Обучение игре на фортепиано
рабочая программа по теме

Ломаченкова Елена Валентиновна

Программа обучения игре на фортепиано расчитана на всех детей в возрасте от 6 и до 17 лет. Она имеет ознакомительный характер и предполагает заинтересовать ребенка занятиями музыкой. Программа позволяет начало занятий музыкой в любом возрасте. Ею можно воспользоваться как для начала обучения, так и в работе с детьми, уже имеющими некоторый объем знаний и умений в игре на фортепиано. Обучение ведется по следующим направлениям: - овладение навыками игры на инструменте ;- приобретение необходимого минимума классического репертуара;- техническое развитие (изучение основных технических приемов на материале этюдов, гамм, арпеджио); - аккомпанемент и ансамбль.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ Дворец пионеров и школьников имени  А.П. Гайдара

МАСТЕР-КЛАСС

Тема: Специфика работы над джазовыми произведениями в классе    фортепиано.

Коллектив                Фортепиано

Педагог                    Ломаченкова Е.В.

Обучающиеся         Боровиков М., Емельянов Л., Шкирмонтова Е., Емельянов М.,      

                                  Маркина Н.

Год обучения          2, 3, 5

Возраст                   8, 10, 14 лет

Продолжительность занятия 45 мин

Место проведения  Хоровой класс  

Дата                          24 ноября 2012 года

Цель: ввести в педагогический репертуар обучающихся современный музыкальный материал на основе джазовой музыки.

Задачи:- научить обучающихся  понимать и грамотно разучивать фортепианные произведения в джазовом стиле;

              - проработать с  обучающимися  ритмические особенности  джазовых произведений;

            - развить у обучающихся навыки слушания и восприятия джазовой музыки.

               

               

Мecтo занятия в решении задач обучения,

воспитания и развития.

-  отработка технических, ритмических и педальных сложностей в  изучаемых

  произведениях;

-  воспитание хорошего музыкального вкуса;

- развитие аналитических способностей при занятиях на фортепиано

и слушании музыки.

Форму проведения занятия  индивидуально-групповая.

Основные приемы, формы, методы, используемые на занятии:

объяснение, повторение, беседа, практические упражнения.

Оснащение.

Помещение: кабинет, оснащённый двумя пианино.

Оборудование: стулья, подставки для ног, метроном.

Методическое обеспечение:

Литература

  1. Т.Адорно. Социология  музыки.
  2. В.Д.Конен.
  3. Э.Кунин. Секреты ритмики в джазе, рок и поп-музыке.
  4.  Джон Коллиер. Становление джаза

Нотная литература

  1. О. Хромушин  - Джазовые пьесы для фортепиано.
  2. М. Шмитц – Джазовые пьесы для фортепиано.
  3. Т.Ф.Уоллер – Джазовые пьесы.
  4. Д.Шерринг – Колыбельная.
  5. А.Эшпай – Джазовые  произведения для фортепиано.
  6. О.Хромушин – Джазовое сольфеджио.

План проведения занятия

п.п.

Ход занятия

Время

Организационно-методические

сведения

Всего

Теория

Практика

Вводная часть:

  • Изложение темы мастер-класса, основной цели и задач. Знакомство

присутствующих с участниками мастер-класса.

5мин

Основная часть:

  •  Обоснование проблемы исполнения джазовых произведений обучающимися. Анализ возможных вариантов работы в классе фортепиано над джазовыми пьесами. Практическая работа над пьесами различной степени сложности.  

35 мин.

15 мин.

20 мин.

При работе над музыкальными

произведениями используются

следующие методические

приёмы:

-целостный исполнительский показ;

 -анализ фактуры и формы изложения музыкальных произведений;

-разбор структурного строения мелодических интонаций;

-практического применения пианистических приёмов, обусловленных структурными особенностями и стилистическим  своеобразием   музыкальных произведений;  

-  теоретический и исполнительский анализ авторского текста.

Заключительная часть:

  • выводы по итогам работы, ответы на вопросы.

5 мин.

Содержание занятия.

  1. Теоретическая часть: (опорный конспект)

Прежде, чем начать разговор собственно о работе над джазовыми произведениями в классе фортепиано, следует сказать об одном исключительно естественно-историческом и социокультурном аспекте. Речь пойдет о том, что в результате того, что негров из Африки в количестве приблизительно восьми миллионов человек на протяжении двух или трех веков вывозили в Америку и использовали в качестве рабов — на американском континенте сформировалось понятие «афро-американец». Афро-американец это совершенно самостоятельная культурная ипостась африканской культуры — ветвь, заметно отличающаяся от собственно африканской. Она касается нас исключительно благодаря тому, что музыка, которая возникла в афроамериканской среде, в настоящее время почти полностью вытеснила из бытового обихода и Европы, и Америки все другие виды музыки. Всё, что мы можем слышим в окружающей нас аудиосреде (радио, ТВ и проч.) — это будут различные вариации на эту тему,  за очень редким исключением. Остатки классической музыки существуют. Услышать аутентичный фольклор тех или иных народов скорее всего уже никогда и не удастся. По крайней мере, на территории России телевизор в каждый дом принёс  афро-американскую музыку.

      Под словами «афро-американская музыка»  специалисты понимают  три сопряженных друг с другом связанных понятия. Понятия эти: блюз, джаз и рок. Все три понятия во многом относятся к некоторым пересекающимся областям. Есть область, которую можно одновременно назвать джазом, роком и блюзом…

Пытаясь вывести определения, касающиеся этих понятий, которые для нас во многом слились в единое  понятие ДЖАЗ, хочется сослаться на Армстронга. Когда его спросили, что такое джаз, говорят, он ответил так: «Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять». Утверждают, что Фэтс Уоллер в подобной же ситуации сказал: «Раз вы сами не знаете, то лучше не путайтесь под ногами». Если даже допустить, что эти истории выдуманы, в них, несомненно, отражено общее мнение о джазе музыкантов и любителей: в основе этой музыки лежит нечто такое, что можно почувствовать, но нельзя объяснить. Всегда считалось, что самое загадочное в джазе — это особая метрическая пульсация, обычно именуемая «свингом».

      Но джазовая музыка, как и любая другая, представляет собой физическую реальность, и поэтому о ней можно составить точное представление. Профессиональный джазовый музыкант понимает, что и почему он делает, но не любит или не умеет объяснять. Неверно было бы утверждать, что джазмены по своей натуре лишены красноречия; среди них есть весьма тонкие аналитики искусства джаза. Правда, и расхожее мнение о косноязычном джазовом музыканте, говорящем только на своем профессиональном жаргоне, также не лишено оснований. Средний джазмен обычно не может объяснить, как он играет, даже разбирающемуся в музыке любителю; многих музыкантов такие вопросы нервируют, ставят в тупик. И по этой причине они, пытаясь ответить, начинают говорить избитые слова типа «свингование», «фантазирование», «динамизм», «самовыражение».

      Итак, понятие «джаз» не определяется теми людьми, кто его делает. При разговоре о джазе наиболее точным термином, который описывает само явление, является термин «джазовое чувство» (jazz feeling): «джаз нельзя описать, джаз можно почувствовать». Есть особое джазовое чувство, которое есть, но описать его невозможно. Что оно из себя представляет — никто не пытается описывать. Говорят, что джаз — это чувство музыки, и чувство это проявляется во многих параметрах этой музыки.

      В качестве примера — из книжечки «Секреты ритмики в джазе, рок и поп музыки» израильского автора советского происхождения Эмиля Кунина: попробую привести его рассуждения о понятии «свинг». «Урок четвертый» в книжке «Секреты ритмики …», в котором автор учебника обучает джазменов некоторым конкретным ритмическим приёмам. Вот конкретный приём: «На предыдущих уроках мы научились играть абсолютно точно, в соответствии с метром и его более мелкими долями. Однако, как уже говорилось, чувство свинга возникает при исполнении определенных звуков музыкальной фразы чуть позже их точного положения по отношению к метру». Повторяю: «…чувство свинга возникает при исполнении определенных звуков музыкальной фразы чуть позже их точного положения по отношению к метру. Величина сдвига назад составляет несколько тысячных секунды (приблизительно 1/128)». Приблизительно. «И добиться такого сдвига сознательно почти невозможно. Нужно поймать определённое ощущение звукоизвлечения, атаки звука.

