Внеклассное мероприятие народная кукла
презентация к уроку по теме
Внеклассное мероприятие народная кукла
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassn_meropriyatie_narodnaya_kukla.docx | 34.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное мероприятие
"Народная кукла"
Провела : педагог Жирнова Е.Е. 11.02.2016 год
Цель занятия: Формирование интерес к русской культуре, фольклору, традициям через изучение истории и видов русской народной куклы.
Задачи:
- познакомить детей с историей, назначением, изготовлением различных видов русских народных кукол;
- воссоздать русскую народную куклу
- Развивать творческую фантазию и воображение, чувство прекрасного.
- Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели.
Участники: дети в возрасте от 8 лет
Оборудование: нитки, ткань разного цвета, клубочки пряжи, листочки бумаги, маркеры.
Ход занятия
1. Вступительная часть
Организационный момент, приветствие, тема.
Педагог: Сегодня давайте ненадолго перенесемся в страну народных кукол. Здесь мы заглянем в старину глубокую, узнаем историю тряпичной куклы, вспомним славянские обряды и своими руками сделаем народную тряпичную куклу .
Педагог: В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека.
Педагог: Как вы думаете, ребята, как давно появились куклы и какими они были?
Педагог: Трудно сказать точно, но кукла как детская игрушка появилась у славян примерно тысячу лет назад. В Британском музее хранится тряпичная кукла, которая принадлежала маленькому римлянину, жившему за 300 лет до нашей эры
2. Историческая справка
Педагог: Как вы думаете, из каких материалов изготавливались первые куклы? Самая же древняя кукла найдена в египетской гробнице. Сделанная из деревянных дощечек, с " волосами" из глиняных бус, она 4 тысячи лет тому назад сопровождала в последний путь своего маленького хозяина – фараона. Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась “Баба” - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом. Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.
Педагог: послушайте историю фарфоровых кукол.
Французские куклы прославились на весь мир уже в 16 веке. Но кроме игровой у них была еще одна важная роль – они знакомили дам с последними веяниями моды. Аристократки выписывали таких модниц для своих дочерей, чтобы привить им хороший вкус.
В конце ХIХ века в России появились куклы, которые были ничуть не хуже зарубежных. У них были фарфоровые головы с прелестными личиками и красивыми волосами, а носили они искусно сшитые народные костюмы разных губерний России. Таких кукол назвали этнографическими. Их с удовольствием покупали не только в России, но и гости из-за рубежа. Эти куклы были недёшевы. Костюмы у них были самые настоящие: сарафаны, шушуны, поневы, душегрейки. Отделка – вот в чем была особая красота народной одежды. Для нее использовались ленты, тесьма, блёстки, бисер, мулине разных цветов. Кукольную обувь шил сапожник. Куклами в национальных одеждах играли и царские дочери. Одежду для таких кукол шили лучшие портные Постельной палаты в Кремле.
Самые дорогие куклы с фарфоровыми головками, в костюмах из парчи и шёлка, украшенных бисером, золотыми и серебряными галунами, затейливыми кружевами, теперь входят в музейные собрания России, Франции, Америки и других стран.
Педагог: Кукольную историю продолжают деревянные куклы. Какие деревянные игрушки вы знаете?
Загадка: Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются- (матрёшки.)
Педагог: Яркая матрешка, известная всему миру, стала кукольным символом России
– ни один турист не уедет от нас без этой расписной русской крестьяночки.
Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке, её знают во всем мире. Первая матрёшка была сделана в Москве в конце 19 века. Именно тогда профессиональный художник С.В. Малютин создал эскиз русской деревянной расписной куклы. Это была круглолицая, розовощекая крестьянская девушка, одетая в вышитую сорочку, сарафан и передник. Голова её была покрыта традиционным русским платком, а в руках она держала чёрного петуха. Эту куклу назвали Матреной, преобразив впоследствии в имя нарицательное «матрешка».
По эскизу С. Малютина лучший Сергиево-Посадский игрушечник Василий Звездочкин выточил разъемную восьмиместную деревянную куклу. Первой была девочка с черным петухом, потом мальчик, следом опять девочка и так персонажи чередовались, а самая последняя маленькая кукла была спеленатым младенцем.
