ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДОВ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
методическая разработка на тему
ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДОВ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДОВ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное спортивно-оздоровительное учреждение «Ледовый дворец»
муниципального образования город Ноябрьск
ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДОВ
СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Подготовила:
Директор МБСОУ
«Ледовый дворец»
Первушина Е.Н.
Ноябрьск – 2016
Подготовительный период (период фундаментальной подготовки). Подготовительный период подразделяется на 2 этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный. У начинающих юных спортсменов общеподготовительный этап более продолжителен, чем специально-подготовительный. По мере роста спортивной квалификации длительность общеподготовительного этапа сокращается, а специально-подготовительного — увеличивается.
Основная направленность 1-го этапа подготовительного периода — создание и развитие предпосылок приобретения спортивной формы. Главная предпосылка — повышение общего уровня функциональных возможностей организма, разностороннее развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости и др.), а также увеличение объема двигательных навыков и умения. На данном этапе у юных спортсменов удельный вес упражнений по общей подготовке немного превышает удельный вес упражнений по специальной подготовке.
С возрастом и повышением спортивной квалификации время на общую подготовку постепенно уменьшается, а на специальную соответственно увеличивается.
Основными средствами специальной подготовки являются специально-подготовительные упражнения. Соревновательные же упражнения в тренировке юных спортсменов, как правило, на общеподготовительном этапе не используются. Методы тренировки специализированы здесь меньше, чем на последующих этапах. Предпочтение отдается методам, которые отличаются менее жесткими требованиями к организму занимающихся (игровому, равномерному, переменному). Объем и интенсивность тренировочных нагрузок на общеподготовительном этапе постепенно увеличиваются, причем объем растет быстрее. Интенсивность нагрузки растет лишь в той мере, которая не препятствует проведению работы большого объема и не отражается на состоянии здоровья детей и подростков. Подобная тенденция сохраняется во всех возрастных группах (младшей, средней и старшей) юных спортсменов (В. П. Филин, 1964).
Основная направленность специально-подготовительного этапа — непосредственное становление спортивной формы. Изменяется содержание различных сторон подготовки юных спортсменов, которые теперь направлены на развитие специальных физических качеств, освоение и совершенствование технических и тактических навыков в избранном виде спорта. Наряду с этим возрастает роль специальной психологической подготовки.
Удельный вес специальной подготовки, по сравнению с первым этапом подготовительного периода, естественно, возрастает. Изменяется также состав средств специальной подготовки. Помимо специально-подготовительных упражнений в тренировке юных спортсменов начинают использовать и соревновательные упражнения, правда; в ограниченном объеме.
Объем нагрузки постепенно, но непрерывно увеличивается и достигает максимума к началу соревновательного периода. В то же время интенсивность нагрузки хотя и возрастает постепенно к началу соревновательного периода, но относительно невелика.
Варианты структуры подготовительного периода. Для более эффективного планирования тренировочного процесса и управления им подготовительный период годичного цикла делится на мезоциклы разного типа (Л.П.Матвеев, 1977). В рамках этих мезоциклов сменяются средства и методы тренировки, объем и интенсивность нагрузки и т. д. Их содержание и длительность зависят от: 1) общей продолжительности подготовительных периодов и календаря спортивно-массовых мероприятий; 2) вида спорта; 3) возраста, квалификации, стажа юных спортсменов; 4) условий тренировки и других факторов.
При одноцикловом построении тренировки юных спортсменов в общеподготовительном этапе выделяют втягивающий и базовый общефизический мезоциклы; в специально-подготовительном этапе — базовый специализированно-физический, базовый специально-втягивающий, базовый специально-подготовительный и контрольно-подготовительный мезоциклы. Подобное сочетание типов мезоциклов характерно для «Сезонных» видов спорта.
Основная цель втягивающего мезоцикла — постепенная подготовка юных спортсменов к выполнению больших по объему и интенсивности тренировочных нагрузок, обеспечение развития опорно-двигательного, нервно-мышечного аппарата и основных функциональных систем организма, особенно кровообращения и дыхания, а также воспитание волевых качеств. В этом мезоцикле целесообразно разучивать новые упражнения, восстанавливать структуру забытых движений.
Содержание базового общефизического мезоцикла должно соответствовать всестороннему и гармоничному развитию юных спортсменов. У квалифицированных юных спортсменов может быть 1—2 базовых общефизических мезоцикла, у начинающих их может быть несколько.
В базовом специализированно-физическом мезоцикле продолжается развитие общей выносливости, силы, быстроты, гибкости, координации движений, но применяемые средства и методы приобретают все большую специфическую направленность. Его основная задача — восстановить технику избранного вида спорта, создать предпосылки
для ее совершенствования, постепенно подготовить организм юных спортсменов к тренировкам в этом виде спорта в большем объеме и с высокой интенсивностью. Интенсивность тренировочных нагрузок несколько уменьшается, снижается их объем.
В этом мезоцикле за счет умелого сочетания средств специальной и общей подготовки изменяются двигательные качества, технико-тактические навыки, приобретенные до этого в соревновательном упражнении.
В базовом специально-подготовительном мезоцикле увеличивается объем соревновательного упражнения, большое внимание уделяется совершенствованию технико-тактического мастерства. Однако общефизическим упражнениям по-прежнему отводится 1—2 дня в неделю.
В контрольно-подготовительном мезоцикле завершается становление спортивной формы. Основная его задача — подготовка спортсменов к участию в ответственных соревнованиях. Объем нагрузки соревновательного упражнения становится максимальным, повышается интенсивность занятий. Юные спортсмены участвуют в контрольных и второстепенных соревнованиях, которые являются органической частью тренировочного процесса. После окончания этого мезоцикла начинается соревновательный период.
Соревновательный период. Основная цель тренировки в этом периоде — сохранение спортивной формы и на основе этого — реализация ее в максимальных результатах. В этом периоде используются соревновательные и специально-подготовительные упражнения, направленные на повышение специальной работоспособности в избранном виде спорта. Удельный вес средств общей подготовки в соревновательном периоде должен быть не ниже, чем на специально-подготовительном этапе. При помощи средств общей подготовки обеспечивается развитие и поддержание необходимого уровня разнообразных физических качеств, двигательных умений и навыков, активный отдых. Конкретное соотношение между средствами специальной и общей подготовки в соревновательном периоде у юных спортсменов зависит от их возраста и спортивной квалификации.
В этом периоде используются наиболее трудоемкие методы спортивной тренировки (соревновательный, повторный, интервальный).
Число соревнований зависит от особенностей вида спорта, структуры соревновательного периода, возраста, квалификации юных спортсменов. С помощью частоты и общего числа соревнований можно управлять в этом периоде ростом спортивных результатов. Однако их оптимальное число нужно определять индивидуально для каждого спортсмена. Интервалы отдыха между отдельными состязаниями должны быть достаточны для восстановления и развития работоспособности юных спортсменов.
Длительное, высокое и стабильное поддержание спортивной формы, как правило, не соответствует возрастным особенностям юных спортсменов младшего и среднего возраста. Для юных спортсменов в этом периоде следует организовывать больше разнообразных нешаблонных соревнований: эстафет, когда в команде бегут спортсмены всех возрастных групп; стартов на нетрадиционные дистанции; состязаний по разрядам; состязаний внутри ДЮСШ и между ДЮСШ; открытых стартов; состязаний на различные призы и т. д.
Соревновательный период в некоторых видах спорта у юных спортсменов совпадает с подготовкой к экзаменам в общеобразовательной школе и их сдачей. В этот период общая напряженность тренировочной нагрузки несколько снижается (В. П. Филин, 1964). В отдельных случаях спортсменам целесообразно самостоятельно проводить одно или несколько занятий в неделю. Особенно большую пользу приносят в этот период утренние специализированные занятия небольшой продолжительности. Особенности динамики тренировочных нагрузок в соревновательном периоде определяются его структурой.
Структура соревновательного периода зависит от календаря соревнований, их программы и режима, состава участников, общей системы построения тренировки. Если соревновательный период кратковременный (1—2 месяца), он обычно целиком состоит из нескольких соревновательных мезоциклов. Объем тренировочной нагрузки в этом случае постепенно снижается и стабилизируется на определенном уровне, а интенсивный период соревнования несколько возрастает. При большей продолжительности соревновательного периода (3—4 месяца и более), характерной прежде всего для квалифицированных юных спортсменов, он наряду с соревновательным включает промежуточные мезоциклы (восстановительно-поддерживающие, восстановительно-подготовительные), в которых снижается тренировочная нагрузка, варьируются средства, методы и условия тренировки. Этим создаются условия для непрерывного повышения уровня подготовленности юного спортсмена.
Переходный период. Главной задачей этого периода является активный отдых и вместе с тем сохранение определенного уровня спортивной работоспособности. Основное содержание занятий в переходном периоде составляет общая физическая подготовка в режиме активного отдыха. Следует избегать однотипных и монетонных нагрузок, так как они препятствуют полноценному активному отдыху. Активный отдых организуется за счет смены двигательной деятельности и смены обстановки (мест занятий, спортивного оборудования, инвентаря и т. д.). Он применяется прежде всего для быстрого и полного восстановления спортсменов.
В переходном периоде уменьшается общий объем и интенсивность тренировочной нагрузки, однако нельзя допускать чрезмерно большого их спада. Важная задача переходного периода — анализ работы в течение прошедшего года, составление плана тренировки на следующий год, лечение травм.
Если юный спортсмен регулярно не занимался, не имел достаточных нагрузок, мало выступал в соревнованиях, необходимость в переходном периоде отпадает.
Методические указания. В этой теме детально должно быть рассмотрено назначение каждого периода и этапа годичного цикла тренировки, их продолжительность в избранном виде спорта. Юные спортсмены должны знать содержание и соотношение видов подготовки в каждом периоде и на этапе, особенности построения занятий, динамику тренировочных нагрузок, а также варианты тренировочных циклов. Все вопросы этой темы необходимо закрепить при прохождении темы «Планирование спортивной тренировки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности построения тренировки в предсоревновательном периоде тренировки единоборцев
Особенности построения тренировки в предсоревновательном периоде тренировки единоборцев...
Научно-методическая работа: «Особенности применения игр в тренировке баскетболистов»
На современном этапе перестройки общества и школы проблемы передового педагогического опыта, новаторство, экспериментальный поиск приобретают известную остроту. Это вызывает все больший интерес среди ...
Лекция по ТиМ ФКиС. Особенности построения тренировки в условиях среднегорья и других необычных внешне средовых условиях
Особенности построения тренировки в условиях среднегорья и других необычных внешне средовых условиях...
Особенности силовой тренировки волейболистов.
Важное место в системе управляющих воздействий в тренировке волейболистов принадлежит средствам специальной силовой подготовки игроков. Они, во- первых, призваны обеспечить формирование та...
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАК КРИТЕРИЙ ПОСТРОЕНИЯ МНОГОЛЕТНЕЙ ТРЕНИРОВКИ ПЛОВЦОВ
Введение1. Закономерности возрастного биологического развития, определяющие стратегию многолетней тренировки 2. Динамика роста и физического развития юных плов...
Особенности тренировки юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации
Высокий уровень современного спорта требует наряду с изменениями в методах и средства тренировочного процесса более углубленного индивидуального подхода, основанного на комплексном изучении способност...
Физиологические особенности спортивной тренировки детей школьного возраста
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР» Фи...