проект "Народный календарь"
проект на тему

Этот проект является попыткой движения от воспитания любви к  близким людям,  природе, городу к достижению наивысшей цели — воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

Основным направлением проекта  является обеспечение правильного подхода к патриотическому воспитанию детей с учётом их возможностей, уважения их интересов и любых индивидуально — творческих  проявлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnyy_kalendar6.docx84.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

 «Воспитание патриотизма посредством

устного народного творчества»

 

 «Патриотизм — это твоё и моё, лично  историческое чувство,

это наше достояние и  ответственность.

 И оно способно, если о нём не забывать,

благотворно действовать и повседневной жизни,

способно строить твоё сознание, твоё мировоззрение,

 твои поступки и всю жизнь».

                                                                                                                                  Б. Шергин.

 

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

В следствии продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и т.п. сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения, а именно, в направлении патриотического воспитания. Поэтому, значительная роль в воспитании патриотизма легла на реабилитационные и учебные образовательные учреждения, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в  детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к своим ближним,  к родным местам, родной стране. Детский возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств. Школьный возраст, как возраст формирования  личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, народные приметы и праздники,  поговорки, хороводы и  игры, беседы, досуги, развлекательные вечера и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе  такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. 

Ценностно — ориентированный подход к содержанию обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность ребенку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней.

Знакомство детей с культурными истоками становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ этнографической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.

Культура России включает народное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории.

Патриотическое воспитание это процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

           Гипотеза: Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю непосредственно связано с развитием духовно-нравственной и мировоззренческой сферы личности, которые начинают складываться уже в младшем возрасте. Если в этом возрасте воспитывать детей на национальных российских традициях и ценностях, достижениях и  национальной российской культуры и образцах устного народного творчества, если этому направлению придать приоритетное значение, дошкольники начинают осознавать себя частицей своей нации, своей Родины, у них воспитывается чувство любви к Родному краю, чувство достоинства, гордости и ответственности за свою семью, дом, Отчизну.

 

Паспорт проекта

Этот проект является попыткой движения от воспитания любви к  близким людям,  природе, городу к достижению наивысшей цели — воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

Основным направлением проекта  является обеспечение правильного подхода к патриотическому воспитанию детей с учётом их возможностей, уважения их интересов и любых индивидуально — творческих  проявлений.

Проект предназначена для детей младшего школьного и подросткого возраста (7 -15 лет) и рассчитана на 1 год. В нём нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями нашей страны, родного  города, жизнью и бытом русского народа, природой родного края. Занятия проводятся дополнительно в свободное время 1 - 2 раза в месяц, длительностью в  40-60 минут, в подростковой группе  60-90 минут.

Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России.

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Целью проекта является обеспечение каждому ребенку условий ранней позитивной социализации посредством знакомства с устным народным творчеством, расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального окружения, формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.

Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:

Задачи:

1.Воспитывать у детей:

  • стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно исследовательскую деятельность;
  • стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;
  •  воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России
  • воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение народного календаря

2. Формировать у детей:

  • чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  • представление о России как о родной стране;
  • умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
  • стимулировать детскую активность через народные подвижные игры.

3.Развивать у детей:

  • познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством знакомства с устным народным творчеством;
  •  представления о национальной культуре, об образе жизни людей.

Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат образования: это воспитанник, способный:

  • чувствовать свое эмоциональное состояние и  эмоциональное состояние других людей;
  • проявлять интерес  к прошлому, настоящему и будущему своей Родины;
  • способный решать интеллектуальные проблемы (задачи), адекватные возрасту – интеллектуально-развитый;
  • проявлять интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному – любознательный;
  • воображать, придумывать, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности, способный к поиску разных способов решения одной и той же задачи – креативный;
  • проявлять активность и самостоятельность в принятии решений, в  совершении поступков, в деятельности – инициативный;
  • воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы), искусства – чувствующий прекрасное, эмоционально-отзывчивый;
  • понимать ценность жизни; проявляющий заботу и внимание к окружающему миру.

Характеристика методов и средств

 реализации проекта:

 

1.Непосредственная  образовательная  деятельность, включающая  различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др.- на основе  единого содержания.

2. Беседы. Нам представляется важным использовать беседы в качестве не только словесного метода на занятии, но и самостоятельной формы работы с детьми.

3. Видеопросмотры, которые могут использоваться в НОД, и в свободное время.

4.Развлечения и праздники с этнокультурной тематикой.

5.Фольклорные концерты и театрализованные представления.

6.Целевые прогулки, экскурсии.

 

Реализация проекта

«Воспитание патриотизма посредством

устного народного творчества»

Тема «Детский народный календарь»

Этот проект задуман как небольшой экскурс в мир русской старины. Главные герои повествования — крестьянские дети, озорные и непоседливые, любознательные и трудолюбивые. Вместе с ними мы перенесемся в деревню конца XIX — начала XX века — времени, которое с достаточной степенью достоверности может быть воссоздано по этнографическим и другим источникам.

С глубокой древности наши предки соизмеряли свою жизнь с солнцем почитание которого являлось важнейшей частью славянской культурной традиции. Со временем солярные знаки (стилизованные образы небесного светила — круги, кресты, розетки), а также связанные с солнечным культом изображения птиц и коней превратились в излюбленные сюжеты народного искусства. Солнце и его символы запечатлены в орнаментах старинной посуды и домашней утвари, вышивках рубах и полотенец, резном убранстве бревенчатых крестьянских изб, детской игрушке. Отраженные в произведениях прикладного творчества, следы древнего культа тесно переплелись с представлениями народа о красоте и гармонии мира

Поворот солнца на лето и весеннее пробуждение природы от глубокого, сравнимого со смертью, зимнего сна воспринимались нашими предками как торжество света, добра, жизни над силами зла. Следуя этим архаичным представлениям, на Руси когда-то было принято отмечать Новый год 1 марта. Такой обычай сохранялся вплоть до конца XV века, когда празднование Нового года было перенесено Церковью на 1 сентября. Современный — «январский» — Новый год был учрежден уже Петром I.

Однако проводимые реформы порядка летосчисления не затронули глубин народного восприятия времени. Испокон веков, помимо церковного и так называемого светского календарей, традиционно существовал и аграрный, имевший для крестьян первостепенное значение. Сложившийся на основе опыта многих поколений, он представлял собой итог наблюдений за окружающей природой, с которой была неразрывно связана жизнь простого народа. По аграрному календарю определялись сроки начала пахоты, сева, сенокоса, жатвы и других сельскохозяйственных работ. Под влиянием православия в аграрный календарь были включены даты, связанные с почитанием христианских святых, но при этом их имена получили новое звучание: «Акулина - гречишница», «Василий -сшиби рог с зимы», «Спиридон-солнцеворот», «Еремей -запрягальник», «Степан -ранопашец», «Олена -льняница» и др.

Важнейшими вехами аграрного календаря были дни, отмеченные положением солнца на орбите (летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие). К ним относились, как к большим праздникам.

Тема народного праздника занимает в проекте значительное место («Уродилась Коляда накануне Рождества», «Госпожа честная Масленица», «Летит кулик из-за моря, ведет весну из неволи», «Дорого яичко в Пасхальный день», «Егорий вешний», «Спасовка-лакомка»). Здесь основное внимание уделено описанию народных обычаев и обрядов, приуроченных к торжественным датам, а также участию в их проведении детей.

Русские — земледельческий народ, и понятие счастливой доли у них всегда было связано с обильным урожаем, в первую очередь зерновых культур — хлеба. Но не зря сложилась поговорка; «На Бога налейся, а сам - не плошай!» Бег времени по годовому кругу для крестьян — это ещё и в свой срок, с умом и полной отдачей сил выполненная работа посев зерна, уборка урожая, обработка льна, заготовка продуктов на зиму. «Лень до добра не доведет», — говорили родители своим детям, с малолетства приучая их к трудолюбию («Сошка-золотые рожки», «Весною день год кормит», «Зерно в колоске — не спи в холодке», «Три девицы под окном..»).

Традиционное представление народа о правильно прожитой жизни выражалось в желании каждого крестьянского парня и каждой крестьянской девушки, вошедших, что называется, «в пору», создать свой дом, семью, продолжить род. В методической разработке семейная тема раскрывается через устройство деревенской избы, ее внутренний мир, различные обычаи и поверья, которыми в народе окружались красный угол и печь («Не красна изба углами, а красна пирогами», «Матушка-печка, укрась своих детушек»), а также рождение и воспитание ребенка («Байки-побайки, прискакали зайки...»).

Отдельные части проекта посвящены детским играм, развлечениям и занятиям крестьянских ребятишек в разное время года («Сидел Фома на лавочке. ..», «У медведя во бору...», «Солнце — на лето, зима — на мороз»).

Начавшись с зимних праздников — Рождества и Святок, открывающих календарный цикл, наше путешествие в мир старой русской деревни также заканчивается зимой. Таким образом, время как бы замыкается в годичный круг солнечного календаря, что и послужило поводом для названия этого проекта.

Тематический план

Тема

Занятия

Содержание

Кол-ство

1.

Уродилась коляда на кануне Рождества

Развлекательная программа «Праздничное колесо»

Знакомство с зимними праздниками народного календаря

3 ч.

2.

Госпожа честная Масленица

Театральное представление «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Знакомство с весенними праздниками народного календаря

2 ч.

3.

Летит кулик из-за моря, ведет весну из неволи

Музыкальная гостиная «Волшебная дудочка»

«Сорочины. Жаворонки»

Знакомство с

русской народной музыкальной культурой, народными приметами Тульской области

4 ч.

4.

Дорого яичко в Пасхальный день

Досуг «Святая пасха»

Знакомство с весенними праздниками народного календаря

1 ч.

5.

Егорий вешний

Творческая мастерская  «Крестьянская игрушка»

«Весенний праздник матери Земли»

Знакомство с крупнейшими центрами «потешного промысла»

3 ч.

6.

Сошка – золотые рожки

Мастер – класс «Народное искусство»

«Вербница»

Знакомство с центрами росписи по дереву

3 ч.

7.

Весною день год кормит

Русские люди

«Троица»

Закрепление русских народных сказок

3 ч.

8.

Сидел Фома на лавочке

Диспут «Народные приметы по дням, месяцам»

 «День Ивана Купалы»

(«День Нептуна»)

Знакомство

с народными приметами

4 ч.

9.

У медведя во бору

Развлекательная программа «Народные игры»

«Маковый спас» (медовый спас)

Знакомство

с летними праздниками народного календаря

3 ч.

10

Спасовка – лакомка

Развлекательная программа «Яблочный спас»

Знакомство

с летними праздниками народного календаря

2 ч.

11

Зерно в колоске – не спи в холодке

Развлекательная программа «Хлебный спас»

Знакомство

с летними праздниками народного календаря

2 ч.

12

Матушка печка – укрась своих детушек

Досуг «Осенины. Тыквенная бабка»

Знакомство

с осенними праздниками народного календаря

2 ч.

13

Не красна изба углами, а красна пирогами

Итоговой занятие – беседа «Этнографический словарь»

«Праздник Свечи»

Знакомство

со старинными русскими словами

3 ч.

14

Три девицы под окном

«Синичкин праздник»

Праздник Колиты

Знакомство

с осенними праздниками народного календаря

3 ч.

15

Солнце на лето – зима на мороз

Тематический вечер «Покров Пресвятой Богоридицы»

Вечерница «Праздник Доли и Судьбы »

Знакомство

с осенними праздниками народного календаря

3 ч.

16

Праздники зимы

Праздник Зари

Знакомство

с зимними праздниками народного календаря

2 ч.

17

Народные зимние праздники

Святой вечер «Сочельник»

Знакомство

с зимними праздниками народного календаря

2 ч.

План работы  с родителями

Месяц

Тема

Содержание

Январь

Праздник «Рождественские посиделки»

Знакомство детей с историей празднования праздника.

Разучивание колядки «Щедровочка».

Рассказ о Рождественских праздниках и колядовании. 

Разучивание колядок.

Мультимедийная презентация «Рождество»

Организация и помощь родителей в проведении экскурсии «Путешествие по историческим местам города Щёкино»

Февраль

«А мы масленицу провожали,
Тяжко-важко по ней вздыхали:»

 «Русские богатыри»

Чайные посиделки. Пение частушек.

Фотовыставка «Папа может…»

Организация библиотеки для родителей с художественной литературой для детей «Защитники Отечества»

Март

«Веснянки»

 «Здравствуй красавица Весна!»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны.

Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне» Мультимедийная презентация «Календарные праздники»

Консультация для родителей «Как знакомить детей с историческим прошлым России»

Апрель

«Егорьевские»

«Красная горка»

 Развлечение  «В гости к бабушке Варваре»

Знакомство с праздником

«Встань скорее, не лепись,

Скотинку в поле выгоняй,

Егорья величай!»

Привлечение родителей к благоустройству территории детского сада.

Участие родителей в подготовке и проведении развлечение  «В гости к бабушке Варваре»

Май

«Семик»

Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры, пение частушек.

Рассказ о празднике.

Заучивание народных песенок

 Берёзы, радуйтесь!

Зелёные, радуйтесь!

Оформление информационного стенда «Этих дней не смолкнет слава!», посвященного Дню Победы.

Участие родителей в подготовке и проведении праздника «День Победы»

Июнь

«Волшебная палочка»

Узнавание знакомых сказок, песенок закличек по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам

Родительское собрание «Наши дети — будущее России»

Июль

Обзорное знакомство детей с малыми фольклорными формами

Беседа с детьми об истории Руси. Консультации музыкального руководителя.

«Развитие активного словаря детей посредством разучивание народных попевок»

Август

«Край,  в котором я живу»

Беседа с детьми о жителях Тульской области.

Заучивание стихотворения «Родина моя».

Мультимедийная презентация «В гостях у деда Краеведа»

Сентябрь

«Знакомство с соседями»

Загадывание загадок.

Заучивание пословиц и поговорок о русском гостеприимстве.

Родительское собрание по теме «Патриотическое воспитание детей в современных условиях»

Изготовление русской тряпичной куклы.

Октябрь

«Во саду ли, в огороде »

Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках.

«Покров, Сергиев День»

Оформление папки- передвижки о названиях улиц города Щёкино «Улицы родного города»

Ноябрь

«Преданья старины глубокой»

Выставка «Это — Родина моя». Подбор материала для создания коллажа «Я живу в России!»

Консультация для родителей по теме «Роль семейных традиций в воспитании будущего гражданина России»

Декабрь

 «Уж ты, зимушка-зима»

Литературная викторина. «Проказы старухи Зимы»

«Сею, сею, посеваю с Новым Годом поздравляю»

Разучивание загадок о зиме. Разучивание заклички «Ты мороз, мороз…», песенки «Как на тоненький ледок»

Праздник «Здравствуй Зимушка, Зима»

Выставка творческих работ детей и родителей по теме «Новогодние чудеса»

В течении года

Наблюдение

Рекомендации психолога по организации развивающей среды в группе.

 

Изначальные Праздники Славян

Природа - это все то, что находится при Боге Роде. Один из Законов Природы - цикличность. Все в мире происходит сообразно циклам: день сменяется ночью, осень - зимой, после смерти идет рождение. Жить в ритме с природой - значит жить по законам Вселенной, а жить по законам Вселенной - это быть здоровым, счастливым и пребывать в достатке, Любви и равновесии.

В этом разделе мы будем вспоминать славянские праздники и родовые традиции и обычаи, которые испокон веков соблюдали и хранили наши славные Предки. Каждое время года имеет свой характер, свое звучание и силу влияния на конкретной территории. Человек, живя на какой-то земле, становится её частью. Время года - проявление конкретной Силы Рода Всевышнего (мы эту энергию знаем как энергия РЭЙКИ, в Ведах эта энергия описывается как Инглия, изначальный Свет) в ликах Родных Богов.

Так, взаимодействуя с разными проявлениями Бога Всевышнего, люди настраиваются (славливают) на силы окружающего мира. Точно также, как каждая планета, которая имеет свое отображение в человеке, вибрация каждого Бога имеет также свое отображение в каждом человеке на земле («что вверху, то и внизу» - тоже один из законов Природы. Не поддерживая гармонию всех вибраций в своем теле, человек начинает болеть, страдать, грустить, идет разлад в делах. Лад, гармония и красота в мире и в семье зависят в основном от женщины - вибрации Богини Лады.

Если женщина живет в гармонии с Вселенскими вибрациями, жизнь её будет гармоничной, полной любви и взаимопонимания. В такой семье нет проблем с изменами мужа, алкоголем и непониманием. Муж у такой женщины самый успешный, а дети - самые талантливые. Каждая женщина на Руси издавна знала, в какой праздник, в какой момент времени и какой обряд провести и как наполнять свой дом соответствующей энергией Всевышнего (РЭЙКИ). Для каждого действия есть свой день и время, об этом подтверждает наука Звездочтения. Поэтому, обращаясь в тот или иной день к какому-либо проявлению Бога на земле, мы сонастраиваемся с этой вибрацией и в наш мир приходит гармония и счастье.

Приглашаем вас в волшебный мир Славянской Ведической Культуры познакомиться с изначальными РОДными праздниками Славян. Устраивайтесь поудобнее и мы на этой страничке начинаем путешествие в глубь веков.

 

Славянские Праздники

Осенние праздники

Осенний круг праздников у славян посвящен почитанию Предков, потустороннего мира и темных (тайных) Богов. Почитание Предков неразрывно переплетено с циклом праздников посвященных урожаю, который начинается еще в летний период, со Спасов, а оканчивается Овсенем. После Овсеня начинается время, посвященное Матери Земле и улаживанию (синхронизации) жизни человека с процессами земли. Последний месяц осени и начало зимы целиком посвящены Предкам и тайным Богам, ибо это наиболее опасное и студеное время, когда людям нужна помощь и одновременно защита от неведомых сил Иного Мира.