      Будем продвигаться шаг за шагом, начав с больших времен задержки, постепенно её уменьшая.

      ЦИКЛ 1. Включите метроном или простейший аккомпанемент барабана, состоящий из четвертей (четверть=70).Правой рукой на фортепьяно играйте четверти в точном соответствии с метром

  и т.д.

      Теперь сместим четверти на восьмую

и т.д.

      Теперь сместим четверти на шестнадцатую долю

      Теперь на тридцать вторую

  Теперь подвинем еще совсем немного, и получим результат, к которому стремились — исполняемая четверть сдвинута назад по отношению к метру почти на неразличимую величину. К сожалению, существующая система записи нот не имеет символа для такой смещенной ноты, поэтому введем свой символ: → для ее записи.

      Теперь аналогичную работу надо проделать левой рукой, а также повторить весь ЦИКЛ 1 в темпах четверть=110; четверть =170; четверть = 220. Естественно, чем выше темп, тем меньше величина задержки».

      Вот пример рассуждений о природе джаза, о природе свинга. Пример, с одной стороны, о чем-то говорит. С другой стороны, говорит ровно о том, что в понятие «джаз» вкладывается работа с бессознательным человека, в первую очередь. Осознать это невозможно, в принципе, просто по определению, на этом конкретном примере.

      Немецкий социолог Теодор Адорно еще в 1962 году в книжке «Социология музыки» писал: «Облик джаза определяется еще и дилетантской неспособностью дать отчет о музыке в точных музыкальных терминах — неспособностью, которая напрасно пытается придумать себе рациональное оправдание, ссылаясь на трудность материально запечатлеть «тайну» джазовых иррегулярностей — после того как серьезная музыка уже давно научилась фиксировать в нотах несравненно более сложные отклонения. Отчуждение от санкционированной музыкальной культуры этого типа приводит его к тому, что он отбрасывается в область варварского, первобытного, в область, предшествующую искусству, — это тщетно афишируется как прорыв архаических эмоций». 

     

  1. Практическая работа

 

Изучение джазовых пьес: О.Хромушин – Первые шаги,

                                А.Эшпай – Постлюдия,

                                 Д.Шеринг – Колыбельная,

                                М.Шмитц – Микки-Маус,

                                М.Шмитц – Буги-вуги,

                                 Т.Ф.Уоллер – Сматываясь домой,

                                  Т.Ф.Уоллер – Танец-прогулка.

.

 



Предварительный просмотр:

О РОЛИ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ В СТАНОВЛЕНИИ юного МУЗЫКАНТА
Е.В.Ломаченкова, педагог дополнительного образования Дворцa пионеров и школьников им. А.П.Гайдара.

Сообщение на методическом совещании педагогов-инструменталистов Отдела музыкального творчества Дворца 19.05 2012 года.

Фортепианный ансамбль как "один из самых парадных жанров музыки" [9, с.20] в последние десятилетия переживает необычайный взрыв популярности во всем мире. Востребованность этого вида камерного музицирования обусловлена рядом факторов. Среди них: общая тенденция к возрождению забытых ансамблевых традиций прошлых веков; обилие высокохудожественных произведений композиторов XVIII-XX веков, неиссякающий интерес к жанру современных композиторов. Ввиду того, что фортепианный ансамбль становится любим и узнаваем массовым слушателем, известные пианисты-солисты все чаще объединяются в ансамбли. Сегодня совместные выступления ведущих пианистов (Аргерих - Плетнев, Петров - Гиндин, Любимов - Соколов, Руденко - Луганский и др.) становятся привычным явлением концертной жизни. Одной из примет времени стало появление постоянных составов фортепианного ансамбля. Концертная и просветительская деятельность таких известных фортепианных дуэтов, как Брук - Тайманов,, Эден - Тамир, Бахчиев - Сорокина, в немалой степени способствовала популяризации жанра. В наши дни происходит лавинообразное увеличение количества международных конкурсов и фестивалей фортепианных дуэтов.

В настоящее время, наряду с коммуникативной функцией жанра, чрезвычайно востребована его педагогическая функция. Для образовательного процесса жанр фортепианного ансамбля имеет ряд привлекательных качеств, выделяющих его из общего списка специальных дисциплин.

Фортепианный ансамбль - необходимая школа самообучения и самовоспитания. Ансамблевое исполнительство, по сравнению с сольным, оказывает благотворное влияние на учащихся не только в профессиональном плане, но и формирует человеческие качества: чувство взаимного уважения, такта, партнерства. Игра в дуэте предоставляет прекрасную возможность как для творческого, так и дружеского общения пианистов-солистов. Слова Роберта Шумана о том, что дуэты Шуберта "сближают души быстрее, чем любые слова" [10, с.214], прекрасно иллюстрируют эту мысль.

В отличие от других камерных ансамблей с участием фортепиано (фортепианное трио, фортепианный квартет, дуэты различных инструментов и фортепиано и т.п.), одним из преимуществ фортепианного ансамбля является возможность самообучения учащихся. Помимо общих вопросов, связанных с интерпретацией, появляется возможность решать технологические проблемы. Огромное значение приобретает единство приемов звукоизвлечения, педализации, стремление двух партнеров изобразить одного, "четырехрукого пианиста" [5, c.93].

Известно, что многие сочинения, написанные для фортепианного ансамбля, имеют оркестровые, инструментальные, сольные версии. Часто первоосновой служит сольный вариант (например, Рондо ор.73 (1828) для двух фортепиано Шопена, переработанное восемнадцатилетним композитором, или Патетический концерт (1856) Листа, являющийся версией Большого концерта соло (1850)), иногда инструментальный ("истинно гениальная" (В. Стасов) Соната фа-минор ор.34 bis (1865) для двух фортепиано Брамса является версией квинтета), а также оркестровый (например, "Вариации на тему Гайдна" (ор.56 b, 1873) И.Брамса, "Вальс" (1920) М. Равеля, "Симфонические танцы" (1940) С. В. Рахманинова, "Вариации на тему Паганини" (1941) В. Лютославского). Сравнение разных вариантов одного произведения позволяет заглянуть в творческую лабораторию композитора, осмыслив нюансы оркестровки, прочувствовав связь симфонического и фортепианного творчества.

На уроках фортепианного ансамбля формируется навык чтения с листа, хотя сам по себе он не гарантирует профессионализм в ансамблевой игре. По меткому выражению А. Готлиба, "некоторые превосходные музыканты, пользующиеся заслуженной известностью, довольно посредственно читают с листа, и в то же время есть немало посредственных музыкантов, которые делают это с завидной легкостью" [5, c.94].

Для курса фортепианного ансамбля характерен и ряд специфических трудностей в процессе обучения. Несмотря на то, что игра в фортепианном ансамбле предполагает наличие двух творческих личностей, преобладающей тенденцией в процессе обучения становится стремление максимально сблизить исполнительский уровень участников ансамбля. "Настоящий ансамбль - это близость во всём: близость индивидуальностей, этических установок, интеллектуальных уровней. Это - духовное единение, эмоциональное родство, близость методов, форм, направлений в совместной работе" [7, с.45]. В этом вопросе не последнюю роль играет чувство состязательности ансамблистов, которое дает максимальную концентрацию внимания, повышая качество уроков.

Процесс привыкания ансамблистов друг к другу невероятно сложен и требует большой психологической работы, которая подчас лежит и в сфере морально-этических взаимоотношений. Не секрет, что, в отличие от исполнителей на оркестровых инструментах, которые с детства обучаются навыкам ансамблевой игры - от выступлений с концертмейстером, до игры в различных ансамблях, оркестрах, - "пианисты овладевают своим мастерством в условиях индивидуальных занятий и привыкают к ним, как к единственно возможной форме работы" [6, c.6]. Поэтому психологические установки пианиста-солиста часто оказываются помехой на пути к достижению ансамблевого единства.

Особую важность приобретает умение обучаемого находить творческий контакт с партнером, ясно излагая свои мысли при совместном создании художественного образа исполняемого произведения. Учитывая то обстоятельство, что обучаемые в будущем должны уметь вписаться в трудовой коллектив, этот навык представляется очень важным.

* * *

Как было уже отмечено, все большую популярность в последнее время приобретают международные конкурсы фортепианных дуэтов, среди которых особое место занимают конкурсы - члены Женевской международной федерации - в Майами, Мюнхене, Кальтаниссетте и другие. Безусловно, это является положительным фактором в популяризации жанра, а также прекрасным стимулом для плодотворных занятий в классе фортепианного ансамбля. Ответственность предстоящего творческого состязания предъявляет жесткие требованию к качеству исполнения. На первый план выходит ряд задач, связанных непосредственно с публичным выступлением.

Система дирижерских жестов. Любой фортепианный дуэт должен иметь свою систему определенных жестов, взглядов и даже вздохов, позволяющую синхронно начинать произведение, грамотно показывая ауфтакт, снимать заключительный аккорд и т.п. Причем, такие жесты должны быть практически незаметны публике.

Камнем преткновения для начинающего ансамбля может стать разнообразное расположение инструментов.

Так, в учебных классах фортепиано обычно стоят рядом друг с другом, и обучаемые привыкают к определенной системе коммуникации. При такой постановке инструментов развиваются "чувство локтя", "боковое зрение"; для совместного вступления порой достаточно оказывается еле слышного вздоха. На конкурсах же используется способ расстановки роялей - "валетом", при котором у одного из инструментов снимается крышка. Такая "классическая" расстановка доставляет поначалу большие трудности, на устранение которых требуется не одна репетиция.

С особыми трудностями сталкиваются музыканты при игре в четыре руки на одном фортепиано. По мнению Е.Г.Сорокиной "близкое соседство пианистов за одной клавиатурой способствует их внутреннему единству" [8, c.4], и с ним трудно спорить. Но такое единство возникает в том случае, когда партнеры имеют немалый опыт в музицировании подобного рода, в противном же случае у партнеров подчас возникает желание подвинуть коллегу, опасаясь удара локтем в "солнечное сплетение". Весьма комично выглядит ситуация на первом уроке ансамбля в 4 руки, когда педагог вынужден расставлять стулья за инструментом и показывать "демаркационную линию"ученикам. Кроме того, большую трудность при игре в 4 руки представляет педализация, так как пианист, исполняющий вторую партию, часто должен педализировать в собственной паузе.

В связи с этим, очень важно умение педагога привить навыки и вкус к работе в обоих типах ансамбля, каждый из которых имеет свои специфические особенности.

Синхронность звучания - один из главных показателей качества ансамблевой игры. Особую трудность представляет совместноеrubato, органично и адекватно соответствующее авторскому тексту. Необходимо, чтобы все ускорения и замедления темпа были прочувствованны, выверены и отработаны еще в домашних условиях, при этом не становясь некими заученными раз и навсегда "общими местами". "Свобода непосредственного музыкального высказывания отнюдь не сковывается ансамблевым выступлением... Но она проявляется в меньших дозах, чем при сольной игре" [3, c.7].

Аналогичный принцип должен соблюдаться и при работе над динамическими оттенками. В отличие от сольного исполнительства, варьирование динамического рисунка во время эстрадного выступления одним из ансамблистов может негативно сказаться на качестве исполнения, разрушив целостность и выразительность звучания.

При концертном исполнении произведений в четыре руки не последнюю роль играет умение грамотно переворачивать страницы. Как часто выступление бывает загублено от недостаточного внимания в домашней работе к этому, казалось бы, малозначительному компоненту дуэтной игры!

