Образовательная программа направления "Дизайн одежды. Швейное дело"
рабочая программа по теме
Образовательная программа «Дизайн одежды. Швейное дело» приобретает актуальность в связи с углублением интересов обучающихся и является формой развития творческих способностей, природной одарённости, обогащения их знаний по теории и практике самостоятельного проектирования и создания одежды, её художественного оформления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dizayn_odezhdy._shulgina_m.a.docx | 112.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УНИТАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Рассмотрено и одобрено УТВЕРЖДАЮ
на заседании методического Директор МБУ ДО «ГЦПОО»
совета ________________А.А. Золотарев
протокол №__ от «___»_____2016 приказ №__ от «___» ______ 2016
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ. ШВЕЙНОЕ ДЕЛО.
Возраст обучающихся: 14-18
Срок реализации программы 2 года
Разработала
Шульгина Мария Андреевна,
педагог дополнительного
образования
Воронеж
2016
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………….……3
Направленность образовательной программы……………………………....3
Новизна образовательной программы………………………………………4
Актуальность………………………………………………………………….…….4
Педагогическая целесообразность…………………………………………...….4
Цель обучения…………………………………………………………….........5
Задачи обучения……………………………………………………………….5
Отличительные особенности данной программы…………………………...6
Условия реализации образовательной программы………………………….7
Ожидаемые результаты освоения программы……………………………...10
Формы педагогического контроля………………………………………..…11
Система определения результативности. Оценка компетентности……………...…11
Формы подведения итогов реализации образовательной программы………….…13
I. Учебный план образовательной программы …………………………….….14
II. Учебно – тематический план образовательной программы …………........15
III. Содержание программы………………………………………..…………....23
IV. Дидактическое обеспечение курса …………………………………..........30
V. Методическое обеспечение программы…………...…………………...…...31
VI. Материально – техническое обеспечение курса ……………………….....31
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………....33
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тип программы: модифицированная
Вид программы: общеразвивающая
Направление программы: художественное.
Дизайн – сфера деятельности человека, продуктом которой является предметный мир. Человек, который занимается дизайном одежды, стремится сделать окружающие предметы не только технически целесообразными, но и удобными, красивыми. Этот процесс требует воображения, творческой энергии и оригинального мышления, а так же способности рисовать и шить.
В связи с развитием промышленного способа изготовления вещей и массовым их потреблением, профессия дизайнера становится очень востребованной. Одним из направлений творческой проектной деятельности является дизайн одежды – искусство создания костюма как утилитарной вещи и одновременно художественного произведения.
В настоящее время всё большей популярностью пользуется новая специальность – дизайнер. Профессия дизайнера одежды считается одной из самых привлекательных, так как сопровождается популярностью, интересной светской жизнью и высокими доходами. Она прекрасно подходит творческим личностям, которые искренне интересуются модой во всех ее проявлениях, имеют хороший художественный вкус и навыки рисования, а также не боятся монотонной работы. Должность дизайнера одежды востребована в швейных фабриках, ателье, дизайнерских мастерских и домах моды.
Направленность образовательной программы
История развития одежды и повседневная практика убеждают в том, что в искусстве одеваться художником должен быть каждый. Одним это дано природой, а другим – нет. Данная программа имеет художественную направленность и подразумевает изучение более широкого спектра ремесел и видов искусства для создания интересных и творческих работ обучающихся.
Художественно – эстетическая направленность программы помогает воспитывать в себе художника и подчеркнуть индивидуальность человека.
Новизна образовательной программы
Новизна программы «Дизайн одежды. Швейное дело» заключается в том, что данная программа открывает широкие возможности для выявления талантливых детей и подростков, которые в будущем могут стать модельерами, художниками, конструкторами, режиссерами, педагогами, а также опытными портными и ремесленниками.
В процессе обучения происходит развитие творческого потенциала и эстетических чувств подростка.
Обучающимся впервые предоставляется возможность изучить в комплексе следующие виды деятельности: конструирование, моделирование, технологию изготовления и дизайн костюма, а также приобрести навыки художественно декорировать одежду и представлять ее на сцене и подиуме.
Актуальность программы
Программа «Дизайн одежды. Швейное дело» приобретает актуальность в связи с углублением интересов обучающихся и является формой развития творческих способностей, природной одарённости, обогащения их знаний по теории и практике самостоятельного проектирования и создания одежды, её художественного оформления. Особенно это важно в преддверии юности, когда складываются вкусы, формируется представление о гармонии, приобретает очертания склад личности.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы заключается в занятости обучающихся и их профессиональном развитии, а также раскрывает творческий потенциал личности и побуждает к достижению поставленных целей обучения.
Программа «Дизайн одежды. Швейное дело» интегрирует знания и умения по таким общеобразовательным дисциплинам как «Технология обработки ткани», «Мировая художественная культура», «Изобразительное искусство», «Информационные технологии» и создает благоприятные условия для творческой самореализации личности.
Цель обучения
Создание условий для раскрытия творческих способностей и развития эстетического вкуса обучающихся через овладение основами самостоятельного проектирования и создания одежды, её художественного оформления.
Задачи обучения
А. Обучающие:
- познакомить обучающихся со сферой деятельности дизайнера одежды;
- научить выполнять дизайн – проект;
- познакомить с историей одежды;
- познакомить с этапами процесса моделирования одежды;
- сформировать знания, необходимые для создания оригинальных моделей;
- познакомить с формами деталей и отделкой и их использованием в дизайне одежды;
- сформировать знания, умения и навыки проектирования, моделирования и конструирования одежды;
- обучить технологии пошива некоторых видов одежды;
- сформировать навыки работы на швейном оборудовании.
Б. Развивающие:
- формировать интерес к различным видам декоративной отделки;
- побуждать желание совершенствоваться в данном направлении декоративно – прикладного искусства;
- развивать способности обучающихся к творчеству, самовыражению и самореализации;
- развитие способности мыслить, моделировать и создавать оригинальные изделия.
В. Воспитательные:
- воспитание трудолюбия, усидчивости, целеустремлённости, умения планировать свою деятельность;
- формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности;
- развитие ответственности и самостоятельности, индивидуальности.
Г. Профориентационные задачи:
- создание условий для раскрытия способностей обучающихся и их осознанного профессионального самоопределения;
- ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
- знакомство с особенностями современного рынка труда;
- формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора;
- повышение компетентности обучающихся в области планирования карьеры.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью реализации программы является информатизация образовательного процесса: применение компьютерной техники для демонстрации, систематизации и хранения применяемого наглядного материала, использовании информационно – коммуникационных технологий при проведении практических занятий.
Программа составлена с учётом дидактических принципов: принцип индивидуального подхода, принципов наглядности и доступности, сознательности и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Обучающийся продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках. Основные приёмы работы изучаются с нарастающей сложностью и многократно повторяются в течение учебного года.
Наряду работы с группами обучающихся, программа предусматривает широкое использование методов индивидуальной работы с подростком. Право выбора наиболее комфортного темпа и полноты объёма принадлежит обучающемуся.
Программа предполагает применение щадящих приёмов и методов. Чтобы не повредить зрению, на каждом занятии проводится гимнастика для глаз. Во время занятий практикуются физкультминутки, а также физкультурные паузы, главная задача которых снять напряжение с мышц спины, шеи и кистей рук.
Условия реализации образовательной программы
Образовательная программа «Дизайн одежды. Швейное дело» предназначена для подростков 14 – 17- летнего возраста и рассчитана на два года обучения.
Набор детей свободный. В группы 1 года обучения принимаются все желающие без предварительного отбора. При наличии свободных мест подростки могут приниматься в группы 2 года обучения по результатам собеседования и просмотра педагогом ранее выполненных ими работ.