Сентябрь

1 сентября. Семаргл. Праздник Свечи.8 сентября. Рожаницы. Вторая Пречистая, Праздник Матери Земли. Бабье лето.

14 сентября. Ирий. Сдвиженье. День начала строгого 9-дневного очищения Души и Тела.

22 сентября Овсенев зачин. Осеннее равноденствие. Волховские обряды.

25 сентября Овсень. Сивый Яр. Радогощь. Световит. Празднуется на третий день после осеннего равноденствия.

Октябрь

1 октября Покрова Матери-Земли.

15 октября Болотиха.

22 октября Осенние Деды, 27-й День от Овсеня.

26 октября Мокоша Смещается на 8-ю пятницу от Рожаниц.

 Ноябрь

1 ноября. День Сварога.

8 ноября Дыв. Мыха.

15 ноября День Мары.

21 ноября Веданье (Третья Пречистая - Матери Земли).

24 ноября Праздник Доли (Судьбы). Свято Доли.

29 ноября Калита.

Зимние праздники

Зимний цикл праздников Славян посвящен умиранию и зарождению новой жизни. Корочун - образ старого умирающего года, Рождество - нового рождающегося года. Соответственно, первая половина зимнего цикла посвящения почитанию тайных сил и защиты себя от лиха, вторая половина - прославлению нового Солнца, Света и Жизни. Главнейшими праздниками зимы являются Святки или Коляда, которые длятся 12 дней, от 27 декабря по 6 января.

 Декабрь

4 декабря праздник Зари (Ушас и Весты).

6 декабря - Дед Мороз - Велес.

16 декабря - Говенье.

21 декабря - Корочун. Зимнее солнцестояние.

23 декабря - Святой Вечер. Сочельник.

24 декабря - Коляда. Рождество Божича Коляды.

25 декабря Почитание Великой Матери Лады.

31 декабря Щедрый Вечер. Новый год.

Январь

1 января. Новый год.

В канун водосвятия - Святой вечер. Голодная Кутья

6 января. Водосвятие, Яр-Дана.

Посвятки.

Рождественский день - 8 января.

14 января. Вещая седмица.

20 января. Ведание.

Февраль

2 февраля. Громница, Стреча, Сретение.

6-12 февраля Колодка - Масленица.

11-20 февраля. Велесов день. Велесовы святки.

24 февраля Будник (Обретение гнёзд).

Весенние праздники

Весенняя часть Кологода посвящена праздникам возрождения жизни, молодости и буйства природы. В это время наиболее чтят Богов оплодотворяющих и рождающих жизнь.

Март

1 марта. Заклички (Весенний Стрибог), отмечается через 27 дней после Громницы. Призывание птиц из Ирия.

8-9 марта Лады и Лели. Весенний праздник матери Земли.

10 марта - Жаворонки. Сорочины.

15 марта. Начало строгого 9-дневного говенья, очищения души и тела.

Воскресенье перед Великоднем.  Вербица. Вербное воскресенье.

21 марта Новолетие (Яры годы).

Навий Великдень. Чистый четверг. Четверг перед Великоднем.

24 марта. Ярило Красный - Великдень Даждьбожий.

25 марта Благовещение. Открытие Сварги. Прославление Весны.

26 марта Благовестник. День Весеннего Перуна.

Апрель

8 апреля Змеев день. Ящер.

Правая Среда (Рахманский Великодень). Середина весны.

 22 апреля Лельник - день Богини девической любви-Лели. Ладовицы. Красная горка.

24 апреля Ярило Буйный (Вешний) - через 30 дней после Ярилы Красного.

 Май

1-2 мая Жива. Ярилица.

6 мая  Троица. Зеленое Воскресенье.

10 мая Русалий Великдень. Зельник.

13 мая Проводы Русалок (понедельник через неделю после Зельника).

15 мая Троян. Весенние Деды. За 40 дней до Купалы.

31 мая - 6 июня. Русалии. Буйство природы.

Летние праздники

Летний круг праздников славян наиболее красочный и веселый, так как оживает и буйствует природа, жизнь раскрывается во всех своих проявлениях. Праздники лета - это праздники культа рождения, урожая и защиты этого урожая от различных напастей. Идея продолжения рода и приплода как такового раскрывается практически в каждом празднике, основным из которых является Купала-Семиярило.

Июнь

1 июня. Шума.

5 июня. Семик. Ярило.

6 июня окончание Русалий.

16 июня. Начало строгого 9-дневного говения, очищение души и тела.

21 июня. Купальский зачин. Летнее солнцестояние.

23 июня. Ночь на Купалу.

24 июня. Купала. Рождество летнего Солнца (Купало, Купайло, Семиярила). 

Июль

14 июля. Белобог. Летний Стрибог. Посвистач. Середина Лета. 21-й день от Купалы.

20 июля. Перунов день.

22 июля. Летняя Перуница.

26 июля. Чур. Паликопа.

Август

1 августа. Спасовка, Маковей. Первый Спас.

7 августа. Спожинки. Второй Спас. Большой, яблочный.

17 августа. День Матушки Лады, Пречистой Матери-Земли.

18 августа. Хорояр. Третий Спас, Хлебный Спас.

31 августа. Постриги.

Народный календарь примет

Тульской области

Январь

    2 января. Оберег дома.

Приходила пора дом беречь.  В притолоку хозяйка втыкала серы, а хозяин в вечеру вклинивал топор, заслоняя дом от зла, заботясь о домашней утвари, о домочадцах.  

      6 января. Кутья.

Кутья - обрядовая еда. Кутья почиталась как хранительница здоровья. В ней таилось  и солнце, и чистота природной водицы. Кутья  должна в животе тепло держать, не дать нутру исхудать. Девица ев кутью слушала, откуда собака залает. Мол, в той стороне жених надумывает сватов к ней засылать.

           7 января.     Рождество.

На рождество бабоньки помнили, что наклонившись к земле, тронешь ее рукой усталой, и с тебя будто семь потов спадет.  На седьмое января ждали солнце, играло оно в этот день. Солнце – играет силу темную гонит. А хозяйка веником из крапивы выметает по углам силу темную в святые вечера.

           8 января.  Бабьи каши.

Полагалось навестить бабку- поветуху. С теми детьми,  которых она в свое время приняла.  С собой по обычаю, надо было взять угощение. В этот день старалась бабка званым и не званым гостям угодить. Выставив горшок каши. А каша- то медом сдобрена, уговорами сварена: Густая каша семьи не разгонит.

           9 января. Степан колья тащит.  

Колья  ставили по углам двора. Чтобы ведьмы не смогли к избе подойти.

             10 января. Домочадцев день.

На красную горку домочадцы проходили и привязывали  на колья всякие тряпки. Девицы загадывали, чтобы с сердца тоска канула. Бабоньки, чтобы в поле нивой не стоять без пахаря, мужики от всяких недугов поспешали избаву сыскать.

               14 Январь. Васильевы вечера.

Зимние святки начинались святыми вечерами с 7  по 14 января (нового стиля)

И завершались вечерами с 14 по 19 января. Разделял святые и страшные вечера - Васильев вечер. По поверью на землю опускался  языческий бог плодородия Овсей. Овсей ехал на поросенке. А следом за ним потешны – с рожками, колокольцами, рогатинами. Дети запевали, встречая Овсея:

     «Овсей идет!

     И с житьем, и бытьем,

     И с богатством идет!»

На святках дети ходили по дворам и пели «колядки»

        17 января. Гнали черта из деревни.

   Выходи, сила не чистая! От двора ко двору кричали: «Гони нечистого, снегом скрытого, вольного в этот день страх на все живое наводить, среди людей добро со злом мешать…»

   Мужики и бабы к вечеру наизнанку надевали тулупы. С собой прихватывали

кочерги да ожиги, за лыковые пояса сковороды затыкали.

               18 января. Крещенский сочельник.

Ходят ряженые вокруг деревни, горящие головни носят. Медвежьей лапой во всякое окошко стучат. А девушкам надобно узнать о суженом- ряженом. Они клали ленту и гребень под подушку и спрашивали: «Кто придет меня причесать? Он должен показаться во сне».

             19 января. Крещение.

Девушки на заре слушали: «Не стукнет ли воротное крыльцо?»  было поверье, что в этом стуке  можно узнать имя суженного. Могла девица и ворожить на суженного.

             20 января. Иван- бражник.

Запивали счастье девичье, наскоро сложенное. Что бы слез не покорных меньше было.

              21 января. Омельян- Божьим светом осиян.

Сходились порой деревенские парни,  досаду избывать.

             25 января. Бабий кут. Татьянин день.

Бабий кут- это бабий угол,  место у русской печи, где стояла вся утварь домашняя, что бы хозяйство ставило на добрые ноги. Порядок хозяйки звали:  у них ковши -не дремлют, квашня –не пустует, печь – не угарна.

В Татьянин день  пеклась  большая хлебная коврижка, горячая подстать солнцу. Пахучая, как сама мать- сыра земля. Почитали хлеб разламывать каждому в семье.

              26 января. Ерема на печи, а кошка в печурке.

