Рабочая программа "Батик"
рабочая программа на тему
программа детского объединения дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_batik.doc | 286.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЖЕМЧУЖИНА»
УТВЕРЖДАЮ» Директор____________________ ___________/______________ от « » _______________ 2015 г | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ДДТ «Жемчужина» ____________Е.П. Исакова Приказ №119/2 от «02» сентября 2015 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Батик»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст детей: 7-14 лет.
Программа разработана
педагогом дополнительного образования
Покосова Е.А.
г. Кострома 2016
Пояснительная записка
На сегодняшний день батик является одним из самых популярных видов прикладного творчества в мире машинных технологий. Интерес к рукодельным материалам становиться все больше. Роспись и украшение ткани - увлекательное занятие, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Работа с прекрасными материалами: шелком, атласом, красками, кистью - доставляет удовольствие. Ребенок имеет возможность ощутить ни с чем несравнимую радость от реализации самых смелых идей своими руками. Роспись по ткани открывает перед ребенком широкое поле для реализации идей по дизайну одежды или интерьера.
Не очень сложный арсенал средств, необходимый для этого вида росписи, делает ее доступной в школьных условиях. Занятия батиком позволяют приобщить детей к новому виду искусства, развить их творческие способности, необходимые в любой сфере деятельности.
Программа «Волшебная кисть» относится к художественной направленности и направлена на решение проблем детского художественного творчества, на приобщение обучающихся к мировой художественной культуре, на воспитание способности к самостоятельной творческой деятельности. Главной задачей художественного воспитания - раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в каждом ребенке. Особенностью данной программы является объединение преподавания ряда художественных дисциплин с обучением одному из видов декоративно-прикладного искусства. В данном варианте программы «декоративно-прикладной» дисциплиной является художественное оформление ткани по технологии «батик». Получение практических навыков в одном или нескольких видах художественных ремесел на основе знаний и навыков, приобретенных на занятиях изобразительным искусством (рисунок, живопись, композиция), представляется перспективным и интересным.
Новизна данной программы в попытке соединения художественного воспитания средствами изобразительного искусства с получением профессиональных знаний, умений, навыков в одном из видов декоративно-прикладного искусства (в данном случае в искусстве украшения ткани в технике «батик»). Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с техникой батика. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя.
В основу содержания программы положены следующие идеи:
- творческое отношение к собственному труду;
- формирование художественной личности школьника;
- расширение знаний учащихся о видах искусства;
-овладение практическими навыками украшения предметов одежды, интерьера квартиры.
Занятия росписью по ткани развивают мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер; совершенствуют личностные качества – абстрактное мышление, художественный вкус, аккуратность, расширяют и углубляют кругозор. Занятия искусством помогают детям легче адаптироваться в самостоятельной жизни, преодолевать жизненные трудности, подходить к решению проблемы творчески. Творческая деятельность воспитанников выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Цель программы:
Создание условий для творческого развития ребенка через приобщение его к творческому процессу создания произведений изобразительного и декоративного искусства.
Задачи:
В обучении:
- учить грамотно и аккуратно работать со специальными материалами и инструментами;
- учить основам композиции и колористики и применение их в самостоятельных творческих работах;
- обучать работать в различных техниках батика;
- обучать усложненным техническим приемам в росписи ткани (роспись с прозрачным резервом, сложный батик);
- обучать построению усложненной декоративной композиции (построение перспективы в декоративной композиции, ритм в композиции, контрасты и нюансы);
- обучать отбору и использования подготовительного материала (фотографии, зарисовки)
- обучать навыкам мыслительной деятельности, самостоятельно добывать знания.
В воспитании:
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от работы, чувство взаимопомощи и коллективизма;
- формировать нравственные основы личности, потребность личности в непрерывном самосовершенствовании;
- формировать гуманистическое отношение к окружающему миру,
- воспитывать дружный, творчески сплоченный коллектив;
- привить любовь к труду и уважение к людям труда
В развитии:
- расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов;
- развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей;
- развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус воспитанников, творческие способности ребенка через практическую деятельность;
- развитие созидательных возможностей личности;
- расширение кругозора воспитанников;
- ознакомить со способом решения материальных трудностей;
В оздоровлении:
- обеспечивать эмоциональное благополучие ребенка;
- укреплять психическое здоровье ребенка;
Программа рассчитана на 216 часов
Количество занятий и часов в неделю: 2 занятия в неделю по 3 часа
Количество учебных недель: 36
Возраст: от 7 до 14 лет
Количество обучающихся в группе: 15 человек.
Обучение детей осуществляется в разновозрастных группах. Творческое сотрудничество в таких группах позволяет развиваться всем воспитанникам от младших до старших, снимая психологический барьер неуверенности у одних и сдерживая амбиции других. Такая форма работы предполагает проявление терпения, внимательности, корректности самоконтроля со стороны старших детей. В коллективе создается атмосфера психологического комфорта, неформального общения, что благоприятствует развитию творческих способностей каждого, установлению взаимопонимания и появлению дружеских связей.
При выполнении практической работы занятия проходят в форме консультаций ребят с педагогом и обучающихся друг с другом.
Раскрытию у детей творческого потенциала способствует создание неформальной обстановки на занятиях и сочетание различных форм работы (экскурсии, посещение музеев, театров, конкурсов, игр и др.).
Неотъемлемой частью программы являются выставки детского творчества, в организации и проведении которых принимают участие сами воспитанники. Это развивает у них инициативу, формирует чувство ответственности, создает коллектив единомышленников.
Формирование условий для обеспечения эмоционального благополучия ребенка и направленность на раскрытие его творческого потенциала повышает познавательную и творческую мотивацию личности.