Педагог: В последнее время опять популярность завоевывает вязаная игрушка. Вязаная игрушка тем и хороша, что она индивидуальна и уникальна. Как нам говорит история, первая вязаная игрушка появилась в начале 20 века в Германии, в 1903 году. И конечно ее придумала женщина по имени Маргарет Штайф. А началось с начала с обычных подушечек для булавок. Затем появилась подушечка в форме слоника. Но детям понравился этот слоник, и в след за ним появились и другие игрушки: кролики, обезьянки и т.д. В 1903 году появился и сшитый из плюша медвежонок, которого она назвала Тэдди. Мягкая игрушка, особенно мишка популярен во всех уголках мира. Даже появились коллекционеры, которые собирают мишек, сделанных в прошлом столетии. Игрушку вяжут крючком и спицами. Нитки для игрушки могут быть разными, это и шерсть, полушерсть, хлопок или другие полусинтетические, имитирующие волосики, шерстку, кудряшки барана и т.д. В продаже можно найти и глазки, носики любых форм и размеров. Каждая игрушка неповторима и носит ауру своего создателя.
Загадки
Вот игра теперь для вас –
Стихи-загадки прочту сейчас.
Я начну, а вы кончайте –
Хором дружно отвечайте.
Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он веселая игрушка,
А зовут его... (петрушка).
Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
Уложили... Глянь-ка!
Встал уж... (ванька-встанька).
Серый байковый зверушка,
Косоглазый, длинноушка.
Ты морковку ему дай-ка!
Вот обрадуется... (зайка).
Он и стройный, и красивый,
У него есть хвост и грива.
Но скакать не может... Жалко!
Лишь качает... (конь-качалка).
Бочку за бочкой
Тянут из мешочка.
Интересно все же, кто
Победит сейчас в... (лото).
Красные щечки,
Пестрые платочки,
Хлопают в ладошки
Веселые... (матрешки).
Стреляет, как пушка,
Игрушка... (хлопушка).
На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела,
В пестрой юбке танцовщица.
Музыкальная... (юла).
Вот и ярмарке конец
Получите леденец! (Петушки на палочке.)
Педагог: Кукол в мире великое множество. - Какое разнообразие кукол нас сейчас окружает. Зайди в любой магазин «Игрушки» и глаза разбегаются от изобилия. Можно выбрать себе игрушку по душе и по карману.
-Ребята, как вы думаете, а ваши бабушки и прабабушки играли в такие же куклы?
-А где они их брали?
Самые первые куклы делались из золы , глины, дерева, кости, лыка, воска, льна.
В глубокой древности кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов.
История с тряпичной куклы.
Педагог: С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо - неприятностей не миновать. В некоторых избах кукол насчитывалось не менее сотни. Пока девочка была маленькой, для нее делали кукол мама, бабушка или старшие сестры. А когда малышке исполнялось пять лет, она должна была сооружать кукол сама. Это - было нетрудно, крестьянские куклы были очень простыми, делались в основном из тряпочек с помощью традиционных приемов. Куклы одни сшивали, а другие просто закручивали и завязывали нитками. Куклам никогда не рисовали лицо. Такие куклы назывались безликими. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может селиться нечистая сила. «Безликая» кукла считалась предметом неодушевленным и не могла навредить ребёнку. Одевали кукол, как сами ходили. Обязательно сарафан. Сзади все складки прошивали. Поверх сарафана кофту и передник. Обязательно поясом подвязывали. У взрослой куклы-женщины делали даже грудь. Делали и кукол-мужчин и детей. С куклами играли, кормили их, укладывали спать, обыгрывали всю взрослую жизнь на куклах.
Вот посмотрите, какие существуют куклы:
Пеленашка
У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от «дурного глаза» Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка.
"Зайчик на пальчик".
Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда находится рядом с тобой.
Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и, если становится скучно или страшно, к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг, и оберег. Дети очень отзывчивы, и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.
Кукла-"закрутка".
С пяти лет девочку уже учили делать куклы-закрутки.
Девочки-подростки делали таких кукол себе, младшим сестрам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали это с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для кукол. По мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу.
Кукла-"стригушка".
Кукла-стригушка была одной из самых популярных в народном быту. Отправляясь на покос или полевые работы, матери брали с собой ребятишек, и, чтобы занять чем-то ребенка, из пучка стриженой травы или соломы изготавливали вот таких неприхотливых кукол.
Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. И куклы жили в домах, становясь не просто игрушкой, а частью мира и членом семьи.
Кукла "Крупеничка" (или "Зернушка").
Это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность.
Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. Традиционно тряпичную куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Славяне верили, что если крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.
Кукла "Колокольчик".
Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Родина куколки - Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках.
У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.
Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
Кукла "Капустка".
Не зря говорят, что в капусте детей находят. Делала эту куколку девушка, которая собиралась выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать. Такую куклу делали в разных местах России. У вепсов, живущих на Волге, она называется Кормилка, Капустка. Она несет в себе образ матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.
Кукла "Веснянка".
Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев.
Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу.
Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и привлекательной.
Педагог: Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.
3.Практическая часть.
Педагог: Итак, что же такое «кукла» в народном понимании? (ответы учащихся). А сейчас я вам предлагаю объединиться в небольшие группы (по 2 человека), так как вы будете воплощать в жизнь свою куклу – оберег, которую каждый из вас выбрал по желанию. Пусть она будет не похожа на свой оригинал, но идея предназначения должна быть понятна всем.
У каждого из вас есть необходимые инструменты и материалы. Постарайтесь в процессе работы быть обходительны друг с другом, внимательны в процессе работы и экономны в расходе материалов.
Для того чтобы приступить к работе, давайте вспомним технику безопасности. (ответы учащихся)
Педагог осуществляет поэтапный показ изготовления куклы и оказывает индивидуальную помощь детям в ходе выполнения и оформления куклы
4.Мини-выставка работ учащихся.
Подведение итогов
Педагог: У всех у вас получились разные, интересные, неповторимые куклы.
Мини-выставка детских работ.
Педагог: Вспомним, что же мы узнали о народных куклах.
- Какие куклы были первыми?
- Из каких материалов изготавливались первые куклы?
- На какие группы делятся своему назначению куклы?
- Почему этих кукол называют оберегами?
- Почему на куклах не рисовали лицо?
- Какие праздники и обряды дошедшие до наших дней вы знаете?
- Как называлась одежда куклы? ( русский народный костюм)
- Вспомним элементы русского народного костюма
- Какой элемент одежды шили из целого куска полотнища, длиной до пят, по подолу, рукавам и вороту украшали вышивкой? (РУБАХА)
- Что держалось на коротких плечевых лямках, подвязывалось под грудью, по центру украшалось вертикальной полосой с позументом? (САРАФАН)
- Какой элемент одежды надевали специально для работы? Он использовался людьми самых разных профессий не только для того, чтобы не испачкаться; в нем носили разные инструменты и прочие нужные вещи. (ФАРТУК)
- Как назывался головной убор? (КОКОШНИК, ПОВЯЗКА)
Педагог: Вот и подошла к концу наша встреча. Сегодня мы заглянули в прошлое. Но без него не возможно будущее.
В наши дни, интерес к куклам, как в России, так и в других странах с каждым годом растет все больше и больше. Когда кто - либо начинает приобретать куклы, он как будто попадает в новый удивительный мир, из которого не хочется выходить, а хочется искать в нем, что -то новое и неизведанное.
Пусть та кукла, которую держите в своих руках, будет кому-то игрушкой, кому-то оберегом в дальнейшей жизни. Мне хочется, чтобы вы ребята как можно больше обращались к традициям наших предков, изучали их и смогли передать уже своим детям, будущему поколению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Тряпичная кукла"
Внеклассное мероприятие расчитано для учащихся 5-7 классов.Проводится учениками старших классов или учителем в формате мастер-класс....
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ПОВОЛЖСКОГО КРАЯ» (интегрированное внеклассное мероприятие по истории и изобразительному искусству)
Данное внеклассное мероприятие направлено на формирование у учащихся конкретных представлений о народных промыслах Ставрополья на Волге. Учащиеся знакомятся с музеем народных промыслов Поволжского кра...
Внеклассное мероприятие "Народные промыслы — творческий труд народов России"
Цель: Познакомить учащихся с традиционными народными промыслами.Задачи:- Создание представлений о характерных особенностях народных промыслов Дымково, Филимоново, Каргаполя.- Развитие восприятия, вооб...
Методическая разработка к открытому внеклассному мероприятию «Народная мудрость гласит»
Урок – игра «Народная мудрость гласит» проводился в рамках месячника Культуры общения, рекомендованного Министерством образования Московской области Мероприятие нацелено на учащихся 1 курса колледжа.М...
Внеклассное мероприятие "Народные промыслы России"
Народные промыслы России.Цель: 1. Познакомить обучающихся с географией нар...
Сценарий внеклассного мероприятия Народный праздник «Коляда»
Сценарий внеклассного мероприятия...
Внеклассное мероприятие "Народная игрушка"
Мир игрушки удивительно разнообразен. В нем живут рядом сказка и реальность, современность и традиции. С помощью игрушек ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых....