Программа объединения дополнительного образования «Юный модельер»
рабочая программа на тему

Медянцева Виолетта Георгиевна

Программа объединения дополнительного образования  «Юный модельер» 2012-2013 уч.год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение ВАО

Средняя общеобразовательная школа № 634

Программа объединения дополнительного образования

«Юный модельер»

Педагог дополнительного образования Медянцева В.Г.

Программа утверждена методсоветом школы №634

Секретарь методсовета __________________________Соловьева Л.П.

г.Москва

2012-2013 уч.год

Пояснительная записка

В двадцать первом веке стремительно возрастает роль образования, как нынешнего фактора образования, не только экономики, но и общества в целом. Изменились требования к жизни, ученик должен вписаться в эту жизнь. В рыночной системе ученик отвечает сам за себя.      Многочисленные проблемы, все более очевидно проявляющиеся в общем и профессиональном образовании во многих странах мира, подтолкнули педагогов к поиску новых путей развития. Настоящая программа обучения  технологии предполагает изучение курса, направленного на развитие и реализацию человеческого потенциала. Если говорить об общеобразовательной школе, то современный выпускник должен не только хорошо владеть знаниями, умениями и навыками в рамках школьной программы, но и ориентироваться в той ситуации неопределенности, в которую он попадает, выходя из школы. Для этого он должен уметь предвидеть проблемы и находить пути их решения, искать информацию, продумывать и выбирать варианты действий. Выпускник должен развить в себе творческие способности, чтобы решать новые для себя задачи.                                                                                          

 Программа носит практико-ориентированный характер и направлена на формирование у школьника стремления видеть и создавать вокруг себя прекрасное.  Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для знакомства учащихся с основными вопросами теории моды, законами художественной формы, цветового решения и спецификой текстильных материалов, технологией изготовления швейных изделий, приобщает детей к саморазвитию творческих способностей посредством расширения кругозора в области дизайна современной одежды.              

 Программа предназначена для профильной подготовки обучающихся 7-9  классов с ориентацией на технологический и художественно-эстетический профиль. Содержание учебного материала соответствует целям профильной подготовки и в определенной степени обладает новизной для учащихся.                                                                                                 Основная цель общеобразовательной области “Технология” – заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствовать воспитанию и развитию инициативной, творческой, предприимчивой личности, ее самоопределению в будущей профессиональной карьере.

В ходе программы «Юный модельер» вводятся новые понятия по основам композиции костюма: средства и свойства композиции, композиционный центр, цвет в композиции, элемент композиции; а также понятия по основам проектирования: дизайн - анализ, дизайн спецификация, художественный образ в проектировании, методы проектирования, проектное изделие и другие.
Программа рассчитана на 72 часа (2 часа в неделю) . Продолжительность образовательного процесса – один год.

Новизна дополнительной образовательной программы «Юный модельер» заключается в интегрировании знаний и умений по таким общеобразовательным дисциплинам как «Технология обработки ткани», «Мировая художественная культура», «Изобразительное искусство», «История»,«Информационные технологии» и создания благоприятных условий для творческой самореализации личности учащегося.  

     Актуальность данной программы  определяется тем, что обозначенные в ней знания и умения по моделированию, конструированию и технологии учитывают достижения науки и производства в области декоративно-прикладного творчества, знакомство с историческим и народным костюмом, его символикой, образным решением, пластикой, изучением обрядов и традиций, историю и быт разных народов, преемственность  национальных традиций не только в костюме, но и в самом образе жизни.

Большое внимание  уделено выработке индивидуального стиля учащихся: выбор цвета, конструкционных материалов, соответствии материала выбранной модели, слияния «хочу» и «для меня». Это очень важно.

Проблема  на решение которой направлена данная  программа провести учащихся от  понимания через знания и умения к творчеству в таких областях, как культура личности, культура деятельности и культура социального взаимодействия. Необходимо уделить внимание таким ценностным установкам, знаниям, умениям и практическим навыкам, которые помогают формировать у  учащихся  традиционные  женские качества,  адаптированные к современным условиям, наряду с воспитанием аккуратности, трудолюбия, терпения, скромности, не исключая установки на успех и коммуникабельность.

