Методические рекомендации педагогам дополнительного образования
учебно-методический материал на тему
Эффективные формы привлечения детей в детские объединения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сохранность контингента | 26.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» р.п. Дергачи Саратовской области
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
педагогам дополнительного образования
«Эффективные способы привлечения детей в детские объединения»
Автор: Жакболеева Ш.Т., методист
МУДО «Дом детского творчества»
р.п. Дергачи
Дергачи
2017
Какими наиболее эффективными способами можно привлечь детей в детские объединения?
Но для начала перечислим традиционные формы:
• посещение классных часов в школе;
• объявления;
• рекламные буклеты;
• оформление информационного стенда, где будут размещаться:
- агитационные листовки, буклеты, плакаты;
- план работы детского объединения;
- фотографии; копии грамот, дипломов, благодарностей ребятам, входящим в состав детского объединения;
- поздравительные плакаты и т. д;
• организация мероприятий в образовательном учреждений с привлечением обучающихся детских объединений. Это « ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ».
Одной из эффективных форм привлечения детей в детские объединения может стать проведение занятий направленных на презентацию деятельности детского объединения.
Важной проблемой для педагога дополнительного образования является сохранность контингента детского объединения. Зачастую к середине года часть воспитанников покидает детское объединение, одной из причин этого является отсутствие комфортной и доброжелательной атмосферы в коллективе.
И как средство сохранности контингента обучающихся в детских объединениях является воспитательная работа педагога.
Педагог как руководитель детского коллектива это:
- Профессионал, который является для ребенка образцом в выбранном им виде творческой деятельности;
- Педагог, который способен помочь ученику стать самостоятельным творческим человеком;
- Воспитатель, который может повлиять на формирование личности ребенка;
- Лидер детского коллектива, который может способствовать социальному становлению каждого его члена.
Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении педагог может через:
- создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым;
- создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;
- использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник мог бы приобрести ценный социальный опыт, пробуя себя в разных ролях;
- создание в детском объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности.
Приведу несколько несложных педагогических приемов, использование которых поможет каждому педагогу дополнительного образования в формировании детского коллектива.
Начать эту работу нужно уже с первых занятий. Когда ребята, записавшиеся в детское объединение, еще мало знают друг друга: именно организация знакомства может стать основой для формирования взаимоотношений в детском коллективе. Для того чтобы это реально произошло, недостаточно ограничиться обычной перекличкой, а следует провести небольшую игру – знакомство, во время которой каждый из присутствующих расскажет всем немного себе.
Также с самых первых занятий нужно начать и разработку вместе с ребятами правил поведения и взаимодействия в детском объединении (это может быть «Устав детского объединения). Такие правила, обдуманные и изложенные самими детьми, будут обязательно ими соблюдаться без дополнительных напоминаний педагога.
Продолжением начатой работы по формированию коллектива может стать выбор лидера. Постепенно может вводиться система временных или постоянных поручений всем воспитанникам детского объединения. Такие поручения (несложные для исполнения) помогут каждому ребенку ощутить себя членом коллектива, т. к. именно для всех поручение будет выполняться. В качестве таких несложных поручений могут рассматриваться, например, проверка готовности ребят к занятию (наличие необходимых инструментов и материалов и др.), раздача каких-либо материалов или предметов в ходе занятия, подготовка кабинета к учебному занятию и т. д.
Еще одним способом объединения учащихся детского объединения в единый коллектив может стать организация различных форм воспитательных мероприятий. Для сплочения ребят, не важно, будет ли это день рождения детей, проведение тематических акций или посещение музея, кинотеатра. Самое главное, чтобы в самом этом мероприятии и процессе его подготовки нашлось хотя бы маленькое, но важное участие для каждого без исключения.
Одна из форм сохранности контингента является применение современных технологии обучения и воспитания.
Технология коллективного творческого воспитания ставит цель воспитания общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях. Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самосовершенствованию. Творческая деятельность групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.
Технология коллективного взаимообучения используется на занятиях по хореографии, шахматам и др.. Основные принципы – самостоятельность и коллективизм: все учат каждого и каждый учит всех. Ученик усваивает быстро то, что тут же применяет на деле и передаёт другим. Роль педагога при этом сводится к организации процесса обучения. Всю информацию дети добывают сами, при этом обучая друг друга.
Технология исследовательского обучения. Учебный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Обучающиеся самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Обучающимся предоставляется возможность самостоятельно планировать своё исследование, предполагать возможные результаты.
Технология интегрированного обучения даёт возможность устанавливать межпредметные связи: в течение одного дня проводятся занятия по разным программам, объединённые общей проблемой. Это способствует целостности знаний обучающихся, достигается единство действий педагогов (преподающих разные предметы) в формировании личности ребёнка.
Для сохранности контингента обучающихся важную роль играет взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями:
- Организация сотрудничества между педагогом и родителями в интересах творческого и свободного развития личности ребенка;
- Организация совместной деятельности педагога и родителей в воспитании детей;
- Организация совместных массовых мероприятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования. Анализ учебного занятия
Данные методические рекомендации, прежде всего, ориентированы на помощь в анализе обучающих занятий, но они также могут быть использованы и при анализе других видов занятий. Достаточно часто занятие п...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению индивидуального учебного плана одарённых учащихся.
Индивидуальный учебный план - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного учащегося, направленная на развитие его индивидуальных способностей.Индивидуальный учебный ...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования для работы над общей методической темой
Методические рекомендациипедагогам дополнительного образованиядля работы над общей методической темой...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительные общеобразовательные программы физкультурно-спортивной направленности
В данных рекомендациях представлены материалы выступления инструктора-методиста на педагогическом Совете ГБОУ средней школы №21 им. Э.П. Шаффе и адресованы они молодым педагогам, начинающим работать п...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.Инд...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования «Технологическая карта занятия в учреждении дополнительного образования»
На современном этапе развития общество предъявляет новые требования к результатам деятельности как образования в целом, так и дополнительного образования в частности. В свете новых требований педагоги...