Рабочая программа "Поиграй-ка"
рабочая программа на тему
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Поиграй-ка» Физкультурно-спортивной направленности для детей 6 - 8лет срок реализации 1год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poigray-ka.docx | 30.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества Льговского района»
Рассмотрено: Утверждено
на методическом совете и введено в действие
протокол №______ приказом №______
от _________20___г от _________20___г
Директор _________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Поиграй-ка»
Физкультурно-спортивной направленности
для детей 6 - 8лет
срок реализации 1год
Составил:
педагог дополнительного
образования детей
Абакумова Елена Ивановна
2015 г.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с
- законом Российской Федерации "Об образовании",
-Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей,
-Уставом муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Дом детского творчества" Льговского района Курской области,
- письмом Министерства образования и науки от 11.12.2006 №06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей."
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что она, в отличие от других подобных программ, предусматривает более обширное изучение подвижных и народных игр. Влияние на своевременное формирование двигательных умений и навыков и стимулирование развития основных физических качеств младших школьников (силы, быстроты, ловкости, выносливости, равновесия и координации движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность
В основе программы - подготовка, включающая в себя разнообразные специально подобранных подвижных и спортивных игр, эстафет.
Оздоровительное значение подвижных игр
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела, игры.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Стратегия тренировочных нагрузок при многолетней подготовке учащихся предполагает определённое соотношение средств общей и специальной физической подготовки. Данные многих научных исследований свидетельствуют о том, что путь замены средств общей физической подготовки специальными упражнениями не является достаточно эффективным
Так, олимпийский чемпион Ю.Власов писал: «…нельзя замыкаться в узкоспециализированных тренировках. Мы, например, с моим тренером много работали на гимнастических снарядах; пожалуй, первые ввели кроссы. И вот эта общефизическая выносливость дала мне специальную выносливость».
Только на основе всестороннего развития и укрепления организма, на основе повышения его функциональных сил создаётся возможность для достижения наивысших уровней адаптационных сдвигов, обеспечивается органическая связь между общей и специальной подготовкой.
При раннем занятии ребенок быстро достигает определённого результата, но из-за одностороннего развития и недостаточности базовой общефизической подготовки дальнейший рост результатов прекращается и необходимы максимальные и сверхмаксимальные нагрузки для их повышения.
При разносторонней подготовке результаты растут несколько медленнее, но зато в дальнейшем у детей имеется фундамент для их улучшения, есть возможность варьирования нагрузки в избранном
В программе делается упор именно на развитие двигательной активности детей. Подготовка способствует гармоничному развитию организма, укреплению здоровья, спортивному долголетию.
Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса обучения преемственность в решении задач укрепления здоровья и гармонического развития детей воспитания их морально-волевых качеств и стойкого интереса к занятиям, трудолюбия в овладении правилами игр развития физических качеств, создание предпосылок для достижения высоких спортивных результатов. В нашей школе нет бассейна, спортивный зал часто занят, поэтому программа «Поиграйка» спортивно-оздоровительного направления лучше подходит к нашим условиям. Занятия можно проводить на улице.
Программа направлена на:
· Создание условий для укрепления здоровья и разностороннего развития детей.
· Обогащение двигательного опыта учащихся посредством усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми упражнениями повышенной сложность. Достижение более высокого уровня функциональных возможностей всех систем организма, повышение его адаптивных свойств.
· Формирование у учащихся устойчивой потребности в занятиях физической культурой и спортом, воспитание нравственных и волевых качеств.
Целью программы является создание условий для достижениядетьми должного физического развития посредством педагогически целесообразного применения разнообразных специально подобранных подвижных и спортивных игр, эстафет.
Задачи:
1. укрепление здоровья учащихся, содействие их разносторонней физической подготовленности;
2. укрепление опорно-двигательного аппарата;
3. комплексное развитие таких физических качеств, как быстрота, гибкость, ловкость, координация движений, сила и выносливость
4. развитие морально-волевых качеств учащихся;
привитие стойкого интереса к занятиям и мотивации к достижению более высокого уровня сформированности культуры здоровья.
