Рабочая программа "Ансамбль скрипачей"
рабочая программа по теме
Каждый ребенок, независимо от своих музыкальных данных, играя в ансамбле, может ощутить радость от коллективной работы, ответственность за свой личный вклад в общую красоту звучания музыки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ansamblya.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1»
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Коллективное музицирование
Ансамбли скрипачей»
Автор (разработчик):
преподаватель оркестрового отделения
Портнягина Светлана Николаевна
г. Нижневартовск 2011г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа рассчитана для учащихся III-VII классов скрипки среднего и старшего школьного возраста, по предмету «Коллективное музицирование» ( ансамбль скрипачей) в МБОУ ДОД «Детская школа искусств №1»
За основу данной программы взята «Примерная программа по учебной дисциплине «Коллективное музицирование» (оркестровый класс) МК СССР 1990г.».
Актуальность создания данной программы обусловлена следующими причинами: возрастание интереса к детей к коллективному музицированию в скрипичном ансамбле.
Отличительные особенности данной программы:
- предназначена для коллективного музицирования учащихся в ансамбле;
- определено количество часов для групповых занятий;
- базируется на новых учебных пособиях и сборниках современных авторов, пьесы которых доступны и легки в исполнении и предназначены именно для ансамблей скрипачей.
- используются произведения обработанные автором данной программы.
- Используются произведения созданные участниками ансамбля.
При организации занятий целесообразно делить ансамбль на два основных состава – младший и старший. Младший ансамбль объединяет учащихся III - IV классов, старший ансамбль – учащихся V-VII(VIII) классов.
Состав группы ансамбля - от 6 человек.
Цель: формировать культуру коллективного музицирования, создать условия для развития творческих и исполнительских способностей учащегося в гитарном ансамбле.
Задачи:
- научить мыслить и работать творчески.
- воспитать в учащихся интерес к коллективному музицированию.
- развить в учениках лучшие стороны своего дарования и вместе с тем заимствовать наиболее эффективные приёмы игры в общении с товарищами по коллективу.
- выявить действие одной из важнейших социально-психологических функций музыкального искусства – коммуникативной.
- помимо развития профессиональных музыкальных умений и навыков, научить понимать партнера, прислушиваться к нему.
- сблизить учащихся, развить в них чувство взаимопонимания и взаимной поддержки.
- формировать этические принципы и идеалы в целях духовного развития личности.
- изучить опыт ведущих педагогов
- развивать у учащихся исполнительские навыки в условиях ансамблевой игры;
- развивать ощущение единого темпа, ритмической точности, синхронности;
- воспитывать чувство ответственности за коллектив, волю и самообладание;
- развивать творческие способности учащихся;
- учить детей слушать, чувствовать, переживать музыку;
- создавать на занятиях комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности;
- прививать аккуратность, опрятность, культуру поведения;
- способствовать всестороннему развитию детей.
Именно такой творческий коллектив решает проблемы воспитания профессиональных и личностно-коммуникативных качеств каждого участника ансамбля в отдельности.
Знания и умения, полученные учащимися в классе ансамбля, необходимы выпускникам впоследствии для участия в самодеятельных коллективах в качестве активных пропагандистов музыкальной культуры, а также для дальнейших занятий в оркестровых классах средних специальных учебных заведений.
Игра в ансамбле имеет большое значение для разностороннего музыкального воспитания. Во-первых, это – форма коллективных занятий, где дети чувствуют и раскрываются по-другому, чем в индивидуальных занятиях, у них появляется чувство уверенности и комфортности.
При игре в ансамбле развиваются следующие важные качества учащихся: умение слушать себя, партнера, общее звучание; воспитание чувства ритма; а также дает возможность выступать в концертах учащимся со слабыми музыкальными данными (индивидуальный подход в выборе партий); повышает ответственность за знание своей партии, так как совместное исполнение требует свободного владения текстом; расширяет музыкальный кругозор.
В течение года руководитель ансамбля должен подготовить с коллективом 6—8 разнохарактерных произведений. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие - для показа в условиях класса, третьи - с целью ознакомления. Все это фиксируется в учебном плане каждой группы ансамбля.
Публичные выступления ансамбля следует рассматривать как отчет о проделанной работе с последующим обсуждением ее результатов.
Основной формой учебной работы в классе ансамбля является групповой урок. На этапе знакомства с новым произведением возможны также уроки, проводимые с двумя-тремя учениками для первоначального разбора партий.
Продолжительность и регулярность занятий:
-групповые занятия два раза в неделю по 40 минут, исключая каникулярное время и праздники.
- Учебный план.
Наименование предмета | Количество учебных часов в неделю на 1 группу | Количество недель | Всего часов в год | |
III | IV | |||
Коллективное музицирование (ансамбль скрипачей младших классов) | 1 | 1 | 34 | 34 |
- Учебный план.
Наименование предмета | Количество учебных часов в неделю на 1 группу | Количество недель | Всего часов в год | ||
V | VI | VII | |||
Коллективное музицирование (ансамбль скрипачей младших классов) | 2 | 2 | 2 | 34 | 68 |
Контроль и учет успеваемости.
Важным элементом учебного процесса является систематический контроль успеваемости учащихся.
Формы контроля могут быть различны:
- контрольный урок;
- открытый концерт;
- участие в конкурсе или фестивале;
- участие в отчетном концерте.
Контрольный урок проводится 1 раз в конце каждой четверти со сдачей индивидуальных партий.
Учет успеваемости проводится руководителем на основе текущих занятий, индивидуальной и групповой проверки знаний ансамблевых партий. Данный контроль успеваемости направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, носит воспитательный, «стимулирующий» характер, осуществляется регулярно педагогом, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося.
При выставлении оценки учитывается:
- отношение ребенка к занятиям, его старание и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности, как на уроке, так и во время
домашней работы;
- темпы продвижения.
Оценки за каждую четверть выводятся на основании всех форм контроля.
Содержание программы.
Младшая группа ансамбля
- развитие умения играть вместе;
- развитие взаимопонимания и согласия, непрерывного и всестороннего контакта участников ансамбля, общения партнеров в различных музыкальных ситуациях: фразировка исполнения, общий динамический план;
- выработка умения слушать общее звучание ансамбля в целом, себя в ансамбле, партнера в ансамбле;
- обучение решению технических задач: координация отдельных приемов и коллективная их отработка;
- развитие навыков чтения с листа в ансамбле;
- исполнение ансамблем несложных пьес;
- достижение метроритмического единства;
- развитие творческого переживания;
- воспитание музыкально-образного мышления;
- развитие музыкального кругозора.
Старшая группа ансамбля
- закрепление умений и навыков, полученных в младшей группе;
- продолжение работы над синхронным звучанием всех партий (единство темпа и ритма партнеров), уравновешенностью в силе звучания всех партий (единство динамики), согласованностью штрихов всех партий (единство приемов, фразировки);
- дальнейшее обучение решению технических задач;
- усложнение ритмических рисунков, интонационных, динамических задач;
- исполнение пьес различного уровня сложности;
- исполнение аккомпанемента солистам;
- выработка умения проводить исполнительский анализ;
- дальнейшее развитие музыкально-образного мышления.
При выборе репертуара педагог обязан исходить из технических и художественных возможностей каждого учащегося и ансамбля в целом на данный период времени, используя принципы последовательности, доступности материала, учитывать перспективы творческого роста, соблюдать принцип контрастности в отношении стилей, форм, жанров, художественных образов, характеров, темпов, динамики.
Репертуар младшего ансамбля скрипачей
1. Пёрсел Г. Ария.
2. Чайковский П. Колыбельная
Танец «Гросфатер» из балета «Щелкунчик»
3. Колодуб С. Вальс
4. Шаинский В. «Про кузнечика»
5. Темнов В. Весёлая кадриль
6. Металлиди Ж. Мой конь
7. Металлиди Ж. Деревенские музыканты
8. Металлиди Ж Колечко
9 . Металлиди Ж. Весёлое шествие
10. Металлиди Ж. Колокольный звон России
11. Металлиди Ж. Улетают на юг
12. Флетчер Ф. Мелодия.
13. Шпиндлер Ф. Ручеёк
14. Jacgues Revaux. My way (Мой путь)
15. Andre POPP and Pierre POUR LOVE IN BLUE
16. Johnny MANDEL THE SHADOW OF YOUR SMILE
(Отражение твоей улыбки)
17. Гендель Г. Песнь Победы
18. Кабалевский Д. Наш край
19. Неаполитанская народная песня «Санта Лючия»
20. Дунаевский В. Спой нам ветер. Мамин Вальс
21. Флетчер Ф. HORA
22. Бизе Ж. Хабанера
23. Шуберт Ф. Серенада
24. Оффенбах Баркарола
25. Бах И. С. Менуэт
26. Цфасман А. Весёлый вечер
27. Штендлер Элегия
28. Вебер К. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»
29. Градески Регтайм «Мороженое»
30. Чиполони А. Венецианская баркарола
31. Караев К. Павана
32. Шольц Н. Непрерывное движение
33. Бом Ч. Полька
34.Бел. нар. песня Бульба
35.Козлов В. Былина
Репертуар старшего ансамбля скрипачей
- Альбинони Т. Адажио.
- Бах – Гуно Аве Мария
- Бах И. С. Менуэт.
- Бом Ч. Непрерывное движение.
- Борчунов.Н Песня
- Брюн К. Парижское танго.
- Вивальди А. Концерт ля минор для двух скрипок, 1ч.
- Вивальди А. Концерт Соль мажор, 1ч.
- Гаврилов Л. Венгерская цыганка.
- Гендель Г. Пассакалия.
- Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин».
- Данкля Ш. Полька.
- Киччини Д. Аве Мария
- Кулакова Т. Поезд в час тридцать
- Леннон Дж. Вчера.
- Мориа П. Токката.
- Петров А. Вальс из к/ф «О бедном гусаре замолвите
слово»
- Свиридов Г. Романс.
- Таривердиев А. Мелодия.
- Таривердиев А. Ноктюрн.
- Третьяченко А. Мелодия.
- Хромушин О. Интерлюд.
- Чайковский П . Вальс из балета «Лебединое озеро».
- Чайковский П. Марш из балета «Щелкунчик».
- Шмитц М. Микки - Маус.
- Шмитц М. Зимний вечер.
- Шольц Т. Картина старого мастера.
- Шольц Т. Непрерывное движение.
- Шостакович Д. Романс.
- Штраус И. Венский вальс.
- Шуберт Ф. Серенада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выдающиеся исполнители скрипачи
Давид Ойстрах...
"Постановка рук скрипача в трех типовых двигательных положениях"
Общая постановка левой руки скрипача должна быть максимально удобной для каждого конкретного учащегося и предусматривать перспективы развития в процессе овладения всем арсена...
Полезные ссылки для скрипачей
Интернет - страницы, полезные для скрипачей....
Разработка открытого урока «Игра, как способ развития начальных навыков скрипача»
Игра, как способ развития начальных навыков скрипача»(Урок по классу скрипки с ученицей 1 класса)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету АНСАМБЛЬ СКРИПАЧЕЙ
Данная программа предназначена для занятий в 1-5 классах ХШМиЮ по ОП «Инструментальное исполнительство» (класс скрипки).Ансамбль использует и развивает баз...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету АНСАМБЛЬ СКРИПАЧЕЙ
Данная программа предназначена для занятий в 1-5 классах ХШМиЮ по ОП «Инструментальное исполнительство» (класс скрипки).Ансамбль использует и развивает баз...
Работа с ансамблем скрипачей в Детской школе искусств
Современная педагогика, наряду с индивидуальным подходом к учащимся, который является основным в работе, уделяет всё более пристальное внимание различным формам...