Образовательная программа "Домовенок"
рабочая программа на тему
Пояснительная записка.
В наше время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно- художественного постижения мира.
В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин естественнонаучного цикла, наблюдается тенденция к снижению познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся. В связи с этим возникает потребность в создании комплексных программ, посвященных не какому-то отдельному виду декоративно-прикладного творчества, а, включающих одновременно несколько разделов данной образовательной области. Такие программы способствовали бы развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения – особого отношения к миру и понимания места человека в нём, правильного представления о взаимосвязи “Природа – Человек – Предметная среда”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_-_kopiya_2.doc | 356 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы Кашарского района
ПРОГРАММА
“Домовенок ”
(комплексная, декоративно-прикладной направленности)
Срок реализации: 2 года
Возраст учащихся 7-12 лет
Автор: Полякова В.И.
педагог дополнительного образования,
С. Кашары
Оглавление:
- Пояснительная записка.
- Новизна программы.
- Актуальность программы.
- Цели и задачи программы.
- Новизна программы.
- Организационно – педагогические основы обучения.
- Условия реализации программы.
- Педагогические принципы программы.
- Педагогические технологии программы.
- Формы проведения занятий.
- Методы обучения.
- Результативность и контроль.
- Модель выпускника.
- Работа с родителями.
- Тематическое планирование первого года обучения.
- Содержание программы первого года обучения.
- Тематическое планирование второго года обучения
- Содержание программы второго года обучения.
- Методическое обеспечение программы.
- Материально- техническое обеспечение программы.
- Формы подведения итогов.
- Список рекомендуемой литературы для педагогов.
- Список рекомендуемой литературы для учащихся и их родителей.
- Приложение №1
- Приложение №2
- Приложение №3
Пояснительная записка.
Без “духовной осёдлости”, без ощущения корней, без любви, без интереса к собственной истории, далёкой и близкой, не может быть полноценного человеческого счастья. Культурная среда также необходима для нравственной жизни, как растительный и животный мир для нашего биологического существования. академик Д.С. Лихачёв |
В наше время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно- художественного постижения мира.
В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин естественнонаучного цикла, наблюдается тенденция к снижению познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся. В связи с этим возникает потребность в создании комплексных программ, посвященных не какому-то отдельному виду декоративно-прикладного творчества, а, включающих одновременно несколько разделов данной образовательной области. Такие программы способствовали бы развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения – особого отношения к миру и понимания места человека в нём, правильного представления о взаимосвязи “Природа – Человек – Предметная среда”.
Актуальность программы.
Комплексная программа “Домовенок”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами обработки природных материалов, бумаги, техникой квиллинг, декупаж, вязанием крючком и д.р. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Она призвана познакомить детей с особенностями декоративно-прикладного искусства народов мира, России, национально-культурными особенностями Ростовской области, и, способствует адаптации учащихся к нестабильным социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире.
Следует отметить, что, являясь комплексной, данная программа позволяет избежать монотонности в обучении, благодаря овладению учащимися разнообразными видами декоративно-прикладного творчества.
Основная цель программы.
Разностороннее комплексное развитие детей, активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.
Достижение этой цели обеспеченно посредством решении следующих задач:
- образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии народных художественных промыслов Ростовской области, формирование знаний по основам цветоведения и материаловедения, освоение основных приёмов обработки природных материалов и бумаги, овладение навыками вязания.
- воспитательные - привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда;
- развивающие - развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.
Новизна программы.
В данной программе с целью получения более высоких результатов предусматривается постепенное усложнение заданий, что позволяет пробуждать в детях творческое отношение к поставленной задаче, активизировать мыслительный процесс, добиваться более быстрого и прочного усвоения знаний, умений и навыков. Особенностью программы является: активная, совместная и взаимообогащающая деятельность педагога с обучающимися в освоении новых приемов работы с материалом. Программа предполагает широкое использование иллюстративного материала; игр-занятий, развивающих абстрактное мышление; использование методических пособий, дидактических игр и декоративных изделий детей для создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества. Детские работы могут служить зрительной информацией для родителей и украшением интерьера.
Организационно- педагогические основы обучения:
Программа рассчитана на 2 года обучения и предназначена для работы с обучающимися в возрасте 7-12 лет. Занятия проводятся из расчета первого года обучения 144 часа в год и второго года обучения 216 часов в год.
Условия реализации программы.
Набор учащихся в группу проводится в конце летних каникул и в начале учебного года. Группы комплектуются из расчета 12-15 человек. Прием детей в группу 1-го года обучения производится на добровольной основе без вступительных экзаменов и предварительного отбора. Группа второго года обучения комплектуется из детей, освоивших программу первого года обучения, и малого процента новичков после собеседования и выявления индивидуальных способностей в прикладном творчестве. Обучение ведется в тесном контакте с родителями.
Педагогические принципы программы.
Реализация данной программы основывается на принципах:
- Принцип совместной деятельности. Совместная деятельность формирует целостно-ориентационное единство группы и в конечном счете, ведет к повышению уровня творческой деятельности.
- Принцип интереса требует учета такого фактора, как стремление обучающихся к самоутверждению. Только интерес ребенка позволит раскрыть его творческие возможности.
- Наглядности реализуется путем применения наглядных пособий, отражающих поэтапное изготовление сувениров и демонстрацию образцов готовых изделий, что облегчает восприятие и усвоение материала.
- Доступности предполагает учет возрастных особенностей обучающихся, а так же уровня их подготовленности к выполнению технологических операций при изготовлении подарков.
- Свободы выбора реализуется путем предоставления индивидуальных заданий, которые обучающиеся выбирают самостоятельно, исходя из собственных интересов и творческих способностей.
Педагогические технологии программы.
Настоящая дополнительная образовательная программа соотносится со школьной программой “Технология”, методами и формами работы в данной образовательной области. Благодаря обучению в творческом объединении “Домовенок ” учащиеся в возрасте 7 - 12 лет могут получить начальные сведения о таких видах декоративно-прикладного творчества, как флористика, декупаж, квиллинг, а так же расширить и углубить свои знания в области художественной обработки ткани, при изготовлении мягкой игрушки и искусственных цветов из ткани, лент и бумаги, вязанием крючком.
В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, биологии, физики, химии. При работе с выкройками-лекалами, выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей черчения, рисования, математики.
Средний возраст учащихся - 8-11 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. В социальном плане свойственны высокая самооценка (часто адекватная), стремление к самоутверждению (зачастую через негативные поступки), культ силы в дружбе, критическое отношение к взрослым. Это период формирования групп, большое значение приобретают взаимоотношения со сверстниками. На данном возрастном этапе существует опасность возникновения смысловых барьеров и мотивационного кризиса (школьной дезадаптации).
Формы проведения занятий.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, старинных традициях в женском рукоделии. Теоретический материал сопровождается показом наглядного материала, преподносится в виде рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям.
