ДОКЛАД РУКОВОДИТЕЛЯ ГМО ПДОД Мирон А.Г.
проект на тему
Внедрение в практику педагога дополнительного образования инновационных форм работы, таких как: интенсивные школы, социальные тренинги, программ индивидуальной поддержки рекордных профессиональных и жизненных стратегий в рамках реализации Концепции развития дополнительного образования и молодежной политики ХМАО-Югры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_gmo_gotovo.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД РУКОВОДИТЕЛЯ ГМО ПДОД Мирон А.Г.
Внедрение в практику педагога дополнительного образования инновационных форм работы, таких как: интенсивные школы, социальные тренинги, программ индивидуальной поддержки рекордных профессиональных и жизненных стратегий в рамках реализации Концепции развития дополнительного образования и молодежной политики ХМАО-Югры.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А.Сухомлинский.
Сегодня в обществе происходит много перемен, и современному школьнику необходимо шагать в ногу с этими переменами. Традиционный педагог (монополист в передаче необходимых знаний) уходит со сцены. На смену ему приходит педагог-исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию. Такой педагог положительно влияет на качество обучения и воспитания в образовательном учреждении, создаёт условия для духовного развития детей, осуществляет личностно - ориентированный подход к ним.
Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение; изменение, обновление). Синонимом инновации является понятие «новшество».
Инновация - это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организация совместной деятельности учителя и учащегося.
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Значение инновационной деятельности педагога.
Профессиональная деятельность учителя неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.
Включение педагога в инновационную деятельность влияет на повышение уровня его профессиональной компетентности, активизирует его стремление к получению новых знаний, к повышению аттестации, к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач, к развитию творческого потенциала, и как следствие стимулирование интереса посещения занятий учащимися. Что немало важно в системе дополнительного образования.
Виды педагогических инноваций:
Внутрипредметные инновации, то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его проведения. Примером может служить освоение авторских методических технологий.
Общеметодические инновации: к ним относятся внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д.
Административные инновации: это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.
Идеологические инновации: эти инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознания необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.
Технологичность становится сегодня главной характеристикой деятельности педагога дополнительного образования и означает переход на более высокую ступень организации образовательного процесса.
Обновление содержания педагогического процесса в сфере дополнительного образования детей возможно через использование современных педагогических технологий, направленных на разностороннее развитие ребенка с учетом его творческих способностей.
Педагогическая технология – специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Рассмотрим некоторые инновационные технологии, методы и формы.
Личностно ориентированные технологии. Сюда относятся технологии дифференциации и индивидуализации. Дети являются не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне.
Интегрированные занятия. Интегрированные занятия - это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Особенности интегрированного занятия - четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия большая информативная емкость материала проходит в форме занимательной, увлекательной игры.
Исследовательское занятие и практические работы. Их цель заключается в получении учебной информации из первоисточников. Обучающиеся учатся работать с историческими документами, учебниками, периодической печатью.
Информационные технологии. К ним относятся компьютерные программы, интернет. Компьютер используется для иллюстрации материала: изображения изделий декоративно-прикладного творчества, презентации по темам программы, мастер классы с поэтапным выполнением изделий ДПИ. Также компьютер и интернет помогают участвовать в дистанционных конкурсах, конференциях
Интерактивные подходы. Отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных, в том, что они направлены на изучение нового. Например: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование общественных ресурсов (экскурсии, приглашение специалиста-эксперта), изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого»), обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, разрешение проблем(«дерево решений», «мозговой штурм»).
Учение через обучение – метод обучения, при котором учащиеся с помощью учителя готовят и проводят урок.
Технология парного обучения – один из видов педагогических технологий, при котором один ученик учит другого ученика. Коммуникация двух учеников происходит в форме диалога.
Работа в малых группах - одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.
К данной технологии относится Сингапурская система образования. Уроки по сингапурской методике проходят так: ученики сидят лицом к лицу, работа идет в команде по 4 человека, смена дислокации групп не один раз за урок, самостоятельный поиск информации. Каждый член команды в течение урока вносит свой вклад в работу. Многим уже не удается просто отсиживаться на задних партах, не обращая внимания и на учителя, и на то, что происходит в классе. Каждый ученик принимает участие в уроке, высказывая свое мнение или предположение по какому-либо вопросу.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД).
Универсальные учебные действия (УУД) — умение учиться, то есть способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
Применение разных видов педагогических технологий позволяет развивать познавательные навыки детей, их творческое мышление, умение ориентироваться в информационном пространстве, а также видеть, формулировать и решать проблемы.
Ребенок самостоятельно приобретает определенный набор знаний, умений и навыков, учится пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, работает в группе, команде.
Что такое «Интенсивная школа»?!
Поискав точное определение термина «Интенсивная школа», я выделил для себя три, более внятных формулировки.
Интенсивная школа – это процесс обучения и получения новых знаний и практик за короткий промежуток времени.
Интенсивная школа – это дополнительная возможность саморазвития, открывающая таланты, как для учащихся, так и для педагогов.
Но, на мой взгляд, третья формулировка наиболее точнее раскрывает нам это понятие. Авторами этого определения являются М.С. Аверков и С.В. Ермаков:
Интенсивная школа – образовательное мероприятие, проводимое в режиме погружения (как правило, на базе отдыха или в детском летнем лагере; длительность его варьируется от 4 дней до 3 недель), основанное на деятельном включении в тот или иной предметный и культурный материал.
Если у нас появилось хоть какое-то представление, что такое интенсивная школа, то не совсем понятно для чего она нужна. Ведь всю информацию, которую дети получают во время работы интенсивной школы, можно дать отдельными партиями, в более длительный срок, в обычной школе. Во время интенсивной работы, мы сами того не подозревая, заставляем свой ум работать. При этом, открывая в себе те возможности и качества, которые в обычной школе не смогли бы сделать. Главной задачей интенсивной школы является обеспечение «шага развития» как для детей, так и для взрослых, инициация интеллектуальной активности, развитие творческого мышления, рефлексии, понимания. Для этого школы проводятся в режиме погружения, что позволяет отсоединяться и даже противопоставлять повседневной жизни взрослых и детей. В некоторых интенсивных школах пропагандируются демократические взаимоотношения, основанные на взаимоуважении и сотрудничестве. Если взять обычную школу, то проекты в ней выглядят как что-то навязанное. В интенсивных же школах, ученик сам является инициатором проекта, а мудрые преподаватели являются лишь помощниками, а не строгими «судьями».
В обычной школе уроки проходят с преимуществом односторонней трансляции. Учитель даёт информацию детям, которую они должны усвоить по программе. Приходя в обычную школу, дети попадают уже в готовое образовательное пространство, инициатором которого является учитель (преподаватель). В интенсивной же школе всё совсем не так. Дети собираются в маленькие группы, с единой целью. В процессе обсуждения, они вокруг себя создают своё пространство, в котором их мысли совпадают. В этом пространстве оказывается и сам преподаватель, но в качестве не учителя, а в качестве участника. Он на равне с детьми обсуждает поставленную задачу. Здесь происходит не односторонняя трансляция, а коммуникация. Таким образом, у детей формируется своё собственное мнение, развивается мышление, что мы не видим в обычной школе.
Что мы имеем в итоге? Интенсивная школа это действительно очень мощный двигатель прогресса для школьников и студентов в развитии их мышления. Методы работы в ней намного эффективнее, чем в обычной (стандартной) школе. Там всегда есть широкие возможности и простор для небольших, индивидуальных, творческих проектов. Человек, выходя из обычной школы, имеет только багаж знаний, который ему транслировали на протяжении обучения. А человек, который прошёл интенсивную школу, выходит в мир с большим запасом методов, с помощью которых он будет применять знания и умения на практике.
Что такое социальные тренинги?
Благодаря социальным тренингам, человек получает практические навыки создавать новые и укреплять старые коммуникативные связи с другими людьми. Все мы знаем, что человек - это продукт общества. Другими словами, человек социален. Без коммуникативных способностей с другими людьми мы будем не только несчастными, но и вовсе превратимся в животных. Некоторые люди умеют находить общий язык везде и со всеми. Данные способности качественно влияют на их благосостояние и успех в целом. Эти навыки можно развить в себе с помощью социальных тренингов. Социальные тренинги или тренинги социальных навыков - это симбиоз теоретических знаний и практических навыков, направленных на развитие коммуникативных способностей в различных сферах человеческой деятельности.
Что такое жизненная стратегия?!
Это понятие, связанное с концепцией личности как субъекта жизненного пути – ее организатора, регулятора ее времени, и событий, способного разрешить жизненные противоречия. Понятие «С.ж.» определяется в рамках типологического подхода к личности и обозначает (в тенденции) способность личности строить и регулировать свою жизнь в соответствии со своим типом личности для оптимального использования своих личностных возможностей и способностей. Стратегия это оптимальное использование времени жизни для продуктивной деятельности, саморазвития и самовыражения.
В общенаучном понимании стратегия это генеральный, схематичный план какой-либо многоступенчатой деятельности, предписывающий ее основные направления на длительный период времени. В отличие от тактики, определяющей конкретные способы действования в зависимости от стечения обстоятельств, основная задача стратегии в том, чтобы в самых принципиальных чертах указывать путь достижения конечной цели, намечать траекторию продвижения из текущего положения к будущему желаемому состоянию.
Будучи сложным, многомерным образованием, стратегия жизни характеризуется с разных позиций и как способность личности строить жизнь в соответствии со своей индивидуальностью, и как способ разрешения противоречий между внешними и внутренними условиями реальной жизни, и как диалектика отдачи и присвоения личностью общественных благ по ходу индивидуальной жизни. В конечном итоге можно определить стратегию жизни как «способность к самостоятельному построению своей жизни, к принципиальному, осмысленному ее регулированию в соответствии с кардинальным направлением»
Формирование жизненной стратегии зиждется на трех китах - системах
Система управления регулирует целеполагающие характеристики жизненной стратегии:
1 наличие представления о своем будущем;
2 избегание либо стремление к нему;
3 степень иерархии жизненных целей;
4 экстернальность/интернальность локуса контроля собственной жизни;
5 наличие временной перспективы (связь прошлого, настоящего и будущего);
6 диапазон жизненных интересов;
7 внешняя/внутренняя направленность целей.
Система действий отвечает за достижение жизненных целей.
1 уровень планирования действий по достижению поставленных целей;
2 ригидность/пластичность в использовании средств достижения;
3 специфика установления социальных контактов и деятельности в целом.
Система обратной связи характеризует степень открытости выражения эмоции успеха либо неудачи.
С помощью этих педагогических инноваций мы можем добиться того что красной нитью следует в Концепции развития дополнительного образования в ХМАО-Югре, цитата:
«Человеческий потенциал — характеристика, определяющая готовность как отдельного человека, так и сообществ определять собственные цели и стратегии деятельности на масштабах, выходящих за пределы индивидуального человеческого существования — масштабах, определяемых мировыми тенденциями технологических, инфраструктурных, институциональных, социально-гуманитарных и других преобразований.
Традиционное понимание человеческого фактора или человеческого ресурса как стабильной характеристики населения, отдельных его групп, отдельных людей, описывает готовность или неготовность включаться в существующие системы деятельности. В ситуации общественных, экономических, культурных изменений человек как фактор является пассивным материалом преобразования, характеристики которого необходимо учитывать, но точно также можно ставить целью их трансформацию — что соответствует логике формирования общества потребления и задаче выращивания идеального потребителя. Человек как ресурс включается в процессы преобразования в качестве инструмента; его характеристики (компетентности) определяют то, насколько сложные и специализированные виды деятельности он может выполнять и в процессы какого уровня сложности может включаться.
В отличие от этого, человеческий потенциал описывает готовность к участию в изменениях в качестве субъекта, способного и готового вступать в отношения с другими субъектами, быть равномощным масштабам происходящих изменений, самому становиться их автором.»
А закончить хочу еще одной крылатой фразой В.А. Сухомлинского:
«Мышление начинается с удивления.»
А от себя добавлю:
«Удивите детей и они удивят вас!!!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОБЖ 5 класс по программе В.Н.Латчук, С.К Миронов, С.Н.Вангродский к учебнику "Дрофа"
Рабочая программа по ОБЖ 5 класс по программе В.Н.Латчук...
Рабочая программа по ОБЖ 7 класс по программе В.Н.Латчук, С.К Миронов, С.Н.Вангродский к учебнику "Дрофа"
Рабочая программа по ОБЖ 7 класс...
Доклад руководителя этнографического кружка «Комелек»
Вникая, в этнокультурный компонент исторического образования нам приходится с сожалением констатировать, что произведения осетинской поэзии,...
Методическая разработка по теме: " А.А. Миронов "
Текст и задания по теме "А.А. Миронов" для групповых (индивидуальных) занятий по РСВ и ФП, для обучающихся 8 класса 2 отделения...
Доклад на ШМО классных руководителей: «Роль классного руководителя в успешном воспитании личности»
Без похвал умирает душа,Жизнь не всходит в счастливом зените.Каждый молит без слов, чуть дыша:“Похвалите меня, похвалите!”Без похвал не пройти рубежа,Не добиться великих открытий.Просит сн...
Доклад на ШМО классных руководителей: «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в воспитании обучающихся».
Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа с трудными детьми....
выступление на педсовете с докладом Доклад на тему: «Нравственное воспитание учащихся с нарушением интеллекта – одно из значимых направлений деятельности классного руководителя в становлении личности»
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших пр...