Из опыта работы тренера-преподавателя отделения дзюдо ДЮСШ Шпаковского района
статья на тему
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
тренера - преподавателя Волобуева В.В.
«Мой тренерский подход к работе с детьми и молодежью»
Моя цель как педагога, как тренера: - это не только спортивные достижения спортсмена, но и воспитание всесторонне развитого, образованного человека, способного к использованию культурного достояния общества и саморазвитию.
Деятельность реализуется в двух функциях.
Во-первых, передача подрастающему поколению накопленную человечеством культуру в виде определенных знаний, навыков, привычек, умений в области физической культуры и спорта. Иначе говоря, добиться правильного поведения спортсмена и совершенствования его спортивных результатов.
Во-вторых, воспитание в спортсмене его собственного индивидуального своеобразия. Это означает, что тренер не должен выступать инструментом подавляющей системы воздействия на формирование личности.
Очень важный момент в моей деятельности это формирование мотиваций для занятий дзюдо. Как решается эта проблема. Для чего провожу тренировочные занятия в форме игры, соревнований. Привлекаю для тренировочных занятий старших, подготовленных ребят. Провожу открытые занятия для родителей, беседы, предлагаю участвовать в тренировке вместе со своим ребенком, т.к заинтересованность родителей является важным фактором систематического посещения ребенком занятий.
Часто на начальных этапах подготовки главной мотивацией для ребенка является не тренировочное занятие, а возможность находиться в коллективе спортсменов. Для поддержания интереса юных спортсменов проводим спортивные праздники с участием родителей, совместные выезды на природу (в лес, к водоёму) и т.п.
На протяжение 8 лет традиционно организую совместно с родительским комитетом выезд на учебно –тренировочные сборы в горы пос. Архыз КЧР, на море г. Анапа где дети имеют возможность тренироваться, отдыхать, общаться. Такие поездки способствуют сплочению детского коллектива, сохранению контингента учащихся. Поездки организуются по разновозрастному принципу, с целью преемственности между группами начальной подготовки, учебно – тренировочными группами, группами спортивного совершенствования и группами высшего спортивного мастерства. Являюсь начальником летнего спортивно – оздоровительного лагеря «Спартанец» на базе МБУ ДО ДЮСШ Шпаковского района.
Важным моментом в воспитании спортсмена является участие в соревнованиях, в которых ребенок имеет возможность оценить свои силы, применить свои знания и навыки, приобретенные на тренировках.
Участие в соревнованиях дает возможность тренеру определить уровень подготовленности спортсмена, способствует выбору правильного направления в применении средств специальной подготовки. Специальная подготовка в непосредственной методической связи с соревнованиями на определенных этапах становится соревновательной подготовкой. Она способствует лучшему решению задач тактической и морально – волевой подготовки занимающихся.
Участие в соревнованиях является действенным средством повышения спортивного мастерства. Однако необходимо помнить, что частые старты утомляют нервную систему, у спортсмена пропадает желание состязаться. Поэтому планирую соревновательную подготовку в интересах всего тренировочного процесса с нацеливанием на основное соревнование сезона.
Для сохранения контингента учащихся, превращение их в людей, владеющих настоящей физической культурой на всю жизнь и, наконец, если это будет возможным, чтобы добиться в процессе такой деятельности высокого спортивного результата, необходимо, чтобы каждый учащийся был теоретически подготовленным, с тем, чтобы самостоятельно, без понуканий, грамотно соблюдать все каноны физической культуры и спорта.
Считаю необходимым, помимо учебно – тренировочной работы, проводить неустанную по воспитанию социального поведения своих воспитанников. Для эффективного социального воспитания человека надо дать не только знания о социальных этических нормах, но и приучить выполнять их без общественного контроля.
На начальном этапе подготовки уделяю больше внимания морально – этическому разделу психологической подготовки. Особое внимание уделяется:
- отвлечению ребят от «тусовок»;
- обеспечению устойчивости против влияния распространителей наркотиков;
- внушению необходимости корректного поведения в школе и в обществе;
- приучению к соблюдению порядка;
- отношению к старшим.
Важным моментом воспитательной работы является контакт с семьей, классным руководителем, учителем физкультуры в школе. Хорошие отношения с учителем физкультуры в дальнейшем положительно повлияют на весь процесс подготовки юных спортсменов.
Я всегда сам провожу набор в секцию дзюдо (10 – 12 лет). Записываю всех желающих, так как считаю, что нельзя осуществлять «отбор» в секцию, поскольку в коллективе должно быть как можно больше спарринг – партнеров, и не все они должны быть чемпионами. Наоборот, в каждой секции должны быть чемпионы, спарринг – партнеры для чемпионов, судьи, болельщики. Только тогда это будет здоровый коллектив. Прозанимавшись у меня в среднем 8 – 10 и более лет, ребята становятся мастерами спорта, призерами первенств Европы и всероссийских соревнований.
Любое педагогическое воздействие требует организации педагогического контроля с целью отслеживания степени эффективности педагогического (психологического) воздействия и введения соответствующих корректив в ход подготовки.
Более удобным в интересах спортивной борьбы для меня является использование педагогических наблюдений за ходом соревновательных поединков.
Использование инновационных подходов в проблеме периодизации спортивных нагрузок позволяют сберечь силы спортсмена за счет совершенствования технико – тактического мастерства и за счет учета всех биологических условий существования организма.
Эффективность нашей системы подготовки обеспечивается органическим сочетанием учебно-тренировочных занятий, выполнением самостоятельных заданий, оптимальным соотношением тренировочных нагрузок и отдыха, планомерностью осуществления профилактико-восстановительных мероприятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы тренера-преподавателя Сучковой О.А. на 2016-2020гг.
Как я планирую свою работы на 5 лет вперед в ракурсе присвоения мне 1 квалификационной категории....
Перспективный план работы тренера-преподавателя Сучковой О.А. на 2016-2020гг.
Расширенный перспективный план на 2016-2020гг....
Из опыта работы тренера преподавателя
Советы для начинающего тренера по футболу...
Семинар для тренеров-преподавателей по лыжным гонкам ДЮСШ "Факел
Доклад построение процесса спортивной подготовки....
статья: Особенности работы тренера-преподавателя по лёгкой атлетике с группами 1-3 года обучения, с учетом оздоровительной направленности.
В статье рассмотрены основные моменты сохранения и укрепления здоровья в работе тренера-преподавателя по легкой атлетике при подготовке юных легкоатлетов,...
Учебно-тематический план работы тренера-преподавателя Сиротенко Марины Сергеевны, МБОУ СОШ №4 по теме «Современный урок иностранного языка. Системно-деятельностный подход в образовательном процессе»
Цель: повышение профессиональной компетенции учителей английского языка образовательных организаций автономного округа для улучшения качества преподавания английского языка и уровня подготовки обучающ...
План воспитательной работы тренера-преподавателя
План воспитательной работы...