Основное место на занятии отводится практическим работам. Нагрузка во время занятий соответствует силам и возможностям детей, обеспечивая их занятость в течение занятий. Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда (готовую поделку, сувенир). Это необходимо и для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работы, важный не только для педагога, но и для детей.
В процессе изготовления художественных вещей большое внимание обращается на подбор изделий, над которыми будут работать дети. Большие изделия можно выполнять коллективно, что ускорит процесс творчества и даст учащимся навыки совместной работы.
На занятиях групп используется индивидуальный подход к каждому ребенку.
Методы обучения.
- Словесный (рассказ, беседа)- обучающиеся анализируют свою работу, сравнивают с другими изделиями. В результате можно выяснить степень усвоения изучаемого материала.
- Наглядный- обучающимся демонстрируются схемы, технологические карты, плакаты, слайды, готовые изделия.
- Исследовательский- самостоятельная разработка схем, подбор материалов, составление композиций. Творческие проекты.
- Проблемного обучения - создание проблемной ситуации, и ее решение.
- Практическая работа- практика развивает творческое мышление, будит фантазию, дает возможность проверить силы в самостоятельном художественном творчестве. В течение занятия педагог контролирует действие обучающегося, дает рекомендации, оказывает помощь. Процесс передачи навыков, умений способствует эмоционально - личностному развитию обучающихся и поэтапному изучению техник декоративно - прикладного творчества.
В объединении «Домовенок» проводятся такие виды занятий, как:
- Комбинированные;
∙ Получение и закрепление полученного материала.
Результативность и контроль.
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
I уровень - репродуктивный с помощью педагога;
II уровень - репродуктивный без помощи педагога;
III уровень - продуктивный
IV уровень - творческий
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся в творческом объединении осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
I. Промежуточный контроль.
- Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
- Фронтальная и индивидуальная беседа.
- Цифровой, графический и терминологический диктанты.
- Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
- Решение ситуационных задач направлено на проверку умения использовать приобретенные знания на практике.
- Решение кроссвордов.
- Игровые формы контроля.
Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках разного уровня: внутри районных, городских, областных; олимпиадах в области декоративно-прикладного творчества.
II. Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.
Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на
III – IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.
В результате освоения программы дети: 1-го и 2-го года обучения Должны знать:
- Виды декоративно-прикладного творчества (художественная вышивка, вязание, декупаж, квиллинг и др.);
- Народные художественные промыслы России и родного края (Жостово, Гжель, хохлома, Городец, Дымково, Каргополь, Филимоново, Скопин, Михайлов, Ряжск, Касимов, Сапожок, Рязань);
- Название и назначение инструментов и приспособлений для ручного труда (ножницы, кисти для клея, кисти для красок, иголки, вязальный крючок, пяльцы и т. д.), приемы и правила пользования ими;
- Названия и назначение материалов (бумага, картон, нитки, ткань, бисер, веревки, природный материал и т. д.), их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- Простейшие правила организации рабочего места;
- Приемы разметки (линейка, угольник, циркуль, шаблон, трафарет);
- Приемы соединения различных деталей (клей, нитки, проволока, щелевые замки);
- Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
Должны уметь:
- Правильно организовывать свое рабочее место;
- Пользоваться простейшими инструментами ручного труда;
- Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- Определять основные части поделок, выделять общие и индивидуальные признаки предметов, анализировать под руководством педагога различные изделия (определять их назначение, материал, из которого они изготовлены, способы соединения деталей и последовательность изготовления);
- Узнавать и называть плоские геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) и объемные (конус, цилиндр, пирамида, шар);
- Экономно размечать материалы с помощью трафаретов, шаблонов, линейки, угольника; вырезать строго по разметке;
- Прочно соединять детали между собой, применяя клей, нитки, проволоку;
- Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность;
- Применять приобретенные навыки на практике.
Модель выпускника.
Освоив образовательную программу, обучающийся приобретает широкий круг компетенций, позволяющих ему ориентироваться в условиях современного мира, реализовать себя и свои возможности в жизни. Итогом обучения является подготовка самодеятельного художника. Модель выпускника включает следующие личностные качества и характеристики:
- Духовно нравственные качества:
- доброта;
- нравственность;
- способность жить и действовать в согласии с самим собой, другими людьми, обществом;
- Творческие способности:
- творческая активность;
- эмоциональное отношение к исполнению;
- владение навыками самоанализа, необходимыми для оценки собственной работы и работы других.
- А также будут сформированы следующие универсальные учебные действия и развиты ключевые компетенции:
- внимание, память, мышление,
- умение работать самостоятельно, в группе, вести диалог;
- понимать творческую задачу, ставить цель, планировать ход работы, контролировать;
- работать с разными современными источниками информации.
- Учебно- творческие знания, умения, владения :
- устойчивая познавательная активность;
- устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству;
- знание законов построения композиции , художественной культуры;
- уверенное владение трудовыми приемами и навыками;
- техническая грамотность.
- В результате изучения полного курса программы у обучающихся будут сформированы представления:
- о необходимости для каждого культурного человека способности к эстетическому восприятию окружающей действительности, эмоциональному отношению к ней;
- об основных экономических и экологических аспектах деятельности человека;
- о видах и техниках декоративно-прикладного искусства.
Работа с родителями.
- индивидуальнее встречи с родителями в течении года;
- посещение родителями различных выставок и мероприятий;
- проведение занятий совместно с родителями;
Тематическое планирование
1 год обучения – 144 часа
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Введение в образовательную программу | 2 | 1 | 1 |
2. | Поделки из семян растений | 20 | 4 | 16 |
3. | Мир флористики: чудесные листочки | 10 | 4 | 6 |
4. | Бумажные фантазии | 10 | 2 | 8 |
5. | Волшебное тесто | 10 | 2 | 8 |
6. | Мастерская Деда Мороза | 20 | 4 | 16 |
7. | Обереги и сувениры для дома | 12 | 2 | 10 |
8. | Декупаж | 16 | 4 | 12 |
9. | Мягкая игрушка | 18 | 6 | 12 |
10. | Вязание крючком | 14 | 4 | 10 |
11. | Искусство составления букетов | 10 | 6 | 4 |
12. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
Всего за год: | 144 | 39 | 105 |
Содержание образовательной программы
1 год обучения.
1. Введение в образовательную программу.
Теория: Знакомство c группой учащихся. Введение в образовательную программу «Домовенок». Беседа по правилам техники безопасности на занятиях и в объединении. Инструменты для работы, их назначение и правильное применение. Правила безопасности при работе с ножницами и другими колющими и режущими предметами. Правила умелых ручек. Что такое природа. Правила поведения в природе. Понятие «природные материалы».
Практика: Игра «Что создано природой?»
2. Поделки из семян растений.
