Программа "Технология ученического самоуправления"
рабочая программа ( класс) на тему

Образовательная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_upravleniya.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Образовательная программа

«Технология ученического самоуправления»

Автор: педагог – организатор Илона Владимировна Ермак

г. Лабытнанги

Пояснительная записка

XXI век ставит перед каждым государством и его гражданами свои новые требования и задачи. Во время развития рыночных отношений, экономики, индустриализации и компьютеризации наше общество нуждается в высокообразованных, духовно богатых людях, патриотах своей Родины, от которых в основном  зависит судьба страны. Поэтому система воспитания подрастающего поколения должна отвечать требованиям времени.      Сегодня все более востребованным в регионах Российской Федерации является формирование лидерского звена в молодежной среде. Проявление безразличия  подростков к проблемам  современного общества наблюдается в их неумении ориентироваться в социуме, отсутствии стремления к самореализации, и как следствие  - начинает проявляется агрессия, спровоцированная чувством «ненужности» в обществе.

     Образовательная программа руководствуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях:

  • Соответствие содержания, методов обучения и воспитания соответствующее уровню психофизиологического развития обучающихся.
  • Комплексность решения задач обучения и воспитания.
  • Гуманизация образовательного процесса.
  • Единство развития коллективных свойств творческого сотрудничества и личностной индивидуальности.

      Данная программа направлена на формирование личности, занимающей активную гражданско - политическую позицию, умеющей самостоятельно решать вопросы и  проблемы молодежи, нести ответственность за принятие решений. Одним из условий  реализации программы является создание «ситуации успеха». Ситуация – сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации, «ситуация» - это то, что способен организовать учитель. Успех прежде всего связан с чувством радости, эмоционального подъема, который испытывает человек в результате выполнения работы. Помня об этих положительных эмоциях, ребенок и в дальнейшем  будет включатся  в подобную работу. Необходимо, уже на первом занятии, направить ребенка на достижение положительного результата, мотивировать его на будущую деятельность.  При этом важно учитывать, что даже разовое переживание успеха может изменить психологическое состояние ребенка, изменить ритм и стиль его деятельности.

     Для формирования умений: ориентироваться в условиях меняющегося общества, работать и взаимодействовать в коллективе, вести дискуссию, деловую беседу планировать свою деятельность; необходимо создать такие условия, где бы подросток мог реализовать их  в конкретной деятельности. Цель, которых, способствует  реализации творческого и активного потенциала, присущих  каждой развивающейся личности. Средством достижения развития данных умений является участие подростка в работе ученического самоуправления, которое следует рассматривать не как исполнительный или контролирующий орган, а как инструмент самореализации подростка в обществе, который имеет морально – эстетическую, созидательную функцию, направленную на социальную значимость деятельности самоуправленческого движения. Программа «Технология ученического самоуправления» удовлетворяет необходимые потребности подростка, учитывает возрастные особенности и ведущие виды деятельности данного возраста: стремление к лидерству и преобразованию окружающей жизни. Данная программа предполагает формирование ключевых компетенций подростков: коммуникативные, социально – личностные в области организаторской деятельности и сотрудничества.

    В самоуправлении подросток осуществляет свой выбор форм и видов доступной для него деятельности, способов ее реализации, приобретает реальную возможность принимать участие в социально – значимой  деятельности общества, а так же позволит ребенку приобрести практические  ориентированные знания и навыки, помогающие ему адаптироваться в многообразии окружающей жизни и получить профессиональную подготовку.

Цель программы:

    Формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативы, способности к успешной социализации в обществе, посредствам участия в школьном и городском движении самоуправления.

Это предполагает:

  1. Создание условий для формирования у подростка свойств и  качеств, характерных для творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы в условиях меняющихся ценностных ориентиров современного общества.
  2. Создание условий для формирования знаний, умений, направленных на взаимодействие с людьми разных слоев общества, умение организовывать работу любой возрастной группы, основываясь на знаниях их психологических особенностей.

Основные задачи:

  • Формирование знаний, умений, навыков, необходимых для участия в ученическом самоуправлении и в детских общественных организациях.
  • Обучение подростков основам управления (менеджмента).
  • Выявление лидеров, подготовка подростковых активов для  эффективного функционирования органов ученического самоуправления.
  • Обеспечение практического применения полученных знаний в организации социально-значимой, коммуникативной деятельности.

Развивающие:

  • Развитие целеустремленности, ответственности в деловых отношениях в процессе участия  в самоуправлении.
  • Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношению к людям), культуры общения;
  • Формирование коллектива, устремленного на решение общих  задач;
  • Обеспечение подросткам возможности самопознания, адекватной самооценки, в процессе совместной деятельности;
  • Развитие интеллектуального потенциала личности подростка;
  • Развитие посредством разнообразных форм работы способностей к общению друг с другом, умение работать с литературой, словарями, документами, при этом анализируя, реферируя свои знания, давая объективную оценку своим возможностям и личностному росту.

Воспитательные:

  • Воспитание трудолюбия, ответственности, самостоятельности, стремления к саморазвитию.
  • Воспитание активной гражданской позиции, нетерпимости ко всякого рода правонарушениям, антиобщественному поведению.
  • Пропаганда социально – активной позиции подростка.

Практическая:

  • Возможность найти ответы на многие вопросы, ощутить значимость выполняемых  общественно – значимых дел, заданий, обязательств.

   Весь курс обучения рассчитан на два года, предназначен для организации  социально – психологической работы с детьми подросткового возраста.   Программа рассчитана на 144 учебных часа, которая предполагает: учебные занятия (теоретический блок), совместная творческая деятельность (практический блок), индивидуальная деятельность обучающихся (участие в конкретных мероприятиях).

    В течение первого года обучения учащиеся осваивают основы: психологических знаний («теорию личности», «лидерство», «умение управлять собой», «конфликт»), этических знаний («общение», «организационная культура»), социологии («технологию игрового моделирования»).          

Теоретические задания сочетаются с практическим обменом опыта, индивидуальными собеседованиями, выполнением творческих заданий.

   При систематическом постоянстве педагогических требований, необходимых для формирования и усвоения прочных знаний, умений навыков, педагог учитывая  индивидуальность каждого подростка, должен находить и применять  разнообразные формы и методы при организации занятия, в связи с чем педагог, должен всегда помнить, что он творец, и его задача – сделать со творцами – единомышленниками членов объединения.

Содержание программы предполагает применение практических методов обучения:

  • Ситуационные и деловые игры;
  • Решение организаторских задач;
  • Анализ конкретной ситуации;
  • Взаимопосещение мероприятий;

Задача практических занятий – активная позиция подростка непосредственного участника дела, организатора мероприятий, руководителя творческой группы. Реализацию программы планируется осуществить в форме группового интерактивного обучения.

    В течение первого года обучения учащиеся осваивают основы: психологических знаний («теорию личности», «умение управлять собой», «конфликт»), этических знаний («общение», «организационная культура»), социологии («технологию игрового моделирования», «лидерство»).          

      Программа второго года обучения ориентированна  на углубленное изучение основных психических процессов человека, основы психологии личности, этики взаимоотношений.

   Дополнительно вводятся новые разделы: «документоведение», «этика делового общения», «права и право», «основы управления», «игротехник».

   В рамках курса предполагается проведение интегрированных занятий со специалистами: здравоохранения, психологической службы, общественными организациями, политическими партиями.

Контроль за овладение обучающимися  знаниями, умениями и навыками осуществляется на каждом занятии в форме творческих заданий.

Методическое обеспечение:

Для формирования мотивационно-ценностной ориентации и развития коммуникативной культуры используются тренинговые упражнения:

  • «Психология неудачника» тренинг уверенности в себе;
  • Тренинговые упражнения, направленные на развитие чувства принадлежности к группе, корректировку самооценки, повышение активности и самопознания. Упражнения, связанные с решением конкретных задач, способствующих достижению членами группы как индивидуальных, так и групповых целей;
  • «Путешествие во времени» по профилактике нарко - и алкогольной зависимости среди подростков.

В рамках данного курса применяются следующие формы и методы работы:

  • Пресс – конференции;
  • Экскурсии;
  • Встречи;
  • Просмотр и обсуждение кинофильмов, сценариев и т.д.;
  • Слеты;
  • Диспуты, дискуссии за «круглым столом»;
  • Выставки рефератов, проектов;
  • Защита творческих проектов;
  • Практикум;
  • Использование тестов – опросников;
  • Психологические упражнения;
  • Деловая игра.

                                      Первый год обучения

Программа «Технология ученического самоуправления» состоит из семи разделов:

Тематический план (рассчитан на 144ч.)

Разделы занятий

Общее количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Теория личности

16

6

10

3.

Конфликт

16

8

8

4.

Организационная культура

24

8

16

5.

Лидерство

24

8

16

6.

Умение управлять собой

16

5

11

7.

Общение

20

4

16

8.

Технология игрового моделирования

24

7

17

9.