Кошка по народному поверью, никогда не ляжет на чахлую землю, на чахлое место в доме. Мурлычет и потягивается, клубком сворачивается там, где все земные силы сошлись. Ступи на то место. Не сходи дальше.

              30 января. Антонина- порезимница.

Пекли толокняные колобки. Порчу отхаживали от избы пятками назад. Проводили поперек снежной тропки, на которую девица ступала, острым серпом. Как бы отсекая порчу.

                       

 Февраль.

             2 февраля. День Ефима.

      На Ефима с печи слезай, о масляной гадай.

     Масленица- блиноедка не за горами.

     На Ефима- тут же девкам неймется, узнать торопятся: «Какова  сударыня - масленица будет?»

У девок на Маслицу надежда была: себя показать.

                 10 февраля. Именины домового.

 По народному поверью, домовой – это дух дома, хранитель в ночи хлебного духа в печи. Добрый дух дома был сотворен от чистой любви, от светлых помыслов, от доброго слова.  На ночь выставляют горшок каши. Да уголья подгрести, что бы не остудилась каша та, не опала на дно.

                11 февраля. Морозобитая былинка.

По народному поверью, ведьмы, устраивают в этот день перехимы, заломы травы сухой, снегом занесенной. А чертополох не трогают. Надобно ветки чертополоха по углам поля воткнуть, и тогда не застанет поле, не вытопчут его нечистые силы.

                12 февраля. Звериный свадебник.

Звериный род берет рост.

                 14 февраля. Трифон звездинский.

По рассказам деревенских людей, только Трифон мог в полночь на звезды смотреть. На 14 февраля звезды не согревали, а ознобом пылали. Человек заглядевшийся на звезды, потом трясучка изводила.

                 21 февраля. Серповидец.

Лунный серп, по народному поверью в этот день был особенно остр и спор. Крестьяне доставали заткнутый в притолоку  серп и верили, что Серповидец наточит серп остро, и силу спорую вдохнет.

                26 февраля. Звезды окликать начинали.

Окликали звезды, в предвесенних сумерках, глаза от чистого сияния придадут зоркости.

 Март

         4 марта. Внешний оберег.

  На этот день была своя приговорка и был свой обряд. На Красную горку выходили разодетые девушки. Они заклинали солнце, чтобы оно не застаивалось, а катилось к лету. Что бы за солнцем летели перелетные птицы, что бы пришли на поля вешние дожди.

  Пекли круглый хлеб и на вышитом полотенце высоко поднимали.  Потом делили его между собой, хлебные крошки рассыпали для птиц. Но бросали хлебные крошки по- особому – через себя, за спину.

  Помнили: кинешь хлеб- соль назад, окажется он спереди, то есть будет его много осенью.

           5 марта. Корнелий- катальщик.

  Было поверье, что в этот день нельзя глядеть на скатывающиеся с неба звезды. А то скатиться с твоей жизни вешнее времечко, под стать звездам с неба.

  Пекли в этот день обрядовые печенья-  круглые  колобки на коровьем масле.

  В этот день надо было изловчиться и взять у кузнеца огонь из горна.  А кузнец- то ни огни, и уголья из кузнецы не давал: мол, что бы кузнеца не остыла, что бы работа на убыль не пошла.  А уж если добыли огонь, то несли его в поле.  В этот день добытый тайно огонь, по народному поверью, как бы закрепляя союз земли, сохли и бороны, грел будущие  всходы, отгонял от нивы скудость.

             6 марта. Тимофей- весновей.

  Почитаем этот день был стариками. Солнце  на весновея заставляло хворых и старых с печи, с лежанок подниматься, на завалинку перебираться. Весну смотреть по Тимофею.

               8 марта. Кислые девки.

  Да и как тут кислой не станешь, когда старые люди подначивают: убирай, девка, сундуки, закрывай наряды. Коли до масленой свадьба не сыграна- сиди до поздней весны, до первых весенних хороводов.

  Сорока гостей не прочит, вперед свахи к дому не лети.

  Сорока в лесу за гнездо принялась.

                    10 марта. День Тарасия.

  Как отмечали в старину- в этот день не спят: хоть по стене ходи, а спать не погоди.

  А то нападет кумоха- нечистая сила, не сулит она добра. Начнет человека среди дня крутить, ввечеру ноги ломит. Кумохе лишь один день в году выпадает взойти на крыльцо, пошастать у нас по дому. А если человека среди дня склонило ко сну, то как он может помешать нечистой неладной травить.

         11 марта. Порфирий поздний.

  Поверье об этом дне такое:

  Дело молодое- обнадейчивое, как ранняя весна,  непрочное. А вот поживешь, дело в руки возьмешь- и дастся жизнь тебе.

              20 марта. Споручница грешных.

Иконе «Споручнице грешных»  кланялись. Видимо, неспроста откуда  то задувать стало на чердаке, петь по- худому в печном столбе. Ни с того ни с сего выпадает из устья кирпич. Надо было подумать о добром духе в доме. Щель в душе (а не моя ли в том вина?) не давала крестьянину покоя.

             21 марта.  Верба осеребрилась.

  О вербе с давних времен сохранилась поверие, сто она всякую тяжесть из стен дома гонит.

  Вербой в старину хлестала тело. С подошв ног до пупка, с ладони правой руки до сердца, с ладони левой руки опять же до сердца, а потом обхаживали спину. Так « выгоняли себя» из земли. Мол, за зиму- то мы поутоптались, поуходились. А верба подымает будто бы над землей, и уже человеку легче ходить, надсада от сердца отступает.

  А когда голова болела, то веточку вербы разминали, клали под платок, на голову, и головная боль отступала.

           28 марта. Волчица щеница.

  По чистому раздолью несется звериный дух. И начинает выть на дворе собака. Говорили, что бы как только вой услышишь, надо подушку перевернуть, что бы был у тебя добрый сон, и чтобы, когда подрастет волчье потомство, не прошлось оно по деревне, кося скотину.

                    Пасха

  Наши предки верили, что жизнь уходит не навсегда, будь то время года, трава, звери, птицы, вода или сам человек, всему придет время возвращения на Божий свет.

  «Вешнее солнышко,- по словам наших предков,- воскрешает землю».

  Воскрешение- возвращение к жизни, духовное обновление, и вера в любовь Божию, в воскрешение господа Бога дается нам в светлый день Пасхи.

  Приходит час, когда черные силы гибнут.

                      Радоница

  Поминание предков своих, умерших- издревле вошло в нашу жизнь. Проходила пасхальная неделя, и вторник следующей недели встречался как поминальный день. Надобно было от кулича, от пасхальных  пирогов взять с собой на кладбище за годя отложенные куски. Брали крашеные яйца. Пекли лепешки и тоже приносили на могилы.

  Раданица – красная горка, когда по народному поверью, души наших предков возносятся светло и тихо над землей, и слышат, и незримо касаются угощений, которые мы приносим, что бы их радовать. Мол, вот, милости приносим от нашей хлеб- соли, от нашей жизни. Причетом, воплем оглашалась земля.

  Воспоминание о родных, близких, радение о роде своем. забота, что бы не презрели души предков род твой- это Радоница, это вешние поминки.

                         

 Апрель.

              4 апреля. Василий- солнечник.

  Выходили смотреть на солнце. Глядели, коли дом был худ и приходила пора заново строится, где капель с крыш падает, о землю ударяется. Под то место дома не рубили. Место это, мол, с годами подпустило воду. Тут- проторенный путь водице ко глуби земной.

           7 апреля. Третья встреча весны. Благовещение.

  Бабий праздник.

  Было в обычае в этот день давать волю птицам. « Птичий охотник» выносили клетки с птицами на Красную горку, позднее стали устраивать птичьи базары. И девушки шли выкупать птиц, давать им волю.

  В этот день, по народному поверью, птицы гнезд не вьют, девки кос не плетут.

  Было поверье: коли птица на Благовещение гнездо завьет, т крылья у нее ослабнут, и тогда не  летать, не порхать ей. Век свой по земле ходить

  Дети запивали на Благовещение:

      Матерь Божья, Гавриил Архангел,

      Благословите, благословите!

      Овсом да рожью,

      Ячменем, пшеницей

      И всякой жита  сторицей!

                  10 апреля. Мать –и- мачехи цветок теплит землю.

  10 апреля теряет силу Степанов венок. Вили это венок еще прошлым летом, 15 августа. Вся семья, от мала, до велика, собиралась на лугу. Травинка к травинке прикладывалась, цветок с цветком свивался, приносили наша предки венок в избу. Славили его вещами в красном углу. И одевал он своей красотой стены дома и живущих в этом доме.

  Когда подступала беда, отрывала матушка от венка травы и цветы, водой, что вскипала в печи, окатывала. И добрый дух цветущего луга одолевал болезни, помогал душе человека поверить, что настанет светлый день.

  До 10 апреля было дано человеку свое нутро от ломоты, от худобы избавить,  а душу- от всех скорбей. Сказано: «Полая вода, где стоит, там кипит.» и вербы ветки омывая в такой воде, творит чудо. « Бей вербной веткой себя, охлестывай, покуда добрые силы в себе не затеплятся». Свет можно возвернуть до 10 апреля. «Вешнее времечко береги!»- скажет старая бабка.