5. создатьдетям условия для полноценной реализации их двигательных потребностей;
6. формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, способствовать осознанному выбору здорового стиля жизни;
7. развивать основные физические качества младших школьников (силу, быстроту, ловкость, выносливость, равновесие и координацию движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;
8. стабилизировать эмоции, обогатить детей новыми ощущениями, представлениями, понятиями;
9. развивать самостоятельность и творческую инициативность младших школьников, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг;
10. воспитывать волевые качества, дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, честность, скромность;
11. формировать систему нравственных общечеловеческих ценностей.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Действенная поддержка у младших школьников должного запаса «адаптационной энергии» (Г. Селье) – тех ресурсов, которые помогают противодействовать стрессовым ситуациям, повышают неспецифическую устойчивость организма к воздействию окружающей среды, способствуя снижению заболеваемости;
· стимуляция процессов роста и развития, что благоприятно сказывается на созревании и детского организма, на его биологической надежности;
· наличие положительных эмоций, что способствует охране и укреплению психического здоровья.
Морально-волевые качества, которые развиваются в процессе занятий подвижными и спортивными играми.
сила воли - способность преодолевать значительные затруднения.
трудолюбие, настойчивость, терпеливость– это проявление силы воли во времени, на пути к достижению поставленной цели. Такая устремленность, питаемая моральным долгом, интересом и желанием достигнуть цели, главнейшая основа этих качеств.
выдержка и самообладание - это качества, определяющие умение спортсмена владеть собой, позволяющие сохранять психическую устойчивость и хладнокровие перед стартом и в «разгар» битвы на спортивной арене, обеспечивающие правильную реакцию и поведение спортсмена на различные сбивающие внешние факторы.
решительность – это умение в нужный момент принимать обоснованное решение, своевременно проводить его к исполнению.
мужество и смелость –это черты характера, выражающие моральную силу и волевую стойкость человека, храбрость, присутствия духа в опасности, готовность смело и решительно бороться за достижение благородной цели.
уверенность в своих силах – это качество, является основой бойцовского характера.
дисциплинированность – это умение подчинять свои действия требованиям долга, правилам и нормам, принятым в нашем обществе. Это необходимое качество для каждого человека.
самостоятельность и инициативность – это умение спортсмена намечать цели и план действий, самостоятельно принимать и осуществлять решения.
Возраст детей, участвующих в реализации данной Программы 6-8 лет;
сроки реализации дополнительной образовательной программы 2015-2016 учебный год, занятия проводятся три раза в неделю по два часа.
Формы и методы занятий:
игры, упражнения, соревнования, беседы экскурсии, прогулки, индивидуальная, групповая и коллективная деятельность.
В целях контроля над результативностью занятий 2 раза в год проводятся показательные соревнования.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теоретические | практические | |||
1. | Раздел 1. Народные игры. | 54 | 12 | 42 |
2 | Раздел 2. Игры на развитие психических процессов. | 48 | 10 | 38 |
3 | Раздел 3.Подвижные игры. | 48 | 10 | 38 |
4 | Раздел 4. Настольные игры. | 30 | 5 | 25 |
5 | Раздел 5. Спортивные игры. | 36 | 6 | 30 |
Итого: | 216 | 43 | 183 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
1. | Раздел 1. Народные игры. | 54 | ||
1.1. | Русская народная игра «У медведя во бору». | 6 | ||
1.2. | Русская народная игра «Гуси-Гуси». | 6 | ||
1.3 | Белорусская народная игра «Филин и пташка». | 6 | ||
1.4 | Русская народная игра «Горелки». | 6 | ||
1.5 | Украинская народная игра «Кошки мышки». | 6 | ||
1.6 | Молдавская народная игра «Блуждающий мяч». | 6 | ||
1.7 | Русская народная игра «Зарница». | 6 | ||
1.8 | Народные игры по выбору детей. | 12 | ||
2. | Раздел 2.Игры на развитие психических процессов. | 48 | ||
2.1. | Игры на развитие восприятия.«Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра». | 8 | ||