Итоговое занятие

2

1

1

Итого:

144

42

102

Содержание программы 144 часа:

  1. Вводное занятие – 2 часа. 
  • Правила внутреннего распорядка.
  • Инструктаж по технике безопасности, ознакомление с расписанием занятий, составление плана работы.

  1. Теория личности – 16 часов. 
  • Личность;
  • Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личность;
  • Способности;
  • Темперамент;
  • Характер.

Практические занятия:

  1. Согласование потребностей, возможностей и необходимости. Определение  основных процессов развития человека.
  2. Экскурсия в совет ветеранов.
  3. Тренинги «Кто я?», «Мой характер», «На сколько я коммуникабелен».
  4. Составление вопросов тестирования для социологического опроса.
  5. Проведение социологического опроса и его анализа.

  1. Конфликт – 16 часов
  • Управление конфликтом.
  • Метод разрешения ситуационных конфликтов.
  • Стили разрешения межличностных конфликтов.
  • Защитные психологические механизмы в конфликте.
  • Соперничество.
  • Страх.
  • Эмоциональная изоляция.
  • Внутриличностные конфликты.

    Практические занятия:

  1. Управление конфликтной ситуацией.
  2. Прогнозирование конфликтов.
  3. Предотвращение конфликтных ситуаций.
  4. Аутотренинг.
  5. Пресс – конференция «Итоги работы».

  1. Организационная культура – 24 часа.
  • Уровни организационной культуры.
  • Модели влияния организационной культуры.
  • Шкала ценностей в современном обществе.
  • Модели глобального влияния на организационную культуру.
  • Теория эффективного управления. Баланс власти.
  • Коммуникационные связи в организации. Что значит коллективно – творческое дело (КТД)? Какие виды КТД существуют?
  • Изучение технологии организации и проведения коллективно – творческого дела: схема организации КТД; как организовать работу; стиль работы; самодиагностика коллектива.
  • Правила организатора и организаторской работы.

Практические занятия:  

  • Составление сценариев.
  • Планирование коллективно – творческого дела.
  • Тренинговые упражнения направленные на развитие чувства принадлежности  к группе, повышение активности и самосознания. Деловая игра «Фирма».
  • Работа над проектами в группе и индивидуально
  • Подготовка презентаций, презентация своего проекта.

  1. Лидерство – 24  часа.
  • Кто такой лидер?
  • Лидерское поведение.
  • Лидерские качества
  • Ситуационная модель Ф.Фидлера. Независимость.
  • Развитие уверенности в своих силах.
  • «Думай, говори, делай»

Практические занятия:

  1. Деловая программа «Лидер и его команда».
  2. 10 причин для выполнения необходимой работы. Игра Джеффа.
  3. Встреча с лидерами политических партий города, обмен опытом.
  4. Диспут «Все ли могут быть лидерами?»

  1. Умение управлять собой – 16 часов.
  • Система самоуправления.
  • Самосовершенствование.
  • Направления самопознания и самореализации.
  • Психотипы.
  • Качества личности.

Практические занятия:

  1. Психологический тренинг «Нет».
  2. Деловая игра «мозговой штурм» («Мой путь к самореализации»)
  3. Определение качеств личности.

  1. Общение - 20 часов.
  • Активная форма общения.
  • Психологическая защита(рационализация и капитуляция).
  • Групповое взаимоотношение.
  • Сверхзащита.

   Практические занятия:

  1. Кейс – анализ.
  2. Соотношение само – и взаимо – оценки.
  3. Отработка поведения в ситуациях защиты.
  4. Правила эффективного взаимодействия с окружающими.
  5. Составление правил общения с разновозрастными группами.
  6. Написание статей и отчетов по проведенным мероприятиям.

   

  1. Технология игрового моделирования – 24 часа.
  • Игры – путешествия
  • Организация деловой игры;
  • «Круглый стол»;
  • Диалог, диспут, дискуссия, дебаты;
  • Семинар;
  • Конференция;
  • Заседание (первое, итоговое).

Практические занятия:

  • Обыгрывание игр.
  • Ролевые игры  (Я – директор, Заседание Совета школы, Круглый стол).
  • Деловые игры.
  • Организация и проведение деловых диалогов, диспутов с представителями организаций города.

  1. Итоговое занятие – 2 часа.
  • Подведение итогов работы объединения.
  • Творческий отчет.

Второй год обучения

                     Программа «Технология ученического самоуправления» состоит из семи разделов:

Тематический план (рассчитан на 144ч.) 

Разделы занятий

Общее количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

1.

Вводное занятие

2

1

1

2

Игротехник

40

7

33

3

Документоведение

10

5

5

4

Лидерство

50

10

40

5

Основы управления

20

6

14

6.