Теория: Введение в тему: виды природных и растительных материалов, их происхождение. Разнообразие семян, правила сбора, сроки и место их хранения. Дополнительные материалы, используемые при изготовлении поделок (картон, ДВП, краски, клей и т. д.). Основные приёмы изготовления аппликаций из семян. Подбор фона. Комбинирование семян разных растений для выделения цвета деталей. Эстетичность в оформлении работ (виды рамок). Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика: Сбор и сортировка семян различных растений. Изготовление аппликаций: «Цветы», «Совушка», « Медвежонок». Использование семян овощей, фруктов и ягод (арбуз, дыня, огурец, тыква, яблоко, апельсин и др.), злаковых и кормовых культур (пшеница, ячмень, кукуруза) для изготовления панно и составления орнаментов. Украшение ваз, стаканчиков для карандашей узорами из семян. Панно «Дерево», «Птичка», « Ромашки».
Тест - игра «Какому растению принадлежат семена?»
3.Мир флористики: чудесные листочки.
Теория: Листья и лепестки цветов. Их разнообразие, форма, цвет. Методы сушки листьев и цветов, хранение засушенного материала. Особенности работы с засушенным материалом. Техника составления композиций, панно, аппликаций и букетов. Вспомогательные материалы. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика: Экскурсия в парк « Радужная осень» (заготовка флористического материала: листьев, цветов, лепестков и цветочно-декоративных растений). Составление декоративных букетов из листьев и цветов. Декоративные аппликации «Ваза с цветами», «Осенний букет», «Лес», « Корзина с грибами», « Зайчик», «Рыбки». Панно «Цветочная полянка», аппликация «Гордый цветок». Изготовление творческих работ по замыслу детей «Увидеть чудо в лепестке». Выставка работ.
4. Бумажные фантазии.
Теория: Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Знакомство с основными правилами работы, изготовление основных форм: тугая спираль, свободная спираль, капля, изогнутая капля, лист.
Практика: Мозаика из кусочков цветной бумаги «Ваза с цветами». Конструирование из основных форм квиллинга: аппликация «Виноград», «Цыплёнок на ветке», «Весенний букет».
5.Волшебное тесто.
Теория: Солёное тесто – уникальный материал. Способы приготовления теста и техника работы с ним. Плоскостные и объёмные изделия. Сушка и раскрашивание изделий. Дополнительные инструменты и материалы, используемые при работе с тестом. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика: Приготовление солёного теста. Лепка овощей и фруктов. Композиция «Дары осени». Изготовление панно «У ёлки», « Мы слепили это чудо».
6. Мастерская Деда Мороза.
Теория: Ёлочные украшения: предназначение, виды, формы. Разнообразие природных и вспомогательных материалов при их изготовлении. Техника работы с яичной, ореховой скорлупой, сосновыми и еловыми шишками. Новогодние сувениры. Эстетика при оформлении работ. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика: Изготовление объёмных новогодних игрушек из яичной скорлупы, шишек и орехов: « Рыбка», «Петушок», «Бабочка», «Попугай» и др. Ёлочные украшения из солёного теста: «Звёздочки», «Ёлочки» и др. Изготовление украшений по замыслу детей. Новогодний сувенир – подсвечник «Зимний лес».
7.Обереги и сувениры для дома.
Теория: Обереги. История возникновения оберегов, их предназначение и символика. Использование различных природных материалов для изготовления оберегов и сувениров. Технология изготовления, соединение деталей. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика: Изготовление оберегов: «Веничек», «Подкова», сувениров: «Валентинки», «Подарок к празднику». Самостоятельная творческая работа: изготовление сувениров по замыслу детей.
8.Декупаж
Теория: Что же такое декупаж? Основные инструменты и материалы используемые при работе в технике декупаж. Приемы декупажа. Этапы работы в технике декупаж. Выбор изображений. Вырезание. Тонирование. Приклеивание. Дополнительный декор и фиксация лаком.
Практика: Изготовление украшений цветочного горшка, баночек для специй, разделочных досок в технике декупаж.
9. Мягкая игрушка.
Теория: История возникновения игрушки. Когда и где были обнаружены первые игрушки. Сюжеты игрушек. Многообразие игрушек. Алгоритм пошива игрушек. Материалы и инструменты. Правила техники безопасности при работе с клеем. Ткань: трикотаж, кримплен, фетр, флиз, мех, плюш, драп и др. Клей ПВА, «Момент», нитки разных цветов № 40,30,10. Иглы разных размеров, проволока. Фломастеры, гелиевые ручки, кусочки мыла, бумага, картон, копировальная бумага. Для набивания: вата, синтепон, поролон. Виды швов. Шов «вперед иголку», шов «строчка», шов «через край», «петельный», «стебельчатый», «потайной».
Практика: Пошив игрушки. Зарисовка эскиза. Изготовление выкроек и лекал. Подбор материала и подготовка его к работе. Раскрой деталей. Соединение деталей. Набивание и сборка деталей игрушки. Оформление. Пошив мягких игрушек: ежик, мышь, хват, утенок, гусеница и др.
10.Вязание крючком.
Теория: История возникновения процесса ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального крючка. Схемы изделий и основные виды петель.
Практика: Изготовление панно из цепочки воздушных петель «Весенние цветы».
11.Искусство составления букетов.
Теория: Садовые и полевые цветковые растения. Искусство составления объёмных цветочных композиций. Правила подбора растений для составления букета. Выбор вазы или сосуда для композиции. Техника безопасности при сборе растений, проведении экскурсий в природу.
Практика: Экскурсия в природу: сбор цветковых растений и составление композиций: «Дыхание лета». Конкурс: « Необычный букет».
12.Итоговое занятие.
Подведение итогов работы за год. Выставка лучших работ: «Удивительное рядом».
Учебно - тематическое планирование
2 года обучения – 216 часов.
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Подводный мир и его обитатели | 10 | 4 | 6 |
3. | Осенние фантазии | 12 | 2 | 10 |
4. | Флористика – музыка души | 14 | 4 | 10 |
5. | Бумажные фантазии | 32 | 6 | 26 |
6. | Солёное тесто | 10 | 2 | 8 |
7. | Новогодняя и рождественская флористика | 20 | 6 | 14 |
8. | Обереги и куклы | 14 | 4 | 10 |
9. | Декупаж | 20 | 6 | 14 |
10. | Вязание крючком | 22 | 6 | 16 |
11. | Экодизайн | 20 | 6 | 14 |
12. | Пасхальные аранжировки | 16 | 4 | 12 |
13. | Наш друг - лес | 20 | 6 | 14 |
14. | Подведение итогов | 4 | 1 | 3 |
Всего за год: | 216 | 58 | 158 |
Содержание образовательной программы
II года обучения.
1.Вводное занятие.
Теория: Введение в образовательную программу: ознакомление учащихся с планом работы, целями и задачами второго года обучения. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Экскурсия в природу: игры на свежем воздухе.
