Внеклассного мероприятие. (Для старшеклассников )Интеллектуальная викторина «Моя Родина - мой Татарстан. »
учебно-методический материал на тему

Талипова Замиля Габдулхаковна

Интеллектуальная викторина "Мой Татарстан"

Цель: определение уровня знаний учащихся о Казани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_moya_rodina-_moy_tatarstan.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассного мероприятие.  (Для старшеклассников)

Интеллектуальная викторина

«Моя Родина - мой Татарстан. »

Цель и задачи мероприятия.

Цель – определение  уровня знаний учащихся о Казани, сообщение им новые интересные факты из истории столицы республики Татарстан.

Задачи:

  • Развивающие:

– организовать себя на выполнение поставленной задачи;

– развить навыки самостоятельной работы учащихся;

- развить навыки быстрого реагирования на поставленные вопросы.

– продолжить развитие образного мышления, внимания и памяти.

  • Обучающие:

– способствовать формированию познавательных интересов учащихся, их социальной активности;

– сформировать умения обобщать и делать выводы;

- пополнить знания о столице Татарстана – Казань.

 Воспитательные:

– воспитать чувство патриотизма к своей  Родине, Республике.

  Подготовительная работа: ученики заранее изучают историю республики Татарстан; выполняют домашнее задание: пишут стихотворение на заданную рифму.

Инвентарь: карточки с номерами (для раздачи детям); фразы великих людей о Родине (Вешается на доску); изображения Спасской башни Кремля и мечети Кол Шариф.

План проведения мероприятия по этапам:

I. 5 мин. – организационный момент. Объявляется тема мероприятия. Проверяется посещаемость. Дети делятся на две команды, выбирают себе название. И в путь…

II. 10 – 20 мин. – основная часть урока: интеллектуальная викторина.

IV. 5 – 10 мин. – подведение итогов.

Ход мероприятия:

Организационный момент.

Объявление темы внеклассного мероприятия.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о Родине, о Родине большой и малой. Послушайте, пожалуйста, стихотворение известного вам русского поэта-писателя, участника Великой Отечественной Войны - Константина Симонова.

Касаясь трёх великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке,

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину – такую,

Какой её ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть…

Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать…

Учитель: Ребята, что вы поняли из этих строчек? О чем они?

Что для вас значит слово Родина? Можете ли вы сказать, что достаточно хорошо знаете столицу Татарстана?

И так, начинаем интеллектуальную викторину “Мой дом. Моё отечество”. Нам предстоит совершить совершите путешествие (заочное) по родному городу. Вы будете останавливаться на 8-ми станциях и на каждой из них вам будут предлагаться вопросы с 3-мя вариантами ответов. Ваша задача – выбрать правильный ответ и поднять карточку с номером под которым он прозвучал.

(Каждая команда выбирает себе командира).

А начнем мы, как и любой приезжающий, с вокзала.

  1. Вот, ребята, добрались мы до первой станции – “Архитектурная”.

1. Чей памятник стоит на площади 1 Мая?

а) Мусе Джалилю;

б ) А.С. Пушкину;

в) Г. Тукаю.

2. Как называеться этот архитектурный памятник? (Показать  

Спасскую башню кремля).

а) Богоявленская колокольня;

б) Спасская башня;

в) Башня Сююмбике.

  1. Какой архитектурный памятник изображен на фотографии?

                      а) Благовещенский собор;

                      б) Мечеть Кул Шариф;

                      в) Башня Сююмбике..

II. Подъезжаем ко второй станции – “Историческая”. Как много интересного окружает нас, чего мы иногда не замечаем.

             1. .Известно, что в уездном городе Елабуге родился великий русский художник-пейзажист:                   а) И. Шишкин;

      б) И. Левитан;

      в) Ф. Васильев.

2. Известно, что башня Сююмбике в Казанском Кремле имеет:

      а ) 5 ярусов;

      б) 10 ярусов;

      в)  7 ярусов.

3. Какой русский царь в 1552 году завоевал г. Казань?

      а) Петр 1;

      б) Иван 4 (Грозный);

   в) Александр 2.

III. Доехали до третьей станции – “Географическая”.

1. “Идель” – название какой реки?

        а) Камы;

        б) Белой;

        в) Волги.

         2.Татарстан – республика, богатая полезными ископаемыми, но какое ископаемое составляет ее основное богатство:

  1. Каменный уголь;
  2. Нефть;
  3. Торф.

2.Какая река впадает в Волгу на территории г. Казани:

1.Шешма;

2.Свияга;

3.Казанка.

  1. Впереди станция “Литературная”.

Скажите, какие герои из произведений Г. Тукая?

1.Шурале;

2.Су анасы (“водяная”);

3.Баба –яга.

  1. Станция “Кулинарная”.

А)  Какое из перечисленных блюд относится к национальной татарской кухне?

1.Хачапури (груз);

2.Өчпочмак (треугольник);

3.Чебурек (узб.).

Б)  Какое традиционное русское блюдо подается во время праздника Масленица?

1.Пельмени;

2.Ватрушка;

3.Блины.

В) При приготовлении, какого национального татарского блюда используется как основной компонент – мед?

1.Чак-чак;

2.Кош теле (хворост);

3.Баурсак.

              И чак-чак, и кош теле, и баурсак – все из перечисленных подаются к чаю – любимому национальному напитку татар.

  •   А знаете ли вы, что чаем в Москве начали торговать с 1674 г., а с 1679 г. Начался уже постоянный его ввоз, который проходил по дорогам, ведущим через Петербург и Казань. Чайное производство было очень прибыльное, так появились в Казани первые чайные миллионеры (как Крупенников). А в 19 веке Казань присоединена к сети российских железных дорог, то есть чай стал не только главнейшим продуктом оптовой торговли, но и самым массовым напитком.

  1. Станция “Праздничная”.

А)  Как переводится с татарского языка слово “сабантуй”?

1.Праздник плуга;

2.Встреча нового года (Науруз);

3.Сбор урожая (Сюмбеля).

Б)  Сколько лет исполнилось Казани в 2005 году?

     1.  500;

     2.  900;

     3. 1000.

В)  Как называется встреча нового года по мусульманскому календарю?

     1. Науруз;

     2. Сюмбеля;

     3. Сабантуй.

  1.  Станция “Творческая”.
  2.  Теперь  выберите в команде самое лучшее стихотворение. Это было задано вам как домашнее задание. И читаем по очереди. Интересно, как вы справились с таким, творческим заданием.
  3.  Определяем лучшее стихотворение.


Итог мероприятия:
 

(Ученикам объявляется благодарность за проявление интереса,  активности и творчества. Подсчитываются баллы  и  определяется победившая команда.)

       

        И так, дорогие мои, наш разговор подходит к концу. Можно бесконечно писать и говорить о родине. Но поймите одно: Родину, как и мать, мы не выбираем, она у нас у всех одна и на всю жизнь… Наша задача беречь, любить родину и умножать её богатство.

       Далее вручение призов обеим командам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Секреты "Малахитовой шкатулки" (литературный конкурс по творчеству П.П. Бажова. Методическая разработка, рекомендуемая для проведения внеклассного мероприятия со старшеклассниками).

Цели:Прививать интерес к художественной литературе, внимательное отношение к текстам произведений.Развивать творческие способности учащихся.Воспитывать бережное отношение к слову и языку в целом...

Внеклассное мероприятие для старшеклассников "Из жизни замечательных людей "( История любви)

Внеклассное мероприятие для старшеклассников ко Дню Святого Валентина" Из жизни замечательнх людей "  знакомит учащихся с историями любви известных людей и произведениями искусства, созданн...

Внеклассное мероприятие для старшеклассников "Из жизни замечательных людей "( История любви)

.Внеклассное мероприятие для старшеклассников ко Дню Святого Валентина" Из жизни замечательнх людей "  знакомит учащихся с историями любви известных людей и произведениями искусства, созданными п...

План – конспект внеклассного мероприятия для старшеклассников «Осенняя палитра»

Цели мероприятия:обучающие: вырабатывать умения учащихся  применять полученные знания по предметам и свой жизненный опыт в нестандартной ситуации;воспитывающие: формировать эстетическое восприяти...

Внеклассное мероприятие для старшеклассников "Математическая сказка для старшеклассников"

Данное мероприятие, можно провести в конце недели математики, в 11 классе....

Внеклассное мероприятие для старшеклассников "Солдат войны не выбирает" (Афганистан)

Муниципальное казенное образовательное учреждение«Калтукская средняя общеобразовательная школа»Братский районИркутская область       Внеклассное мероприятие(классный...

Внеклассное мероприятие для старшеклассников "Холокост - трагедия 20 века"

В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с понятием и историей холокоста, узнают о жестокостях фашисткого режима....