Этика делового общения

10

5

5

7.

Права и право

10

5

5

8.

Итоговое занятие

2

1

1

Итого:

144

42

102

Содержание программы 144 часа:

  • Вводное занятие – 2 часа. 
  • Правила внутреннего распорядка.
  • Инструктаж по технике безопасности, ознакомление с расписанием занятий, составление плана работы.

  • Игротехник 40 – часа
  • Кто такой Игротехник?
  • Табу игротехника.
  • Права и обязанности.  
  • Что Я могу?
  • «Здравствуйте дети!»
  • Что такое игра? Виды игр.
  • Я и «мои» дети.

Практические занятия: 

  • Ситуационные задания на тему: «ЧП!!!»;
  • Игры на знакомства.
  • Игры на сплочение.
  • Игры «с залом».
  • Подвижные игры.
  • Игры на все случаи жизни.
  • Тренинги, психологические игры.

  • Документоведение – 10 часов.
  • Как составить деловое письмо.
  • Типовая инструкция
  • Как составить положение.
  • Язык мой – друг мой!
  • Правила и требования к составлению нормативно – правовых документов.
  • Разработка рекламных проектов (презентации, буклеты, листовки, радиопередачи)
  • Как написать и оформить сценарий.

Практические занятия:

  • Коллективное написание сценариев, планов – заданий.
  • Составление «проектных» документов.
  • Написание писем, именных, на организацию.
  • Как написать протокол.

  •  Лидерство – 50 часов.
  • Кто такой лидер? Какими качествами он должен обладать? Нужно ли быть лидером?
  • Основные направления культурно – досуговой деятельности
  • Методики и технологии организации досуга.
  • Методика подготовки, организация и проведение дела.
  • Как работать в творческой группе?
  • Как работать с информационными источниками?
  • Как работать в команде?
  • Как организовывать обучающее занятия?
  • Как подготовить итоги своей деятельности?
  • Как и где применять полученные знания, умения, навыки?

Практические занятия:

  • Занятие «Здравствуйте!»
  • Деловая программа «Лидер и его команда».
  • 10 причин для выполнения необходимой работы. Игра Джеффа.
  • Деловая игра «Что- нибудь такое эдакое!»
  • Занятие «Это Я!!»
  • «Уверенность и уверенное поведение»
  • Тренинг «Как сказать «НЕТ!»»
  • Тренинг «Познай себя – познай другого»
  • Встреча с лидерами политических партий города, обмен опытом.
  • Диспут «Все ли могут быть лидерами?»

6.Основы управления – 20 часов

  • Наука управления
  • Служение обществу или социальное проектирование
  • Выбор проекта
  • Разработка проекта
  • Финансирование проекта
  • Защита проекта
  • Конкурентоспособность
  • Семь законов менеджмента
  • Развитие эмпатии и рефлексии.
  • Основные требования к принятию управленческих решений.
  • Коммуникации
  • Общение
  • Общение в группе
  • Корпоративная униформа или вечерний костюм.

Практические занятия:

  • Беседа «подготовка социального проекта»
  • Беседа «Свечка»
  • Тренинг «Ваше достоинство»
  • Упражнение «Умеете ли вы учиться?»
  • Упражнение «Можете ли вы быть предпринимателем?»
  • Игры «Рисунок чувств», «Сыграй эмоции»
  • Игра «Слепой и поводырь»
  • Тест «Профессиональное самоопределение»
  • Игра «Подавление эмоций»
  • Тест «Устойчивость к конфликтам»
  • Беседа «Что такое конфликт?»
  • Тренинг «Доиграй конфликт»

7.Этика делового общения  - 10 часов.

  • Этика делового общения.
  • Активная форма общения.
  • Психологическая защита (рационализация и капитуляция).
  • Групповое взаимоотношение.
  • Сверхзащита.
  • Подчиненный - руководитель

   Практические занятия:

  • тренинг «Мой стиль общения»
  • тренинг «Список качеств, важных для общения»
  • тренинг «Необитаемый остров», «Я хочу тебе подарить»
  • Тренинг «Чемодан»
  • Практическое упражнение «Как правильно выйти из ситуации»
  • Правила эффективного взаимодействия с окружающими.
  • Составление правил общения с разновозрастными группами.
  • Тренинг «Больше всего мне понравилось»

   

8.Права и право – 10 часов.

  • Конституция РФ;
  • Конвенция о правах ребенка
  • Законы о молодежной политике в ЯНАО
  • Устав школы.