2.Подводный мир и его обитатели.
Теория: Разнообразие морских природных материалов. Техника работы с песком, камешками. Комбинирование различных материалов при изготовлении поделок. Технология изготовления мозаики из камней и битых ракушек, объёмных сувениров. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
Практика: Изготовление мозаичного панно из камней и ракушек: «Замок Русалочки», «Морское дно». Панно из песка: «Черепаха». Работы по замыслу детей.
3.Осенние фантазии.
Теория: Комбинирование различных природных материалов при составлении объёмных композиций. Технология выполнения работ с использованием листьев кукурузных початков. Эстетика при оформлении работ. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
Практика: Букет из кукурузных листьев «Волшебные цветы», ваза «Подарок осени».
4. Флористика - музыка души.
Теория: История флористики. Сроки сбора и способы заготовки флористического материала. Условия устойчивого сохранения цвета и формы растений. Распределение материала по цветовой гамме. Технология составления букетов и коллажей из сухоцветов. Использование дополнительных материалов. Эстетичность в оформлении работ. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
Практика: Экскурсия в парк – сбор природного материала. Сушка собранного материала. Составление букета из кленовых листьев. Композиция «Букет в шляпе». Аппликации: «Друзья», «Забавные животные», «Мудрая сова». Выставка работ «Золотая осень».
5. Бумажные фантазии.
Теория: Техника квиллинга. Технология изготовления основных форм: глаз, лист, полукруг, треугольник.
Практика: Изготовление аппликаций «Цветущая ветка», «Клоун», работ по творческому замыслу детей.
6. Солёное тесто.
Теория: Приготовление цветного теста. Способы окрашивания и длительного хранения теста. Технология лепки мелких деталей. Создание фактуры поверхности. Значение фона в композиции. Составление композиций из нескольких деталей. Использование дополнительных материалов и инструментов. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
Практика: Замешивание и окрашивание теста. Изготовление панно: «Корзина с цветами и фруктами», «Ромашки», «Ёжик на прогулке», «Дерево», «Клубнички». Сувенир: «Ангелочек».
7. Новогодняя и рождественская флористика.
Теория: История и традиции изготовления новогодних и рождественских украшений. Символика. Особенности составления композиций. Разнообразие используемых материалов. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
Практика: Прогулка в парк «Покормите птиц зимой». Составление композиций: «Сказочная ель», «Новогодний букет». Изготовление новогодних сувениров, игрушек, гирлянд. Рисование: «Новый год у ворот».
8. Обереги и куклы.
Теория: Роль оберегов и кукол в славянской культуре. Особенности изготовления кукол – оберегов. Использование в работе различных природных материалов, техника соединения деталей, составление композиций. Плетение косичек из травяного волокна. Навыки плетения из ивовых прутьев. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
Практика: Изготовление оберегов: «Лесовичок», «Плетень», плетение кукол.
9.Декупаж.
Теория: Работа с разными поверхностями: картон, дерево, металлические предметы, стеклянные предметы, пластик, фарфор и керамика, ткань, свечи.
Практика: Украшение свечей, вазы и тарелки в технике декупаж.
10.Вязание кружев крючком.
Теория: Ознакомление со способами прибавления и убавления петель, особенностями вязания круга и многоугольников, особенностями вязания кружев из отдельных мотивов.
Практика: Обучение вязанию круга, многоугольников, кружев из отдельных мотивов; вязание салфетки; вязание прихватки; оформление выставки работ учащихся.
11.Экодизайн.
Теория: Как разрешить проблему отходов? Разнообразие бросового материала. Использование в работе бросового материала. Техника работы с пластиком, пенопластом. Инструменты, необходимые для работы. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика: Прогулка – наблюдение «Экология нашей местности». Изготовление панно из пуха и перьев «Домашние птицы», аппликации из лимонной и апельсиновой цедры « Фруктовый рай», панно из опилок и чая «Ёж у гриба», картины из шерстяных ниток «Герои сказок»; «Ваза с цветами» из пластиковой бутылки.
12. Пасхальные аранжировки.
Теория: Пасха – традиции празднования. Яйцо – символ жизни. Знакомство с техникой папье – маше. Природные орнаменты, используемые для украшения яиц. Техника росписи и украшения яиц крупами.
Практика: Изготовление подставки для яиц, изготовление яиц в технике папье – маше. Роспись и украшение яиц. Составление пасхальных композиций.
13.Наш друг – лес.
Теория: Значение леса в жизни человека и животных. Бережное отношение к природе и её богатствам. Комбинирование различных природных и бросовых материалов. Создание композиций в круге. Эстетичность при оформлении работ. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика: Экскурсия в природу. Сбор природного материала (сухие коряги, ветки, полевые цветы и д.р.) Изготовление работ: « Лесное чудо», природоохранных знаков: «Не ломайте ветки деревьев!», «Не рвите букеты цветов!», «Не ловите насекомых!», «Не разоряйте птичьих гнёзд!»
14. Подведение итогов.
Подведение итогов работы за второй год, за два года обучения. Выставка лучших работ: «Вернисаж поделок». Экскурсия: «Друзья природы».
Методическое обеспечение программы.
В объединении «Домовёнок» на занятиях используются следующие формы работы:
- Личностно – ориентированная (раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ребенка);
- Групповые (организация совместных действий);
- Уровневой дифференциации (учет индивидуальных творческих особенностей).
Материально – техническое обеспечение программы.
- Инструкция по технике безопасности при работе с инструментами.
- Инструменты и вспомогательные приспособления: ножницы, кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, пинцет, вязальный крючок, шило, бульки с диаметрами шариков от 5 до 30 мм, резцы, петля, швейные иглы, булавки, напёрсток, копировальный ролик, кисточки, карандаши, шариковые ручки, портновские мелки, ластик, линейка, циркуль, сантиметровая лента, электрический утюг, гладильная доска.
- Материалы: засушенные растения, кора деревьев, спилы древесины, фанера, ДВП, раковины моллюсков, яичная скорлупа, ткань, драп, трикотаж, флизелин, синтепон, кружево, тесьма, ленты, сутаж, поролон, вата, натуральный и искусственный мех, швейные нитки, мулине, капроновая нить № 63, моноволокно, проволока, воск, стеклярус, фурнитура: пуговицы, крючки, петли, кнопки, калька, бумага, салфетки трёхслойные, картон, копировальная бумага, миллиметровая бумага, акварельные краски, клей ПВА, клей “Момент”, обойный клей, мука, соль, крахмал.
- Специальная литература.
- Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы: таблица “Основные приёмы квиллинга”; схемы изделий; коллекции ниток; изделия; раздаточный материал, инструкционные карты; дидактические карточки.
Формы подведения итогов.
