Проф-информационный час для учащихся старших классов «Выбор профессии»
методическая разработка на тему
Данная методическая разработка адресованна пдагогам для проведения профориентационной работы и тематических классных часов. Представленные в материале игры, упражнения, подробно описаны и несут в седе глубокий воспитательный потенциал, который эмоционально и благопариятно воспринимается всеми участниками мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_proforientatsii_vybor_professii.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
Администрации Киселевского городского округа
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества п. Карагайлинский»
«Выбор профессии»
информационный час для учащихся старших классов
Автор - составитель:
Костырина Галина Владимировна
педагог дополнительного образования
Киселевск, 2016
Методическая разработка «Выбор профессии» адресована педагогам дополнительного образования, классным руководителям и социальным педагогам для проведения профориентационной работы и тематических классных часов с учащимися старших классов.
Представленные в методической разработке игры, упражнения, подробно описаны и несут в себе глубокий воспитательный потенциал (формирование у учащихся нравственных и гражданских качеств), который эмоционально и благоприятно воспринимается всеми участниками мероприятия.
2014г.- с.7
МБОУ «Центр детского творчества п. Карагайлинский»
8 (38464) 7-27-80
Введение
Вопрос выбора профессии всегда остро стоит перед старшеклассниками, и задача профориентологов дать понятие о разных профессиях.
Информационный час предназначен не только для активизации профессионального самоопределения подростков и старшеклассников, но и для активизации родителей в помощи выбора профессии ребенка, а также для педагогов, занимающихся профориентационной деятельностью, поскольку многие методики допускают творческое переосмысление и значительную импровизацию со стороны педагогов и родителей.
Данное мероприятие не требует сложной подготовки от организаторов и участников, что является немаловажным фактором.
«Выбор профессии»
Тема: «Выбор профессии».
Цель: помочь учащимся выявить свои склонности к различным видам человеческой деятельности, а также внутригрупповых ролей.
Форма: практикум, игровая деятельность.
Подготовительная работа: составление карточек для игр, разработка анкеты.
Ход занятия.
Психологический настрой.
На этом этапе занятия лучше всего поиграть в игры, связанные так или иначе с темой занятия.
Педагог. Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты об образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас была учеба в школе, которую вы и дальше продолжите в учебных заведениях нашей области, где вы будете получать знания не только по школьным дисциплинам, но и приобретать знания по выбранной профессии. И именно сейчас вы должны серьезно задумываться о выборе своей профессии.
В вашем возрасте это сделать нелегко. Помогают вам, в этом выборе родители, педагоги, психолог, друзья, все те люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.
При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска.
Сегодня мы с вами познакомимся с житейским способом выбора профессии и определим ваш мотив.
Для начала проведем игровую разминку.
Игра «Кто есть, кто?».
Участники игры получают карточки с названием профессий и должны походкой и жестами изобразить эту профессию или человека, имеющего эту профессию. Остальные участники угадывают, какая профессия представлена.
«Игра-аукцион».
Участники игры по очереди называют профессии, не повторяясь. Выигрывает игру тот, кто назовет профессию последним.
Игра «Наблюдатель».
Эта игра формирует психологическую зоркость и наблюдательность. Все учащиеся вытягивают карточки с фамилией участника игры, за кем будет наблюдать и затем описать его психологическое состояние. Условие - никто не должен знать, кто это. В ходе игры все свободно перемещаются по классу и общаются друг с другом. Если кто-то замечает, что за ним наблюдают, то слишком бесцеремонный и назойливый наблюдатель выбывает из игры. Игра продолжается 10 -12 минут. Затем в парах (наблюдатель и объект наблюдения) анализируют результаты. Можно предложить некоторым учащимся рассказать о своих наблюдениях.
Основная диагностическая часть.
На этом этапе происходит изучение склонностей, учащихся к различным видам человеческой деятельности.
Педагог. Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.
Мало кто из вас мечтает стать разведчиком, астрологом, балериной, а тем более – полярником, космонавтом или кинорежиссером. Основная масса выпускников выбирает более обыденную профессию.
Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор, для этого мы с вами выполним упражнение "Основной мотив твоего выбора".
Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии (распечатка 16 основных мотивов выдается каждому участнику).
Список мотивов включает 16 фраз: (например: высокооплачиваемость, востребованность на рынке труда и так далее)
Задание - зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше всего относятся. У ребят остается 8 мотивов. Следующие задание - зачеркнуть 4 мотива, которые в меньшей степени руководят тобой. Потом нужно исключить еще 2 менее важных из четырех. И потом удаляем еще один из двух. В итоге остается один мотив выбора профессии.
Итог этого упражнения (каждый подросток зачитывает свой мотив, который остался у него не зачеркнутый). Вывод делается педагогом исходя из ответов детей.
Педагог. Кроме мотива, как мы уже говорили, существует подходы к выбору профессии, таких подходов много, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским.
Само слово «житейский» говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.
Итак, что же мы учитываем при выборе профессии, следуя этому способу:
- Востребованность на рынке труда.
- Доходность.
- Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).
- Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер…).
- Образованность (врач, учитель, психолог, ученый…).
- Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной…).
- Положительное влияние на семейную жизнь.
- Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).
- Возможность карьерного роста (важно или не важно).
В нашем регионе, как и в любом регионе страны, большую роль играет пункт «востребованность на рынке труда».
Вот именно поэтому вы и не мечтаете стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии, которые востребованы на рынке труда на сегодняшний день.
Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями.
Ребята ответьте на вопросы анкеты для определения своих возможностей.
Анкета.
- Назовите 10 наиболее привлекательных для вас профессий (расположите их по степени значимости).
- Назовите преимущества вашей будущей профессии.
- Назовите минусы вашей будущей профессии.
- Назовите качества характера, необходимые для того, чтобы состояться в профессии.
- Назовите ваши качества характера, которые могут помешать приобрести любимую профессию.
- Что или кто повлиял на выбор вашей будущей профессии:
а) родители е) книги и фильмы
б) родственники ж) жизненные обстоятельства
в) учителя и) встречи с интересными людьми
г) друзья к) ваши способности
д) знакомые м) самостоятельный выбор
Обработка анкет. Подведение результатов.
Педагог. А сейчас мы с вам познакомимся с профессиями которые имеют самую высокую степень опасность, но несмотря на это выбираются выпускниками очень часто. При просмотре презентации Вы должны ответить «Почему?»
Презентация «Опасные профессии». Приложение №1.
Заключительная часть.
Педагог. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ:
"Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой".
Известный педагог Константин Дмитриевич Ушинский написал:
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу,
то счастье само вас отыщет».
Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком, в том числе и перед вами.
И я вам желаю правильного выбора профессии, которая станет вашей судьбой.
Спасибо всем за внимание и активное участие!
Список литературы:
- Крицкий А. В. Планирование карьеры старшеклассников: о выборе профессии, профессиографической и психосоциальной информации о профессиях, профессиональной перспективе старшеклассников // Народное образование. - 2009. - N 1. - С. С. 207-213.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако, 2005.
- Шеховцова Л. Ф. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. - Ростов-на-Дону: Феникс; Санкт-Петербург: Северо-Запад, 2006. - 175 с.
- Шмидт В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс/ В.Р. Шмидт. - Москва: Сфера, 2006. – 119 с.
- Попова С.Г. [Электронный ресурс]: рабочая программа / авт.-сост. С.Г. Попова - СПб.: ИВЭСЭП, 2012. - 42 с.// ИВЭСЭП: [сайт]. – Режим доступа: http: //proforientator.ru/
- Мельников В.Д. Профориентация [Электронный ресурс]: конспект / В.Д. Мельников. - М.:ЭКСПО, 2011. - 233 с. //ЭБС «Книгафонд»: [сайт]. - Режим доступа: http: //proftester.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа проектной деятельности по английскому языку для 10-11 классов "Выбор профессии".
Программа предназначена для систематизации знаний по английскому языку, знакомства учащихся с различными профессиями, помощи в решении задач профессионального самоопределения и для приобщения учащихся...
Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии
В данной разработке представлена консультация для родителей по подготовке к осознаному выбору профессии. Разработка будут полезна и психологам , педагогам, а так же родителям, чьи дети учатся в старши...
Классный час по профориентации для учащихся 9-го класса «Выбор профессии – дело серьезное".
Классный час попрофориентации дляучащихся 9-го класса«Выбор профессии – делосерьезное"....
Час общения по профориентации для учащихся 9-го класса «Выбор профессии – дело серьезное".
Материал по ориентированию ребят 9 класса в мире профессий (прилагается и презентация с наглядным материалом)....
Классный час по профориентации для учащихся 9-го класса «Выбор профессии – дело серьезное".
Цели: Содействовать личностному и профессиональному самоопределению учащихся;активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, самора...
Программа по профориентации учащихся «Путь к выбору профессии» на 2019-2024гг.
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено ...
методическая разработка по профилактике наркомании среди учащихся старших классов «Мой выбор»
Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться " катастрофической. Результаты многочисленных исследований показывают существование устойчивой тенденции к значите...