ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАК КРИТЕРИЙ ПОСТРОЕНИЯ МНОГОЛЕТНЕЙ ТРЕНИРОВКИ ПЛОВЦОВ
учебно-методический материал по физкультуре на тему
Введение
1. Закономерности возрастного биологического развития, определяющие стратегию многолетней тренировки
2. Динамика роста и физического развития юных пловцов в процессе многолетней тренировки
3. Зависимость динамики физического развития и спортивных достижений от индивидуального типа биологического созревания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrast.osobennosti_kak_kriteriy_postroeniya_trenirovki.doc | 180 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАК КРИТЕРИЙ ПОСТРОЕНИЯ
МНОГОЛЕТНЕЙ ТРЕНИРОВКИ ПЛОВЦОВ
Введение
1. Закономерности возрастного биологического развития, определяющие стратегию многолетней тренировки
2. Динамика роста и физического развития юных пловцов в процессе многолетней тренировки
3. Зависимость динамики физического развития и спортивных достижений от индивидуального типа биологического созревания
Вопросы
к семинарскому занятию
- Понятие о сенситивных периодах в развитии человека и их учет в тренировке пловцов различного возраста.
- Влияние морфологических признаков на темпы роста спортивных результатов в многолетней подготовке пловцов.
- Учет типа биологического созревания в процессе многолетней подготовки пловцов.
1. Закономерности возрастного биологического развития,
определяющие стратегию многолетней тренировки
При разработке стратегии и содержания многолетней спортивной подготовки и нормировании нагрузок на отдельных её этапах необходимо учитывать специфические особенности вида спорта, в том числе факторы, лимитирующие спортивные достижения; возрастные закономерности роста и развития функциональных систем и организма в целом; эффект различных средств и методов подготовки на темпы прироста двигательных способностей в различном возрасте.
В первую очередь это касается таких закономерностей как: гетерохронность (неодновременность) развития различных физических качеств и функций; сенситивных (чувствительность к внешним воздействиям) периодов; степень консервативности и тренируемости различных физических качеств в процессе развития и тренировки; влияние индивидуальных темпов биологического созревания на динамику физического развития и спортивных достижений; адаптационные возможности юных спортсменов различного возраста к тренировочным нагрузкам различной интенсивности и продолжительности.
Большое практическое значение имеет выявление сенситивных периодов развития основных физических качеств и функциональных систем. Сенситивные периоды характеризуются повышенной чувствительностью организма к воздействию как благоприятных, так и неблагоприятных факторов среды, в том числе тренировки. Выявление сенситивных периодов позволяет более эффективно работать над совершенствованием физической подготовленности на отдельных этапах многолетней тренировки, а также прогнозировать спортивную перспективность детей и подростков по темпам прироста ведущих качеств.
Обычно сенситивные периоды связывают с возрастом наиболее интенсивного прироста показателей. Хотя ускорение ростового процесса имеет место уже в предпубертатном периоде онтогенеза (8-11 лет у девочек и 9-12 лет у мальчиков). Наибольший прирост скелетных размеров, силовых показателей и функциональных возможностей в основном совпадают по срокам с пубертатным периодом (11-13 лет для девочек и 13-15 лет для мальчиков), который является решающим в формировании дефинитивных пропорций тела и всестороннего физического развития. Большая часть многолетней спортивной подготовки в плавании приходится на пубертатный период развития, или период полового созревания. Данный период охватывает возрастной диапазон от 8-9 до 16-17 лет. В свете теории сенситивных периодов это ключевой период в развитии физического потенциала юных спортсменов.
К концу пубертатного периода организм достигает полной половой, физической и психической зрелости. Пубертатный период протекает по нескольким фазам, характеризующимися различными темпами роста и созревания отдельных функциональных систем организма (нервной, костно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной). На протекание пубертатного периода развития существенно влияет регуляторная деятельность эндокринной и нервной систем.
Препубертатная фаза развития характеризуется ускоренным ростом тела в длину и интенсивными изменениями со стороны вегетативных систем организма. Она начинается с повышения активности ЦНС с последующим повышением функциональной активности гипоталамуса и гипофиза на фоне недостаточной активности половых желез.
Собственно пубертатный период характеризуется нарастанием активности половых желез и совершенствованием деятельности всех функциональных систем организма. В начале пубертатного периода еще имеют место относительно высокие темпы увеличения длины и массы тела, которые с каждым годом значительно снижаются.
Постпубертатная фаза развития характеризуется завершением естественного прироста мышечной массы и роста тела в длину и низкими темпами прироста физических качеств. На этой фазе развития организм достигает полной физиологической зрелости.
Наиболее важной с точки зрения спортивной педагогики особенностью развития организма в пубертатном периоде является гетерохронностъ (различия в темпах развития и в сроках созревания) созревания отдельных функциональных систем организма, а также вторичных половах признаков и особенностей телосложения, обусловливающих полную дифференциацию полов (половой диморфизм).
До начала пубертатного периода различия в скорости роста между мальчиками и девочками несущественны. Начало этого периода связано с так называемым пубертатным скачком роста - значительным увеличением скорости роста и появлением межполовой гетерохронности. У мальчиков пубертатный скачок наблюдается между 12,5-15 годами (с максимумом прироста длины тела в 13-15 лет), у девочек в 10,5-14 лет (с максимумом прироста длины тела в 12-13 лет). Однако эти средние сроки имеют очень большую межиндивидуальную вариативность.
С периодом полового созревания тесно связан процесс окостенения (оссификации) скелета, причем девочки в 10-12 лет на 2-3 года опережают в этом отношении мальчиков. Пубертатный период является наиболее важным для формирования физического потенциала юных спортсменов, так как в это время можно добиться максимального прироста физических качеств. Именно такой подход практиковался в ГДР при подготовке юных пловцов. В пубертатном периоде в определенный момент нагрузка для спортсмена резко повышалась (иногда в 2-2,5 раза), что позволяет добиться большого прироста физических качеств и спортивных достижений. Этот момент определяется индивидуально для каждого спортсмена. Такая стратегия особенно важна в подготовке девочек, так как завершение пубертатного развития сопровождается у них окончанием ростового процесса и прироста мышечной массы. Поэтому опоздание с началом применения интенсивных и больших по объему нагрузок у девочек не может быть компенсировано позже и выразится в низком дефинитивном уровне физического развития.
Кроме межполовых, в пубертатном периоде проявляются значительные межиндивидуальные различия. Известно, что в подростковом возрасте рано развившиеся пловцы имеют определенное преимущество по сравнению с пловцами нормального, а тем более позднего развития. Это преимущество особенно проявляется в плавании на коротких дистанциях. На этих дистанциях большое значение имеют размеры тела пловца гребущих его поверхностей, развитие у него аппарата внешнего дыхания и мышечной массы, скоростно-силовых качеств. Однако эти же показатели мешают пловцам с признаками акселерации развития достичь высоких результатов на длинных дистанциях, где успех во многом зависит от экономичной деятельности при передвижении и выносливости. Данные исследований показывают, что биологический возраст и размеры тела оказывают существенное влияние на скорость плавания на коротких дистанциях.
С повышением общего уровня спортивных достижений зависимость скорости от фактора биологической зрелости уже распространяется и на более длинные дистанции. Влияние же биологической зрелости на способность пловца удерживать скорость - остается прежним.
Из данных исследований Т.С. Тимаковой с соавторами видно, что в период пубертатного развития динамика роста спортивных результатов отличается сложным характером. Темп роста спортивных результатов зависит от фазы полового созревания. Выявлена следующая динамика данного показателя (причем она имеет закономерный характер), имеющая значительное сходство у пловцов обоего пола, выступающих на разных дистанциях. Так, наблюдается резкий скачок в темпе роста спортивных результатов в начале первой, препубертатной фазы развития. Затем идёт спад, особенно выраженный во второй, собственно пубертатной фазе и постепенное угасание в третьей, постпубертатной фазе развития.
Резкое возрастание темпов роста спортивных результатов (ТРСР) в начальной фазе полового созревания вызвано активизацией деятельности эндокринной системы, повышением возбудимости нервной системы и в целом реактивности организма, значительным усилением процессов роста.
Следующая, собственно пубертатная, фаза развития характеризуется ослаблением процессов роста и усилением выраженности признаков, присущих каждому полу. В этой фазе наблюдается существенное увеличение массы тела и поперечных его размеров. Завершение процессов биологического созревания сопровождается ухудшением ряда ценных для пловца качеств и свойств (гидродинамических, перцептивных и других). Всё это ведет к снижению темпов роста спортивных результатов. Особенно это проявляется на дистанциях, в которых результат связан в первую очередь не с абсолютными размерами тела, а выносливостью и высокой чувствительностью специфических для пловца анализаторов.
Самый высокий прирост спортивных показателей отмечается у мужчин - представителей наиболее скоростного вида плавания - спринта в кроле на груди (табл. 1).
Наиболее низкие значения темпов роста спортивных результатов отмечены у кролистов-стайеров и брассистов. Отсутствие в табл. 1 данных, касающихся пловцов-дельфинистов и комплексистов, объясняется тем, что лишь отдельные спортсмены выступают в этих дисциплинах на протяжении времени, охватывающего более 3-4 зоны биологической зрелости.
У женщин и мужчин темпы роста спортивных результатов проявляются, прежде всего, в исходном уровне результатов при вступлении их в период пубертатного развития. Хотя в целом у мужчин ТРСР выше, но эти различия в зонах первых 2-х фаз полового созревания не столь существенны. Наиболее выражены их различия у пловцов обоего пола в III, завершающей фазе. И у мужчин, и у женщин динамика ТРСР здесь резко снижена, вплоть до отрицательных значений. У женщин в большинстве видов плавания (за исключением спринтерского кроля) отрицательная динамика ТРСР имеет место, уже начиная с зоны биологической зрелости 7-8 баллов. У мужчин в этой зоне лишь на длинной дистанции в кроле ТРСР носят отрицательное значение. В зоне 8-9 баллов практически на всех дистанциях наблюдается отрицательная динамика.
Таблица 1
Темпы роста спортивных результатов по зонам биологической зрелости у пловцов (%)
Вид плавания | Зоны биологической зрелости | ||||||||
1-2 | 2-3 | 3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 | 7-8 | 8-9 | ||
Мужчины | 100 в/с | 7,3 | 7,1 | 5,2 | 4,4 | 4,1 | 3,6 | 2,1 | 0,6 |
200 в/с | 7,1 | 7,2 | 4,9 | 4,7 | 3,9 | 3,5 | 1,6 | -0,1 | |
400 в/с | 6,7 | 6,5 | 4,7 | 4,8 | 4,0 | 3,3 | 0,9 | -1,7 | |
1500 в/с | 3,8 | 5,1 | 4,1 | 4,4 | 4,2 | 2,9 | -0,1 | -2,1 | |
100 брасс | 5,6 | 6,1 | 4,9 | 4,4 | 3,6 | 4,3 | 1,9 | -1,6 | |
200 брасс | 4,7 | 6,0 | 4,9 | 4,1 | 3,5 | 4,6 | 1,2 | -1,2 | |
100 спина | 6,7 | 5,8 | 6,1 | 5,2 | 4,8 | 2,9 | 1,6 | -0,2 | |
200 спина | 4,4 | 4,5 | 4,8 | 4,7 | 4,3 | 3,1 | 1,3 | - | |
Женщины | 100 в/с | 6,0 | 6,7 | 4,8 | 3,7 | 2,6 | 3,4 | 0,8 | - |
200 в/с | 7,4 | 7,2 | 4,0 | 4,5 | 2,9 | 4,4 | 0,9 | - | |
400 в/с | 7,0 | 6,5 | 5,2 | 4,2 | 2,5 | 3,7 | -1,2 | - | |
800 в/с | 5,4 | 4,7 | 4,4 | 4,5 | 4,5 | 2,3 | -0,2 | - | |
100 брасс | 5,6 | 5,8 | 4,8 | 3,6 | 2,7 | 1,8 | -0,8 | -1,1 | |
200 брасс | 5,2 | 4,9 | 4,5 | 3,5 | 2,9 | 1,7 | -0,5 | -2,0 | |
100 спина | 3,4 | 7,2 | 6,1 | 4,9 | 4,1 | 1,8 | -1,5 | -1,2 | |
200 спина | 7,8 | 7,9 | 5,7 | 4,7 | 3,6 | 1,5 | -1,2 | -0,8 |
Примечание: Прирост результата определяется по формуле:
где
Т1 – результат в период достижения исходного (или предшествующему биологическому возрасту;
Т2 – результат в период достижения следующей градации биологической зрелости.
Естественно, на характере кривой ТРСР отражается доминирующая в этот период система тренировки. Однако, проследив динамику ТРСР у мужчин-кролистов можно уловить значительное их сходство. У женщин на дистанциях 100-400 м имеют место 2-3 пика ТРСР, тогда как на 800 м они отсутствуют.
Сравнение кривых ТРСР пловцов разных поколений показывает, что по мере общего роста спортивных достижений и совершенствование системы спортивной подготовки ТРСР снижаются в зонах предпубертатного развития и повышаются в зонах собственно пубертатного развития. Такие особенности динамики ТРСР обусловлены, прежде всего, более высоким исходным уровнем результатов к моменту вступления детей в период полового созревания. Исходный уровень спортивных результатов вырос у представителей всех специализаций в плавании. Особый прогресс отмечается в брассе. По-видимому, это связано с неуклонным развитием техники плавания самого медленного способа передвижения в воде. Особенно заметно повышение исходного уровня у девушек. Так, сильнейшие брассистки, выступавшие в период 1975-1980 гг., имели в начале пубертатного развития спортивные результаты в пределах 1 мин. 28 с - 1.42 сек. Лучшие брассистки последних лет при том же биологическом статусе имели результаты в пределах 1.24-1.36 с. Те же девочки, которые считаются перспективными на данное время, вступают в период пубертатного развития с результатами в пределах 1.18-1.24с. Такая тенденция обусловлена самой системой подготовки.
2. Динамика роста и физического развития юных пловцов в процессе
многолетней тренировки
Пубертатный период индивидуального развития является очень важным временем для направленного формирования физического потенциала юных спортсменов. На разных фазах пубертата процессы роста и развития контролируются разными гормонами, которые оказывают специфическое влияние на физическое развитие, темпы прироста двигательных способностей, мышечной массы, размеров внутренних органов. Отдельные двигательные способности развиваются гетерохронно – они отличаются друг от друга возрастными периодами ускоренного развития и возрастом «пиковых», максимальных приростов. Именно гетерохронность развития двигательных способностей и функциональных систем организма создает предпосылки для целенаправленного воздействия с помощью физических нагрузок на процессы роста и развития юных спортсменов. Появляется возможность выделить возрастные периоды, оптимальные с точки зрения избирательного развития аэробной производительности, анаэробной производительности, подвижности в суставах, быстроты, максимальной силы, силовой выносливости, скоростно-силовых способностей и т.д.
Согласно теории «сенситивных (чувствительных) периодов» (З.Н. Кузнецова, 1973; А.А. Гужаловский, 1986; Н.Ж. Булгакова, 1984 и др.), наибольшего эффекта от целенаправленной тренировки на прирост отдельных двигательных способностей следует ожидать в периоды наиболее интенсивного развития какой-либо способности или функциональной системы, по всей видимости, определяется достижением определенного уровня биологической зрелости организма. Поэтому нужно планировать направленность и величину тренировочных воздействий с учетом биологической зрелости детей и подростков.
В спортивном плавании достижения зависят не только от уровня развития лимитирующих их физических качеств, но и от эффективности их реализации в специфических условиях водной среды. Поэтому оценивать уровень развития физических качеств необходимо в специфических тестах с последующим объединением результатов, полученных на разных возрастных группах, в физиограммы развития. При этом особое внимание следует обратить на скорость роста отдельных показателей и групп показателей, гетерохронность в развитии разных физических качеств и функциональных систем, степень их развития в конкретном возрасте.
В настоящее время в результате проведения большого числа экспериментальных исследований на юных пловцах различных возрастных групп накоплены данные об особенностях физического развития в разном возрасте. В табл. 2, 4 представлена динамика морфологических характеристик, показателей силовых и функциональных способностей у мальчиков-пловцов с 11 до 17 лет и у девочек-пловчих с 9 до 16 лет.
Таблица 2
Уровни матурации показателей физического развития, силовых и функциональных способностей у пловцов 11-17 лет в % от дефинитивного уровня*
(Н.Ж. Булгакова)
Показатели | Возраст, лет | Автор | ||||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | ||
Длина тела | 82,7 | 85,0 | 88,0 | 93,6 | 95,8 | 97,5 | 98,4 | А.Р. Воронцов, 1977 |
Масса тела | 53,0 | 57,5 | 66,4 | 76,1 | 86,2 | 89,2 | 94,8 | А.Ю. Черкасов, 1983 |
ЖЕЛ | 45,4 | 51,2 | 60,1 | 71,0 | 79,2 | 88,0 | 92,9 | -//-//- |
Кистевая сила | 46,7 | 54,7 | 64,0 | 75,0 | 87,7 | 95,4 | 98,0 | -//-//- |
Становая сила | 41,0 | 47,0 | 52,6 | 64,7 | 76,6 | 84,0 | 97,0 | -//-//- |
ИССВ в 30-секундной работе | 24,7 | 31,4 | 41,2 | 63,9 | 79,7 | 93,4 | 97,3 | А.Р. Воронцов, В.В. Дырко, 1983 |
ИСВ в 3-минутной работе | 31,8 | 39,7 | 57,2 | 71,3 | 92,4 | 93,8 | 98,1 | -//-//- |
Задержка дыхания | 49,2 | 56,6 | 64,8 | 76,3 | 87,2 | 90,9 | 96,4 | -//-//- |
Сила тяги на суше | 32,9 | 38,5 | 47,0 | 60,3 | 76,6 | 88,9 | 95,4 | -//-//- |
Vкоорд | 45,4 | 50,0 | 59,5 | 67,4 | 84,7 | 93,4 | 99,2 | -//-//- |
Vноги | 61,2 | 66,9 | 74,3 | 80,2 | 91,7 | 93,4 | 97,5 | -//-//- |
Дополнительная сила тяги в гидроканале | ||||||||
V=0,6 м/с | 42,3 | 48,2 | 57,1 | 66,7 | 83,9 | 94,6 | 97,6 | А.Р. Воронцов, А.Ю. Черкасов, 1983 |
V = 1,0 м/с | 29,3 | 36,7 | 47,3 | 58,0 | 72,7 | 86,7 | 94,0 | -//-//- |
V = 1,2 м/с | 20,3 | 30,5 | 43,8 | 57,8 | 72,7 | 86,7 | 93,8 | -//-//- |
V = 1,4 м/с | 8,5 | 19,8 | 35,8 | 51,9 | 74,5 | 90,5 | 95,3 | -//-//- |
Показатели аэробной производительности в гидроканале | ||||||||
МПК, л/мин | 37,9 | 41,1 | 51,3 | 63,6 | 78,1 | 89,1 | 94,4 | Н.Н. Сидоров, В.Р. Соломатин, 1983 |
МПК мл/кг/мин | 76,9 | 74,3 | 80,3 | 85,3 | 92,3 | 96,2 | 99,5 | -//-//- |
VПАНО | 72,3 | 78,3 | 84,2 | 89,5 | 96,0 | 98,0 | 99,3 | -//-//- |
ПАНО | 37,9 | 47,9 | 59,8 | 71,8 | 88,6 | 94,3 | 97,7 | -//-//- |
Показатели анаэробной производительности | ||||||||
V в тесте 4х50 | 73,1 | 76,0 | 82,3 | 86,8 | 90,2 | 92,0 | 96,6 | А.Р. Воронцов, |
Лакт. в 4х50 | 52,2 | 61,9 | 66,4 | 67,0 | 85,2 | 86,4 | 95,5 | А.Ю. Черкасов, |
Кислородный долг | 22,7 | 26,8 | 34,9 | 44,7 | 54,5 | 58,5 | 78,9 | Н.Н. Сидоров, 1983 |
* За дефинитивный (конечный) уровень условно приняты значения показателей в 18 лет
На основе серии исследований, проведенных на кафедре плавания ГЦОЛИФК, были построены физиограммы широкого круга показателей юных пловцов с 11 до 18 лет. Для сопоставления уровня развития и скорости роста каждый из показателей был выражен в процентах от дефинитивного (конечного) уровня развития, за который у мальчиков условно были приняты значения в 18-летнем возрасте (хотя на самом деле рост многих характеристик продолжается и после 19-20 лет), у девочек в 16-летнем возрасте, так как к этому времени они достигают половой и морфологической зрелости.
Мальчики. Наиболее «зрелым» показателем у мальчиков 11-12 лет является длина тела. Примерно таким же уровнем зрелости обладают другие скелетные размеры. Вес тела, ЖЕЛ, кистевая и становая сила, максимальное время задержки дыхания существенно уступают длине тела. Характерно, что чем меньше возраст юных пловцов, тем больше разрыв между морфологической и функциональной зрелостью. Только к 15-16 годам достигается определенная сбалансированность в уровне матурации между длиной и другими скелетными размерами тела, с одной стороны, и показателями физического развития - с другой.
Из силовых характеристик наиболее "зрелыми" являются показатели статической силы, уровень развития которых изменяется почти синхронно с весом тела. Значительно отстают от них в возрастном диапазоне 11-16 лет скоростно-силовая и силовая выносливость, а также дополнительная сила тяги в гидроканале, характеризующая специальную силу пловца.
Таким образом, развитие силового потенциала происходит на два года раньше, чем его реализация в плавании.
Уровень зрелости функциональных характеристик (аэробной и анаэробной производительности) в 11-14 лет явно отстаёт от показателей общего физического развития, причем аэробные потенции в большей мере, они более инертны и требуют выполнения большего объема работы для повышения уровня и развития.
Первый этап отбора в ДЮСШ обычно проводится после начальной спортивной подготовки с юными пловцами 11 лет. Затем они переходят к следующему этапу многолетней тренировки. В этом возрасте лишь немногие показатели физического развития и работоспособности превышают 50% уровень зрелости. Поэтому ещё очень велика вероятность ошибки при отборе и определении перспективности. Значительно возрастают уровни зрелости всех показателей в 14 лет, но большинство показателей специфической силы, силовой выносливости и выносливости достигает лишь 50-60% от зрелого уровня. Следовательно, даже в 14 лет ещё очень велика доля риска при прогнозировании спортивной перспективности.
К 16 годам юноши почти по воем показателям и по их соотношениям близки к взрослым пловцам (хотя в функциональном плане им ещё предстоит развиваться 2-3 года). В этом возрасте можно более точно прогнозировать спортивную перспективность в плавании.
Что касается динамики роста показателей физического развития и работоспособности, то у мальчиков уже в 11-12 лет отмечается значительный прирост показателей: максимальное время задержки дыхания, средняя скорость в тесте 4x50 м, содержание лактата после его выполнения. Однако в силу технического несовершенства юные пловцы 11 лет ещё неспособны реализовать физические и функциональные возможности во время плавания, т.е. темпы развития биологических показателей обгоняют возможности их реализации в плавании в среднем на 2 года. Не случайно в 10-11 лет очень мало показателей коррелирует с результатами в плавании, зато число таких показателей резко увеличивается с 12 лет.
Наиболее интенсивный прирост длины тела и других продольных скелетных размеров у мальчиков имеет место с 12 до 15 лет, веса тела - с 12 до 15, ЖЕЛ - с 12 до 16 лет. Другими словами, физическое развитие отстает от роста скелетных размеров тела.
Кистевая сила наиболее интенсивно нарастает с 13 до 15 лет, становая - с 13 до 17, сила тяги на привязи - с 12 до 15 лет. Показатели специальной силы и силовой выносливости наиболее быстрыми темпами увеличиваются с 14 до 16 лет.
Аэробная мощность у мальчиков значительно увеличивается в период с 12 до 16 лет, скорость ПАНО - с 11 до 15 лет.
Наибольший прирост показателей анаэробной производительности отмечается в более старшем возрасте: содержание лактата после выполнения теста 4x50 м, гликолитическая мощность в тесте 4x50 увеличивается с 14 до 15 и с 16 до 17 лет.
Эргометрические показатели (скорость ПАНО, скорость в тесте 4х50 м, максимальная скорость плавания и время ее удержания на дистанции от 50 до 800 м) во всех возрастах оказались наиболее близкими к дефинитивному уровню.
Мальчики 11-12 лет развивают в процессе плавания мощность, составляющую всего 40-50% (табл. 3) от уровня мощности взрослых спортсменов (М = КУ3, где К – коэффициент гидродинамического сопротивления, т.е. мощность работы прямо пропорционально кубу скорости плавания).
К 15-летнему возрасту мощность работы достигает 75-80% от дефинитивного уровня.
Темпы прироста мощности неодинаковы при плавании на различные дистанции, что представляет практический интерес при разработке стратегии многолетней подготовки и нормативных требований для юных пловцов. На дистанции 50 м мощность работы интенсивно увеличивается с 14 до 17 лет (пик прироста в 14-15 лет); на дистанции 100 м с 11 до 17 лет (пик прироста в 14-15 лет); на дистанции 400 м прирост мощности постепенно замедляется на протяжении всего возрастного диапазона - с 11 до 18 лет, несколько увеличиваясь в 14-15 лет; на дистанции 800м наиболее интенсивный прирост мощности отмечается с 14 до 17 лет, после чего наблюдается развоз его замедление.
Таблица 3
Уровни матурации спортивных достижений с 11 до 17 лет у мальчиков
в % от дефинитивного уровня (А.Р. Воронцов)
Показатели | Возраст, лет | ||||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
Скорость плавания на дистанции: 50 м | 72,8 | 78,4 | 82,6 | 85,6 | 90,8 | 94,2 | 98,2 |
100 м | 76,5 | 80,6 | 85,2 | 88,8 | 93,3 | 96,0 | 98,9 |
400 м | 74,0 | 79,8 | 84,2 | 88,0 | 92,0 | 95,1 | 98,7 |
800 м | 74,2 | 79,7 | 84,1 | 86,8 | 91,3 | 95,3 | 99,1 |
Мощность при плавании на: 50 м | 38,6 | 48,2 | 56,4 | 62,7 | 74,9 | 83,6 | 94,7 |
100 м | 44,8 | 52,4 | 61,8 | 70,0 | 81,2 | 88,5 | 96,7 |
400 м | 40,5 | 50,8 | 59,7 | 68,1 | 77,9 | 86,0 | 91,2 |
800 м | 40,8 | 50,6 | 59,0 | 65,4 | 76,1 | 86,5 | 97,3 |
Девочки. Описать процессы роста и биологического развития девочек, занимающихся плаванием, значительно труднее, чем мальчиков, в связи с тем, что количество экспериментальных исследований, проведенных на спортсменках, недостаточно. Уровни зрелости показателей физического развития девочек 9, 13 и 15 лет в процентах от дефинитивных значений соответствуют уровням зрелости данных показателей у мальчиков 11, 15 и 17 лет (табл. 4).
Девочки к 16 годам достигают морфологической и биологической зрелости. Как уже говорилось, прирост длины и веса тела у них практически прекращается после 15 лет (у юношей с 17 до 18 лет прирост длины тела в 2 раза, а веса тела - в 7 раз выше, чем у девушек с 15 до 16 лет). Пики прироста таких показателей, как длина тела, вес тела, ЖЕЛ и становая сила у девочек наблюдаются на 2 года раньше, чем у мальчиков, что свидетельствует о более раннем вступлении в пубертатный период развития. Кроме того, у девочек отмечается выраженное предпубертатное ускорение роста и развитие в 9-11 лет.
Таблица 4
Уровни матурации показателей физического развития, силовых и функциональных способностей у девочек-пловчих 9-15 лет
(в % от дефинитивного уровня 16 лет)
Показатели | Возраст, лет | ||||||
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
Длина тела | 82,4 | 86,5 | 90,3 | 92,8 | 97,2 | 97,9 | 99,3 |
Вес тела | 57,8 | 61,2 | 68,2 | 77,9 | 87,4 | 91,5 | 95,6 |
ЖЕЛ | 48,2 | 55,4 | 64,6 | 75,9 | 85,1 | 90,4 | 94,0 |
Кистевая сила | 45,7 | 51,4 | 60,0 | 68,6 | 80,0 | 88,6 | 94,3 |
Становая сила | 44,9 | 52,8 | 62,9 | 71,9 | 77,5 | 84,3 | 92,1 |
МПК | 59,7 | 64,9 | 73,0 | 82,0 | 90,2 | 96,0 | 98,2 |
Динамика прироста длины тела, веса тела и становой силы у девочек в целом очень похожа на динамику этих показателей у мальчиков. Учитывая, что рост и физическое развитие девочек, как уже говорилось, завершаются к возрасту наступления первой менструации, а также высокую степень подобия динамики созревания морфологических показателей у девочек 9-16 лет и мальчиков 11-18 лет, можно сделать выводы относительно оптимальной направленности тренировки девочек в разные возрастные периоды:
- применять большие объемы плавательной подготовки и целенаправленной силовой подготовки следует примерно на 2-2,5 года раньше, чем в работе с мальчиками-сверстниками.
- оптимальным периодом для воспитания выносливости является возраст 10-12 лет;
- целенаправленная силовая подготовка должна начинаться не позднее 12-13 лет. После 16 лет нельзя ожидать увеличения силовых возможностей в связи с прекращением прироста морфологических показателей;
- максимальные по объему и интенсивности нагрузки следует применять уже в 14-16 лет с учетом индивидуальных темпов биологического развития.
Результаты анализа возрастной динамики роста и развития иных пловцов в процессе многолетней тренировки позволяют сформулировать следующие практические выводы:
1. Физические качества и функциональные возможности организма развиваются гетерохронно, (это зависит от темпов пубертатного развития человека).
У мальчиков период наиболее интенсивного прироста большинства показателей силы, силовой выносливости и анаэробной производительности как бы сдвинут (по сравнению с девочками) на возраст после 14 лет, с пиками прироста в 14-15 и 16-17 лет. Наиболее интенсивный прирост аэробных возможностей приходится на 11-15 лет с пиками прироста в 13-15 лет.
У девочек пиковые приросты показателей физического развития наблюдаются на 2 года раньше. После 15 лет процессы роста у них резко тормозятся. В связи с этим содержание подготовки (направленность, объем и интенсивность применяемых нагрузок) девочек должно коренным образом отличаться от содержания подготовки мальчиков того же возраста.
2. Исходя из представлений о сенситивных периодах развития физических качеств, их целенаправленную тренировку следует проводить именно во время наиболее интенсивного прироста. Конечно, и в более раннем возрасте необходимо применять нагрузки, воздействующие на весь комплекс физических качеств (величина их должна соответствовать уровню функциональных и адаптационных возможностей юных спортсменов). Однако наступление сенситивного периода является сигналом для акцентированного применения тренировочных нагрузок, направленных на развитие тех качеств, которые в данный период растут наиболее быстрыми темпами.
3. В те возрастные периоды, когда наблюдаются низкие темпы прироста того или иного физического качества, нецелесообразно и не эффективно проводить тренировку, направленную на развитие этого качества, так как его прирост будет незначительным или вообще отсутствовать. Поэтому в первые годы многолетней специализированной подготовки юных пловцов, когда физическое развитие протекает очень медленно (для девочек 8-9 лет, для мальчиков - 9-11 лет), наиболее целесообразно акцентировать внимание на совершенствование технической подготовленности, на овладении ими как можно более широким кругом двигательных действий.
4. При построении многолетней подготовки юных пловцов нужно учитывать не только уровни зрелости, темпы прироста и соотношение показателей, определяющих уровень спортивных достижений в каждом возрасте (этапные модели). Необходимо всегда помнить о том, что функциональные и адаптационные возможности организма юных пловцов - это не одно и то же.
Дети и подростки, имеющие высокие функциональные возможности могут на высоком уровне работать в отдельных тренировочных сериях и даже целых тренировках, однако это не значит, что они смогут выдерживать подобные нагрузки на протяжении серии занятий или периода подготовки.
3. Зависимость динамики физического развития и спортивных
достижений от индивидуального типа биологического созревания
Физиограммы развития, основанные на среднестатистических данных, отражают общий ход процесса роста, характерного для большей части юных пловцов каждой возрастной группы и являются основным материалом для разработки нормативных требований по их физической подготовке и рационального построения многолетней тренировки.
Однако, как уже говорилось, эффективное управление многолетней подготовкой юных спортсменов невозможно без учета индивидуальных темпов роста, уровня и сроков развития основных физических качеств, которые отличается большой вариативностью. У детей в возрасте 12-15 лет в пубертатном периоде наблюдаются значительные индивидуальные различия как по морфофункциональным показателя, так и по выраженности признаков пола. Признаки возрастной зрелости довольно слабо связаны с паспортным возрастом. В то же время они достоверно связаны с уровнями проявления физических качеств и функциональных возможностей. Так, фактор скорости полового созревания у мальчиков определяет уровень проявления силы на 50-55% (В.Г. Властовский, Ю.А. Арестов и др.), фактор зрелости костной системы - уровень физической работоспособности по показателям МПК (Холман, 1967).
Биологическую зрелость организма и гармоничность его развития у детей одного паспортного возраста можно точно определить по показателям длины тела и уровня развития вторичных половых признаков (В.Г. Властовский). Длина тела тесно связана с большинством продольных размеров и уровнем развития физических качеств и отражает интенсивность обмена веществ в организме. Степень же выраженности вторичных половах признаков свидетельствует об уровне созревания функциональной системы «гипоталамус – гипофиз – надпочечники - половые железы». Дети одного паспортного возраста могут существенно различаться между собой по скорости процесса роста, времени вступления в пубертатное развитие и темпам матурации.
Около 60% школьников-спортсменов 13-14 лет имеют средний тип биологического развития, примерно 20% составляют индивиды с ускоренным и 20% - с замедленным развитием. Вероятно, такая же примерно картина характерна для юных спортсменов, хотя нельзя исключить влияние отбора и спортивной подготовки на сроки полового созревания.
Поскольку первичный отбор проводится в основном с учетом морфологических критериев, вполне возможно, что в плавании остаются дети определенных типов развития. Необходимо отметить, что среди детей ретардированного типа развития более половины имеет ухудшенное и плохое физическое развитие, а 75% детей акселерированного типа развития имеет хорошее физическое развитие.
Разница между средними значениями длины тела у акселератов и ретардантов достигает максимальных величин у девочек в 11-13 лет, у мальчиков - в 13-15 лет. У девочек разница по длине тела составляет 6 см, а у мальчиков 14 см.
Можно предположить, что такие же, если не большие, различия существуют между детьми этих типов биологического развития, как по физическим качествам, так и по уровню развития функциональных систем.
Все сказанное объясняет, почему подавляющая часть юных чемпионов в плавании впоследствии не становятся спортсменами высокого класса. Своими победами они обязаны более раннему началу или более высоким темпам развития. Именно за счет этого они приобретают временное преимущество над сверстниками по уровню физического развития и спортивных достижений. Впоследствии их нередко обгоняют дети с нормальными и поздними сроками биологического созревания. Чем раньше и интенсивнее протекает созревание организма, тем ниже потенциал индивидуального развития. Дети средней и высокой ростовых групп, имеющие позднее половое развитие, растут дольше остальных, имеют более высокий потенциал развития и к дефинитивному возрасту достигают больших размеров тела и уровня развития физических качеств.
Так как возраст высших достижений в плавании и у мужчин, и у женщин совпадает с возрастом достижения биологической зрелости, но тип биологического развития сам по себе не является фактором, лимитирующим уровень спортивных достижений. Однако, как уже говорилось, в пубертатном периоде тип биологического развития существенно влияет на уровень проявления физических качеств, энергетической производительности и спортивных результатов. Это необходимо учитывать при планировании тренировки в возрастных группах и проведении отбора юных пловцов. В процессе многолетней тренировки необходимо непрерывно осуществлять контроль за степенью биологической зрелости юных спортсменов.
Установлено, что в период максимального прироста таких показателей, как длина и вес тела, длина конечностей, наблюдается спад спортивных результатов, иногда значительное временное снижение результатов, связанное с резким увеличением размеров тела, не может рассматриваться как показатель неперспективности юных спортсменов и быть причиной для отсева.
Максимально высокие для себя результаты юные пловцы демонстрируют обычно через 3-6 месяцев после пика прироста морфологических характеристик.
У некоторых мальчиков в пубертатном периоде наблюдалась задержка созревания - период покоя, длившаяся 1-1,5 года и сопровождавшаяся значительным ухудшением спортивных результатов, вследствие чего они были отчислены из ДЮСШ. Причиной остановка роста спортивных достижений могут быть как задержка биологического развития, так и чрезвычайно высокие темпы прироста морфологических характеристик, приводящие к временной диспропорции в морфологическом и функциональном развитии.
Это подтверждает необходимость учета степени биологической зрелости и темпа созревания при прогнозировании спортивной перспективности юных пловцов и планировании многолетней тренировки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности подростков
Материал к родительскому собранию на тему "Подростковый возраст"...
Возрастные особенности школьников
Характеристика индивидуальных особенностей в зависимости от их возраста....
Родительское собрание в 5-х классах ««Возрастные особенности и адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене»
Методическая разработка данного родительского собрания раскрывает тему кризисного этапа в школьной жизни ребенка – переход в среднее звено. На собрании дается физиологическое и психологическое обоснов...
Возрастные особенности одиннадцатиклассников.
Последний, одиннадцатый год обучения в общеобразовательной школе - один из самых сложных периодов для учащихся и их родителей. Привычное и предрешенное течение событий подходит к концу. Выпускникам не...
Методическая разработка. Программа учебного модуля: «Возрастные особенности юности. Психологические особенности познавательной сферы»
Методологической основой содержания программы является деятельностный подход, основанный на компетенциях. Слушатели программы должны иметь не только теоретические представления о данной возрастной кат...
Тренировка пловцов в условиях среднегорья
Одними из чудесных уголков природы являются горы, с их растительностью, с величавыми снежными вершинами, с суровыми теснинами, шумными водопадами, горными озерами, бурными реками, оздоровительными ист...
Проект: «Народный костюм, его состав, художественные особенности, социальная и возрастная особенность»
Одна из действенных инновационных систем является исследовательская деятельность. Актуальность исследовательской работы вызвана, с одной стороны, необходимостью совершенствования уже имеющихся подходо...