Количество обучающихся в группах не более 10-12 человек, т.к. каждый этап работы требует индивидуального подхода к каждому учащемуся.
Занятия проводятся во внеурочное время в оборудованном, хорошо проветриваемом и освещенном помещении. Объем материала разделен на два этапа освоения, по 144 часа в год. Недельный цикл занятий предусматривать учебную нагрузку: 2 раза по 2 академических часа с переменой 10 минут.
Основной формой реализации образовательного процесса является учебное занятие, наряду с которым используются такие формы, как конкурсы, выставки, экскурсии, открытые занятия, мастер – классы для педагогов и родителей и др. Основной формой организации обучающихся на занятиях является групповая форма работы.
Во время проведения занятий педагог использует фронтальную, индивидуальную и мелкогрупповую формы работы.
Фронтальная форма предполагает работу со всей группой (при демонстрации образцов поузловой обработки, показ электронных презентаций и т. д.)
Индивидуальная форма предполагает постановку задач индивидуально каждому обучающемуся с учетом его способностей, желания, уровня подготовки. Анализ результатов выполнения задания также может проводиться индивидуально.
В основе мелкогрупповых методов лежит работа в малых группах:
- совместно – индивидуальная форма; при такой форме каждым воспитанником выполняется определенная часть коллективной работы;
- совместно – последовательная форма; в этом случае младшие обучающиеся выполняют наименее сложные элементы, старшие – дополняют их, или собирают в композиции, выполняют окончательное оформление изделий;
- совместно – взаимодействующая форма; при такой форме одну работу делают двое, самостоятельно распределяя обязанности между собой. Так могут выполняться подарочные или выставочные работы.
При обучении
- по источнику информации:
А. словесные:
- рассказом или беседой начинается, например, разговор об истории одежды, о законах композиции костюма, и т.д.;
- объяснение особенностей выполнения тех или иных приёмов, способов, технологии изготовления изделий и др.;
- инструктаж по технике безопасности.
Б. наглядные:
- демонстрация образцов изделий, рисунков, таблиц, приёмов выполнения работы и т.д.
- демонстрация мультимедийных презентаций.
В. практические:
- выполнение обучающимся изделий, разработка дизайн – проекта, эскизов, упражнения по выполнению тех или иных приёмов и др.
- по уровню познавательной активности:
А. объяснительно – иллюстративный:
- обучающийся получает и осваивает готовую информацию;
Б. репродуктивный:
- обучающийся воспроизводит те или иные действия педагога в соответствии с принципом «делай как я»;
В. частично-поисковый:
- обучающийся вносит изменения в швейные изделия;
Г. творческий:
- самостоятельная постановка задачи и самостоятельный поиск ее решения. При выполнении творческих заданий воспитанник самостоятельно выбирает тему, разрабатывает эскиз, подбирает отделку, технологию изготовления, выполняет изделие и выбирает способ оформления.
Одним из необходимых условий реализации программы является:
- сохранность контингента обучающихся по годам обучения;
- интерес к виду деятельности;
- предоставление ребенку выбора для самореализации;
- доверительные отношения между обучающимися и педагогом.
Ожидаемые результаты освоения программы
К концу I года обучения обучающийся
будет знать:
- безопасные приемы труда с инструментами и приспособлениями для ручных и машинных работ;
- терминологию и технологию выполнения ручных работ;
- терминологию и технологию выполнения машинных швов;
- устройство и регуляторы швейной машины;
- виды ручной вышивки и аппликации;
- историю костюма, стили одежды;
- технологию пошива изделия и правила отделки;
- изучит каталог форм и деталей, используемых в одежде;
- правила выбора ткани для одежды;
научится:
- пользоваться готовыми выкройками из системы автоматического проектирования;
- испытает опыт творческого отношения к трудовой деятельности;
- проявит желание совершенствоваться в данном направлении декоративно – прикладного искусства.
К концу 2 года обучения
будет знать:
- алгоритм создания дизайн – проекта;
- исторические и современные стили одежды;
- основные силуэтные формы;
- этапы процесса моделирования одежды;
- законы композиции костюма;
- единство стиля костюма, причёски, косметики, аксессуаров.
научится:
- снимать измерения фигуры;
- выполнять простые эскизы изделий;
- читать и строить чертёж платья;
- выполнять техническое моделирование плечевых изделий;
- подбирать ткань и отделку для изготовления плечевого изделия;
- выполнять раскрой изделия;
- проводить примерку;
- обрабатывать детали кроя;
- выполнять окончательную отделку изделия;
- выполнят чертеж плечевого изделия с модельными особенностями;
- оформлять дизайн – папку;
Проявит способности мыслить и создавать оригинальные изделия.
Волевые качества личности станут более выраженными.
Проявит самостоятельность и индивидуальность в составлении дизайн- проекта.
Формы педагогического контроля
В данной программе на различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.
В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы устного (индивидуального, фронтального контроля), письменного, практического контроля и самоконтроля обучающихся.
Система определения результативности. Оценка компетентности.
Диагностика результативности освоения программы осуществляется через использование разных форм и методов:
- текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой беседы;
- наблюдение за обучающимся на занятии (прямое, косвенное);
- итоговый контроль умений и навыков при анализе работы;
- участие в демонстрациях и конкурсах.
Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной жизни.
Основные критерии оценки работ обучающихся:
1 год обучения:
- соответствие изделия образцу;
- аккуратность исполнения работы;
- цветовое решение;
- скорость выполнения изделия.
2 год обучения:
- соответствие изделия технологии выполнения;
- цветовое сочетание;
- самостоятельность, творческая инициатива и организованность;
- аккуратность выполнения;
- умение вносить изменения и дополнения в работу с изделием;
- создание оригинальной модели одежды;
- умение применять различные формы отделки;
- применение полученных знаний и умений при решении и выполнении практических заданий, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
- оформление и защита презентации.
Выпускник, освоивший программу, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов
ее достижения, определенных руководителем;
- анализировать и корректировать собственную деятельность, нести
ответственность за результаты своей работы;
- осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
- использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
- работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
Выпускник, освоивший программу, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
- быть в курсе последних тенденций моды, быть открытым для новинок;
- разрабатывать творческие проекты;
- определять свойства и качество материалов для изделий различных
ассортиментных групп;
- обслуживать швейное оборудование и оборудование для влажно –
тепловой обработки узлов и изделий;
- выполнять поэтапную обработку швейных изделий различного
ассортимента на машинах и вручную;
- формировать объемную форму полуфабриката изделия с использованием оборудования для влажно-тепловой обработки;
- соблюдать правила безопасности труда;
- пользоваться технической, технологической и нормативной документацией;
- выполнять поузловой контроль качества швейного изделия;
- определять причины возникновения дефектов при изготовлении изделий;
- уметь защищать свои творческие проекты.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
- открытые занятия для педагогов, родителей;
- участие во внутригрупповых выставках, а также в выставках районного, городского уровней.
Итоги подводятся в середине и в конце учебного года в ходе промежуточной и итоговой диагностики. Результаты позволяют отслеживать степень усвоения знаний, умений и навыков каждого обучающегося.
Подведение итогов деятельности обучающихся проходит в форме собеседования, опроса, тестирования, защиты творческих проектов.
Все обучающиеся участвуют в выставках, представляя свои лучшие законченные работы.
В течение года наиболее удачные работы воспитанников участвуют в районных и городских выставках, к которым все желающие серьёзно готовятся. Участие в них определяется по результатам отбора работ организаторами выставки.
В конце 2 этапа обучения проходит аттестация по итогам освоения содержания программы, которая осуществляется согласно Положению об аттестации обучающихся учебных групп, объединений с вручением обучающимся свидетельства установленного образца.
