Рабочая программа "Поиграй-ка"
рабочая программа на тему

Абакумова Елена Ивановна

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «Поиграй-ка» Физкультурно-спортивной направленности для детей 6 - 8лет срок реализации 1год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poigray-ka.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества Льговского района»  

Рассмотрено:                                                          Утверждено

на методическом совете                                        и введено в действие

протокол №______                                                 приказом №______

от _________20___г                                                  от _________20___г

                                                                                 Директор _________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 «Поиграй-ка»

Физкультурно-спортивной направленности

для детей 6 - 8лет

срок реализации 1год

Составил:

педагог дополнительного

образования детей

Абакумова Елена Ивановна

2015 г.

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с

- законом Российской Федерации "Об образовании",

-Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей,

-Уставом муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Дом детского творчества" Льговского района Курской области,

- письмом Министерства образования и науки от 11.12.2006 №06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей."

 

  Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.  

Новизна программы

Новизна программы заключается в том, что она, в отличие от других подобных программ, предусматривает более обширное изучение подвижных  и народных игр.  Влияние на своевременное формирование двигательных умений и навыков и стимулирование развития основных физических качеств младших школьников (силы, быстроты, ловкости, выносливости, равновесия и координации движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность

В основе программы - подготовка,  включающая в себя  разнообразные специально подобранных подвижных и спортивных игр, эстафет. 

Оздоровительное значение подвижных игр

 Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела, игры. 

Актуальность и педагогическая целесообразность

Стратегия тренировочных нагрузок при многолетней подготовке учащихся предполагает определённое соотношение средств общей и специальной физической подготовки. Данные многих научных исследований свидетельствуют о том, что путь замены средств общей физической подготовки специальными упражнениями не является достаточно эффективным

Так, олимпийский чемпион Ю.Власов писал: «…нельзя замыкаться в узкоспециализированных тренировках. Мы, например, с моим тренером много работали на гимнастических снарядах; пожалуй, первые ввели кроссы. И вот эта общефизическая выносливость дала мне специальную выносливость».

Только на основе всестороннего развития и укрепления организма, на основе повышения его функциональных сил создаётся возможность для достижения наивысших уровней адаптационных сдвигов, обеспечивается органическая связь между общей и специальной подготовкой.

При раннем занятии ребенок быстро достигает определённого результата, но из-за одностороннего развития и недостаточности базовой общефизической подготовки дальнейший рост результатов прекращается и необходимы максимальные и сверхмаксимальные нагрузки для их повышения.

При разносторонней подготовке результаты растут несколько медленнее, но зато в дальнейшем у детей имеется фундамент для их улучшения, есть возможность варьирования нагрузки в избранном

В программе делается упор именно на развитие двигательной активности детей. Подготовка способствует гармоничному развитию организма, укреплению здоровья, спортивному долголетию.

       Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса  обучения преемственность в решении задач укрепления здоровья и гармонического развития детей воспитания их морально-волевых качеств и стойкого интереса к занятиям, трудолюбия в овладении правилами игр развития физических качеств, создание предпосылок для достижения высоких спортивных результатов. В нашей школе нет бассейна, спортивный зал часто занят, поэтому программа «Поиграйка» спортивно-оздоровительного направления лучше подходит к нашим условиям. Занятия можно проводить на улице.

Программа направлена на:

·        Создание условий для укрепления здоровья и разностороннего развития детей.

·        Обогащение двигательного опыта учащихся посредством усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми упражнениями повышенной сложность.   Достижение более высокого уровня функциональных возможностей всех систем организма, повышение его адаптивных свойств.

·        Формирование у учащихся устойчивой потребности в занятиях физической культурой и спортом, воспитание нравственных и волевых качеств.

 

Целью программы является создание условий для достижениядетьми должного физического развития посредством педагогически целесообразного применения разнообразных специально подобранных подвижных и спортивных игр, эстафет.    

 Задачи:

1.     укрепление здоровья учащихся, содействие их разносторонней физической подготовленности;

2.     укрепление опорно-двигательного аппарата;

3.     комплексное развитие таких физических качеств, как быстрота, гибкость, ловкость, координация движений, сила и выносливость

4.     развитие морально-волевых качеств учащихся;

привитие стойкого интереса к занятиям и мотивации к достижению более высокого уровня сформированности культуры здоровья.

5.     создатьдетям условия для полноценной реализации их двигательных потребностей;

6.  формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, способствовать осознанному выбору здорового стиля жизни;

7.  развивать основные физические качества младших школьников (силу, быстроту, ловкость, выносливость, равновесие и координацию движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;

8.  стабилизировать эмоции, обогатить  детей новыми ощущениями, представлениями, понятиями;

9.  развивать самостоятельность и творческую инициативность младших школьников, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг;

10.                     воспитывать  волевые качества, дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, честность, скромность;

11.                     формировать систему нравственных общечеловеческих ценностей.

 

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

        Действенная  поддержка у младших школьников должного запаса «адаптационной энергии» (Г. Селье) – тех ресурсов, которые помогают противодействовать стрессовым ситуациям, повышают неспецифическую устойчивость организма к воздействию окружающей среды, способствуя снижению заболеваемости;

·        стимуляция процессов роста и развития, что благоприятно сказывается на созревании и детского организма, на его биологической надежности;

·        наличие положительных эмоций, что способствует охране и укреплению психического здоровья.

Морально-волевые качества, которые развиваются в процессе занятий подвижными и спортивными играми.

сила воли - способность преодолевать значительные затруднения.

трудолюбие, настойчивость, терпеливость– это проявление силы воли во времени, на пути к достижению поставленной цели. Такая устремленность, питаемая моральным долгом, интересом и желанием достигнуть цели, главнейшая основа этих качеств.

выдержка и самообладание - это качества, определяющие умение спортсмена владеть собой, позволяющие сохранять психическую устойчивость и хладнокровие перед стартом и в «разгар» битвы на спортивной арене, обеспечивающие правильную реакцию и поведение спортсмена на различные сбивающие внешние факторы.

решительность – это умение в нужный момент принимать обоснованное решение, своевременно проводить его к исполнению.

мужество и смелость –это черты характера, выражающие моральную силу и волевую стойкость человека, храбрость, присутствия духа в опасности, готовность смело и решительно бороться за достижение благородной цели.

уверенность в своих силах – это качество, является основой бойцовского характера.

дисциплинированность – это умение подчинять свои действия требованиям долга, правилам и нормам, принятым в нашем обществе. Это необходимое качество для каждого человека.

самостоятельность и инициативность – это умение спортсмена намечать цели и план действий, самостоятельно принимать и осуществлять решения.

        Возраст детей, участвующих в реализации данной Программы 6-8 лет;

        сроки реализации дополнительной образовательной программы 2015-2016 учебный год, занятия проводятся три раза в неделю по два часа.

        Формы и методы занятий:

игры, упражнения, соревнования, беседы экскурсии, прогулки, индивидуальная, групповая и коллективная деятельность.

В целях контроля над результативностью занятий 2 раза в год проводятся показательные соревнования.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование

разделов и тем

Всего

часов

Количество часов

теоретические

практические

1.

Раздел 1. Народные игры.

54

12

42

2

Раздел 2. Игры на развитие психических процессов.

48

10

38

3

Раздел 3.Подвижные игры.

48

10

38

4

Раздел 4.  Настольные игры.

30

5

25

5

Раздел 5. Спортивные игры.

36

6

30

Итого:

216

43

183

Календарно-тематический план

п/п

Наименование

разделов и тем

Кол-во

часов

Дата

план

факт

1.

Раздел 1.  Народные игры.

54

1.1.

Русская народная игра «У медведя во бору».

6

1.2.

Русская народная игра «Гуси-Гуси».

6

1.3

Белорусская народная игра «Филин и пташка».

6

1.4

  Русская народная игра «Горелки».

6

1.5

  Украинская народная игра «Кошки мышки».

6

1.6

  Молдавская народная игра «Блуждающий

мяч».

6

1.7

  Русская народная игра «Зарница».

6

1.8

Народные игры по выбору детей.

12

2.

Раздел 2.Игры на развитие психических процессов.

48

2.1.

 Игры на развитие восприятия.«Выложи сам»,  «Магазин ковров»,  «Волшебная палитра».

8

2.2

  Упражнения и игры на внимание. «Ищи безостановочно»,  «Заметь всё»,  «Запомни порядок».

8

2.3

   Игры на развитие памяти.«Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник».

8

2.4

   Игры на развитие воображения.«Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай».

8

2.5

  Игры на развитие мышления и речи.«Ну-ка, отгадай»,  «Определим игрушку».

8

2.6

Игры на коррекцию эмоциональной сферы

ребёнка.«Баба Яга»,  «Три характера».

8

3

Раздел 3.Подвижные игры

48

3.1

   Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками».

4

3.2

 Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз»

4

3.3

   Игра с мячом «Охотники и утки».

  Весёлые старты с мячом.

4

3.4

  Игра «Волк во рву»

  Весёлые старты со скакалкой

4

3.5

Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки»

2

3.6

Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель»

4

3.7

Игра «Белки, волки, лисы».

2

3.8

  Игра «Совушка».

4

3.9

 Игра «Удочка»

2

3.10

Игра «Перемена мест»

4

3.11

  Игра «Салки с мячом».

2

3.12

  Игра «Прыгай через ров»

4

3.13

  Игра «Ждут нас быстрые ракеты»

4

3.14

  Игра «Каменные цепи».

4

4

Раздел 4.  Настольные игры.

30

4.1

Шашки. История и правила игры.

6

4.2

Шахматы. Историческая справка и

правила игры

6

4.3

Русское лото.

12

4.4

Домино.

6

5

Раздел 5. Спортивные игры.

36

5.1

Футбол. Правила игры, игра.

9

5.2

Баскетбол.Правила игры, игра.

6

5.3

Волейбол.Правила игры, игра.

6

5.4

Спортивный праздник.

3

5.5

Прогулки и экскурсии.

12

Итого:

216

        Содержание изучаемого курса

Программа направлена на создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личностиребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур; укрепление психического и физического здоровья обучающихся.

 Программа представлена пятью блоками:  народные игры, игры на развитие психических процессов, подвижные игры, настольные игры, спортивные игры.

  В процессе занятий дети разучат игровые правила различных народных игр. Будет проведена отработка игровых приёмов.

   Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры.

Игры на развитие психических процессов. Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам»,  «Магазин ковров»,  «Волшебная палитра».

  Упражнение «Ладонь – кулак», игры  «Ищи безостановочно»,  «Заметь всё»,  «Запомни порядок».  Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник».  «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай».

 «Ну-ка, отгадай»,  «определим игрушку».Игры «Баба Яга»,  «Три характера».

Подвижные игры включают изучение  правила игры. Строевые упражнения; перестроение.   Комплекс утренней гигиенической гимнастики.  Комплекс ОРУ с мячом.строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два.  Гимнастические упражнения. Эстафеты. Игры с мячом: ловля, бросок, передача.  Комплекс ОРУ со скакалкой. Катание на лыжах. Метание снежков в цель. Игры со скакалкой, мячом.  Совершенствование координации движений.

Дети научатся:

      играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;

дети узнают:

        о способах и особенностях движение и передвижений человека;

        о системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений,  

          о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

        об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах      использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;

        о причинах травматизма  и правилах его предупреждения;

 дети будут уметь:

        составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;

        организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;

        уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

1.Спортивный зал,

2.Набор спортивного инвентаря:

мячи, скакалки, кегли ,обручи, гимнастические палки, маты.

3.Спортивная площадка для игр на воздухе.

4.Наборы настольных игр.

5.Музыкальный центр и диски с музыкой.        

Список литературы

Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия».

Г.П. Болонов «Физкультура в начальной школе» методическое пособие – Творческий центр СФЕРА Москва 2005

И. П. Дайлидене «Поиграем, малыш!» книга для работников дошкольных учреждений и родителей. – Москва «Просвещение» 1992

Журнал «Начальная школа» за 2008 год №4 Н.Н. Макаринова. Народные игры на уроках физической культуры

Журнал «Начальная школа» за 2008 год №9 В.В. Лаврентьев. Подвижные игры

Журнал «Начальная школа» за 2010 год №8 Д.А. Антуфьев, С.Л. Антуфьева. Эмоциональная зарядка на весь день


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...