Декоративное цветоводство
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Программа рассмотрена на заседании Педагогического совета Протокол № | «Утверждаю» Приказ №___ от _______201 г. Директор _____________ |
Дополнительная образовательная программа
«ДЕКОРАТИВНОЕ
ЦВЕТОВОДСТВО»
Рекомендована для детей 10-13 лет
Направленность: эколого-биологическая
Уровень: основное общее образование
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
первой категории
Ефремова Н.Г.
Тула, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАКОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
На вопрос, что такое цветоводство, можно ответить, что это выращивание цветочно-декоративных растений и расширение их ассортимента. Красивое не может быть бесполезным, а полезное не бывает безобразным. Древняя эта истина полностью применима к одному из удивительных созданий природы – цветам.
Они не только красивы и украшают, но и лечат.
Поистине – прекрасны и полезны, будь то цветы полевые или садовые, оранжерейные или комнатные. Но с течением времени сотни растений стало возможным назвать уже не только творением природы, но и рук человеческих – достаточно вспомнить выведенные сорта роз, тюльпанов, гвоздик, сирени, лилий и др.
А то, что прекрасно и достойно восхищения, как правило, бывает воспето в произведениях искусств. И цветы в данном случае едва ли не самые часто встречаемые «герои» в прозе и поэзии, в музыке и живописи.
Разведением цветов занимались еще древние – достаточно вспомнить хотя бы знаменитые «висячие сады Семирамиды» или «Долину роз Соломона», росписи в египетских пирамидах или стихи персидских поэтов, китайские мифы, или легенды Древнего Рима.
Что касается России, то уже сами по себе былины, сказки и народные песни свидетельствуют о том интересе, который проявляется нашими предками к садоводству и цветоводству.
Свидетельств о прекрасных российских садах, парках, цветниках и оранжереях великое множество, что говорит не только об эстетической стороне дела, но и о глубоких знаниях отечественных садоводов и цветоводов. Четыре сотни лет назад Москва уже славилась диковинными розами, ирисами, гвоздиками, пионами, тюльпанами…
С течением времени культура усовершенствовалась, чему во многом способствовали и устремления Петра Великого, решившего привить в России европейские достижения.
АКТУАЛЬНОСТЬ, НОВИЗНА, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ.
Режим сегодняшней обыденной жизни, искусственная индустриальная среда городов создают дисбаланс природной и социальной среды. Поэтому назрела необходимость в дальнейшем развитии цветоводства и зеленых зон.
Парки, сады, аллеи, бульвары – это своеобразные артерии, очищающие загрязненный воздух города, создающие благоприятный микроклимат и оздоровляющие окружающую среду.
Когда человек в течение многих часов находится в окружении из стекла, железобетона и синтетических материалов, роль живых растений в интерьере особенно важна. Растения создают иллюзию контактов с природой, красотой форм, приятным запахом и спокойной зеленой окраской благотворно влияют на центральную нервную систему. Но наиболее важны санитарная и гигиеническая функции растений.
Работа с детьми показывает, как пагубно действует на детские души виртуальная агрессия, управляющая их эмоциями. Они становятся нетерпимыми, глухими к чужой беде. Поэтому сегодня назрела необходимость обратиться к нравственному опыту нашего народа и использовать потенциал народной педагогики.
По данной программе дети имеют возможность не только обучаться ухаживать, выращивать цветочно-декоративные растения, но и изучать этикет, обряды, легенды о цветах, умение дарить цветы, принимать участие в праздниках, играх, которые способствуют «погружению» их в удивительный мир нашей культуры.
По уровню освоения программа общеразвивающая, т.к. способствует формированию духовного мира детей, коммуникативной культуры, самостоятельного мышления, развитию творческого, эстетического вкуса.
По целевой установке программа является образовательной (знания не только усваиваются детьми, но и активно используются в их жизнедеятельности).
Актуальность программы:
Важное направление в развитии личности является нравственно-эстетическое воспитание ребёнка посредством расширения его кругозора. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и познание нового, и овладения основами правильного ухода за декоративными растениями.
В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать для условия динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа «Декоративное цветоводство».
В современном мире декоративное цветоводство чрезвычайно распространено. За несколько веков люди, работающие с растениями, накопили немало знаний о том, как правильно выращивать в помещении и на улице растения тех или иных семейств, какие для них необходимо создавать условия, как защитить их от вредителей и болезней, а так же, как с помощью декоративных растений сделать дом или рабочее место намного уютнее и красивее. Именно об этом и многом другом ученики узнают, изучая данный курс.
Таким образом, знания биологии востребованы современным обществом, а их использование имеет большие экономические возможности. С улучшением благосостояния людей стал важным вопрос обустройства квартир, учебных и рабочих помещений.
Данная программа включает углубленное изучение теоретического и практического материала по изучению декоративных культур и знаниям по учебным предметам естественных наук.
Цель программы «Декоративное цветоводство»:
1.Создать условия для расширения полученных в начальных классах знаний на уроках по окружающему миру о декоративных растениях и подкрепление теоретических знаний, получаемых на уроках биологии, практическими специально-предметными навыками, т.к. в процессе изучения ботаники крайне мало времени отводится на практические и опытнические работы.
2. Сформировать интерес к цветоводству.
3.Дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха посредством создания творческих презентаций и исследовательских проектов.
Задачи:
1.Сформировать у учеников приемы и навыки самостоятельной познавательной деятельности посредством проведения практических работ и наблюдений за декоративными растениями.
2.Обеспечить усвоение обучающимися важнейших приемов и трудовых навыков ухода за культурными растениями. Это может оказаться полезным в повседневной жизни, а возможно, и в будущей профессии цветовода или работе в тепличном хозяйстве или агрокомбинате.
Планируемые результаты:
Обучающиеся должны уметь:
1. Самостоятельно проводить практические работы.
