ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МИР МУЗЕЯ»
рабочая программа (7 класс) на тему

Борисов Дмитрий Александрович

Дополнительная образовательная программа «Мир музея» - одна из форм краеведческой работы. Программа способствует возрождению духовности, развитию творческих способностей у детей, дает дополнительные знания школьникам по истории своего края, обычаям, культуре в соединении с воспитанием патриотизма, чувства ответственности за настоящее и будущее нашей Родины, формирует у воспитанников потребность сохранить исторические материалы и культурные ценности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_mir_muzeya.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Гимназия № 1 им. К.Д. Ушинского»

муниципального образования городской округ Симферополь

Республики   Крым

 

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МИР  МУЗЕЯ»

Срок реализации 2 года

Разработана в соответствии с дополнительной образовательной программой «Мир музея» (сост. Д.А.Борисов), утвержденной Методическим советом ГБОУ ДО РК  «Центр детско-юношеского туризма и краеведения»

                                                              Автор: Борисов Дмитрий Александрович, учитель истории,

педагог дополнительного образования

 

Симферополь- 2016


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Введение. Дополнительная образовательная программа «Мир музея» - одна из форм краеведческой работы. Программа способствует возрождению духовности, развитию творческих способностей у детей, дает дополнительные знания школьникам по истории своего края, обычаям, культуре в соединении с воспитанием патриотизма, чувства ответственности за настоящее и будущее нашей Родины, формирует у воспитанников потребность сохранить исторические материалы и культурные ценности. 

Современный музей – концентрированное воплощение духовных устремлений культуры, ее прошлого и настоящего. В музейном пространстве посетитель вступает в диалог с различными эпохами, культурами, личностями. Музейное собрание – маленькая модель мира, помогающая человеку ориентироваться, адаптироваться в реальном мире, решать проблемы.  

Музееведение – достаточно новая, формирующаяся дисциплина, изучающая особого рода отношение человека к действительности – музейное – и феномен музея, порожденный этим отношением; исследует процессы сохранения и трансляции социально значимой информации посредством музейных предметов, развитие и направления музейной деятельности.

Программа «Мир музея» на два года обучения разработана в соответствии с дополнительной образовательной программой «Мир музея» (сост. Д.А.Борисов), утвержденной Методическим советом ГБОУ ДО РК  «Центр детско-юношеского туризма и краеведения».

Цель образовательной Программы. Способствовать развитию у обучающихся желания и умения приобретать знания по истории родного края, по музейному делу.

Задачи образовательной Программы:

1) Образовательные:

- углубить и расширить имеющиеся знания школьников по истории родного поселка и края;

- совершенствовать умения и навыки, приобретенные на уроках истории и при работе в музее;

- совершенствовать знания, умения и навыки по подготовке сообщений, докладов, рефератов.

2) Воспитательные:

- воспитывать у учащихся любовь к  Родине, к родному краю через изучение его истории;

- пробуждать национальное самосознание, русский духовный характер, глубинной чертой которого является ощущение своего исторического долга, преемственности поколений, служение своему Отечеству, своему народу;

- формирование у учащихся общечеловеческих ценностей на основе  духовных ценностей жителей родного края;

- формирование у учащихся активной жизненной позиции на основе коллективной работы школьников, участии их в интересном и полезном для общества деле.

3) Развивающие:

- развивать умения и навыки  практической работы по моделированию быта и изучению традиций предков, воссозданию прошлого родного края в виде организации  экспозиции музея;

- реализовать умственный, духовный, физический, творческий потенциал учащихся;

- развивать умения четко и лаконично излагать свои мысли и точку зрения.

- развивать логическое мышление и навыки самостоятельной работы с архивными данными и первоисточниками через подготовку экскурсий, докладов, рефератов по краеведению, описание экспозиций и т.д.;

- развивать образное художественное мышление через художественное оформление экспозиций, реставрацию и реконструкцию предметов быта, старины и т.д.

Организационно-педагогические основы деятельности.

Возраст обучающихся участвующих в реализации данной программы: от 10 до 17 лет; состав — 10-15 человек в группе;

        Срок реализации 2 года. Обучение по данной программе строится из расчета учебной нагрузки:

1    год — 4 часа в неделю (2 занятия по 2 часа) — 144 часа в год;

  1. год — 6 часов в неделю (3 занятия по 2 часа) — 216 часов в год;

        Всего за 2 года — 360 часов, из них: теоретических занятий — 212 часов; практических занятий — 148 часа.