  День растительного божества не указывается месяц в словах. Но живущие в деревне верят в цветок мать- и- мачеха.

  Мать- и мачеха всяк снегодень после  10 апреля оделит материнской заботой. Даст своего огня, своего тепла. Мать- и -мачеха –что солнышко расцветшее. Кто пригнет этот цветок к земле? Наступит своей тяжелой ногой  снег-старик? Подкосит тупой серп метели? Она - мать- цветок, что бы то ни стало- она поднимется. Даст хоть каплю материнского тепла тому, кто одинешенек на белом свете.

                11 апреля. Слушали березы.

  Говорили о белоствольной:

      Стоит дерево цветом зелено.

      В этом дереве- четыре угодья:

      Первое- больным на здоровье,

      Второе- людям колодец,

      Третье- от зимы свет,

      Четвертое- дряхлым пеленанье.

Березовым соком отпаивали больных. Березовым соком чистили кровь, выгоняли немощь из желудка.

                 12 апреля. Иоан- лествичника. Лесенки.

В этот день пекли в деревне обрядовое печенье- «лесенки». Укладывали из тест два катышка супротив друг друга. И клали поперек порожки. Выкатывали порожки тоже из теста. Кто в семье был и старому и малому матушка выпекала свою «лесенку». Что бы всяк рос в своем здоровье. А порожков то было двенадцать- по числу месяцев! Обгорел порожек в чьей- то «лесенке», матушка непременно посчитает, который это месяц грозит бедой. И уже смекала, как уберечь от беды.

                16 апреля. Никита- водопол.

  Просыпается водяной от зимней спячки. Водяной дух ослаб за зиму. Ему нынче, мол, не худа чем- нибудь поживиться да царства свое водяное оглядеть. Зябко водяному. Вот крестьяне приносили  водяному- кто хлеба краюшку, кто пшеничной каши, кто от курицы потроха. Все одно- подмога нужна и тварям, что ба в глубине речной рост по весне берут.

                  17 апреля. Смотрины ольховые.

  Шли глядеть за деревню, как ольха зацветает. Ольха- березе родня. Растет ольха по сырым углам, по речным берегам. Распускаются, желтизной сияя, цветы ольхи по весне рано. Ольховыми сережками прозвали цветы ольхи. К осени вырастают за место цветов мелкие шишечки. Они чернеют и собирают их в прок. Настоем  шишечек лечит желудок, полоскали при простуде горло. А когда в деревне надобно была строить колодец, то нередко и ольху приглядывали. Живой ствол ольховой гнилости не поддается. Так что сруб колодезный часто из ольхи вырубали.

  А те крестьяне, у которых пчелы были, смекали: «не пора ли ульи доставать? Коли ольха сильно цветет, то это верная примета, что пчелы хорошую взятку принесут».

  Собирают пчелы с ольхи пыльцу, и смолистые выделения на клейких листочках и почках. Из этого сбора они вырабатывают пчелиный клей- прополис. А прополис используют в медицине, из него готовят лекарство, врачующие болезни желудка.

  Озноб из тела как в стародавние времена выгоняли? Да на холстину соберут маленькие ольховые листьев и больного уложат. Теплым ватным одеялом укроют. Мало – помалу выходит из больного немощь, поты матырные впитывают клейкие листья, мучительный костолом утишают.

              20 апреля. Акулины. Просыпаются русалки.

  Глаза размыкают, из воды на белый свет поднимаются глянуть. Просят у людей холстины- укрыть нагое тело. Потому еще до зари приносят бабы от себя ношеную чистую рубашку, полотенце или холстины кусок. Милостью, мол, после отзовется эта забота. Русалки остерегут от глубокой воды и крестьянина, и детей его.

              22 апреля. Обходили родники и ключи.

    «Подземная водица, отмыкает тебе пути внешние!»

У всякой семьи был свой источник, который почитали, чистили, с заботой, с любовью брали из него воду, умывались и пили на здоровье.

                25-26 апреля. Медуница зацветает.

  Не ходи в этот день в лес. Там старый космач проснулся, дерн разворачивает, добирается до слизней, до личинок, сытится. А заяц убегался с утра. И коли он дорогу перебежит тебе- то невгоду станет день.

                30 апреля. Ярая пчелонька вылетает, осваивается.

  Поют ей, что бы слетала она за моря, принесла бы ключики от лета. К дальним угодьям летит пчела, где уже медуница отцветает, фиалка полыхает, волчье лыко теплеет.

  Май

                2 мая. Весне- новизна.

   По древнему обычаю, одевали весну в новизну. Поразвешивали крестьянки на тронутых зеленью кустах, на землице, что чуть зеленью поросла, холсты вытканные. И холстами передавали силу первой зелени, внешней водицы. Думали в старину, что наши предки глядели и радовались: передаётся сила красного солнца роду человеческому.

   А весну, одевая в новину, в этот день красуется. Людям себя кажет.

                  3 мая. Чтили родовые угодья.

   По народному древнему поверью, Красное угодье- это место, где души наших предков обитали.

   И вот, мол, 3 мая земля открывалась, и вылетали души ушедших от нас на Божий свет. И мы могли свидеться с ними. Ожидая за обеденным столом силу рода своего, мы накрывали стол как можно сытнее. Что бы поглядели души предков  наших – светло живется нам, не скуднее наше житье- бытье.

   А на красное угодье приносили матери пироги горячие, только что вынутые из печи.

   Позабыли мы нынче о Красных горках. Сровняли с землей, залили асфальтом, бетоном. Тошно им, стонут и воет они в этот день. О, как больно корням нашим и травинкам! А пуще того, когда разрывали им родовые пристанища, то оставили сирот лететь над землей тех, кто хранили наше здоровье, оберегали нас, поднимали в трудное времечко.

     Но коли ты ведаешь о своем родовом пристанище, то приди в этот день, обойми, припади к сгорбленной земле.

                                     4 мая. Лельник.

   Девицы по весне хороводы водили, около яблони запивали. Лелеяли погожее времечко.

                  5 мая. Ведьмины хороводы.

   Ведьмы стелили, по народному поверью, на рослую траву белое полотно и водили хороводы. Ведь к этому времени ведьмы тяжелели, то есть были беременны и когда у бабы не было дитя, то она шла к поляне лесной, над которой поднимался теплый вешний пар. Выглядывала одна из ведь, раздевалась и вставала незаметно в этот хоровод. А потом она отрывала от утоптанного полотна лоскуток, приходила домой, утиралась и в скорости тоже беременела.

                       6 мая. Егорий – вешний.

Напомню, что, что по народному поверью, 15 января семигодовалый петух откладывал в навоз яйцо. Так что в деревне надо было помнить и считать  годы петухов. Ведь 4 июня родится из этого яйца царь змей Василиск. И уж если не зарублен черный петух, то жди беды. Начнет усыхать в деревне все молодое, на полях высохнут всходы. И тогда, мол, одна надежда на Егория- пастуха. Шел Егорий со змеем  сражаться и своим посохом он мог убить чудище.

                             7 мая. День Елизаветы.

   Больно уж пригнетало в этот день к земле.  Маета приставала. А Елизавета пособляла избыть гнет и маету. Кропила внешней водой животы. Омывала лица.

                                  11 мая. Пришел Евсей – овсы сей.

   Теплый втер на Евсея- благодать весенняя. Отпаивали больных первыми травами- крапивой, мать- и- мачехой, подорожником.

   Сок подорожника был ценен с издревле. Не дай Бог, поранит дитя глаза- и тут же старая бабка толкла в ступице листья подорожника, отжимала сок, омачивала тряпку и прикладывала к ране.

   А коли кашель одолевал человека, то сок подорожника пили. Всего- то надобно глоток- другой в день, что бы избыть чахлость. А когда воспалялось тело, рожа к человеку прививалась, то обкладывали чистыми листьями подорожника красноту, опухлость. На дню не раз меняли повязку. Порой до семи раз на дню бабке приходилось заговаривать рожу.

                            12 мая. От девяти напастей.

   Надобно было заговорное слово сказать, что бы девять напастей человека не одолевали. Что бы они крови не сушили, по жилам не ходили, опухали не наводили, костей не ломили, суставов не воротили. Что бы человек был от земли чист, от воды светел.

                         23 мая. Земля- имениница.

     Заповедь для всех- пахать грех.

     Бабкам- ведуньям приспело время к болоту идти, коренья глядеть- не налились ли.

                          31 мая. Федот- дубовый лист развенет.

   Улетела, по народному поверью, порой душа рожденного в этот день к дубу. И, как птица, искала она дупло- гнездо. С той поры жизнь дерева была, мол, заговоренной. Не один век дуб могучими корнями держался на земле, из рода в род передавалась предание о том человеке, кто дуб посадил.  А рожденный на Федота приходил к дереву, по долгу сидел под его ветвями. От дуба брал его жизненную силу. А душа, мол, зрела – у сердцевины дерева.

                Троица.

    На 50-ый день после пасхи наступает Троица- праздник в честь Отца и Сына и Святого Духа.

     В русских обрядах этого праздник связан с культом березы и был назван еще- Семик.