Формы и методы организации педагогической деятельности:
Организация прикладной художественно-творческой деятельности учащихся строится на чередовании разнообразных видов деятельности учащихся: теоретические, практические занятия, выставки, конкурсы, фестивали.
Используемые методы в образовательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
Формы организации деятельности: групповая и индивидуальная. Обучение строится на сочетании коллективных и индивидуальных форм работы. Обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия. Теоретический материал излагается в форме бесед и содержит сведения об истории возникновения и развития различных видов искусства, народного творчества, сведения по цветоведению, по стилям в различные исторические эпохи. Основное время уделяется практическим занятиям. Предусмотрено посещение выставок изобразительного и декоративного искусства. Занятия в музее воспитывают в них чувства уважения к другой культуре.
В зависимости от решения учебных задач занятия делятся на следующие виды:
- приобретение новых знаний (изучение новых тем);
- занятия по формированию умений и навыков(самостоятельная деятельность под руководством педагога);
- повторение (определяют качество усвоения материала и овладение умениями и навыками); подобные занятия являются заключительными;
- проверка знаний, умений, навыков.
Этапы занятия:
- объяснение материала и демонстрация наглядно-методического ряда (репродукции художественных произведений, учебные таблицы, детские работы, видеоряд), а также создание эмоциональной обстановки (чтение отрывков литературных произведений, прослушивание музыки); в процессе восприятия детьми зрительного ряда педагог организует обсуждение данной темы.
- выполнение детьми творческого задания;
- подведение итогов, обсуждение работ.
Методы и формы работы:
- беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;
- демонстрация наглядных пособий;
- показ педагогом различных техник и приемов работы;
- организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;
- организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративного искусства;
- организация выставок детских работ.
Ожидаемые результаты:
К концу курса обучения воспитанник должны знать:
- технику безопасности при работе с различными материалами и инструментами;
- историю художественной росписи тканей;
- материалы, инструменты и оборудование, необходимые для росписи;
- некоторые понятия, термины изобразительного искусства батик;
- законы композиции;
- правила построения декоративной композиции;
- основы цветоведения;
- правила создания цветовой гармонии;
- способы, приемы и различные технологии росписи ткани;
- основные знания по макетированию;
- виды художественного оформления ткани;
- основные художественные стили в разные исторические эпохи;
- имена известных художников;
- памятники архитектуры и скульптуры Костромы.
Уметь:
- самостоятельно выполнить эскиз-картон;
- сознательно выбирать расположение и формат работы в зависимости от содержания, составить композицию;
- построить орнамент в полосе, в квадрате, в круге;
- уметь стилизовать растительные, животные, архитектурные формы;
- самостоятельно приготовить колористическую гамму для росписи ткани;
- правильно пользоваться инструментом для росписи;
- выбирать и обрабатывать ткань для росписи;
- самостоятельно выполнить роспись ткани: приготовить рабочее место, натянуть ткань на раму, перевести рисунок на ткань, выполнить работу резервом, приготовить красители и расписать ткань в технике: «Холодный» батик с цветовыми и тональными растяжками, «горячий» батик в одно или несколько покрытий воском, «свободная «роспись», сложная техника сочетания свободной росписи и холодного батика, сложная техника сочетания свободной росписи и горячего батика, трафаретная техника;
- передавать фактуру, создавать несложные орнаменты;
- создавать дополнительные эффекты при росписи ткани (соль, кракелюры);
- работать цветными контурами;
- активизировать жизненную наблюдательность и фантазию, выполняя задания.
Процесс выявления результативности образовательной деятельности осуществляется:
- голосованием за лучшие работы в конце занятия;
- опросом на теоретические знания;
- результативным участие м в конкурсах выставках.
Во-первых, процедура проверки результата работы обучающихся необходима для выявления истинного ее качества. Несмотря на то, что отдельные результаты хорошо просматриваются на конкурсах, выставках и т. д., это не дает полной картины работы учащихся, так как в таких мероприятиях участвуют не все обучающиеся, а в основном способные и занимающиеся в кружке не первый год.
Во-вторых, работа «по образцу» является необходимым начальным этапом при освоении любой деятельности, но задача педагога - развить творческий потенциал ребенка и научить его работать самостоятельно. Поэтому в ходе подведения итогов важно обратить внимание на теоретические знания обучающихся и на соответствие этих знаний практическим умениям технологических характеристик конкретной деятельности.
В-третьих, выявление результатов работы традиционно осуществляется с помощью выставок и итоговых занятий.
Работа по подведению итогов строится так, чтобы дети радовались проделанной работе. На каждом занятии важно подчеркнуть достижения каждого обучающегося и обязательно похвалить его, вместе с тем показать лучшую работу. Оценку руководитель использует не только для того, чтобы установить уровень и качество работы, но и для того, чтобы принять задачу на следующее занятие.
По окончании учебного года ребятам вручаются грамоты за активную работу в кружке на итоговом занятии – празднике. За призовые места в муниципальных и региональных мероприятиях объявляются благодарности.
Тематическое планирование
№ | Название тем и разделов | Часы | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Галерея мастеров. | 3 | 3 | |
2 | Зарисовки осенних листьев и цветов. Композиция по представлению «Осенний букет». | 2 | 4 | 6 |
3 | Основы композиции | 2 | 4 | 6 |
4 | Обучение технике «холодный батик» | 1 | 2 | 3 |
5 | Стилизация природных форм в графической композиции. | 1 | 5 | 6 |
6 | Нанесение рисунка на ткань по трафарету | 1 | 2 | 3 |
7 | Исполнение композиции «Цветы и листья» в технике холодный батик | 6 | 6 | |
8 | Дополнительные эффекты. Ошибки и их устранение | 2 | 1 | 3 |
9 | Исполнение композиции «Букет» в технике «холодны» батик | 1 | 14 | 15 |
10 | Основы цветоведения. Контраст светлого и темного. | 1 | 2 | 3 |
11 | Сувенирный платок, холодный батик | 1 | 11 | 12 |
12 | Основы декоративной композиции. Растительный орнамент в квадрате. | 1 | 5 | 6 |
13 | Графическая переработка постановки «Осенний натюрморт». Черно-белое решение. | 1 | 5 | 6 |
14 | Основы цветоведения. Цветовые контрасты. | 1 | 2 | 3 |
15 | Исполнение композиции «Музыкальный натюрморт». | 15 | 15 | |
16 | Построение каймы с растительным орнаментом для шарфа. Техника «холодный батик» | 1 | 14 | 15 |
17 | Основы цветоведения. Эмоциональное воздействие цвета на человека. Цветовые ассоциации. | 1 | 2 | 3 |
18 | Обучение технике Свободная роспись | 1 | 17 | 6 |
19 | Обучение технике Горячий батик | 2 | 4 | 6 |
20 | Сувенирный платок «Узоры». Сочетание свободной росписи и цветных контуров. | 2 | 4 | 18 |
21 | Текстильная композиция «Зимние узоры». Техника сочетания свободной росписи и «горячего« батика. | 1 | 8 | 9 |
22 | Декоративная подушка. Исполнение в технике ручной набойки. | 1 | 14 | 15 |
23 | Украшение футболки в технике сухой батик. | 1 | 8 | 9 |
24 | Пейзаж в батике. Выполнение панно в технике холодный батик | 1 | 5 | 6 |
25 | Узелковый батик. Обучение технике создания узоров в стиле «сабори» | 2 | 7 | 9 |
26 | Итоговое задание. Декоративное панно «Подводный мир». Техника исполнения: «холодный батик» с дополнительными эффектами, контурами. | 1 | 20 | 21 |
27 | Итоговый просмотр работ. | 3 | 3 | |
Итого | 32 | 184 | 216 |
Календарный учебный график на 2016-2017 учебный год
«Батик» 1 год обучения 216 часов ПН СР кабинет изостудии
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | 19 | 14:30 | Теория | 3 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Галерея мастеров. | ДДТ Жемчужина | |
2 | Сентябрь | 21 | 14:30 | Теория Практика | 3 | Зарисовки осенних листьев и цветов. Композиция по представлению «Осенний букет». | ДДТ Жемчужина | |
3 | Сентябрь | 26 | 14:30 | Теория Практика | 3 | Зарисовки осенних листьев и цветов. Композиция по представлению «Осенний букет». | ДДТ Жемчужина | |
4 | сентябрь | 28 | 14:30 | Теория | 3 | Основы композиции | ДДТ Жемчужина | |
5 | октябрь | 3 | 14:30 | Теория Практика | 3 | Основы композиции | ДДТ Жемчужина | |
6 | Октябрь | 5 | 14:30 | Теория Практика | 3 | Обучение технике «холодный батик» | ДДТ Жемчужина | |
7 | Октябрь | 10 | 14:30 | Теория Практика | 3 | Стилизация природных форм в графической композиции. | ДДТ Жемчужина | |
8 | Октябрь | 12 | 14:30 | практика | 3 | Стилизация природных форм в графической композиции. | ДДТ Жемчужина | |
9 | Октябрь | 17 | 14:30 | Теория Практика | 3 | Нанесение рисунка на ткань по трафарету | ДДТ Жемчужина | |
10 | Октябрь | 19 | 14:30 | Теория практика | 3 | Исполнение композиции «Цветы и листья» в технике холодный батик | ДДТ Жемчужина | |
11 | Октябрь | 24 | 14:30 | Практика | 3 | Исполнение композиции «Цветы и листья» в технике холодный батик | ДДТ Жемчужина | |
12 | Октябрь | 26 | 14:30 | Теория Практика | 3 | Дополнительные эффекты. Ошибки и их устранение | ДДТ Жемчужина | |
13 | Октябрь | 31 | 14:30 | Теория Практика | 3 | Исполнение композиции «Букет» в технике «холодны» батик | ДДТ Жемчужина | |
14 | ноябрь | 2 | 14:30 | практика | 3 | Исполнение композиции «Букет» в технике «холодны» батик | ДДТ Жемчужина | |
15 | ноябрь | 7 | 14:30 | Практика | 3 | Исполнение композиции «Букет» в технике «холодны» батик | ДДТ ноябрь Жемчужина | |
16 | Ноябрь | 9 | 14:30 | практика | 3 | Исполнение композиции «Букет» в технике «холодны» батик | ДДТ Жемчужина | |
17 | Ноябрь | 14 | 14:30 | Практика | 3 | Исполнение композиции «Букет» в технике «холодны» батик | ДДТ Жемчужина | |
18 | Ноябрь | 16 | 14:30 | Теория | 3 | Основы цветоведения. Контраст светлого и темного. | ДДТ Жемчужина | |
19 | Ноябрь | 21 | 14:30 | Теория Практика | 3 | Сувенирный платок, холодный батик | ДДТ Жемчужина | |
20 | Ноябрь | 23 | 14:30 | Практика | 3 | Сувенирный платок, холодный батик | ДДТ Жемчужина | |
21 | Ноябрь | 28 | 14:30 | Практика | 3 | Сувенирный платок, холодный батик | ДДТ Жемчужина | |