№ п/п | Тема | Форма подведения итогов |
1. | Вводное занятие | Фронтальная беседа. |
2. | Работа с природными материалами | Фронтальная и индивидуальная беседы, дидактические карточки, цифровой, диктант, выполнение практических заданий. |
3. | Флористика | Фронтальная и индивидуальная беседы, дидактические карточки, решение ситуационных задач, решение кроссвордов, графический и терминологический диктанты, выполнение практических заданий. |
4. | Тестопластика | Дидактические карточки, цифровой и графический диктанты, игра, выполнение дифференцированных практических заданий. |
5. | Итоговое занятие | Контрольное занятие, конкурсы, выставка. |
Список рекомендуемой литературы для педагогов.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: “Просвещение”, 1985.
Н.Ф. Бабина Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов. – Воронеж 2000.
Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного обучения // Педагогика. 1997. №7.
Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. – Москва - Воронеж, 1995.
Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: “Просвещение”, 1993.
Журнал “Школа и производство”.
Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.
Котова М.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. - Ростов-на-Дону, 1997.
Кульневич С.В. Новая педагогика. - Воронеж, 1997.
Кульневич С.В. Педагогика личности. – Воронеж, 1997.
Михайленко М.А. Внеклассная работа с природным материалом. – Воронеж, 1992.
Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И. - М., 1996.
Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов. – М., 1990.
Программа образовательной области “Технология”. - М.,1994.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1 – 4 классы одиннадцатилетней школы). – М., 1988.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта (кружки по прикладному искусству и обслуживающему труду). – М., 1982.
Творческие работы учащихся школ Аннинского района. – Анна, 1989.
Список рекомендуемой литературы для учащихся.
Азбука цветов. Сост. Рошаль И.В. – СПб, 1998.
Белякова Н. Пасхальные яйца. – СПб., 2000.
Берлина Н.А. Игрушечки. – М., 2000.
Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.
Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приёмы. Изделия. _М, 2003.
Деревянко Н.С. Мягкая игрушка. Волшебный сад. – М., 2001.
Ефимова А. Сделаем игрушки сами. – М., 1983.
Искусственные и сухие цветы./ Составитель Аржанухина Н.В. – М., 2000.
Кискальт И. Солёное тесто. – М., 2001.
Козинкина Е.А. Цветы из ткани. – М., 1990.
Кононович Т.П. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. – М., 2001.
Коноплева Н.П. Секреты домашнего хозяйства. - М., 1991.
Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки из носочков. – М., 2001.
Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. – М., 2001.
Кувалдина О.Н. Сделаем сами своими руками. – Воронеж, 1999.
Лихачева Т.Г. Моя подружка – мягкая игрушка. – Ярославль, 2000.
Никологорская О.А. Природа и творчество. – М., 1990.
Паславский А. Природа, фантазия, творчество. Альбом самоделок. – Киев, 1989.
Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. – М., 1999.
Пономарёв П.Д. Народный костюм Воронежской губернии. – Воронеж, 1994.
Рукоделие. – Харьков, 1997.
Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения. – М., 2000.
Смотрова Н.А. Игрушки из ниток. – СПб., 2000.
Сухорукова Л.Г., Чечулинская А.В. Искусство делать цветы. М., 1992.
Терешкович Т.А. Рукоделие для дома. – М., 2001.
Фигурки из бисера. Сост. Лындина Ю. – М., 2001.
Ханус С. Как шить? – М., 1991.Художественная вышивка на машине (альбом рисунков для отделки одежды).
Приложение №1
Правила техники безопасности.
1. При работе с карандашами:
- Проводить заточку только с помощью точилки или специального ножа;
- Не размахивать карандашом во время работы;
- Не грызть кончик карандаша во избежание отравления.
- При работе с красками и кистью:
- Не брать краски в рот, так как могут содержать токсичные вещества;
- При работе использовать специальную подстилку на стол;
- Не разбрызгивать краску с кисти.
- При работе с ножницами, иголками, булавками:
- Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты;
- Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить;
- Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями;
- Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца;
- При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она легко может сломаться и поранить палец;
- Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, стол или случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку;
- Сломанную иглу следует отдать руководителю.
- При работе с бисером, пайетками, стеклярусом, рисом:
- Бисер, пайетки, стеклярус, рис хранить в специальной рабочей шкатулке с крышкой;
- Проверить отсутствие ненужных предметов на столе;
- Не брать бусины в рот – можно случайно проглотить их;
- После работы оставшиеся бусины сложить в пакетик.
- При работе с клеем:
- Помнить, что клей токсичен.
- После окончания работы плотно закрыть тюбик с клеем.
- В случае попадания клея на слизистую оболочку необходимо сообщить педагогу и промыть глаза холодной водой.
Приложение № 2
Здоровьесберегающие технологии на занятиях.
Физкультминутки.
***
Мы немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли, (шагают на месте.)
За природой наблюдали.
(Поворачивают голову в сторону.)
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели. (Руки вверх.)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети. (Присесть.)
А потом все дружно встали,
Великанами все стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали. (Помахали руками.)
Дружно хлопаем. (Хлопнуть в ладоши.)
Ногами топаем. (Топнуть ногами.)
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали! (Сесть за столы.)
***
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдемся по дорожке.
Но дорожка не простая –
Нас от стола не отпускает.
(Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В сторону разок-другой
Покачаю головой.
(Вращение головой вправо и влево.)
Пальцы ставим мы к печам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперед, другой вперед,
А потом наоборот.
(Руки к плечам, вращение вперед и назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
(Дети садятся за столы.)
***
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки).
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)
Ну, а мы идем, идем (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Садятся за столы.)
Пальчиковые игры. Игры для рук.
Русская игра «Утречко».
(Ладони скрещены, пальцы растопырены, образуют солнышко с лучами.)
- Эй, братец Федя, разбуди соседей.
(Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения. Левая ладонь снизу, поддерживает кулак. Пальцы вытянуты.)
- Вставай, Большок!
(Щелчок по указательному пальцу левой руки.)
Вставай, Указка!
(Щелчок по указательному пальцу левой руки.)
Вставай, Середка! (Щелчок по среднему пальцу.)
Вставай, Сиротка! (Щелчок по безымянному пальцу.)
И Крошка-Митрошка! (Щелчок по мизинцу.)
Привет, Ладошка! (Щелчок в центре ладони.)
Все потянулись и проснулись.
(Руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются и быстро шевелятся.)
При повторении игры руки меняются ролями.
«Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин. Дети показывают апельсин – пальцы полусогнуты, словно в руках мяч.
Много нас, а он один. Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только один палец каждой руки.
Эта долька – для ежа. Ладони сжаты в кулак, на каждую фразу
Эта долька – для стрижа. дети разжимают по пальцу, начиная с
Эта долька – для утят. большого.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка… кожура. Дети прячут руки за спину.
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто куда.
«Сделаем гимнастику для рук»
Много ли надо нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом еще кружок,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень, очень
Развеселый чудачок.
(Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры)
Гимнастика для глаз.
«Бабочки»
Спал цветок. (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка подавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулась. (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, -
(Руки поднять вверх – вдох, посмотреть на руки.)
Встрепенулся, подтянулся.
(Руки согнуты в стороны – выдох.)
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
***
Ах, как долго вышивали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно. (Посмотреть влево, вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем. (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх – вправо, вверх - влево.)
Вправо, влево, поворот,
А потом скатимся вниз. (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать.)
Релаксация «Волшебный замок».
Педагог включает спокойную музыку со звуками природы или классическую. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вздоха и выдоха и найдите внутри себя самих точку внутреннего спокойствия – такое место в душе, где тихо и спокойно.
Представь себе, что ты оказался в чужом городе и идешь по какой-то маленькой улочке. Улица выводит тебя на площадь, где стоит замок. Замок переливается огнями. Ты подходишь к замку, и двери открываются. Ты проходишь внутрь. Там светло от множества люстр, играет волшебная музыка. Ты попадаешь в твою любимую сказку. Все персонажи улыбаются тебе, и ты улыбаешься им. Тебе хорошо на душе и спокойно. Ты видишь свою любимую сказку. К тебе подходит фея, берет тебя за руку и ведет к выходу. Ты улыбаешься, машешь рукой сказочным героям. Ты выходишь из дверей замка. Идешь по улице, находишь скамейку и садишься. Ты счастливо улыбаешься и открываешь глаз.
Приложение № 3
Анализ результативности образовательной программы
Результат обучения.
Показатели диагностики:
- Теоретические ЗУН.
Способы проверки результатов: педагогическое наблюдение, тестирование: «Определение уровня теоретической подготовки» 1 и 2 года обучения»,
- Практическая творческая деятельность.
Способы проверки результатов: участие в выставках и конкурсах разного уровня, педагогическое наблюдение, самооценка, метод экспертных оценок.
Уровень: высокий 9 - 12 баллов
средний 5 - 8 баллов
низкий от 0 до 4 баллов
Таблица изменений показателей обучения
Первичная | Промежуточная | Итоговая | |
1 год обучения | Высокий-20% Средний-40% Низкий-40% | Высокий-40% Средний-40% Низкий-20% | Высокий-60% Средний-30% Низкий-10% |
2 год обучения | Высокий-50% Средний-40% Низкий-10% | Высокий-60% Средний-30% Низкий-10% | Высокий-70% Средний-20% Низкий-10% |
Вывод: По результатам обучения можно определить, что дети первого года обучения освоили программу на высокий уровень – 60%, на средний уровень -30%, а результат второго года - 70% высокий уровень, 20% средний.
Результат развития.
Способы проверки результатов: тестирование, педагогическое наблюдение, проективные методики, социометрические методики.
Показатели диагностики:
- Особенности личностной сферы.
Тесты «Автопортрет», Методика «Смешные человечки»
- Творческие способности.
Тест «Неоконченный рисунок», Тест «Необычное использование».
- Интеграция личности в социуме.
Методика «Атмосфера в группе», Методика цветописи.
- Коммуникативные навыки.
Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
Таблица изменений показателей развития
Показатели развития | 1 год диагностика | 2 год диагностика |
1.Самооценка - Высокая - Адекватная - Низкая - Высокая - Адекватная - Низкая | Первичная 30% 30% 40% | Первичная 30% 40% 30% |
Итоговая 30% 40% 30% | Итоговая 20% 50% 30% | |
2.Творческие способности - Высокий - Средний - Низкий - Высокий - Средний - Низкий | Первичная 30% 30% 40% | Первичная 50% 30% 20% |
Итоговая 40% 40% 20% | Итоговая 60% 30% 10% | |
3.Удовлетворенность отношениями в группе - Высокий - Средний - Низкий - Высокий - Средний - Низкий | Первичная 30% 30% 40% | Первичная 40% 40% 20% |
Итоговая 40% 40% 20% | Итоговая 60% 30% 10% | |
4.Коммуникативные навыки - Высокий - Средний - Низкий - Высокий - Средний - Низкий | Первичная 20% 40% 40% | Первичная 40% 40% 20% |
Итоговая 30% 40% 30% | Итоговая 50% 40% 10% |
Вывод: Проанализировав индивидуальные карты диагностики обучающихся можно определить, что результатом 2 года обучения стала положительная самооценка. Обучающиеся научились осознавать и корректировать свой внутренний мир, совершать осмысленный, самостоятельный выбор. Продуктивно работать в группе, конструктивно общаться, планировать и анализировать совместную деятельность, творчески и ответственно подходить к решению своих задач и задач коллектива. Коллектив сплочённый, с доброжелательным климатом, атмосфера взаимоуважения, взаимовыручки, оптимизма, сотрудничества.
Результат воспитания.
Способы проверки результатов: тестирование, наблюдение.
Показатели диагностики:
- Профессиональное самоопределение.
Дифференциально-диагностический опросник на выявление профессиональных предпочтений.
- Нравственные, гражданско-патриотические, волевые качества личности.
Методика для определения уровня нравственной воспитанности учащихся,
Тест «Ты гражданином быть обязан»,
Тест «Уровень развития волевых качеств».
- Таблица изменений показателей воспитания
(профессиональных интересов)
Профессиональная сфера | 2 год | 3 год |
Человек - природа | П.-20% И. -20% | П.-20% И. -10% |
Человек - техника | П.-10% И. -10% | П.-10% И. -10% |
Человек - человек | П.-20% И. -30% | П.-40% И. -40% |
Человек - знаковая система | П.-30% И. -20% | П.-10% И. -10% |
Человек - художественный образ | П.-20% И. -20% | П.-20% И. -30% |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый год обучения.
