Обучение игре на фортепиано
рабочая программа по теме
Программа обучения игре на фортепиано расчитана на всех детей в возрасте от 6 и до 17 лет. Она имеет ознакомительный характер и предполагает заинтересовать ребенка занятиями музыкой. Программа позволяет начало занятий музыкой в любом возрасте. Ею можно воспользоваться как для начала обучения, так и в работе с детьми, уже имеющими некоторый объем знаний и умений в игре на фортепиано. Обучение ведется по следующим направлениям: - овладение навыками игры на инструменте ;- приобретение необходимого минимума классического репертуара;- техническое развитие (изучение основных технических приемов на материале этюдов, гамм, арпеджио); - аккомпанемент и ансамбль.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОУ Дворец пионеров и школьников имени А.П. Гайдара
МАСТЕР-КЛАСС
Тема: Специфика работы над джазовыми произведениями в классе фортепиано.
Коллектив Фортепиано
Педагог Ломаченкова Е.В.
Обучающиеся Боровиков М., Емельянов Л., Шкирмонтова Е., Емельянов М.,
Маркина Н.
Год обучения 2, 3, 5
Возраст 8, 10, 14 лет
Продолжительность занятия 45 мин
Место проведения Хоровой класс
Дата 24 ноября 2012 года
Цель: ввести в педагогический репертуар обучающихся современный музыкальный материал на основе джазовой музыки.
Задачи:- научить обучающихся понимать и грамотно разучивать фортепианные произведения в джазовом стиле;
- проработать с обучающимися ритмические особенности джазовых произведений;
- развить у обучающихся навыки слушания и восприятия джазовой музыки.
Мecтo занятия в решении задач обучения,
воспитания и развития.
- отработка технических, ритмических и педальных сложностей в изучаемых
произведениях;
- воспитание хорошего музыкального вкуса;
- развитие аналитических способностей при занятиях на фортепиано
и слушании музыки.
Форму проведения занятия индивидуально-групповая.
Основные приемы, формы, методы, используемые на занятии:
объяснение, повторение, беседа, практические упражнения.
Оснащение.
Помещение: кабинет, оснащённый двумя пианино.
Оборудование: стулья, подставки для ног, метроном.
Методическое обеспечение:
Литература
- Т.Адорно. Социология музыки.
- В.Д.Конен.
- Э.Кунин. Секреты ритмики в джазе, рок и поп-музыке.
- Джон Коллиер. Становление джаза
Нотная литература
- О. Хромушин - Джазовые пьесы для фортепиано.
- М. Шмитц – Джазовые пьесы для фортепиано.
- Т.Ф.Уоллер – Джазовые пьесы.
- Д.Шерринг – Колыбельная.
- А.Эшпай – Джазовые произведения для фортепиано.
- О.Хромушин – Джазовое сольфеджио.
План проведения занятия
№ п.п. | Ход занятия | Время | Организационно-методические сведения | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводная часть:
присутствующих с участниками мастер-класса. | 5мин | ||||
Основная часть:
| 35 мин. | 15 мин. | 20 мин. | При работе над музыкальными произведениями используются следующие методические приёмы: -целостный исполнительский показ; -анализ фактуры и формы изложения музыкальных произведений; -разбор структурного строения мелодических интонаций; -практического применения пианистических приёмов, обусловленных структурными особенностями и стилистическим своеобразием музыкальных произведений; - теоретический и исполнительский анализ авторского текста. | |
Заключительная часть:
| 5 мин. |
Содержание занятия.
- Теоретическая часть: (опорный конспект)
Прежде, чем начать разговор собственно о работе над джазовыми произведениями в классе фортепиано, следует сказать об одном исключительно естественно-историческом и социокультурном аспекте. Речь пойдет о том, что в результате того, что негров из Африки в количестве приблизительно восьми миллионов человек на протяжении двух или трех веков вывозили в Америку и использовали в качестве рабов — на американском континенте сформировалось понятие «афро-американец». Афро-американец — это совершенно самостоятельная культурная ипостась африканской культуры — ветвь, заметно отличающаяся от собственно африканской. Она касается нас исключительно благодаря тому, что музыка, которая возникла в афроамериканской среде, в настоящее время почти полностью вытеснила из бытового обихода и Европы, и Америки все другие виды музыки. Всё, что мы можем слышим в окружающей нас аудиосреде (радио, ТВ и проч.) — это будут различные вариации на эту тему, за очень редким исключением. Остатки классической музыки существуют. Услышать аутентичный фольклор тех или иных народов скорее всего уже никогда и не удастся. По крайней мере, на территории России телевизор в каждый дом принёс афро-американскую музыку.
Под словами «афро-американская музыка» специалисты понимают три сопряженных друг с другом связанных понятия. Понятия эти: блюз, джаз и рок. Все три понятия во многом относятся к некоторым пересекающимся областям. Есть область, которую можно одновременно назвать джазом, роком и блюзом…
Пытаясь вывести определения, касающиеся этих понятий, которые для нас во многом слились в единое понятие ДЖАЗ, хочется сослаться на Армстронга. Когда его спросили, что такое джаз, говорят, он ответил так: «Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять». Утверждают, что Фэтс Уоллер в подобной же ситуации сказал: «Раз вы сами не знаете, то лучше не путайтесь под ногами». Если даже допустить, что эти истории выдуманы, в них, несомненно, отражено общее мнение о джазе музыкантов и любителей: в основе этой музыки лежит нечто такое, что можно почувствовать, но нельзя объяснить. Всегда считалось, что самое загадочное в джазе — это особая метрическая пульсация, обычно именуемая «свингом».
Но джазовая музыка, как и любая другая, представляет собой физическую реальность, и поэтому о ней можно составить точное представление. Профессиональный джазовый музыкант понимает, что и почему он делает, но не любит или не умеет объяснять. Неверно было бы утверждать, что джазмены по своей натуре лишены красноречия; среди них есть весьма тонкие аналитики искусства джаза. Правда, и расхожее мнение о косноязычном джазовом музыканте, говорящем только на своем профессиональном жаргоне, также не лишено оснований. Средний джазмен обычно не может объяснить, как он играет, даже разбирающемуся в музыке любителю; многих музыкантов такие вопросы нервируют, ставят в тупик. И по этой причине они, пытаясь ответить, начинают говорить избитые слова типа «свингование», «фантазирование», «динамизм», «самовыражение».
Итак, понятие «джаз» не определяется теми людьми, кто его делает. При разговоре о джазе наиболее точным термином, который описывает само явление, является термин «джазовое чувство» (jazz feeling): «джаз нельзя описать, джаз можно почувствовать». Есть особое джазовое чувство, которое есть, но описать его невозможно. Что оно из себя представляет — никто не пытается описывать. Говорят, что джаз — это чувство музыки, и чувство это проявляется во многих параметрах этой музыки.
В качестве примера — из книжечки «Секреты ритмики в джазе, рок и поп музыки» израильского автора советского происхождения Эмиля Кунина: попробую привести его рассуждения о понятии «свинг». «Урок четвертый» в книжке «Секреты ритмики …», в котором автор учебника обучает джазменов некоторым конкретным ритмическим приёмам. Вот конкретный приём: «На предыдущих уроках мы научились играть абсолютно точно, в соответствии с метром и его более мелкими долями. Однако, как уже говорилось, чувство свинга возникает при исполнении определенных звуков музыкальной фразы чуть позже их точного положения по отношению к метру». Повторяю: «…чувство свинга возникает при исполнении определенных звуков музыкальной фразы чуть позже их точного положения по отношению к метру. Величина сдвига назад составляет несколько тысячных секунды (приблизительно 1/128)». Приблизительно. «И добиться такого сдвига сознательно почти невозможно. Нужно поймать определённое ощущение звукоизвлечения, атаки звука.
Будем продвигаться шаг за шагом, начав с больших времен задержки, постепенно её уменьшая.
