Работа над атакой звука с начинающими учениками
учебно-методический материал на тему
Подготовка губного аппарата и языка к работе над звукоизвлечением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_polyuhov.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятия.
Дата: 25 сентября 2013г.
Коллектив: класс флейты
Учащийся: Полюхов Илья
Год обучения: 1- й
Возраст: 11 лет
Продолжительность занятия: 45мин
Педагог: Маякова Татьяна Ивановна
Концертмейстер: Дубровская Татьяна Владимировна
Тема занятия: работа над атакой звука (звукоизвлечением) с начинающими учениками
Цель занятия: подготовка губного аппарата и языка к работе над звукоизвлечением
Задачи:
- - продемонстрировать прием звукоизвлечения без инструмента, затем на инструменте
- - рассказать и показать особенности функции языка при извлечении звука на флейте
- - исполнить на инструменте упражнения и произведения для начинающих.
Духовые инструменты отличаются от других музыкальных инструментов, прежде всего, тем, что звучать они начинают только тогда, когда в них начинают дуть. Дыхание исполнителя позволяет инструменту звучать. Флейта из всех духовых инструментов – самый не экономичный, по расходу дыхания, инструмент. Ещё до начала освоения инструмента, начинающих учеников необходимо подготовить к рациональному расходу дыхания на флейте и к правильному формированию губных мышц, которые при правильной работе в дальнейшем обучении позволят музыканту звучать инструменту продолжительнее. Главную роль в звукоизвлечении на духовых инструментах играет язык. Именно он определяет начало (атаку) звука, именно он может звук сделать твердым, мягким, коротким, и т.д.
Звук на инструменте появляется в момент выдоха, а начало звука (атака) определяется моментом удара кончика языка на слог -ту-. Работа над атакой звука начинается до того, как начинающий музыкант берет в руки инструмент. Используя различные методы и приемы обучения – словесные, образные, ассоциативные, практические, можно легко добиться четкой работы языка и точной атаки. На следующем этапе, когда учащийся берет в руки инструмент, начало звука (атака) не представляет для него никакой трудности.
Высоту звуков на флейте изменяют при помощи механической конструкции, которой оснащены инструменты. Закрывая или открывая отверстия с помощью клапанов, музыкант может повышать или понижать звуки. Освоив аппликатуру наиболее удобно исполняемых нот: соль, ля, си 1-й октавы и до 2-й октавы, ученик может исполнить легкие произведения, например: «Как под горкой под горой». Работа языка в произведении должна быть безупречной, т.к. повторяющиеся ноты одинаковой высоты требуют четкой атаки на каждом звуке. В противном случае произведение прозвучит только наполовину: первые сильные доли прозвучат, а вторые слабые останутся без четкого произношения. Удар языка на слог -ту- на вторую долю принципиально важен.
Исполнение произведений, даже для начинающих музыкантов, должно осуществляться сопровождением аккомпанирующего инструмента.
План-конспект открытого занятия.
Тема занятия: «Работа над атакой звука (звукоизвлечением)
с начинающими учениками»
Цель занятия: «Подготовка губного аппарата и языка к работе над звукоизвлечением»
№ п.п. | Содержание занятия | Время | Организационно-методические сведения | Примечания |
1. | Вводная часть. Встреча с учеником, приветствие. Сборка инструмента, прогрев, подготовка рабочего места, расстановка нот на пюпитре | 5мин | Педагог объясняет ученику план предстоящей работы, объясняет поставленные задачи | |
2. | Основная часть. 1.Показ принципа атаки звука без инструмента. Извлечение и атака звука на инструменте
2.Показ работы языка во время исполнения последовательных звуков 3. Исполнение музыкального произведения: Р.Н.П. «Как под горкой под горой» под аккомпанирующий инструмент – фортепьяно
| 35мин | В момент выдоха ученик должен уметь произносить(не в слух) слог -ту- кончиком языка касаясь задней стенки зубов. После удара на слог -ту-, язык не должен препятствовать выдоху. Продолжительность выдоха должна увеличиваться по времени по мере развития дыхательного аппарата музыканта-духовика. На звуках: соль, ля, си, до необходимо показать четкую работу языка в момент изменения аппликатуры. Начало звука (атака или слог -ту-) должен совпасть с перемещением пальцев на другой звук. Звуки необходимо играть в восходящей и нисходящей последовательности. Перед началом исполнения произведения ученику необходимо настроить инструмент под фортепьяно. По звуку ля сверяют строй, при необходимости изменяют. Солирующий и аккомпанирующий инструменты должны звучать в унисон. Исполняя музыкальное произведение ученик демонстрирует степень владения пройденного материала, умение пользоваться исполнительскими приемами и умение сочетать приобретенные знания и навыки. | Используются методы: словесный: объяснение, беседа, анализ образный: связанный с ассоциациями практический: извлечение звука с ударом языка на слог -ту- Не следует эту работу проделывать в подвижном ритме. Исполнение каждого звука на полный выдох приносит больше пользы самому ученику и положительно отражается на результатах освоения учебного материала. Практическое применение наработанных навыков. Помощь концертмейстера необходима для гармонической поддержки одноголосному инструменту, которым является флейта. |
3. | Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Ответы на вопросы | 5мин | Педагог анализирует проделанную во время занятия работу. Указывает на ошибки. Дает рекомендации по их устранению. | Пожелания и советы присутствующих |
ГБОУ Дворец пионеров и школьников
имени А.П. Гайдара г. Москва,
ул. Шкулёва, д. 2
Открытое занятие
Презентация учебного процесса в классе флейты
Тема: «Работа над атакой звука (звукоизвлечением)
с начинающими учениками»
МОСКВА
2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы художественно-исполнительского мастерства. Методы работы над музыкальными произведениями с начинающими.
Эта работа адресована педагогам по фортепиано,а также родителям начинающих учеников. В ней содержатся рекомендации по обучению нотной грамоте, упражнения, представл...
Контрольная работа по теме "Компьютер для начинающих", 5 класс
Контрольная работа по теме "Компьютер для начинающих" для 5 класса составлен в форме теста в 2хвариантах, имеются ответы...
Методическая работа "Работа над музыкальным произведением с начинающими"
В разработке даны методы и приёмы ра боты над музыкальным произведением с начинающими учащимися....
Работа над музыкальным произведением с начинающими
Единственный реальный путь повышения качества музыкального образования-это интенсификация обучения за счет внедрения новых методов, переосмысления целей и содержания образования. Необходимо найти ...
Мнемотехника. Мнемотаблицы как приём в логопедической работе. Мнемотаблицы в работе по автоматизации звуков в предложении.
Материалы методических объединений. Мнемотехника. Мнемотаблицы как приём в логопедической работе. Мнемотаблицы в работе по автоматизации звуков в предложении....
Статья «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
1. Понятие о дизартрии, её патологические особенности.2. Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией.3. Специфика нарушений в произношении звуков раннего онтогенеза у детей с дизартри...
Как добиться верной "атаки звука"
Статья...