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | |
План | Факт | ||
Тема №1. Введение в образовательную программу «Домовенок». ( 2 часа) | |||
1-2 | Введение в образовательную программу «Домовенок». Вводное занятие. Техника безопасности. | ||
Тема №2. Поделки из семян растений. (20 часов) | |||
3-4 | Виды природных и растительных материалов и их происхождение. Разнообразие семян, правила сбора и место их хранения. | ||
5-6 | Оборудование, материалы, инструменты используемые при изготовлении поделок и аппликаций из семян. Подбор фона. Комбинирование семян по цвету. | ||
7-8 9-10 | Сбор и сортировка семян различных растений. Изготовление аппликаций: «Цветы», «Совушка», «Медвежонок». | ||
11-12 13-14 | Использование семян овощей, фруктов и ягод (для изготовления панно и составления орнаментов. Панно «Птичка», « Ромашки». | ||
15-16 17-18 | Использование семян кормовых культур (пшеница, ячмень, кукуруза) для изготовления панно и составления орнаментов. Панно «Дерево», «Черепаха». | ||
19-20 21-22 | Украшение ваз, стаканчиков для карандашей узорами из семян. Тест - игра «Какому растению принадлежат семена?» | ||
Тема № 3. Мир флористики: чудесные листочки. ( 10 часов) | |||
23-24 | Листья и лепестки цветов. Их разнообразие, форма, цвет. Методы сушки листьев и цветов, хранение засушенного материала. Особенности работы с засушенным материалом. | ||
25-26 | Техника составления композиций, панно, аппликаций и букетов. Вспомогательные материалы. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. | ||
27-28 | Экскурсия в парк «Радужная осень» (заготовка флористического материала: листьев, цветов, лепестков и цветочно-декоративных растений). Составление декоративных букетов из листьев и цветов. | ||
29-30 | Декоративные аппликации «Ваза с цветами», «Осенний букет», «Лес», «Корзина с грибами», «Зайчик», «Рыбки». Панно «Цветочная полянка», аппликация «Гордый цветок». ( по выбору) | ||
31-32 | Изготовление творческих работ по замыслу детей «Увидеть чудо в лепестке». Выставка работ. | ||
Тема № 4. Бумажные фантазии. (10 часов) | |||
33-34 | Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Знакомство с основными правилами работы, изготовление основных форм: тугая спираль, свободная спираль, капля, изогнутая капля, лист. | ||
35-36 37-38 | Мозаика из кусочков цветной бумаги «Ваза с цветами». | ||
39-40 41-42 | Конструирование из основных форм квиллинга: аппликация «Виноград», «Цыплёнок на ветке», «Весенний букет» (по выбору). | ||
Тема № 5. Волшебное тесто. (10 часов) | |||
43-44 | Солёное тесто. Способы приготовления теста и техника работы с ним. Плоскостные и объёмные изделия. Сушка и раскрашивание изделий. Дополнительные инструменты и материалы, используемые при работе с тестом. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. | ||
45-46 47-48 | Приготовление солёного теста. Лепка овощей и фруктов. Композиция «Дары осени». | ||
49-50 51-52 | Изготовление панно из соленого теста «У ёлки», « Мы слепили это чудо». | ||
Тема № 6. Мастерская Деда Мороза. (20 часов) | |||
53-54 | Ёлочные украшения: предназначение, виды, формы. Разнообразие природных и вспомогательных материалов при их изготовлении. Техника работы с яичной, ореховой скорлупой, сосновыми и еловыми шишками. | ||
55-56 | Новогодние сувениры. Эстетика при оформлении работ. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. | ||
57-58 59-60 | Изготовление объёмных новогодних игрушек из яичной скорлупы, шишек и орехов: « Рыбка», «Петушок», «Бабочка», «Попугай» и др. | ||
61-62 63-64 | Ёлочные украшения из солёного теста: «Звёздочки», «Ёлочки» и др. | ||
65-66 67-68 | Изготовление украшений по замыслу детей. | ||
69-70 71-72 | Новогодний сувенир – подсвечник «Зимний лес». Выставка работ. | ||
Тема № 7. Обереги и сувениры для дома. (12 часов) | |||
73-74 | Обереги. История возникновения оберегов, их предназначение и символика. Использование различных природных материалов для изготовления оберегов и сувениров. Технология изготовления, соединение деталей. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. | ||
75-76 77-78 | Изготовление оберегов: «Веничек», «Подкова». (по выбору) | ||
79-80 81-82 | Изготовление сувениров: «Валентинки», «Подарок к празднику». | ||
83-84 | Самостоятельная творческая работа: изготовление сувениров по замыслу детей. | ||
Тема № 8. Декупаж (16 часов) | |||
85-86 | Что же такое декупаж? Основные инструменты и материалы используемые при работе в технике декупаж. Приемы декупажа. | ||
87-88 | Этапы работы в технике декупаж. Выбор изображений. Вырезание. Тонирование. Приклеивание. Дополнительный декор и фиксация лаком. | ||
89-90 91-92 | Украшений цветочного горшка в технике декупаж. | ||
93-94 95-96 | Украшение баночек для специй в технике декупаж. | ||
97-98 99-100 | Украшение разделочных досок в технике декупаж. | ||
Тема № 9. Мягкая игрушка. (18 часов) | |||
101-102 | История возникновения игрушки. Когда и где были обнаружены первые игрушки. Сюжеты игрушек. Многообразие игрушек. Алгоритм пошива игрушек. | ||
103-104 | Материалы и инструменты. Правила техники безопасности при работе с клеем, иглами, ножницами. | ||
105-106 | Виды швов. | ||
107-108 | Зарисовка эскиза. | ||
109-110 | Изготовление выкроек и лекал. | ||
111-112 | Подбор материала и подготовка его к работе. | ||
113-114 | Раскрой деталей. | ||
115-116 | Соединение деталей. | ||
117-118 | Набивание и сборка деталей игрушки. Оформление. | ||
Тема № 10. Вязание крючком. ( 14 часов) | |||
119-120 | История возникновения процесса ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального крючка. | ||
121-122 123-124 | Схемы и основные виды петель. | ||
125-126 127-128 | Панно из цепочки воздушных петель «Весенние цветы». | ||
129-130 131-132 | Работы по замыслу детей. | ||
Тема № 11. Искусство составления букетов. ( 10 часов) | |||
133-134 | Садовые и полевые цветковые растения. Искусство составления объёмных цветочных композиций. | ||
135-136 | Правила подбора растений для составления букета. | ||
137-138 | Выбор вазы или сосуда для композиции. Техника безопасности при сборе растений на экскурсии. | ||
139-140 | Экскурсия в природу: сбор цветковых растений и составление композиций: «Дыхание лета». | ||
141-142 | Конкурс: « Необычный букет». | ||
Тема № 12. Итоговое занятие. (2 часа) | |||
143-144 | Подведение итогов работы за год. Выставка лучших работ: «Удивительное рядом». |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Второй год обучения.
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | |
План | Факт | ||
Тема №1. Введение в образовательную программу «Домовенок». ( 2 часа) | |||
1-2 | Введение в образовательную программу: ознакомление учащихся с планом работы, целями и задачами второго года обучения. Инструктаж по технике безопасности. Экскурсия в природу: игры на свежем воздухе. | ||
Тема №2. Подводный мир и его обитатели (10 часов) | |||
3-4 | Разнообразие морских природных материалов. Техника работы с песком, камешками. Комбинирование различных материалов при изготовлении поделок. | ||
5-6 | Технология изготовления мозаики из камней и битых ракушек, объёмных сувениров. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами. | ||
7-8 | Изготовление мозаичного панно из камней и ракушек: «Замок Русалочки», «Морское дно». | ||
9-10 | Панно из песка: «Черепаха». | ||
11-12 | Работы по замыслу детей. | ||
Тема №3. Осенние фантазии. ( 12 часов) | |||
13-14 | Комбинирование различных природных материалов при составлении объёмных композиций. Технология выполнения работ с использованием листьев кукурузных початков. Эстетика при оформлении работ. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами. | ||
15-16 17-18 | Букет из кукурузных листьев «Волшебные цветы». | ||
19-20 21-22 | Ваза «Подарок осени». | ||
23-24 | Лилии из талаша. | ||
Тема № 4. Флористика - музыка души. (14 часов) | |||
25-26 | История флористики. Сроки сбора и способы заготовки флористического материала. Условия устойчивого сохранения цвета и формы растений. Распределение материала по цветовой гамме. | ||
27-28 | Технология составления букетов и коллажей из сухоцветов. Использование дополнительных материалов. Эстетичность в оформлении работ. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами. | ||
29-30 | Экскурсия в парк – сбор природного материала. Сушка собранного материала. | ||
31-32 33-34 | Составление букета из кленовых листьев. Композиция «Букет в шляпе». | ||
35-36 37-38 | Аппликации: «Друзья», «Забавные животные», «Мудрая сова». (по выбору). Выставка работ «Золотая осень». | ||
Тема № 5. Бумажные фантазии. (32 часа) | |||
39-40 41-42 43-44 | Техника квиллинга. Технология изготовления основных форм: глаз, лист, полукруг, треугольник. | ||
45-46 47-48 49-50 | Изготовление аппликаций «Цветущая ветка». | ||
51-52 53-54 55-56 | Изготовление аппликаций «Клоун». | ||
57-58 59-60 61-62 | Изготовление аппликаций «». | ||
63-64 65-66 67-68 69-70 | Изготовление работ по творческому замыслу детей. Выставка работ. | ||
Тема № 6. Волшебное тесто. (10 часов) | |||
71-72 | Приготовление цветного теста. Способы окрашивания и длительного хранения теста. Технология лепки мелких деталей. Создание фактуры поверхности. Составление композиций из нескольких деталей. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами | ||
73-74 75-76 | Замешивание и окрашивание теста. Сувенир: «Ангелочек». | ||
77-78 79-80 | Изготовление панно: «Корзина с цветами и фруктами», «Ромашки», «Ёжик на прогулке», «Дерево», «Клубнички». (по выбору) | ||
Тема № 7. Новогодняя и рождественская флористика. (20 часов) | |||
81-82 | История и традиции изготовления новогодних и рождественских украшений. | ||
83 | Символика. | ||
84-85 | Особенности составления композиций. Разнообразие используемых материалов. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами. | ||
86 | Прогулка в парк «Покормите птиц зимой». | ||
87-88 89-90 | Составление композиций: «Сказочная ель». | ||
91-92 93-94 | Составление композиций: «Новогодний букет». | ||
95-96 97-98 | Изготовление новогодних сувениров, игрушек, гирлянд. | ||
99-100 | Рисование: «Новый год у ворот». | ||
Тема № 8. Обереги и куклы. (14 часов) | |||
101-102 | Роль оберегов и кукол в славянской культуре. Особенности изготовления кукол – оберегов. Использование в работе различных природных материалов, техника соединения деталей, составление композиций. | ||
103-104 | Плетение косичек из травяного волокна. Навыки плетения из ивовых прутьев. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами. | ||
105-106 107-108 | Изготовление оберегов: «Лесовичок». | ||
109-110 111-112 | Изготовление оберега «Плетень». | ||
113-114 | Плетение кукол. | ||
Тема № 9. Декупаж (20 часов) | |||
115-116 117-118 119-120 | Работа с разными поверхностями: картон, дерево, металлические предметы, стеклянные предметы, пластик, фарфор и керамика, ткань, свечи. | ||
121-122 123-124 | Украшение свечей в технике декупаж. | ||
125-126 127-128 | Украшение вазы в технике декупаж. | ||
129-130 131-132 | Украшение тарелки в технике декупаж. | ||
133-134 | Изготовление работ по творческому замыслу детей. | ||
Тема № 10. Вязание крючком. (22 часа) | |||
135-136 | Ознакомление со способами прибавления и убавления петель. | ||
137-138 | Ознакомление с особенностями вязания круга и многоугольников. | ||
139-140 | Ознакомление с особенностями вязания кружев из отдельных мотивов. | ||
141-142 143-144 145-146 147-148 149-150 | Обучение вязанию круга, многоугольников, кружев из отдельных мотивов. | ||
151-152 153-154 155-156 | Вязание салфетки, оформление выставки работ учащихся. | ||
Тема № 11.Экодизайн. ( 20 часов) | |||
157-158 159-160 161-162 | Как разрешить проблему отходов? Разнообразие бросового материала. Использование в работе бросового материала. Техника работы с пластиком, пенопластом. Инструменты, необходимые для работы. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. | ||
163-164 | Прогулка – наблюдение «Экология нашей местности». | ||
165-166 167-168 | Изготовление панно из пуха и перьев «Домашние птицы». | ||
169-170 171-172 | Поделка «Ваза с цветами» из пластиковой бутылки. | ||
173-174 175-176 | Картина из шерстяных ниток «Герои сказок». | ||
Тема № 12. Пасхальные аранжировки. ( 16 часов) | |||
177-178 179-180 | Пасха – традиции празднования. Яйцо – символ жизни. Знакомство с техникой папье – маше. Природные орнаменты, используемые для украшения яиц. Техника росписи и украшения яиц крупами. | ||
181-182 183-184 | Изготовление подставки для яиц. | ||
185-186 187-188 | Изготовление яиц в технике папье – маше. | ||
189-190 | Роспись и украшение яиц. | ||
191-192 | Составление пасхальных композиций. | ||
Тема № 13. Наш друг – лес. (20 часов) | |||
193-194 195-196 197-198 | Значение леса в жизни человека и животных. Бережное отношение к природе и её богатствам. Комбинирование различных природных и бросовых материалов. Создание композиций в круге. Эстетичность при оформлении работ. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. | ||
199-200 | Экскурсия в природу. Сбор природного материала (сухие коряги, ветки, полевые цветы и д.р.) | ||
201-202 203-204 205-206 | Изготовление работы: « Лесное чудо». | ||
207-208 209-210 211-212 | Изготовление природоохранных знаков: «Не ломайте ветки деревьев!», «Не рвите букеты цветов!», «Не ловите насекомых!», «Не разоряйте птичьих гнёзд!» | ||
Тема № 14. Итоговое занятие. (4 часа) | |||
213 | Подведение итогов работы за второй год, за два года обучения. | ||
214-215 | Выставка лучших работ: «Вернисаж поделок». | ||
216 | Экскурсия: «Друзья природы». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда образовательного учреждения» анализ состава ИОС образовательного учреждения
Таблица анализа состава ИОС образовательного учреждения...
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....
Знакомство с электронными образовательными ресурсами, размещенными на сайтах федерального центра информационных образовательных ресурсов и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
Технологическая карта...
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Выступление на педагогическом совете 30.08.2012г....
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования
Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...