      Пошли девки, в лес гулять

      Березоньку завивать.

      Ой-лю, ой-лю-лю,

      Березоньку я завиваю.

  Завить  березоньку- обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко- накрепко думы свои с полюбившимся парнем. Но было возможно загадать и о будущем.

                      Яичница

   Девушки готовили обрядовую еду.

   Яичница готовилась с утра в русской печи, заворачивали яичницу с караваем  хлеба.

   Девушки расстилали полотенце, раскладывали принесенную еду под березой. Около этой березы они водили «круги». Не просто хоровод, а именно «круги». Заклинанием и принесенной еды, и своих дум, и доброго Божьего света, и цветущей природы символизировал этот обряд. Яичница- это суть плодородия, открытая самими девушками перед огнем. Скорлупа не выбрасывалась куда попало, она лежала на шесте под сводом печного устья. Скорлупа обжигалась, опалялась. После ее мелко толкли в ступице. Ссыпая в приготовленный мешочек, и почиталась истолченная в Семик скорлупа, славилась своей целебностью.

  Июнь.

                 4 июня. День Василиска.

  Коли соберешся пахать, сеять, какое дело начинать- погоди, отложи на завтра. А то куколь да полынь уродится ,к избе сухота сухотучая прилучится.

   Ведь по народному поверью, коли семигодовалый петух 15 января снес яйцо, то 4 июня из этого яйца появиться царь змей- Василиск. Тогда жди беды. Начнет усыхать в деревне вода в колодцах. Станут сохнуть девки. Иссохнет хлеб на корню.

  Накануне искали тайных куриных кладовок, все яйца варили в крутую. Что бы не нароком, коли и окажутся в хозяйстве яйцо от семигодовалого петуха, то не дать ему раскопаться, в чугуне в кипящей воде погубить царя змей.

                      6 июня. Шиповник цветет- румянец года ведет.

  Но в стародавние времена  к зацветшему кусту приходили, что бы избыть горечи, успокоить свое сознание. Едва распускал шиповник цветы, как старая бабка усаживала ребятишек и сказывала им у розового куста байки, что бы переполохи, беспокойства, что порой по ночам мучают  детей, отступали.

   Заговаривая байками ребятишек, старая бабка ведала, что они переймут целительные запахи и в сумерках спокоен будет всякий.

   Девушки верили, что ежели коснутся лепестками шиповника лица, то лицо станет нежным, светлым.

                   9 июня. Федора – на языке колюча.

   Федора, мол, разнесет по деревне скоро, в какой избе нелады. Так что поболтать в этот день бабы у колодцев не останавливались. Ссор не начинали. Посудачить можно было в другой день, а в этот день, мол, Федора за углом норовит узнать о худом.

                  12 июня. Змеевик. Царь змей Василиск ведет змеиные свадьбы.

                      Приходит пора змеиных свадеб.          

                      Не ходи в этот день в травы, не тревожь лесные чащи.

                      Не пытай судьбы.

  Бывает, что кошка на змеевика из дому пропадает. Охраняет, мол, мурлыка домочадцев. И когда чует, что близко змея от порога, кошка на злыдню нападает. Какой та схватка бывает - не приведи Господи увидеть. Загрызает кошка змею. Но сильная змея изловчится и жалит животное. Уползает кошка в травы. Роет лапой и достает из земли целительный корень.

   В старину вытопленное  из убитой змеи сал служило целительным средством т рожистых воспалений. Змеиную шкуру тоже прикладывали к больному, изведенному нарывами тела.

                         15 июня. Вьюн и зеленый.

   Вьюны- хороводы летние, песнопения.

    Из цветка вьюна плели девушки венки, на счастье, на суженых своих.

                      24 июня. На варнаву- не рви травы.

   Сходиться сила неведомая, по травам катается в полдень. Делит между собой уделы: кому во сенях хомуты да вожжи спутывать, кому то травы ядовитые жаром полнить, кому то во колодце ребеночком рыть,  род людской пугать.

                                30 июня. На Мануила солнце састаиваеться.

         Мороки – туманы, молочные реки в этот день текут.

         Что- то манит, грустью – горечью душу травит: « выйди за ворота! Дай мне твоего сна!»

         Кто то просит голосом человеческим огня вынести из дома, посветить. А тем уже бывает и странно совсем, чье-то зеленое око зрит. Что сенцы! Что святцы! Вздуй у порога огня, посвети не весть кому.

         Манит, лукавит. Белая корова, глядь, у крыльца стоит. А тебе кто- то знать дает: «не малая скотинка, извелась. Ты ее обходить, загони в свой сарай, из одних яслей со своей коровой накорми.»  перекрестись,  белой коровы стерегись. Молочной реке не верь. Мерещится все это тебе, чудиться.

                             Июль.

                 1 июля. Макушка лета.

    Из старины идут поверья, мол, в полдень на макушке лета, коли  заплести в круг березы ветки, да не молоденькие, а крепкие, вызимовавшие, то через этот круг, встав у речной низины, можно увидеть любимых, не знамо где приклонимых.

    Уходили на поле битвы, которое в старину «полем чести» звалось, со своей Руси на защиту родной земли – мужья, братья, женихи. Не всем было суждено вернутся в отчий дом. И не пришедших, затерянных  в дальней дали,о которых сердца женщин тосковали, можно было по народному поверью, увидеть, мысленно укрыть травами, осенить рукой.

                  4-5 июня. Ульяна кличет Ульяна. Ульян кличет Ульяну.

  Повсюду узорчат голубые колокольчики, белые ромашки, золотистые лютики, малиновые остроконечные шапки иван- чая, красные шашечки вьюнков…

   Ульян кличет у полян, а Ульяна у реки ходит, глядит в речное зеркало. Стряхнет с себя Ульяна июльское колдовство – к Ульяну заторопится. А его жаркие травы к реке приведут. Эхо манит. Ульян Ульяне в лицо не глядит.

        6 июля. Аграфана Купальница.

     В стародавние времена избы в этот день украшали венками из трав и цветов. Пели:            приехали купаленка

                                   На семидесяти тележках.

                                   Привезла нам Купаленка

                                   Добра и здоровья,

                                  Богатство и почестей.

  И виделось, как будто на телеге, устланной скошеной травой охапками цветов, едет она, умывает росами, зарей- заряницей привечаемая, из семи братьев Ветровичей младшим братом ветерком- светлокрылым нежная. Едет русская красавица Аграфена с Иваном Купалой свидеться.

                                      7 июля. Иван Купала.

    С ночи Аграфены Купальницы на утро Ивана Купала дошли до наших дней преданнее о том, что цветут волшебные травы: сон- травы, тирлич, колючка, папоротник, разрыв- трава, одолень трава.

                             ПАПОРОТНИК- ЦВЕТОК

    Цветок этот огненным слывет. Кто его рвать пойдет, тому семь утр надо стоять у печи русской, семь  по семь березовых поленьев сожечи. И надо знать, что с семи раз сильнее папоротника. И платье на тебе сгорит, и волосы на голове огненный серп снимет, и ноги твои в огненное пекло затянет, коли пойдешь ты за цветком с нечистым сердцем, с лютым помыслами.

                             8 июля. Февронии- русальницы.

   Русалки хороводы затевают. Прибывает в их царстве речном, а колдуны в этот день выжимают сок из тирлич- травы. Цветок тирлич наводит злые чары, с лица смывает лета.

  Время большого сенокоса. Только успевай сен ворошить, в копны сгребать, стона метать.

  Крестясь, в речную воду вступали. Купались с опаской. А не то русальница затеет игры, воду станет вить, в водоворот затянет.

                             13 июля. Хвалит макушку лета.

     Выходили крестьяне на Красные горки, зоре- зорянице кланялись. Тяжела была макушка лета. И страдой тяжела, и в душе горько отзывалась. Бередила память.

                           14 июля. Летние кузьминки.

   Кузьма- Демьян, покровитель бабьих работ, ни свет ни заря встают, баб на покос ведут.

                             ПОКОСНАЯ РУБАХА.

    В старину полагалось и бабам, и девкам на покос особо одеться.

    По народному поверью, торопились Кузьма и Демьян к лугам.

    Кузьма- Демьян косы отбивают, а бабы кашу «ссыпчину» варят. Каша эта -  общая. Кто крупы принес, кто масла, кто соли. Все вместе, рядом, всем крестьянским миром собираются нынче, чтобы, из одного горшка отчерпнуть, после разделить между собой долю великих страдных дней.

    А когда каша сварится, поспеет, то разноситься крик над утреней землей: Кузьма- Демьян, идите есть к нам!

    Крестьяне говорили: Роса косы точит.

    До солнца обойдешь три покоса – не находишься в босо.

                       15 июля. Берегиния.

    Связывалы между собой два берега реки эта богиня. Она хранила крестьянский род, живущий по берегам рек, от всех напастей, от недородов. На берегла крестьянский скот, была пособницей рыбаков.

    По древним поверьям, в этот день Берегиния оглядывает сенокосные угодья по берегам рек, полнит травы целебными силами.

    Позднее вера в Бергиню перешла в такие заговорные слова.

                           Матушка Сырая Богородица,

                           Сыми с моего сердца тяготу.

                           Встану благословясь

                           Хлеб- соль едучи,

                          Во дворе ли идучи,

                          Острой косой ли скашиваючи!..

     Руки матери Срой Богородицы как бы держат цветы и травы. Вышивальщицы укрывали полотенца знаками росы, животворная сила которой, касаясь лица крестьянина снимала бы усталость, передовала бы утреннюю прохладу.

                             23 июля. Рясочник.

  Ряска речная- ее облюбовывают на платье себе русалки. А она зеленая да шелком стелящаяся, чуть ее тронуть, превращается в отрепки. Дождь- рясочник ряску растит, а водяные девы рвут.

                            28 июля. Крики- улиты.

   Полудницы над поле, что  жали, летали. Мороками день путали. В сторону глянешь – и враз косой по ноге полоснешь. От серпа подымешь голову – что- то вроде заблазнило рядом – на- те! Резанешь серпом по руке.                          

                  Полагалось в этот день по более отдохнуть.

                             АВГУСТ.

                       2 августа. Ильин день.

    Пришли громовые дни. То, мол, держатель гроз Илья на божью земельку своротил. Илья на телеге поспешит, мужиков да баб стращает. Не разбирая пути – дороги мчит Илья, гонит своего золотоогненного коня.

    Последний летний праздник- ильин день.

    Немало изб суровый ильин день поровнял с землей. Не мало скотины в поле побил. Так что, боясь грозовых дней, заклинала бабушка молнию ринуться к пню- колоде, ожиче старые коряги. После Ильина дня не полагалось купаться в реке. Мол, Илья остудит воду. И вода уже не радеет к тем, кто поперек Ильи прет.

                             4 августа. Марья – суровица, росная оконница.

     Тропа до полудня в этот день бывает в росе. Не скатывает ветерок с травы изумрудные капли.  И тут уж босому по росе, по народному поверью, ходить нельзя.

     Марья сама собирает росу. Надобно в этой росе вымочить льны, из которых русалкам на рубахи прянут ведуньи нити, а после ткут холост.

     В этот день обметают веником березовым, загоняя приготовленным вилось к наличникам. Надобно эту паутину смести, осветить марьиным светом свое житье- бытье.
    Марьин свет в этот день сильный.        

                              24 августа. Первый спас. Медовый.

      Наступают проводы лета.

     В этот день был обычай помогать убирать хлеб с поля вдов и сирот. Позревали соты- и первые подрезанные соты тоже несли в дом, достатка не было.

     Пришел Спас – готовь рукавички про запас.

                      15 августа. Степан сеновал.

     15 августа плели в стародавние времена венок из трав и цветов. Мята, божьи слезки, пижма, клевер, полынь, ромашка – все травы почитались в этот день. Из 12 трав плетется венок, и плетут его все, кто в семье есть. Будет зиму висеть венок в красном углу, спасать от болезней, оберегать домочадцев.

                       18 августа. Евстегней – житник.

                           ЖАТВЕННЫЕ ОБРЯДЫ

    Когда жатве наступает срок, а первой кланяются макушке ржи, т жней из первой святой горсти делали себе пояс:

           Как макушка – рож стояла год, не устала,

           Так бы и мне стоять,

           Жать не устать.

    Пояс, как бережная сила, способствовал легко разгибать спину. Пояс давал якобы жнее спорую жатву, хранил ее т худых ветров, от порезов.

                    19 второй спас. Яблочный.

     Примечали: каков Спас – таков и январь.

     Прикусывая яблоко, девушки думу крепкую надумывали, загадывая о любви.

                    25 августа. Тихон – страстной.

      Прибирали в сарайках, в погребах.

      Заговаривали от недоброго слова в сенях:

      Что бы не привились осенние гнили к хранилищам зимним.

                   30 августа. Вдовьи помощи.

      С миру по нитке – сирот рубаха.

      На вдовий двор – хоть щепку  кинь.

      Не забывали крестьяне о домах, где хозяина не было.

      Всем миром приходили, соты медовые приносили и зерна – от всякого поля – решето. Помогали с полей снопы привезти, помогали кто чем может.  

                                   СЕНТЯБРЬ.

                            4 сентября. День Агафона – огумавника

  Леший ночью на поле дурит, валит снопы,на гумне вверх дном все перевернуть наровит, говорят, что цепы гремят, огонек теплится в этот день на гумне. Леший бесится, веселится.

                             6 сентября. Заря – тихая.

  Заря эта сентябрьская окликает будто всякого, кого в одиночку собирается в лес.  В этот день то ли цветок какой по полм катается, то ли огонь сжечь норовит, манит в глубокую чащу; Не к добру такое.

                           8 сентября. Наталья – овсяница.

   Несет Наталья в овин овсяный блин. Что бы духота и гнила, внезапный огонь от стен овина отшатнулись, что бы молотильщики и прочие работники добрым словом работу начали.

                           10 сентября. Анна – скирдница.

     Начались веселые зазывные ярмаки.

                           16 сентября. Домна доброродная.

    Прибирает в доме всякую рухлять Домна.  Мешки  из – под картошки, худую обувь, что уже не в прок стало – Домна на грядке вместе с картофельной  ботвой сжигает.

                             17 сентября. Поздние вилы.

    Тут мужитское дело – стога обойти, вилами потыкать, чтобы залесшая в сено трясуха или гнялуха скотине после вреда не учинила.

                            18 сентября. Кумоху гнали.

 В некази болотной Кумоха, с охабкой подбела/с травой – бесплодницей/, в отопечках лягушачьих. Из несуставести ее платье. А глаза – огромные, цветом что мокрец – трава слизью жабьей слювет. Кумоха в отрепьях ходит да беды за собой водит. Кумоха не чистая сила. Потому 18 сентября в древне баньку ввечеру топят. Березовым веничком по согнутым спинам хлещат.а самые древние знали, что от Кумохи обереч по утру надобно словцом верным:

              « … ступай восвояси Кумоха,

              Не гняти осин верха,

              Не опихивай мое нутро, лихорадка,

              Не обшастывай моей быти, лихома!»

                           21 сентября. Рождество богородицы.

     Бабы осень встречали у воды:

     Богородица пречистая, избави от маяты, надсады от души отведи, мое житье – бытье освети!

                           22 сентября. Поднесенья день.

    От новобрачных- круглый пирог  и свату, и родне. Молоды соседий зазывали: « к нашей хлеб – соли милости проси!» чествовали солнце, молили светозарнее – накопить сил и отогнать подступающую к воротам потемь.

                           27 сентября. Воздвижение Крест Господнего.

   В старину на дверной притолке, на воротах амбарных выжигали кресты. Что бы охранять и свой дом, и собранный урожай от бед.

                         30 сентября. Всесветный бабий праздник.

  Полагалось бабе отлакать с утра о себе, о своих родных и близких, что бы после светлой душой за хозяйство приняться, утворяя мир и спокойствие в доме. Вера, Надежда, Любовь и мать их – Софья почитаются в этот день.

                                   ОКТЯБРЬ.

                      3 октября. Астафьев день.

    В этот день праздник мельника. Мельница – строение не чистое, в сговоре с ветром и водой он. Говорили: Со всякой новой мельницы водяной оброк возьмет. 3 октября нес мужик к мельнице подношение.

                     4 октября. День заклинания плодородия.

   По поверию, мог подняться ветер – листовой. Он деревья обножал, мог с бабьего или девичья лица красоту сорвать. Так что бабы ветер заговаривали:

                 «… Ветер – листобой,

                        Ты лети за семь высоких лесов,

                        За семь глубоких морей,

                        Не тронь мово следа

                        С лица – зори…»

   Осиновой веточкой, что была еще ввечеру воткнута у крыльца, баба хлестала наотмошь и бросала горсть зерна: Иди к добрым людям!»

                        6 октября. Оберег уголья печного.

      Печенька, матушка, пособи,

      С бабьей долей поровни!

      Уголь, золу и печинку

      На поле сохрани.

 Пекли наливушку,  были жданы особенно ребятишка. Картошку толкли, сдабривали яйцом и молоком, наливали на ржаную лепешку. А по крам лепешку чуть заворачивали.

                         7 октября. Фекла – заревница.

   Есть такое поверие, что в этот день все, что завяжешь, - не развяжешь, т. е. крепким счастье будет, а свадьба доброй. Зари берут в этот день. Зари – это желания о любви.

                    Бежала девушка к овину и спрашивала:

                    Возьми ржаной калач, и незначь:

                    Мне житье – бытье собирать ли?

                    Суженого ждать ли?

                          11 октября. Харитонов день.

   Молодые тайно проносили ведунье пирог, кринку меда. Чтобы та ненароком свадьбу не расстроила, чтобы не наслала бы на бабье чрево пустоты Харитон- в избе урон.

                          14 октября. Покров.

    В Покров надобно было натопить избу бес дров, т.е. утеплить, ухитить. Девушки на ночь молились: « Батюшка Покров, покрой землю снежком, а мою голову платком».

     Почитался снежок на Покров, как выпавший на счастье, отшатнувший нечистую силу от порога, с которого сойдет запросванная  девушка.

                          15 октября. День Куприна и Устиньи.

     С этого дня очарования просили девушки упасти Устинью, а парни -Куприна.  

                          16 октября. Осенние лихорадка.

    С этого дня ходят по земле осенние лихорадки, шатаются по белу свету, людей мучат. Осенние лихорадки – палиха, огниха, трясовница, желтяница, лихоманка. Живут они в балотах, летают к человеческому жилью. Коль осиновую кору при себе носить, то покружаться возле тебя лихорадки и отпустят. Лютая ненависть у них к осине.

                          17октября. День Ерофея.

   С этого дня лешие продают. Проваливаются лешие, света белого лишаются, руками за корни деревьев цепляются, тянут за собой заблудившегося человека, птицу, лист желтый, за ковригу приняв, тянут в темное царство – государство. Чтобы там не в одиночестве жить. Спасения надо вымаливать у леса- батюшки, у березы- матушки. Леший боится головешки Горящая ветвь для лешего – что плеть. Задобрить лешего – оставив на пне краюшку хлеба с солью и вина.

                         18 октября. Ткет Хартина.

              Горит лучина, ткет Хартина,

              За красна сядет, дм одевает.

        А Берегиня пособляет. В избах на заситках пели бабы:

              Пряла, ткала, девки скала,

              Берегиня пособляла.

       Животворную нить надобно было повязать на левом запястье, от порчи, от сглазу.

                         19 октября. Фома- большая крома.

    На Фому горбушка хлеба тому, что здоровьем слаб.

                          21 октября. Починки.

    Трифон и Пелагея шубу да рукавицы с полатей достают. Худо, коли зима врасплох застанет,  шапка с ног упадет.

                                 26 октября. Банное обиходье.

   Выгоняли из больных падучую. Но полке протопленной бани прели настой из целебных трав.

                             29 октября. Солнечная шерба – нами люба.

       Из сундуков, из пестрей зимние одежды на добрый утренний морозец выносят. Солнечный свет хоть недолог, а в этот день нам дорог. Солнечный свет морозцем прихвачен, добр и целебен.

                                     НОЯБРЬ.

                         4 ноября. Казанская.

  Было поверье: когда девушка думала, что лицом не вышла, потому и не люба, старалась она на Казанскую раным – рано встать. Бежала она к роще. Искала лист, что на березе низехонько висел, в иней был обернут. И схож он был в это утро с серебренным зеркальцем. В такой лист если глянуть, то вся неказистость с лица спадает. Ведь. Вера через потьма пробивает.

                      6 ноября. Почитание Красной горки.

   Вопили бабоньки, припав к земле, о родных своих ушедших. Плачет божий свет. И ты утишь свою поступь, не греми словами – то.

                       8 ноября. Дедовская неделя.

   Вселенская родительская суббота, поминание усопших издревле овеяны печалью и светом чистой памяти. Наши предки оставляли хлеб, соль, миску с варевом, лепешки, блины. Был в обычаи обряд « радорвания». Будто бы души ушедших от нас родных были рядом, садились за стол отужинать. Им становилось легче, если наблюдали в дом достаток и любовь.

                        10 ноября. Параскева – пятница.

    Заступница бабьей доли. К этому дню давали обет. Обещание выполнить какую - то работу во имя вызволения близкого человека, на исполнение заветных дум. Утром на Параскову- пятницу несли готовую работу святить в церковью.

                        14 ноября. Кузьминки.

    Почитались святые Кузьмин и Демьян на Руси, как покровители семейного очага, мастера и труженики. Осенние Кузьминки были разгаром свадеб на Руси, и девушки страстно задумывали на любовь, на то, чтобы святые « сравняли их – праздник – с ранними». В это утро девушки заклинали о женихах, просили с крыльца: «Кузьма – Демьян, иди жить к нам!»

                            17 ноября. Ерема – сиди дома

      В этот день из – под порогу крутит, мутит, беспутит. И не огня, ни уголья из дому не дают, счастье пытать не идут.

                      18 ноября. День Галактиона.

  Время сумеречное. Катится, мол, по белу свету чье – то призрачное счастье, подставить кольцу обручальному.

                      21 ноября. Михайлов день.

   Кто силу нечистую на небесах сокрушил, со святых путей согнал: Михаил Архангел. Угасло солнце, и скопище нечистой силы, а за ними  болезни потащились к человеческому жилью. Тут к батюшке домовому на поклон пойти. Не даст батюшка домовой животинушку погубить, за малыми детками приглядит. Просили у домового заступничества, потчевали кашей на масле коровьем, отрезали краюху хлеба.

Декабрь.

2 декабря. Авдей-радотель.

Метель дорогу перенимает, в щели земные, в трещины лихие болезни загоняет.

6 декабря. День памяти Св. Александра Невского.

Заповедовал хранить отчую землю великий Александр. Это он сказал: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».

7 декабря. Екатерина – санница.

Гулянья приходились на этот день. Говаривали, и такое бывало, что девица или парень ходили к ведунье, чтобы та сани заговаривала на заветное имя. Верили, когда любимый сядет на эти сани, с горы скатится, то скатится с его души тяга из-за которой сердце не чуяло, не откликалось на любовь. Катили и хлеб по белой скатерти. Это уже девушки. С одной стороны клали ржаной колос, с другой - платок или рукавицу любимого. И говорили:

Катись, катись по бел скатерти,

Как по снеговой замяти.

Катись к (имя), чтобы его сердце

Держало надобно обо мне.

11 декабря. День птицы сойки.

Птица сойка – о девяти зеркальцах её крылья. Надобно было почесть чудесную птицу, а коли она позовет в этот день: к окну или крыльцу прилетит и станет кричать – то предвестие: следовать за ней. Открывает мол птица сойка грядущее, хлопочет о счастье твоем.

13 декабря. Андрей Первозданный.

Обережная трава – андреева трава, терпка, горька. В венок свитая приворотная, от лукавого она. По народному поверью, коль к милому собиралась идти любви пытать, андрееву траву надо при себе держать.

16 декабря. Иван – молчанник.

Иван молчит, добрая молва дело растит.

19 декабря. Николин день.

Пирогами встречали день Николы и зимушку не забывали – потчевали. Потому и говаривали – первые морозы – Никольские.

20 декабря. День Амвросия.

Амвросий у Николы погостил, девкам в души веру заронил: не за горами вечера святые, встречи тайные, нежданные. С особым усердием принимались девицы за шитье, ведь покрасоваться на святках всякой охота.

21 декабря. Анфиса – рукодельница.

В эти дни  и вечера отговаривали деву –красу от порч. Нить шелчину вокруг запястья надобно обвить, чтобы не уколола пальцев девка, чтобы зевоты – икоты к ней не пристали.

24 декабря. Ведьмины посиделки.

Зажигали лампадку, как бы прибавляя впотьмах доброго света и прося солнце сойти на землю, встряхнуть, отогнать нечистые силы.

26 декабря. Ведьмины посиделки.

По народному поверью на метлах ведьмы летают, солнце замести хотят. Поднимают вихри. Потому голик, что прежде на крыльце лежал, в  сени заносят.

31 декабря. Новолетью пора.

Жгли костры за деревней. Водили круги. Лепили 3-х снежных баб и бросали их в огонь. Чтобы от околицы потемь отступала, за старым  годом поворотила.

Декабрь старый год кончает, новому дорожку новым счастьем стелет

Ресурсное обеспечение

 

1.Географическая карта России;

2.Государственные символы России:  герб, флаг, гимн; герб, флаг  города Лангепас; герб, флаг ХМАО 

5.Мулитимедийные презентации: «Календарные песни», «В гостях у деда Краеведа», «Рождество», «Русские народные костюмы»;

6.Папка «Все профессии важны»;

7.Дидактические игры: «Русские узоры», «С какого дерева лист», «Угадай сказку» и др.

8. Русские народные детские музыкальные инструменты;

9. Театры – кукольный, настольный, пальчиковый;

10. Музыкальный центр, видеопроектор, телевизор, DVD;

11. Аудиокассеты: «Песни о Родине», «Русские народные песни»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный календарь

Памятные даты для школы...

Школьный календарь

Презентация воспитательной деятельности школы в течении года. Данная презентация идет под песню "Лучшая из школ" (бедет размещена в аудиозаписях)....

Литературный календарь

Этот календарь может быть  элементом оформления кабинета по литературе....

сценарий заочного путешествия по народному календарю "Примечай будни, а праздники сами придут"

Сценарий разработан для проведения праздника «Примечай будни, а праздники сами придут» с воспитанниками творческих объединений МОУ ДОД «Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области»....

Беседа "Народный календарь в январе: Рождество, Святки" для детей 6 класса коррекционной школы VIII вида.

Методический материал для детей коррекционной шкоолы 8 вида. Дети познакомятся с историей возникновения праздника Рождества, Святками, колядками. А также узнают, какие существуют приметы о погоде в Ро...

Лирический календарь природы И.А.Бунина

Мастер-класс по лирике И.А.Бунина...