Быт и традиции Донского казачества
план-конспект на тему
Быт и традиции Донского казачества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
byt_i_traditsii_donskogo_kazachestva.docx | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Быт и традиции Донского казачества
Тема «Кто такие казаки?»
Программное содержание.
- Познакомить детей с картой родного края, актуализировать знание детьми названий городов и станиц родного края.
- Сформировать представление детей о казаках как о защитниках родной
земли, их истории и самобытности.
- Воспитывать в детях любовь и уважение к родной земле путем ознакомления с казачьим фольклором.
- Развивать словарный запас младших школьников.
Предварительная работа.
- Разучивание пословиц и поговорок о родной земле, дружбе и товариществе. - --Беседы с детьми о родном крае. Иллюстрации с изображением казаков ХIХ, ХVII–XVIII веков, кочевников (татар или половцев), казачьих станиц и крепостей.
Ход занятия
Педагог:
Ребята, как называется место, в котором мы живѐм?
Почему наш край называют Донским? Давайте посмотрим на карту нашего края. Попробуйте найти на карте Весёлый. (Дети показывают, отмечают его значком-символом). Найти на карте реку Дон.
А какие ещѐ города и посѐлки нашего края вы знаете, в каких бывали?
(Дети называют известные им города и посѐлки, показывают их на карте).
Славится наша земля красивой природой, плодородными полями,
речными и лесными богатствами. Но более всего знаменита она тем, что с
незапамятных времѐн живут здесь казаки. ( Показать иллюстрации.)
Ребята, а что вы знаете о казаках? (Дети рассказывают, что видели
казаков на праздниках и концертах, слышали их песни, узнают их по форме).
Действительно, костюм казака сильно отличается от традиционного
русского костюма, как и жизненный уклад. Это связано с историей
казачества. Первые поселения казаков появились на берегу Дона ещѐ в
древности. Тогда на нашей земле жили кочевые народы, которые пасли
огромные стада лошадей, быков, овец и перебирались с места на место,
захватывая земли других народов, сжигая и грабя их города. (Показать иллюстрацию кочевника.) Поэтому казакам приходилось всю жизнь проводить в военных походах – отвоѐвывать территорию у кочевников, а позже защищать свою землю от набегов. Все в жизни донцов было подчинено военной службе: вначале их городки были похожи на военные лагеря из шалашей и землянок, а позже у казаков появились станицы, защищѐнные со всех сторон и даже крепости. (Показать иллюстрации).
Казаки славились как искусные воины. С детства они учились стрелять, рубать шашкой, скакать на коне и ухаживать за ним. Само слово «казак» можно перевести как « легкий всадник».
(Проводится игра «Кони»).
Защищая границы русского государства, православную
веру, донцы, тем не менее, ценили свою вольную жизнь на Дону, почитали
Дон как святыню, называя его «батюшка», «Дон Иванович». Подчиняясь
русскому царю, казаки считали себя людьми вольными – сами выбирали на
общем сходе, называвшемся «казачий круг», своего атамана. В каждой
станице избирался станичный атаман, а из числа самых почитаемых стариков
– судьи. На Дону правила уважения к старшим, к родителям соблюдались
очень строго. Строго соблюдали казаки и законы товарищества – об этом
говорится в народных пословицах. Вы их знаете? (Ответ детей: Сам
погибай, а друга выручай; Нет уз святее товарищества; и пр.)
Воспитатель: Но превыше всего ценят казаки воинскую честь. Как вы
думаете, ребята, что это значит? (Ответы детей – быть преданным своему
народу, вере отцов, Родине. Защищать их даже ценою своей жизни).
Любовь к своей земле слышится в казачьих песнях, пословицах.
Какие пословицы о родной земле вы знаете?
Дети: Своя земля и в горсти мила.
Где сосна взросла, там она и красна.
Родимая сторона мать, чужая – мачеха.
На чужой стороне и весна не красна.
На родной стороне и камушек знаком.
Слышится любовь к родной земле и в казачьих сказках.
Сказка «Что на свете всего милее»
Как-то раз в привольной степи на перекрѐстке двух дорог повстречались
важный турецкий паша, вельможный польский пан и простой донской казак.
Встретились и между собой повели речь. Долго обо всем беседовали, и
наконец вельможный пан говорит: «А ну-ка получше подумайте, да потом
скажите, что на свете всего милее?»
Усмехнулся турецкий паша, по толстому брюху рукой гладит: «Чего ж
тут думать?! Всего милее жирный плов из риса с бараниной. Съешь его и
пальцы оближешь».
Засмеялся вельможный пан: «А, по-моему, нет ничего милее на свете,
чем дорогое вино: ковш выпьешь – и по всему телу побежит огонь, радостно
станет на сердце…» Заспорили турецкий паша и вельможный пан, что лучше
– вино или плов.
Донской казак слушал их, слушал, а потом и говорит: «Вижу я, что один
из вас обжора, а другой – пьяница. Всего милее на свете родная земля с еѐ
широкими степями, дремучими лесами, высокими горами и быстрыми
реками, На чужой стороне мне и жирный плов не пойдѐт в горло, вино
покажется горьким. А на родной земле корку хлеба съем – и сыт буду, воды
выпью, и другого ничего мне не надобно». Больше с ними не стал казак
терять даром слов. Коня плетью тронул и дальше поехал своею дорогой.
Ребята, понравилась вам сказка? Так кто же такие казаки?
Какие правила и заповеди нужно исполнять, чтобы стать настоящими
казаками?
(С детьми прикрепляет в углу карты родного края символ –значок «казачка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Связь материальной культуры древних этносов донского края и донского казачества
Познакомить учащихся с "историческими корнями" женского костюма на Дону...
"Отечества достойные сыны" (Праздник в честь Дня Защитника Отечества, с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)
В разработке мероприятия использованы факты истории создания праздника "День Защитника Отечества", факты жизни и деятельности великих полководцев Руси в разные периоды истории....
"Отечества достойные сыны" (Праздник в честь Дня Защитника Отечества, с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)
В разработке мероприятия использованы факты истории создания праздника "День Защитника отечества", факты жизни и деят великих полководцев Руси в разные периоды истории. Особый ...
Сценарий внеклассного мероприятия для коррекционной школы-интерната VIII вида "Родина моя - Россия!" (с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)
Цели: формировать системные представления о государственных символах России;воспитать чувство любви к родному Отечеству;показать, что каждый ребенок нашей Родины является частичкой России;формировать ...
Символика и традиции донского казачества.
У донских казаков были свои богатые традиции, была и остаётся сейчас своя символика. Об этом идёт беседа на мероприятии....
Быт и традиции Донского казачества
Сценарий о быте и традициях Донских казаков...
Традиции и обычаи донского казачества
Интегрированный урок...