«Варианты использования фотографий природных объектов»
методическая разработка (8 класс) на тему
Данная методическая разработка подготовлена в рамках реализации опытно-экспериментальной работы и, являясь мобильной и независимой от источника электроэнергии, может быть использована по предварительному согласованию на базе любого образовательного учреждения - партнёра ДДТ «Павловский».
Цель: раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы образовательной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nabor_fotografiy_prirodnyh_obektov_mnogofunktsionalnyy.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
Дополнительного Образования Детей
Дом Детского Творчества «Павловский»
Пушкинского района Санкт-Петербург
Методическая разработка
«Варианты использования фотографий природных объектов»
Киреева Елена Александровна,
Педагог дополнительного образования
Санкт - Петербург
2015
Данное пособие разработано в рамках реализации ОЭР и, являясь мобильным и независимым от источника электроэнергии, может быть использовано по предварительному согласованию на базе любого ОУ - партнёра ДДТ «Павловский».
Цель: раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы образовательной программы.
Пособие представляет собой набор фотографий природных объектов с описанием практических заданий и упражнений, способствующих достижению современных целей образования.
Отличительной особенностью предлагаемых практических заданий и упражнений является независимость их от ТСО, возможность использования в походных и экспедиционных условиях. Педагогическая целесообразность – переключение внимания подрастающего поколения с мира виртуального, зависимого от гаджетов, на мир реальный, «подножный». Новизна методической разработки – «многофункциональность» раздаточного материала (фотографий).
Разработанное пособие основывается на собственном опыте проведения интерактивных занятий эколого-биологической направленности.
Продукция адресована педагогу дополнительного образования, школьному учителю, воспитателю ДОУ, заинтересованному в распространении знаний по окружающему миру и просвещению в области окружающей среды.
Целевая группа: дошкольники, школьники 1-11 классов.
Пособие поможет решению следующих проблем организации образовательного процесса:
а) стимулирование познавательного интереса обучающихся;
б) развитие интереса обучающихся к природным объектам и к взаимосвязям и взаимозависимостям их друг от друга;
в) формирование умения работать в группе.
Оборудование, необходимое для проведения занятий:
Набор фотографий.
Катушка с тонкими, легко рвущимися нитками (для упражнения №4).
Варианты организации образовательной творческой деятельности воспитанников с использованием вышеозначенных фотографий.
- Знакомство с природными объектами, живая и неживая природа, растения и животные, классификация.
Изучается изображение на каждой фотографии, называется объект, даётся его характеристика, отличительные признаки, место в системе природы. Обучающиеся получают фотографии на руки, и им предлагается сформировать группы: живая и неживая природа, типы неживой природы, животные и растения, беспозвоночные и позвоночные, и прочее и объяснить свои выбор.
- Совет живых существ. Предпочтительно проводить на природе.
Обучающимся раздаются фотографии. Необходимо, чтобы каждый чётко знал, какой природный объект ему достался, каковы его признаки, особенности жизненного цикла (для живой природы), потребности, возможное негативное и позитивное антропогенное воздействие. Каждый участник старается представить себя тем, что или кто изображён на доставшейся ему фотографии. Проникнуться его проблемами, заботами, тревогами. Подумать о том, как его коснулись экологические бедствия, какой ущерб они нанесли ему. Попробуйте думать от его имени, что бы вы хотели посоветовать людям, выступая от имени своего персонажа.
Чтобы лучше узнать друг друга, участники по очереди представляются: "Я Берёза и говорю от имени высоких деревьев", "Я Туча и говорю от имени небесных облаков", "Я Дельфин и говорю от имени народа дельфинов", "Я Лиса и говорю от имени всех лис" и так все по очереди. Краткое приветствие каждого позволяет узнать, кто пришёл сегодня на Совет.
Когда все представились, представители природы начинают высказываться относительно происходящего на планете в последнее время. Например. "Как Туча я хотела бы сказать Совету, что в последние десятилетия с земли поднимается в облака не только чистый пар. Потоки грязного воздуха устремляются ввысь и смешиваются со мной. Поэтому я больше не могу дарить земле чистые потоки живительной влаги. Теперь я плачу ядовитыми кислотными дождями, прошу простить меня за это. Прошу найти того, кто пачкает мои чистые пары грязными выбросами дыма. Пусть он предстанет на Совете и ответит, почему я, Туча, должна поливать всё живое отравленной водой?" Эстафету подхватывает следующий желающий высказаться.
После этого Совет завершается. Участники усаживаются и несколько минут сидят в тишине, переживая в душе увиденное и услышанное. Можно поблагодарить своего персонажа «за предоставленную возможность увидеть мир его глазами».