I. Учебный план образовательной программы
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | ||
Теор. | Практ | Всего | ||
1-й год обучения | ||||
1 | Вводное занятие. Введение в специальность | 2 | 2 | |
2 | Машиноведение | 2 | 4 | 6 |
3 | Материаловедение | 2 | 4 | 6 |
4 | История моды | 6 | 6 | 12 |
5 | Имидж и стиль | 4 | 2 | 6 |
6 | Элементы композиции костюма | 2 | 6 | 8 |
7 | Технология выполнения ручных и машинных швов. Детали швейных изделий | 8 | 20 | 28 |
8 | Конструирование и моделирование изделий | 4 | 12 | 16 |
9 | Выполнение творческого проекта «Юбка» | 4 | 18 | 22 |
10 | Выполнение творческого проекта «Брюки» | 6 | 30 | 36 |
11 | Итоги. Демонстрация работ обучающихся | 2 | 6 | 8 |
ИТОГО | 40 | 104 | 144 | |
2-й год обучения | ||||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Машиноведение | 4 | 2 | 2 |
3 | Материаловедение | 4 | 2 | 2 |
4 | История костюма | 8 | 4 | 4 |
5 | Имидж и стиль | 6 | 4 | 2 |
6 | Спецрисунок | 8 | 2 | 6 |
7 | Элементы композиции костюма | 8 | 2 | 6 |
8 | Технология выполнения машинных швов и поузловой обработки швейных изделий | 28 | 8 | 20 |
9 | Конструирование и моделирование одежды | 18 | 4 | 14 |
10 | Выполнение творческого проекта «Летнее платье» | 18 | 4 | 14 |
11 | Выполнение творческого проекта «Блуза» | 32 | 6 | 26 |
12 | Итоги. Демонстрация работ обучающихся. Участие в показах и выставках | 8 | 2 | 6 |
ИТОГО | 144 | 42 | 102 |
II. Учебно – тематический план образовательной программы
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 год обучения | ||||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | Машиноведение | 6 | 2 | 4 |
2.1 | Виды швейных машин, их назначение, устройство. История создания швейной машины | 2 | 2 | |
2.2 | Заправка швейной машины | 2 | 2 | |
2.3 | Запуск швейной машины. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине | 2 | 2 | |
3. | Материаловедение. Инструменты швеи | 6 | 2 | 4 |
3.1 | Классификация текстильных волокон, их свойства. Инструменты швеи | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Общее понятие о процессе прядения. Основная и уточная нити в ткани. Полотняное переплетение ткани. | 2 | 1 | 1 |
3.3. | Лицевая и изнаночная стороны ткани. | 2 | 1 | 1 |
4. | История моды | 12 | 6 | 6 |
4.1 | Определение понятия «мода». Этапы развития моды. Краткие сведения о функции одежды. Мода Древнего Египта. Мода в античной Греции. Мода в античном Риме. | 2 | 1 | 1 |
4.2. | Мода Средних веков. | 2 | 1 | 1 |
4.3. | Мода эпохи Возрождения (XIV-XVIвв.) | 2 | 1 | 1 |
4.4 | Этапы развития моды в России. | 2 | 1 | 1 |
4.5 | Мода Новейшего времени (ХХ-ХХI вв.) | 2 | 1 | 1 |
4.6 | Профориентационная работа. Профессия «Дизайнер». | 2 | 1 | 1 |
5. | Имидж и стиль | 8 | 4 | 4 |
5.1. | Определение понятия «имидж». Определение понятия «стиль». Основные стили одежды. Модные тенденции. | 2 | 1 | 1 |
5.2. | Типы фигур. Теория цветотипов. | 2 | 1 | 1 |
5.3. | Способы коррекции фигуры с помощью одежды. | 2 | 1 | 1 |
5.4. | Базовый гардероб. | 2 | 1 | 1 |
6. | Технология выполнения ручных и машинных швов. Детали швейных изделий. | 28 | 8 | 20 |
6.1 | Организация рабочего места для ручных работ. Прямые и косые стежки и строчки временного назначения. | 2 | 1 | 1 |
6.2 | Ручные швы постоянного назначения. | 2 | 2 | |
6.3 | Конструкция машинного шва. | 2 | 1 | 1 |
6.4 | Технические условия на машинные стежки и строчки. Соединительные и краевые швы | 2 | 2 | |
6.5 | Полочка. Спинка. Рукав. Воротник. Детали и срезы брюк и юбки. | 2 | 1 | 1 |
6.6 | Технология обработки вытачек. Способы обработки застежки тесьмой «молния» в боковом шве. | 2 | 1 | 1 |
6.7 | Технологическая последовательность обработки верхнего среза юбки притачным поясом. | 2 | 2 | |
6.8 | Обработка петель машинной строчкой «зигзаг» | 2 | 1 | 1 |
6.9 | Технология обработки накладных карманов, клапанов, шлёвок. | 2 | 1 | 1 |
6.10 | Технологическая последовательность обработки кармана в шве. | 2 | 1 | 1 |
6.11 | Обработка деталей с кокетками. | 2 | 2 | |
6.12 | Обработка нижнего среза брюк притачной манжетой. | 2 | 2 | |
6.13 | Способы отделки изделий: тесьмой, кружевом, аппликацией. | 2 | 1 | 1 |
6.14 | Влажно-тепловая обработка швейных изделий. | 2 | 2 | |
7. | Конструирование и моделирование изделий | 16 | 4 | 12 |
7.1. | Общие сведения о конструировании одежды. Общие сведения о строении фигуры человека. Краткая характеристика расчетно-графической системы конструирования одежды. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. | 2 | 2 | |
7.2. | Конструктивные линии и основные детали юбки. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа конструкции прямой юбки. Условные обозначения мерок. Прибавки к меркам на свободу облегания. | 2 | 1 | 1 |
7.3. | Расчет и построение чертежа конструкции женской прямой юбки. | 2 | 2 | |
7.4. | Понятие о конструктивном моделировании. Параллельная и коническая раздвижка. Моделирование юбок различных фасонов на основе конструкции прямой юбки в масштабе 1:4. | 2 | 2 | |
7.5 | Конструктивные линии и основные детали брюк. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа базовой конструкции брюк. Условные обозначения мерок. Прибавки к меркам на свободу облегания. | 2 | 1 | 1 |
7.6 | Расчет и построение чертежа конструкции брюк. | 2 | 2 | |
7.7 | Моделирование брюк различных фасонов. | 2 | 2 | |
7.8 | Моделирование карманов. | 2 | 2 | |
8. | Выполнение творческого проекта «Юбка» | 22 | 4 | 18 |
8.1 | Разработка проекта «Юбка». Выбор идеи и ее обоснование. Рисование и описание модели. Выбор ткани. Экономический расчет. Выбор наиболее рационального способа технологической обработки изделия для данного вида модели с учетом свойств ее ткани. | 2 | 1 | 1 |
8.2 | Выполнение проекта. Моделирование юбки выбранного фасона | 2 | 1 | 1 |
8.3 | Правила подготовки лекал к раскрою. Правила подготовки ткани к раскрою. Способы раскладки лекал в зависимости от ширины ткани. Инструменты и приспособления для раскроя. | 2 | 1 | 1 |
8.4 | Обмеловка. Раскрой ткани. Подготовка деталей кроя к обработке. | 2 | 2 | |
8.5 | Обработка деталей кроя. Сборка изделия к первой примерке (скалывание, сметывание). | 2 | 2 | |
8.6 | Примерка изделия, выявление и исправление возможных дефектов кроя, выравнивание срезов. | 2 | 2 | |
8.7 | Обработка вытачек, обработка швов. Обработка застежки тесьмой «молния» | 2 | 2 | |
8.8 | Обработка верхнего среза юбки поясом. Выполнение обметочной петли. | 2 | 2 | |
8.9 | Обработка нижнего среза юбки. | 2 | 2 | |
8.10 | Окончательная отделка изделия. Влажно тепловая обработка (внутрипроцессная и окончательная). | 2 | 2 | |
8.11 | Контроль качества готового изделия. Мини-защита проекта. | 2 | 1 | 1 |
9. | Выполнение творческого проекта «Брюки» | 38 | 6 | 32 |
9.1 | Разработка проекта. Выбор идеи, и ее обоснование. Выбор ткани. Рисование и описание модели. Экономический расчет. Составление плана технологической обработки изделия. | 2 | 1 | 1 |
9.2 | Выполнение проекта. Построение чертежа конструкции брюк в натуральную величину. | 2 | 1 | 1 |
9.3 | Моделирование брюк выбранного фасона. Подготовка лекал к раскрою. | 2 | 2 | |
9.4 | Подготовка ткани к раскрою. | 2 | 2 | |
9.5 | Способы раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и рисунка. | 2 | 1 | 1 |
9.6 | Обмеловка. Раскрой ткани. | 2 | 2 | |
9.7 | Способы переноса контурных и контрольных линий на парные детали. | 2 | 1 | 1 |
9.8 | Влажно-тепловая обработка деталей кроя. | 2 | 2 | |
9.9 | Последовательность сборки изделия к первой примерке. | 2 | 1 | 1 |
9.10 | Примерка изделия, выявление и исправление возможных дефектов кроя, выравнивание срезов. | 2 | 2 | |
9.11 | Обработка бокового кармана. Обработка накладных карманов. | 2 | 2 | |
9.12 | Обработка кокеток. | 2 | 2 | |
9.13 | Настрачивание карманов, притачивание шлевок. | 2 | 2 | |
9.14 | Обработка вытачек и швов. | 2 | 2 | |
9.15 | Обработка застежки тесьмой «молния». | 2 | 2 | |
9.16 | Обработка верхнего среза брюк притачным поясом. Выполнение обметочной петли. | 2 | 2 | |
9.17 | Обработка низа брюк. | 2 | 2 | |
9.18 | Окончательная отделка изделия. | 2 | 2 | |
9.19 | Контроль качества готового изделия. Мини-защита проекта. | 2 | 1 | 1 |
10. | Итоговая аттестация. Демонстрация работ обучающихся. | 8 | 2 | 6 |
ИТОГО: | 144 | 40 | 104 | |
2 год обучения | ||||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2. | Машиноведение | 4 | 2 | 2 |
2.1 | Основные рабочие органы швейной машины. Неполадки в работе швейной машины и их причины. Уход за швейной машиной. Специальная краеобметочная машина. | 2 | 2 | |
2.1 | Выполнение образцов машинных строчек различной сложности с применением специальных лапок. Упражнения на специальной краеобметочнаой машине. | 2 | 2 | |
3 | Материаловедение | 4 | 2 | 2 |
3.1 | Химические волокна. Краткие сведения об ассортименте тканей из химических волокон. Определение волокнистого состава тканей. | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Механические и физические свойства тканей из искусственных и синтетических волокон. Структура лицевой и изнаночной сторон ткани. Дефекты ткани. Режим влажно-тепловой обработки тканей. | 2 | 1 | 1 |
4. | История костюма | 8 | 4 | 4 |
4.1 | Античный костюм. Костюм Средневековья (IX-XV вв.) | 2 | 1 | 1 |
4.2 | Костюм эпохи Возрождения | 2 | 1 | 1 |
4.3 | Костюм XVII-XIX вв. | 2 | 1 | 1 |
4.4 | XX век. Возникновение новых стилей одежды | 2 | 1 | 1 |
5. | Имидж и стиль | 6 | 4 | 2 |
5.1 | Основы психологии имиджа. | 2 | 2 | |
5.2 | Искусство комплекта. Этикет одежды и дресс-код. Этапы создания образа. Выбор прически, макияжа и аксессуаров. | 2 | 2 | |
5.3 | Изучение собственного имиджа и разработка практических советов по его улучшению. | 2 | 2 | |
6. | Спецрисунок | 8 | 2 | 6 |
6.1 | Пропорции фигуры человека. Схематичное изображение и обобщение фигуры. | 2 | 1 | 1 |
6.2 | Рисование элементов одежды. | 2 | 1 | 1 |
6.3 | Рисование одежды на фигуре человека с применением пропорциональной схемы | 2 | 2 | |
6.4 | Разработка эскизов моделей в технике коллажа из цветной бумаги, газетной бумаги и текстурных журнальных иллюстраций. | 2 | 2 | |
7. | Элементы композиции костюма | 8 | 2 | 6 |
7.1 | Понятие о композиции костюма. Форма и силуэт. Цвет как средство композиции. Фактура в композиции. История декора, его особенности и правила использования в костюме. | 2 | 2 | |
7.2 | Выполнение зарисовок современного костюма с различными силуэтными формами. | 2 | 2 | |
7.3 | Выполнение фор-эскизов с разработкой силуэтов, конструктивных и декоративных линий. | 2 | 2 | |
7.4 | Выполнение коллажа в технике аппликации из ткани. Зарисовки фрагментов народных вышивок, и орнаментов. | 2 | 2 | |
8. | Технология выполнения машинных швов и поузловой обработки швейных изделий | 28 | 8 | 20 |
8.1 | Ручные строчки. Технические условия на выполнение ручных работ. | 2 | 1 | 1 |
8.2 | Обработка оборок. | 2 | 2 | |
8.3 | Технология обработки проймы и горловины подкройной и косой обтачкой. | 2 | 1 | 1 |
8.4 | Технологическая последовательность обработки застежки втачными планками. | 2 | 1 | 1 |
8.5 | Технология обработки притачных кокеток с прямыми и фигурными нижними краями | 2 | 1 | 1 |
8.6 | Технология обработки бортов. | 2 | 1 | 1 |
8.7 | Отделка изделий. | 2 | 2 | |
8.8 | Технологическая последовательность обработки отложного воротника. | 2 | 1 | 1 |
8.9 | Технологическая последовательность соединения воротника с горловиной. | 2 | 1 | 1 |
8.10 | Соединение срезов рукавов. Обработка разреза. | 2 | 2 | |
8.11 | Технологическая последовательность обработки низа рукавов притачными манжетами. | 2 | 1 | 1 |
8.12 | Соединение рукава с проймой. | 2 | 2 | |
8.13 | Обработка низа изделия. | 2 | 2 | |
8.14 | Обработка различных отделок и соединение их с деталями | 2 | 2 | |
9. | Конструирование и моделирование одежды | 18 | 4 | 14 |
9.1 | Конструктивные линии и основные детали плечевой одежды. Измерения, необходимые для построения основного чертежа конструкции женского платья, их условные обозначения. | 2 | 2 | |
9.2 | Прибавки к измерениям фигуры для построения чертежа. Снятие мерок и запись результатов измерений для построения чертежа платья. Расчет и построение сетки основного чертежа конструкции платья в масштабе 1:4. | 2 | 1 | 1 |
9.3 | Расчет и построение чертежа спинки. Расчет и построение чертежа полочки. | 2 | 2 | |
9.4 | Построение боковых линий. Построение линий вытачек на талии. | 2 | 1 | 1 |
9.5 | Построение чертежа основы одношовного втачного рукава в М1:4. | 2 | 2 | |
9.6 | Особенности моделирования плечевых изделий. Моделирование платья путем изменения формы выреза горловины, формы рукава, низа изделия. | 2 | 2 | |
9.7 | Моделирование рельефов. | 2 | 2 | |
9.8 | Виды воротников. Построение воротников в масштабе 1:4: •отложного воротника; •воротника-стойки; •отложного воротника с отрезной стойкой | 2 | 2 | |
9.9 | Моделирование блузы на конструктивной основе платья. | 2 | 2 | |
10 | Выполнение творческого проекта «Летнее платье» | 18 | 4 | 14 |
10.1 | Разработка проекта. Выбор идеи, и ее обоснование. Выбор ткани. Рисование и описание модели. Экономический расчет. Составление плана технологической обработки изделия. | 2 | 1 | 1 |
10.2 | Построение чертежа конструкции платья в натуральную величину по собственным меркам. Моделирование платья выбранного фасона. | 2 | 2 | |
10.3 | Правила подготовки лекал и ткани к раскрою. Технология раскроя ткани с направленным рисунком, с полосами, в клетку. Обмеловка, раскрой ткани | 2 | 1 | 1 |
10.4 | Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Сборка деталей кроя на 1-ую примерку. | 2 | 2 | |
10.5 | Примерка изделия на фигуру. Уточнение конструкции изделия, подрезка деталей по новым контурным линиям с учетом припусков на швы | 2 | 2 | |
10.6 | Выкраивание мелких деталей: обтачек, пояса и т.д. Дублирование мелких деталей. Обработка вытачек, рельефов. Обработка боковых и плечевых швов. | 2 | 2 | |
10.7 | Обработка застежки втачными планками Обработка горловины подкройными обтачками. | 2 | 1 | 1 |
10.8 | Обработка низа изделия. Влажно-тепловая обработка. Окончательная отделка изделия. | 2 | 2 | |
10.9 | Мини-защита проекта | 2 | 1 | 1 |
11. | Выполнение творческого проекта «Блуза» | 32 | 6 | 26 |
11.1 | Разработка проекта. Изучение направления моды. Выбор идеи, и ее обоснование. Выбор ткани и отделки. Рисование и описание модели. Экономический расчет. Составление плана технологической обработки изделия. | 2 | 1 | 1 |
11.2 | Выполнение проекта. Моделирование блузы выбранного фасона. | 2 | 1 | 1 |
11.3 | Правила подготовки ткани к раскрою. Раскладка лекал на ткани с учетом всех технологических требований. Обмеловка. Раскрой ткани. | 2 | 1 | 1 |
11.4 | Подготовка к примерке и проведение примерки изделия на фигуру. Корректировка возможных недостатков конструкции. Проверка и уточнение баланса изделия, степени прилегания, положения швов, глубины вытачек. | 2 | 2 | |
11.5 | Выкраивание мелких деталей: воротника, манжет, планок, карманов, клапанов из основных и прокладочных материалов. Соединение мелких деталей с клеевыми прокладками при помощи влажно-тепловой обработки. | 2 | 1 | 1 |
11.6 | Обработка края оборок, рюшей, воланов. | 2 | 2 | |
11.7 | Образование сборок. | 2 | 2 | |
11.8 | Соединение оборок, рюшей с основными деталями. | 2 | 2 | |
11.9 | Обработка вытачек, рельефов. | 2 | 2 | |
11.10 | Обработка боковых и плечевых швов. | 2 | 2 | |
11.11 | Обработка бортов настрочными планками или цельнокроеными подбортами. | 2 | 1 | 1 |
11.12 | Обработка воротника и соединение его с горловиной изделия. | 2 | 2 | |
11.13 | Обработка манжет и рукавов. | 2 | 2 | |
11.14 | Соединение манжет с рукавами. | 2 | 2 | |
11.15 | Соединение рукавов с проймами изделия. Влажно-тепловая обработка изделия. Окончательна отделка. | 2 | 2 | |
11.16 | Мини-защита проекта | 2 | 1 | 1 |
12. | Итоговая аттестация. Демонстрация работ обучающихся. | 8 | 2 | 6 |
ИТОГО | 144 | 42 | 102 |
III. Содержание программы
Содержание 1 года обучения
№ | Наименование раздела | Темы теоретических занятий | Темы практических занятий |
1 | Вводное занятие | Знакомство с работой Центра и творческого объединения «Мастерская чудес». Знакомство с уставными документами. Инструктаж по технике безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям. | |
2 | Машиноведение | Виды швейных машин. История создания швейной машины. Приемы безопасной работы на швейной машине. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила подготовки швейной машины к работе. Запуск машины и регулировка скорости. Регулировка длины строчки. | Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине: -включение и выключение махового колеса, намотка нитки на шпульку; -заправка верхней и нижней нитей; -выполнение машинных строчек по намеченным линиям: прямой, кривой, зигзагообразной (с подъемом прижимной лапки); -регулировка длины стежка; |
3 | Материаловедение | Инструменты швеи. Виды игл. Ручные и машинные иглы. Ножницы, распарыватель, портновский мел, сантиметровая лента, метр, лекала, нитки. Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна и волокна животного происхождения, способы их получения. Искусственные и синтетические волокна, способы их получения. Общее понятие о процессе прядения. Основная и уточная нити в ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей и краткие сведения об ассортименте. | Лабораторно-практические работы: 1.Изучение натуральных волокон 2.Изучение свойств нитей основы и утка Определение лицевой и изнаночной стороны, направления долевой нити в ткани. 3.Определение свойств тканей из натуральных растительных волокон и волокон животного происхождения. |
4 | История моды | Определение понятия «Мода». Этапы развития моды. Краткие сведения о функции одежды. Мода Древнего Египта. Мода в античной Греции. Мода в античном Риме. Мода Средних веков. Дороманский, романский и готический стиль. Мода эпохи Возрождения (XIV-XVIвв.) Итальянский костюм. Испанский костюм. Французский костюм. Этапы развития моды в России. Мода Новейшего времени (ХХ-ХХI вв.) Профориентационная работа. Профессия «Дизайнер». | Работа с литературой и журналами, просмотр видеороликов и презентаций |
5 | Имидж и стиль | Содержание понятий «Имидж» и «Стиль». Стили одежды. Типы фигур. Теория цветотипов. Способы коррекции фигуры с помощью одежды. Базовый гардероб. | Практические работы: -определение своего цветотипа; -подбор выигрышных цветов для своей внешности; -определение своего типа фигуры; -подбор фасонов одежды в соответствии с типом фигуры; -выбор стиля одежды. |
6 | Технология выполнения ручных и машинных швов. Детали швейных изделий. | Организация рабочего места для ручных работ. Прямые и косые стежки и строчки временного назначения. Ручные швы постоянного назначения. Конструкция машинного шва. Технические условия на машинные стежки и строчки. Соединительные и краевые швы. Полочка. Спинка. Рукав. Воротник. Детали и срезы брюк и юбки. Технология обработки вытачек. Способы обработки застежки тесьмой «молния» в боковом шве. Технологическая последовательность обработки верхнего среза юбки притачным поясом. Обработка петель машинной строчкой «зигзаг» Технология обработки накладных карманов, клапанов, шлёвок. Технологическая последовательность обработки кармана в шве. Обработка деталей с кокетками. Обработка нижнего среза брюк притачной манжетой. Способы отделки изделий: тесьмой, кружевом, аппликацией. Влажно-тепловая обработка швейных изделий. | Выполнение образцов ручных швов: сметочных, копировальных, обметочных для обработки срезов ткани, выметочных, подшивочных, пришивание пуговиц. Отработка техники выполнения на лоскутах ткани соединительных машинных швов: стачного взаутюжку, стачного вразутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, накладного с открытым срезом и краевых машинных швов: вподгибку с открытым, вподгибку закрытым срезом. Изготовление образцов поузловой обработки для изготовления юбки и брюк: обработка вытачек, обработка застежки тесьмой «молния» (двумя способами), обработка верхнего среза изделия притачным поясом, обметывание петель, обработка низа изделия ручным и машинным способом, обработка накладных карманов и внутренних в шве. Выполнение влажно-тепловой обработки. Выполнение отделочных работ. |
7 | Конструирование и моделирование изделий | Общие сведения о конструировании одежды. Общие сведения о строении фигуры человека Краткая характеристика расчетно-графической системы конструирования одежды. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Конструктивные линии и основные детали юбки. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа конструкции прямой юбки. Условные обозначения мерок. Прибавки к меркам на свободу облегания. Расчет и построение чертежа конструкции женской прямой юбки. Понятие о конструктивном моделировании. Параллельная и коническая раздвижка. Моделирование юбок различных фасонов на основе конструкции прямой юбки в масштабе 1:4. Конструктивные линии и основные детали брюк. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа базовой конструкции брюк. Условные обозначения мерок. Прибавки к меркам на свободу облегания. Расчет и построение чертежа конструкции брюк. Моделирование брюк различных фасонов. Моделирование карманов. | Снятие мерок и запись результатов измерений для построения чертежа юбки. Расчет и построение чертежа конструкции юбки в масштабе 1:4. Моделирование юбок на базовой основе в масштабе 1:4. Снятие мерок и запись результатов измерений для построения чертежа брюк. Расчет и построение чертежа конструкции брюк в масштабе 1:4. Моделирование брюк. Моделирование карманов. |
8 | Выполнение творческого проекта «Юбка» | Разработка проекта «Юбка». Выбор идеи и ее обоснование. Рисование и описание модели. Выбор ткани. Экономический расчет. Выбор наиболее рационального способа технологической обработки изделия для данного вида модели с учетом свойств ее ткани. Выполнение проекта. Правила подготовки лекал к раскрою. Правила подготовки ткани к раскрою. Способы раскладки лекал в зависимости от ширины ткани. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка. Раскрой ткани. Подготовка деталей кроя к обработке. Сборка изделия к первой примерке (скалывание, сметывание). Примерка изделия, выявление и исправление возможных дефектов кроя, выравнивание срезов. Технологическая последовательность обработки изделия. Контроль качества готового изделия. | Разработка проекта. Выполнение проекта. Построение чертежа конструкции прямой женской юбки в натуральную величину по собственным измерениям. Моделирование юбки выбранного фасона. Подготовка лекал к раскрою. Подготовка ткани к раскрою (декатировка, выявление дефектов, определение направления долевой нити, лицевой и изнаночной стороны). Раскладка выкройки на ткани с учетом припусков на швы. Обмеловка лекал на ткани. Раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий на парные детали. Обработка деталей кроя. Подготовка юбки к примерке. Примерка юбки. Выравнивание срезов изделия. Обработка вытачек, обработка швов. Обработка застежки тесьмой «молния». Обработка верхнего среза юбки поясом. Выполнение обметочной петли. Обработка нижнего среза юбки. Окончательная отделка изделия. Влажно тепловая обработка (внутрипроцессная и окончательная). Мини-защита проекта. |
9 | Выполнение творческого проекта «Брюки» | Разработка проекта. Выбор идеи, и ее обоснование. Выбор ткани. Рисование и описание модели. Экономический расчет. Составление плана технологической обработки изделия. Выполнение проекта. Подготовка лекал к раскрою. Способы раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и рисунка. Обмеловка. Раскрой ткани. Способы переноса контурных и контрольных линий на парные детали. Влажно-тепловая обработка деталей кроя. Последовательность сборки изделия к первой примерке. Примерка изделия, выявление и исправление возможных дефектов кроя, выравнивание срезов. Технологическая последовательность обработки изделия. Контроль качества готового изделия. | Разработка проекта. Выполнение проекта. Расчет и построение чертежа конструкции брюк в натуральную величину. Моделирование брюк по выбранным фасонам. Подготовка лекал к раскрою. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Обмеловка. Раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий на парные детали. Обработка деталей кроя. Подготовка брюк к примерке. Проведение примерки. Выравнивание срезов изделия. Обработка бокового кармана. Обработка накладных карманов. Обработка кокеток. Настрачивание карманов, притачивание шлевок. Обработка вытачек и швов. Обработка застежки тесьмой «молния». Обработка верхнего среза брюк притачным поясом. Выполнение обметочной петли. Обработка низа брюк. Влажно тепловая обработка. Мини-защита проекта. |
10 | Итоги. Демонстрация работ обучающихся | Промежуточная и итоговая диагностика | Подготовка готовых изделий к показам на различных мероприятиях и конкурсах |
ИТОГО: | 40 | 104 |
Содержание 2 года обучения
№ | Наименование раздела | Темы теоретических занятий | Темы практических занятий |
1 | Вводное занятие | Ознакомление с планом работы. Повторение правил работы с электрооборудованием, инструментами и принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности. | |
2 | Машиноведение | Основные рабочие органы бытовой швейной машины. Устройство вращающегося челнока. универсальной швейной машины. Принцип образования двухниточного машинного стежка. Устройство и работа механизма двигателя ткани. Малая механизация – специальные лапки, входящие в комплект швейной машины, их назначение и применение. Неполадки в работе швейной машины и их причины. Уход за швейной машиной. Специальная краеобметочная машина. Принцип образования трехниточного стежка. Техника безопасности. Заправка нитей. | Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей. Замена иглы в швейной машине. Чистка и смазка швейной машины. Выполнение образцов машинных строчек различной сложности с применением специальных лапок. Упражнения на специальной краеобметочнаой машине. |
3 | Материаловедение | Химические волокна Технология производства искусственных и синтетических волокон. Краткие сведения об ассортименте тканей из химических волокон. Применение тканей из химических волокон Определение волокнистого состава тканей Механические и физические свойства тканей из искусственных и синтетических волокон. Структура лицевой и изнаночной сторон ткани. Дефекты ткани. Режим влажно-тепловой обработки тканей. | Лабораторно-практические работы: 1.Распознавание химических волокон 2.Механические и физические свойства тканей Определение лицевой и изнаночной стороны тканей. Режимы влажно-тепловой обработки. |
4 | История костюма | Античный костюм. Исторические предпосылки возникновения античного костюма. Основы построения античного костюма. Виды античной одежды: экзомис, экзомида, хитон, пеплос, гиматий, хламида, хлена, тога. Костюм Средневековья (IX-XV вв.). Костюм раннего Средневековья (IX—XI вв.) Средневековый костюм XIII—XVвв. Виды средневековой одежды: туника, котарди, роб, сюркот, плащи, гупелянд, пурпуэн. Костюм эпохи Возрождения. Общая характеристика костюма эпохи Возрождения Италия (женский костюм, мужской костюм); Франция (женский костюм, мужской костюм); Германия (мужской костюм, женский костюм); Испания (женский костюм, мужской костюм); Англия (женский костюм, мужской костюм). Костюм XVII-XIX вв. Костюм первой половины XVII века Костюмы времен д’Артаньяна Военная одежда первой половины XVII века. Костюм мушкетера Парижская мода XVII века Женская мода первой половины XVII века Период Мольера (мужской костюм, женский костюм) Костюм XVIII века. Новые идеи в европейском костюме Костюм первой половины XVIII века Костюм второй половины XVIII века (женский костюм, мужской костюм) Галстуки в мужском костюме второй половины XVIII века Костюм периода Французской революции Костюм XIX века. Костюм начала века (до 1814 года) 20-е годы XIX века 30-е годы XIX века 40-е годы XIX века 50—60-е годы XIX века 70—90-е годы XIX века Костюм XX века. Возникновение принципиально новых стилей одежды 1900—1916 годы 1917—1920 годы 1920—1930 годы 1930—1940 годы 1941—1945 годы 1965—1973 годы | Работа с литературой и журналами, просмотр видеороликов и презентаций |
5 | Имидж и стиль | Основы психологии имиджа. Содержание понятия «Имидж». Теоретические аспекты имиджа. Функции имиджа. Факторы, влияющие на формирование имиджа, в т.ч. внешний вид. Психология цвета. Стилистические приемы. Искусство комплекта. Этикет одежды и дресс-код. Этапы создания образа. Выбор прически, макияжа и аксессуаров. | Практические работы: Изучение собственного имиджа и разработка практических советов по его улучшению. |
6 | Спецрисунок | Пропорции фигуры человека. Схематичное изображение и обобщение фигуры. Рисование элементов одежды. Рисование одежды на фигуре человека с применением пропорциональной схемы. Разработка эскизов моделей в технике коллажа из цветной бумаги, газетной бумаги и текстурных журнальных иллюстраций. | Рисование фигуры человека с применением пропорциональной схемы. Графическое изображение элементов одежды. Работа с журналами мод. Зарисовки моделей из журналов мод. Разработка эскиза в технике коллажа из цветной бумаги, газетной бумаги и текстурных журнальных иллюстраций. |
7 | Элементы композиции костюма | Понятие о композиции костюма. Форма и силуэт. Виды линий в костюме: силуэтные, конструктивные и декоративные. Сочетание линий в одежде. Разнохарактерность линий. Перегрузка композиции. Композиционное несоответствие Цвет как средство композиции. Свойства цвета. Цветовые сочетания. Фактура в композиции. Взаимосвязь формы одежды и материала. Модные тенденции. История декора, его особенности и правила использования в костюме. | Выполнение зарисовок современного костюма с различными силуэтными формами (пятно). Выполнение фор-эскизов с разработкой силуэтов, конструктивных и декоративных линий (черная тушь). Построение гармоничных сочетаний хроматических цветов: -однотоновых; -родственных; -родственно-контрастных; -контрастно-дополнительных (техника: гуашь). Выполнение коллажа в технике аппликации из ткани. Зарисовки фрагментов народных вышивок, и орнаментов. |
8 | Технология выполнения машинных швов и поузловой обработки швейных изделий | Ручные строчки. Технические условия на выполнение ручных работ. Конструкция, условные графические обозначения, назначение и технология выполнения стачных швов. Краевые окантовочный швы. Обработка оборок. Технология обработки проймы и горловины подкройной и косой обтачкой. Технологическая последовательность обработки застежки втачными планками. Технология обработки притачных кокеток с прямыми и фигурными нижними краями. Отделка изделий. Технология обработки бортов. Технологическая последовательность обработки отложного воротника. Технологическая последовательность соединения воротника с горловиной. Соединение срезов рукавов. Обработка разреза. Технологическая последовательность обработки низа рукавов притачными манжетами. Соединение рукава с проймой. Способы обработки низа изделия в зависимости от свойства ткани. Обработка различных отделок и соединение их с деталями Художественная отделка изделия | Выполнение образцов ручных строчек косых, кресто- и петлеобразных стежков, петельных и специальных стежков для отделочных работ. Выполнение стачных швов: запошивочного, двойного, накладного с закрытыми срезами. Выполнение краевых швов: окантовочного с открытым и закрытым срезами. Обработка оборки. Соединение оборки с деталью. Обработка проймы и горловины подкройной и косой обтачкой. Обработки застежки втачными планками. Обработка деталей с кокетками. Отделка изделий тесьмой, сутажом, вьюнчиком, кружевом. Обработки бортов настрочными планками и цельными подбортами. Обработка отложного воротника. Соединение воротника с горловиной в изделиях с застежкой до верха. Соединение срезов рукавов. Обработка разреза застежки на цельной детали рукава одной обтачкой. Обработка низа рукавов притачными манжетами. Соединение рукава с проймой. Обработка низа блузы швом в подгибку с закрытым срезом. Обработка оборок, воланов, рюш. Соединение оборок, воланов, рюш с основными деталями. Отделка бусинами, бисером, стеклярусом, пайетками. |
9 | Конструирование и моделирование одежды | Конструктивные линии и основные детали плечевой одежды. Измерения, необходимые для построения основного чертежа конструкции женского платья, их условные обозначения. Прибавки к измерениям фигуры для построения чертежа. Последовательность построения чертежа конструкции женского платья. Последовательность построения чертежа конструкции одношовного втачного рукава. Виды воротников. Особенности моделирования плечевых изделий. Моделирования платья путем изменения формы выреза горловины, формы рукава, низа изделия. Моделирование рельефов. Построение воротников. Моделирование блузы на конструктивной основе платья. | Снятие мерок и запись результатов измерений для построения чертежа платья. Расчет и построение сетки основного чертежа конструкции платья в масштабе 1:4. Расчет и построение чертежа спинки Расчет и построение чертежа полочки Построение боковых линий. Построение линий вытачек на талии. Построение сетки чертежа рукава. Построение чертежа основы одношовного рукава в М1:4. Моделирование формы горловины в масштабе 1:4. Моделирование рукавов в масштабе 1:4. Моделирование рельефов в масштабе 1:4. Построение воротников в масштабе 1:4: •отложного воротника; •воротника-стойки; •отложного воротника с отрезной стойкой Моделирование блузы на конструктивной основе платья в М1:4. |
10 | Выполнение творческого проекта «Летнее платье» | Разработка проекта. Выбор идеи, и ее обоснование. Выбор ткани. Рисование и описание модели. Экономический расчет. Составление плана технологической обработки изделия. Выполнение проекта Правила подготовки лекал и ткани к раскрою. Технология раскроя ткани с направленным рисунком, с полосами, в клетку. Технологическая последовательность раскроя ткани. Подготовка к примерке и проведение примерки изделия на фигуру. Проверка и уточнение баланса изделия, степени прилегания, положения швов, глубины вытачек. Технологическая последовательность обработки женского платья. | Разработка проекта и выполнение проекта Построение чертежа конструкции платья в натуральную величину по собственным меркам. Моделирование платья выбранного фасона. Подготовка лекал к раскрою. Подготовка ткани к раскрою. Экономная раскладка выкройки на ткани. Обмеловка. Раскрой ткани. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Сборка деталей кроя на 1-ую примерку.. Примерка изделия на фигуру. Уточнение конструкции изделия, подрезка деталей по новым контурным линиям с учетом припусков на швы. Выкраивание мелких деталей: обтачек, пояса и т.д. Дублирование мелких деталей. Обработка вытачек, рельефов. Обработка боковых и плечевых швов. Обработка застежки втачными планками Обработка горловины подкройными обтачками. Обработка низа изделия. Влажно-тепловая обработка. Окончательная отделка изделия. Мини-защита проекта. |
11 | Выполнение творческого проекта «Блуза» | Разработка проекта. Изучение направления моды. Выбор идеи, и ее обоснование. Выбор ткани и отделки. Рисование и описание модели. Экономический расчет. Составление плана технологической обработки изделия. Выполнение проекта. Разработка выкройки-лекала к раскрою в соответствии с проектируемой моделью и технологическими требованиями. Правила подготовки ткани к раскрою. Раскладка лекал на ткани с учетом всех технологических требований. Обмеловка. Раскрой ткани. Подготовка к примерке и проведение примерки изделия на фигуру. Корректировка возможных недостатков конструкции. Проверка и уточнение баланса изделия, степени прилегания, положения швов, глубины вытачек. Технологическая последовательность обработки блузы. | Моделирование блузы выбранного фасона. Подготовка лекал к раскрою. Подготовка ткани к раскрою Экономная раскладка выкройки на ткани. Обмеловка. Раскрой ткани. Перенесение контурных и контрольных линий и точек на парные детали кроя. Сметывание деталей кроя и проведение примерки. Уточнение конструкции изделия, подрезка припусков. Выкраивание мелких деталей: воротника, манжет, планок, карманов, клапанов из основных и прокладочных материалов. Соединение мелких деталей с клеевыми прокладками при помощи влажно-тепловой обработки. Обработка края оборок, рюшей, воланов. Образование сборок. Соединение оборок, рюшей с основными деталями Обработка вытачек, рельефов. Обработка боковых и плечевых швов. Обработка бортов настрочными планками или цельнокроеными подбортами Обработка воротника и соединение его с горловиной изделия. Обработка манжет и рукавов. Соединение манжет с рукавами. Соединение рукавов с проймами изделия. |
12 | Итоги. Демонстрация работ обучающихся. Участие в показах и выставках | Итоговая диагностика работ обучающихся | Подготовка изделий к показам на различных мероприятиях и конкурсах |
ИТОГО: | 42 | 102 |
IV. Дидактическое обеспечение курса
Дидактический материал:
- тематические альбомы, поузловая обработка
- наглядные пособия: сочетание цвета (цветовой круг, дополнительные цвета), образцы материалов и фурнитура;
- образцы готовых изделий;
- инструкционно – технологические карты;
- карточки – подсказки;
- дидактические задания для выполнения самостоятельных работ, для решения ситуационных задач;
- тестовые задания;
- комплекты карточек – заданий для текущего контроля знаний обучающихся;
- специальная и методическая литература по моделированию и конструированию одежды с различными иллюстрациями;
- электронные презентации по разделам программы.
V. Методическое обеспечение программы
- тематические папки – накопители занятий;
- методические разработки занятий;
- методические указания при выполнении практических заданий;
- методическое пособие по выполнению дизайн – проекта;
- ТСО (ноутбук, экран, проектор);
- персональный сайт педагога.
VI. Материально – техническое обеспечение курса
Занятия курса «Дизайн одежды. Швейное дело» проводятся в оборудованном кабинете, отвечающем санитарно – гигиеническим требованиям, где имеется хорошее дневное и вечернее освещение. Люминесцентные лампы обеспечивают общее освещение, близкое к естественному свету, что очень важно при подборе ниток для вышивки или декоративной отделки. В перерывах между занятиями помещение проветривается, температурный режим поддерживается в пределах от +17 до +20 °С. Кабинет оснащен посадочными местами по количеству обучающихся, рабочим местом педагога.
Площадь кабинета достаточна для проведения занятий с группой 15 человек. Рабочие места организованы таким образом, чтобы обучающиеся сидели, не стесняя друг друга, за каждым закреплено определённое место.
Для выполнения машинных работ используются бытовые швейные машины с электрическим приводом, которые располагаются на рабочих столах таким образом, чтобы естественный свет падал с левой стороны.
Для утюжки изделий имеется гладильная доска и утюг с пароувлажнителем.
Школьная доска используется для демонстрации схем, эскизов, рисунков.
В учебном помещении имеются манекены, зеркала, шкафы – витрины для размещения постоянно действующей выставки лучших работ обучающихся. Нижняя часть шкафов используется для хранения незаконченных работ обучающихся, материалов и приспособлений.
Материалы, инструменты и приспособления.
- ткани, материалы и нитки для выполнения личных программных работ учащиеся приобретают сами;
- линейки масштабные для построения чертежей конструкции в масштабе;
- лекало закройщика, для раскроя изделий;
- сантиметровая лента для раскроя изделий и швейных работ;
- булавки портновские;
- ножницы для проведения раскроя, швейных работ;
- напёрсток для предохранения пальца от укола;
- пяльцы для выполнения вышивок;
- колышек металлический, для образования отверстий в ткани;
- игла швейная для выполнения швейных работ;
- канва – это специальная ткань для вышивки крестом;
- игла для вышивки с удлиненным ушком;
- калька для перевода рисунка, изготовления выкроек;
- миллиметровая бумага для выполнения чертежей в масштабе;
- тетради для записей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- Андреева А.Ю., Богомолов Г. И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. – СПб: Паритет, 2005.
- Андреева И.А. Популярная энциклопедия рукоделия. – М.: Вагриус, 2000
- Бердник Т. О. Как стать модельером. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000
- Бердник Т.О. Моделирование и художественное оформление одежды. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001
- Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –М.: Просвещение, 1991
- Волков И.П. Учим творчеству. – М.: Педагогика, 1987
- Дашкевич Л.М.,Можчиль Н. Е. Современная обработка юбки и
Блузки. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001
- Демидова И. Ваш гардероб – стиль – имидж. – Минск: Миринда,
2000
- Дмитриева Н. А. Загадки мира моды: очерки о культуре моды. – Донецк: Сталкер, 2006
- Дудникова Г.П. История костюма. Серия «Учебники XXI века»- Ростов-на-Дону: Феникс, 2001
- Егорова Р.И. Учись шить. – М.: Просвещение, 1989
- Ерзенкова Н.В. Украшение и дополнение к одежде. – Минск:
Современное слово, 2001
- Ерзенкова Н.В. Искусство красиво одеваться. – Рига: Импакт, 2000
- Захаржевская Р.В.История костюма: От античности до современности. - М.: РИПОЛ классик, 2005
- Журналы мод разных лет
- Криксунова И. Создай свой имидж. – С-П.: Лань, 1997
- Ильина Л.Д. Азбука кроя. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000
- Мартопляс Л.В. Курсы кройки и шитья. – Минск: Полымя, 1992
- Овчаренко Л.А. Элективный курс. История костюма. Основы
Проектирования. – Волгоград: ИТД Корифей, 2006
- Орлова Л.В. Азбука моды. – М: Просвещение, 1992
- Пласина Э.Б. История костюма. Стили и направления – М.: Издательский центр Академия, 2004
- Рачицская Е.И. Моделирование и художественное оформление одежды. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002
- Рене Берг. От стандарта к индивидуальности. Выкройки. – М.: Ниола-Пресс, 1995
- Савостицкий Н.А., Амирова Э. К. Материаловедение швейного
Производства. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001
- Сакулин Б.С., Амирова Э. К. Конструирование мужской и женской одежды – М.: Издательский центр Академия, 2002
- Сафина Л.А. Дизайн костюма. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006
- Тэтхем К. Дизайн в моде. Моделирование одежды: Принципы,
практика, техника: подробное руководство для дизайнера одежды. – М:
РИПОЛ классик, 2006
- Чернякова В.Н. Технология обработки тканей. – М.: Просвещение, 1998
- Чижиков Л.П. Кружок конструирования и моделирования одежды. – М.: Просвещение, 1990
Интернет – ресурсы
http://www.woman.ru/fashion/ - интернет для женщин (мода)
http://www.cosmo.ru/fashion/ - «Cosmopolitan Россия» — женский журнал (мода)
http://www.kleo.ru/items/fashion/ - «Клео» — ежедневный женский сетевой журнал (мода)
http://www.newsewing.com – Швейных дел мастер. Школа для начинающих
http://atelie-nadomu.ru/category/moda-ponyatie – Ателье на дому. Все о шитье (мода)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Швейное дело" 9 класс
активизировать самоопределение учащихся в процессе профессионального выбора...
Рабочая программа по технологии (швейное дело) 6 класс.
Программа разработана для учащихся 6 классов по швейному делу....
Рабочая программа по курсу "Швейное дело" - 8 кл. (кор.)
Рабочая программа по трудовому обучению разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 клас...
рабочая программа 7 класс- швейное дело.
Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и лёгкого платья....
рабочая программа 9 класс- швейное дело.
Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных ) образовательных учреждений 8 вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и лёгкого платья со ...
Конкурсная программа по предмету Швейное дело
Материал для учителей швейного дела коррекционной школы 8 вида....
Рабочая программа по предмету "Швейное дело 6 класс"
Рабочая программа для 6 класса по предмету "Швейное дело" в коррекционной школе 8 вида...