Программа факультативного курса "Оптика и оптические приборы"
рабочая программа (9 класс) на тему
Программа факультативного курса "Оптика и оптические приборы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2016_raboch._progr.optika.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Артемовского городского округа
Рассмотрено на заседании МО учителей-предметников Протокол от «25» августа 2016 г. № 1 Руководитель методического объединения __________ Л.В. Лютова подпись расшифровка подписи | Согласовано зам. директора по УВР ________ Л.И. Сова подпись расшифровка подписи «29» августа 2016 г. | Утверждаю и.о. директора МБОУ СОШ № 9 __________ Н.А. Блинова подпись расшифровка подписи Приказ от «31» августа 2016 г. № 35 |
Рабочая программа факультативного курса
«Оптика и оптические приборы»
Составитель: учитель
физики МБОУ СОШ № 9
высшей квалификационной категории
Селиванова Т.Г.
Артемовский городской округ
2016 – 2017 уч. год
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Данный факультативный курс «Оптика и оптические приборы» предназначен для старшей ступени общеобразовательной школы (10-11 класс), который даст возможность расширить кругозор учащихся, так как имеет большое познавательное и практическое значение. Данный курс поможет учащимся в выборе будущей профессии.
Программа факультативного курса «Оптика и оптические приборы» включает необходимый теоретический материал по оптике и оптической технике и физический практикум, который обеспечит исследовательскую работу с оптическими приборами.
Основным методом обучения в данном курсе является метод проектов.
Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.
Данный курс содержит большое количество задач разного уровня сложности. Это позволит учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий.
Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов, изобретения оптических приборов.
Цели программы:
- воспитание у учащихся интереса к физике;
- ориентация в правильном выборе профессии;
- расширение кругозора.
В результате изучения факультативного курса, учащийся должен
знать/понимать
- Законы отражения и преломления света.
- Прохождение света сквозь стеклянную прямоугольную равнобедренную призму.
- Линзы.
- Получение изображений предмета при помощи линз.
- Спектры.
- Глаз - живой оптический аппарат.
- Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения.
уметь:
- Изготавливать простейшие оптические приборы.
- Исследовать ход лучей в призме.
- Исследовать изображения, получаемые при помощи собирающей линзы.
- Исследовать, как изменяется угол преломления в зависимости от угла падения.
- Определять фокусное расстояние собирающей линзы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Содержание тем учебного предмета, курса
- Программа рассчитана на 68 часов за 2 года (1 час в неделю).
- Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекта, в который входит следующая литература:
- Гнедина Т.Е. Физика и творчество в твоей профессии. М.: Просвещение, 1988.
- Денисов С.А. Физические явления и эффекты. М.: Просвещение, 1979.
- Дорфман В.Ф. Волоконная оптика. М.: Просвещение, 2004.
- Чемакин В.П. Физика и оптика. М.: Просвещение, 1980.
- Чемакин В.П. Факультативный курс физики. М.: Просвещение, 1991.
Учебно-тематическое планирование
№ | Название раздела | Всего часов | Количество часов | |
теоретические | практические | |||
1 | Тема № 1. Свет. Источник света | 4 | 4 | |
2 | Тема № 2. Прямолинейное распространение света | 8 | 7 | 1 |
3 | Тема № 3. Отражение света. Зеркала | 9 | 8 | 1 |
4 | Тема № 4. Преломление света | 13 | 12 | 1 |
Всего: | 34 | 31 | 3 |
Учебно (календарно) - тематическое планирование
Наименование раздела учебной программы по предмету | № урока | Тема урока | К-во час. | Тип урока | Требования к уровню подготовки (знать, уметь) | Вид контроля | Дата проведения |
Тема № 1. Свет. Источник света (4 часа) | Свет и зрение. | 1 | Уроки изучения нового материала | Знать: развитие теории на природу света Уметь: доказывать закон прямоли-нейного распространения света | опрос | ||
Тепловые источники света. Отражённый свет. | 1 | Знать: различие теплового источника света от других видов источников света Уметь: приводить примеры тепловых источников света | опрос | ||||
Источники люминесцентного света. | 1 | Комбинированные уроки | Знать: источники люминесцент-ного света Уметь: приводить пример источника люминесцентного света | опрос | |||
Искусственное освещение. | 1 | Знать: подразделение света на искусственные и естественные источники света Уметь: приводить примеры источников света | опрос | ||||
Тема № 2. Прямолинейное распространение света (8 часов) | Луч света. Точечный источник света. | 1 | Уроки изучения нового материала | Знать: понятия: луч света, точечный источник света, V света Уметь: переводить скорости в единую систему единиц | опрос | ||
Световые пучки. | 1 | Знать: понятие световые пучки Уметь: находить различие между лучом света и световыми пучками | опрос | ||||
Независимость световых пучков. | 1 | Уроки изучения нового материала | Знать: физический смысл световых пучков, принцип Гюйгенса Уметь: выполнять построения | опрос | |||
Тени и полутени. | 1 | Знать и понимать физический смысл тени и полутени Уметь: объяснять образование тени и полутени | опрос | ||||
Солнечное затмение. | 1 | Комбинированные уроки | Знать: условие возникновения Солнечного затмения Уметь: объяснять Солнечное затмение | опрос | |||
Лунное затмение. | 1 | Знать: условие возникновения Лунного затмения Уметь: объяснять Лунное затмение | опрос | ||||
Камера – обскура. | 1 | Знать: устройство камеры – обскура Уметь: изготовлять камеру - обскура, применять полученные знания на практике | опрос | ||||
Изготовление камеры - обскура | 1 | Урок - практикум | оформление работы, вывод | ||||
Тема № 3. Отражение света. Зеркала (9 часов) | Отражение света. Законы отражения света. | 1 | Комбинированные уроки | Знать и понимать смысл физического закона отражения света Уметь: выполнять построение изображений отраженного света | опрос | ||
Зеркальное и рассеянное (диффузное) отражения света. | 1 | Знать: физический смысл рассеянного (диффузного) отражения света Уметь: находить применение диффузного отражения света на практике | опрос | ||||
Изображение предмета в плоском зеркале. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: определение плоского зеркала, закона отражения света Уметь: выполнять построение изображений на плоском зеркале | опрос | |||
Практическое использование света от плоских зеркал. | 1 | Комбинированный урок | Знать: особенности изображения в плоском зеркале Уметь: приводить примеры практического использования света отраженного от плоских зеркал | опрос | |||
Многократное изображение предмета в нескольких плоских зеркалах. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: физический смысл многократного изображения предмета в нескольких плоских зеркалах Уметь: приводить примеры использования этого свойства на практике | опрос | |||
Изготовление перископа. | 1 | Урок - практикум | Знать: устройство перископа Уметь: изготавливать перископ, применяя зеркала | оформление работы, вывод | |||
Отражение света от кривых зеркальных поверхностей. | 1 | Комбинированные уроки | Знать: физическое понятие «кривые зеркала» Уметь: выполнять построение отражения света от кривых зеркальных поверхностей | опрос | |||
Ход световых пучков и лучей при отражении от вогнутого зеркала. Изображение предметов в вогнутом зеркале. | 1 | Знать: физическое понятие «вогнутое зеркало», применение вогнутых зеркал Уметь: выполнять построение изображения при отражении лучей от вогнутого зеркала | опрос | ||||
Практическое применение вогнутых зеркал. | 1 | ||||||
Тема № 4. Преломление света (13 часов) | Явление преломления света. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: смысл физического закона преломления света Уметь: выполнять построение изображений | опрос | ||
Прохождение света сквозь стеклянную пластинку с параллельными гранями. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: смысл физического закона преломления света Уметь: выполнять построение луча при его прохождении через призму | опрос | |||
Зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света. | 1 | Комбинированный урок | Знать: смысл физического закона преломления света Уметь: объяснять зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света | опрос | |||
Полное отражение света. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: физический смысл полного отражения света Уметь: приводить примеры наблюдения полного отражения смысла | опрос | |||
Изготовление калейдоскопа. | 1 | Урок - практикум | Знать: смысл физических законов отражения и преломления света Уметь: изготавливать калейдоскоп | оформление работы, вывод | |||
Сведения о волокнистой оптике. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать и понимать, что изучает волокнистая оптика Уметь: находить практическое применение волокнистой оптики | опрос | |||
Миражи. | 1 | Комбинированные уроки | Знать: условие возникновения миражей Уметь: объяснять это явление | опрос | |||
Линзы. | 1 | Знать: определение линзы, виды линз, формулу тонкой линзы Уметь: строить изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой | опрос | ||||
Получение изображений предмета при помощи линз. | 1 | опрос | |||||
Проекционный аппарат. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать: устройство проекционного аппарата Уметь: приводить примеры его практического применения | опрос | |||
Фотоаппарат. | 1 | Комбинированные уроки | Знать: устройство фотоаппарата Уметь: объяснять химическое действие света, получение изображения, даваемого собирающей линзой | опрос | |||
Белый свет - сложный свет. | 1 | Знать: физический смысл дисперсии и дифракции света Уметь: объяснить образование мплошного спектра при дисперсии | опрос | ||||
Заключительное занятие «Будущее за оптикой». | 1 | Знать: законы оптики и их применение на практике | опрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок мини-спектакль "Оптические приборы"
В разработке урока приняли активное участие сами учащиеся. Они сочинили сказку, придумали костюмы и оформление....
Презентация "Линзы. Оптические приборы."
Дан обзор различных видов оптических приборов, начиная с линзы и заканчивая телескопом....
Интегрированный урок «Глаз как орган зрения и оптический прибор»
Интегрированный урок «Глаз как орган зрения и оптический прибор» (физика + биология).Основная идея данного урока рассмотреть природу глаза не с двух точек зрения (физики и биологии), а с ед...
Интегрированный блок уроков (физика + информатика) по теме "Линзы. Формула тонкой линзы. Оптические приборы"
Урок построен с использованием технологии "Модульное обучение"...
урок физики. Глаз и оптические приборы
урок физики. 11 класс. Глаз и оптические приборы...
урок изучения нового материала Тема: «Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения» 8 класс
Урок комбинированный. Общая дидактическая цель - формирование представлений о глазе как оптической системе....