Практические занятия:

  • Упражнения Джеффа («Я и мои права», «Территория закона», «Спорные утверждения»).
  • Диспут, дискуссии на тему «Мои права, мои обязанности».
  • Организация и проведение круглого стола с представителями администрации школы и органов самоуправления.
  • Практическое упражнение «Составление правил внутреннего распорядка для обучающихся школ».
  • Организация и проведения деловой игры для младших школьников «Правила жизни в моем классе».

  1. Итоговое занятие – 2 часа.
  • Подведение итогов работы объединения.
  • Творческий отчет.

По окончанию курса обучающиеся должны знать:

ЗНАТЬ:

  1. Как правильно соотнести внутриличностные ценности с социально - значимыми.
  2. Теоретические и практические  знания менеджмента, с целью организации деятельности различных групп людей.
  3. Как применять полученные знания на практике (обретение компетентности в таких сферах, как права и право, составление деловой документации, организация конкретных мероприятий, организация и участие в летних лагерных сменах).
  4. Как правильно использовать  собственную активность и самостоятельность участвуя в самоуправлении.
  5. Способы самореализации в: познавательной деятельности, общественно – полезной, досуговой, оздоровительной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентированной деятельности.

УМЕТЬ:

  1. Общаться с разновозрастными группами людей и организовывать их деятельность.
  2. Участвовать в социально значимых мероприятиях, уметь планировать их деятельность.
  3. Составлять сценарии мероприятий.
  4. Уметь составлять анализы и отчеты о проделанной работе.

Качества и индивидуальные способности

Показатели личностного роста (в чем выражается)

1

2

Трудолюбие, стремление к творческому росту

Подросток занимает активную деятельностную позицию, ответственно  относится к выполнению порученного дела, доводит начатое дело до конца, уважительно относится к чужому труду, следует принципу «каждое дело творчески».

Доброжелательное отношение к другим людям.

В общении подросток демонстрирует общительность, контактность, дружелюбие, отзывчивость; готов прийти на помощь; соотносит свои желания, цели с желаниями и целями других, признает право окружающих на иное, отличное от его собственного мнения.

Адекватное отношение к самому себе.

Подросток принимает себя таким какой он есть, верит в свои силы  и возможности; рассматривает себя как автора и распорядителя собственной жизни; уверен в себе, умет владеть собой в различных ситуациях, проявляет самостоятельность и самодисциплину.

Любознательность.

Подросток понимает ценность познания, стремиться к получению новых знаний и умений, с интересом воспринимает новую информацию, демонстрирует готовность перенимать опыт других людей.

Миротворчество и неприятие насилия

Подросток отрицательно относиться  к правлениям грубой силы, улаживает конфликты, не ущемляя при этом права других, не боится других людей, не боится идти на уступки.

Демонстрация норм культуры

Подросток не приемлет хамство и грубость, вежлив и тактичен по отношению к окружающим, знает правила поведения в общественных местах.

Формы контроля:

  1. Тестирование.
  2. Разработка тематических, социально – значимых проектов.
  3. Участие в презентациях, проектной деятельности группы.
  4. Разработка сценариев мероприятий и их проведение.
  5. Координация ученического самоуправления на уровне ОУ города.
  6. Публичные выступления на форумах, акциях, мероприятиях  и т.д.

Ожидаемые результаты:

  • Участие подростков в городских, окружных, областных мероприятиях: научно – практических конференциях, акциях, конкурсах, выставках, слетах и т.д.
  • Профессиональная ориентация подростков.
  • Положительное мнение о  деятельности органов самоуправления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ученическое самоуправление

Проект "Ученическое самоуправление"  (дан в сокращении) может помочь классным руководителям заметителям директоров по воспитатетльной работе в даннм направлении....

Формирование классного коллектива в условиях ученического самоуправления

Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых ц...

Модель ученического самоуправления в классе

Данная презентация предназначена классным руководителям. Помощь в создании модели самоуправления в любом классе....

Характеристика ученического самоуправления

Как работает ученическое самоуправление в нашей школе...

Описание модели ученического самоуправления

Пояснительная запискаВ отечественной системе образования произошли сущностные изменения. Главная цель этих изменений - достижение нового качества образования, обеспечивающего развитие России в новых у...

ПОЛОЖЕНИЕ о выборах Совета ученического самоуправления, председателя Совета ученического самоуправления Токурской средней общеобразовательной школы

В форме деловой игры проходят выборы  ученического самоуправления, избирательная комиссия состоит из 11-ти классников, подсчет голосов и объявление итогов выборов  в этот же день. Написан по...

Проект «Школьный парламент»: Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе самоуправления МБОУ «СОШ №17»

Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе   самоуправления МБОУ «СОШ №17»...