Рабочая программа "Театра-студии "Каламбур"
рабочая программа на тему
Театральная студия – это дом, где найдется место и дело по душе любому ребенку и подростку. Театр – это, с одной стороны, универсальное искусство, где конечный результат, произведение, создается трудами различных художников: драматургов, артистов, режиссеров, композиторов, живописцев. С другой стороны, только совместные усилия людей разных профессий, их коллективный труд могут воплотить в жизнь чудо театрального спектакля. Не случайно так велик интерес и детей, и взрослых и к театру, и к студийной деятельности. Не только просмотр спектаклей в профессиональном театре, но и желание самому воплотить на сцене образ другого человека, выйти на театральные подмостки, поучаствовать в создании спектакля – желание прикоснуться к миру театра – знакомо, наверное, каждому.
Данная программа включает в себя программы трех объединений, составляющих студию:
«Актерское мастерство – тренинг»
«Актерское мастерство – репетиции»
«Сценография и техника сцены»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3._programma_teatra-studii1.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Театр. Театр – вечно юный и добрый, загадочный и неповторимый.
Театр в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, единственность человеческой личности, независимо от того, где эта личность находится – на сцене или в зале.
Осмыслить мир, увязывая прошлое, настоящее и будущее в целостный опыт человечества и каждого человека, установить закономерности бытия и предвидеть грядущее, ответить на вечные вопросы: “Кто мы?”, “Зачем и для чего живем на Земле?” – всегда пытался театр.
Драматург, режиссер, актер говорят зрителю со сцены: “Вот как мы это ощущаем, как чувствуем, как мыслим. Объединись с нами, воспринимай, думай, сопереживай – и ты поймешь, что такое на самом деле жизнь, которая окружает тебя, что ты есть на самом деле и каким ты можешь и должен стать”.
С античных времен человечество использовало театр и формы театрального действа в целях образования и развития личности и воспитания общественного сознания. Более того, эти формы использовались для передачи знаний и опыта человечества еще в те времена, когда театра, как обособленного института, не существовало вовсе. Дети принимали участие в древних обрядах, посвященных богам плодородия, света и тепла, и так приобщались к культуре своего народа.
История театра, где играют дети, непрерывна. Но в ней есть особенно яркие взлеты. Они всегда приходятся на переломные эпохи, на то время, когда становится особенно важным реализовать две взаимообусловленные идеи. Первая заключается в том, чтобы передать молодому поколению культурные ценности прошлого в наиболее яркой, незабываемой форме, передать так, чтобы они вошли в плоть и кровь, стали личностно значимыми. Вторая идея заключается в воспитании поколения свободных творцов, способных генерировать принципиально новые идеи. Одно без другого, как показывает исторический опыт, невозможно.
Особенное развитие детское театральное творчество получает в Западной Европе в эпоху Средневековья, откуда на рубеже 15-16 века попадает сначала на Украину, а затем в Россию. Школьный театр включается в учебные планы всех образовательных учреждений, сперва духовных, а затем и светских. Он играет огромную роль в воспитании молодого поколения.
История приобщения детей к искусству театра в России начинается с 17 века, так же, как и вся история Русского театрального искусства, поскольку в первых придворных театрах при царях Алексее Михайловиче и Петре Алексеевиче играли дети, подростки. История становления Русского профессионального театра тесно связана также с историей школьных театров, возникших в первых высших учебных заведениях России: Славяно-греко-латинской и Медицинской Академиях и Шляхетском корпусе.
В современной педагогике возможности школьного театра трудно переоценить. Этот вид учебной деятельности широко и плодотворно использовался в школьной практике прошлых эпох, известен как жанр от Средневековья до Нового времени. Школьный театр способствовал решению целого ряда учебных задач: обучение живой разговорной речи; приобретение известной свободы в обращении; “приучение выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников”. Школьный театр был “театром пользы и дела и только попутно с этим - театром удовольствия и развлечения”.
В 20-х годах XVIII века возник школьный театр в Петербурге, в школе Феофана Прокоповича, который пишет о значении театра в школе с ее строгими правилами поведения и суровым режимом интерната: “Комедии услаждают молодых человек житие стужительное и заключению пленническому подобное”.
Таким образом, школьный театр как особая проблема имеет свою собственную историю в отечественной и зарубежной педагогической мысли и практике.
Театр может быть и уроком, и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и “другим”, перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Иными словами, театральная деятельность – путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.
Детство и юность нуждаются не только и не столько в модели театра, сколько в модели мира и жизни. Именно в «параметрах» такой модели способен молодой человек наиболее полно осознать и проверить себя как личность. Соединяя такие тонкие и сложнейшие явления, как театр и детство, необходимо стремиться к их гармонии. Сделать это можно, строя с детьми не «театр» и не «коллектив», а образ жизни, модель мира. В этом смысле задача школьного театра совпадает с идеей организации целостного образовательного пространства школы как культурного мира, в котором он, школьный театр, становясь художественно-эстетическим образовательным действом, проявляет свою неповторимость и глубину, красоту и парадоксальность.
Само собой разумеется, что полихудожественная театральная среда способствует развитию подрастающего поколения: театр приобщает детей к музыке, литературе, изобразительному искусству – ко всему богатству культуры. Но это не единственная сильная сторона театрального образования.
Может быть, гораздо важнее, что театр помогает социальной и психологической адаптации детей, их личностному росту. Театр – коллективное искусство. Он приучает ребенка к совместной продуктивной театральной деятельности. При этом театральная деятельность подразумевает не только актерское творчество, но и навыки самого разнообразного труда. Это и пошив костюмов, и разнообразные навыки, необходимые для изготовления реквизита и умения обращаться с электроаппаратурой, и навыки, необходимые для организационной и административной работы. Что же касается собственно театрального творчества, то здесь важно понимать, что оно развивает ребенка во всей его психофизической целостности. Обучение актерскому мастерству обеспечивает равномерные физические, интеллектуальные и духовные нагрузки, способствует формированию и физического и духовного здоровья. Таким образом, в театральной деятельности могут найти и реализовать себя дети, ориентированные на самые разные виды деятельности.
Во все времена театр использовали как мощнейшее средство психореабилитации и психокоррекции при работе с проблемными детьми. Не случайно актер и режиссер А. Брянцев совместно с известнейшими психологами и педагогами в труднейшие годы революционных потрясений и деформации общества использовал средства театра при работе с беспризорниками для возврата детей в социум. В двадцатые годы его опыт был широко распространен в детских приемниках и везде приносил заметные положительные результаты.
Таким образом, привлекая детей и подростков к театральному движению, мы решаем одну из острейших социальных проблем общества. Театральная работа требует максимальной отдачи сил и времени. Поэтому занятия в театре исключают возможность пребывания ребенка «на улице», а, следовательно, являются профилактикой антисоциального поведения.
Но для чего бы ни предназначались программы детского театрального образования, на что бы они ни были ориентированны, в них отмечаются одни и те же черты театрального искусства, позволяющие обращаться к нему, как к универсальной образовательной модели. Еще раз назовем эти черты.
- Театр – синтетический вид искусства. Знакомясь с языком театра, ребенок погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусства.
- Театр – коллективное творчество. Занимаясь театром, ребенок учится плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами, овладевает навыками коллективного творчества.
- Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра, понимаемые в самом широком смысле. Эти особенности делают театральное искусство особенно близким для детей, потому что игра и общение являются для младших школьников и подростков ведущей психологической деятельностью.
- Театр – искусство, обращенное к самым различным и самым широким социальным слоям. В процессе работы театр привлекает к сотрудничеству работников самых разных специальностей: плотников и художников, инженеров и электриков, администраторов и актеров. Поэтому детская театральная студия может объединить под своей крышей детей с самыми разными интересами и способностями, а плоды работы могут быть интересны широкому кругу юных и взрослых зрителей.
- Образовательная область и предмет изучения
Театральная студия – это дом, где найдется место и дело по душе любому ребенку и подростку. Театр – это, с одной стороны, универсальное искусство, где конечный результат, произведение, создается трудами различных художников: драматургов, артистов, режиссеров, композиторов, живописцев. С другой стороны, только совместные усилия людей разных профессий, их коллективный труд могут воплотить в жизнь чудо театрального спектакля. Не случайно так велик интерес и детей, и взрослых и к театру, и к студийной деятельности. Не только просмотр спектаклей в профессиональном театре, но и желание самому воплотить на сцене образ другого человека, выйти на театральные подмостки, поучаствовать в создании спектакля – желание прикоснуться к миру театра – знакомо, наверное, каждому.
Данная программа включает в себя программы трех объединений, составляющих студию:
«Актерское мастерство – тренинг»
«Актерское мастерство – репетиции»
«Сценография и техника сцены»
Из них два первых посвящены работе актера, а третье предполагает знакомство с театрально-техническими и театрально-художественными дисциплинами. Таким образом, в работе студии могут принимать участие не только дети со склонностями и желанием выступать на сцене, но и те, кто увлечен многими другими видами деятельности, которые могут найти свое применение в театре.
Работа со студийцами проводится по развивающим и обучающим программам, которые отличаются друг от друга, прежде всего основными целевыми установками и способами отслеживания результатов. Работа в развивающих программах оценивается по показателям сравнительного личностного роста: интеллектуального, эмоционального, социального, физического. Работа в обучающих программах оценивается по абсолютным критериям овладения предметом. Во всех группах проводятся занятия и по развивающим, и по обучающим программам, однако если в младшей группе преобладают развивающие программы, то для старших групп (а также внутри каждой группы по годам обучения) акцент постепенно смещается в сторону увеличения доли обучающих программ.
- Новизна, актуальность,
педагогическая целесообразность курса
При разработке данной программы учитывался опыт аналогичных образовательных объединений и театральных студий. В ее основе лежит система обучения актерскому мастерству в высших театральных учебных заведениях, основы, которой были заложены К.С.Станиславским и развиты его учениками и последователями. Так же в программу включены элементы современных методик и тренингов, применяемых в различных странах. Принципиальным отличием программы является выделение театрально-технических и театрально-художественных дисциплин в отдельную часть программы, в отличие от более общепринятого обучения данным дисциплинам студийцев актерского направления в качестве спецкурсов.
Из актерских групп лишь две – средняя и старшая - ставят перед детьми и педагогами чисто актерские задачи, то есть создание и прокат спектаклей, участие в концертных программах, рассчитанных на зрителей. Первая ступень студии - младшая группа - вводит ребенка в мир театра, знакомит с его традициями, историей и жизнью. Объединение «Сценография и техника сцены» - это редкое в практике детских театральных студий направление: если обычно все внимание уделяется игре на сцене, то задачей данной группы является изучить и попробовать на практике все то, что творится за кулисами театра.
3. Цели и задачи образовательной программы
Цель программы:
- Создание условий для формирования творческой всесторонне развитой личности средствами театральной педагогики.
Задачи:
- Создание творческого, работоспособного разновозрастного конкурентоспособного художественного коллектива единомышленников.
- Формирование нового поколения творческой интеллигенции.
- Максимальное раскрытие творческих возможностей, гармонизация процессов роста.
- Активизация познавательных интересов, расширение горизонтов познания.
- Приобщение к культуре своего народа, к музыке, литературе, изобразительному искусству – ко всему богатству культуры.
- Передача молодому поколению культурных ценностей.
- Обучение ораторскому искусству и выступлению перед обществом в качестве ораторов.
- Психореабилитации и психокоррекции при работе с проблемными детьми.
- Способность работать без посторонней помощи, испытывать потребность в самостоятельной творческой деятельности.
- Приобретение профессиональных актерских навыков.
- Приобретение навыков педагогической работы.
- Расширение общекультурных знаний, знакомство с особыми эстетическими категориями.
- Развитие речи, фантазии, воображения.
- Развитие эмоциональной сферы детей.
- Привлечение школьников к разновозрастному сотрудничеству на основе общего коллективного творчества.
4. Концептуальные подходы.
Занятие театральным искусством включает в работу физический, эмоциональный и интеллектуальный аппарат человека, театр обращается к ребенку, как к целостной личности. Благодаря этому занятия театром эффективно помогают восстановить утраченный баланс, помогают активизировать затрудненные процессы общения, сделать их радостными и плодотворными.
- Возраст детей, участвующих в реализации программы;
Данная программа предлагается для детей в возрасте от 7 до 18 лет и рассчитана на три возрастные группы, в каждой группе ребенок может заниматься в течение трех лет:
- Младшая - дети 9-10 лет (3-4 класс общеобразовательной школы);
- Средняя – дети 10 – 14 лет (5 – 9 класс);
- Старшая - дети 14 - 18 лет (9-11 класс);
То есть, В театре-студии «Каламбур» три ступени обучения:
- первая ступень, дети 9 – 10 лет;
- вторая ступень, дети 10 – 14 лет;
- третья ступень, дети 14 – 18 лет;
Кроме того, при театре-студии действует группа «Эксперимент», в которую входят выпускники студии и молодежь.
- Продолжительность реализации программы, этапы
Программа предполагает переход ребенка в следующую более старшую группу. При желании новый ребенок может быть принят в группу, соответствующую его возрасту, если после испытательного срока проявит знания, умения и навыки, соответствующие данному году обучения.
Особенностью подобных групп является, с одной стороны, относительная возрастная близость занимающихся в них детей, что позволяет использовать в работе с каждой группой методы, наиболее эффективные и приемлемые в данном возрасте. С другой стороны, интегрирование в одной группе детей разного возраста и уровня развития позволяет осуществлять развитие и воспитание не только за счет педагогической работы, но и за счет процесса межвозрастного общения детей.
Несмотря на то, что каждая группа имеет свои собственные задачи и направления деятельности, взаимное общение между группами происходит как во время повседневных занятий, так и во время внутристудийных мероприятий и совместных работ. Старшие, более опытные учащиеся привлекаются к занятиям с младшими в качестве партнеров и педагогов.
Работа со студийцами проводится по развивающим и обучающим программам, которые отличаются друг от друга, прежде всего основными целевыми установками и способами отслеживания результатов. Работа в развивающих программах оценивается по показателям сравнительного личностного роста: интеллектуального, эмоционального, социального, физического. Работа в обучающих программах оценивается по абсолютным критериям овладения предметом. Во всех группах проводятся занятия и по развивающим, и по обучающим программам, однако если в младшей группе преобладают развивающие программы, то для старшей группы (а также внутри каждой группы по годам обучения) акцент постепенно смещается в сторону увеличения доли обучающих программ.
Два основных направления работы студии – занятия по актерскому тренингу и репетиции и прокат спектаклей – в течение года распределяются неравномерно, то есть в отдельные периоды времени группы занимаются только тренингом, или сочетают эти занятия с репетициями, или все время посвящается репетициям спектакля или концерта. В подготовке и прокате спектаклей и концертов группы могут участвовать как по отдельности, так и объединенным коллективом.
МЛАДШАЯ ГРУППА
Основной целью работы с детьми данной группы является следующие:
- помощь ребенку в процессе самопознания и саморазвития, активизация его познавательных интересов;
Преобладающими задачами на данной ступени являются следующие:
Воспитательные:
- Воспитание культурного зрителя, понимающего и любящего театр.
- Адаптация ребенка в коллективе.
Развивающие:
- Развитие личностных и творческих способностей детей;
- Снятие внутренних зажимов;
Образовательные:
- Знакомство детей с миром театрального искусства.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Основной целью работы с детьми средней группы является следующие:
- раскрытие творческой индивидуальности ребенка;
Преобладающими задачами на данной ступени являются следующие:
Развивающие:
- Развитие творческих способностей детей;
- Снятие внутренних зажимов.
Образовательные:
- Ознакомление с основными компонентами профессии актера.
Воспитательные:
- Воспитание культуры общения в коллективе, внимательного и ответственного отношения к работе;
- Воспитание зрительской культуры.
СТАРШАЯ ГРУППА
В данной группе занимаются самые старшие студийцы, учащиеся 10-11 классов. В этом возрасте особое значение приобретает дальнейшая профессиональная ориентация учащихся. Театральная студия не ставит своей целью подготовку к поступлению в театральные ВУЗы, но дает подросткам возможность познакомиться с профессией актера, получить теоретическую и практическую подготовку и достаточный творческий опыт, который в дальнейшем позволит им работать в любительском театре на высоком уровне, продолжить образование в высшем учебном заведении или использовать полученные знания и навыки в рамках других профессий. Также старшие студийцы привлекаются к работе с более младшими, что позволяет им приобрести опыт педагогической работы. Поэтому основной целью работы с подростками данной группы является следующая:
- организация коллективной и индивидуальной творческой работы.
Преобладающими задачами на данной ступени являются следующие:
Развивающие:
- Развитие и реализация творческих способностей подростков;
- Снятие внутренних зажимов.
Образовательные:
- Приобретение профессиональных актерских навыков;
- Приобретение навыков педагогической работы;
- Подготовить новое поколение педагогов и других творческих работников театра-студии «Каламбур».
Воспитательные:
- Воспитание культуры общения в коллективе, внимательного и ответственного отношения к работе;
- Воспитание ответственного отношения к работе с младшими студийцами;
- Воспитание зрительской культуры.
- Способствовать формированию нового поколения творческой интеллигенции.
- Методика и организация обучения.
В основе занятий лежат принципы обучения актеров в театральных ВУЗах, однако все они адаптированы для применения в работе с детьми и подростками: максимальное количество времени отводится на практические занятия, то есть освоение материала происходит в процессе решения учащимися увлекательных творческих задач.
Театр-студия «Каламбур» свою работу со студийцами делит на два больших этапа:
- первый этап – работа по развивающим программам;
- второй этап – работа по обучающим программам.
Развивающие и обучающие программы отличаются друг от друга, прежде всего основными целевыми установками и способами отслеживания результатов, а не содержанием программы. В работе по развивающим программам во главу угла ставятся задачи личностного развития студийца, и предмет обучения рассматривается, прежде всего, как средство личностного развития. В работе по обучающим программам во главу угла ставится сам предмет обучения. Работа в развивающих программах оценивается по показателям сравнительного личностного роста: интеллектуального, эмоционального, социального, физического. Работа в обучающих программах оценивается по абсолютным критериям овладения предметом.
По развивающим программам в театре-студии «Каламбур», в основном, работают младшие студийцы 7 – 10 лет. По обучающим программам – средние и старшие, начиная с 10 – 18-летних. Однако не следует придерживаться строгих формальных рамок. Переход с одного вида программы на другие определяется, прежде всего, готовностью группы. Одни дети могут оказаться готовыми к работе по обучающим программам в 11 лет, а другие созревают только к 13, а то и к 14 годам. Процесс созревания зависит от множества объективных причин: индивидуальные особенности физического роста, социокультурные условия, окружавшие ребенка, длительность его занятий в студии и т.д.
Студия работает на школьной площадке. Однако это не значит, что в студию могут поступить только ученики данного учебного заведения, где базируется студийная работа. Студия набирает детей по конкурсу, но принцип отбора на первом и втором этапе обучения разный. Набирая детей в младшую группу, нет стремления, выявить «профессиональные» возможности. Интересует главным образом способность учеников и их родителей к сотрудничеству и сотворчеству, интерес к театральному обучению.
Группы младшей студии могут пополняться новыми учениками на всем протяжении обучения. При распределении вновь поступивших детей по группам, учитывается не только их возраст, но и их индивидуальные особенности. Поэтому в конкретных учебных группах собираются разные по возрасту дети, способные к взаимному сотрудничеству.
В среднюю и старшую группы, в основном, принимаются ребята, прошедшие первый этап обучения. Однако это не исключает возможность поступления в старшую группу ребят, ранее не занимавшихся в театре-студии «Каламбур». В таком случае отбор производится с учетом творческих способностей подготовленности ребенка.
В ситуации такого сложного дифференцированного подхода к набору и обучению возникает необходимость в делении одной возрастной творческой группы на подгруппы при преподавании ряда дисциплин, (такие подгруппы состоят из 9 – 10 человек), в ряде случаев, когда этого требуют особенности творческого процесса, занятия проводятся в малых группах (по 3 – 5 человек). Ряд дисциплин предполагает необходимость индивидуальных занятий.
Дети объединяются в основные учебные и творческие группы по 12 – 15 человек. Основная форма проведения занятий с младшими студийцами – игра. Диалоговые формы работы используются с самого начала. С течением времени (по мере взросления группы) диалоговые и игровые формы уравновешиваются в уроке.
На уроках используются различные виды тренингов: спортивных, дыхательных, психологических. С подростками – этюдные и репетиционные формы работы. Кроме того, в студии организуются прогулки, видеопросмотры, экскурсии и посещения спектаклей.
Два раза в год организуются открытые уроки.
Внеклассной работой обусловлена необходимость в расписании наличия скользящих часов. Поскольку внеклассные формы занятий являются обязательными и программными, они входят в сетку часов, но распределяются не равномерно и рассчитываются исходя их месячной, четвертной, полугодовой, а в некоторых случаях и годовой нагрузки. Это касается работы всех возрастных групп.
Младшая группа.
Ведущей деятельностью для детей данного возраста является игра, поэтому все дисциплины даются в занимательной игровой форме. На каждый год обучения выбирается ведущая тема и литературный материал, через погружение в которые дети обращаются к различным предметам и дисциплинам.
Продолжительность обучения в первой ступени (младшей) может длиться от двух до четырех лет.
Группы первого года обучения имеют минимальную временную нагрузку, затем она постепенно увеличиваются. В первый год занятий основная часть усилий направляется на создание работоспособного творческого коллектива.
На первом этапе, рассчитанном на три года обучения, детям предлагаются дисциплины по следующим направлениям:
- Введение в мир театра (обучающие занятия).
- Посещение спектаклей;
- История театра;
- Развитие творческих способностей (развивающие занятия).
- Театральная игра;
- Ритмопластика;
- Творчество;
- Сценическая речь.
В этот год основная задача – помочь детям снять приобретенные зажимы, разбудить их познавательный интерес, помочь им сформировать собственное отношение к занятиям, выработать навыки работы в группе и главное – научить их получать удовольствие от собственной работы и работы товарищей.
На данном этапе программа является в основном развивающей, и поэтому не предполагает зачетно-экзаменационной системы контроля за результатами. Главный показатель – это личностный рост каждого отдельного члена группы, что выявляется благодаря наблюдениям педагогов, работающих с детьми, а также превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.
Успехи, достигнутые учениками на занятиях по развивающим дисциплинам, демонстрируются педагогам, родителям и остальным ученикам театральной студии на открытых уроках. Контроль за знаниями и умениями, полученными в ходе обучающих занятий, проводится в форме открытых уроков.
Средняя группа.
Средняя группа – важнейший этап обучения в студии, когда дети от игровых форм обучения постепенно переходят к все более серьезным занятиям. На этом этапе во многом определяется, будут ли они стремиться к более углубленному изучению театра. Интенсивность занятий по сравнению с младшей группой резко возрастает, как и требования к обучающимся. В процессе репетиций и проката спектаклей им приходится решать все более сложные сценические задачи, к чему их и должен подготовить комплекс предметов тренинга.
На этом этапе детям предлагаются дисциплины по следующим направлениям:
- Развитие творческих способностей (развивающие занятия).
- Актерский тренинг;
- Сценическое движение;
- Сценическая речь;
- Познание мира театра (обучающие занятия).
- Посещение спектаклей
На данном этапе программа является и развивающей, и обучающей. Главный результат работы и детей, и педагогов – это спектакли и концерты, которые проходят на публике. Кроме того, успехи, достигнутые учениками на занятиях по развивающим дисциплинам, демонстрируются педагогам, родителям и остальным ученикам театральной студии на творческих показах и класс-концертах. Контроль за знаниями и умениями, полученными в ходе обучающих занятий, проводится в форме открытых уроков и коллоквиумов. При этом учитывается не столько успеваемость, сколько личный рост каждого отдельного ребенка.
Продолжительность обучения во второй ступени (средней) может длиться до четырех лет.
Старшая группа.
В данной программе речь идет о самых старших студийцах, учащихся 10-11 классов. В этом возрасте особое значение приобретает дальнейшая профессиональная ориентация учащихся. Театральная студия не ставит своей целью подготовку к поступлению в театральные ВУЗы, но дает подросткам возможность познакомиться с профессией актера, получить теоретическую и практическую подготовку и достаточный творческий опыт, который в дальнейшем позволит им работать в любительском театре на высоком уровне, продолжить образование в высшем учебном заведении или использовать полученные знания и навыки в рамках других профессий. Также старшие студийцы привлекаются к работе с более младшими, что позволяет им приобрести опыт педагогической работы.
На этом этапе подросткам предлагаются дисциплины по следующим направлениям:
- Развитие творческих способностей (развивающие занятия).
- Актерский тренинг;
- Сценическое движение;
- Сценическая речь;
- Сценический бой.
- Изучение мира театра (обучающие занятия).
- Посещение спектаклей.
- История про театр.
Продолжительность обучения в третьей ступени (старшей) может длиться до четырех лет.
Наибольшее допустимое количество студийцев в основной творческой учебной старшей группе – 20 человек.
Занятия в старшей группе проходят в самых разнообразных формах. Это лекции, семинары, тренинги, репетиции, индивидуальные занятия, занятия малыми группами (по 3 – 5 человек), сотрудничество в совместной продуктивной деятельности студийцев разных групп. Старшая группа работает по обучающим программам с модульной системой и по индивидуальным учебным планам. К модулям относятся факультативные занятия, индивидуальные консультации, спецкурсы. Для занятий по модульным программам могут создаваться группы, в которые входят студийцы из разных основных учебных творческих групп. Здесь возможны также занятия по текущему графику.
Кроме того, возможно ведение практикумов и спецкурсов по таким дисциплинам, как:
- грим;
- костюм;
- танец;
- вокал;
- арттерапия;
- тъютерство;
- драматургия;
- театрально-декоративное искусство.
Для преподавания этих курсов могут привлекаться другие педагоги со своими программными разработками.
Вся работа старшей студии строится вокруг целостного художественного произведения: спектакля, концерта, шоу, творческого вечера, праздника. В процессе этой работы педагоги и старшие студийцы выступают в качестве партнеров (более или менее опытных). Здесь используется принцип работы творческой мастерской, а не урочно-классная система.
На данном этапе программа является и обучающей, и развивающей. Главный результат – это спектакли и концерты, прокат уже готовых и создание новых. Контроль за знаниями и умениями, полученными в ходе обучающих занятий, проводится в форме зачетов и показов.
Данная программа включает в себя программы трех объединений, составляющих студию:
«Актерское мастерство – тренинг»
«Актерское мастерство – репетиции»
«Сценография и техника сцены»
Из них два первых посвящены работе актера, а третье предполагает знакомство с театрально-техническими и театрально-художественными дисциплинами.
Программа объединения "Стенография и техника сцены" находится в процессе развития и запущена в работу только частично.
Программа объединения «Актерское мастерство – тренинг»
Комплекс дисциплин, входящий в данное объединение, призван подготовить ребенка к полноценному выступлению в спектакле или концерте. Кроме того, он нацелен на развитие личностных характеристик ребенка, его творческих способностей.
Результаты, достигаемые учащимися на занятиях, демонстрируются ими как во время контрольных уроков и класс-концертов по каждому предмету, так и в процессе работы в объединении «Актерское мастерство – репетиции», то есть при создании и исполнении спектакля.
МЛАДШАЯ ГРУППА
Основной целью работы с детьми данной группы является следующие:
- помощь ребенку в процессе самопознания и саморазвития, активизация его познавательных интересов;
Преобладающими задачами на данной ступени являются следующие:
Воспитательные:
- Воспитание культурного зрителя, понимающего и любящего театр.
- Адаптация ребенка в коллективе.
Развивающие:
- Развитие личностных и творческих способностей детей;
- Снятие внутренних зажимов;
Образовательные:
- Знакомство детей с миром театрального искусства.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Основной целью работы с детьми данной группы является следующие:
- раскрытие творческой индивидуальности ребенка;
Преобладающими задачами на данной ступени являются следующие:
Развивающие:
- Развитие творческих способностей детей;
- Снятие внутренних зажимов.
Образовательные:
- Ознакомление с основными компонентами профессии актера.
Воспитательные:
- Воспитание культуры общения в коллективе, внимательного и ответственного отношения к работе;
- Воспитание зрительской культуры.
СТАРШАЯ ГРУППА
Основной целью работы с подростками данной группы является следующая:
- организация коллективной и индивидуальной творческой работы.
Преобладающими задачами на данной ступени являются следующие:
Развивающие:
- Развитие и реализация творческих способностей подростков;
- Снятие внутренних зажимов.
Образовательные:
- Приобретение профессиональных актерских навыков;
- Приобретение навыков педагогической работы;
Воспитательные:
- Воспитание культуры общения в коллективе, внимательного и ответственного отношения к работе;
- Воспитание ответственного отношения к работе с младшими студийцами;
- Воспитание зрительской культуры.
Программа объединения «Актерское мастерство – репетиции»
Данная программа предполагает обучение студийцев полному циклу работы над спектаклем от исходного материала (пьеса, инсценировка, сценарий и т.д.) до конечного результата – целостного театрального выступления (спектакль, концерт и т.д.).
С самого начала дети приучаются работать в присутствии зрителя, в качестве которого может выступать педагог, другие учащиеся данной группы, прочие студийцы или любой посторонний человек. Возможность в течение одного занятия находиться поочередно и на сцене, и в зрительном зале приучает детей к внимательному и ответственному отношению к работе своей и своих товарищей.
Цель программы – посредством различных форм театральных выступлений сформировать личностные установки обучающихся, их умение выражать себя через образ.
Задачи программы:
Образовательные:
- Дать знания основных правил поведения на сцене во время репетиции;
- Дать знания правил действий во время выступлений.
- Дать знания основных правил работы с партнером, реквизитом, сценической установкой.
- Приобретение профессиональных актерских навыков;
Развивающие:
- Развитие и реализация творческих способностей детей и подростков;
- Развитие навыка запоминания отрывков текста, пластических отрывков;
- Развитие навыка фиксации ключевых мизансцен;
- Приучение самостоятельно или с помощью старших студийцев готовиться к выступлению.
Воспитательные:
- Снятие внутренних зажимов.
- Воспитание культуры общения в коллективе;
- Воспитание ответственного отношения к работе над спектаклем.
Программа объединения «Сценография и техника сцены».
Специфика работы этой группы требует особого внимания к практическим вопросам: виды и устройство театрального оборудования, технические и художественные приемы и навыки проектирования, разработки и работы с театральным оборудованием, разработка и изготовление в условиях театра-студии декорации, оборудования, реквизита и сцентехники для текущих спектаклей. Курс рассчитан на ознакомление всех студийцев с основами большинства специальностей ХПЧ, с последующим разделением, в зависимости от склонностей и способностей студентов на группы по специальностям. Курс должен помочь развить латентные способности, которые, даже если студийцы и не свяжут свою жизнь с театром, могут быть полезны в дальнейшей жизни.
Целью данного курса является:
- привлечение к деятельности в театральной студии детей и подростков, которые по различным причинам не участвуют в собственно сценическо-игровой деятельности театральной студии;
- ознакомление участников театра-студии с основами работы художественно-постановочной части, как важной частью процесса жизнедеятельности театра;
- подготовка участников группы как полноценной художественно-постановочной части театра-студии.
Преобладающими задачами для этой группы являются следующие:
Образовательные:
- Познакомить студийцев с историей развития, основными видами работ, выполняемых художественно-постановочной частью театра, с работой административной части;
- Дать знания об основных механизмах и оборудовании сцены, видах и материалах декораций;
- Дать знания по истории театра и сценографии.
Развивающие:
- Развить творческие способности подростков;
- Привить навыки по созданию материального оформления спектакля;
- Привить навыки работы с материалами и техникой.
Воспитательные:
- Воспитать культуру общения в коллективе, внимательное и ответственное отношение к работе;
- Воспитать зрительскую культуру.
- Формы подведения итогов. Механизм оценки получаемых знаний.
Главный результат работы и детей, и педагогов – это спектакли и концерты, которые проходят на публике. Кроме того, успехи, достигнутые учениками на занятиях по развивающим дисциплинам, демонстрируются педагогам, родителям и остальным ученикам театральной студии на творческих показах и класс-концертах. Контроль за знаниями и умениями, полученными в ходе обучающих занятий, проводится в форме открытых уроков и коллоквиумов. При этом учитывается не столько успеваемость, сколько личный рост каждого отдельного ребенка.
- Количество детей в группах.
В младшей группе должны заниматься не более 10 человек, так как это позволяет педагогу уделить достаточно внимания каждому ребенку, что особенно необходимо в младшем возрасте. В средней группе может заниматься до 15 человек: такое количество детей оптимально как для проведения занятий, так и для организации спектаклей и концертов. В старшей группе количество занимающихся не должно превышать 10-12 человек, так как ориентация на предпрофессиональную подготовку требует особого внимания педагогов к работе подростков.
- Перспективы развития студии
Театральная студия – живой организм, находящийся в постоянном развитии и поиске. Данная программа соотнесена с имеющимся опытом работы и многими условиями – наличием кадров, материальным обеспечением. В перспективе при возникновении соответствующих условий желательно было бы введение преподавания вокала и более углубленного изучения истории театра и танца.
Дальнейшее введение программы объединения «Сценография и техника сцены».
Для успешного осуществления всей комплексной интегративной программы театра-студии «Каламбур» в штате необходимы не только педагогические, но и иные кадровые единицы
Кроме того, в будущем возможно создание на базе театральной студии любительского театра, труппу которого составили бы выпускники студии.
- Требование к уровню подготовки обучающихся
Должны знать:
- структуру и содержание предстоящего выступления;
- основные правила работы с партнером, реквизитом, сценической установкой.
- структуру и содержание предстоящего выступления;
- правила поведения за кулисами во время выступления;
Должны уметь:
- сосредоточенно и интенсивно работать в течение всего времени репетиций;
- самостоятельно устранять внутренние помехи и зажимы на пути к созданию и воплощению образа;
Должны иметь навыки:
- запоминать отрывки текста, пластические отрывки;
- фиксировать ключевые мизансцены;
- фиксировать мизансценический рисунок роли;
- самостоятельно готовиться к выступлению.
- включать в работу весь психофизический аппарат.
- Информационное обеспечение программы
- Образовательные программы.
Театр-студия «Каламбур» работает как по собственным, так и по авторским (утвержденным) программам:
- «Уроки сказок». Программа занятий по творческому развитию детей. Ростов-на-Дону, 2009.
- М. Кипнис «Драмотерапия», М., «Ось-89», 2002.
- В. И. Немирович-Данченко «Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки. 1877-1942», М. ВТО 1980.
- С. В. Клубков «Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг». М. Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» № 6(46) 2001.
- Сборник «Театр, где играют дети». М. «Владос» 2001.
- Греф А. Театр кукол. М.: Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» №3 2003.
- Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматиза-циям // Театр и образование: Сб. научных трудов. - М. 1992.
- Учебно-методическое пособие для рук-лей детских театральных коллективов, под ред. А.Б. Никитиной, М..,2001 год
- Программа четырехлетнего курса обучения подростков в театральных классах и школьных студиях, Москва «Просвещение» ,1995 год
- Ершов П. М. Технология актерского искусства.—- 2-е изд.—М.: РОУ, 1992.
- Ершова А. П., Букатов В. М. Актерская грамота — подросткам.— М., 1994.
- Ершова А. П., Б у к а т о в В. М. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы.— М.: АКМЭ, 1995.
- Татр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей театральных коллективов. Под ред. А.Б. Никитиной. – Москва, 2001.
- Гиппиус С. Гимнастика чувств. – М., 2007.
- Ершова А. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1990.
- Колчеев Ю., Колчеева Н. Театрализованные игры в школе. – М., 2000.
- Козлянинова И. Сценическая речь. – М., 1995.
- Кутенкова А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации. (1-9 классы). Волгоград.: Учитель – 2009.
- Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Волгоград.: Учитель – 2009.
- Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла. Волгоград.: Учитель – 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...