Надо постараться сохранить в себе ту сущность, которую представляли на Совете. Тогда вернувшись в мир людей, мы будем стараться повлиять на свои действия и действия окружающих, чтобы остановить разрушение мира. Можно поделиться друг с другом своими впечатлениями.
Совет помогает людям ощутить себя частичкой природы, взять часть ответственности за негативную экологическую обстановку на себя.
- Кто я?
На спину играющим прикрепляются фотографии природных объектов. Владелец фотографии, задавая окружающим вопросы, на которые можно получить ответ «да» или «нет», должен определить, кто «поселился» у него на спине.
- Невидимые нити.
Участникам раздают фотографии, которые они закрепляют на своём теле так, чтобы природные объекты были всем видны. Один из участников, например, с фотографией водоплавающей птицы, берёт в руки катушку с нитками, накручивает конец нитки себе на палец и говорит «Я хочу «дружить» с водой». И передаёт катушку, предварительно отмотав такой длины нить, чтобы достать до «воды», участнику с фотографией воды. «Вода», допустим, говорит «Я дружу с тучей». Наматывает нить себе на палец и передаёт катушку «туче». Так, передавая катушку от участника к участнику, предварительно намотав часть нити себе на палец, все участники оказываются объединёнными единой «паутиной». Эта «паутина» символизирует многочисленные невидимые взаимосвязи в природе. Вроде бы, нить крепко всех нас связывает…. Но стоит натянуть её посильнее, и она рвется. Система разваливается. Так же и в окружающем мире. Мы все «связаны» невидимыми нитями. Но если где-то связь нарушается, то это отражается на всех.
Ожидаемые результаты от использования предложенной методической продукции:
- развитие интереса к окружающему миру живой и неживой природы,
- проявление активности каждого обучающегося и приобретение навыков коллективной работы,
- приобретение навыков ассоциативного и аналитического мышления,
- раскрытие внутреннего («духовного») мира обучающихся.
Литература в дополнении к занятиям:
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. - Москва. Мир.- 1990. 1,2,3 том
- Левитин М.Г., Левитина Т.П. Биология.- СПб.: Паритет. 2000. 1, 2 том.
- Алексеев С.В. Экология. - СПб.: СМИО Пресс, 1999.
- Константинов В.М. и др. Зоология позвоночных. Учебник для студ. биол. фак. пед. ВУЗов. –М.: издательский центр «Академия», 2000. – 496 с.
- Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. Издание второе, исправленное и дополненное – СПб.: «Специальная литература», 1997. – 258 с.: илл.
Номинация «Экополис – вектор в будущее»
Варианты использования фотографий природных объектов
(наглядный дидактический материал)
Киреева Елена Александровна
Пособие представляет собой набор фотографий природных объектов с описанием практических заданий и упражнений, способствующих достижению следующих результатов:
- развитие интереса к окружающему миру живой и неживой природы,
- проявление активности каждого обучающегося и приобретение навыков коллективной работы,
- приобретение навыков ассоциативного и аналитического мышления,
- раскрытие внутреннего («духовного») мира обучающихся
Разработано в рамках реализации ОЭР и, являясь мобильным и независимым от источника электроэнергии, может быть использовано по предварительному согласованию на базе любого ОУ - партнёра ДДТ «Павловский».
Основано на собственном опыте проведения интерактивных занятий эколого-биологической направленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природный объект Альметьевского района
В настоящее время проблема охраны памятников науки, техники и природы усложнилась, т. к. увеличилось влияние факторов и кол-во самих факторов, могущих разрушить или причинить ущерб этим памятникам. В ...
«УНИКАЛЬНЫЙ ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ РОДНОГО КРАЯ – ОЗЕРО СВЯТОЕ»
Творческий информационно-поисковый проект «Уникальный природные объекты родного края – озеро Святое»Тип проекта: творческий, информационно-поисковый.Участники: учащиеся 6−8 классов.Учебные предметы: ...
Уникальные природные объекты - озеро Святое Брянской области, Погарского района. Презентация
Уникальные природные объекты - озеро Святое. Презентация...
Экскурсия по уникальным природным объектам Рамешковского района
В презентации представлены памятники природы Рамешковского района Тверской области. Материал может быть использован на уроках краеведения и классных часах в среднем звене....
Урок развития речи "Сочинение - описание состояния природного объекта".
Интегрированный урок развития речи для 6 класса....
Мотивация учебной деятельности использованием фотографий реальных объектов
Материал разработан в рамках курсовой работы на курсах повышения квалификации в АППО (2010 г.) на кафедре физики.Содержит авторские дидактические материалы для изучения на уроках физики (7-11 классы) ...
Статья "Организация исследовательской деятельности учащихся при использовании природных объектов Николо- Березовского поселения".
Систематическая научно-исследовательская работа – один из путей творческого восприятия современных наук. Исследовательская деятельность позволяет учащимся выйти в культурно...