Рвбота в ансамбле
учебно-методический материал (5 класс) на тему
Исполнение музыкального произведения для 2-х флейт и фортепиано. Создание учащимися и концертмейстером единого художественного образа музыкального произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_ansambl.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятия.
Дата: 21марта 2011г.
Коллектив: класс флейты
Учащиеся: Лебедев Владимир, Кожухова Ксения
Год обучения: 4-й, 5-й
Возраст: 11 лет,17 лет
Продолжительность занятия: 45мин
Педагог: Маякова Татьяна Ивановна
Концертмейстер: Дубровская Татьяна Владимировна
Тема занятия: работа в ансамбле
Цель занятия: исполнение музыкального произведения для 2-х флейт и фортепьяно. Создание учащимися и концертмейстером единого художественного образа музыкального произведения
Задачи:
- -продемонстрировать одновременное звучание 2-х инструментов
- - рассказать и показать особенности работы в ансамбле
- - исполнить произведение для 2-х флейт и фортепьяно
Основным условием ансамблевой игры является стройное звучание нескольких инструментов. Степень готовности губного аппарата будет непосредственно влиять на чистоту и яркость звучания инструмента. Участникам ансамбля необходимо одинаково добросовестно разыграться перед тем, как зазвучат два инструмента одновременно. Непривычное звучание 2-х инструментов (флейт) на первом этапе работы в ансамбле создает чувство дискомфорта у исполнителей и мешает сконцентрироваться на исполнении своей партии, особенно если это не основная мелодия, а вспомогательная: так называемая 2-я партия. Постепенно ухо исполнителя привыкает к двухголосному воспроизведению мелодии. Вырабатывается чувство ансамблевого исполнения. Музыкант слышит одновременно свой голос, голос партнера и аккомпанемент.
Работа в ансамбле должна осуществляться в несколько этапов, особенно, если обучающиеся только начинают играть произведения для нескольких инструментов. Основной этап: добросовестно и точно выучить свою партию. Следующий этап – соединить отдельные голоса (партии) в единую многоголосную мелодию, включая аккомпанемент. И, конечно, следить за стройным звучанием, что тоже требует концентрации внимания, и хорошего знания нотного текста.
Педагог использует различные методы и приемы обучения: словесные, образные, практические. Обращает внимание на качественное и стройное звучание инструментов, соблюдение штрихов, фразировок.
Работа концертмейстера и партия фортепьяно является неотъемлемой частью процесса создания художественного музыкального произведения исполняемого в ансамбле.
План-конспект открытого занятия
Тема занятия: «Работа в ансамбле»
Цель занятия: Исполнение музыкального произведения для 2-х флейт и фортепьяно. Создание учащимися и концертмейстером единого художественного образа музыкального произведения.
№ п.п. | Содержание занятия | Время | Организационно-методические сведения | Примечания |
1. | Вводная часть. Встреча учеников, приветствие, подготовка к занятию, сборка инструмента, прогрев, настройка. Организация рабочего места | 5мин | Педагог объясняет ученикам план предстоящей работы. Перечисляет поставленные задачи. | Подготовка и расстановка нотных партий на пюпитрах |
2. | Основная часть. 1. Настройка инструментов. Упражнения для развития навыков игры в ансамбле. 2.Исполнение произведения раздельно по партиям. 3.Исполнение произведения Л. Моцарта «Менуэт» для 2-х флейт и фортепьяно в среднем темпе обоими исполнителями вместе с концертмейстером. 4. Закрепление материала. Исполнение произведения Л. Моцарта «Менуэт» для 2-х флейт и фо-но в темпе. Передача настроения и создание единого художественного образа музыкального произведения
| 35мин | Настройка флейт под фортепьяно по звуку «ля». Исполнение гамм в терцию одновременно обоими учащимися на двух инструментах. Произведение исполняется поочередно каждым участником ансамбля для определения знания нотного текста и проверки соблюдения штрихов в произведении Совместное исполнение произведения Л. Моцарта «Менуэт» позволяет участникам ансамбля воссоздать полноценное звучание произведения. Соблюдая все штрихи, нюансы, и динамические рекомендации учащиеся вместе с концертмейстером создадут единый художественный образ музыкального произведения. Исполнение учащимися и концертмейстера музыкального произведения в темпе, соблюдая штрихи, нюансы, динамические оттенки позволит слушателям уловить камерное звучание музыки эпохи барокко в сочетании с элементами импровизации в джазовом стиле. | Звучание инструментов в унисон. Необходимо следить за стройным звучанием обоих инструментов. Работа проделывается с целью устранения неточностей Используются методы: словесный: объяснение, беседа, анализ образный: связанный с ассоциациями практический: исполнение штрихов Исполнение в среднем темпе позволит ученикам почувствовать уверенность в исполнении своей партии, услышать красоту мелодии и гармонии произведения в целом. Такое исполнение является подготовительным звеном к следующему этапу исполнения произведения. Работа в ансамбле это творческий процесс, требующий от участников терпения, ответственности и чувства равноценности, т.к. каждый является неотъемлемой частью одного целого. Только при таком условии можно достичь цели, работая над созданием художественного образа музыкального произведения. |
3. | Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Ответы на вопросы | 5мин | Педагог анализирует проделанную работу, отвечает на вопросы, дает рекомендации по работе в ансамбле | Педагог благодарит участников ансамбля: учащихся и концертмейстера за участие. |
ГБОУ Дворец пионеров и школьников
имени А.П. Гайдара г. Москва,
ул. Шкулёва, д. 2
Открытое занятие
Презентация учебного процесса в классе флейты
Тема: «Работа в ансамбле»
МОСКВА
2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.
Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования. Коллективное инструментальное музи...
Ансамбль - адаптированная образовательная программа по классу фортепиано для ДМШ.
Ансамбль - адаптированная образовательная программа по классу фортепиано, предназначена для использования в ДМШ и ДШИ....
Методическая работа "Работа над ансамблем в младших классах"
В данном пособии представлены методы и приемы работы над ансамблем с детьми младших классов. Этот материал будет полезен педагогам детских школ искусств и музыкальных школ....
«Методика развития базовых музыкальных способностей ребенка в процессе занятий детского фольклорного ансамбля (на примере детского фольклорного ансамбля «Рябинушка»)»
развитие певческих навыков...
Использование предметов в танцевальных постановках детского хореографического ансамбля "Островок"
Одной из составных частей балетной режиссуры является предметная режиссура, т.е. работа танцевальной постановки с предметом или предметами. В данной методической разработке расскрыты способы и цели ра...
Рвбота над лексикой (фрагмент урока)
Формирование лексических навыков на начальном этапе обучения. Фрагмент урока по ознакомлению с новыми лексическими единицами (ski, snowman, snowy)...
Приемы формирования народной манеры пения на начальном этапе работы младшего состава ансамбля (Открытый урок в классе фольклорного ансамбля)
Развитие духовности немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры. В этом слысле фольклор - школа общения, красоты поведения,быта, одежды,труда. Это бесценный дар памяти поколений,...