Программа по внеурочной деятельности "Основы журналистики" 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему
Цели:
1. развивать коммуникативные качества личности ребенка;
2. предоставлять возможность индивидуального выбора, связанного с особенностью деятельности журналиста;
3. выйти на создание школьной газеты в рукописном и компьютерном варианте.
Задачи:
1. предоставить возможность учащимся познакомиться со спецификой профессии корреспондента;
2. отрабатывать умения создавать собственные тексты в направлениях таких, как: портретный очерк, газетная статья, репортаж, интервью;
3. способствовать формированию у учащихся эстетического вкуса и оформительских навыков;
4. предоставить возможность учащимся увидеть особенности газетного листа, полосы, собственно газеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhurnalistika_16.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 49
Приморского района Санкт-Петербурга
«ПРИНЯТО » | «УТВЕРЖДАЮ» |
Педагогическим советом ГБОУ гимназии №49 | Директор гимназии _______________/Ф.Ф.Семочкина/ |
Протокол №___ от «___»__________2015г. | Приказ от «____»_______________2015г. №____________ |
Рабочая программа
по дополнительной образовательной услуге «Основы журналистики»
Автор программы:
Учитель русского языка и литературы
Березина Юлия Сергеевна
Срок реализации рабочей программы:
2015 -2016 уч.год .
2015 год
Санкт-Петербург
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка:
Цели
Задачи
Требования к уровню подготовки учащихся.
Материально – техническое обеспечение
Литература для учителя
Литература для ученика
Планируемые результаты освоения курса
Основные виды деятельности учащихся
Тематическое планирование
I Пояснительная записка
Рабочая программа по дополнительной платной образовательной услуге «основы журналистики» для __5 __ класса разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
-Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
-Закона Санкт-Петербурга № 461-83 от 17.07.2013 «Об образовании в Санкт-Петербурге»;
-Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
-Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.03.2010 № 307 «О Порядке организации антикоррупционной пропаганды в Санкт-Петербурге»;
-Постановление Правительства Российской Федерации от 15. 08. 2013 № 706 « Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»)
-Распоряжение Комитета по образованию Санкт –Петербурга от 30.10.2-13 №2524-р «Об утверждении методических рекомендаций «О порядке привлечения и использования средств физических и (или) юридических лиц и мерах по предупреждению незаконного сбора средств с родителей ( законных представителей) обучающихся, воспитанников государственных образовательных организаций Санкт –Петербурга»
-Устава ГБОУ гимназии № 49 Приморского района Санкт – Петербурга
Данная программа дополнительной образовательной услуги разработана составлена на основе негосударственной примерной программы: Европейская школа корреспондентского обучения. Журналистика. – Белгород, 2007.
В соответствии с учебным планом по дополнительным образовательным услугам гимназии на 2015 – 2016 учебный год программа рассчитана на 33 часа по 1 часу в неделю.
Цели:
- развивать коммуникативные качества личности ребенка;
- предоставлять возможность индивидуального выбора, связанного с особенностью деятельности журналиста;
- выйти на создание школьной газеты в рукописном и компьютерном варианте.
Задачи:
- предоставить возможность учащимся познакомиться со спецификой профессии корреспондента;
- отрабатывать умения создавать собственные тексты в направлениях таких, как: портретный очерк, газетная статья, репортаж, интервью;
- способствовать формированию у учащихся эстетического вкуса и оформительских навыков;
- предоставить возможность учащимся увидеть особенности газетного листа, полосы, собственно газеты.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать:
- стилистические особенности газетных жанров;
- специфику профессии журналиста;
- основы редактирования;
- структуру газеты.
Уметь:
- создавать творческие работы публицистического стиля;
- моделировать газету;
- редактировать текст.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Материально – техническое обеспечение
Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
- Мультимедийные презентации (программы: SMART, Power Point).
- Компьютер
- Учебно - наглядные пособия:
- Серия сюжетных картинок.
- Предметные картинки.
Литература для учителя
- Европейская школа корреспондентского обучения. Полный курс лекций. «Журналистика». – Белгород, 2007.
- Кузнецов М. А., Цыкунов И. В. Практическая психология PR и журналистики. Позволить другим делать по-вашему. Учебно-практическое пособие. – М., 2002.
- Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. – СПб., 2002.
- Павлов В. Очерки истории журналистики Урала в 2 т. – Екатеринбург: УрГУ, 1992.
- Андреева А.А. Журналистика. – Тюмень, 2004.
- Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. – СПб., 2000.
- Тертычный А. Аналитическая журналистика. – М.,1998.
- Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2008.
- Алексеев В. Русский советский очерк. – Ленинград, 1980.
- Беневоленская Т. О языке и стиле газетного очерка. – М., 1973.
- Васильева Н. Делаем новости! – М., 2003.
- Ворошилов В. Журналистика. – М., 2000.
- Коновалова О. Основы журналистики. М.-Ростов-на-Дону. 2005.
- Лазарева Э. Заголовок в газете. – Свердловск, 1989.
- Мельник Г. Общение в журналистике. Секреты мастерства. – СПб., 2005.
- Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004.
- Михайлов С. Колумнистика // Журналист. – 1998. № 11–12.
- Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М., 2000.
- Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М. 2002.
- Ученова В. У истоков публицистики. – М., 1989.
- Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002.
- Эпштейн М. Парадоксы новизны. – М., 1987.
Литература для учащихся
- Виленский М. Как написать фельетон. – М., 1982.
- Грабельников А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001.
- Дмитровский А. Особенности формы и композиции эссе // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – 2003. № 1 – 2.
- Елинек Э. Досужими путями мышления // Иностранная литература. – 2005. № 7. – С. 228–231.
- Журбина Е. Искусство фельетона. – М., 1965.
- Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. – М., 1973.
- Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
- Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории // http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm.
- Лукина М. Технология интервью. – М., 2003.
- Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.
- Тепляшина А. Сатирические жанры современной публицистики. –СПб., 2000.
- Черепахов М. Работа над очерком. – М., 1966.
- Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. – М., 2005.
- Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm
Планируемые результаты освоения курса:
- становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально- этических качеств;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция;
- освоение норм общения и коммуникативных взаимодействий, умение находить выходы из спорных ситуаций
- Вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
- Осознаёт уровень и качество выполнения работы;
- Использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;
- Делает выводы на основе обобщения знаний;
- Понимает цель и осмысливает прочитанное;
- Определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы;
- Участвует в учебном диалоге;
- Строит монологическую речь;
- Соблюдает нормы речевого взаимодействия.
- Сотрудничает с одноклассниками при работе в группе.
Предполагаемые результаты.
В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит, не был востребован в школе. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы самовоспитания школьника, работы по формированию своей личности. Изучение материалов связанных с культурой (историей родного края, страны, элементов мировой художественной культуры и т.д.) повысит общий уровень развития подростка. И один из важнейших для подростка моментов - осознать, что восприятие мира тоже творчество, что каждую минуту происходит формирование личности: необходимость же творческого подхода к делу ежедневно подтверждает практика любой профессии.
Журналистика - один из эффективных средств познания мира и осознания своего места в нем... Выпуск газет, публикации на сайте и т.д. планируются один раз в четверть. Тематика касается всех аспектов школьной жизни и определяется общим планом работы кружка, но это не исключает свободного выбора темы публикаций самими кружковцами.
Новизна для учащихся заключается в материале, не содержащемся в достаточной мере в базовых программах, и в новых формах учебной деятельности. Занятия помогут членам кружка создавать собственные публицистические тексты, в которых учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного языка, основами культуры устной и письменной речи.
Результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
- в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях;
- совершенствовать содержание и языковое оформление собственного текста;
- пользоваться разнообразными языковыми средствами
- строить связные высказывания, используя различные газетные жанры; фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;
- проводить литературное редактирование и литературную правку текста.
Основные виды деятельности учащихся:
поиск в газете 10-15 слов общественно-публицистической тематики, фразеологизмов, характерных для публицистического стиля;
-анализ языка статьи из газеты, поиск специфических средств публицистического стиля, общекнижных слов, слов и выражений, характерных другим книжным стилям, разговорные слова и выражения;
-написание хроникальной заметки в школьную газету;
-статья или портретный очерк (о ветеране Великой Отечественной войны, о друге семьи, враче, учителе и др.), используя точность в датах, географических названиях, собственных именах, пользуясь разнообразными средствами публицистического стиля;
-анализ заголовков из газет; особенностей публицистического стиля речи, желание заинтересовать читателя.
Виды контроля знаний
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
- Участие в диспутах
- Выпуск газет
- Написание статей
- Творческие работы
- Презентации
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Дата предполагаемая | Дата фактическая |
1 | Микромир редакции | 1 | ||
2 | Защита данных и изображения | 1 | ||
3 | Официальные лица. Права и обязанности журналиста | 1 | ||
4 | Источники информации – человек, документы, архивы, Интернет, объявления, реклама. | 1 | ||
5 | Как находить нужную информацию. | 1 | ||
6 | Чем является информация. Типы информации. | 1 | ||
7 | Что такое лид? Способы написания лидов. | 1 | ||
8 | Подготовка к интервью – сбор информации о личности, с которой хотим побеседовать, о проблеме, которую хотим обсудить. Составление списка вопросов. | 1 | ||
9 | Тема для репортажа – актуальное событие, заметка, интересные люди, по следам исторического события, собственное участие. | 1 | ||
10 | Техника работы. | 1 | ||
11 | Группирование данных. Тематический центр, формулировка вспомогательных тезисов в четкой последовательности. | 1 | ||
12 | Заглавие в тексте. | 1 | ||
13 | Графическое оформление текста. | 1 | ||
14 | Фотоинвентарь и его использование. | 1 | ||
15 | Снимок – символ. | 1 | ||
16 | Фоторепортаж. | 1 | ||
17 | Авторские и смежные права. | 1 | ||
18 | Как планировать номер. | 1 | ||
19 | Правка и редактирование текстов. | 1 | ||
20 | Рекламный текст в печати. | 1 | ||
21 | Как избежать крипторекламы, как ее нейтрализовать. | 1 | ||
22 | Спонсоринг, бартерная договорённость. | 1 | ||
23 | Язык рекламных текстов. | 1 | ||
24 | Как основать свою газету. | 1 | ||
25 | Репортаж. Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. | 1 | ||
26 | Репортаж. Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. | 1 | ||
27 | Проба пера: репортаж со дня здоровья | 1 | ||
28 | Рецензия. Предмет рецензии. | 1 | ||
29 | Корреспонденция | 1 | ||
30 | Статья. | 1 | ||
31 | Проба пера: | 1 | ||
32 | Обозрение. Метод обозрения, стиль. | 1 | ||
33 | Проба пера: общий обзор местных печатных СМИ за неделю; общий обзор местных телевизионных каналов за неделю. | 1 | ||
Итого | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"
Основной целью программы «Волшебный компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...
Программа по внеурочной деятельности 7 класс
Программа кружка «Задачи прикладной направленности» 7 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"
Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"
Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами» разработана с целью формирования художественно-творческих способностей, развития эстетических чувств и предста...
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"
Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....