Применеие инновационных педагогических технологий в музыкальной школе
статья на тему

частова светлана михайловна

Распространение различных инноваций и технологий в системе образования, требует от современного педагога знания тенденций инновационных изменений и вероятность их использования в собственной практике.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Применение инновационных педагогических технологий при обучении в музыкальной школе».

I. «Применение инновационных педагогических технологий на уроках обучающих игре на музыкальных инструментах»


Распространение различных инноваций и технологий в системе общего образования,  требует от современного педагога музыкальной школы знания тенденций инновационных изменений и вероятность их использования в собственной практике. Сфера музыкального образования долгое время оставалась достаточно консервативной и практически не использовала технологических инноваций. Это было связано с тем, что педагогика искусства отличается ярко выраженной спецификой, обусловленной индивидуальным характером обучения, обращенным к эмоциям и духовному миру человека, развитие которого всегда уникально, неповторимо и не подлежит технологическому         описанию.
В этом отношении в более благоприятных условиях с точки зрения возможности внедрения инновационных педагогических технологий находятся предметы обучающие игре на различных музыкальных инструментах.
Среди педагогических технологий, которые можно применять на уроках специальности для можно выделить следующие: - Информационные технологии. Под информационными технологиями обучения понимаются структуры взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств. В этом свете информатизация образования представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами (компьютерами, аудио- и видео-средствами), информационными технологиями и информационной         продукцией.

- совершенствовать педагогическое мастерство преподавателя в области освоения современных образовательных технологий, повышение профессиональной культуры на основе новых информационных технологий как одного из главных условий эффективности  и качества его деятельности;

- сформировать общие представления в области информационных технологий;

- организовать планирование учебного процесса с использованием информационных технологий и применения его на практике;

- научиться использовать информационные технологии, интернет-ресурсы для повышения уровня профессиональной компетенции;

- сформировать понимание социальных, этических, правовых и общественных ценностей использования информационных технологий.

- освоение и применение на практике новых учебных пособий по   музыке и искусству, методик обучения;

- использование нотного материала сети Интернет в содержание уроков;  

- внедрение новых методических приёмов и подходов в преподавании  с применением Интернет-технологий и мультимедийных ресурсов на CD;

  - онлайн прослушивание музыкальных произведений на уроке специальности;

- изучение новых учебных пособий по   музыке и искусству, методик обучения;

-составление индивидуального (репертуарного) плана работы с учетом современных требований;

-применение онлайн материалов сети Интернет в содержание урока;

- планирование системы  домашних работ    с  целью развития творческих способностей  обучающихся;

 - создание презентаций,  прослушивание музыкальных произведений на уроке специальности;

- работа в нотных редакторах «Финал» и т.д.

I. II. «Применение инновационных педагогических технологий на теоретических занятиях»


- В современной общеобразовательной практике большое распространение получили
игровые технологии обучения (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова и др.), которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения.
Применяются игры познавательные, занимательные, театрализованные, игровые, имитационные, компьютерные, игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических ситуаций и задач и др. Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотнесенными с особенностями дидактической задачи.
- Проблемно-развивающая технология обучения (М. М. Махмутов, Н. Г. Мошкина и др.). Специфическими функциями проблемно-развивающей технологии обучения являются: формирование критического мышления учащихся; формирование умений и навыков активного речевого общения учащихся; формирование положительных эмоций; организация деятельности преподавателя по построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе обучения.

- Ягненкова Н.В. в статье "Возможности практического применения некоторых инновационных педагогических технологий на уроках теоретического цикла в ДМШ" рассматривает педагогическую технологию, основанную на системе эффективных уроков (Автор - А.А.Окунев) и приводит ряд нетрадиционных технологий урока:
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия; - уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация, "дублер начинает действовать";
- уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, "живая газета", устный журнал;
- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему инопланетян; - уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, ученый совет;
- уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;
- перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, "Следствие ведут знатоки", "Что? Где? Когда?", "Эрудицион", утренник, спектакль, концерт, инсценировка, "посиделки", "клуб знатоков" и др.
Практически все названные виды уроков могут быть использованы в ДМШ.
- Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов Основные требования к использованию метода проектов: 1) наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы; 2) практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов; 3) самостоятельная деятельность учащихся; 4) структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); 5) использование исследовательских методов. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал "путешествий", компьютерная газета, доклад и т.д.).
Широкий простор для использования данной технологии на уроках музыкальной литературы и слушания музыки.
- Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо"
Технология РКМЧП (critical thinking) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стал, К.Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Задача научить школьников: выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную или неверную информацию; понимать, как различные части информации связаны между собой; выделять ошибки в рассуждениях; избегать категоричности в утверждениях; определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение.
Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Составление конспектов, хронологически и сравнительных таблиц как раз существует в рамках этой технологии.[2]
Представляется возможным привести еще ряд примеров педагогических технологий, которые могут использоваться на уроках в ДМШ, которые предлагаются в книге А.К. Колеченко "Эциклопедия педагогических технологий".


- Взаимоконтроль.
Цели: 1) проверка знаний; 2) предоставление возможности каждому ученику сообщить о своих успехах; 3) снятие неуверенности у слабых учеников; 4) развитие речи учащихся; 5) интенсификация опроса; 6) воспитание Я-концепции. Группа разбивается на учителей и учеников. Ученики отвечают своим учителям. педагог в момент работы класса может подходить к отдельным учащимся и помогать, уточнять их ответ.
- Ищу ошибки.
Технология может широко применяться на уроках сольфеджио и музыкальной литературы. Вызывает интерес у учащихся, развивает внимательность, сотрудничество при работе в малых группах.
- Консультанты на уроке (шефы).
Данная инсценировка является одной из сильных в достижении обучающих, развивающих, воспитывающих целей. Известно, что когда человек учит других, то он сам начинает глубже понимать материал и его запоминать. Технология может использоваться не только на уроках теоретического цикла, но и может быть эффективной на уроках специальности.
- Цепочка (опрос)
Цели: 1) бесконфликтная проверка знаний, умений учащихся; 2) развитие умений формулировать вопросы. Данная технология может применяться как при проверке знаний урока, так и разделов учебного предмета. Педагог предлагает учащимся придумать вопросы по пройденной теме или разделу. Ученики по очереди задают вопросы группе и сами оценивают ответы.[3] Предложенные методы и технологии, несомненно, расширяют возможности современного образовательного процесса. Поэтому их необходимо активно внедрять в практику преподавания в детской музыкальной школе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...

Сертификат за презентацию инновационного педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации "Теория и практика русского языка и литературы в средней школе"

Сертификат за презентацию инновационного педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации на районном уровне...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и дополнительного образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Масляевой А. И.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и дополнительного образованияМОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов...

Представление опыта инновационной педагогической работы по теме: «Развитие творческой активности подростка в условиях сельской школы»

В настоящее время развитие общества характеризуется всё возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания природы.Особое значение имеет желание личности изучать и познавать новое.В с...