Программа предусматривает формирование коллекций археологического и этнографического направления, создание выставочной экспозиции, лекционную, исследовательскую и просветительскую деятельность.

Результативность образовательной программы. Программа  способствует психологическому развитию личности, росту навыков самообразования, учит нормам общения между людьми. Данная программа может быть использована в различных образовательных учреждениях, где ведется работа по данному направлению, в качестве дополнительной образовательной программы. Для удобства работы с программой даются авторские рекомендации к проведению занятий по предлагаемым темам.

        Новизна программы состоит в том, что она носит  комплексный характер. Работая по ней, изучая музейное дело, предоставляется возможность сообщить обучающимся необходимые знания в области исторического краеведения, литературы, искусствоведения, археологии и этнографии, архитектуры, музееведения в целом и многое другое. Выполнение программы позволяет не только глубже изучить историю края, в котором живут ребята, но и раскрыть, развить познавательные способности обучающихся, реализовать их личностный потенциал, помочь школьникам в приобретении навыков и умений, необходимых для получения дальнейшего образования (работа с литературой, источниками, документами, выполнение различные видов творческих работ, публичные выступления, ведение дискуссии и т. д.). Для успешной реализации программы предусматриваются как групповые, так и индивидуальные занятия с обучающимися, посещения государственных музеев, работа в государственных архивах, занятия с научными сотрудниками музеев и специалистами комитета по культуре.

        Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в подростковом возрасте ведущим видом деятельности является общение. Основываясь на этой психологической особенности школьников, предлагаемая программа разделена на два года. Первый год обучения предполагает получение воспитанниками теоретических основ музееведения, истории родного края, этнографии, археологии, архитектуры и т. д. Здесь преобладают коллективные занятия с кружковцами. На втором году обучения ребята большее количество учебного времени занимаются практическими занятиями, в программу второго года также включен курс по практической риторике, направленный на приобретение навыков общения с аудиторией и умения выражать свои мысли по любой из предложенных тем. В программу второго года обучения, наряду с коллективными, включаются занятия по группам. На втором году обучения ребятам предлагается написание исследовательской работы, что подразумевает преобладание индивидуальных занятий в этот период. Таким образом, осуществляется переход от теоретических занятий к практике.

При выполнении поставленных целей, наличии условий для полной реализации программы, обучающиеся по окончании двухгодичного курса «Мир музея» получают:

  • Курс по музееведению;
  • Расширенные знания по истории родного края;
  • Основы экскурсоводческой деятельности;
  • Знания по риторике сверх школьной программы;
  • Навыки общения с аудиторией;
  • Навыки работы с архивными документами и другими историческими и литературными источниками;
  • Основы научно-исследовательской работы исторической направленности.

        Программа также способствует психологическому развитию личности, росту навыков самообразования, учит нормам общения между людьми. Данная программа может быть использована в различных образовательных учреждениях, где ведется работа по данному направлению, в качестве дополнительной образовательной программы. Для удобства работы с программой даются авторские рекомендации к проведению занятий по предлагаемым темам.

        

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА ДВА ГОДА

№ п\п

Тема занятия

Всего часов

Теория

Практика

1.

История музейного дела

22

22

-

2.

История родного края

86

62

24

3.

Основы теории и организации музейного дела

10

10

-

4.

Экскурсионное дело

60

23

37

5.

Исследовательская работа в музее и за его пределами

46

20

26

6.

Работа с фондами

36

20

16

7.

Экспозиционная работа в музее

44

32

12

8.

Профчасы, развитие навыков

20

10

10

9.

Основы работы с источниками

16

6

10

10

Риторика, основы ораторского искусства

20

12

8

Итого за два года

360

217

143

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  1 года обучения

№ п\п

Тема занятия

Всего часов

Теория

Практика

1.

История музейного дела

6

6

-

2.

История родного края

30

26

4

3.

Основы теории и организации музейного дела

6

6

-

4.

Экскурсионное дело

30

13

17

5.

Исследовательская работа в музее и за его пределами

12

12

-

6.

Основы работы с фондами

16

12

4

7.

Экспозиционная работа в музее

24

20

4

8.

Профильные часы, развитие навыков

20

10

10

Итого за год:

144

105

39

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

1. История музейного дела. (8 ч.)

1.1.  Коллекционирование в античную эпоху. (2 ч.)

На занятии педагог обзорно рассказывает о святилищах, храмах, пинотеках Древней Греции, частных и общественных собраниях Древнего Рима.

1.2. Коллекционирование в эпоху средневековья. (2 ч.) Обзорная лекция с последующим контрольным заданием на дом.

1.3.  Возникновение музеев. (4 ч.)

На занятиях раскрываются исторические предпосылки возникновения музеев. Педагог рассказывает о состоянии коллекций в эпоху Возрождения и о возникающей проблеме терминологии. Окончив занятия по этой теме обучающиеся должны свободно владеть следующими терминами:

  • Эпоха Возрождения;
  • Гуманизм;
  • Студиоло;
  • Кунсткамера;
  • Галерея;
  • Музеография.

2.      История родного края (30 ч.)

2.1.   Археологическое прошлое края. (4 ч.)

2.2.   Наш край в древности. (4 ч.)

2.3.   Родной край до революции. (8 ч.)

2.4.   Топонимы и гидронимы края. (4 ч.)

2.5.   Родной край в довоенное время. (4 ч.)

2.6.   Посещение государственного краеведческого музея. (4 ч.)

2.7.   Контрольное занятие. (2 ч.)

3.      Основы теории и организации музейного дела. (6 ч.)

3.1.   Музееведение как наука. (2 ч.) Основные понятия:

Музейное дело, Музееведение, Объект исследования, Предмет исследования, Музейный предмет.

3.2.  Структура музееведения. (2 ч.) Основные понятия:

Источниковедение, Прикладное музееведение, Общее музееведение, Специальное музееведение.

3.3.   История музейного дела. Теория музейного дела.(2 ч.) Основные понятия:

Общая теория, Теория документирования, Теория научно-фондовой работы, Теория музейной коммуникации.

4. Экскурсионное дело. (30 ч.)

4.1. Место экскурсии в работе музея. (2 ч.) Основные понятия:

Экскурсия,

Экскурсионный метод,

Экскурсовод,

Классификация экскурсий.

4.2.  Теория подготовки экскурсий. (4 ч.) Основные понятия:

Этапы подготовки экскурсий, Требования к речи экскурсовода, Структура экскурсии, Методы ведения экскурсии.

4.3.  Определение темы, составление плана и маршрута экскурсии. Работа над текстом. (8 ч.)

Основные понятия: Виды экскурсий, Тема, тематика, Маршрут экскурсии, Работа с источниками, Текст.

4.4.  Проведение экскурсии.(8 ч.) Отработка навыков:

Основные приемы ведения экскурсии,

Использование технических средств во время экскурсии.

4.5. Взаимное прослушивание экскурсий с последующим обсуждением.(4 ч.)

Отработка навыков ведения экскурсии

4.6.  Контрольное прослушивание экскурсий с последующим обсуждением.(4 ч.)

Контрольное занятие по экскурсоводческой деятельности.

5. Исследовательская работа в музее и за его пределами. (12 ч.)

5.1.  Исследовательская работа в музее и ее необходимость. (4 ч.)

Во время занятий раскрывается роль музеев как исследовательских центров, рассматриваются особенности исследовательской работы в государственных и школьных музеях.

5.2.   Основные формы исследовательской деятельности. (4 ч.) Раскрываются следующие понятия:

  • Музееведческие исследования,
  • Музейно-педагогические исследования,
  • Социологические исследования,
  • Психологические исследования.

5.3.   Планирование и организация исследовательской деятельности. (2 ч.)

Цель занятия не только раскрыть понятие планирования исследовательской деятельности, но и дать возможность обучающимся попытаться самостоятельно спланировать собственную исследовательскую деятельность.

5.4.    Формы выхода результатов исследовательской деятельности. (2 ч.)

В ходе занятия раскрываются понятия:

  • Сборник трудов,
  • Монография,
  • Каталог,
  • Путеводитель,
  • Статья,
  • Реферат.

6. Основы работы с фондами. (16 ч.)

6.1. Что такое фонды музея. (4 ч.)

По окончании занятий воспитанники должны владеть следующими понятиями и терминами:

  • Состав музейного фонда,
  • Типы исторических источников,
  • Ценность музейного предмета,
  • Раритет,
  • Подлинник.

6.2.   Организация фондовой работы в музее. (6 ч.) Основные понятия:

  • Комплектование фондов,
  • Учет фондов,
  • Разделение фондов по значению для науки и культуры,
  • Структура фондов.

6.3.  Основы методики изучения музейных предметов.(4 ч.) Первое занятие теоретическое, на котором рассматриваются такие понятия как:

  • Атрибуция музейных предметов,
  • Классификация,
  • Особенности изучения музейных предметов современного периода.

Второе занятие предполагает практическое закрепление знаний на базе Государственного краеведческого музея.

6.4. Контрольное занятие. (2 ч.)

Проводится в виде тестирования по изученным ранее темам.

7. Экспозиционная работа в музее. (24 ч.)

7.1. Музейная экспозиция. Основные понятия. (4 ч.)

Во время занятий по теме раскрываются и закрепляются следующие понятия:

  • Экспонат;
  • Экспозиционный материал;
  • Экспозиционный комплекс;
  • Музейная экспозиция;
  • Выставка;

7.2.    Методы построения экспозиций. (4 ч.)

По данной теме предполагается проведение двух видов занятий — теоретическое и практическое. Практическое занятие должно проводиться на базе государственного или общественного музея (возможен вариант школьного музея). Теоретическое занятие подразумевает усвоение воспитанниками таких понятий и терминов как:

  • Метод построения экспозиции;
  • Ансамблевая экспозиция;
  • Ландшафтная экспозиция;
  • Биогруппа;
  • Таксидермия;
  • Панорама;
  • Диорама.

7.3.  Проектирование экспозиции. (6 ч.)

Данная тема предполагает теоретические и практическое занятия. Во время теоретических занятий изучаются и закрепляются следующие термины и понятия:

  • Научное проектирование;
  • Художественное проектирование;
  • Техническое и рабочее проектирование;
  • Расширенная тематическая структура;
  • Тематико-экспозиционный план (ТЭП);
  • Пробная экспозиция (раскладка);
  • Экспозиционное оборудование;
  • Пространственное решение;

Во время практического занятия (которое рекомендуется проводить на базе государственного музея с привлечением научных сотрудников) закрепляются полученные теоретические знания, и предоставляется возможность самостоятельной работы по проектированию музейной экспозиции.

8. Профильные часы, развитие навыков. (20 ч.)

Занятия этого раздела предусматривают творческое программирование педагога. Что подразумевает под собой различные занятия от разучивания авторской песни, до игр с аудиторией. Возможен вариант изучения художественной литературы представляющей исторический интерес для конкретного музея.

 Тема 1. Вводное занятие. О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы –  1ч.

Знакомство со школьным музеем: история его создания, экспозиции, выставочные экспонаты. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и др.; государственные, частные, муниципальные, школьные и др.

Тема 2. Свидетели истории (1 ч). 

Газеты, журналы, книги - важные источники сведений о ветеранах ВОв, тружениках тыла. «Свидетельства и свидетели истории»

Тема 3. Ваши помощники в поисковой работе (2  ч)

Где и как собирать материалы для музея. Основные источники, используемые для сбора материала для музея:  книги и брошюры, в которых рассказывается о  Великой Отечественной войне; дневники и планы, фотографии, стенгазеты и боевые листки; воспоминания участников войны, тружеников тыла, детей; вещественные памятники (символы, атрибуты и т. д.).

Учреждения, организации и лица, которые могут помочь в поисковой работе: учителя,  библиотекари, работники государственных музеев и архивов.

Тема 4. Как работать с газетами, журналами, книгами (2 ч)

Работа с каталогами в школьной библиотеке. Подготовка списка  необходимой литературы. Изучение текста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники.

Тема 5. Как записывать воспоминания (2 ч).

Беседы, анкетирование участников войны, тружеников тыла и других участников и свидетелей изучаемых событий Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись рассказов и воспоминаний. Использование технических средств.

Тема 6. Учет и хранение собранных документов и вещей (2 ч)

Книга учета (инвентарная книга). Какие сведения необходимо в нее вносить. Как хранить собранные материалы.

Тема 7. Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее (2 ч)

Оформление альбома, создание презентаций, музейной выставки (отбор и размещение собранных материалов, составление пояснительных текстов и т. д.).

Тема 8. Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию.(7 ч).

Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий. Самостоятельное проведение экскурсий в музее по разработанной теме. Проведение виртуальной экскурсии в музее.

Тема 9. Забота о ветеранах - наш священный долг (1 ч) 

Связь следопытского поиска с тимуровской работой. Какую помощь можно оказать ветеранам.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№ п\п

Тема занятия

Всего часов

Теория

Практика

1.

История музейного дела

15

15

-

2.

История родного края

56

36

20

3.

Основы теории и организации музейного дела

4

4

-

4.

Экскурсионное дело

30

10

20

5.

Работа с фондами

20

8

12

6.

Экспозиционная работа в музее

20

6

14

7.

Основы работы с источниками, работа с архивными документами

16

6

10

8.

Исследовательская работа в музее и за его пределами

34

10

24

9.

Риторика, культура речи

21

12

9

Итого за второй год обучения:

216

107

109

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

1. История музейного дела (15 ч.)

1.1. Западноевропейские музеи в XVIII — XIX вв. (2 ч.) Обзорная лекция.

1.2. Возникновение российских музеев. (4 ч.) Обзорная лекция.

1.3. Особенности возникновения и развития музеев в странах Америки, Австралии, Азии и Африки.(2 ч.)

Обзорная лекция.

1.4. Музеи мира в XX в. (2 ч.) Обзорная лекция.

1.5.  Государственные и частные музеи родного края. (4 ч.) Возможен вариант занятия с посещением одного или нескольких музеев.

1.6.  Контрольное занятие. (1 ч.)

Занятие проводится в виде тестирования по прослушанным ранее темам. Возможен вариант ролевой или интеллектуальной игры.

2.   История родного края (56 ч.)

2.1. Великая Отечественная война и родной край.

2.2. Родной край в послевоенный период.

2.3. Родной край в современном мире.

2.4. Промышленность края.

2.5.  Культура и образование на современном этапе.

Количество часов по данным темам выбирается непосредственно педагогом, что зависит от конкретного изучаемого материала. Возможны вариации тем в зависимости от населенного пункта (город, поселок, деревня, хутор и т. д.) и степени подготовки обучающихся.

3.    Основы теории и организации музейного дела. (4 ч.)

3.1. Классификация музеев. (2 ч.)

На занятии раскрываются следующие понятия:

  • Профиль музея;
  • Исторический музей;
  • Художественный музей;
  • Научно-исследовательский музей;
  • Научно-просветительский музей;
  • Музей коллекционного типа;
  • Музей ансамблевого типа;
  • Музей-заповедник;
  • Государственный музей;
  • Ведомственный музей;
  • Общественный музей;
  • Частный музей.

3.2. Государственная музейная сеть на современном этапе. Место общественных музеев в данной сети. (2 ч.)

На данном занятии должно быть дано определение музейной сети, а также раскрыты факторы, влияющие на ее формирование. Оба занятия проводятся в виде лекций с последующим тестовым контролем.

4.    Экскурсионное дело. (30 ч.)

4.1. Основы риторики. (4 ч.)

При необходимости к проведению занятий по данной теме могут быть привлечены специалисты филологи. (Например, учителя русского языка и литературы, преподаватели риторики Вузов Вашего города)

4.2. Основы публичного выступления и общения с аудиторией. (16ч.)

На занятиях должны быть раскрыты «тайны» контакта с аудиторией. По окончании занятий по данной теме обучающиеся должны уметь не только правильно строить свою речь, но и уметь анализировать и оценивать устное выступление.

4.3. Жесты и мимика оратора как составляющая выступления. (2 ч.)

4.4.  Тренинг по культуре речи. (6 ч.)

Тренинговые занятия могут быть построены таким образом, чтобы «переплетаться» с теоретическими темами. Материал для тренингов можно взять в пособии М.И. Ханина «Практикум по культуре речи, или как научиться красиво и убедительно говорить», — С-Петербург, издательство «Паритет» 2002 г.

4.5.  Экскурсия на улице и в помещении. (2 ч.) Занятие предполагает совмещение теории и практики.

5.     Работа с фондами. (20 ч.)

5.1. Методика сборов и фиксации материалов. (8 ч.) На занятиях обучающиеся теоретически знакомятся с методикой.

5.2.  Сбор материалов. (4 ч.)

Практическое занятие, которое рекомендуется провести с выездом на местность.

5.3.   Фиксация материалов. (4 ч.)

Занятие проводится по результатам выездного. Обучающиеся самостоятельно фиксируют собранный материал.

5.4.   Создание фоно- и видеотеки, как фондовая работа в музее. (2 ч.)

Теоретическое занятие с привлечением материалов краеведческого музея.

5.5.   Фотография как музейный фонд. (2 ч.)

Занятие проводится совместно с научными сотрудниками краеведческого или военно-исторического музея.

6.    Экспозиционная работа в музее образовательного учреждения. (20 ч.)

6.1. Основы работы с оформительским материалом. (4 ч.) На занятии возможно привлечение учителя ИЗО или художника-оформителя

6.3.  Основы оформления вертикального плана. (2 ч.)

6.4.   Основы оформления горизонтального плана. (2 ч.)

6.5.   Основы выставки мундиров, макетов и других объемных экспонатов. (4 ч.)

6.6.  Переэкспозиция музея. (8 ч.)

Данное время можно использовать по усмотрению педагога, если нет необходимости помощи обучающихся в экспозиционной работе музея Вашего образовательного учреждения.

7.   Основы работы с источниками, работа с архивными документами. (16 ч.)

7.1. Конспект. Правила составления конспекта, виды конспектов. (2 ч.)

7.3. Основы конспектирования художественного произведения, научно-просветительской литературы. (2 ч.)

7.4. Основы работы с архивными документами. Правила оформления библиографии. (2 ч.)

Занятие проводится в государственном архиве с привлечением работников архива.

7.5. Работа в архивах города. (10 ч.)

Практические занятия с архивными документами по выбранной обучающимися, из ранее предложенных педагогом, теме.

8.  Исследовательская работа в музее и за его пределами. (34 ч.)

8.1. Основы работы над научно-исследовательской работой. (4 ч.)

8.2. Правила оформления научно-исследовательской работы. (2 ч.)

8.3.  Выбор темы. (2 ч.)

8.4.  Самостоятельное научное исследование. (26 ч.)

Работа над исследованием проводится обучающимися самостоятельно с проведением педагогом необходимых индивидуальных или групповых консультаций.

9.   Риторика, культура речи. (20 ч.)

9.1.  Тайны контакта с аудиторией. (4 ч.)

По окончании занятий обучающиеся должны владеть и знать значение следующих терминов:

  • Монолог;
  • Диалог;
  • Фиктивный диалог;
  • Лекция, доклад, речь.

9.2.  Вступление. (2 ч.)

9.3.  Главная часть. (2 ч.)

9.4.  Заключение. (2 ч.)

9.5.  Анализ и оценка выступления. (2 ч.)

9.6.  Основы искусства убеждать. Четыре основных закона логики в лекции и живой речи. (2 ч.)

9.7.  Мастерство дискуссии. (2 ч.)

9.8.  Практические занятия по риторике, тренинги. (4 ч.)


Литература для педагога и обучающихся:

  1. Дьякова Р. А., Емельянов Б. В., Пасечный П. С. Основы экскурсоведения, М., Просвещение. 1985 г. Емельянов Б. В. Методика подготовки и проведения экскурсий, М., ЦРНБ Турист, 1980 г.
  2. Емельянов Б. В., Организация экскурсионной работы: методика, опыт, М., Профиздат, 1984 г.
  3. Илюхин М. М., Особенности и средства показа в экскурсии. Методические рекомендации, М., Турист,           1981 г.
  4. Музееведение. Музеи исторического профиля., М, Высшая школа, 1988г.
  5. Музеи на общественных началах. Методические рекомендации, М., 1980г.
  6. О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе ДО. Решение коллегии МО РФ \\ ж. Вестник детско-юношеского туризма в России, 1996 г. №3 с.8-13
  7. Родин А. Ф., Соколовский Ю. Е. Экскурсионная работа в музее по истории, М., Просвещение, 1965г., 1974г.
  8. Самсонов А. М., Сталинградская битва, М., 1968, 1989г.
  9. Сичинава В. А. Экскурсионная работа: Из опыта: Пособие для учителей М.:Просвещение, 1987 г.
  10.  Туристско-краеведческие кружки в школе: Методические указания для руководителей \ И. А. Верба, Я. П. Галкин, А. П. Радищев и др.; Под. Ред. В. В. Титова.- М.: Просвещение, 1988г.
  11. Ханин М. И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и убедительно говорить: Учебное пособие. — СП б.: Паритет, 2002г.
  12. Черникова Т. В. Развитие познавательных возможностей старшеклассников в группах общения, Волгоград, 1994г.
  13. Школьный музей. Сборник документов, М., 1987г. Методические рекомендации по учету и хранению фондов общественных музеев г. Волгограда и области, Волгоград, 1987г.
  14. ЮреневаТ. Ю. Музееведение: учебник для высшей школы. -  М.: Академический Проект, 2003.
  15. Ямбург Б. А. Воспитание историей. — М.: Знание, 1989 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...