Доклад "Чтение нот с листа"
методическая разработка ( класс) на тему

Трещеткина Лидия Ивановна

Среди великого многообразия музыкально-технических навыков, которые ученик приобретает в процессе обучения игры на скрипке, одно из важных является навык чтения с листа, умение грамотно и правильно(ритмически и интонационно) сыграть по нотам без остановок какое-либо новое музыкальное произведение, по сложности не превышающее технических возможностей ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_chtenie_not_s_lista.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

«О навыке чтения с листа»

 

Среди великого многообразия музыкально-технических навыков, которые ученик приобретает в процессе обучения игры на скрипке, одно из важных является навык чтения с листа, умение грамотно и правильно(ритмически и интонационно) сыграть по нотам без остановок какое-либо новое музыкальное произведение, по сложности не превышающее технических возможностей ученика.

Ученики не всегда справляются с этой задачей, хотя хорошее чтение с листа необходимо каждому обучающемуся музыке. Именно поэтому необходимо уделить особое внимание накоплению этого навыка, правильное его воспитание.

 Умение хорошо читать с листа не ставится в зависимость от общей одаренности ученика, зачастую очень одаренные музыканты, прекрасно владеющие инструментом, плохо читают с листа и, наоборот, ученики со средними данными хорошо читают с листа. И относить качество этого навыка только за счет практики и тренировки, неверно. Преподаватели часто встречаются с тем, что в первом классе(не имея никакой практики) одни ученики читают нотный текст лучше, другие хуже. Значит, существуют причины, от которых зависит этот навык. Для того чтобы понять как формируется этот навык, необходимо хорошо представлять как он формируется. Необходимо представлять себе из каких элементов состоит запись нотного текста, какие нужны технические средства для прочтения этого текста, и с какими из этих элементов возникают сложности у ученика.

Нотный текст – это условные знаки, из которых и формируются музыкальные фразы, облаченные в форму гармонического, динамического, мелодического, метроритмического рисунка музыкально произведения. Помимо этого имеется большое число добавочных обозначений возле нот (аппликатура, штрихи, динамические оттенки и т.д.).

Чтобы одномоментно охватить такое количество обозначений, нужно иметь достаточный запас музыкально – технических навыков (знание тональностей, позиций, штрихов, умение грамотно группировать длительности, хороший внутренний слух, чувство ритма).

В момент читки с листа, начинающий ученик должен успеть осознавать каждое из нотных обозначений в связи с другими навыками и объединять их в единое целое. Этот сложный синтез и постоянный анализ и составляют основу процесса чтения нот с листа. От постоянной тренировки и практики этот процесс прочтения приобретает быстроту, и со временем ученик сможет охватывать не только отдельные ноты, а уже целые музыкальные фразы.

Самый необходимый навык для чтения с листа – это умение смотреть вперед, воспитывать его надо с первого года обучения.

Скорость восприятия играемого текста зависит от подвижности нервных процессов ученика, а так же от тренировки и верного воспитания навыков, прививаемых с первых лет обучения.  Соответственно, навык чтения с листа связи со всем вышеперечисленным комплексом, и накопление этих навыков зависит от метода преподавания.

Даже при проверке можно заметить, что усложняют чтение с листа одни и те же элементы: отсутствие навыка подобрать аппликатуру, боязнь расстаться с первой позицией (не знание грифа), плохая ориентировка в счете. Это основные элементы, составляющие затруднение чтение с листа, для ученика. Почему же так происходить?

Попробуем разобраться в причинах. Первая – отсутствие умения правильно группировать ноты, то есть считать. Впервые с группировкой нот ученик знакомится на первом году обучения. Для начала он должен ознакомиться и осмыслить каждую отдельную длительность, а уже после перемежать их.

На практике же, по сути, ученик не играет целыми нотами и половинными нотами пользуется мало. Таким образом, ученик начинает «чтение нот» с четвертных и восьмых. И, при этом, зачастую, он не успевает осмыслить каждую ноту в отдельности и играет большей частью по слуху, и с помощью педагога.

Если ко всему прибавить, что начальный этап обучения сопряжен с неустойчивой интонацией и постановкой, плюс ко всему, педагог делает множество замечаний, становится понятным, что ученик просто не успевает осознавать каждую ноту и уделять достаточно сосредоточенного внимания.

Но в случае, если педагогу все же удастся этого добиться, и ученик получит навык правильного группирования нот – это послужит хорошим  фундаментом для правильного чтения с листа в дальнейшем.

В начальном периоде обучения, желательно, чтобы ученик играл на скрипке без нот, до момента пока будут усвоены постановочные навыки. Когда ученик просто водит смычком по струнам, он встречается с элементарным счетом, независимо от нот. Педагог всегда организовывает игру ученика во времени, отсчитывая равномерные единицы. И только в тот момент, когда ученик уже чисто играет тетрахорд и освоена постановка, можно перейти к игре по нотам уже знакомых песенок, которые он пел.

 Когда нужные навыки будут хорошо усвоены  на этом этапе, можно переходить к игре медленными четвертями. Это не должно составить никакого труда, потому что те же ноты идут размеренно, только чуть быстрее. Сложности могут начаться тогда, когда половинные и четверти начинают перемежаться в одном такте. Чередование длительностей связанно с распределением смычка, этот навык необходимо усвоить ранее( на открытых струнах: половинную ноту играть всем смычком, а 2 четверти по половине смычка).

Систематично необходимо приучать ученика к каждой новой длительности и новой комбинации длительностей, особо тщательно подбирать репертуар.

Проблемы с ритмом могут появиться в виду многих причин: завышенный репертуар, непрочное усвоение каждой длительности, неосознанное прочтение текста, неумение смотреть вперед.

Вторая причина, усложняющая прочтение текста – большое количество знаков альтерации. При разборе нового произведения ученики редко обращают внимание на ключевые знаки, не определяют тональность и ориентируются только на свой мелодический слух, в результате делая ошибки. Это упущение на месте педагога, не научившего ученика определять тональность, прежде чем начинать играть.

Третья причина – аппликатура. Почти все ученики предпочитают играть в первой позиции, почему? Ответ очень прост – они хорошо ее знают, а остальные позиции знают хуже или не знают вообще. Вывод прозрачен: изучать каждую позицию нужно так же тщательно, как и первую, тогда, при чтении с листа, эта проблема отпадает сама собой. Потому как вопрос аппликатуры связан с хорошим знанием позиций и их смены. Педагогу нужно как можно меньше обозначать аппликатуру в учебниках. Это приучает ученика к пассивности, и в моментах, где аппликатура не указана, ученик испытывает трудности, потому что не привык думать самостоятельно.

Рациональнее не подписывать аппликатуру, а лишь обозначать позиции.

Если с первого года обучения уделять большое внимание усвоению каждого навыка, проходить только в строгой последовательности, то никаких трудностей чтение с листа вызывать не будет.

Необходимо приучить ученика, прежде чем начать читать новый текст, определить тональность, темп, размер, окинуть взглядом произведение, его нотный текст и фактуру. И после этого предварительного ознакомления с произведением следует начать его играть.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа на тему "Навык чтения нот с листа"

В работе говориться о развитии у начинающих музыкантов такого важного навыка ,как навык чтения нот с листа,который необходим для дальнейшего успешного обучения детей и быстроого освоение нотного матер...

Чтение нот с листа

Одним из важных навыков, приобретенных учащимися в музыкальной школе, является чтение нот с листа.Умение хорошо читать с листа не ставится в зависимость от общей одаренности ученика, зачастую очень од...

Чтение нот с листа на уроках музицирования как необходимый компонент комплексной подготовки учащегося-пианиста

Формирование навыков чтения нот с листа у обучающихся фортепианных классов музыкальной школы....

Чтение музыки с листа и воспитание некоторых мыслительных качеств у учащихся.

Чтение музыки с листа и воспитание некоторых мыслительных качеств у учащихся...

доклад "Чтение с листа и подготовительные упражнения к нему на уроках сольфеджио"

Чтение с листа является одним из способов развития музыкального слуха учащихся.Оно представляет собой навык,который должен совершенствоваться в течение всех занятий сольфеджио....

Методический доклад "Формирование навыка чтения нот с листа на начальном этапе обучения"

Методический доклад "Формирование навыка чтения нот с листа на начальном этапе обучения"...