ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОДГОТОВКА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ»
рабочая программа на тему
Актуальность данной программы – повышение умений и навыков в работе графическими и живописными материалами, композиционного решения работы, а также развитие умений построения художественного образа, отражающего творческий взгляд на окружающий мир. Рассчитана на 2 года, Включает календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_2015_podgotovka_k_hudozhestvennoy_shkole._2_goda_docx.4_chasa.docx | 87.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Твери
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №53»
Утверждена решением педагогического
(методического) совета школы
Протокол №_______от_________ 2015г.
. Директор школы______ Зверькова Л.К.
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОДГОТОВКА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ»
Педагог дополнительного образования – Плотникова С.Н.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 2 года
ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 8-13 лет
Программа соответствует требованиям письма Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
Тверь
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА......................................................................3
П.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН...........................................................7
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ............................................... 9
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ......................................................... ...11
V. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………………………11
VI. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………… 12
I. Пояснительная записка
- Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс:
В школе много талантливых обучающихся, многие из которых планируют поступать в художественную школу (ВУЗ). И, конечно, для сдачи экзаменов необходима дополнительная подготовка по рисунку, живописи, композиции.
Данная образовательная программа составлена на основе предыдущего опыта работы, а также программ частных школ рисунка и живописи. Теоретическими основаниями программы являются: идея Б.М.Неменского о формировании у ребенка эмоционально-ценностного отношения к миру путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности и учебный курс Катхановой Юлии Федоровны ИЗО для детей. 2007 http://teachpro.ru/Курс/ИЗО+для+детей, где представлены лекции по всем основным законам изобразительной деятельности, а также материалы Интернет сайтов художественных школ, МАРХИ для абитуриента
(http://www.citylady.ru/uroki-risovania.htm; http://www.risunokstroganoff.msk.ru/)
Программа рассчитана на обучение в течении одного года.
Программа разработана с учетом пожеланий родителей, желающих обучать детей дальше изобразительному искусству (рисунку и живописи).
Основное направление – освоить основные законы изобразительной деятельности, подготовить обучающихся для поступления в художественную школу, а также познакомить обучающихся с различными графическими и живописными материалами, научить детей наблюдать окружающий мир и отражать красоту природы и мира вокруг нас в своих работах, замечать то, на что обычно мы не обращаем внимания. Дети такие разные, у каждого из них свои привязанности и предпочтения, свой неповторимый стиль и почерк, но всех их объединяет очень важное качество: язык искусства, техника исполнения, ремесло осваиваются и используются ими, чтобы выразить то, что чувствует их живая душа. Творчество для них это отражение душевной работы; чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Темы и задания, прежде всего обращены к познанию окружающего мира, к душе ребенка, его нравственному чувству. Занятия по данной теме способствуют развитию не только знаний о природе и искусстве, но и умений по работе карандашом и кистью, художественного мышления, чувства композиции. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Одной из главных целей преподавания становится задача развития у ребенка интереса к творчеству, способности самореализации. С целью освоения опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.
Чувство соразмерности, ритма, образное мышление, воображение, интуиция, нравственное чувство - одинаково необходимые инструменты для выражения чувств и мыслей во всех видах творчества, в том числе и в изобразительном искусстве. Вывод совпадает с концепцией универсального механизма таланта В Клименко и И. Акимова: через работу таланта идет совершенствование души человека.
Программа имеет практическую значимость, т.к. обучающиеся должны освоить основные навыки изобразительной деятельности для поступления в художественную школу.
Актуальность программы
Актуальность данной программы – повышение умений и навыков в работе графическими и живописными материалами, композиционного решения работы, а также развитие умений построения художественного образа, отражающего творческий взгляд на окружающий мир.
В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности. Приобщение детей к миру прекрасного раскрывает в них всё самое лучшее, светлое, доброе.
Обучающийся, создающий работу своими руками и видящий прекрасный результат, никогда не сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими. Он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.
2. Цель и задачи программы.
Целью данной программы является создание условий для творческого развития личности обучающегося, его художественного воображения, пространственного мышления, памяти, умений и навыков изобразительной деятельности, эмоционального и эстетического отношения к окружающему миру. Основные задачи программы:
- Освоить основные законы изобразительной деятельности.
- Дать детям общее понятие об изобразительном искусстве, его видах, задачах, закономерностях.
- Формировать культуру взаимодействия ребенка с миром природы и искусства.
- Способствовать становлению творческой личности, дать фундамент единых представлений, лежащих в основе человеческой
деятельности и в искусстве. - Побудить детей участвовать в коллективной, творческой работе.
Обучающие задачи:
• Познакомить детей с основами изобразительной деятельности, в т.ч. с техникой рисунка и живописи;
• Научить ребенка приемам и навыкам изобразительной деятельности;
• Обогащать визуальный опыт детей через их знакомство с произведениями искусства.
Развивающие задачи:
• Развивать творческие способности у детей;
• Развивать чувство композиции, перспективы;
• Развивать художественный вкус, внимание, память, образное мышление, фантазию;
• Развивать конструктивные навыки и умения;
• Развивать способность к самостоятельной работе и анализу проделанной работы.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать у детей бережное отношение к природе, искусству, своему труду;
• Воспитывать художественный вкус;
• Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность
• Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми.
• Побуждать детей участвовать в коллективной работе;
• Предоставить детям возможность самим создавать композиции, новые творческие работы;
• Прививать навыки работы в коллективе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу и окружающим, через создание разного рода сувениров, открыток, декоративных композиций.
Профориентационные задачи:
• Возможное раскрытие начал профессиональной художественно – изобразительной деятельности.
3. Отличительные особенности программы:
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Базируется на идеях педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения и проектной деятельности.
Во введении дети знакомятся с содержанием программы, инструментами и материалами, средствами выразительности.
Программа обучения рассчитана на 1 год, включает 3раздела:
Раздел 1. Основы рисования и живописи.
Здесь обучающиеся последовательно от простого к сложному освоят основные законы рисунка и живописи, различные жанры живописи.