22 | Ноябрь | 30 | 14:30 | Практика | 3 | Сувенирный платок, холодный батик | ДДТ Жемчужина | |
23 | декабрь | 5 | 14:30 | Теория Практика | 3 | Основы декоративной композиции. Растительный орнамент в квадрате. | ДДТ Жемчужина | |
24 | Декабрь | 7 | 14:30 | Практика | 3 | Основы декоративной композиции. Растительный орнамент в квадрате. | ДДТ Жемчужина | |
25 | Декабрь | 12 | 14:30 | Теория | 3 | Графическая переработка постановки «Осенний натюрморт». Черно-белое решение. | ДДТ Жемчужина | |
26 | Декабрь | 14 | 14:30 | Практика | 3 | Графическая переработка постановки «Осенний натюрморт». Черно-белое решение. | ДДТ Жемчужина | |
27 | Декабрь | 19 | 14:30 | Теория | 3 | Основы цветоведения. Цветовые контрасты. | ДДТ Жемчужина | |
28 | Декабрь | 21 | 14:30 | Теория Практика | 3 | Исполнение композиции «Музыкальный натюрморт». | ДДТ Жемчужина | |
29 | Декабрь | 26 | 14:30 | Практика | 3 | Исполнение композиции «Музыкальный натюрморт». | ДДТ Жемчужина | |
30 | Декабрь | 28 | 14:30 | Практика | 3 | Исполнение композиции «Музыкальный натюрморт». | ДДТ Жемчужина | |
31 | январь | 9 | 14:30 | практика | 3 | Исполнение композиции «Музыкальный натюрморт». | ДДТ Жемчужина | |
32 | Январь | 11 | 14:30 | Практика | 3 | Исполнение композиции «Музыкальный натюрморт». | ДДТ Жемчужина | |
33 | Январь | 16 | 14:30 | Теория Практика | 3 | Построение каймы с растительным орнаментом для шарфа. Техника «холодный батик» | ДДТ Жемчужина | |
34 | Январь | 18 | 14:30 | Практика | 3 | Построение каймы с растительным орнаментом для шарфа. Техника «холодный батик» | ДДТ Жемчужина | |
35 | Январь | 23 | 14:30 | Практика | 3 | Построение каймы с растительным орнаментом для шарфа. Техника «холодный батик» | ДДТ Жемчужина | |
36 | Январь | 25 | 14:30 | Практика | 3 | Построение каймы с растительным орнаментом для шарфа. Техника «холодный батик» | ДДТ Жемчужина | |
37 | Январь | 30 | 14:30 | Практика | 3 | Построение каймы с растительным орнаментом для шарфа. Техника «холодный батик» | ДДТ Жемчужина | |
38 | февраль | 1 | 14:30 | Теория | 3 | Основы цветоведения. Эмоциональное воздействие цвета на человека. Цветовые ассоциации. | ДДТ Жемчужина | |
39 | Февраль | 6 | 14:30 | Теория Практика | 3 | Обучение технике Свободная роспись | ДДТ Жемчужина | |
40 | Февраль | 8 | 14:30 | Практика | 3 | Обучение технике Свободная роспись | ДДТ Жемчужина | |
41 | Февраль | 13 | 14:30 | Теория | 3 | Обучение технике Горячий батик | ДДТ Жемчужина | |
42 | Февраль | 15 | 14:30 | Практика | 3 | Обучение технике Горячий батик | ДДТ Жемчужина | |
43 | Февраль | 20 | 14:30 | Теория Практика | 3 | Сувенирный платок «Узоры». Сочетание свободной росписи и цветных контуров. | ДДТ Жемчужина | |
44 | Февраль | 22 | 14:30 | Практика | 3 | Сувенирный платок «Узоры». Сочетание свободной росписи и цветных контуров. | ДДТ Жемчужина | |
45 | февраль | 27 | 14:30 | Практика | 3 | Сувенирный платок «Узоры». Сочетание свободной росписи и цветных контуров. | ДДТ Жемчужина | |
46 | март | 1 | 14:30 | Практика | 3 | Сувенирный платок «Узоры». Сочетание свободной росписи и цветных контуров. | ДДТ Жемчужина | |
47 | Март | 6 | 14:30 | Практика | 3 | Сувенирный платок «Узоры». Сочетание свободной росписи и цветных контуров. | ДДТ Жемчужина | |
48 | Март | 9 | 14:30 | Практика | 3 | Сувенирный платок «Узоры». Сочетание свободной росписи и цветных контуров. | ДДТ Жемчужина | |
49 | Март | 13 | 14:30 | Теория Практика | 3 | Текстильная композиция «Зимние узоры». Техника сочетания свободной росписи и «горячего» батика. | ДДТ Жемчужина | |
50 | Март | 15 | 14:30 | Практика | 3 | Текстильная композиция «Зимние узоры». Техника сочетания свободной росписи и «горячего» батика. | ДДТ Жемчужина | |
51 | Март | 20 | 14:30 | Практика | 3 | Текстильная композиция «Зимние узоры». Техника сочетания свободной росписи и «горячего» батика. | ДДТ Жемчужина | |
52 | Март | 22 | 14:30 | Практика | 3 | Декоративная подушка. Исполнение в технике ручной набойки. | ДДТ Жемчужина | |
53 | Март | 27 | 14:30 | Практика | 3 | Декоративная подушка. Исполнение в технике ручной набойки. | ДДТ Жемчужина | |
54 | Март | 29 | 14:30 | Практика | 3 | Декоративная подушка. Исполнение в технике ручной набойки. | ДДТ Жемчужина | |
55 | апрель | 3 | 14:30 | Практика | 3 | Декоративная подушка. Исполнение в технике ручной набойки. | ДДТ Жемчужина | |
56 | Апрель | 5 | 14:30 | Практика | 3 | Декоративная подушка. Исполнение в технике ручной набойки. | ДДТ Жемчужина | |
57 | Апрель | 10 | 14:30 | Теория Практика | 3 | Украшение футболки в технике сухой батик. | ДДТ Жемчужина | |
58 | Апрель | 12 | 14:30 | Практика | 3 | Украшение футболки в технике сухой батик. | ДДТ Жемчужина | |
59 | Апрель | 17 | 14:30 | Практика | 3 | Украшение футболки в технике сухой батик. | ДДТ Жемчужина | |