2.2 | Упражнения и игры на внимание. «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок». | 8 | ||
2.3 | Игры на развитие памяти.«Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник». | 8 | ||
2.4 | Игры на развитие воображения.«Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай». | 8 | ||
2.5 | Игры на развитие мышления и речи.«Ну-ка, отгадай», «Определим игрушку». | 8 | ||
2.6 | Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка.«Баба Яга», «Три характера». | 8 | ||
3 | Раздел 3.Подвижные игры | 48 | ||
3.1 | Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками». | 4 | ||
3.2 | Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз» | 4 | ||
3.3 | Игра с мячом «Охотники и утки». Весёлые старты с мячом. | 4 | ||
3.4 | Игра «Волк во рву» Весёлые старты со скакалкой | 4 | ||
3.5 | Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки» | 2 | ||
3.6 | Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель» | 4 | ||
3.7 | Игра «Белки, волки, лисы». | 2 | ||
3.8 | Игра «Совушка». | 4 | ||
3.9 | Игра «Удочка» | 2 | ||
3.10 | Игра «Перемена мест» | 4 | ||
3.11 | Игра «Салки с мячом». | 2 | ||
3.12 | Игра «Прыгай через ров» | 4 | ||
3.13 | Игра «Ждут нас быстрые ракеты» | 4 | ||
3.14 | Игра «Каменные цепи». | 4 | ||
4 | Раздел 4. Настольные игры. | 30 | ||
4.1 | Шашки. История и правила игры. | 6 | ||
4.2 | Шахматы. Историческая справка и правила игры | 6 | ||
4.3 | Русское лото. | 12 | ||
4.4 | Домино. | 6 | ||
5 | Раздел 5. Спортивные игры. | 36 | ||
5.1 | Футбол. Правила игры, игра. | 9 | ||
5.2 | Баскетбол.Правила игры, игра. | 6 | ||
5.3 | Волейбол.Правила игры, игра. | 6 | ||
5.4 | Спортивный праздник. | 3 | ||
5.5 | Прогулки и экскурсии. | 12 | ||
Итого: | 216 |
Содержание изучаемого курса
Программа направлена на создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личностиребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур; укрепление психического и физического здоровья обучающихся.
Программа представлена пятью блоками: народные игры, игры на развитие психических процессов, подвижные игры, настольные игры, спортивные игры.
В процессе занятий дети разучат игровые правила различных народных игр. Будет проведена отработка игровых приёмов.
Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры.
Игры на развитие психических процессов. Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра».
Упражнение «Ладонь – кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок». Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник». «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай».
«Ну-ка, отгадай», «определим игрушку».Игры «Баба Яга», «Три характера».
Подвижные игры включают изучение правила игры. Строевые упражнения; перестроение. Комплекс утренней гигиенической гимнастики. Комплекс ОРУ с мячом.строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два. Гимнастические упражнения. Эстафеты. Игры с мячом: ловля, бросок, передача. Комплекс ОРУ со скакалкой. Катание на лыжах. Метание снежков в цель. Игры со скакалкой, мячом. Совершенствование координации движений.
Дети научатся:
играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;
дети узнают:
о способах и особенностях движение и передвижений человека;
о системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений,
о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
о причинах травматизма и правилах его предупреждения;
дети будут уметь:
составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
1.Спортивный зал,
2.Набор спортивного инвентаря:
мячи, скакалки, кегли ,обручи, гимнастические палки, маты.
3.Спортивная площадка для игр на воздухе.
4.Наборы настольных игр.
5.Музыкальный центр и диски с музыкой.
Список литературы
Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия».
Г.П. Болонов «Физкультура в начальной школе» методическое пособие – Творческий центр СФЕРА Москва 2005
И. П. Дайлидене «Поиграем, малыш!» книга для работников дошкольных учреждений и родителей. – Москва «Просвещение» 1992
Журнал «Начальная школа» за 2008 год №4 Н.Н. Макаринова. Народные игры на уроках физической культуры
Журнал «Начальная школа» за 2008 год №9 В.В. Лаврентьев. Подвижные игры
Журнал «Начальная школа» за 2010 год №8 Д.А. Антуфьев, С.Л. Антуфьева. Эмоциональная зарядка на весь день
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...