Раздел 2. Применение различных техник и материалов.
С целью развития творчества и интереса к изобразительной деятельности обучающиеся освоят различные техники графики и использование в работах различных материалов.
Раздел 3. Итоговые работы.
Перед поступлением в художественную школу обучающиеся выполнят натюрморты в графике и живописи, а также композицию «Здравствуй, лето!»
Структура занятий: введение, раскрывающее в общем виде через рассказ и показ содержание темы; упражнения и творческая работа, чтобы ребенок ощущал себя не пассивным слушателем, а активным творцом, пробующим свои силы в изобразительном искусстве; индивидуальный подход поможет каждому ребенку выбрать особый
вариант задания, доступный его уровню и возрасту;
Программа рассчитана на период обучения - 1 год.
4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
Программа рассчитана на детей 10-12 лет. При некоторой корректировке методик и содержания деятельности данная программа может использоваться для детей более старшего возраста.
Группа формируется по предварительному отбору.
Занятия проводятся в свободное от учебы время 2 раза в неделю. Занятия групповые: Группа - не более 15 чел.
5. Режим занятий:
• общее количество часов в год – 144 ч.;
• количество часов и занятий в неделю - 2 раза в неделю по 2 ч.;
Все обучающиеся уже занимались в кружке ранее (многие не один год), поэтому считаю приемлемым длительность занятий по 2 часа, с тем, чтобы выполнять задания, доводя до логического завершения. При растягивании работ на длительный срок ребята теряют к ним интерес или просят забрать домой.
Форма занятий - комплексная: сочетание теории и практики.
Занятия проводятся в 2-х формах: индивидуальная и групповая.
- Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
Стартовый уровень известен при приёме в студию (беседа, просмотр личных рисунков учащегося, работы выполненные на 1-х занятиях), все занимались ранее в кружке. Результат обучения оценивается по личным достижениям ребёнка относительно собственных возможностей и стартового состояния, а полученные награды (дипломы, грамоты) свидетельствуют о результатах участия в выставках, конкурсах, фестивалях и т.д.
Результатом обучения по данной программе является: прирост знаний детей об изобразительном искусстве, о природе, растительном и животном мире, художниках и других людях искусства, отражающих мир природы и культуры в своих произведениях.
Оценка результатов занятий по программе осуществляется:
-по уровню художественного мастерства;
-по уровню теоретических знаний;
-по способности взаимодействовать с другими детьми;
-по способности принимать самостоятельные решения;
-по широте кругозора.
По окончании 1 года обучения ребенок должен знать:
- основные инструменты изобразительного искусства;
- основы композиции, цветоведения, перспективы;
- особенности создания творческого образа;
- основные критерии оценки творческих работ;
Должен уметь:
- пользоваться художественными материалами и инструментами;
- сознательно выбирать расположение листа в зависимости от содержания, составлять композицию;
- передавать в рисунках красоту окружающего мира, выражать свои чувства и эмоции.
В течение учебного года дети будут принимать участие в общешкольных и городских выставках изобразительного искусства.
По окончании 2 года обучения ребенок должен знать:
- основные возможности языка и выразительных средств изобразительного искусства;
- основные законы композиции, цветоведения, перспективы;
- особенности создания творческого образа;
- основные критерии оценки работ и их реализация в творческой работе;
Должен уметь:
- пользоваться художественными материалами и инструментами, выбирать наиболее соответствующие для создания художественного образа;
- сознательно выбирать художественные материалы, перспективное изображение, составлять композицию;
- подчеркивать в рисунках красоту окружающего мира через художественный образ с помощью цветового решения;
- выражать свои чувства и эмоции с помощью линий, колорита, цвета, света, характера форм и фактуры.
В конце каждой четверти ими выполняются выставочные работы, по качеству исполнения которых определяется успешность ребенка, уровень приобретенных им умений и навыков.
II. Учебно-тематический план
занятий в кружке «Радуга» (подготовки к поступлению
в художественную школу).
1 год обучения (4 часа в неделю)
Тема года: «Мир вокруг нас и фантазия».
№ темы | № уро- ков | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | В том числе: | |||||
Тео | Прак | ||||||||
Введение. 2 ч. | |||||||||
Техника рисунка. Средства выразительности. Виды штрихов. | 2 | 1 | 1 | ||||||
Раздел 1. Основы рисования и живописи. | |||||||||
Тема 1. Рисование основных геометрических форм. 12 ч. | |||||||||
1.1. | Основные фигуры и их изображение. | 2 | 1 | 1 | |||||
1.2. | Рисование с натуры листьев, веточек (карандаш). | 2 | 2 | ||||||
1.3. | Силуэт и линия. Средства выразительности: линия, штрих, пятно, точка. Изображение стилизованных жуков. | 2 | 1 | 1 | |||||
1.4. | Композиция из геометрических фигур (фломастер, аппликация). | 2 | 1 | 1 | |||||
1.5. | Пропорции. Композиция из осенних листьев. | 2 | 2 | ||||||
1.6. | Декоративная стилизация природных форм. | 2 | 2 | ||||||
Тема 2. Перспективное изображение геометрических тел. 10 ч. | |||||||||
2.1. | Основы перспективы. Рисование куба. | 2 | 1 | 1 | |||||
Изображение трехмерных геометрических тел. Рисование с натуры шара, пирамиды, конуса, цилиндра (карандаш). | 2 | 1 | 1 | ||||||
2.2. | Композиция «Куб и конус» (линейное построение). | 2 | 2 | ||||||
Композиция «Куб и конус» (тоновое изображение ). | 2 | 2 | |||||||
2.3. | Натюрморт «Моя любимая игрушка» | 2 | 2 | ||||||
Тема 3. Светотень как средство создания иллюзии объема и пространства. 22 ч. | |||||||||
3.1. | Распространение света на предмете; свет, тон, тень, полутон, рефлекс, падающая тень. | 2 | 1 | 1 | |||||
Изображение драпировок. Владение мягкими материалами (соус, сангина). | 2 | 2 | |||||||
3.2. | Приемы передачи различных текстур: стекло, ткань, металл. | 2 | 1 | 1 | |||||
Рисование группы предметов в пространстве (натюрморт). | 4 | 4 | |||||||
Использование смешанных графических техник Композиция «Трансформеры». | 4 | 4 | |||||||
3.3. | Виды рисунка, набросок, зарисовка, длительный рисунок; рисунок с натуры, по памяти, по представлению. | 4 | 1 | 3 | |||||
Композиция «Люди будущего». | 4 | 4 | |||||||
Тема 4. Изображение пространства. 26 ч. | |||||||||
4.1. | Воздушная перспектива и ее законы. Виды пейзажа. Гризайль. Композиция «Ночь». | 2 | 1 | 1 | |||||
4.2. | Цвет. Основы цветоведения. Лессировка. | 2 | 1 | 1 | |||||
4.3. | Изучение техники акварельной живописи. Рисование натюрморта (Ваза с цветами). | 4 | 4 | ||||||
4.4. | Гуашь. Живопись натюрморта. | 4 | 4 | ||||||
Изображение животных, птиц (наброски цветом). | 2 | 2 | |||||||
Композиция «Вот моя деревня» («Скотный двор»). | 4 | 4 | |||||||
Композиция «Зимние каникулы». | 4 | 4 | |||||||
4.5. | Цветовая гамма. Колорит, взаимосвязь цветовых оттенков. Композиция «Динозавры». | 4 | 1 | 3 | |||||
Тема 5. Рисунок интерьера. 8 ч. | |||||||||
5.1. | Предметы быта. | 2 | 1 | 1 | |||||
Изображение интерьеров разнообразных стилей (перспективное построение). | 2 | 2 | |||||||
Композиция «Взгляд из моего окна». | 4 | 4 | |||||||
Тема 6. Изображение человека. Портрет. 24 ч. | |||||||||
6.1. | Строение головы человека. | 2 | 1 | 1 | |||||
Зарисовки портрета человека с натуры | 2 | 2 | |||||||
Портрет человека по теме «Мир профессий». | 2 | 2 | |||||||
Портрет «Креативная прическа» | 4 | 1 | 3 | ||||||
6.2. | Изображение фигуры человека (пропорции, движение) | 2 | 1 | 1 | |||||
Различные подходы к изображению человека | 2 | 1 | 1 | ||||||
Рисование человека с натуры. Динамика и статика в фигуре человека. Зарисовки по теме «Спорт» | 2 | 2 | |||||||
Композиция «Мы любим спорт». | 4 | 4 | |||||||
Рисование человека по воображению. Композиция «Мода всех времен и народов» | 4 | 4 | |||||||
Раздел 2. Применение различных техник и материалов. 22 ч. | |||||||||
2.1. | Рисование натюрморта в мягкой технике: уголь, мел на тонированной бумаге. | 4 | 1 | 3 | |||||
2.2. | Изучение техники масляной пастели. Композиция «Дивный город». | 4 | 1 | 3 | |||||
2.3. | Изучение техники сухой пастели. Пейзаж «Красота России» («Времена года»). | 4 | 1 | 3 | |||||
2.4. | Рисование образцов фактур (дерево, камень, ткань, металл и т.д.) в различных техниках: акварель, гуашь, пастель, графический карандаш. | 4 | 1 | 3 | |||||
Композиция «Среди насекомых» (акварель, гуашь) («Дети и насекомые»). | 4 | 4 | |||||||
2.5. | Композиционные схемы, минор и мажор. Модульное формообразование, раппорт, комбинаторика и др. Ритм. Плоскость и глубина в композиции. | 2 | 1 | 1 | |||||
Раздел 3. Итоговые работы. 10 ч. | |||||||||
3.1. | Итоговый натюрморт (карандаш). | 2 | 2 | ||||||
Итоговый натюрморт (гуашь). | 2 | 2 | |||||||
Стилизация природных форм. | 2 | 2 | |||||||
Итоговая композиция «Здравствуй, лето!» | 4 | 4 | |||||||
Итого: | 136 | 22 | 114 |
III. Содержание программы
дополнительного образования
«ПОДГОТОВКА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ»
Введение.
Техника рисунка. Средства выразительности. Виды штрихов.
- Знакомство с техникой рисунка.
- Материалы. Средства выразительности.
- Особенности работы карандашом и другими графическими материалами.
- От точки к штриху. Виды штриховки.
Раздел 1. Основы рисования и живописи.
Тема 1. Рисование основных геометрических форм.
Основные фигуры и их изображение.
Творческий практикум: рисование предметов плоской формы.
Рисование с натуры листьев, веточек (карандаш).
Силуэт и линия. Средства выразительности: линия, штрих, пятно, точка. Изображение стилизованных жуков.
Композиция из геометрических фигур (фломастер).
Пропорции. Композиция из осенних листьев.
Декоративная стилизация природных форм.
Тема 2. Перспективное изображение геометрических тел.
Основы перспективы. Рисование куба. Изображение трехмерных геометрических тел. Рисование с натуры шара, пирамиды, конуса, цилиндра (карандаш).
Композиция «Куб и конус» (линейное построение).
Композиция «Куб и конус» (тоновое изображение ).
Натюрморт «Моя любимая игрушка»
Творческий практикум: рисование с натуры куба, конуса, цилиндр
Тема 3. Светотень как средство создания иллюзии объема и пространства.
Распространение света на предмете; свет, тон, тень, полутон, рефлекс, падающая тень.
Изображение драпировок. Владение мягкими материалами (соус, сангина).
Приемы передачи различных текстур: стекло, ткань, металл.
Рисование группы предметов в пространстве (натюрморт).
Использование смешанных графических техник
Композиция «Трансформеры».
Виды рисунка, набросок, зарисовка, длительный рисунок; рисунок с натуры, по памяти, по представлению.
Композиция «Люди будущего».
Тема 4. Изображение пространства.
Воздушная перспектива и ее законы.
Виды пейзажа. Гризайль. Композиция «Ночь».
Цвет. Основы цветоведения. Лессировка. Изучение техники акварельной живописи. Рисование натюрморта (Ваза с цветами). Гуашь. Живопись натюрморта. Изображение животных, птиц (наброски цветом). Композиция «Вот моя деревня» («Скотный двор»). Композиция «Зимние каникулы». Цветовая гамма. Колорит, взаимосвязь цветовых оттенков. Композиция «Динозавры».
Тема 5. Рисунок интерьера.
Предметы быта.
Изображение интерьеров разнообразных стилей (перспективное построение).
Композиция «Взгляд из моего окна».
Тема 6. Изображение человека. Портрет.
Строение головы человека.
Зарисовки портрета человека с натуры
Портрет человека по теме «Мир профессий».
Портрет «Креативная прическа»
Изображение фигуры человека (пропорции, движение)
Различные подходы к изображению человека
Рисование человека с натуры. Динамика и статика в фигуре человека. Зарисовки по теме «Спорт»
Композиция «Мы любим спорт».
Рисование человека по воображению.
Композиция «Мода всех времен и народов»
Раздел 2. Применение различных техник и материалов.
Рисование натюрморта в мягкой технике: уголь, мел на тонированной бумаге.
Изучение техники масляной пастели.
Композиция «Дивный город».
Изучение техники сухой пастели. Пейзаж «Красота России» («Времена года»).
Рисование образцов фактур (дерево, камень, ткань, металл и т.д.) в различных техниках: акварель, гуашь, пастель, графический карандаш.
Композиция «Среди насекомых» (акварель, гуашь) («Дети и насекомые»).
Композиционные схемы, минор и мажор. Модульное формообразование, раппорт, комбинаторика и др. Ритм. Плоскость и глубина в композиции.
Раздел 3. Итоговые работы.
Итоговый натюрморт (карандаш).
Итоговый натюрморт (гуашь).
Стилизация природных форм.
Итоговая композиция «Здравствуй, лето!»
II. Учебно-тематический план
занятий в кружке «Радуга» (подготовки к поступлению в художественную школу).
2 год обучения (4 часа в неделю)
Тема года: «Мир вокруг нас и фантазия».
№ темы | № уро- ков | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | В том числе: | |||||
Тео | Прак | ||||||||
Введение. 2 ч. | |||||||||
Техника рисунка. Средства выразительности. Виды штрихов. | 2 | 1 | 1 | ||||||
Раздел 1. Основы рисования и живописи. | |||||||||
Тема 1. Рисование основных геометрических форм. 12 ч. | |||||||||
1.1. | Основные фигуры и их изображение. | 2 | 1 | 1 | |||||
1.2. | Рисование с натуры осенних веток (карандаш). | 2 | 2 | ||||||
1.3. | Силуэт и линия. Средства выразительности: линия, штрих, пятно, точка. Изображение стилизованных птиц. | 2 | 1 | 1 | |||||
1.4. | Композиция из геометрических фигур (карандаш). | 2 | 1 | 1 | |||||
1.5. | Пропорции. Композиция из осенних листьев. Букет | 2 | 2 | ||||||
1.6. | Декоративная стилизация природных форм. | 2 | 2 | ||||||
Тема 2. Перспективное изображение геометрических тел. 10 ч. | |||||||||
2.1. | Основы перспективы. Рисование объемных предметов. | 2 | 1 | 1 | |||||
Изображение трехмерных геометрических тел. Рисование с натуры 2-3 предметов (шара, пирамиды, конуса, цилиндра - карандаш). | 2 | 1 | 1 | ||||||
2.2. | Композиция «Предметы быта» (линейное построение). | 2 | 2 | ||||||
Композиция «Предметы быта» (тоновое изображение ). | 2 | 2 | |||||||
2.3. | Натюрморт «На моем столе» | 2 | 2 | ||||||
Тема 3. Светотень как средство создания иллюзии объема и пространства. 22 ч. | |||||||||
3.1. | Распространение света на предмете; свет, тон, тень, полутон, рефлекс, падающая тень. | 2 | 1 | 1 | |||||
Изображение драпировок. Владение мягкими материалами (соус, сангина). | 2 | 2 | |||||||
3.2. | Приемы передачи различных текстур: стекло, ткань, металл. | 2 | 1 | 1 | |||||
Рисование группы предметов в пространстве (натюрморт). | 4 | 4 | |||||||
Использование смешанных графических техник Композиция «Современный город». | 4 | 4 | |||||||
3.3. | Виды рисунка, набросок, зарисовка, длительный рисунок; рисунок с натуры, по памяти, по представлению. | 4 | 1 | 3 | |||||
Композиция «Путешествие в другие миры» (развитие фантазии). | 4 | 4 | |||||||
Тема 4. Изображение пространства. 26 ч. | |||||||||
4.1. | Воздушная перспектива и ее законы. Композиция «Зимой в парке». | 2 | 1 | 1 | |||||
4.2. | Цвет. Основы цветоведения. Упражнения. | 2 | 1 | 1 | |||||
4.3. | Изучение техники акварельной живописи. Рисование сюжетной композиции «Дети у моря». | 4 | 4 | ||||||
4.4. | Гуашь. Живопись натюрморта. | 4 | 4 | ||||||
Изображение животных: лошадей, собак (наброски цветом). | 2 | 2 | |||||||
Композиция «Прогулка с лошадьми» | 4 | 4 | |||||||
Композиция «На горке». | 4 | 4 | |||||||
4.5. | Цветовая гамма. Колорит, взаимосвязь цветовых оттенков. Композиция «Удивительный закат». | 4 | 1 | 3 | |||||
Тема 5. Рисунок интерьера. 8 ч. | |||||||||
5.1. | Предметы быта. | 2 | 1 | 1 | |||||
Изображение интерьеров разнообразных стилей (перспективное построение). | 2 | 2 | |||||||
Композиция «Моя комната», («Подготовка к празднику». | 4 | 4 | |||||||
Тема 6. Изображение человека. Портрет. 24 ч. | |||||||||
6.1. | Строение головы человека. | 2 | 1 | 1 | |||||
Зарисовки портрета человека с натуры | 2 | 2 | |||||||
Портрет человека по теме «Малыш». | 2 | 2 | |||||||
Портрет «Мой портрет в историческом костюме» | 4 | 1 | 3 | ||||||
6.2. | Изображение фигуры человека (пропорции, движение) | 2 | 1 | 1 | |||||
Различные подходы к изображению человека | 2 | 1 | 1 | ||||||
Рисование человека с натуры. Динамика и статика в фигуре человека. Зарисовки по теме «Экстримальные виды спорта» | 2 | 2 | |||||||
Композиция «Экстримальные виды спорта»». | 4 | 4 | |||||||
Рисование человека по воображению. Композиция «Я люблю тебя, жизнь» | 4 | 4 | |||||||
Раздел 2. Применение различных техник и материалов. 22 ч. | |||||||||
2.1. | Рисование натюрморта в мягкой технике: уголь, мелки. | 4 | 1 | 3 | |||||
2.2. | Изучение техники масляной пастели. Композиция «Прогулка по городу». | 4 | 1 | 3 | |||||
2.3. | Изучение техники сухой пастели. Пейзаж «Времена года». | 4 | 1 | 3 | |||||
2.4. | Рисование образцов фактур в различных техниках: акварель, гуашь, пастель, графический карандаш. | 2 | 1 | 2 | |||||
Композиция «Моя любимая школа» (акварель, гуашь). | 4 | 4 | |||||||
2.5. | Ритм. Плоскость и глубина в композиции «Мы едем на экскурсию». | 4 | 1 | 3 | |||||
Раздел 3. Итоговые работы. 10 ч. | |||||||||
3.1. | Итоговый натюрморт (карандаш). | 2 | 2 | ||||||
Итоговый натюрморт (акварель, гуашь). | 2 | 2 | |||||||
Стилизация природных форм (или плэнер). | 2 | 2 | |||||||
Итоговая композиция «Здравствуй, лето!» | 4 | 4 | |||||||
Итого: | 136 | 22 | 114 |
III. Содержание программы дополнительного образования
«ПОДГОТОВКА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ»
2 год обучения
Введение.
Техника рисунка. Средства выразительности. Виды штрихов.
- Знакомство с техникой рисунка.
- Материалы. Средства выразительности.
- Особенности работы карандашом и другими графическими материалами.
- От точки к штриху. Виды штриховки.
Раздел 1. Основы рисования и живописи.
Тема 1. Рисование основных геометрических форм.
Основные фигуры и их изображение.
Творческий практикум: рисование предметов плоской формы.
Рисование с натуры осенних веток (карандаш).
Силуэт и линия. Средства выразительности: линия, штрих, пятно, точка. Изображение стилизованных птиц.
Композиция из геометрических фигур (карандаш).
Пропорции. Композиция из осенних листьев. Букет.
Декоративная стилизация природных форм.
Тема 2. Перспективное изображение геометрических тел.
Основы перспективы. Рисование куба. Изображение геометрических тел. Рисование с натуры 2-3 предметов (шара, пирамиды, конуса, цилиндра - карандаш).
Композиция «Предметы быта» (линейное построение).
Композиция «Предметы быта» (тоновое изображение ).
Натюрморт «На моем столе»
Тема 3. Светотень как средство создания иллюзии объема и пространства.
Распространение света на предмете; свет, тон, тень, полутон, рефлекс, падающая тень.
Изображение драпировок. Владение мягкими материалами (соус, сангина).
Приемы передачи различных текстур: стекло, ткань, металл.
Рисование группы предметов в пространстве (натюрморт).
Использование смешанных графических техник
Композиция «Современный город».
Виды рисунка, набросок, зарисовка, длительный рисунок; рисунок с натуры, по памяти, по представлению.
Композиция «Путешествие в другие миры» (развитие фантазии).
Тема 4. Изображение пространства.
Воздушная перспектива и ее законы.
Виды пейзажа. Гризайль. Композиция «Зимой в парке».
Цвет. Основы цветоведения. Упражнения. Изучение техники акварельной живописи. Рисование сюжетной композиции «Дети у моря».
Гуашь. Живопись натюрморта. Изображение животных: лошадей, собак (наброски цветом). Композиция «Прогулка с лошадьми». Композиция «На горке». Цветовая гамма. Колорит, взаимосвязь цветовых оттенков. Композиция «Удивительный закат».
Тема 5. Рисунок интерьера.
Предметы быта.
Изображение интерьеров разнообразных стилей (перспективное построение).
Композиция «Моя комната», («Подготовка к празднику»).
Тема 6. Изображение человека. Портрет.
Строение головы человека.
Зарисовки портрета человека с натуры
Портрет человека по теме «Малыш».
Портрет «Мой портрет в историческом костюме».
Изображение фигуры человека (пропорции, движение)
Различные подходы к изображению человека
Рисование человека с натуры. Динамика и статика в фигуре человека. Зарисовки по теме «Экстримальные виды спорта».
Композиция «Экстримальные виды спорта».
Рисование человека по воображению.
Композиция «Я люблю тебя, жизнь».
Раздел 2. Применение различных техник и материалов.
Рисование натюрморта в мягкой технике: уголь, мел на тонированной бумаге.
Изучение техники масляной пастели.
Композиция «Прогулка по городу».
Изучение техники сухой пастели. Пейзаж «Времена года».
Рисование образцов фактур в различных техниках: акварель, гуашь, пастель, графический карандаш.
Композиция «Моя любимая школа» (акварель, гуашь).
Ритм. Плоскость и глубина в композиции «Мы едем на экскурсию».
Раздел 3. Итоговые работы.
Итоговый натюрморт (карандаш).
Итоговый натюрморт (акварель, гуашь).
Стилизация природных форм (или плэнер).
Итоговая композиция «Здравствуй, лето!»
IV. Методическое обеспечение образовательной программы.
Основой организации образовательного процесса являются личностно-ориентированная, проектная и информационно-коммуникационная педагогические технологии.
Применение личностно-ориентированной технологии позволяет ставить ребенка перед выбором: объектов изображения, материалов, вариантов выполнения композиции, перспективы, цветового решения, сложности задания и т.д.
Обучение - это не только сообщение новой информации, но и обучение умению самостоятельно добывать знания, самоконтролю, приемам исследовательской деятельности.
Поисковая деятельность и работа над проектом – от эскиза до готового изделия позволят научить детей приемам самостоятельной работы.
Информационно-коммуникационные технологии будут способствовать увеличению зрительного ряда, сопровождающего знакомство с окружающим миром, разнообразием растительного и животного мира, изображением натюрморта и человека.
С целью более широкого ознакомления детей с миром природы, разрабатывается наглядный материал, создаются презентации в программе POWER POINT, отражающие разнообразие видов животного и растительного мира, красоты человека.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изобразительной деятельности, дети стараются передавать в рисунках красоту окружающего мира, выражать свои чувства и эмоции с помощью линий, колорита, цвета, света, характера форм и фактуры.
На занятиях будут использоваться дидактические материалы, работы педагога и детей.
Занятие содержит организационную, теоретическую и практическую части. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера о красоте и многообразии природы, возможностях языка изобразительного искусства, после чего дети приступают к практическому выполнению работы.
В течение всего занятия педагог проводит промежуточный контроль выполняемой практической работы. Во время занятий обязательно устраиваются перерывы для отдыха. По окончании занятия педагог подводит итог выполненной работы.
V. Условия реализации программы:
Для успешной работы по программе необходимо:
• хорошо освещенный кабинет, соответствующий санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин 2.4.4.1251-03;
• оборудование – столы, стулья, шкафы, компьютер, проектор;
оборудование– рамки, подставки, лампа, драпировки, геометрические тела, предметы быта;
• инструменты: колонковые кисти, баночки с водой, и др.;
• материалы (краски, бумага и т. д.);
• методические и наглядные пособия по изобразительному искусству.
(учебные пособия; DVD; CD; видео и аудио материалы; репродукции
VI. Литература.
1. Основная литература:
- Катханова Юлия Федоровна ИЗО для детей. 2007 http://teachpro.ru/Курс/ИЗО+для+детей.
- Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5—8 кл.: В 4 ч. Ч, 1. Основы рисунка.— Обнинск:Титул, 1998.
- Берд Додсон Ключи к искусству рисунка.
- Н. Гинзбург Учебное издание. Основы рисунка. Изд. «Астрель», 2001 г.
2.Учебная литература по программе Б.М.Неменского:
1. Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2006 .
2. Коротеева Е.И. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. Искусство и ты: учеб. для 2 кл. М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2006 .
3. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство: искусство вокруг нас.: учеб. для 3 кл. М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2007
4. Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство: каждый народ – художник.: учеб. для 4 кл. М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2007 .
5.Горяева Н.А., Островская О.В. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека.: учеб. для 5 кл. М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008 .
6.Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека.: учеб. для 6 кл. М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008 .
7.Питерских А.С., Гуров Г.Е. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека.: учеб. для 7-8 кл. М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008
3. Дополнительная литература:
- Бесчастное Н.П. Изображение растительных мотивов: учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008;
- Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель для учащихся начальной школы. - М.: Просвещение, 2007;
- Алексеев В.Н., Бабенко В.Г. Атлас бабочек. – М.: ООО Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003;
- Капитунова А.А., Коблова О.А. “Дополнительное художественное образование. Поиски и решения”, - М.., 2007;
- Аранова С.В. “Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического”, – С – П., “Каро”, 2004;
- Горяева Н.А. “Первые шаги в мире искусства”, -М., “Просвещение”, 1991;
- Сокольникова Н.М. “Основы композиции”, “Основы рисунка”, “Основы живописи”, Обнинск , “Титул”, 1996;
- Лотман Ю. “Беседы о русской культуре”, -М., 1985;
4. Материалы Интернет http://teachpro.ru/Курс/ИЗО+для+детей:
Изобразительная грамота
Точка. Линия. Штрих. Пятно Линии Симметрия, асимметрия Плоскость. Плоские фигуры Объем. Объемные тела Свет и тень Пространство Пропорции Цвет. Цветовой круг Теплые и холодные цвета Сближенные и контрастные цвета Композиция Реалистичное и стилизованное изображение Перспектива
Жанры изобразительного искусства
Пейзаж Интерьер Натюрморт Портрет Силуэт Этюд, эскиз, набросок, зарисовка Гризайль. Монотипия. Лессировка Орнамент Ритм, чередование Граттаж. Аппликация Коллаж
Учимся рисовать
Необычные рисунки Рисуем листья Рисуем ветки Рисование деревьев Рисование домашних животных Рисование диких животных Рисование насекомых
Календарно-тематическое планирование занятий
в кружке «Радуга» (подготовки к поступлению в художественную школу).
на 2015-2016 г.г.
1 год обучения
Дата | Ча-сы | Тема |
07.09-12.09 | 2 | Техника рисунка. Средства выразительности. Виды штрихов. |
2 | Основные фигуры и их изображение. | |
14.09-19.09 | 2 | Рисование с натуры листьев, веточек (карандаш). |
2 | Силуэт и линия. Средства выразительности: линия, штрих, пятно, точка. Изображение стилизованных жуков. | |
21.09-26.09 | 2 | Композиция из геометрических фигур (фломастер, аппликация). |
2 | Пропорции. Композиция из осенних листьев. | |
28.09-27.10 | 2 | Декоративная стилизация природных форм. |
2 | Основы перспективы. Рисование куба. | |
05.10-10.10 | 2 | Изображение трехмерных геометрических тел. Рисование с натуры шара, пирамиды, конуса, цилиндра (карандаш). |
2 | Композиция «Куб и конус» (линейное построение). | |
12.10-17.10 | 2 | Композиция «Куб и конус» (тоновое изображение ). |
2 | Натюрморт «Моя любимая игрушка» | |
19.10-24.10 | 2 | Распространение света на предмете; свет, тон, тень, полутон, рефлекс, падающая тень. |
2 | Изображение драпировок. Владение мягкими материалами (соус, сангина). | |
26.10-31.10 | 2 | Приемы передачи различных текстур: стекло, ткань, металл. |
2 | Рисование группы предметов в пространстве (натюрморт). | |
09.10-14.10 | 2 | Рисование группы предметов в пространстве (натюрморт). |
2 | Использование смешанных графических техник Композиция «Трансформеры». | |
16.11-21.11 | 2 | Использование смешанных графических техник Композиция «Трансформеры». |
2 | Виды рисунка, набросок, зарисовка, длительный рисунок; рисунок с натуры, по памяти, по представлению. | |
23.11-28.11 | 2 | Виды рисунка, набросок, зарисовка, длительный рисунок; рисунок с натуры, по памяти, по представлению. |
2 | Композиция «Люди будущего». | |
30.11-05.12 | 2 | Композиция «Люди будущего». |
2 | Воздушная перспектива и ее законы. Виды пейзажа. Гризайль. Композиция «Ночь». | |
07.12-12.12 | 2 | Цвет. Основы цветоведения. Лессировка. |
2 | Изучение техники акварельной живописи. Рисование натюрморта (Ваза с цветами). | |
14.12-19.12 | 2 | Изучение техники акварельной живописи. Рисование натюрморта (Ваза с цветами). |
2 | Гуашь. Живопись натюрморта. | |
21.12-26.12 | 2 | Гуашь. Живопись натюрморта. |
2 | Изображение животных, птиц (наброски цветом). | |
11.01-16.01 | 2 | Композиция «Вот моя деревня» («Скотный двор»). |
2 | Композиция «Вот моя деревня» («Скотный двор»). | |
18.01-23.01 | 2 | Композиция «Зимние каникулы». |
2 | Композиция «Зимние каникулы». | |
25.01-30.01 | 2 | Цветовая гамма. Колорит, взаимосвязь цветовых оттенков. Композиция «Динозавры». |
2 | Цветовая гамма. Колорит, взаимосвязь цветовых оттенков. Композиция «Динозавры». | |
01.02-06.02 | 2 | Предметы быта. |
2 | Изображение интерьеров разнообразных стилей (перспективное построение). | |
08.02-13.02 | 2 | Композиция «Взгляд из моего окна». |
2 | Композиция «Взгляд из моего окна». | |
15.02-20.02 | 2 | Строение головы человека. |
2 | Зарисовки портрета человека с натуры | |
22.02-27.02 | 2 | Портрет человека по теме «Мир профессий». |
2 | Портрет «Креативная прическа» | |
29.02-05.03 | 2 | Портрет «Креативная прическа» |
2 | Изображение фигуры человека (пропорции, движение) | |
07.03-12.03 | 2 | Различные подходы к изображению человека |
2 | Рисование человека с натуры. Динамика и статика в фигуре человека. Зарисовки по теме «Спорт» | |
14.03-19.03 | 2 | Композиция «Мы любим спорт». |
2 | Композиция «Мы любим спорт». | |
21.03-26.03 | 2 | Рисование человека по воображению. Композиция «Мода всех времен и народов» |
2 | Рисование человека по воображению. Композиция «Мода всех времен и народов» | |
04.04-09.04 | 2 | Рисование натюрморта в мягкой технике: уголь, мел на тонированной бумаге. |
2 | Рисование натюрморта в мягкой технике: уголь, мел на тонированной бумаге. | |
11.04-16.04 | 2 | Изучение техники масляной пастели. Композиция «Дивный город». |
2 | Изучение техники масляной пастели. Композиция «Дивный город». | |
18.04-23.04 | 2 | Изучение техники сухой пастели. Пейзаж «Красота России» («Времена года»). |
2 | Изучение техники сухой пастели. Пейзаж «Красота России» («Времена года»). | |
25.04-30.04 | 2 | Рисование образцов фактур (дерево, камень, ткань, металл и т.д.) в различных техниках: акварель, гуашь, пастель, графический карандаш. |
2 | Рисование образцов фактур (дерево, камень, ткань, металл и т.д.) в различных техниках: акварель, гуашь, пастель, графический карандаш. | |
03.05-07.05 | 2 | Композиция «Среди насекомых» (акварель, гуашь) («Дети и насекомые»). |
2 | Композиция «Среди насекомых» (акварель, гуашь) («Дети и насекомые»). | |
10.05-14.05 | 2 | Композиционные схемы, минор и мажор. Модульное формообразование, раппорт, комбинаторика и др. Ритм. Плоскость и глубина в композиции. |
2 | Итоговый натюрморт (карандаш). | |
16.05-21.05 | 2 | Итоговый натюрморт (гуашь). |
2 | Стилизация природных форм. | |
23.05-26.05 | 2 | Итоговая композиция «Здравствуй, лето!» |
2 | Итоговая композиция «Здравствуй, лето!» | |
136 |
Учитель Плотникова С.Н.
Календарно-тематическое планирование
занятий в кружке «Радуга» (подготовки к поступлению в художественную школу).
на 2015-2016 г.г.
2 год обучения
Дата | Ча-сы | Тема |
07.09-12.09 | 2 | Техника рисунка. Средства выразительности. Виды штрихов. |
2 | Основные фигуры и их изображение. | |
14.09-19.09 | 2 | Рисование с натуры осенних веток (карандаш). |
2 | Силуэт и линия. Средства выразительности: линия, штрих, пятно, точка. Изображение стилизованных птиц. | |
21.09-26.09 | 2 | Композиция из геометрических фигур (карандаш). |
2 | Пропорции. Композиция из осенних листьев. Букет | |
28.09-27.10 | 2 | Декоративная стилизация природных форм. |
2 | Основы перспективы. Рисование куба. | |
05.10-10.10 | 2 | Основы перспективы. Рисование объемных предметов. |
2 | Изображение трехмерных геометрических тел. Рисование с натуры 2-3 предметов (шара, пирамиды, конуса, цилиндра - карандаш). | |
12.10-17.10 | 2 | Композиция «Предметы быта» (линейное построение). |
2 | Композиция «Предметы быта» (тоновое изображение ). | |
19.10-24.10 | 2 | Натюрморт «На моем столе» |
2 | Распространение света на предмете; свет, тон, тень, полутон, рефлекс, падающая тень. | |
26.10-31.10 | 2 | Изображение драпировок. Владение мягкими материалами (соус, сангина). |
2 | Приемы передачи различных текстур: стекло, ткань, металл. | |
09.10-14.10 | 2 | Рисование группы предметов в пространстве (натюрморт). |
2 | Рисование группы предметов в пространстве (натюрморт). | |
16.11-21.11 | 2 | Использование смешанных графических техник Композиция «Современный город». |
2 | Использование смешанных графических техник Композиция «Современный город». | |
23.11-28.11 | 2 | Композиция «Путешествие в другие миры» (развитие фантазии). |
2 | Композиция «Путешествие в другие миры» (развитие фантазии). | |
30.11-05.12 | 2 | Воздушная перспектива и ее законы. Композиция «Зимой в парке». |
2 | Цвет. Основы цветоведения. Упражнения. | |
07.12-12.12 | 2 | Изучение техники акварельной живописи. Рисование сюжетной композиции «Дети у моря». |
2 | Изучение техники акварельной живописи. Рисование сюжетной композиции «Дети у моря». | |
14.12-19.12 | 2 | Гуашь. Живопись натюрморта. |
2 | Гуашь. Живопись натюрморта. | |
21.12-26.12 | 2 | Изображение животных: лошадей, собак (наброски цветом). |
2 | Композиция «Прогулка с лошадьми» | |
11.01-16.01 | 2 | Композиция «Прогулка с лошадьми» |
2 | Композиция «На горке». | |
18.01-23.01 | 2 | Композиция «На горке». |
2 | Цветовая гамма. Колорит, взаимосвязь цветовых оттенков. Композиция «Удивительный закат». | |
25.01-30.01 | 2 | Цветовая гамма. Колорит, взаимосвязь цветовых оттенков. Композиция «Удивительный закат». |
2 | Предметы быта. | |
01.02-06.02 | 2 | Изображение интерьеров разнообразных стилей (перспективное построение). |
2 | Композиция «Моя комната», «Подготовка к празднику». | |
08.02-13.02 | 2 | Композиция «Моя комната», «Подготовка к празднику». |
2 | Строение головы человека. | |
15.02-20.02 | 2 | Зарисовки портрета человека с натуры |
2 | Портрет человека по теме «Малыш». | |
22.02-27.02 | 2 | Портрет «Мой портрет в историческом костюме» |
2 | Портрет «Мой портрет в историческом костюме» | |
29.02-05.03 | 2 | Изображение фигуры человека (пропорции, движение) |
2 | Различные подходы к изображению человека | |
07.03-12.03 | 2 | Рисование человека с натуры. Динамика и статика в фигуре человека. Зарисовки по теме «Экстримальные виды спорта» |
2 | Композиция «Экстримальные виды спорта»». | |
14.03-19.03 | 2 | Композиция «Экстримальные виды спорта»». |
2 | Рисование человека по воображению. Композиция «Я люблю тебя, жизнь» | |
21.03-26.03 | 2 | Рисование человека по воображению. Композиция «Я люблю тебя, жизнь» |
2 | Рисование натюрморта в мягкой технике: уголь, мелки. | |
04.04-09.04 | 2 | Рисование натюрморта в мягкой технике: уголь, мелки. |
2 | Изучение техники масляной пастели. Композиция «Прогулка по городу». | |
11.04-16.04 | 2 | Изучение техники масляной пастели. Композиция «Прогулка по городу». |
2 | Изучение техники сухой пастели. Пейзаж «Времена года». | |
18.04-23.04 | 2 | Изучение техники сухой пастели. Пейзаж «Времена года». |
2 | Рисование образцов фактур в различных техниках: акварель, гуашь, пастель, графический карандаш. | |
25.04-30.04 | 2 | Композиция «Моя любимая школа» (акварель, гуашь). |
2 | Композиция «Моя любимая школа» (акварель, гуашь). | |
03.05-07.05 | 2 | Ритм. Плоскость и глубина в композиции «Мы едем на экскурсию». |
2 | Ритм. Плоскость и глубина в композиции «Мы едем на экскурсию». | |
10.05-14.05 | 2 | Итоговый натюрморт (карандаш). |
2 | Итоговый натюрморт (гуашь). | |
16.05-21.05 | 2 | Стилизация природных форм. |
2 | Итоговая композиция «Здравствуй, лето!» | |
23.05-26.05 | 2 | Итоговая композиция «Здравствуй, лето!» |
136 |
Учитель Плотникова С.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения
Разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный матери...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ". Для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств 2012 г. (С изменениями от 29 августа 2014 г.)
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ" для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искус...
«Художественная керамика» в учреждениях дополнительного образования и художественных школах города Самары.
Исследование по вопросам, касающимся теории и методики преподавания дисциплин системыхудожественного образования....
Тест по искусству Передней Азии с ответами для обучающихся детских художественных школ и детских школ искусств.
Этот тест даётся обучающимся детских художественных школ и отделений изобразительного искусства детских школ искусств для контроля и оценки знаний по предмету "История искусств"....
Статья "Обеспечение преемственности детского сада и школы посредством организации кружка дополнительного образования «Подготовка к школе»"
Статья для выступления на Всероссийской Научно-практической конференции " Реализация ФГОС в образовательном процессе"...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для обучающихся всех профессий и специальностей на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
Учебно-методическое пособие позволит обучающимся подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку. В пособии даны подробные рекомендации по написанию сочинения, алгоритм...
Победители Всероссийского конкурса для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств "АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК"
Тюпина Александра-I местоФилипчук Анна - II местоЧиглинцева Злата- II местоАлиева Элина- III место...