ЦИКЛ 1. Включите метроном или простейший аккомпанемент барабана, состоящий из четвертей (четверть=70).Правой рукой на фортепьяно играйте четверти в точном соответствии с метром
и т.д.
Теперь сместим четверти на восьмую
и т.д.
Теперь сместим четверти на шестнадцатую долю
Теперь на тридцать вторую
Теперь подвинем еще совсем немного, и получим результат, к которому стремились — исполняемая четверть сдвинута назад по отношению к метру почти на неразличимую величину. К сожалению, существующая система записи нот не имеет символа для такой смещенной ноты, поэтому введем свой символ: → для ее записи.
Теперь аналогичную работу надо проделать левой рукой, а также повторить весь ЦИКЛ 1 в темпах четверть=110; четверть =170; четверть = 220. Естественно, чем выше темп, тем меньше величина задержки».
Вот пример рассуждений о природе джаза, о природе свинга. Пример, с одной стороны, о чем-то говорит. С другой стороны, говорит ровно о том, что в понятие «джаз» вкладывается работа с бессознательным человека, в первую очередь. Осознать это невозможно, в принципе, просто по определению, на этом конкретном примере.
Немецкий социолог Теодор Адорно еще в 1962 году в книжке «Социология музыки» писал: «Облик джаза определяется еще и дилетантской неспособностью дать отчет о музыке в точных музыкальных терминах — неспособностью, которая напрасно пытается придумать себе рациональное оправдание, ссылаясь на трудность материально запечатлеть «тайну» джазовых иррегулярностей — после того как серьезная музыка уже давно научилась фиксировать в нотах несравненно более сложные отклонения. Отчуждение от санкционированной музыкальной культуры этого типа приводит его к тому, что он отбрасывается в область варварского, первобытного, в область, предшествующую искусству, — это тщетно афишируется как прорыв архаических эмоций».
- Практическая работа
Изучение джазовых пьес: О.Хромушин – Первые шаги,
А.Эшпай – Постлюдия,
Д.Шеринг – Колыбельная,
М.Шмитц – Микки-Маус,
М.Шмитц – Буги-вуги,
Т.Ф.Уоллер – Сматываясь домой,
Т.Ф.Уоллер – Танец-прогулка.
.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыка чтения с листа в первые годы обучения игре на фортепиано
Данный материал будет полезен всем педагогам, которые кропотливо и вдумчиво закладывают основы для будущего развития их учеников...
Образовательная программа дополнительного образования детей. Обучение игре на фортепиано
Образовательная программа дополнительного образования детей. "Обучение детей на фортепиано" предлагает обучение детей с семилетнего возраста. Педагогу-музыканту нельзя забывать об отв...
Методическое пособие по обучению гаммам в начальных классах обучения игры на фортепьяно
Работа над гаммами, их изучение и исполнение – обязательный, но не всегда увлекательный процесс. Чтобы 6-7-летним начинающим пианистам было интересно заниматься гаммами, применяем ассоциативный ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «Формирование навыков игры на фортепиано в работе над музыкальным произведением на уроках «Индивидуальное обучение игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах »
Данная методическая разработка посвящена рассмотрениюнекоторых методов и приемов, способствующих формированию навыков игры на фортепиано. Методы и приемы, перечисленные в данной работе, являются актуа...
2012 г. Открытый урок по фортепиано "Средства музыкальной выразительности на начальном этапе обучения игре на фортепиано"
Урок для учащихся 1 класса фортепианного отделения.На сайте имеется презентация "Средства музыкальной выразительности"...
Методическая разработка для педагогов по классу фортепиано музыкальных школ, школ-студий "Обучение игре на фортепиано детей с недостаточным развитием координации движений»
Обучение игре на фортепьяно представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором учувствуют различные анализаторы: зрительный, речеслуховой, двигательный. В основе его лежат сложнейшие...
Доклад на тему: "Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано", Доклад на тему: «Работа над аккомпанементом в классе фортепиано»
Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано. Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне...