Рабочая программа "Театра-студии "Каламбур"
рабочая программа на тему

Скловская Елена Евгеньевна

Театральная студия – это дом, где найдется место и дело по душе любому ребенку и подростку. Театр – это, с одной стороны, универсальное искусство, где конечный результат, произведение, создается трудами различных художников: драматургов, артистов, режиссеров,  композиторов, живописцев. С другой стороны, только совместные усилия людей разных профессий, их коллективный труд могут воплотить в жизнь чудо театрального спектакля. Не случайно так велик интерес и детей, и взрослых и к театру, и к студийной деятельности. Не только просмотр спектаклей в профессиональном театре, но и желание самому воплотить на сцене образ другого человека, выйти на театральные подмостки, поучаствовать в создании спектакля – желание прикоснуться к миру театра – знакомо, наверное, каждому.

Данная программа включает в себя программы трех объединений, составляющих студию:

«Актерское мастерство – тренинг»

«Актерское мастерство – репетиции»

«Сценография и техника сцены»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3._programma_teatra-studii1.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Театр. Театр – вечно юный и добрый, загадочный и неповторимый.

Театр в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, единственность человеческой личности, независимо от того, где эта личность находится – на сцене или в зале.

Осмыслить мир, увязывая прошлое, настоящее и будущее в целостный опыт человечества и каждого человека, установить закономерности бытия и предвидеть грядущее, ответить на вечные вопросы: “Кто мы?”, “Зачем и для чего живем на Земле?” – всегда пытался театр.

Драматург, режиссер, актер говорят зрителю со сцены: “Вот как мы это ощущаем, как чувствуем, как мыслим. Объединись с нами, воспринимай, думай, сопереживай – и ты поймешь, что такое на самом деле жизнь, которая окружает тебя, что ты есть на самом деле и каким ты можешь и должен стать”.

С античных времен человечество использовало театр и формы театрального действа в целях образования и развития личности и воспитания общественного сознания. Более того, эти формы использовались для передачи знаний и опыта человечества еще в те времена, когда театра, как обособленного института, не существовало вовсе. Дети принимали участие в древних обрядах, посвященных богам плодородия, света и тепла, и так приобщались к культуре своего народа.

История театра, где играют дети, непрерывна. Но в ней есть особенно яркие взлеты. Они всегда приходятся на переломные эпохи, на то время, когда становится особенно важным реализовать две взаимообусловленные идеи. Первая заключается в том, чтобы передать молодому поколению культурные ценности прошлого в наиболее яркой, незабываемой форме, передать так, чтобы они вошли в плоть и кровь, стали личностно значимыми. Вторая идея заключается в воспитании поколения свободных творцов, способных генерировать принципиально новые идеи. Одно без другого, как показывает исторический опыт, невозможно.

Особенное развитие детское театральное творчество получает в Западной Европе в эпоху Средневековья, откуда на рубеже 15-16 века попадает сначала на Украину, а затем в Россию. Школьный театр включается в учебные планы всех образовательных учреждений, сперва духовных, а затем и светских. Он играет огромную роль в воспитании молодого поколения.

История приобщения детей к искусству театра в России начинается с 17 века, так же, как и вся история Русского театрального искусства, поскольку в первых придворных театрах при царях Алексее Михайловиче и Петре Алексеевиче играли дети, подростки. История становления Русского профессионального театра тесно связана также с историей школьных театров, возникших в первых высших учебных заведениях России: Славяно-греко-латинской и Медицинской Академиях и Шляхетском корпусе.

В современной педагогике возможности школьного театра трудно переоценить. Этот вид учебной деятельности широко и плодотворно использовался в школьной практике прошлых эпох, известен как жанр от Средневековья до Нового времени. Школьный театр способствовал решению целого ряда учебных задач: обучение живой разговорной речи; приобретение известной свободы в обращении; “приучение выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников”. Школьный театр был “театром пользы и дела и только попутно с этим - театром удовольствия и развлечения”.

В 20-х годах XVIII века возник школьный театр в Петербурге, в школе Феофана Прокоповича, который пишет о значении театра в школе с ее строгими правилами поведения и суровым режимом интерната: “Комедии услаждают молодых человек житие стужительное и заключению пленническому подобное”.

Таким образом, школьный театр как особая проблема имеет свою собственную историю в отечественной и зарубежной педагогической мысли и практике.

Театр может быть и уроком, и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и “другим”, перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Иными словами, театральная деятельность – путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.

Детство и юность нуждаются не только и не столько в модели театра, сколько в модели мира и жизни. Именно в «параметрах» такой модели способен молодой человек наиболее полно осознать и проверить себя как личность. Соединяя такие тонкие и сложнейшие явления, как театр и детство, необходимо стремиться к их гармонии. Сделать это можно, строя с детьми не «театр» и не «коллектив», а образ жизни, модель мира. В этом смысле задача школьного театра совпадает с идеей организации целостного образовательного пространства школы как культурного мира, в котором он, школьный театр, становясь художественно-эстетическим образовательным действом, проявляет свою неповторимость и глубину, красоту и парадоксальность.

Само собой разумеется, что полихудожественная театральная среда способствует развитию подрастающего поколения: театр приобщает детей к музыке, литературе, изобразительному искусству – ко всему богатству культуры. Но это не единственная сильная сторона театрального образования.

Может быть, гораздо важнее, что театр помогает социальной и психологической адаптации детей, их личностному росту. Театр – коллективное искусство. Он приучает ребенка к совместной продуктивной театральной деятельности. При этом театральная деятельность подразумевает не только актерское творчество, но и навыки самого разнообразного труда. Это и пошив костюмов, и разнообразные навыки, необходимые для изготовления реквизита и умения обращаться с электроаппаратурой, и навыки, необходимые для организационной и административной работы. Что же касается собственно театрального творчества, то здесь важно понимать, что оно развивает ребенка во всей его психофизической целостности. Обучение актерскому мастерству обеспечивает равномерные физические, интеллектуальные и духовные нагрузки, способствует формированию и физического и духовного здоровья. Таким образом, в театральной деятельности могут найти и реализовать себя дети, ориентированные на самые разные виды деятельности.

Во все времена театр использовали как мощнейшее средство психореабилитации и психокоррекции при работе с проблемными детьми. Не случайно актер и режиссер А. Брянцев совместно с известнейшими психологами и педагогами в труднейшие годы революционных потрясений и деформации общества использовал средства театра при работе с беспризорниками для возврата детей в социум. В двадцатые годы его опыт был широко распространен в детских приемниках и везде приносил заметные положительные результаты.

Таким образом, привлекая детей и подростков к театральному движению, мы решаем одну из острейших социальных проблем общества. Театральная работа требует максимальной отдачи сил и времени. Поэтому занятия в театре исключают возможность пребывания ребенка «на улице», а, следовательно, являются профилактикой антисоциального поведения.

Но для чего бы ни предназначались программы детского театрального образования, на что бы они ни были ориентированны, в них отмечаются одни и те же черты театрального искусства, позволяющие обращаться к нему, как к универсальной образовательной модели. Еще раз назовем эти черты.

  1. Театр – синтетический вид искусства. Знакомясь с языком театра, ребенок погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусства.
  2. Театр – коллективное творчество. Занимаясь театром, ребенок учится плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами, овладевает навыками коллективного творчества.
  3. Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра, понимаемые в самом широком смысле. Эти особенности делают театральное искусство особенно близким для детей, потому что игра и общение являются для младших школьников и подростков ведущей психологической деятельностью.
  4. Театр – искусство, обращенное к самым различным и самым широким социальным слоям. В процессе работы театр привлекает к сотрудничеству работников самых разных специальностей: плотников и художников, инженеров и электриков, администраторов и актеров. Поэтому детская театральная студия может объединить под своей крышей детей с самыми разными интересами и способностями, а плоды работы могут быть интересны широкому кругу юных и взрослых зрителей.

  1. Образовательная область и предмет изучения

Театральная студия – это дом, где найдется место и дело по душе любому ребенку и подростку. Театр – это, с одной стороны, универсальное искусство, где конечный результат, произведение, создается трудами различных художников: драматургов, артистов, режиссеров,  композиторов, живописцев. С другой стороны, только совместные усилия людей разных профессий, их коллективный труд могут воплотить в жизнь чудо театрального спектакля. Не случайно так велик интерес и детей, и взрослых и к театру, и к студийной деятельности. Не только просмотр спектаклей в профессиональном театре, но и желание самому воплотить на сцене образ другого человека, выйти на театральные подмостки, поучаствовать в создании спектакля – желание прикоснуться к миру театра – знакомо, наверное, каждому.

Данная программа включает в себя программы трех объединений, составляющих студию:

«Актерское мастерство – тренинг»

«Актерское мастерство – репетиции»

«Сценография и техника сцены»

Из них два первых посвящены работе актера, а третье предполагает знакомство с театрально-техническими и театрально-художественными дисциплинами. Таким образом, в работе студии могут принимать участие не только дети со склонностями и желанием выступать на сцене, но и те, кто увлечен многими другими видами деятельности, которые могут найти свое применение в театре.

Работа со студийцами проводится по развивающим и обучающим программам, которые отличаются друг от друга, прежде всего основными целевыми установками и способами отслеживания результатов. Работа в развивающих программах оценивается по показателям сравнительного личностного роста: интеллектуального, эмоционального, социального, физического. Работа в обучающих программах оценивается по абсолютным критериям овладения предметом. Во всех группах проводятся занятия и по развивающим, и по обучающим программам, однако если в младшей группе преобладают развивающие программы, то для старших групп (а также внутри каждой группы по годам обучения) акцент постепенно смещается в сторону увеличения доли обучающих программ.

  • Новизна, актуальность,

педагогическая целесообразность курса

При разработке данной программы учитывался опыт аналогичных образовательных объединений и театральных студий. В ее основе лежит система обучения актерскому мастерству в высших театральных учебных заведениях, основы, которой были заложены К.С.Станиславским и развиты его учениками и последователями. Так же в программу включены элементы современных методик и тренингов, применяемых в различных странах. Принципиальным отличием программы является выделение театрально-технических и театрально-художественных дисциплин в отдельную часть программы, в отличие от более общепринятого обучения данным дисциплинам студийцев актерского направления в качестве спецкурсов.

Из актерских групп лишь две – средняя и старшая -  ставят перед детьми и педагогами чисто актерские задачи, то есть создание и прокат спектаклей, участие в концертных программах, рассчитанных на зрителей. Первая ступень студии  - младшая группа -  вводит ребенка в мир театра, знакомит с его традициями, историей и жизнью. Объединение «Сценография и техника сцены» - это редкое в практике детских театральных студий направление: если обычно все внимание уделяется игре на сцене, то задачей данной группы является изучить и попробовать на практике все то, что творится за кулисами театра.

3. Цели и задачи образовательной программы

Цель программы:

  • Создание условий для формирования творческой всесторонне развитой личности  средствами театральной педагогики.

Задачи:

  • Создание творческого, работоспособного разновозрастного конкурентоспособного художественного коллектива единомышленников.
  • Формирование нового поколения творческой интеллигенции.
  • Максимальное раскрытие творческих возможностей, гармонизация процессов роста.
  • Активизация познавательных интересов, расширение горизонтов познания.
  • Приобщение к культуре своего народа, к музыке, литературе, изобразительному искусству – ко всему богатству культуры.
  • Передача молодому поколению культурных ценностей.
  • Обучение ораторскому искусству и выступлению перед обществом в качестве ораторов.
  • Психореабилитации и психокоррекции при работе с проблемными детьми.
  • Способность работать без посторонней помощи, испытывать потребность в самостоятельной творческой деятельности.
  • Приобретение профессиональных актерских навыков.
  • Приобретение навыков педагогической работы.
  • Расширение общекультурных знаний, знакомство с особыми эстетическими категориями.
  • Развитие речи, фантазии, воображения.
  • Развитие эмоциональной сферы детей.
  • Привлечение школьников к разновозрастному сотрудничеству на основе общего коллективного творчества.

4. Концептуальные подходы.

Занятие театральным искусством включает в работу физический, эмоциональный и интеллектуальный аппарат человека, театр обращается к ребенку, как к целостной личности. Благодаря этому занятия театром эффективно помогают восстановить утраченный баланс, помогают активизировать затрудненные процессы общения, сделать их радостными и плодотворными.

  • Возраст детей, участвующих в реализации программы;

Данная программа предлагается для  детей в возрасте от 7 до 18 лет и рассчитана  на три возрастные группы, в каждой группе ребенок может заниматься в течение трех  лет:

  • Младшая - дети 9-10  лет (3-4 класс общеобразовательной школы);
  • Средняя – дети 10 – 14 лет (5 – 9 класс);
  • Старшая - дети 14 - 18 лет (9-11  класс);

То есть, В театре-студии «Каламбур» три ступени обучения:

  • первая ступень, дети 9 – 10 лет;
  • вторая ступень, дети 10 – 14 лет;
  • третья ступень, дети 14 – 18 лет;

Кроме того, при театре-студии действует группа «Эксперимент», в которую входят выпускники студии и молодежь.  

  • Продолжительность реализации программы, этапы

Программа предполагает переход ребенка в следующую более старшую группу. При желании новый ребенок может быть принят в группу, соответствующую его возрасту, если после испытательного срока проявит знания, умения и навыки, соответствующие данному году обучения.

Особенностью подобных групп является, с одной стороны, относительная возрастная близость занимающихся в них детей, что позволяет использовать в работе с каждой группой  методы, наиболее эффективные и приемлемые в данном возрасте. С другой стороны, интегрирование в одной группе детей разного возраста и уровня развития позволяет осуществлять развитие и воспитание не только за счет педагогической работы, но и за счет процесса   межвозрастного общения детей.

Несмотря на то, что каждая группа имеет свои собственные задачи и направления деятельности, взаимное общение между группами происходит как во время повседневных занятий, так и во время внутристудийных мероприятий и совместных работ. Старшие, более опытные учащиеся привлекаются к занятиям с младшими в качестве партнеров и педагогов.

Работа со студийцами проводится по развивающим и обучающим программам, которые отличаются друг от друга, прежде всего основными целевыми установками и способами отслеживания результатов. Работа в развивающих программах оценивается по показателям сравнительного личностного роста: интеллектуального, эмоционального, социального, физического. Работа в обучающих программах оценивается по абсолютным критериям овладения предметом. Во всех группах проводятся занятия и по развивающим, и по обучающим программам, однако если в младшей группе преобладают развивающие программы, то для старшей группы (а также внутри каждой группы по годам обучения) акцент постепенно смещается в сторону увеличения доли обучающих программ.

Два основных направления работы студии – занятия по актерскому тренингу и репетиции и прокат спектаклей – в течение года распределяются неравномерно, то есть в отдельные периоды времени группы занимаются только тренингом, или сочетают эти занятия с репетициями, или все время посвящается репетициям спектакля или концерта. В подготовке и прокате спектаклей и концертов группы могут участвовать как по отдельности, так и объединенным коллективом.

МЛАДШАЯ ГРУППА

Основной целью работы с детьми данной группы является следующие:

  • помощь ребенку в процессе самопознания и саморазвития, активизация его познавательных интересов;

Преобладающими задачами на данной ступени являются следующие:

Воспитательные:

  • Воспитание культурного зрителя, понимающего и любящего театр.
  • Адаптация ребенка в коллективе.

Развивающие:

  • Развитие личностных и творческих способностей детей;
  • Снятие внутренних зажимов;

Образовательные:

  • Знакомство детей с миром театрального искусства.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Основной целью работы с детьми средней группы является следующие:

  • раскрытие творческой индивидуальности ребенка;

Преобладающими задачами на данной ступени являются следующие:

Развивающие:

  • Развитие творческих способностей детей;
  • Снятие внутренних зажимов.

Образовательные:

  • Ознакомление с основными компонентами профессии актера.

Воспитательные:

  • Воспитание культуры общения в коллективе, внимательного и ответственного отношения к работе;
  • Воспитание зрительской культуры.

СТАРШАЯ ГРУППА

В данной группе занимаются  самые старшие студийцы, учащиеся 10-11 классов. В этом возрасте особое значение приобретает дальнейшая профессиональная ориентация учащихся. Театральная студия не ставит своей целью подготовку к поступлению в театральные ВУЗы, но дает подросткам возможность познакомиться с профессией актера, получить теоретическую и практическую подготовку и достаточный творческий опыт, который в дальнейшем позволит им работать в любительском театре на высоком уровне, продолжить образование в высшем учебном заведении или использовать полученные знания и навыки в рамках других профессий. Также старшие студийцы привлекаются к работе с более младшими, что позволяет им приобрести опыт педагогической работы. Поэтому основной целью работы с подростками данной группы является следующая:

  • организация коллективной и индивидуальной творческой работы.

 Преобладающими задачами на данной ступени являются следующие:

Развивающие:

  • Развитие и реализация творческих способностей подростков;
  • Снятие внутренних зажимов.

Образовательные:

  • Приобретение профессиональных актерских навыков;
  • Приобретение навыков педагогической работы;
  • Подготовить новое поколение педагогов и других творческих работников театра-студии «Каламбур».

Воспитательные:

  •   Воспитание культуры общения в коллективе, внимательного и ответственного отношения к работе;
  •   Воспитание ответственного отношения к работе с младшими студийцами;
  •   Воспитание зрительской культуры.
  • Способствовать формированию нового поколения творческой интеллигенции.

  • Методика и организация обучения.

В основе занятий лежат принципы  обучения актеров в театральных ВУЗах, однако все они адаптированы для применения в работе с детьми и подростками: максимальное количество времени отводится на практические занятия, то есть освоение материала происходит в процессе решения учащимися увлекательных творческих задач.

Театр-студия «Каламбур» свою работу со студийцами делит на два больших этапа:

  • первый этап – работа по развивающим программам;
  • второй этап – работа по обучающим программам.

Развивающие и обучающие программы отличаются друг от друга, прежде всего основными целевыми установками и способами отслеживания результатов, а не содержанием программы. В работе по развивающим программам во главу угла ставятся задачи личностного развития студийца, и предмет обучения рассматривается, прежде всего, как средство личностного развития. В работе по обучающим программам во главу угла ставится сам предмет обучения. Работа в развивающих программах оценивается по показателям сравнительного личностного роста: интеллектуального, эмоционального, социального, физического. Работа в обучающих программах оценивается по абсолютным критериям овладения предметом.

По развивающим программам в театре-студии «Каламбур», в основном, работают младшие студийцы 7 – 10 лет. По обучающим программам – средние и старшие, начиная с 10 – 18-летних. Однако не следует придерживаться строгих формальных рамок. Переход с одного вида программы на другие определяется, прежде всего, готовностью группы.  Одни дети могут оказаться готовыми к работе по обучающим программам в 11 лет, а другие созревают только к 13, а то и к 14 годам. Процесс созревания зависит от множества объективных причин: индивидуальные особенности физического роста, социокультурные условия, окружавшие ребенка, длительность его занятий в студии и т.д.

Студия работает на школьной площадке. Однако это не значит, что в студию могут поступить только ученики данного учебного заведения, где базируется студийная работа. Студия набирает детей по конкурсу, но принцип отбора на первом и втором этапе обучения разный. Набирая детей в младшую группу, нет стремления, выявить «профессиональные» возможности. Интересует главным образом способность учеников и их родителей к сотрудничеству и сотворчеству, интерес к театральному обучению.

Группы младшей студии могут пополняться новыми учениками на всем протяжении обучения. При распределении вновь поступивших детей по группам, учитывается не только их возраст, но и их индивидуальные особенности. Поэтому в конкретных учебных группах собираются разные по возрасту дети, способные к взаимному сотрудничеству.

В среднюю и старшую группы, в основном, принимаются ребята, прошедшие первый этап обучения. Однако это не исключает возможность поступления в старшую группу ребят, ранее не занимавшихся в театре-студии «Каламбур». В таком случае отбор производится с учетом творческих способностей подготовленности ребенка.

В ситуации такого сложного дифференцированного подхода к набору и обучению возникает необходимость в делении одной возрастной творческой группы на подгруппы при преподавании ряда дисциплин, (такие подгруппы состоят из 9 – 10 человек), в ряде случаев, когда этого требуют особенности творческого процесса, занятия проводятся в малых группах (по 3 – 5 человек). Ряд дисциплин предполагает необходимость индивидуальных занятий.

Дети объединяются в основные учебные и творческие группы по 12 – 15 человек. Основная форма проведения занятий с младшими студийцами – игра. Диалоговые формы работы используются с самого начала. С течением времени (по мере взросления группы) диалоговые и игровые формы уравновешиваются в уроке.

На уроках используются различные виды тренингов: спортивных, дыхательных, психологических. С подростками – этюдные и репетиционные формы работы. Кроме того, в студии организуются прогулки, видеопросмотры, экскурсии и посещения спектаклей.

Два раза в год организуются открытые уроки.

Внеклассной работой обусловлена необходимость в расписании наличия скользящих часов. Поскольку внеклассные формы занятий являются обязательными и программными, они входят в сетку часов, но распределяются не равномерно и рассчитываются исходя их месячной, четвертной, полугодовой, а в некоторых случаях и годовой нагрузки. Это касается работы всех возрастных групп.

Младшая группа.

Ведущей деятельностью для детей данного возраста является игра, поэтому все дисциплины даются в занимательной игровой форме. На каждый год обучения выбирается ведущая тема и литературный материал, через погружение в которые дети обращаются к различным предметам и дисциплинам.

Продолжительность обучения в первой ступени (младшей) может длиться от двух до четырех лет.

Группы первого года обучения имеют минимальную временную нагрузку, затем она постепенно увеличиваются. В первый год занятий основная часть усилий направляется на создание работоспособного творческого коллектива.

На первом этапе, рассчитанном на три года обучения, детям предлагаются дисциплины по следующим направлениям:

  • Введение в мир театра (обучающие занятия).
  • Посещение спектаклей;
  • История театра;
  • Развитие творческих способностей (развивающие занятия).
  • Театральная игра;
  • Ритмопластика;
  • Творчество;
  • Сценическая речь.

В этот год основная задача – помочь детям снять приобретенные зажимы, разбудить их познавательный интерес, помочь им сформировать собственное отношение к занятиям, выработать навыки работы в группе и главное – научить их получать удовольствие от собственной работы и работы товарищей.

На данном этапе программа является в основном развивающей, и поэтому не предполагает зачетно-экзаменационной системы контроля за результатами. Главный показатель – это личностный рост каждого отдельного члена группы, что выявляется благодаря наблюдениям педагогов, работающих с детьми, а также превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.

Успехи, достигнутые учениками на занятиях по развивающим дисциплинам, демонстрируются педагогам, родителям и остальным ученикам театральной студии на  открытых уроках. Контроль за знаниями и умениями, полученными в ходе обучающих занятий, проводится в форме открытых уроков.

Средняя группа.

Средняя группа – важнейший этап обучения в студии, когда дети от игровых форм обучения постепенно переходят к все более серьезным занятиям. На этом этапе во многом определяется, будут ли они стремиться к более углубленному изучению театра. Интенсивность занятий по сравнению с младшей группой резко возрастает, как и требования к обучающимся. В процессе репетиций и проката спектаклей им приходится решать все более сложные сценические задачи, к чему их и должен подготовить комплекс предметов тренинга.

На этом этапе детям предлагаются дисциплины по следующим направлениям:

  • Развитие творческих способностей (развивающие занятия).
  • Актерский тренинг;
  • Сценическое движение;
  • Сценическая речь;
  • Познание мира театра (обучающие занятия).
  • Посещение спектаклей

На данном этапе программа является и развивающей, и обучающей. Главный результат работы и детей, и педагогов – это спектакли и концерты, которые проходят на публике. Кроме того, успехи, достигнутые учениками на занятиях по развивающим дисциплинам, демонстрируются педагогам, родителям и остальным ученикам театральной студии на творческих показах и класс-концертах. Контроль за знаниями и умениями, полученными в ходе обучающих занятий, проводится в форме открытых уроков и коллоквиумов. При этом учитывается не столько успеваемость, сколько личный рост каждого отдельного ребенка.

Продолжительность обучения во второй ступени (средней) может длиться до четырех лет.

Старшая группа.

В данной программе речь идет о самых старших студийцах, учащихся 10-11 классов. В этом возрасте особое значение приобретает дальнейшая профессиональная ориентация учащихся. Театральная студия не ставит своей целью подготовку к поступлению в театральные ВУЗы, но дает подросткам возможность познакомиться с профессией актера, получить теоретическую и практическую подготовку и достаточный творческий опыт, который в дальнейшем позволит им работать в любительском театре на высоком уровне, продолжить образование в высшем учебном заведении или использовать полученные знания и навыки в рамках других профессий. Также старшие студийцы привлекаются к работе с более младшими, что позволяет им приобрести опыт педагогической работы.

На этом этапе подросткам предлагаются дисциплины по следующим направлениям:

  • Развитие творческих способностей (развивающие занятия).
  • Актерский тренинг;
  • Сценическое движение;
  • Сценическая речь;
  • Сценический бой.
  • Изучение мира театра (обучающие занятия).
  • Посещение спектаклей.
  • История про театр.

Продолжительность обучения в третьей ступени (старшей) может длиться до четырех лет.

Наибольшее допустимое количество студийцев в основной творческой учебной старшей группе – 20 человек.

Занятия в старшей группе проходят в самых разнообразных формах. Это лекции, семинары, тренинги, репетиции, индивидуальные занятия, занятия малыми группами (по 3 – 5 человек), сотрудничество в совместной продуктивной деятельности студийцев разных групп. Старшая группа работает по обучающим программам с модульной системой и по индивидуальным учебным планам. К модулям относятся факультативные занятия, индивидуальные консультации, спецкурсы. Для занятий по модульным программам могут создаваться группы, в которые входят студийцы из разных основных учебных творческих групп. Здесь возможны также занятия по текущему графику.

Кроме того, возможно ведение практикумов и спецкурсов по таким дисциплинам, как:

  • грим;
  • костюм;
  • танец;
  • вокал;
  • арттерапия;
  • тъютерство;
  • драматургия;
  • театрально-декоративное искусство.

Для преподавания этих курсов могут привлекаться другие педагоги со своими программными разработками.

Вся работа старшей студии строится вокруг целостного художественного произведения: спектакля, концерта, шоу, творческого вечера, праздника. В процессе этой работы педагоги и старшие студийцы выступают в качестве партнеров (более или менее опытных). Здесь используется принцип работы творческой мастерской, а не урочно-классная система.

На данном этапе программа является и обучающей, и развивающей. Главный результат – это спектакли и концерты, прокат уже готовых и создание новых. Контроль за знаниями и умениями, полученными в ходе обучающих занятий, проводится в форме зачетов и показов.

Данная программа включает в себя программы трех объединений, составляющих студию:

«Актерское мастерство – тренинг»

«Актерское мастерство – репетиции»

«Сценография и техника сцены»

Из них два первых посвящены работе актера, а третье предполагает знакомство с театрально-техническими и театрально-художественными дисциплинами.

Программа объединения "Стенография и техника сцены" находится в процессе развития и запущена в работу только частично.

Программа объединения «Актерское мастерство – тренинг»

Комплекс дисциплин, входящий в данное объединение, призван подготовить ребенка к полноценному выступлению в спектакле или концерте. Кроме того, он нацелен на развитие личностных характеристик ребенка, его творческих способностей.

Результаты, достигаемые учащимися на занятиях, демонстрируются ими как во время контрольных уроков и класс-концертов по каждому предмету, так и в процессе работы в объединении «Актерское мастерство – репетиции», то есть при создании и исполнении спектакля.

МЛАДШАЯ ГРУППА

Основной целью работы с детьми данной группы является следующие:

  • помощь ребенку в процессе самопознания и саморазвития, активизация его познавательных интересов;

Преобладающими задачами на данной ступени являются следующие:

Воспитательные:

  • Воспитание культурного зрителя, понимающего и любящего театр.
  • Адаптация ребенка в коллективе.

Развивающие:

  • Развитие личностных и творческих способностей детей;
  • Снятие внутренних зажимов;

Образовательные:

  • Знакомство детей с миром театрального искусства.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Основной целью работы с детьми данной группы является следующие:

  • раскрытие творческой индивидуальности ребенка;

Преобладающими задачами на данной ступени являются следующие:

Развивающие:

  • Развитие творческих способностей детей;
  • Снятие внутренних зажимов.

Образовательные:

  • Ознакомление с основными компонентами профессии актера.

Воспитательные:

  • Воспитание культуры общения в коллективе, внимательного и ответственного отношения к работе;
  • Воспитание зрительской культуры.

СТАРШАЯ ГРУППА

Основной целью работы с подростками данной группы является следующая:

  • организация коллективной и индивидуальной творческой работы.

 Преобладающими задачами на данной ступени являются следующие:

Развивающие:

  • Развитие и реализация творческих способностей подростков;
  • Снятие внутренних зажимов.

Образовательные:

  • Приобретение профессиональных актерских навыков;
  • Приобретение навыков педагогической работы;

Воспитательные:

  • Воспитание культуры общения в коллективе, внимательного и ответственного отношения к работе;
  • Воспитание ответственного отношения к работе с младшими студийцами;
  • Воспитание зрительской культуры.

Программа объединения «Актерское мастерство – репетиции»

Данная программа предполагает обучение студийцев полному циклу работы над спектаклем от исходного материала (пьеса, инсценировка, сценарий и т.д.) до конечного результата – целостного театрального выступления (спектакль, концерт и т.д.).

С самого начала дети приучаются работать в присутствии зрителя, в качестве которого может выступать педагог, другие учащиеся данной группы, прочие студийцы или любой посторонний человек. Возможность в течение одного занятия находиться поочередно  и на сцене, и в зрительном зале приучает детей к внимательному и ответственному отношению к работе своей и своих товарищей.

Цель программы – посредством различных форм театральных выступлений сформировать личностные установки обучающихся, их умение выражать себя через образ.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Дать знания основных правил  поведения на сцене во время репетиции;
  • Дать знания  правил действий во время выступлений.
  • Дать знания основных правил  работы с партнером, реквизитом, сценической установкой.
  • Приобретение профессиональных актерских навыков;

Развивающие:

  • Развитие и реализация творческих способностей  детей и подростков;
  • Развитие навыка запоминания  отрывков текста, пластических отрывков;
  • Развитие навыка фиксации ключевых мизансцен;
  • Приучение самостоятельно или с  помощью старших студийцев готовиться к выступлению.

Воспитательные:

  • Снятие внутренних зажимов.
  • Воспитание культуры общения в коллективе;
  • Воспитание ответственного отношения к работе над спектаклем.

Программа объединения «Сценография и техника сцены».

Специфика работы этой группы требует особого внимания к практическим вопросам: виды и устройство театрального оборудования, технические и художественные приемы и навыки проектирования, разработки и работы с театральным оборудованием, разработка и изготовление в условиях театра-студии декорации, оборудования, реквизита и сцентехники для текущих спектаклей. Курс рассчитан на ознакомление всех студийцев с основами большинства специальностей ХПЧ, с последующим разделением, в зависимости от склонностей и способностей студентов на группы по специальностям. Курс должен помочь развить латентные способности, которые, даже если студийцы и не свяжут свою жизнь с театром, могут быть полезны в дальнейшей жизни.

Целью данного курса является:

  • привлечение к деятельности в театральной студии детей и подростков, которые по различным причинам не участвуют в собственно сценическо-игровой деятельности театральной студии;
  • ознакомление участников театра-студии с основами работы художественно-постановочной части, как важной частью процесса жизнедеятельности театра;
  • подготовка участников группы как полноценной художественно-постановочной части театра-студии.

Преобладающими задачами для этой группы являются следующие:

Образовательные:

  • Познакомить студийцев с историей развития, основными видами работ, выполняемых художественно-постановочной частью театра, с работой административной части;
  • Дать знания об  основных механизмах и оборудовании сцены, видах и материалах декораций;
  • Дать знания по истории театра и сценографии.

Развивающие:

  • Развить творческие способности подростков;
  • Привить навыки по созданию материального оформления спектакля;
  • Привить навыки работы с материалами и техникой.

Воспитательные:

  • Воспитать культуру общения в коллективе, внимательное и ответственное отношение к работе;
  • Воспитать зрительскую культуру.

  • Формы подведения итогов.  Механизм оценки получаемых знаний.

Главный результат работы и детей, и педагогов – это спектакли и концерты, которые проходят на публике. Кроме того, успехи, достигнутые учениками на занятиях по развивающим дисциплинам, демонстрируются педагогам, родителям и остальным ученикам театральной студии на творческих показах и класс-концертах. Контроль за знаниями и умениями, полученными в ходе обучающих занятий, проводится в форме открытых уроков и коллоквиумов. При этом учитывается не столько успеваемость, сколько личный рост каждого отдельного ребенка.

  • Количество детей в группах.

В младшей  группе должны заниматься не более 10 человек, так как это позволяет педагогу уделить достаточно внимания каждому ребенку, что особенно необходимо в младшем возрасте. В  средней группе может заниматься до 15 человек: такое количество детей оптимально как для проведения занятий, так и для организации спектаклей и концертов. В  старшей группе количество занимающихся не должно превышать 10-12 человек, так как ориентация на предпрофессиональную подготовку требует особого внимания педагогов к работе подростков.

  1. Перспективы развития студии

Театральная студия – живой организм, находящийся в постоянном развитии и поиске. Данная программа соотнесена с имеющимся опытом работы и многими условиями – наличием кадров, материальным обеспечением. В перспективе при возникновении соответствующих условий желательно было бы введение преподавания вокала и более углубленного изучения истории театра и танца.

Дальнейшее введение программы объединения «Сценография и техника сцены». 

Для успешного осуществления всей комплексной интегративной программы театра-студии «Каламбур» в штате необходимы не только педагогические, но и иные кадровые единицы

Кроме того, в будущем возможно создание на базе театральной студии любительского театра, труппу которого составили бы выпускники студии.

  1. Требование к уровню подготовки обучающихся

Должны знать:

  • структуру и содержание предстоящего выступления;
  • основные правила работы с партнером, реквизитом, сценической установкой.
  • структуру и содержание предстоящего выступления;
  • правила поведения за кулисами во время выступления;

Должны уметь:

  • сосредоточенно и интенсивно работать в течение всего времени репетиций;
  • самостоятельно устранять внутренние помехи и зажимы на пути к созданию и воплощению образа;

Должны иметь навыки:

  • запоминать отрывки текста, пластические отрывки;
  • фиксировать ключевые мизансцены;
  • фиксировать мизансценический рисунок роли;
  • самостоятельно готовиться к выступлению.
  • включать в работу весь психофизический аппарат.

  1. Информационное обеспечение программы

  • Образовательные программы.

Театр-студия «Каламбур» работает как по собственным, так и по авторским (утвержденным) программам:

  1. «Уроки сказок». Программа занятий по творческому развитию детей. Ростов-на-Дону, 2009.
  2. М. Кипнис «Драмотерапия», М., «Ось-89», 2002.
  3. В. И. Немирович-Данченко «Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки. 1877-1942», М. ВТО 1980.  
  4. С. В. Клубков «Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг». М. Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» № 6(46) 2001.
  5. Сборник «Театр, где играют дети». М. «Владос» 2001.
  6. Греф А. Театр кукол. М.: Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» №3 2003.
  7. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматиза-циям // Театр и образование: Сб. научных трудов. - М. 1992.
  8. Учебно-методическое пособие для рук-лей детских театральных коллективов, под ред. А.Б. Никитиной, М..,2001 год
  9. Программа четырехлетнего курса обучения подростков в театральных классах и школьных студиях, Москва «Просвещение» ,1995 год
  10. Ершов П. М. Технология актерского искусства.—- 2-е изд.—М.: РОУ, 1992.
  11. Ершова А. П., Букатов В. М. Актерская грамота — подросткам.— М.,  1994.
  12. Ершова А. П., Б у к а т о в В. М. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы.— М.: АКМЭ, 1995.
  13. Татр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей театральных коллективов. Под ред. А.Б. Никитиной. – Москва, 2001.  
  14. Гиппиус С. Гимнастика чувств. – М., 2007.
  15. Ершова А. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1990.
  16. Колчеев Ю., Колчеева Н. Театрализованные игры в школе. – М., 2000.
  17. Козлянинова И. Сценическая речь. – М., 1995.
  18. Кутенкова А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации. (1-9 классы). Волгоград.: Учитель – 2009.
  19. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Волгоград.: Учитель – 2009.
  20. Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла. Волгоград.: Учитель – 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...