положение стоп при отталкивании. На основании проведенных исследований выявлено, что наиболее рациональным является естественное для игрока параллельное положение стоп или небольшой разворот их кнаружи. Незначительный поворот стоп носками вовнутрь не оказывает существенного влияния на высоту прыжка у опытных спортсменов благодаря большой помехоустойчивости техники. Однако у волейболистов более низкой квалификации такое положение стоп понижает высоту прыжка в среднем на 2-3 см.
Высота прыжка во многом зависит и от величины угла сгибания ног в коленных суставах. Большое сгибание ног способствует увеличению пути "разгона" центра тяжести спортсмена, но уменьшает при этом мощность отталкивания. В то же время малое сгибание ног в коленных суставах (120-1300) увеличивает мощность усилий при отталкивании. Поэтому при большой силе мышц нижних конечностей выгодно сгибать ноги в коленных суставах в пределах 100-1150. При относительно же малой силе ног и преобладании в движениях скоростного компонента целесообразно выполнять прыжок с углом сгибания ног в коленных суставах 120-1300.
Если прыжок выполняется с места, то целесообразно согнуть ноги в коленных суставах до 80-900. Это объясняется тем, что в данном режиме работы (при отсутствии большой ударной нагрузки в фазе амортизации) мышцы нижних конечностей не могут проявлять максимальную силу
Ритм разбега, обусловленный особенностями скорости и траектории полета мяча для нападающих ударов с ускоренных и заниженных передач (полупрострельных, прострельных и коротких), характерен для каждого отдельного случая. Если при обычной высокой передаче (к ее началу) нападающий игрок производит незначительный наклон туловища вперед или один шаг, то при укороченных передачах за этот же отрезок времени волейболист выполняет вторую микрофазу разбега. В данном случае отчетливо проявляется опережающий характер разбега волейболиста по отношению ко второй передаче мяча.
При выполнении нападающего удара с полупрострельных передач окончательная коррекция скорости разбега и выбор места для прыжка производится игроком еще позднее, во время последнего шага-наскока.
Зависимость скорости разбега и прыжка от качества передач еще в большей мере проявляется при выполнении нападающего удара с коротких и прострельных передач. В этом случае разбег, а иногда и отталкивание осуществляются во время первой передачи. В большинстве же случаев отталкивание от опоры при нападающих ударах с коротких и прострельных передач совпадает с моментом касания рук разводящего игрока с мячом.
Техника удара по мячу составляет вторую фазу нападающего удара. Здесь также, движения расчленяются на две микрофазы: замах и собственно ударное движение.
Удар по мячу осуществляется за счет резкого последовательного сокращения мышц живота, груди и руки. Наиболее эффективным по силе будет такой нападающий удар, при котором скорость движения проксимального звена руки (ее плеча), являясь наибольшей в начале движения, уменьшается при соприкосновении руки с мячом. Это способствует возникновению реактивных сил, увеличивающих скорость сгибания кисти в лучезапястном суставе.
Таким образом, различные фазы выполнения нападающего удара состоят не из повторяющихся циклических движений, а носят весьма разнообразный характер как по внешней, наблюдаемой форме движений, так и по своей скоростно-силовой структуре.
2 Повышение эффективности нападающего удара у волейболистов
Самое сложное в этом техническом приеме состоит в том, что игрок должен очень точно рассчитать свои действия в соответствии с высотой и направлением полета мяча и произвести удар по мячу в высшей точке прыжка. Большинство ошибок при изучении нападающего удара происходит от неумения занимающихся своевременно выйти на мяч: прыгает слишком рано или запаздывает с прыжком, в результате неточно рассчитанного прыжка для удара мяч оказывается сзади игрока, далеко впереди или в стороне от него. Такие недостатки затрудняют овладение занимающимися правильным движением при ударе по мячу и надолго затягивают процесс формирования двигательного навыка нападающего удара. Вот почему при обучении нападающему удару так велика роль специальных упражнений (подготовительных и подводящих).
К таким упражнениям относятся: броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз - стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат); броски набивного мяча массой 1 кг в прыжке из-за головы двумя руками через сетку; броски набивного мяча массой 1 кг "крюком" в прыжке - в парах и через сетку; имитация прямого нападающего удара, держа в руках мешочки с песком (до 1 кг); метание теннисного или хоккейного мяча (правой и левой рукой) в цель на стене (высота 1,5-2 м) или на полу (расстояние - от 5 до 10 м); метание выполняется с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же, через сетку; соревнование на точность метания малых мячей; совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу на резиновых амортизаторах, и у тренировочной сетки, при этом удары выполняются правой и левой рукой с максимальной силой.
Заключение
На сегодняшний момент, требования, предъявляемые к физической подготовке спортсменов-волейболистов гораздо выше, чем это было 20 лет назад. Связано это с акселерацией молодого поколения, и, как следствие, возрастанием их физических возможностей.
Несмотря на общее повышение требований к физической подготовке волейболистов, основные специальные умения касаются прыжковых упражнений. Необходимость формировать прыгучесть волейболистов обусловлена техникой игры возле сетки при блокировании и сбросах мяча. Основу техники игры составляют двигательные навыки, координация движений и бросков, умение работать в команде, как при нападении, так и при защите. Особую важность составляет владение пространством непосредственно перед сеткой. Различные фазы выполнения нападающего удара состоят не из повторяющихся циклических движений, а носят весьма разнообразный характер как по внешней, наблюдаемой форме движений, так и по своей скоростно-силовой структуре.
Использование специализированных упражнений, комбинирующих прыжковую и бросковую деятельность волейболистов, способствуют повышению уровня технической подготовленности к выполнению нападающего удара.
Литература
1. Донской, Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники [Текст] / Д.Д. Донской. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 160 с.
2. Железняк, Ю.Д. К мастерству в волейболе [Текст] / Ю.Д. Железняк. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 156 с.
3. Железняк, Ю.Д., Войлов, А.А. Волейбол [Текст] / Ю.Д. Железняк, А.А. Войлов. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 186 с.
4. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения [Текст] / Ю.Д. Железняк. - М.: Академия, 2002. - 520 с.
5. Ивойлов, А.В. Волейбол: очерки по биомеханике и методике тренировки [Текст] / А.В. Ивойлов. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 152 с.
6. Перльман, М.С. Специальная физическая подготовка волейболистов [Текст] / М.С. Перльман. - М.: Физкультура и спорт, 1994. - 168 с.
7. Правдин, В.А. Волейбол - игра для всех [Текст] / В.А. Правдин. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - 242 с.
8. Суслов, Ф.П. Теория и методика спорта [Текст] / Ф.П. Суслов. - М., 1997. - 416 с.
9. Фидлер, М.Ю. Волейбол [Текст] / М.Ю. Фидлер. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 204 с.
10. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности [Текст] / Н.А. Фомин. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 224 с.
11. Фурманов, А.Г., Болдырев, Д.М. Волейбол [Текст] / А.Г. Фурманов, Д.М. Болдырев. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - 184 с.
12. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов. - М.: Академия, 2000. - 480 с.
13. Чехова, О.Ю. Основы волейбола [Текст] / О.Ю. Чехова. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение технике нападающего удара на уроках физкультуры
В методической разработке описывается, как научить нападающему удару юных волейболистов. В работе представлены подводящие упражнения, техника выполнения нападающего удара...
конспект урока в 7 классе "Обучение технике нападающего удара"
Данный материал содержит цели и задачи урока, ход урока....
Обучение техники нападающего удара и блокирования в 9 классе
Нападающий удар – это, пожалуй, самое привлекательное в технике игры в волейбол. Нападающий удар вызывает восторг зрителей и доставляет огромное удовольствие самим волейболистам. ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА
Методические рекомендации по совершенствованию методики обучения технике нападающего удара....
обучение техники нападающего удара в волейболе в 5 классе
Занятие урока c использованием информационных технологий....
Методика обучения технике нападающего удара в волейболе.
Методика обучения технике нападающего удара в волейболе.( Для дистанционного обучения)...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА тема: «Методика обучения технике нападающего удара в игре волейбол»
Методическая разработка составлена с целью методики обучения техники игры в волейбол. В частности нападающего удара. Нападающий удар в волейболе является основным средством нападения и выполняется с ц...