Сценарий внеурочного мероприятия"Послушай музыку природы"
материал ( класс) по теме
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЯМАЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
МЫСКАМЕНСКИЙ ФИЛИАЛ
ЕРМОЛОВИЧ Л.Г.
ПОСЛУШАЙ МУЗЫКУ ПРИРОДЫ
СЦЕРАРИЙ
Музыкально-познавательной встречи
для обучающихся в Детских музыкальных школах и Детских школах искусств
(для младших и средних классов)
Мыс Каменный
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание учащихся Детских музыкальных школ и Детских школ искусств, как важнейшая задача музыкального образования, имеет множество разнообразных аспектов, направлений, особенностей. В поисках наилучших форм организации и содержания обучения одно из важных мест занимает развитие образного мышления учащихся. Развитие образного мышления нужно начинать как можно раньше – с первого года. На уроках специальности, слушания музыки обучающиеся получают такую возможность. Очень важно найти оптимальный подход к самому процессу развития. Существует множество методов, и к ним хотелось бы добавить коллективный метод музыкально -познавательных встреч в конкурсно - игровой форме. Это косвенный метод воздействия, когда обучающиеся не ощущают себя объектом воздействия взрослого, когда они полноправные субъекты деятельности. Как известно, коллективная деятельность всегда интересна, особенно, если это конкурсная игра.
Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко в одной из своих работ подсказывает: « Есть важный метод – игра. Я думаю, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра – это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело. У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь».
Цель: развить образное мышление обучающихся детей: слушаю - размышляю – рисую.
Задачи:
· разнообразить учебный процесс
· сформировать интерес к коллективному размышлению, обсуждению, оцениванию
· сформировать интерес к дальнейшему совершенствованию себя, как музыканта – исполнителя
Ведущий: Ермолович Лариса Герасимовна - преподаватель ЯДМШ
(I категория) по классу: гитары, домры, фортепиано, руководитель оркестра народных инструментов.
СЦЕНАРИЙ представлен в форме презентации: оснащен слайдами, музыкальными номерами, стихотворениями о природе, музыкальными примерами (CD диски – композиторы классики). В качестве приложения предложен нотный материал (пьесы).
Действующие лица:
· преподаватель
· учащиеся младших и средних классов ДМШ или ДШИ.
СЦЕНАРИЙ «Послушай музыку природы»:
· в доступной форме знакомит обучающихся с прекрасными творениями выдающихся композиторов классиков.
· с литературными творениями поэтов
· выступления учащихся ЯДМШ дает возможность детям – исполнителям ощутить себя частью природы
· игра-конкурс (1-й,2-й,3-й,4-й,5-й тур), нацелена на развитие образного мышления: «Играю – слушаю – размышляю – придумываю -оцениваю»
Ход игры-конкурса:
Ι. учащиеся делятся на две-три команды (количество команд зависит от количества детей).
ΙΙ. участники команд:
в 1-ом туре - отвечают на вопросы, выбирая правильные варианты ответов ( предложены варианты ответов)
во 2-ом туре - оценивают выступления учащихся
в 3-ем туре - выбирают эмоции (предложены варианты ответов)
в 4-ом туре - придумывают названия к прослушанным пьесам
в 5-ом туре - кто больше придумает слов к прослушанному произведению: озвучивается оценочное слово - каждая команда придумывает эпитеты в том же оценочном ключе
ΙΙΙ. подводится итог конкурса:
· за каждое выигранный тур, команда получает одно очко
· очки суммируются
ΙV. команда, набравшая большее количество очков, считается победителем игры - конкурса.
Победившая команда награждается дипломом;
каждый участник победившей команды получает грамоту победителя;
каждый участник проигравшей команды – получает грамоту участника.
Оборудование:
· телевизор
· компьютер
· CD диски с музыкальными произведениями композиторов классиков
Наглядный материал:
· Компьютерная презентация
Музыкальные инструменты:
· Гитара
Условные обозначения:
- прослушивание CD диска;
- выступления учащихся ЯДМШ
План – содержание:
1. Учитель: вступление
2. Ученик 1: «Послушай музыку природы» (стих)
3. Слова учителя
4. П.И.Чайковский «Песня жаворонка» (CD диск)
5. Ученик 2
6. Игра 1-й тур
7. Слова учителя
8. Предеин Алексей (1 класс- гитара) Л.Иванова «ДРЕМУЧИЙ ЛЕС»
9. Игра 2-й тур
10. Слова учителя
11. Ученик 3
12. Слова учителя
13. Ученик 4 «Легенда о подснежнике»
14. П.И.Чайковский «Апрель. Подснежник» (CD диск)
15. Игра 3-й тур
16. Ученик 5 «Мир в звуках музыки рождался» (стих)
17. Игра 4-й тур
18. Савкина Анна (4-й класс гитара) Ф. Клейджан «Легенда цветущего луга»
19. Огий Руслан (4-й класс гитара) Музыка неизвестного автора «С неба звездочка упала»
20. Игра 5-й тур
21. Слова учителя
22. Ученик 6 Л.Толстой «Благословляю вас, леса» (стих)
23. Романс «Благословляю вас, леса» муз. П.И. Чайковского слова Л.Толстого (CD диск).
Р.S. Стихотворения взяты из интернет - ресурсов, без указания авторов.
Место проведения:
«ЯМАЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
МЫСКАМЕНСКИЙ ФИЛИАЛ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel.doc | 132.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Учитель: ВСТУПЛЕНИЕ
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о музыке природы. Наша встреча будет сопровождаться музыкальными номерами в исполнении учащихся ЯДМШ, а также прослушиванием CD дисков с произведениями П.И. Чайковского. Выбор пал на Чайковского не случайно.
В этом году страна празднует юбилейную дату 175 лет со дня рождения композитора.
Именно в творчестве П.И. Чайковского мы можем чаще всего видеть обращение к родной русской природе.
Вот что писал сам композитор: «Прогулка летом по России, по полям, по степям, бывало, приводила меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе. Тех неизъяснимо сладких ощущений, которые навевали на меня лес, речка, степь, деревья вдали, скромная церквушка, словно, всё, что составляет убогий русский родимый пейзаж».
Среди русских композиторов наибольший вклад внёс П.И.Чайковский. Он, как никто другой любил русскую природу и оставил большое количество произведений, в которых рассказал о своей любви к ней. Слушая произведения Чайковского, представляешь знакомые пейзажи, понимаешь, что природу необходимо любить и беречь, а не только ею любоваться. Чтобы увидеть музыку, надо в неё вслушаться, почувствовать её, включить своё воображение. Тогда в каждом услышанном произведение можно увидеть уголок родной природы.
Слайд 1
(1840 – 1893 гг)
Памятник П.И.Чайковскому в Воткинске
(место рождения композитора)
СЦЕНАРИЙ
Слайд 1
Ученик 1:
ПОСЛУШАЙ МУЗЫКУ ПРИРОДЫ.
Давай послушаем леса,
В них тайная живет краса.
Нас завлекают павы-кроны,
В свой мир прохладный и зеленый.
Слайд 2
Давай послушаем луга,
Они слышны издалека
Жужжаньем монотонным лета,
В них буйство радости и цвета.
Слайд 3
Давай послушаем моря,
В них умывается земля,
Своим любуясь отраженьем,
И плещут волны с наслажденьем.
Давай послушаем глаза,
И в них услышим чудеса —
Мечты дыханье, веры в свет,
И на любой вопрос ответ.
Учитель:
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о звуках природы – это один из способов прочувствовать всю красоту, окружающую нас. Звуки природы самые разные, неповторимые - это шум реки, моря, леса и особенно пение птиц! Всю эту красоту можно услышать в музыкальных произведениях выдающихся композиторов классиков: П.И.Чайковского, С.С. Прокофьева, М.П. Мусоргского, Р.Шумана, Э.Грига и других.
Мы с вами играем на разных инструментах, извлекая разные звуки, часто не задумываясь над тем, что эти звуки «живые» и могут «говорить», надо только научиться их слышать.
Звук, который исполнен («сделан») человеком, способен «разбудить» в человеческой душе радость или печаль, представить восход солнца или услышать морской шторм; трепетное шуршание листвы или сильные порывы ветра. Все это – музыкальные звуки, составляющее и основное звено музыки природы.
П.И.Чайковский «Песня жаворонка»
Слайд 4
Ученик 2:
В одном из писем П.Чайковский писал: «Как я люблю, когда по улицам текут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зеленую травку, как радуешься прилету грачей. А за ними жаворонков и других заморских летних гостей!»
Издавна пение птиц в музыкальном искусстве было связано с образами весны, ласкового солнца, пробуждения природы.
Певчие птицы всегда поражали человека изобретательностью, разнообразием своих трелей. У них и музыкантам есть чему поучиться.
В песне жаворонка мы слышим и солнечную весеннюю радость, и необыкновенное разнообразие «птичьих» пассажей в высоком регистре.
ИГРА (I тур)
«СЛУШАЕМ – РАССКАЗЫВАЕМ - РИСУЕМ»
Игра заключается в том, что вы должны ответить на вопрос, выбрав правильные варианты ответов.
Вопрос №1
О чем говорится в музыке?
Варианты ответов:
- О солнце?
- О весне?
- О просыпающейся земле?
При выборе правильных ответов - команда получает очко.
Вопрос №2:
Что изображает музыка?
Варианты ответов:
- «поток тающего снега»,
- «что-то живительное и бодрящее»
- «пение жаворонка»
При выборе правильных ответов - команда получает очко.
Вопрос №3:
Почему вы так решили, что это именно:
- «поток тающего снега»,
- «пение жаворонка»
- или что-то другое?
За объективный, интересный ответ, команда получает очко.
Нарисуй музыку:
Каждый участник команды рисует свой рисунок, сюжет которого должен соответствовать музыке. Рисунки команд объективно оцениваются - команда получает очко.
Учитель:
Каждый человек имеет своё "внутреннее" зрение, которое позволяет увидеть то, чего в настоящий момент нет перед глазами. Слушая музыкальные произведения, можно представить картины, в которых настроение, краски совпадают с музыкой.
Давайте послушаем выступление ученика нашей школы и оценим его выступление:
Предеин Алексей (1 класс- гитара) Л.Иванова «ДРЕМУЧИЙ ЛЕС» (см. нотное приложение)
Слайд5
ИГРА (ΙΙ тур)
«ОЦЕНКА ВЫСТУПЛЕНИЯ»
Вопросы:
- Понравилась вам эта музыка?
- Почему?
- Сумел ли исполнитель передать настроение пьесы?
- Как бы вы прокомментировали это выступление?
За лучший комментарий – команда получает очко.
Слайд 6
Учитель:
Природа – это настоящий храм красоты. И не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в окружении природы.
Музыка и стихи - это то, прекрасное, без чего человек не может жить. В природе есть душа, в ней есть язык, и каждому дано услышать этот язык, понять его. Многим талантливым людям, поэтам, музыкантам удалось понять язык природы и всем сердцем полюбить ее, поэтому, и создали они много прекрасных, неповторимых в своей переливающейся гармонии произведений.
Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных творений. Природа мощно звучит в музыке, созданной композиторами.
Слайд 7
Ученик 3:
Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты – барабан, арфу, флейту. Музыканты всегда учились у природы.
Слайд 8
Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодаря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика.
В 1500 в Италии был сделан медный цветок, случайно его ударили, и раздался мелодичный звон, колоколом заинтересовались служители религиозного культа и вот он звучит, радуя прихожан своим звоном.
Учитель:
Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения. Эпиграфом к пьесе композитор подобрал стихи русского поэта Майкова:
Слайд 9
Голубенький, чистый подснежник-цветок,
А подле – сквозистый последний снежок.
Последние слезы о горе былом
И первые грезы о счастье моем…
Слайд 10
Ученик 4:
ЛЕГЕНДА О ПОДСНЕЖНИКЕ
По одной древней легенде, подснежники были первыми цветами на земле. Когда Бог изгнал Адама и Еву из рая, на земле была зима, шел снег. Ева замерзла и стала плакать. Снежинки пожалели ее и несколько из них превратились в цветы. Ева очень обрадовалась этому. У нее возникла надежда на прощение, а цветы - подснежники - с тех пор стали символом надежды.
П.И.Чайковский « Апрель. Подснежник»
ИГРА (III тур)
«ВЫБИРАЕМ ЭМОЦИИ»
Вопросы:
- Какое чувство вы испытали, прослушав пьесу?
Варианты ответов:
- разочарование
- радость
- трепетная взволнованность
- покой
- Как звучит эта пьеса?
Варианты ответов:
- грубо
- нежно
- взволнованно
- поэтично
За правильно выбранные варианты ответов – команда получает очко.
Слайд 11
Ученик 4:
МИР В ЗВУКАХ МУЗЫКИ РОЖДАЛСЯ
Живее ветра, света, дня.
Снежинок, капелек дождя.
Крылатых птиц и облаков,
Восторгов, слез, улыбок, слов.
Она как жизни естество,
Она вначале у всего.
Мир в звуках музыки рождался,
И с нею на века сливался.
ИГРА (IV тур)
«ПРИДУМЫВАЕМ НАЗВАНИЕ»
Учитель:
В исполнении учащихся нашей музыкальной школы, прозвучат пьесы « без названия». Ваша задача: внимательно послушать эти пьесы и придумать им название, которые соответствовали бы характеру музыки (названий может быть несколько).
Команда, придумавшая большее количество названий, соответствующих характеру пьес – получает очко.
Савкина Анна (4 класс-гитара) Ф.Клейджан «ЛЕГЕНДА ЦВЕТУЩЕГО ЛУГА» (см. нотное приложение)
Слайд 12
Огий Руслан (4 класс-гитара) «С НЕБА ЗВЕЗДОЧКА УПАЛА» музыка неизвестного автора (см. нотное приложение)
Слайд 13
ИГРА (V тур)
«КТО БОЛЬШЕ ПРИДУМАЕТ СЛОВ»
Учитель:
Сейчас я назову оценочное слово к прослушанным пьесам. Вы, в свою очередь, придумываете в том же оценочном ключе другой эпитет. Команда, придумавшая больше эпитетов – получает очко.
1) Пьеса «Легенда цветущего луга»
- светлая …
2) Пьса « С неба звездочка упала»
- спокойная
Учитель:
И в заключение встречи, хотелось бы сказать - тема природы бесконечна. Она звучит не только в бессмертных произведениях выдающихся композиторов классиков, но и в их лирике. В число этих композиторов вошел и П.И.Чайковский. На стихи А.Толстого он создал серию шедевров вокальной лирики – 11 лирических романсов и два дуэта, вобравших в себя целую гамму человеческих чувств. Романс «Благословляю вас, леса» стал выражением собственных мыслей композитора о природе и мироздании.
Слайд 13
Ученик 5:
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса.
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду.
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить;
О, если б мог в мои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!
П.И.Чайковский романс на слова Л.Толстого «Благословляю вас, леса»
Учитель:
На этой прекрасной «ноте», позволю себе закончить нашу встречу.
ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ, ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеурочного мероприятия "КВН"
Внеурочные мероприятия позволяют не тоглько проверить качество усвоенного материала на уроках, но и способствует сплочению ученического коллектива класса....
Сценарий внеурочного мероприятия по немецкому языку «Jahreszeiten: Frühling»
Материал предназначен для внеурочного мероприятия по немецкому языку «Jahreszeiten: Frühling» Участники: обучающиеся 6 класса...
Сценарий экологического мероприятия "Мы - друзья природы"
В связи с ухудшением экологической обстановки на планете в последнее время, большое значение имеет экологическое...
Сценарий общешкольного мероприятия по музыке, посвященный 70-летию Великой Победы.
Сценарий общешкольного мероприятия по музыке, посвященный 70-летию Великой Победы....
Сценарий внеурочного мероприятия "Чему научила меня музыка"
СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИКФорма показа - компьютерная презентация....
Внеурочное мероприятие "Вечер музыки "
Внеурочное мероприятие "Вечер музыки в коррекционной школе"...
Сценарий внеурочного мероприятия «Природа как источник вдохновения»
Сценарий внеурочного мероприятия «Природа как источник вдохновения» разработан для детей, которые занимаются в кружке декоративно - прикладного направления....