Единый режим грамотного письма и культуры речи в образовательных учреждениях
статья на тему
В статье обосновывается необходимость соблюдения единого речевого режима в образовательных детских учреждениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
edinyy_rezhim_gramotnogo_pisma_i_kultury_rechi_v_obrazovatelnyh_uchrezhdeniyah.docx | 27.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Сентябрь 2015 года был ознаменован тем, что было объявлено еще об одном нововведении в области усовершенствования российского образования. О какой инновации пойдет речь, я думаю, вы поймете из перечисленных мною следующих не очень приятных фактов.
В конце февраля депутатов Госдумы, министров, губернаторов и мэров проверили на грамотность. Результаты получились не убогие, но весьма скромные. Много ошибок в устной речи. Есть проблемы с ударением (неправильный «нефтепрОвод» вытесняет литературный «нефтепровОд»), хромает знание фразеологизмов («вдохнуть второе дыхание») и норм лексического сочетания («реализуем все вопросы»). Слуги народа грешат тавтологией («работа с теми, кто работает...») и словами-паразитами. В общем, равняться на них специалисты не советуют.
В течение нескольких последних лет в стране пишется так называемый Тотальный диктант. Всего диктант 16 апреля 2016 года писали более 146 тыс. человек, в том числе более 18 тыс. человек за рубежом. И хотя эсперты отмечают, что в этом году он был написан лучше, чем в предыдущие, фактом остается, что только 1% его участников получил "отлично".
В минувшем учебном году в нашем муниципальном районе всех учителей-словесников (пока - словесников!) заставили написать диктант (с какой целью – остается только догадываться). Но к чему дело идет, учитывая предстоящую оптимизацию в образовательных учреждениях, понять уже можно. Это хороший рычаг для предстоящей чистки в рядах педагогических работников, ведь в соответствии с требованиями ФГОС правильная литературная речь является одной из наиболее значимых компетенций современного педагога. Каков результат в цифрах (информация не разглашается), мне выяснить не удалось, но он был бы еще хуже, если бы диктующие не проговаривали его буквально по слогам (по отзывам самих пишущих).
К сожалению, современный человек не уделяет достаточного внимания развитию своей речи. Даже в школах формирование правильной и грамотной речи у детей отошло на задний план, потому что бьется над этим один несчастный учитель-словесник. Результат печальный – мы утрачиваем речевые навыки, которыми владели наши соотечественники. Если раньше они демонстрировали всю исконную красоту русского языка тем, кто незнаком с его особенностями, то теперь, по выражению заведующего отделом современного русского языка Института русского языка имени В. В. Виноградова РАН, доктора филологических наук, профессора Леонида Крысина, у нас в стране «языковой беспредел» «Неграмотность устной и письменной речи связана с низким уровнем преподавания. В школе плохо учат. Получается замкнутый круг: учителей не очень хорошо готовят в пединституте, соответственно, они не очень хорошо преподают в школе». Обучают лишь основам своего учебного предмета, «а как ты при этом говоришь, какие средства лексические и синтаксические используешь - на это не обращают внимания. Для современного состояния системы образования, по-моему, это беда. Потому что образование планомерно разрушается. Учителей все время дергают - то одни методики, то другие, то одни требования, то другие».
Хочется верить, что положение дел хоть как-то улучшится с введением так называемого Единого речевого режима во всех образовательных учреждениях Российской Федерации, о чем было заявлено 30 сентября 2015 года на заседании Совета по русскому языку при Правительстве РФ во Владивостоке. В ходе реализации проекта, который возглавит И. П. Цыбулько, 200 педагогов и сотрудников региональных институтов повышения квалификации пройдут дистанционное обучение, станут тьюторами и начнут распространять полученную информацию дальше. Предполагается, что программа повышения квалификации будет иметь вариативный вид и сможет войти как самостоятельный модуль в программы профессиональной переподготовки. Следовательно, после прохождения очередных курсов повышения квалификации ни один педагог (вне зависимости от того, какой предмет и где он преподает) не сможет сказать: «Я не словесник и не обязан говорить правильно». ОБЯЗАН!
Родной язык в любом образовательном учреждении - это средство обучения основам любого предмета. В связи с этим необходима такая постановка образовательного процесса, при которой воспитание речевой культуры обучающихся осуществляется в единстве, общими силами всего педагогического коллектива. Требования, предъявляемые на уроках русского языка в школе, должны поддерживаться всеми педагогами, в том числе в учреждениях дополнительного образования детей.
Практика показывает, что для того, чтобы работа по совершенствованию культуры речи стала более эффективной, нужно, чтобы методикой формирования коммуникативной компетенции владел не только учитель-словесник, но и преподаватель любого другого предмета.
Единый режим грамотного письма и культуры речи (речевой режим) в образовательной организации – система единых для всех требований, предполагающих строгое соблюдение всеми педагогическими работниками и обучающимися литературной нормы в области орфоэпии, грамматики, логики, орфографии и каллиграфии; грамотное оформление всех материалов, в том числе материалов сайта образовательной организации, документов и наглядных пособий; систематическое исправление всех ошибок и недочетов в устной и письменной речи учащихся с обязательной последующей работой над допущенными ошибками; система овладения терминами и специальными сочетаниями по всем предметам учебного плана; система ведения тетрадей и т.п.
Цели введения единого речевого режима в образовательных учреждениях
∙ создание условий для воспитания у обучающихся бережного отношения к русскому языку как национальному достоянию народов России;
∙ повышение качества воспитания в образовательных учреждениях.
Задачи введения единого орфографического режима в образовательных учреждениях
∙ повышение орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся и педагогических работников;
∙ воспитание речевой культуры обучающихся общими усилиями педагогических работников;
∙ эстетическое воспитание обучающихся, привитие им эстетического вкуса;
∙ формирование морально-этических норм поведения обучающихся через овладение ими навыками культурной речи.
Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся
Речевая культура школьников может успешно формироваться только в результате целенаправленных действий всего педагогического коллектива. С этой целью каждому педагогу рекомендуется
∙ тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок;
∙ грамотно оформлять все виды записей (на доске, в журнале, в рабочих планах и т.п.);
∙ писать разборчивым почеркам;
∙ не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений;
∙ на всех занятиях больше внимания уделять формированию умений учащихся анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;
∙ на занятиях проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи;
∙ любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, описание физического или химического опыта, рецензия) следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление, исправляя
допущенные ошибки;
∙ шире использовать выразительное чтение вслух как один из важных приемов формирования культуры устной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста;
∙ настойчиво учить работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету, каталогом и картотекой, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты
самостоятельной работы с книгой, обучать составлению тезисов, конспектов, цитатного материала, списков литературы и т.д.;
∙ систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета; при объяснении термины произносить четко, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление в речи; ФГОС: Раздел II, п.9, п.п.7.
∙ следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием надписей и грамотным оформлением всех записей в них, не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.
Всем педагогическим работникам необходимо
∙ добиваться повышения культуры устной разговорной речи учащихся, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт, бороться с употреблением жаргонных, вульгарных, а также диалектных слов и выражений, как на занятии, так и вне его;
∙ шире использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, диспуты, собрания и т.п.) для совершенствования речевой культуры учащихся;
∙ тщательно проверять грамотность лозунгов и плакатов, слайд-презентаций, объявлений, а также документов, выдаваемых на руки учащимся и их родителям (законным представителям);
∙ при планировании родительских собраний педагогам необходимо предусматривать беседы с родителями по выполнению единых требований к речи обучающихся в образовательном учреждении и дома.
Каждый педагогический работник
несёт ответственность за ведение любой документации в соответствии с требованиями единого речевого режима и в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, другими нормами русского литературного языка; за соответствие всех размещенных на всеобщем обозрении материалов (наглядный материал объявления, стенды, газеты и т.д.) орфографическим и пунктуационным нормам, другим нормам русского литературного языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Говорим и пишем грамотно (тест по культуре речи)
Тест проверяет лексические и грамматические нормы русского литературного языка...
Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда образовательного учреждения» анализ состава ИОС образовательного учреждения
Таблица анализа состава ИОС образовательного учреждения...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Психологический практикум общения, представленный на педдагогическом совете образовательного учреждения...
Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)
Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ для обучающихся 9 классов образовательная область ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия№50» Канавинского района города Нижнего Новгорода на 2014-2015 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ для обучающихся 9 классов образовательная область ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРАна 2014-2015 учебный год...
Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.
Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...
Рабочая программа по учебному предмету « ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ» по программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 6 класс. 2017-2018 уч.год.
Адаптированная образовательная программа по письму и развитию речи в 6 классе....