60 | Апрель | 19 | 14:30 | Теория Практика | 3 | Пейзаж в батике. Выполнение панно в технике холодный батик | ДДТ Жемчужина | |
61 | Апрель | 24 | 14:30 | Практика | 3 | Пейзаж в батике. Выполнение панно в технике холодный батик | ДДТ Жемчужина | |
62 | апрель | 26 | 14:30 | Теория Практика | 3 | Узелковый батик. Обучение технике создания узоров в стиле «сабори» | ДДТ Жемчужина | |
63 | май | 1 | 14:30 | Практика | 3 | Узелковый батик. Обучение технике создания узоров в стиле «сабори» | ДДТ Жемчужина | |
64 | Май | 3 | 14:30 | Практика | 3 | Узелковый батик. Обучение технике создания узоров в стиле «сабори» | ДДТ Жемчужина | |
65 | Май | 8 | 14:30 | Теория практика | 3 | Итоговое задание. Декоративное панно «Подводный мир». Техника исполнения: «холодный батик» с дополнительными эффектами, контурами. | ДДТ Жемчужина | |
66 | май | 10 | 14:30 | Практика | 3 | Итоговое задание. Декоративное панно «Подводный мир». Техника исполнения: «холодный батик» с дополнительными эффектами, контурами. | ДДТ Жемчужина | |
67 | Май | 15 | 14:30 | Практика | 3 | Итоговое задание. Декоративное панно «Подводный мир». Техника исполнения: «холодный батик» с дополнительными эффектами, контурами. | ДДТ Жемчужина | |
68 | Май | 17 | 14:30 | Практика | 3 | Итоговое задание. Декоративное панно «Подводный мир». Техника исполнения: «холодный батик» с дополнительными эффектами, контурами. | ДДТ Жемчужина | |
69 | Май | 22 | 14:30 | Практика | 3 | Итоговое задание. Декоративное панно «Подводный мир». Техника исполнения: «холодный батик» с дополнительными эффектами, контурами. | ДДТ Жемчужина | |
70 | Май | 24 | 14:30 | Практика | 3 | Итоговое задание. Декоративное панно «Подводный мир». Техника исполнения: «холодный батик» с дополнительными эффектами, контурами. | ДДТ Жемчужина | |
71 | май | 29 | 14:30 | Практика | 3 | Итоговое задание. Декоративное панно «Подводный мир». Техника исполнения: «холодный батик» с дополнительными эффектами, контурами. | ДДТ Жемчужина | |
72 | май | 31 | 14:30 | Практика | 3 | Итоговый просмотр работ. | ДДТ Жемчужина | |
Итого | 216 |
Содержание.
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Галерея мастеров.
Знакомство с программой. Организационные вопросы. Правила поведения в кабинете и учебном заведении. Роспись по ткани, как один из видов декоративно прикладного искусства. История возникновения и развития батика. Виды батика. Художественные традиции русского народа в искусстве росписи тканей. Презентация работ художников.
Тема 2. Зарисовки осенних листьев и цветов. Композиция по представлению «Осенний букет».
Знакомство с понятием эскиз, зарисовки. Просмотр эскизов животных, цветов, растений, людей.
Практические работы:
- Выполнение зарисовок осенних листьев, овощей и фруктов.
- Создание творческой композиции на тему «Осенний букет».
Тема 3. Основы композиции
Основные элементы композиции. Композиция как система размещения ее элементов и составляющих. Понятие «перспектива», «первый» и «второй» планы, «центр композиции». Правила подбора цветовой гаммы при составлении композиции. Формы композиции. Правила построения композиции.
Практические работы:
- Упражнения по размещению элементов композиции.
- Составление эскиза композиции.
- Создание творческой композиции по заданной теме.
Тема 4. Обучение технике «холодный батик»
Виды инструментов, используемых при росписи ткани. Контурный состав. Краски для ткани. Кисти для росписи. Палитра. Подрамник. Правила натягивания ткани на подрамник Виды подрамников. Уход за инструментами. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами. Технология росписи ткани способом «холодный батик». Правила нанесения рисунка на ткань и работы с резервом. Приемы работы со стеклянной трубочкой, шприц-флаконом и цветными резервами. Проверка нанесения резерва. Приемы росписи рисунка. Спецэффекты. Способы устранения ошибок. Техника безопасности при работе со стеклянной трубочкой.
Практические работы:
- Подготовка рабочего места
- Подготовка инструментов к работе
- Упражнения на проведение замкнутых контуров
- Упражнения на заливки красками: «Эффект лепестка», «Эффект жилок», «Эффект дождевых капель»
- Упражнения на нанесение прозрачного резерва в несколько приемов (скрытый контур).
- Контрольное задание – выполнение декоративной композиции на свободную тему.
Тема 5. Стилизация природных форм в графической композиции.
Повторение понятия композиция. Знакомство с понятием стилизация. Виды стилизации. Ознакомление с особенностями декоративной композиции растительного орнамента. Раскрыть понятие «стилизация растительного мотива». Стилизация как элемент декоративно прикладного искусства. Просмотр иллюстраций стилизованных цветов, растений, фруктов, животных и т.д.
Практические работы:
- Упражнения по стилизации растительных мотивов
Тема 6. Нанесение рисунка на ткань по трафарету
Понятие трафарет. Виды трафаретов.
Практические работы:
- Просмотр трафаретных рисунков.
- Создание трафаретов с помощью канцелярского ножа
- Создание трафарета с помощью фломастера
- Перевод рисунка на ткань по трафарету
Тема 7. Исполнение композиции «Цветы и листья» в технике холодный батик
Материаловедение. Виды тканей, используемых при росписи. Рекомендации по подбору тканей для конкретной росписи. Свойства тканей. Требования к качеству в зависимости от ее свойств. Правила подбора ткани по качеству. Правила и способы обработки тканей. Понятие «подрамник». Правила и способы натягивания ткани на подрамник. Технология росписи ткани способом «холодный батик». Правила нанесения рисунка на ткань и работы с резервом. Правила работы со стеклянной трубочкой. Роспись цветными резервами. Проверка нанесения резерва. Приемы росписи рисунка. Спецэффекты. Способы устранения ошибок. Техника безопасности при работе со стеклянной трубочкой.
Практические работы:
- Подготовка рабочего места
- Выполнение декоративной композиции на тему «Цветы и листья»
- Натягивание ткани на подрамник
- Упражнения на нанесение цветного резерва
- Упражнения на проведение замкнутых контуров
- Упражнения на заливки красками: «Эффект лепестка», «Эффект жилок», «Эффект дождевых капель»
Тема 8. Дополнительные эффекты. Ошибки и их устранение
Спецэффекты как средство улучшения внешнего вида работы. Знакомство с дополнительными эффектами: роспись по-сырому, присыпка сухим красителем, солевые эффекты, сухая кисть. Типичные ошибки: пробитый резерв, затекание краски, слабые узлы в узелковом батике, брак во время печати на ткани и др. Способы устранения ошибок и превращения дефектов в эффекты.
Практические работы:
- Упражнения по исправлению ошибок
Тема 9. Исполнение композиции «Букет» в технике «холодный батик
Виды инструментов, используемых при росписи ткани. Контурный состав. Краски для ткани. Кисти для росписи. Палитра. Подрамник. Правила натягивания ткани. Уход за инструментами. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами. Технология росписи ткани способом «холодный батик». Правила нанесения рисунка на ткань и работы с резервом.
Практические работы:
- Подготовка рабочего места
- Выполнение маленького эскиза декоративной композиции на тему «Букет»
- Натягивание ткани на подрамник
- Перевод эскиза на ткань
- Упражнения на нанесение цветного резерва
- Упражнения на проведение замкнутых контуров
- Подбор колорита и смешивание красок
- Контрольное задание – выполнение декоративной композиции « Букет»
Тема 10. Основы цветоведения. Контраст светлого и темного.
Цветовой круг. Правила сочетания цветов. Основные цвета: желтый, синий, красный. Производные цвета, хроматические и ахроматические цвета. Холодные и теплые цвета. Гармония цветовых сочетаний. Контрастные цвета.
Практические работы:
- Упражнения по смешиванию цветов
- Выполнение рисунка в заданном цвете.
- Творческое создание рисунков, выполненных на основе белого и черного цвета.
Тема 11. Сувенирный платок, холодный батик
Знакомство с народным промыслом “Павловские платки”, индийские платки и т.д. Платки симметричные и ассиметричные. Знакомство с понятием кайма, углы платка, центр платка. Размеры платка. Виды инструментов, используемых при росписи ткани. Контурный состав. Краски для ткани. Кисти для росписи. Палитра. Подрамник. Правила натягивания ткани. Уход за инструментами. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами. Технология росписи ткани способом «холодный батик». Правила нанесения рисунка на ткань и работы с резервом.
Практические работы:
- Подготовка рабочего места
- Выполнение маленького эскиза декоративной композиции на тему «Платок маме»
- Натягивание ткани на подрамник
- Перевод эскиза на ткань
- Упражнения на нанесение цветного резерва
- Упражнения на проведение замкнутых контуров
- Контрольное задание – выполнение сувенирного платка.
Тема 12. Основы декоративной композиции. Растительный орнамент в квадрате.
Декоративное и декоративно-прикладное искусство — часть художественной культуры. Средства создания декоративной композиции. Пропорции. Ритм. Приемы построения композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет в декоративной композиции. Виды орнаментов. Трансформация растительного мотива. Орнамент заключенный в круг, треугольник, квадрат.
Практические работы:
- Создание эскизов растительного орнамента
- Контрольное задание – растительный орнамент заключенный в квадрат.
Тема 13. Графическая переработка постановки «Осенний натюрморт». Черно-белое решение.
Понятие натюрморт. Понятие графика. Стилизация. Контраст черного и белого.
Практические работы:
- Упражнения по зарисовке натюрморта
- Выполнение рисунка в черно-белом цвете.
Тема 14. Основы цветоведения. Цветовые контрасты.
Цветовой круг. Правила сочетания цветов. Основные цвета: желтый, синий, красный. Производные цвета, хроматические и ахроматические цвета. Холодные и теплые цвета. Гармония цветовых сочетаний. Контрастные цвета.
Практические работы:
- Упражнения по смешиванию цветов
- Выполнение рисунка в заданном цвете.
- Творческое создание рисунков, выполненных на основе контрастных цветов (оранжевый и фиолетовый, желтый и синий, красный и зеленый...)
