Это славное имя Пушкин!
классный час (6, 7 класс) на тему

Кузьмина Надежда Вячеславовна

Рассказ о лицеистких годах, становление мировоззрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eto_slavnoe_imya_pushkin.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Это славное имя Пушкин!

(рассказ о лицеистских годах)

Шел 1811 год. В Царском Селе готовились к открытию Лицея, нового учебного заведения, самим своим названием поражавшего публику.

В постановлении о лицее было записано: «воспитывать кадры новых государственных деятелей». Программа засчитана на 6 лет, включая предметы среднего и высшего образования. В Лицей принималось 30 мальчиков.

Выдержали вступительный экзамен и были зачислены в Лицей: А. Пушкин, И. Пущин, В. Кюхельбекер, А. Дельвиг, А. Гончаров, Вольховский, Ф. Батюшков и многие другие.

19 октября  1811 года состоялось торжественное открытие Лицея.

Всех будущих лицеистов пригласили в актовый зал, где директор Малиновский обратился к лицеистам со словами: «Вы будете иметь влияние на благо целого общества. Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями».

Благослови, ликующая муза,

Благослови, да здравствует Лицей.

Начались занятия. Класс профессора Кашинского по истории искусств и русской словесности: «Господа, будем пробовать перья… Опишите мне, пожалуйста, розу стихами».

Где наша роза,

          Друзья мои? –

Увяла роза, дитя зари.

          Не говори:

Так вянет младость!

          Не говори:

Вот жизни радость!

          Цветку скажи:

          Прости, жалею!

И на лилию укажи.

Так описал Пушкин розу.

Лицеисты жили весело, часто подшучивали друг над другом, а чаще доставалось Кюхле (Кюхельбекеру).

Писатель, за твои грехи

Ты с виду всех трезвее.

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне уснуть скорее.

Друг А. Пушкина Андрей Дельвиг, однажды не выучив урок, спрятался за кафедру и уснул.

Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный,

Ты не под кафедрой сидишь.

Латынью усыпленный.

А.С. Пушкин много читал. Друзья  называли Пушкина «Егозой» за непоседливость и легкомысленный характер. Поэт сам говорил о себе, что он «помесь тигра с обезьяной». Прозвище «француз» ему нравилось.

Охотнее всего он занимался в классе профессора права – Куницына.

Куницыну – дань сердца и ума.

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

И чистая лампада возжена.

В юном Пушкине поражает мудрость, глубина мыслей. Он печатается в журналах «Сверчок», «Лицейский мудрец», а стихотворение «К стихотворцу» печаталось в «Вестнике Европы».

Лицейский дух – образец школьной дружбы, любви и вольнодумия.

Профессора Лицея не ставили текущих оценок, а давали о каждом лицеисте отзыв.

О Пушкине: «Имеет блистательные дарования.  Много постоянства, остроумен, добродушен, но  вспыльчив, с гневом».

Друзья мои!

Как утро здесь прохладно,

В тиши полей, сквозь тайну сень дубрав,

Как юный день сияет гордо, ясно.

В те дни в таинственных долинах

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являлась муза мне во сне.

О Дельвиге: «Добродушен и усерден в российской истории и словесности».

О Пущине – друге Пушкина: «Благородство, воспитанность, скромность, мужество и тонкое честолюбие».

О Кюхельбекере: «Во всех словах и поступках часто не приличен».

Мой Пушкин  

                                                                                                                                                                                     

Что Пушкин для меня?

Средь дней однообразных вереницы

Он для меня, как дивная жар-птица,

Как дар волшебный счастья и добра.

Мой Пушкин – море красоты,

Волшебных грез очарованье.

Он факел на моем пути,

Несущий свет, добро и состраданье.

В минуты радости, тоски или печали

Он рядом, он со мной,

Утешит, усладит пленительной строфой

И позовет в неведомые дали.

1812 год. Все помнят окно библиотеки Лицея, через которое видна дорога, по которой шли ополченцы. Лицейская жизнь сливается с политической эпохой народной войны с Наполеоном. Пушкин-подросток вместе с русским народом переживает за судьбу своей Родины.

Текли за ратью рать:

Со старшими мы братьями прощались,

Завидуя тому, кто умирать шел мимо нас.

1815 год. Победоносное окончание Отечественной войны с Наполеоном. Народ ликовал. А в Лицее проходил переводной публичный экзамен на старший курс. Почетным гостем был знаменитый поэт того времени Державин. Пушкин читал стихотворение «Воспоминание в Царском Селе».

                       Навис покров угрюмой мощи

На сердце дремлющих небес,

В безмолвной тишине почили дол и рощи,

В седом тумане дальний лес;

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,

Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,

И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывет в сребристых облаках.

Державин был так восхищен, хотел обнять поэта, но Пушкин убежал. Это был день рождения нового поэта России!

На июнь 1817 года был назначен выпуск.

Разлука с друзьями, ставшими за 6 лет обучения семьей, была тяжелая. Время проходило в мечтах, прощаниях, обещаниях.

Разлука ждет нас у порога,

Зовет нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу

С сомненьем гордых новых дум.

Каждому лицеисту по окончании было вручено свидетельство.

Воспитанник Императорского Царскосельского Лицея Александр Пушкин в течение шестилетнего курса оказал успехи:

  • в законе Божьем и священной истории,

в логике и нравственной философии,

в праве естественном, частном и публичном,

в российском, гражданском и уголовных правах – ХОРОШИЕ

  • в латинской словесности,

в государственной экономике и финансах – ВЕСЬМА ХОРОШИЕ

  • в российской, французской словесности,

в фехтовании                                                        – ПРЕВОСХОДНЫЕ

  • сверх того занимался историей, географией, статистикой, математикой и немецким языком.

Во уверении чего и дано ему от конференции Императорского Царского Лицея свидетельство с приложением печати.

Директор Лицея Эндельгардт  в день окончания обратился со словами:

Не смерть страшит,

Страшит бесчестье.

Пронесите по жизни правду!

Первый выпуск Лицея – это великолепная плеяда замечательных людей, граждан России.

Антон Дельвиг – поэт, издатель, журналист.

Александр Гончаров – государственный деятель. Составил блистательную карьеру на дипломатическом поприще.

Федор Матюшкин – морской генерал, известный мореплаватель.

Александр Пушкин – «солнце нашей жизни, национальный гений Росси».

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Это имя – знакомое с детства,

Вместе с грамотой впаяно в речь.

Надо заново в имя вглядеться,

Чтобы заново знать и беречь.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер "Кубани славные сыны", посвященный памяти героев Великой Отечественной войны

Литературный вечер "Кубани славные сыны" посвящен памяти героев Великой Отечественной войны. Мероприятие предназначено для учащихся 9 классов. На данное мероприятие рекомендуется пригласить героев Вел...

"Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановичеи о прекрасной царевне Лебеди" урок- КВН

Данный урок проводится либо в конце первой четверти, либо после изучения темы "Карты", "Горные породы", "Координаты"....

"Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановичеи о прекрасной царевне Лебеди" урок- КВН

Данный урок включает обобщение по теме :"Карта, полезные ископаемые, путешественники....

Славный город Урожайск

Учебный материал для детей среднего звена, можно провести как занятие по дополнительному образованию. Форма занятия: заочное путешествие по залам музея "История хлеба". Где, когда и как росли злаковые...

Презентация-6частей к занятию "Славный город Урожайск"

Презентция к занятию "Славный город Урожайск" - 3 часть. Файлы сжаты, для того, чтобы посмотреть презентацию, необходимо соединить все части вместе (их шесть), увеличить фото и текст на слайдах. Я сжа...

Классный час: «Славные подвиги - славные имена»

Цель данного классного часа: привлечь внимание учащихся к историческим событиям, повернувшим ход истории;напомнить о героях, которые «не щадя живота своего» защищали Родину.«Гор...