Внеурочная деятельность, как одна из форм работы профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
статья ( класс) на тему
Одним из средств формирования профессионального самоопределения выпускников нашей школы выступает разноплановая внеурочная деятельность, то есть целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности детей после занятий на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_kruglomu_stolu_voronkova.docx | 17.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность, как одна из форм работы профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья, очень актуально в условиях инновационной развивающейся экономики, выбрать и получить профессию в соответствии со своими способностями и возможностями и с учетом потребностей рынка труда.
Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. «Кем быть?» - такой вопрос стоит перед выпускниками школы. Наибольшее влияние на выбор профессии учащимися коррекционных школ оказывает большая предварительная работа педагогов. Процесс формирования профессионального самоопределения подростков с легкой умственной отсталостью затруднен в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Недостаток интеллекта составляет главную часть нарушенного механизма формирования профессионального самоопределения. Творческие способности достойные профессиональной реализации, проявляются у ребенка с ОВЗ не сразу, поэтому самым главным в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка, его всестороннее эстетическое развитие.
Одним из средств формирования профессионального самоопределения выпускников нашей школы выступает разноплановая внеурочная деятельность, то есть целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности детей после занятий на уроках.
В школе-интернате действует около 30 кружков, где около 70% - это кружки декоративно-прикладной направленности («Рукодельница», «Башмачок», «Умелые руки», «Вышивка гладью» , «Канзаши», «Лоскутное шитье» и другие.) Педагоги школы стараются идти в ногу со временем и научить не просто современным видам ручного творчества, а дать те умения, которые малозатратны. Одним из таких кружков, стали «Канзаши». «Лоскутное шитье». Умения, навыки, полученные на них, смогут служить дополнительным источником дохода в жизни, поскольку изделия ручной работы всегда ценились.
Основной задачей руководителей кружков, является приобщение детей к труду, приобретение навыков самообслуживания, развитие их общетрудовых умений и навыков, повышение самооценки. Занятия в кружках корригируют и развивают личность ребенка, формируют интерес к самостоятельной деятельности и к достижению конечного результата. Воспитанник с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной адаптации в социуме.
Работа с обучающимися планируется с учетом их физических, интеллектуальных возможностей и особенностей. Во время занятий продолжается формирование речи, памяти, мелкой моторики, коммуникативных способностей. Благодаря дифференцированному подходу учащиеся могут самостоятельно выполнять несложные виды работ. Это оказывает положительное влияние на последующее самоопределение воспитанников в выборе профессий.
Динамику формирования трудовых навыков, приобретенных знаний и умений можно отследить в различных выставках, конкурсах, фестивалях творчества, в которых наши обучающиеся принимают активное участие и занимают призовые места. Участие в таких мероприятиях стимулируют, создают положительные эмоции, закрепляют уверенность в своих силах и осознание себя как личности, приносящей радость людям, создают предпосылки к выбору профессии.
Механизация, компьютеризация, роботизация, автоматизация производства требуют наличие навыков работы на компьютере даже у работников не умственного труда. Поскольку обучающиеся нашей школы-интерната – это будущие работники производства (швейного, мебельного, обувного и других), то вопрос необходимости обучения основам работы с компьютером неоспорим. Поэтому, с учетом психофизиологических и умственных способностей обучающихся, был разработан и введен в учебный план школы-интерната курс факультативных занятий «Основы компьютерной грамотности». За это время ребята научились свободно набирать тексты, делать презентации, работать с аудиофайлами, выполнять поиск необходимой информации в сети Интернет, участвовать в виртуальных конкурсах, викторинах и мероприятиях. В целом, изучение основ компьютерной грамотности оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека. Выпускники с ОВЗ будут успешнее адаптированы в современном обществе, в котором всё больше решающую роль играют компьютерные технологии.
Добротная одежда из трикотажа незаменима в любой сезон года, она удобна и практична. Процесс изготовления трикотажных вещей позволяет получать быстрый, по сравнению с ручным вязанием, результат своего труда, развивает такие качества, как воображение, пространственное мышление, колористические восприятия. Все это стало причиной разработки программы «Машинное вязание», реализуемое через систему дополнительного образования школы-интерната, целью которого стало обучение работе на бытовых вязальных машинах. Машинное вязание на заказ может стать отличным способом заработка для выпускников нашей школы-интерната.
Более того, уже сейчас изготавливая изделия на заказ, воспитанники учатся искусству ведения продажи, проявляют творческий подход в изготовлении авторской эксклюзивной модели.
Воспитательная система школы-интерната пополнилась тремя авторскими программами: «Безопасность в быту», «Я – будущий сельский житель», «Береги здоровье смолоду».
Разработка данных авторских программ вызвана тем, что выполнение различных видов бытовой и хозяйственной деятельности способствует воспитанию трудовых навыков в современных условиях, дает возможность заниматься любимым делом в повседневной жизни, тем более большинство наших воспитанников – это выходцы из сельской местности.
Важно, чтобы внеурочная деятельность имела общественную направленность, чтобы учащийся видел, что то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу. Немаловажно вовремя заметить склонность ребенка к тому или иному виду деятельности и создать все необходимые условия для обучения и развития соответствующих интересов. Благодаря ранней диагностики задатков, интересов и склонностей детей с ОВЗ, созданию необходимых условий для их развития, каждый из них может оказаться способным к творчеству, а значит, и правильному выбору профессии. Именно той, которая будет востребована и обеспечит ему экономическую самостоятельность, даст возможность реализовать свой потенциал в будущем, быть конкурентоспособным специалистом в данном профессиональном направлении. Это важнейшая составляющая социализации любого человека.
Список используемой литературы:
1. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе. – М.: Просвещение, 2007.
2. Трошин О. В., Жулина Е. В., Кудрявцев В. А. Основы социальной реабилитации и профориентации, - М.: 2005.
3.Копылова Т.Г. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Современные социально-экономические условия предъявляют повышенные требования к трудовой и начальной профессиональной подготовке выпускников школ-интернатов для глухих и слабослышащих детей. В ...
Методы и формы работы с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
В статье рассмотрены методы и формы работы с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья....
Кружковая работа как одна из форм профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматривается роль кружковой работы на развитие обучающихся и их подготовку к осознанному выбору профессии. ...
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Особенности работы логопеда с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
Особенности работы логопеда с учащимися с ограниченными возможностями здоровья...
Реализация профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья через профильное обучение в коррекционной школе
Ежегодно в нашей стране проводится анализ состояния современного рынка труда. Рынок труда насыщен специалистами с вузовским дипломом, а вот потребность в квалифицированных рабочих растёт с каждым днём...
«Профессиональная ориентация учащихся с ограниченными возможностями здоровья через уроки сельскохозяйственного труда.»
Условия современной жизни предъявляют высокие требования к выпускнику. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умен...
«Проектная деятельность как одна из форм формирования жизненных компетенций школьников с ограниченными возможностями здоровья»
Об организации проектной деятельности с обучающимися с ОВЗ....