Тема 15. Исполнение композиции «Музыкальный натюрморт» в технике холодный батик.
Виды инструментов, используемых при росписи ткани. Контурный состав. Краски для ткани. Кисти для росписи. Палитра. Подрамник. Правила натягивания ткани. Уход за инструментами. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами. Технология росписи ткани способом «холодный батик». Правила нанесения рисунка на ткань и работы с резервом.
Практические работы:
- Контрольное задание по теме «Осенний натюрморт»
Тема 16. Построение каймы с растительным орнаментом для шарфа. Техника «холодный батик»
Женский шарф, платок, палантин. Понятие кайма. Растительный орнамент. Геометрический орнамент.
Практические работы:
- Создание эскиза шарфа или палантина на заданную тему
- Разработка каймы шарфа
- Выполнение шарфа в выбранной технике (холодный или горячий батик)
Тема 17. Основы цветоведения. Эмоциональное воздействие цвета на человека. Цветовые ассоциации.
Цветовой круг. Цвета в культуре разных народов. Основы теории цвета: основные цвета, вторичные и третичные цвета, дополнительные цвета, пастельные цвета, теплые и холодные цвета. Цветовой спектр. Цвет в интерьере. Влияние цвета на настроение и работоспособность человека. Цвет и здоровье. Цветовые группы и сочетаемость цвета. Сочетания цветов в интерьере по принципу времени года. Цветовые предпочтения человека в зависимости от его возраста.
Практические работы:
- Упражнения по смешиванию цветов
- Выполнение рисунка в заданном цвете.
- Творческое создание рисунков на тему «Интерьер комнаты».
Тема 18. Обучение технике Свободная роспись
Понятие «свободная роспись» Особенности технологии росписи. Правила резервировании ткани различными загустками. Виды загусток. Выбор ткани для свободной росписи. Техники акварельной живописи: «по сырому», «а ля прим». Техника безопасности при работе с «Белизной».
Практические работы:
- Подготовка рабочего места
- Подготовка ткани для росписи (грунтовка загустками)
- Выполнение упражнений «Эффект дождя», «Эффект заливки»,
- Контрольное задание по теме «Свободная роспись»
Тема 19. Обучение технике Горячий батик
Технология росписи ткани способом «горячий батик». Правила работы воском. Виды горячего батика. Рецепт резерва горячего батика. Нанесение и снятие горячего резерва с ткани. Инструменты и приспособления для горячего батика. Приемы заключительной обработки изделия. Техника безопасности при работе с горячим воском.
Практические работы:
- Подготовка рабочего места
- Упражнения по выполнению техники простого горячего батика «Морозные узоры»
- Упражнения по выполнению сложного горячего батика в три перекрытия «Полевой букет»
- Упражнения по росписи ткани горячим батиком способом «Кракле»
- Контрольное задание – выполнение декоративной композиции на свободную тему.
Тема 20. Сувенирный платок «Узоры». Сочетание свободной росписи и цветных контуров.
Понятие «свободная роспись» Особенности технологии росписи. Выбор ткани для свободной росписи. Техники акварельной живописи: «по сырому», «а ля прим». Особенности работы цветными контурами по ткани.
Практические работы:
- Подготовка рабочего места
- Подготовка ткани для росписи
- Определение колорита платка, подбор красок
- Контрольное задание по теме «Платок Весна», «Платок Осень».
Тема 21. Текстильная композиция «Зимние узоры». Техника сочетания свободной росписи и «горячего« батика.
Особенности технологии росписи ткани способом «смешанный батик». Новые операции в росписи ткани. Последовательность и правила работы в смешанной технике. Роспись одежды (шарфы, платки, палантины).
Практические работы:
- Упражнения в смешанной технике
- Эскизирование и выполнение самостоятельных творческих работ на тему «Зимние узоры» с использованием в одной работе нескольких видов батика.
Тема 22. Декоративная подушка. Исполнение в технике ручной набойки.
Искусство ручной набойки на Руси. Изготовление штемпелей из природных материалов для печатания на ткани. Подбор ткани для набойки. Правила приготовления пасты для печатания. Способы печатания. Понятие «орнамент», правила построения орнамента. Техника безопасности при окрашивании ткани.
Практические работы:
- Подготовка рабочего места
- Изготовление штемпелей для печатания
- Эскиз орнамента в цвете на бумаге
- Творческая работа - «Декоративная подушка»
Тема 23. Украшение футболки в технике сухой батик.
Понятие сухой батик. Способы грунтовки ткани. Материалы и инструменты для сухого батика. Последовательность работы. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами.
Практические работы:
- Подготовка ткани для росписи
- Подготовка краски с помощью загусток
- Творческая работа «Мультяшка» ( возможны варианты)
Тема 24. Пейзаж в батике. Выполнение панно в технике холодный батик
Технология росписи ткани способом «холодный батик». Правила нанесения рисунка на ткань и работы с резервом. Правила работы со стеклянной трубочкой. Роспись цветными резервами. Проверка нанесения резерва. Приемы росписи рисунка. Спецэффекты. Способы устранения ошибок. Техника безопасности при работе со стеклянной трубочкой.
Практические работы:
- Подготовка рабочего места
- Упражнения на проведение замкнутых контуров
- Упражнения на заливки красками: «Эффект лепестка», «Эффект жилок», «Эффект дождевых капель»
- Упражнения на нанесение прозрачного резерва в несколько приемов (скрытый контур).
- Контрольное задание – выполнение декоративной композиции на тему «Пейзаж».
Тема 25. Узелковый батик. Обучение технике создания узоров в стиле «сабори»
Знакомство с техникой «узелковый батик». Виды и способы раскраски ткани с помощью завязывания различных узелков. Окраска ткани способами: «завязывание», «скручивание», «складывание и подгибание» и « зашивание». Запаривание в домашних условиях. Техника безопасности при окрашивании ткани.
Практические работы:
- Подготовка рабочего места
- Упражнения на изучение различных способов окрашивания ткани
- Творческая работа – открытка «Цветочная фантазия»
Тема 26. Итоговое задание. Декоративное панно «Подводный мир». Техника исполнения: «холодный батик» с дополнительными эффектами, контурами.
Технология росписи ткани способом «холодный батик». Правила нанесения рисунка на ткань и работы с резервом. Правила работы со стеклянной трубочкой. Роспись цветными резервами. Проверка нанесения резерва. Приемы росписи рисунка. Спецэффекты. Способы устранения ошибок. Техника безопасности при работе со стеклянной трубочкой.
Практические работы:
- Подготовка рабочего места
- Упражнения на проведение замкнутых контуров
- Упражнения на заливки красками: «Эффект лепестка», «Эффект жилок», «Эффект дождевых капель»
- Упражнения на нанесение прозрачного резерва в несколько приемов (скрытый контур).
- Контрольное задание – выполнение декоративной композиции «Рыбка»\
Тема 27. Итоговый просмотр работ.
Основы выставочной экспозиции. Подготовка и проведение выставки изделий. Проведение конкурса на лучшую работу. Обсуждение работ, индивидуальные консультации. Подведение итогов.
Практическая работа: Оформление итоговой выставки.
Условия реализации программы:
Техническое и материальное оснащение
- просторное, светлое помещения не менее, чем на 10 посадочных мест, оснащённого в соответствии с санитарно – техническими нормами.
- оборудование: столы, стулья, шкафы для хранения материалов.
- материалы для практических занятий: (бумага, цветной картон, карандаши, резинки, бумага белая, цветная, клей, зажимы, тушь, фломастеры, маркеры, кисти, ножницы, резервирующий состав для ткани, красители для ткани, стеклянные трубочки, рамы, подрамники, ткань для росписи, палитры, контур по ткани, банки для воды, скрепки, кнопки, малярный скотч, фен, утюг и др.).
- материалы для теоретических занятий: (учебных пособий; видео и аудио материалов и соответствующей техники для них; и т.д.)
Методическое обеспечение программы
- методические разработки по различным видам и способам художественного творчества; -диагностические карты;
- библиотека по декоративному и изобразительному искусству, дизайну;
- таблицы по цветоведению;
- видео-фонд студии;
- фонд студии (детские работы);
- Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнаменты народов мира.- СПб., Кристалл. 1998
- Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву-М., 1971
- Барадулина В.А., Танкус О.В. Основы художественного ремесла. М., Просвещение. 1978
- Берсенева В.Я. Романова Н.В.,Вопросы орнаментации тканей М., Легкая индустрия.1977
- Богуславская И. Добрых дел мастера- Л.,Искусство.1976 Богуславская И.Народное искусство- Государственный Русский музей-1995 *Волкова В.Н. Рисуем розы -Минск, 2005
- Виве Толли М.,Советский художник
- Горбунова К.С. Чернофигурные Аттические вазы в Эрмитаже-Л.,Искусство,1983
- ГаннерДженнис Японский батик. Техника сибори-Ниола-Пресс , 2010
- Краткаяэециклопедия декоративного изображений, М.,Астрель, 2008
- Лебедянский М.С. Гравер Петровской эпохи Алексей Зубов-М.,Искусство, 2012
- Логвиненко Г.М. Декораивная композиция - М., ВЛАДОС, 2006
- Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки-М., Наука, 1978
- МерцаловаК.Е. История костюма - М., искусство,1972
- Минеджян Уроки батика-М., Астрель 2006
- Как научить нарисовать натюрморт-Эксмо-Пресс, 2001
- Краткая энциклопедия декоративных изображений - М., Астрель, 2008
- Стили в искусстве. Орнаменты и декоративные мотивы, М. Астрель, 2006,
- Овсянников Ю. Лубок-М., Советский художник 1969
- Школа изобразительного искусства, №3, 4, 6, 7, 8,9, 10 М., 1963
- ЦармпанЭджертон Как научится рисовать цветы-М., Экспо-Пресс, 2001
Список литературы:
- Арманд Т. Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани. Под ред. Н. Н. Соболева. М.—Л., 1931.
- Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Мосва 1925. -240 с.
- Гильман, Р. А. Художественная роспись тканей : учеб.-метод. пособие. – М :Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. – 160 с. (Под грифом Министерства образования РФ.)
- Дворкина И.А.Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. – М.: ОАО Издательство “Радуга”, 2002. – 160с.
- Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для студентов учреждений сред. Проф. Образования. М., 2002.-192С.
- Искусство батика: Для начинающих и студентов художественных вузов: Пер. с нем. / Пер. Е. Успенская. - М. :Внешсигма, 2000 ; М. : АСТ, 2000. - 112 с.
- Кожохина С.К. Батик. Все о картинах на ткани/ КожохинаС.К.Худож.: Г.В. соколов, В.Н. куров. – Ярославль: Академия развития 2006. – 144 с.: ил. – (Новое в детскую мастерскую).
- Корюкин В.Н. Батик. - Л.,1978. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве.- Мн.: Беларусь, 2002.- 151 с.: ил.
- Основы художественного ремесла В.А. Барабулина и О.В. Танкус Москва “Просвещение” 1978 г.
- Технологии росписи ткани Л. Алферов Ростов – на - Дону “Феникс” 2000г.
- Ясинский А.В. Организация кружковых занятий. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2004г.-192с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...