Цель предлагаемой программы воспитать активную творческую личность, способную самостоятельно организовать трудовую деятельность, умело, используя полученную информацию, знание, умения и навыки. Одной из важнейших задач является формирование у учащихся отношение к одежде как к одному из средств самовыражения и создания индивидуального стиля.
Курс рассчитан на год обучения. За это время учащиеся включаются в активную творческую деятельность – создание моделей одежды различных направлений (от современного до фольклорного). Они познакомятся с работой художника – модельера, конструктора, демонстратора одежды.
На уроках технологии учащиеся осваивают навыки конструирования моделей по индивидуальным меркам, это способствует развитию образного мышление, пространственное воображение, что поможет при работе с журнальными выкройками и их корректировкой на индивидуальную фигуру.
В процессе работы с журналами «Бурда Моден» развивается эстетический вкус учащихся, они знакомятся с современным направлением подростковой и молодежной моды.
При использовании выкройки журналов, технологии быстрого шитья сохраняется время для воплощения замыслов в готовое изделие. У учащихся возникают мотивированный интерес к трудовому процессу, потому, что за период обучения они могут сшить несколько изделий для себя и своих близких, скомплектовать одежду и создать рациональный современный гардероб.
В программе отводится время для технического рисования. Учащиеся осваивают методы рисунка эскизов модели (по фактуре и без, в движении и т.д.).
Знакомство с различными технологиями и их реализация обеспечивают благоприятные условия для ведения профориентационной работы и представляют собой образовательное поле для выполнения у учащихся профессиональных проб в различных сферах деятельности человека.

Профессиональная проба – совокупность последовательных действий, связанных с выполнением специально организованной, учебно-познавательной, практической, законченной, профессионально направленной деятельности, являющаяся средством соотнесения самопознание (интересов, склонностей, способностей, уровня знаний и других личных качеств) и анализа профессий (знаний о требованиях, предъявляемых профессией к человеку, условиях труда, орудиях труда, средствах труда и т.д.)


Главная цель данного курса – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности.
Это предполагает:

  1. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для дальнейшей деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до её реализации. Для этого учащиеся должны быть способны:

- определить потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в её производстве;

- находить и использовать необходимую информацию;

- выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);

- планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность);

- оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность.

  1. Формирование знаний и умений использовать средства и пути преобразования материалов, энергии и информации в конечный продукт в условиях свободы выбора.
  2. Начальную подготовку учащихся к осознанному профессиональному определению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
  3. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
  4. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации.

Задачи курса.
В процессе реализации содержания курса должны быть решены следующие задачи:

- формирование политехнических знаний и экологической культуры;

- привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчета затрат;

- ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

- развитие самостоятельности и способности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

- обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

- воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности, обязательности, честности, ответственности, культуры поведения и бесконфликтного общения;

- использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформления их с учетом требований дизайна и декоративно прикладного искусства, развитие эстетического чувства и художественной инициативы.

При разработке данного курса ставилась цель осуществить её преемственность с действующей программой, базисного учебного плана в образовательной области «Технология», что позволяет в максимальной степени использовать учащимися опыт, учебно-методическую базу мастерской по обработке ткани, имеющиеся в ней средства обучения и тенденцию её развития.
Итогом совместной работы учащихся и руководителя кружка является выставка творческих работ учащихся, публичный показ изделий.
Программа рассчитана на учащихся 7-8 классов.

Учебно-тематический план

(на один год обучения)

Тема

Количество учебных часов всего

В том числе

теория

практика

 1

Введение. Организация рабочего места и техника безопасности

1

1

-

 2

Общие сведения из истории развития одежды

1

0,5

0,5

 3

Мода. Роль моды в нашей жизни. Разнообразие стилей.

10

4

6

4

Основы композиции одежды.

2

1

1

 6

Цвет как формы гармонизации костюма

2

2

-

 7

Ткани для изготовления костюма, их свойства и ассортимент

2

1

1

8

Стилевое решение костюма.

2

1

1

9

Экологические проблемы в дизайне одежды

2

-

2

 10

Художественное конструирование и моделирование одежды.

10

2

8

 11

Техническое рисование эскизов моделей. Различные техники.

4

-

4

12

Пошив коллекций моделей.

34

4

30

13

Выставка и показ моделей.

2

-

2

Итого:

72

16,5

55,5

Содержание программы: 

Вводное занятие.

Цели и задачи курса. Режим работы кружка. Организационные вопросы.Правила безопасности и охраны труда.

Общие сведения из истории развития одежды

Одежда первобытного человека, ее основные функции. История появления костюма. одежда, костюм, мода и их характеристика. Направления современной моды.

Роль моды в нашей жизни.
Теоретические сведения: Мода. Франция – законодатель европейской моды, модные коллекции одежды высокой моды. Мастера международной моды. Ломанова Н.П. – первый советский художник – модельер. Разнообразие стилей современного костюма: классический, спортивный, фольклорный, джинсовый, ретро, матросский, бельевой, диско –стиль. Знакомство с творчеством Зайцева, Юдашкина и др.
Практические работы: анализ стилей, сравнение, просмотр видео-роликов «Евро-мода». Обсуждение.

Основы композиции одежды.
Теоретические сведения:
 Средства композиции: фасон, силуэт, конструктивные и декоративные линии, пропорции, ритм, зрительные иллюзии, асимметрия, цвет в одежде, структура и фактура ткани. Композиционные приемы-средства для достижения выразительности костюма. Детали одежды и дополнения к ней. Ансамбль, костюм, комплект, аксессуары и бижутерия.
Практические работы: Выполнение эскизов моделей, составление коллекции тканей по цвету, структуре.

Цвет как формы гармонизации костюма

Цвет в одежде как одно из средств в гармонизации. Характеристика цвета и его свойства. Холодные и теплые цвета, их роль в проектировании костюма.

 Ткани для изготовления костюма, их свойства и ассортимент

Ассортимент текстильных тканей. Свойства тканей, влияющие на назначение будущего изделия, его форму, фасон. Свойства тканей, влияющие на их обработку резанием (раскрой тканей),прокалыванием (ниточное соединение деталей одежды), склеиванием (клеевое соединение деталей одежды), сварочное соединение, влажно-тепловой обработкой (глажение, отпаривание, декатировка).

Лабораторно-практическая работа - 1 час. Работа с образцами тканей, распознавание вида тканей, определение технологических и внешних свойств тканей. Подбор тканей для своей модели.

Стилевое решение костюма

Характеристика основных стилей: классического, спортивного, романтического. Микростили. Эклектика в современном костюме.

Тест “Мой стиль”.

Практическая работа: Эскизирование моделей одежды различных стилей по шаблону.

. Экологические проблемы в дизайне одежды. Мини-проекты. (4 часа)

Взаимосвязь понятий «мода» и «экология» посредством экологических направлений в дизайне одежды и решении бытовых проблем.

Творческая работа: Подготовка и защита коллективных мини-проектов на тему “Мусорный дизайн”.

Художественное проектирование.
Теоретические сведения: Процесс художественного проектирования. Профессии: художник-модельер и демонстратор одежды.
Пропорции человеческого тела, возрастные изменения. Построение пропорциональной схемы торса женской фигуры; осанка рост. Примеры изобразительной выразительности эскиза. Различная техника выполнения эскизов (линейное решение, цветовое оформление и т.д.).
Графические средства: карандаш, чернила, тушь, акварельные краски, гуашь, фломастеры и т.д..
Практические работы: Рисунок (эскиз) торса женской фигуры по модулю (М). Рисунок в полный рост, в движении. Сюжетный рисунок. Выполнение эскизов в различной изобразительной технике.

Художественное конструирование и моделирование одежды.
Теоретические сведения: Профессии художник конструктор. Снятие мерок. Определение размеры фигуры. Работа с журналами «Бурда Моден». Приемы увеличения или уменьшения выкроек на один размер (36-34-32). Работа с инструкцией по пошиву изделия: предполагаемые ткани и расход. Изготовление выкроек. Последовательность технологической обработки изделия, припуски на швы, план экономической раскладки выкроек на ткани. Определение размера фигуры по таблице размеров, Условные обозначения. Изготовление и вырезание выкройки. Корректировка выкроек на индивидуальную фигуру. Приемы художественного конструирования.
Практические работы: Снятие мерок. Изготовление выкроек. Расчет количества ткани.

Пошив моделей.
Теоретические сведения: Способы раскладки выкройки на ткань (лицо в лицо, лицом вниз). Направление нити основы. Рисунок ткани, ворс, дефекты ткани.
Практические работы: Раскладка выкройки на ткань с учетом припусков на швы. Обметка. Раскрой. Прокладывание контурных линий. Подготовка изделия к примерке и ее проведение. Устранение дефектов. Вторая примерка. Составление плана обработки изделия. Пошив и окончательная отделка.

Заключительное занятие.
Показ моделей. Выставка эскизов и зарисовок. Выставка моделей.

По окончании года обучения учащиеся должны знать:

  • требования к оборудованию рабочего места;
  • правила техники безопасности при выполнении ручных, машинных и утюжных работ;
  • иметь представление о новых видах конструкционных материалов, их свойствах;
  • способы определения нити основы в современных тканях с содержанием эластичных волокон, лицевую сторону;
  • правила работы и способы устранения неполадок универсальной швейной машины;
  • различные виды соединения различных материалов (ниточное, клеевое, сварное);
  • историю развития моды (как европейской, так и русской), традиции в моде, фольклорные мотивы современной одежде;
  • ассортимент одежды и её функциональные особенности;
  • детали кроя одежды и их конструктивные элементы;
  • терминологию швейных работ;
  • условные обозначения и знаки на деталях края (из журнала «Бурда Моден»);
  • правила снятия готовых выкроек из модных журналов;
  • способы увеличения или уменьшения стандартной выкройки с шагом в один размер;
  • правила вырезания деталей и подготовки их к примерке;
  • правила проведения примерок изделия;
  • основные виды дефектов в изделии и методы их устранения;
  • рационально оборудовать рабочие место;
  • выполнять правила т\ безопасности и правильно выбирать инструменты для выполнения работы;
  • определять волокнистый состав современных тканей и использовать знания при технологической обработке данного материала;
  • выбирать ткань в соответствии с моделью одежды;
  • определять направление нити основы лицевую сторону ткани, дефекты;
  • выполнить регулировку и наладку швейной машины, устранение простейших неисправностей;
  • выполнять различные виды соединения современных материалов;
  • описать по эскизу особенности модели и ее назначение;
  • обрабатывать детали и их монтаж по инструкционным картам журнала «Бурда Моден»;
  • читать условные обозначения;
  • определить размер изделия по основным меркам, снятым с фигуры;
  • определять свой размер по журналу мод;
  • уменьшать или увеличивать готовые выкройки;
  • разложить детали кроя на ткани в соответствии с нормативами;
  • подготавливать детали кроя к примерке;
  • проводить первую и вторую примерку;
  • определять дефекты посадки изделия на фигуре и устранять их;
  • использовать средства композиции в изделии;
  • выполнять эскиз модели и описать его;
  • технологически грамотно обрабатывать детали одежды и осуществлять их монтаж;
  • определять качество готового изделия.

Список литературы.

  1. Волохова Е.Д. Дом семья – С-П.: Русский издательский дом, 1997.
  2. Ксименская Н.М. История костюма – М.: Легкая индустрия, 1977.
  3. Мерцалова И.Н. Поэзия народного костюма - М.: Молодая гвардия, 1992.
  4. Орлова Л. Азбука моды –М.: Просвещение, 1988.
  5. Пароион Ф.М. Композиция костюма – М.: Легкая промышленность, 1985.
  6. Штольц М.И. Авторская программа по технологии (для учащихся 8-х классов).
  7. Щеголихина А.К. и др. Рисунок – М.: Легкая индустрия, 1996.
  8. Журнал «Бурда Моден» с выкройками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка дополнительного образования "Юный журналист" (на 1 год)

Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты будут учиться пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремиться не только ...

«Гражданско –патриотическое воспитание учащихся через объединение дополнительного образования «Юные краеведы»

Информация о руководителе объединенияКуркина Валентина Васильевна, учитель иностранного языка АМОУ СОШ п. Парфино, высшей квалификационной категории (в новой форме, 2013г.), стаж работы 34 года, руков...

Программа кружка дополнительного образования "Юные друзья химии"

Программа кружка рассчитана на учащихся 7 классов. Объем занятий - 72 часа, 2 часа в неделю. Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Состав кружка формир...

Рабочая программа объединения дополнительного образования "Юный химик"

Дополнительная общеразвивающая  программа  «Юный химик» предполагает  тематику теоретических и практических занятий с обучающимися 8-9 классов, направленных на удовлетворени...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Юные экологи"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные экологи» имеет экологическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования Юный атлет

В результате реализации программы внеурочной деятельности у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. ...