2. Ухаживать за декоративными растениями.
3. Уметь пересаживать растения и знать основные способы вегетативного и семенного размножения.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программа «Декоративное цветоводство» помогает детям расширить свои знания по многим вопросам ботаники и общей биологии, лучше понять связь растений с внешней средой, увериться в возможности управления ростом и развитием растений. Дает постичь возможность выращивания цветочно-декоративных растений на малых площадях, доступность проведения наблюдений за ростом и развитием растений в течение круглого года, обеспечивает быстроту получения результатов. Возможность использования живых растений на занятиях делают цветочно-декоративные растения объектом учебной, внеклассной и внешкольной работы.
Материал данной программы формирует реалистическое понимание явлений природы, умение наблюдать, логически мыслить, воспитывается эстетическое отношение ко всему живому.
Цель: раскрыть роль цветочно-декоративных культур в формировании здоровой окружающей природной среды и становлении эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО КУРСУ ДЕТЕЙ
По данному курсу рекомендуется обучение группы детей в течение трех лет.
Первый год обучения – группа численностью 12 человек. В группе обучаются дети от 12-13 лет. В этом возрасте дети овладевают доступными способами и навыками учебной деятельности.
Второй год обучения – группа 12 человек 13-14 лет.
Усваивая учебный материал, обучающиеся учатся искать межпредметные связи, овладевать умениями, формулировать суждения и умозаключения, самостоятельно делать выводы и проводить анализы. Это способствует развитию у учеников навыков систематизации, классификации и конкретизации.
Третий год обучения – группа 12 человек 14-15 лет. Для этого возраста характерна целенаправленная познавательная деятельность. Развивается умение пользоваться разнообразными приемами логического мышления и запоминания.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на три года обучения.
1 год обучения 72 часа (1 раз в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 1 часу)
2 год обучения 72 часа (1 раз в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 1 часу)
3 год обучения 72 часа (1 раз в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 1 часу)
Основанием для доработки программы послужили следующие документы:
- Закон об образовании РФ
- Конвенция о правах ребёнка
- Типовое положение об образовательных программах (от 10.03.2009 г.)
- Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для учреждений образования (от 03.04.2003 г.)
- Приказ Министерства образования РФ № 1276 от 03.05.2000г.
- Устав образовательного центра.
Программа была разработана в 2007 году. В процессе работы по ней программа дорабатывалась и дополнялась. Обновлённый вариант программы был утверждён в 2016 году.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Приобщение детей к занятиям по цветоводству немыслимо без создания особой атмосферы увлеченности. Чтобы создать такую атмосферу используются различные формы и методы: беседы, диалоги с обучающимися, игровые ситуации, конкурсы, викторины. На занятиях показывается большое количество иллюстрированной литературы, фотоматериалов, проводится просмотр видеофильмов по цветоводству. Особое место занимают экскурсии по городу и в парк, где дети знакомятся с разнообразием цветочно-декоративных растений и видами цветочного оформления.
Практические занятия строятся от простого к сложному и предполагают расширение и углубление знаний, развитие навыков и умений.
ЗАДАЧИ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Образовательные:
- Формирование специальных знаний по предмету (знакомство с разнообразием цветочно-декоративных растений открытого грунта, их биологическими особенностями, умение проводить простейшие опыты и наблюдения).
- Приобретение практических знаний, умений и навыков.
Воспитательные:
- Формирование художественного вкуса.
- Формирование внимания, уважения к людям труда, культуры поведения и общения в коллективе.
Развивающие:
- Пробуждение творческой активности ребенка.
- Расширение кругозора.
- Раскрытие индивидуальных способностей.
ЗАДАЧИ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Образовательные:
- Формирование более углубленного изучения многолетних цветочно-декоративных растений.
- Закрепление знаний обучающихся, полученных ими на уроках биологии, пробуждение интереса к изучению жизни растений.
Воспитательные:
- Формирование любви и уважения к живой природе.
- Формирование потребности добросовестного отношения к общественно-полезному труду, аккуратности в работе.
- Формирование культуры делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми.
Развивающие:
- Развитие познавательной и творческой активности, фантазии, образного и логического мышления.
- Развитие проектных способностей на основе полученных знаний.
ЗАДАЧИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Образовательные:
- Формирование специальных знаний по предмету: использование комнатных растений для озеленения интерьеров с учетом их биологических особенностей, знакомство с историей садов и парков мира, изучение однолетников и многолетников, используемых в озеленении городов.
- Приобретение практических знаний и умений самостоятельно проектировать виды цветочных оформлений.
Воспитательные:
- Формирование умения нравственно-эстетической оценки окружающей действительности.
- Формирование потребности в самообразовании и дальнейшем развитии умений и навыков в области цветоводства.
Развивающие:
1.Раскрытие творческих способностей детей.
2.Развитие аналитических способностей (с ориентацией занятий на систематическое сопоставление, сравнение, выявления общего, особенного, единичного).
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов. Способы и методы определения результативности образовательного и воспитательного процессов разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей каждого ребенка, формирование его личностных качеств (любовь и уважение к традициям своего народа, умение общаться со взрослыми и сверстниками, в дальнейшем - развитие профессиональных умений и навыков).
На протяжении всего учебного процесса предполагается проводить следующие виды контроля знаний:
- Беседы в форме «вопрос-ответ».
- Беседы и лекции с элементами игры, викторины или конкурса.
- Итоговые занятия.
- Работа с карточками по индивидуальному занятию.
- Анкетирование. Защита проектов.
6. Участие в мероприятиях своего образовательного центра, районных и городских мероприятиях.
7. Участие в различных конкурсах эколого-биологической и художественно-эстетической направленности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Оранжерея образовательного центра.
- Кабинет биологии.
- Папки-накопители по темам занятий.
- Таблицы.
- Методическая литература.
- Раскладушки по темам занятий.
- Раздаточный материал.
- Игровой материал.
- Коллекции, муляжи.
- Слайды, видеофильмы.
- Микроскопы.
- Лупы.
13.Оборудование и инвентарь в оранжерее: сельскохозяйственные инструменты, сетки для просеивания земли, лейки, горшочки, ящики для выращивания рассады, колышки для пикировки, земляные смеси, виды удобрений.
14.Учебно-опытный участок, плодовый сад, цветники образовательного центра (коллекция многолетних цветочно-декоративных культур).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Название тем | Всего часов | В том числе | |
теоретических | практических | |||
Вводное занятие | 2 | 2 | - | |
Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений, применяемых в озеленении | 14 | 4 | 10 из них 2 экск. | |
Мир комнатных растений и их роль в жизни человека | 14 | 8 | 6 | |
Уход за комнатными растениями | 8 | 4 | 4 | |
В мире интересного | 10 | 10 | - | |
Подкормка и размножение комнатных растений | 6 | - | 6 | |
Подготовка семян к посеву | 4 | - | 4 | |
Выращивание цветочной рассады | 8 | - | 8 | |
Весенние работы в цветнике | 4 | - | 4 | |
Подведение итогов | 2 | 2 | - | |
Итого: | 72 | 30 | 42 из них 2 экск. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
- Вводное занятие. Правила техники безопасности. (2 часа).
- 1)Значение цветочно-декоративных растений при оформлении парков, скверов, территорий центров образования. 2)Примеры лучших цветников образовательных центров своего района. Знакомство с планом работы объединения на год.
- Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений, применяемых в озеленении(14 часов).
- 1)Понятие о цветочно-декоративных растениях: многолетники, двулетники и однолетники. Однолетники, подходящие для использования наших цветников: настурция, бархатцы, цинния, петуния, клещевина, лаватера, ипомея, однолетние георгины, душистый горошек. Разнообразие этих растений по внешнему виду и аромату, по срокам цветения. 2)Роль человека и его знаний в создании новых сортов цветочно-декоративных растений. Практическая работа на учебно-опытном участке.
- 1)Экскурсия по участку, знакомство с цветочно-декоративными растениями участка. Сбор растений для засушивания. Практическая работа. Игра: «Собери букет» (как называются определенные цветы). 2)Гербаризация собранных культурных растений. Практическая работа.
- Экскурсия по городу «Нет города краше, чем Тула наша». Знакомство с историей города, его красотой (фонтаны, цветочно-декоративное оформление улиц, парков и скверов). Вспомнить название цветов, которые используются в оформлении города. Познакомиться с новыми.(2 часа экскурсионных)
- 1)Конкурс рисунков на тему «Наш любимый город». Отметить, какие изменения происходят в убранстве города (много новых скверов, фонтанов, красивых клумб). 2) Сделать описание цветочно-декоративных растений, используемых в оформлении клумб, газонов.
- 1)Практическая работа на учебно-опытном участке.2) Работа с книгой – выписка кратких сведений об отдельных однолетниках по следующей форме:
№ п/п | Название растений, родина, местообитание | Высота растений | Способы выращивания | Сроки высева | Сроки цветения | Биологические особенности | Краткие сведения по уходу за растениями |
Составление списка растений для нашего цветника.
- 1)Знакомство с семенами цветочно-декоративных растений (величина, форма, окраска и другие особенности). Практическая работа. Признаки созревания семян, техника сбора семян. 2) Практическая работа. Сбор семян на участке.
- 1)Практическая работа. Составление коллекций из семян однолетних цветочно-декоративных растений. 2)Изучение строения семени. Хранение семян. Практическая работа.
- Мир комнатных растений и их роль в жизни человека(14 часов).
- 1)Значение комнатных растений в жизни человека (санитарно-гигиеническая и эстетическая). 2)История комнатного цветоводства. Развитие комнатного цветоводства в наши дни. Использовать отрывки из научно-популярной литературы.
- 1)Комнатные растения тропических лесов. Тропические леса – древнейшие на Земле растительные сообщества. Жизненные формы: деревья, кустарники, травянистые растения: сопутствующие растения: лианы, эпифиты. Экологические и морфологические особенности растений тропических лесов.2) Практическая работа – уход за тропическими растениями (полив, мытье листьев, рыхление).
- 1)Комнатные растения субтропиков. Условия роста растений в субтропиках: влажность, температура воздуха, почва. Знакомство с представителями этой группы. Биологические особенности этой группы.2) Практическая работа. Уход и размножение.
- 1)Комнатные растения пустынь и полупустынь. Условия роста растений в пустыне – температура воздуха, влажность, почва. Приспособление растений к неблагоприятным условиям жизни в пустыне. Знакомство с представителями этой группы. Их размножение. Уход в комнатных условиях. 2)Практическая работа: Уход за растениями полупустынь.
- Экскурсия в оранжерее. Познакомить обучающихся с разнообразием комнатных растений. Определить растения тропических лесов, субтропиков, пустынь и полупустынь. Дать краткую характеристику этих растений. Сравнить друг с другом. Назвать правила ухода. Игра «Угадай, что за растение?».
- 1) «Как узнать в лицо земного друга?». Работа с определителями. Познакомить с некоторыми приемами определения комнатных растений. Практическая работа.
Работа с журналами «Цветоводство», справочниками, научно-
популярной литературой. 2)Практическая работа: «Оформление паспор тов оранжерейных растений».
- 1)Проведение первичной работы по систематизации нашей коллекции комнатных растений. Практическая работа.2)Демонстрация образцов этикеток и паспортов.
- Уход за комнатными растениями(8 часов).
- 1)Тема: «Мы тоже живем».
Познакомить детей с основными физиологическими процессами, происходившими в организации комнатных растений (дыхание, питание; опыт «Испарение воды листьями»).2) Практическая работа. Уход за растениями в оранжерее.
- 1)Тема:«Понемногу, но каждый день».
Дать ребятам представление о причинах систематического ухода за комнатными растениями 2) Практическая работа. Уход: полив, рыхление, опрыскивание, удаление сухих листьев, содержание растений в чистоте.
Практическая работа по уходу за комнатными растениями.
- Вредители комнатных растений и основанные методы борьбы с ними.
Познакомить с вредителями комнатных растений, с мерами профилактики и способами их устранения.
Практическая работа: Выявление вредителей комнатных растений. Работа с микроскопами, лупами. Зарисовка.
- Тема: Нежелательные явления в развитии растений. Определить, какие нежелательные явления бывают в развитии растений, их причину и способы борьбы с ними (вянущая листва, листья желтеют и опадают, сбрасывание бутонов, загнивание листьев и стеблей и другое.)
Практическая работа: Влияние поливки теплой (25°-30°) водой в течение некоторого периода на рост и развитие растения.
- В мире интересного(10 часов).
- 1)Цветы и искусство: легенды и придания о цветах, стихотворения, картины художников, посвященных цветам. 2) искусство дарить цветы.
- 1)Символика и язык цветов.
2)Цветы - неизменные спутники нашей жизни (обладают волшебным даром выражать многообразие человеческих чувств и взаимоотношений).
- 1)Цветы и солнце. 2)Как цветы реагируют на изменение направления солнечного света, как по цветам можно определить время.
- 1)История возникновения букета. Букеты для подношения, вазовые букеты. 2) Япония - страна, где искусство составление букетов развивалось столетиями.
- 1)Проведение конкурса на лучшую сказку о цветах.2) Стихотворения о цветах, интересные рассказы о любимом цветке.
VI. Подкормка и размножение комнатных растений(6 часов).
- 1)Тема: Подкормка комнатных растений. Практическая работа. Питательные вещества, необходимые для правильного роста и развития растений. Подкормка, как добавочное питание. 2)Правила, сроки и количество подкормок. Составление календаря подкормок. Проведение первой подкормки. Практическая работа.
- 1)Практическая работа. Вегетативное размножение комнатных растений (листьями, делением корня, детками, усами). 2)Практическая работа по черенкованию комнатных растений (познакомить с основными правилами черенкования). Игра: Опиши, как размножается данное растение».
- 1)Пересадка и перевалка комнатных растений. Отбор растений, нуждающихся в перевалке и в пересадке. Практическая работа. 2)Приготовление земляных смесей. Отличие пересадки от перевалки. Дальнейший уход. Практическая работа.
VII.Подготовка семян к посеву(4 часа).
- 1)Тема: Определение процента всхожести семян, предназначенных к посеву. Практическая работа. 2)Условия, необходимые для определения всхожести: количество семян, температура, влажность, сроки посева. Практическая работа.
- 1)Тема: Способы управления развитием растений путем различных воздействий на семена: намачивание, воздушно-сухой обогрев, яровизация, посев крупными семенами. Практическая работа. 2)Значение каждого проведенного мероприятия. Практическая работа.
VIII.Выращивание цветочной рассады(8 часов).
- 1)Тема: Значение выращивания рассады в помещении, как одного из методов, позволяющих ускорить зацветание растений. Практическая работа. 2) Понятие о важности создания комплекса условий, необходимых для выращивания хорошей рассады: освещение, температура, состав и влажность почвы, закаливание растений. Практическая работа.
- 1)Практическая работа: Правила подготовки ящиков для посева. Земля для выращивания рассады (легкая и питательная). Способы посева: разбросной и рядовой. Глубина заделки семян в зависимости от их величины.2) Практическая работа: Правила ухода за посевами, поливка, прополка, рыхление междурядий.
- 1)Правила проведения пикировки. Величина всходов, пригодных к пикировке. Значение пикировки для развития корневой системы. Практическая работа.
2) Правила ухода за распикированными семенами (полив, прополка, рыхление почвы, закаливание рассады). Пикировка рассады. Практическая работа.
- 1)Практическая работа. Наблюдения по заложенным опытам. Влияние густоты посева на развитие всходов.
- 2)Влияние пикировки на развитие корневой системы. Влияние солнечного освещения на развитие рассады. Практическая работа. Оформление данных проделанных опытов.
IX. Весенние работы в цветнике(4 часа)
1.1) Питание растения из почвы. Подготовка почвы для цветочно-декоративных растений (осенняя и весенняя перекопка почвы: разница результатов и причины этого). Практическая работа. Определение весенней «зрелости почвы». Весенняя перекопка и разравнивание поверхности почвы граблями. Удаление корневищ сорняков.2)Внесение удобрений: время, количество, заделка. Виды удобрений. Значение всех этих мероприятий для роста и развития растений. Практическая работа.
2.1)Практическая работа: Высадка рассады в цветник. Значение своевременной и правильной высадки рассады на клумбы для дальнейшего развития растений. Правила посадки. 2)Уход за растениями цветника. Практическая работа.
X. Подведение итогов(2часа)
1)Итоговое занятие: Подведение итогов опытной работы.
2)Защита проектов. Анкетирование.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Знания, умения, навыки, полученные обучающимися в ходе реализации
программы первого года обучения
обучающиеся должны знать:
- комнатные растения тропических лесов (бальзамин, колеус, монстера, бегония, фикус, традесканция, циперус);
- растения субтропиков (папоротник, пеларгония, фуксия, лимон, инжир, гибискус);
- растения пустынь и полупустынь (опунция, алоэ, цереус, молочаи) и их биологические особенности;
- правила ухода за комнатными растениями;
- размножение комнатных растений стеблевыми черенками, листьями, отводками, детками, делением куста;
- основных вредителей комнатных растений методы борьбы с ними;
- правила паспортизации комнатных растений;
- видовое разнообразие однолетних культурных растений, используемых для озеленения (настурция, бархатцы, петуния, цинния, астры и другие) и их биологические особенности;
обучающиеся должны уметь:
- определять необходимость перевалки и пересадки комнатных растений;
- производить текущий уход за комнатными растениями;
- проводить наблюдения за ростом и развитием комнатных растений;
- распознавать семена однолетних декоративных культур;
- правильно подготовить семена к посеву;
- подготовить емкости для посева;
- правильно осуществить посев и заделку семян, пикировку всходов;
- ухаживать за распикированными сеянцами;
- проводить осеннюю и весеннюю обработку почвы;
- грамотно высаживать цветочную рассаду в грунт;
- организовать уход за растениями в течение всего вегетационного периода.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Название тем | Всего часов | В том числе | |
теоретических | практических | |||
Вводное занятие | 2 | 2 | - | |
Биологические особенности многолетних цветочно-декоративных растений | 20 | 10 | 10 из них 2 экск. | |
Подготовка многолетников к выгонке | 8 | 2 | 6 | |
Озеленение учебно-опытного участка | 10 | 8 | 2 | |
Выгонка цветочно-декоративных растений | 8 | 2 | 6 | |
Выращивание рассады однолетников и многолетников | 8 | - | 8 | |
Вегетативное размножение многолетников | 8 | 2 | 6 | |
Весенние работы на учебно-опытном участке | 6 | - | 6 | |
Подведение итогов | 2 | 2 | - | |
Итого: | 72 | 28 | 44 из них 2 экск. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 год обучения
- Вводное занятие(2 часа).
- 1)Ознакомление с планом работы объединения, правилами техники безопасности, с видами общественно-полезного труда по озеленению, с массовыми мероприятиями на год, в которых будут участвовать обучающиеся. 2)Экскурсия по участку образовательного центра. Знакомство с озеленением нашего образовательного центра.
- Биологические особенности многолетних цветочно-декоративных растений(20 часов).
- 1)Зеленые насаждения и их функции. Влияние на состав атмосферы. 2)Экскурсия в парк (знакомство с зелеными насаждениями парка, с многолетними цветами) -2 часа экскурсионных.
- 1)Многолетние цветочно-декоративные растения и их биологические особенности. 2)Преимущества многолетников перед однолетниками (использование иллюстраций, живых экземпляров)
- 1)Практическая работа. Сбор семян многолетников. Знакомство с семенами (окраска, величина, форма). 2) Сроки посадки многолетников. Правила хранения многолетников, убираемых на зиму. Практическая работа.
- 1) Наблюдение за осенним цветением многолетников. 2)Сбор цветов многолетников для гербария, засушивание – правила закладки цветов в гербарные прессы. Практическая работа.
- 1)Способы размножения многолетников – вегетативное и семенное. Значение вегетативного размножения растений – сохранение сорта, получение цветущих растений в первый год и возможность получения большого количества растений от одного куста. 2)Способы вегетативного размножения в соответствии с биологическими особенностями (клубнями, делением куста, делением корневища, луковицами, черенками). Лучшие сроки для вегетативного размножения.
- 1)Семенное размножение многолетников как наиболее простой и доступный способ выращивания и внедрения в цветники. 2)Многолетники, размножающиеся семенами: цветут в год посева; цветут через год после посева. Сроки посева: под зиму и ранней весной. Правила посева: расстояние, глубина заделки, этикетаж.
- 1)Практическая работа. Подготовка почвы для питомника многолетников. 2) Практическая работа. Посев семян на рассадную грядку.
- 1) Изучение строения луковиц различных растений. 2)Высадка луковиц нарциссов и тюльпанов в грунт. Практическая работа.
- 1)Розы нашего края. Происхождение и краткая характеристика садовых роз. 2)Использование роз в озеленении. Разнообразие сортов.
- 1)Размножение роз. Уход за розами. Практическая работа. 2) Практическая работа. Изготовление наглядных пособий по размножению роз. Зарисовка и запись в дневниках.
- Подготовка многолетников к выгонке(8 часов).
- 1)Грунтовые цветочно-декоративные растения, используемые для выгонки. Значение выгонки. 2)Время посадки луковиц и высадки растений из грунта в горшки. Условия содержаний растений до выгонки.
- 1)Практическое занятие. Выбор растений многолетников для выгонки. 2)Выкапывание растений из грунта и пересадка их на грядку в оранжерее. Практическая работа.
- Практическое занятие. Посадка луковиц в горшки или ящики. 2)Внесение посаженных растений в помещение с пониженной температурой воздуха. Практическая работа.
- Практическое занятие. Уход за растениями. Наблюдение за состоянием растений, подготовленных к выгонке. 2)Проведение опытов по выяснению лучших способов подготовки многолетников к выгонке. Практическая работа.
- Озеленение учебно-опытного участка(10 часов).
- 1)Значение озеленения учебно-опытного участка школы. 2)Знакомство с правилами составления проектов озеленения (измерение площади), черчение плана, подбор и расчет посадочного материала.
- 1)Знакомство с посадочным материалом, используемым для озеленения: деревья, кустарники, вьющиеся растения, цветочно-декоративные растения (многолетники, двулетники, однолетники), газонные травы. 2)Иллюстрации, журналы «Наш сад», «Цветоводство»,работа с литературой.
- 1)Виды цветочного оформления. Газоны, клумбы, вазоны, вертикальное озеленение, группы из многолетних цветов. 2)Правило «золотого деления» (распределение растений по высоте).
- 1)Практическое занятие. Составление таблиц гармоничного сочетания колеров. 2) Практическое занятие. Составление эскизов клумб, рабаток, партеров.
- 1)Итоговое занятие по теме «Озеленение участка». 2)Обмен семенами, опытом озеленения участков родителей.
- Выгонка цветочно-декоративных растений(8 часов).
- 1)Биологическое обоснование получения цветущих растений зимой. 2)Особенности ухода за такими растениями. Практическая работа.
- 1)Практическое занятие. Уход за выгоночными растениями. 2)Наблюдение за ростом и цветением выгоночных растений. Практическая работа. Зарисовки, записи в дневниках.
- 1)Практическое занятие. Проведение опытов по выяснению лучших приемов ухода за выгоночными растениями. 2)Оформление опытов. Практическая работа.
- 1)Итоговое занятие по выгонке цветочно-декоративных растений. Практическая работа.2)Работа с литературой. Выяснить какие еще растения можно использовать для выгонки, описать данные растения и ход выгонки.
- Выращивание рассады однолетников и многолетников(8 часов).
1.1)Сходство и различие в выращивании рассады однолетников и многолетников. Правила подготовки к выращиванию рассады. Практическое занятие. 2) Ящики для посева. Земля, используемая для рассады (легкая и питательная). Сроки посева семян у различных многолетников. Практическое занятие.
2.1). Сроки посева семян у различных однолетников. Практическое занятие.
2)Посев семян с ранними сроками. Практическое занятие.
3.1)Наблюдение и уход за сеянцами. Практическое занятие.2)Пикировка сеянцев. Практическое занятие.
4.1)Дальнейший уход за рассадой. Практическое занятие. 2)Полив сеянцев, рыхление. Практическое занятие.
- Вегетативное размножение многолетников(8 часов).
- 1)Техника и сроки вегетативного размножения многолетников. 2)Требования к выполнению работ по вегетативному размножению многолетников в связи с особенностями их роста и цветения.
- 1)Практическое занятие. Подготовка почвы. Деление кустов и корневищ многолетников. 2)Правила посадки поделенных частей растений. Посадка. Практическое занятие.
- 1)Практическое занятие. Черенкование флокс и георгинов. Изучение различных способов черенкования. 2)Высадка черенков и правила ухода за ними. Практическое занятие.
- 1)Практическое занятие. Размножение пионов зелеными черенками. Закладка опытов. Наблюдение за укоренением черенков, ростом и развитием.
2)Итоговое занятие. Изготовление наглядных пособий: гербариев, зарисовок по вегетативному размножению растений. Практическое занятие.
- Весенние работы на учебно-опытном участке(6 часов).
- 1)Практическое занятие. Перенесение плана озеленения на учебно-опытный участок: разбивка клумб, рабаток, отбивка дорожек. 2) Практическое занятие. Весенний уход за многолетниками.
- 1)Практическое занятие. Подготовка почвы на участке однолетников. 2)Высадка рассады однолетников в грунт. Правила высадки. Практическое занятие.
- 1)Практическое занятие: уход за высаженными однолетниками. 2)Весенние работы на учебно-опытном участке. Практическое занятие.
IX. Подведение итогов (2часа)
1)Итоговое занятие. Защита проектов. 2)Анкетирование «Что нового я узнал и чему научился на занятиях в объединении».
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Знания, умения, навыки, полученные обучающимися в ходе реализации
программы второго года обучения
Обучающиеся должны знать:
- многолетники, используемые для озеленения участков, их биологические особенности;
- влияние факторов внешней среды на многолетники;
- размножение многолетних цветов;
- виды цветочного оформления;
- особенности выращивания многолетников и правила ухода за ними;
- основные средства и приемы составления композиции цветника;
- основные грунтовые смеси, используемые для внутренних интерьеров;
- лечебные свойства декоративных культур.
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать семена многолетних цветов, отличать многолетники
по внешнему виду; - размножать многолетники вегетативным способом и с помощью
семян; - ухаживать за многолетниками;
- проводить фенологические наблюдения за многолетними растениями;
- описать разные виды многолетников;
- составить календарь цветения многолетников.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Название тем | Всего часов | В том числе | |
Теоретических | Практических | |||
Вводное занятие | 2 | 2 | - | |
История садов и парков | 18 | 16 | 2 | |
Парк и город | 8 | 4 | 4 | |
Учебный практикум | 10 | - | 10 из них 2 экск. | |
Зеленые друзья и гармония в доме | 8 | 6 | 2 | |
Приемы декоративного оформления | 12 | 8 | 4 | |
Весенний практикум на учебно-опытном участке | 12 | - | 12 из них 2 экск. | |
Подведение итогов | 2 | 2 | - | |
Итого: | 72 | 38 | 34 из них 4 экск. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 год обучения
- Вводное занятие.
1)Правила техники безопасности. Знакомство с планом работы объединения, мероприятиями, целями и задачами. 2)Цветники образовательного центра.
- История садов и парков(18 часов).
- 1)Что такое парк? Кто создает парки, потребность в создании парков. 2)Александровский сад и его история.
- 1)«Висячие сады Семирамиды». Особенности этого сада. 2)Висячие сады в наше время. Использование иллюстраций. Просмотр фрагмента из видеофильма «Сады и парки мира».
- 1)Парки древней Персии и Египта. История возникновения этих парков, особенности. 2)Растительность этих парков. Просмотр фрагмента из видеофильма «Сады и парки мира».
- 1)Парки древней Греции и Рима. Регулярный стиль этих парков. Философские сады. 2)Мифы и легенды о растительности этих садов. Сделать рисунок по легенде, которая больше всего понравилась.
- 1)Французские парки. Самый роскошный парк Франции - Версальский. Особенности регулярного стиля. 2)Поэты о Версальском парке (Карамзин, Гюго).
- 1)Петергофский парк. История его создания. 2)Просмотр фрагмента из видеофильма «Сады и парки мира».
- 1)Парки Китая и Японии. Их отличительные черты. Сочетание растений разной окраски. Определение пейзажного стиля. 2)Древнейшее искусство японских садоводов выращивать маленькие «карликовые деревья» (бонсай). Практическая работа в «японском садике» оранжереи.
- 1)Пейзажные парки Европы. Особенности этих парков. Воронцовский парк в Алупке, Павловский и Царскосельский под Петербургом. 2)Практическая работа над созданием различных ландшафтных стилей в оранжерее.
- 1)Итоговое занятие по данной теме. Ответы на вопросы. Работа с таблицами по определению пейзажного и регулярного стиля. 2)Легенды и предания о растениях, используемых в озеленении парка.
- Парк и город(8 часов).
- 1)Значение парков, садов и скверов для города. Парк и воздух; парк и городской шум; парк и геология. 2) Нарисовать два рисунка микрорайонов, один достоин премии, а другой – выговора – объяснить свое решение. Практическое занятие.
- 1)Парк и животные. Подкормки птиц. Практическая работа. 2)Виды кормушек. Практическая работа.
- 1)Охрана растений и животных парка. Знакомство с охраняемыми растениями.2) Разгадывание кроссворда «Охраняемые растения».
- 1)Итоговое занятие по данной теме. Угадай цветок по описанию. Практическое занятие.2)Проверочные вопросы. Работа с рисунками.
- Учебный практикум(10часов).
- 1)Практическое занятие. Определить по таблицам, какие деревья растут в наших парках. Определить, какие деревья относятся к лиственным, какие к хвойным породам. 2) Практическое занятие. Определить, какие птицы обитают в парках. Сделать записи и зарисовки в дневники.
- Экскурсия в парк. Сделать фотографии растений, птиц, видов оформления парка (группы, одиночные посадки, партеры, солитеры) - 2 часа.
- 1)Красота парка – случайна ли она? Определенные законы парковой красоты. Практическое занятие. 2)Главные приемы, которые использует ландшафтный архитектор при озеленении парка (солитер, аллея, группы, одиночные посадки). Зарисовать в дневниках. Практическое занятие.
- 1)Создай свой сквер. Конкурс на план сквера или участка у здания образовательного центра. Практическое занятие. 2)Описать какие цветы, деревья, кустарники будут расти в вашем сквере. Практическое занятие.
- 1)«Висячий сад» на вашем балконе. Практическое занятие. Описать, какое оборудование нужно для вашего сада, выбор вьющихся растений. 2)Уход. Наблюдения. Практическое занятие.
- «Зеленые друзья» и гармония в доме(8 часов).
- 1)Знакомство с комнатными растениями, которые укрепляют и восстанавливают гармонию в доме (хлорофитум, фикус, традесканция и другие). 2)Работа с литературой. Журналы «Цветоводство», «Цветок».
- 1)Микроклимат помещений и подбор растений для интерьера. Требования растений к температурному режиму. 2)Зеленые растения – «дети солнца» (световой режим). Светолюбивые и тенелюбивые растения. Работа с литературой.
- 1)Размещение комнатных растений в интерьере и основные приемы составления композиций. Формы цветочниц, формы цветочных контейнеров, различные формы настенных ваз. 2)Вертикальное озеленение. Практическое занятие.
- 1)Работа с литературой. Подбор комнатных растений для озеленения своего дома в соответствии с их биологическими особенностями. 2)Составление композиций. Практическая работа.
- Приемы декоративного оформления(12 часов).
- 1)Принципы создания декоративных посадок и цветочных композиций. Значение цвета в художественном решении декоративной цветочной композиции. 2)Цвета первичные или основные; дополнительные теплые, холодные, нейтральные, постельные.
- 1)Создание цветочных сочетаний. 2)Оформление наглядных пособий.
- 1)Одиночные посадки, групповые посадки и их разновидности. Использование иллюстраций, таблиц. Работа с карточками. 2)Определить форму кроны деревьев. Практическое занятие.
- 1)Модульный цветник. Рабатка. 2)Практическая работа «Подбор однолетних растений для модульного цветника и рабатки».
- 1)Практическая работа «Создание цветника» 2)Подготовка чертежа с указанием всех видов растений и расстояний между ними.
- 1)Газон. Неповторимые достоинства газонов. Нормы высева семян газонных трав. 2)Этапы создания газона. Уход за газоном. Практическое занятие.
- Весенний практикум на учебно-опытном участке(12часов).
- 1)Основные способы обработки и подготовки почвы. Практическое занятие. 2)Перекопка - техника перекопки, разравнивание, рыхление, мульчирование. Практическое занятие.
- 1)Разбивка газонов. Практическая работа.2)Газоны на территории образовательного центра. Практическое занятие.
- 1)Разбивка клумбы. Практическое занятие. 2)Высадка цветочно-декоративных растений на клумбе. Практическое занятие.
- 1)Виды удобрений. Практическое занятие. 2)Подкормка многолетних цветов. Практическое занятие.
- 1)Уход за газоном и растениями, высаженными на клумбе. Практическое занятие.2)Дальнейший уход за растениями в цветниках. Практическое занятие.
- Экскурсия в совхоз «Декоративные культуры» или ГОУ ДО ТО ЭБЦУ.(2 часа)
VIII. Подведение итогов.
1)Итоговое занятие. Защита проектов. 2)Проверочное занятие. Анкетирование.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Знания, умения, навыки, полученные обучающимися в ходе реализации
программы третьего года обучения
Обучающиеся должны знать:
- экологические группы комнатных растений;
- значение комнатных растений для современного человека;
- экологические факторы роста растений;
- современный ассортимент роз, многолетников, применяемых в
озеленении; - историю садов и парков, значение их для человека;
- деревья и кустарники, применяемые в озеленении городов, садов,
парков.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно ухаживать и размещать комнатные растения в данном
помещении; - самостоятельно выдавать паспорта комнатным растениям;
- самостоятельно работать со специальной литературой;
- вести учебно-исследовательскую работу;
- составлять эскизы цветочного оформления и внедрять их в жизнь,
- сажать деревья и кустарники.
ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ, ПОЛУЧЕННЫЕ ШКОЛЬНИКАМИ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
На занятиях объединения «Декоративное цветоводство» школьники знакомятся с разнообразием декоративных и комнатных растений, их географическим месторасположением и историей появления в наших домах, биологическими особенностями культурных растений, используемых в современном цветоводстве.
Рассматриваются растения различных климатических зон, изучаются разделения по экологическим группам.
В основу занятий положены практические работы. Обучающиеся приобретают навыки по выращиванию и размножению комнатных растений и декоративных культур, правильному уходу за ними, по ведению наблюдений за ростом и развитием растений, учатся обобщать и подводить итоги проведенной работы.
В теоретических сведениях даются биологические обоснования проводимым работам и технике их выполнения.
Главное внимание на занятиях объединения должно уделяться изучению агротехники цветочно-декоративных растений, работе по озеленению, составлению композиций из цветов, постановке опытов, а так же изучению и охране природы. Занятия призваны повышать уровень экологического воспитания учеников, способствовать развитию нравственных и эстетических норм поведения. Одновременно, на занятиях объединения у ребят вырабатывается способность к анализу, умению размышлять, делать выводы, к самостоятельной работе, развитию творческих способностей. Программа также направлена на формирование и становление личностных качеств ребенка и помогает определению его места в современном мире.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
1.Баранова MB. Лилии. - Л.: А гром ром из дат, 2000.
2.Верзилин Н.М. Внеурочные работы по биологии. Учпедиздат, переизда- ние – 2000.
3.Вечнозелёные друзья наши. Приусадебное хозяйство, 2007, №6, стр.61.
4.Герасимов С.О. Комнатное цветоводство. М.Нива России – 2003.
5.Глинкин В.А. Искусство современному интерьеру – школьнику. М.Просвещение – 2004.
6.Журкова Е.Н. Комнатные растения. Справочная книга для учителя. М.Просещение – 2008.
7.Захлебный А.К. Экологическое воспитание школьника во внеклассной работе. М.Просвещение – 2004.
8.Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения. Книга для учителя. М.Просвещение – 2000.
9.Сосновский И.П. Уголок природы в школе. М.Просвещение – 2001.
10.Услевская Т.М. Цветы в интерьере. М.Агропромиздат, 2002.
11.Чурикова А. А. Учебная книга цветоводства.
12.Федорук AT. Справочник цветовода. - Минск: Урожай, 2004.
13.Шклярова М.М. Лианы и ампельные растения в интерьере. - 2005.
14.Ганичкина О. А. Моим цветоводам . – М.Эксмо -2014.
15.Березкина И. В. Библия садовых растений. – М.Эксмо -2010.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Верзилин Н.М. Путешествие с комнатными растениями. - СПб.: Изд-во «Детская литература», переиздание, 2000.
- Верзилин Н.М. Сады и парки мира. – СПб.: Изд-во «Детская литература», переиздание, 2000.
- Дилакторская Н. Упрямая луковица. – СПб.: Изд-во «Детская литература», 2001.
- Глинкин В.А. Искусство современному интерьера – школьнику. М.Просвещение – 2004.
5. Залеская Л.С. Растение в городе. М.Просвещение – 2007.
6. Зиновьева Н.Ф. Комнатное цветоводство. Ташкент – 2008.
Сааков С.Г. Оранжерейные и комнатные растения и уход за ними. Л.Наука – 2003.
7.Услевская Т.М. Цветы в интерьере. М.Агропромиздат, 2002.
8. Хессайон Д. Всё о комнатных растениях. Перевод с английского – 2000.
9.Рошаль И.В. Азбука цветов. – СПб.: Кристалл, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Материал к кружку "Цветоводство" Строение декоративных растений. Побег.Лист.Почка
Материал к кружку "Цветоводство". Для учащихся 5-7 классов. Раздел 2. Тема: "Строение декоративных растений" "Побег. Виды почек. Лист. Функции листа"Материал можно использовать как для кру...
Урок по технологии "Цветоводство и декоративное садоводство"
Открытый урок по технологии "Цветоводство и декоративное садоводство" по теме:"Однолетние цветковые растения. Бархатцы"...
Дидактический материал по трудовому обучению "Цветоводство и декоративное садоводство" в специальной (коррекционной) школе 8 вида
Дидактический материал по профессионально-трудовому обучению "Цветоводство и декоративное садоводство" в специальной (коррекционной) школе 8 вида...
Календарно-тематическое планирование по цветоводству и декоративному садоводству для учеников VIII вида
Календатно-тематическое планирование разработано по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Автор Е.А. Ковалева под редакцией В.В. Воронковой...
Рабочая программа по профильному труду "Сельскохозяйственный труд\ декоративное цветоводство"
Рабочая программа по "Сельскохозяйственному труду / цветоводству" разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью, вариант 1....
Билеты по профильному труду "Сельскохозяйственный труд/декоративное цветоводство"
Представляю вашему вниманию вопросы для итоговой аттестации (экзамена по профильному труду) выпускников специальных (коррекционных) школ...
Обобщение опыта работы творческого объединения: «Использование участка цветочно-декоративных культур как места реализации проектов обучающихся творческого объединения «Цветоводство с основами декоративного садоводства»
Роль учеьно-опытного участка образовательной организации при проведении теоретических и практических звнятий при изучении программ естественнонаучной направленности...