Хотим ли мы учить язык?
статья ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
Приступая к изучению иностранного языка, нельзя пожаловаться на отсутствие интереса учащихся к предмету. Но со временем интерес значительно ослабевает. Возникает вопрос: почему? Одна из причин - это ложное представление о мнимой обязанности ученика учиться. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познавать что-либо, даже если это записано в уставе. Пока обязанность не будет осознана и принята учеником как МОЯ обязанность, он будет «подвергаться обучению», а не учиться. Поэтому проблема мотивации учения представляет собой проблему превращения объекта обучения в субъект учебной деятельности. Деятельности без мотивации не бывает. Между тем при овладении иноязычной культурой как средством формирования личности вовсе не безразлично, какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности. Наиболее ценные мотивы важно довести до уровня полного осознания, чтобы придать им побуждающую силу. А значимость неценных мотивов важно снизить.
Стимулирующее воздействие внешней мотивации на процесс обучения может быть достаточно сильным, поэтому его важно строить таким образом, чтобы обучаемые на каждом его этапе ощущали продвижение к поставленной цели. Для этого можно использовать различные источники информации, показывающие значение владения иностранным языком (кинофильмы, специальная литература, газеты, журналы и т.д.). Можно проводить беседы о значении английского языка. С удовольствием ребята выполняют задания следующего характера.
- Сделать подборку иностранных слов, которые они употребляют, слышат, встречают в книгах.
- Какие иностранные передачи, фильмы, мультфильмы показывают по телевизору?
- Какие книги английских авторов есть в библиотеке или дома?
- Используются ли иностранные слова на вывесках магазинов, офисов в нашем городе? И т.д.
Чтобы собрать такую информацию, учащимся необходимо проявить активность, умение взаимодействовать с другими людьми. Выполняя такие задания, учащиеся не замечают, как внешняя мотивация смыкается с внутренней мотивацией и подкрепляется ею.
Основной разновидностью внутренней мотивации является коммуникативная мотивация. Большинство учащихся хотят общаться, переписываться друг с другом, с иностранцами, хотят быть переводчиками, репортёрами. Не смотря на такое стремление учащихся к общению, именно этот тип мотивации труднее всего сохранить. В атмосфере родного языка овладение иностранным языком предстаёт как искусственное средство общения, это значит и ситуации, используемые при обучении, носят искусственный характер. Как бы учитель не старался создать естественную ситуацию для общения, язык остаётся искусственным компонентом этой ситуации. Поэтому необходимо больше обращаться к воображению ребят, к фантазии, к игре.
Игра раскрепощает ребёнка, стимулирует его фантазию, раскрывает его творческие возможности, свойства его личности. Игры превращают урок в живое интересное занятие. Использование игровых форм обучения, и в первую очередь ролевых игр, является отличительной особенностью интенсивных методов.
Задания творческого характера, предполагающие выполнение в первую очередь речевых упражнений, а также упражнений с различной направленностью речевого действия, позволяют избежать однообразия действий, снижают умственную утомляемость учащихся. Использование проектных методов на уроках позволяет комплексно реализовать методические и педагогические задачи. Учащиеся с интересом овладевают иностранным языком, у них формируются активные логико-смысловые операции, создаётся благоприятная обстановка для сохранения и укрепления здоровья школьников.
Одной из характеристик интенсифицированного обучения является личностно-ориентированное общение. Необходимо быть в курсе жизни своих учеников, знать о наиболее важных событиях, которые с ними произошли. Это позволит ученику поделиться своими радостями и неприятностями, проблемами, планами на будущее. Необходимо так же хорошо изучить интересы каждого ученика и учитывать их при организации общения. Не раз проверено, что учёт интересов обучающихся создаёт мотивацию, стимулирует активность, позволяет ученику более полно раскрыть свои способности и обогащает других учащихся.
В интенсивных методах широко используются и несвойственные ученику в жизни роли, например, инопланетянина, космонавта, иностранца. Здесь необходимо сделать правильный выбор персонажей игры с учётом интересов и уровня их общего развития. Необходимо учитывать личностные свойства и психологические особенности обучающегося.
Особое место в интенсивном обучении отводится работе с музыкой, песнями, стихами и наглядными пособиями. Замечено, что прослушивание стихотворений, а особенно песен, не только создаёт паузу для расслабления, отдыха, но и включает в работу над материалом урока.
Большое значение придаю созданию коммуникативной обстановки на уроках. Формулировка задания должна носить коммуникативный характер, а содержание учебных материалов должно быть интересно школьникам. Урок оживает, когда его содержанием становятся факты, события, непосредственно затрагивающие самих учащихся.
Важным видом внутренней мотивации является мотивация, порождаемая учебной деятельностью. Нужно чтобы учащиеся видели речевую перспективу применения языкового материала. Так при введении новых слов необходимо объяснить, что они понадобятся для беседы по теме, для сценки, для чтения текста и т.д.
Большую роль играет развитие языковой догадки. Стараюсь побуждать учащихся к языковой догадке. Так при чтении текстов направляю их внимание на подсказки и опоры в самом тексте. Считаю, что необходимо вооружать обучаемых определёнными приёмами овладения иностранным языком, так же необходимо обучать их работе с различными словарями, справочниками, схемами, таблицами.
Учитель своим доброжелательным отношением к учащимся, своей заинтересованностью в их успехе стимулирует их активность. Позиция учителя в учебном коллективе - это позиция помощника, консультанта, друга.
Разумная требовательность, рабочая атмосфера и благоприятные условия для общения и есть тот оптимальный режим урока, который вырабатывает у учащихся устойчивую положительную мотивацию к урокам иностранного языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему подростки не хотят учиться?
Материал будут полезен родителям, которые сталкиваются с нежеланием ребенка учиться...
Почему не хотят учиться наши дети?
Как это ни странно звучит, все чаще и чаще можно встретить семьи, в которых дети не просто не хотят учиться, а вообще по несколько лет не ходят в школу. И совсе...
"Почему дети могут, но не хотят учиться"
Материал для родителей...
Доклад "Почему дети не хотят учиться?"
Выступление на педсовете – уровень ОУФГОУ – СОШ № 21 МО РФДоклад от 26 августа 2014 годаТема: Почему дети не хотят учиться?Автор доклада: Кароян Иветта Левоновна...
консультация для родителей "Почему дети не хотят учиться?"
консультация...
Почему есть дети, которые не хотят учиться?
Наша основная цель - предостеречь педагогов и родителей от непродуманных решений, сделать одной из главных заповедь "не навреди". Мы должны помнить, что от нас зависит, как будет р...
Внеклассное мероприятие "Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Ш. Монтескье"
Внеклассное мероприятие предназначено для обучающихся старшей школы....