* * *

Список специфических исполнительских задач фортепианного ансамбля можно продолжать и детализировать, но даже эскизный набросок обозначенных вопросов говорит о масштабе необходимой самостоятельной работы учащихся и систематических занятий с педагогом.

Отвечают ли вышеперечисленным задачам продолжительность и объем занятий фортепианным ансамблем?

Занятия по фортепианному ансамблю не выделены в отдельную дисциплину, а являются прикладными к занятиям на фортепиано, лишь в редких случаях для особо одаренных детей вводятся дополнительные часы. Назрела явная необходимость разработки курса обучения и программы, которые предполагают на поверхностное ознакомление с азами игры в фортепианном ансамбле, а углубленное изучение этого самостоятельного вида музицирования.

Представляется целесообразным введение дифференцированной оценки уже с первого полугодия, а также требование к исполнению зачетных произведений наизусть. Это позволит, на наш взгляд, поднять статус курса в глазах  обучаемых.

Создать полноценный ансамбль за один год обучения - задача почти невыполнимая. Желательно проведение занятий по фортепианному ансамблю в течение всех лет обученияПроцесс обучения в классе фортепианного ансамбля чрезвычайно сложен и многогранен. "Культура камерности требует от исполнителя превосходства интеллекта и строгой осмысленности, чтобы тем самым переводить музыку на высшие ступени познания, в область внечувственного, разумного содержания" [2, с.220]. Обилие высокохудожественного репертуара, возможность самообучения студентов, более тесного профессионального и человеческого контакта студентов-пианистов определяет особую роль курса в становлении профессионального музыканта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аджемов К. Избранные сочинения Клода Дебюсси в классе камерного ансамбля. M. 1979
2. Асафьев Б. Русская музыка XIX начала XX века. Л.1968
3. Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс. М. 1979
4. Бородин А. Письма. М. 1936
5. Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле. Музыкальное исполнительство, вып. 8. М. 1973
6. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М. 1971
7. Лузум Н. В ансамбле с солистом. Н.Н. 2005
8. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М. 1988
9. Ступель А. Беседа о камерной музыке. Л. 1963
10. Шуман Р. О музыке и музыкантах. М. 1979

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка чтения с листа в первые годы обучения игре на фортепиано

Данный материал будет полезен всем педагогам, которые кропотливо и вдумчиво закладывают основы для будущего развития их учеников...

Образовательная программа дополнительного образования детей. Обучение игре на фортепиано

Образовательная программа дополнительного образования  детей. "Обучение детей на фортепиано" предлагает обучение детей  с семилетнего возраста. Педагогу-музыканту нельзя забывать об отв...

Методическое пособие по обучению гаммам в начальных классах обучения игры на фортепьяно

Работа над гаммами, их изучение и исполнение – обязательный, но не всегда увлекательный процесс. Чтобы 6-7-летним начинающим пианистам было интересно заниматься гаммами, применяем ассоциативный ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «Формирование навыков игры на фортепиано в работе над музыкальным произведением на уроках «Индивидуальное обучение игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах »

Данная методическая разработка посвящена рассмотрениюнекоторых методов и приемов, способствующих формированию навыков игры на фортепиано. Методы и приемы, перечисленные в данной работе, являются актуа...

2012 г. Открытый урок по фортепиано "Средства музыкальной выразительности на начальном этапе обучения игре на фортепиано"

Урок для учащихся 1 класса фортепианного отделения.На сайте имеется презентация "Средства музыкальной выразительности"...

Методическая разработка для педагогов по классу фортепиано музыкальных школ, школ-студий "Обучение игре на фортепиано детей с недостаточным развитием координации движений»

Обучение игре на фортепьяно представляет собой сложный психофизио­логический процесс, в котором учувствуют различные анализаторы: зри­тельный, речеслуховой, двигательный. В основе его лежат сложнейшие...

Доклад на тему: "Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано", Доклад на тему: «Работа над аккомпанементом в классе фортепиано»

Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано.  Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне...