Сенсорное развитие ребенка
статья на тему
Всероссийский семинар «Развитие чувств у маленьких детей и дошкольников»
Для дошкольника одним из эффективных методов всестороннего развития и воспитания является продуктивная деятельность в игровой форме. Жуковская Р.И. указывает, что именно творческие игры способствуют превращению детского любопытства в любознательность, развитию воображения, памяти, речи, формированию таких качеств как, наблюдательность, изобретательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_rebenka_doshkolnogo_vozrasta_v_tvorcheskom_obedinenii.docx | 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Квон Наталья Владимировна педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД ДДТ «Павловский» Пушкинского района Санкт-Петербурга
Всероссийский семинар «Развитие чувств у маленьких детей и дошкольников» Для дошкольника одним из эффективных методов всестороннего развития и воспитания является продуктивная деятельность в игровой форме. Жуковская Р.И. указывает, что именно творческие игры способствуют превращению детского любопытства в любознательность, развитию воображения, памяти, речи, формированию таких качеств как, наблюдательность, изобретательность. Ознакомление с направлениями декоративно – прикладного искусства, формирование эстетического отношения к окружающему миру – всё это возможно через реализацию творческого и интеллектуального потенциала ребёнка, через развитие его познавательного интереса и обогащение личного опыта. С этой целью я использую в продуктивной деятельности бумагу, нити, шнур. Работа с такими материалами заключает в себе большие возможности по развитию мелкой моторики рук, совершенствованию внимания, памяти, мышления, формированию творческой инициативы, волевых качеств, самоконтроля и мотивации к самореализации. Впечатления, эмоции развивают эти качества и служат основой для эстетического, нравственного, духовного роста ребенка. В 30-е гг. XX века Выготский Л.С. в результате психологических исследований доказывает поэтапность развития воображения у ребёнка в процессе приобретения им определённого опыта. И в дальнейшем значимость в продуктивной деятельности детского воображения будет определяться тем объёмом усвоенных знаний, впечатлений и переживаний, которыми обладает ребёнок. Совместная с взрослым деятельность (бытовая, игровая, продуктивная) предполагает воздействие на все сенсорные системы детской психики (слух, зрение, осязание). Продуктивная деятельность развивает восприятие, воображение, внимание, образное и логическое мышление, слуховую, зрительную и тактильную память, зрительно – двигательную координацию, мелкую моторику рук. А так же анализ объекта, выделение главного, умение сосредоточиться на задаче, оперирование образами, доведение начатого дела до конца. Приобщение ребёнка к продуктивной деятельности начинается с того, что в ходе манипулирования материалами, инструментами, он овладевает наиболее общим способом, примитивной техникой «как», и только через некоторое время соображает, что же он этим способом делает «зачем». Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе руки и глаза, совершенствованию координации движений, точности выполнения действий. А развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно влияет на развитие речи, так как центры, отвечающие за движение пальцев рук и речь, расположены в головном мозге рядом. Поэтому можно говорить о том, что занятия по аппликации, бумажной пластике, вышивке, макраме – это эффективное средство обогащения речи ребёнка. Как справедливо утверждал В.А.Сухомлинский, «ум ребёнка находится на кончике его пальцев». Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков была подтверждена связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Продуктивная деятельность требует определённых умений и навыков. Ребёнку необходимо уметь самостоятельно использовать целые системы освоенных им навыков. Он должен критически оценивать получаемый результат, проверять успешность своих действий, то есть выполнять помимо физических действий, ещё целую систему умственных, мыслительных операций. Повторение этих сложных многочисленных умственных действий и операций ведёт к выработке различных умений. Развивающая роль продуктивной деятельности состоит в том, что она становится определенной формой практики ребёнка. В ней совершается развитие физических и психологических сил, способностей, черт характера, общение с предметным и социальным миром. Овладение умением творить невозможно без развития направленного зрительного восприятия – наблюдения, в процессе которого ребёнок овладевает такими мыслительными операциями как сравнение, обобщение, анализ, синтез. Дьяченко О.М. утверждает: « …дети трёх-пяти лет при создании новых образов, как правило, используют знакомые элементы действительности. Дети шести-семи лет могут осуществлять построение образов воображения в ходе свободного оперирования представлениями памяти и воображения». В психологии различают два основных вида воображения воссоздающее и творческое. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку, схеме, чертежу. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов. Данная способность успешно развивается лишь в продуктивной деятельности, в практике принятия творческих решений, умения использовать накопленную информацию. Следовательно, надо «расширять опыт ребёнка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности…» Выготский Л.С..Таким образом, для развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста необходимо создать эмоционально-положительные условия для формирования познавательного интереса, знаний и опыта. А так же стимулировать самостоятельное создание новых образов на основе впечатлений, эмоций, любознательности, мыслительной деятельности, развития творческого воображения. В процессе творчества создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства. Чем более осознанно ребёнок воспринимает окружающий мир, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся его эстетические чувства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Развитие сенсорной культуры ребенка"
Эта консультация предназначена для родителей с целью первоначального ознакомления с понятием "сенсорная культура"...
АНКЕТА К СОБРАНИЮ " Сенсорное воспитание и развитие ребенка"
Уважаемые родители! В целях совершенствования образовательного процесса просим принять участие в анкетировании....
План и краткое содержание мастер-класса для детей с ОВЗ, их родителей и педагогов «Сенсорное развитие ребенка. Волшебные коробочки»
Представлен опыт проведения мастер-класса для детей с ОВЗ, их родителей и педагогов по направлению "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста"...
Су-Джок в сенсорной интеграции ребенка
информационное пособие для педагогов и родителей...
Проект «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством сенсорной коробки»
Одним из эффективных средств формирования у детей первичных представлений об объектах окружающего мира являются сенсорные коробочки. Сенсорная коробочка — это ёмкость с наполнителем, предна...
«Сенсорное развитие ребенка через нетрадиционные игры»
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Познакомить родителей со способами формирования у детей представлений о величине, форме и цвете в домашних условиях, при помощи использования пласти...
Методики и средства сенсорного развития ребенка.
Общие рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста....