Детское самоуправление
статья ( класс) на тему
В материале представлена информация об организации детского самоуправления в условиях лагеря с дневным пребыванием детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoupravlenie_.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
САМОУПРАВЛЕНИЕ
КАК ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
И СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА И ЛАГЕРЯ В ЦЕЛОМ
Подготовила
Педагог дополнительного образования
Тунгусова О.Н.
За многие годы сложилась определенная система работы с детскими органами самоуправления как на уровне лагеря, так и в отрядах. Безусловно, каждый вожатый строит свою деятельность глубоко индивидуально, используя свойственные лишь ему приемы и методы взаимодействия с коллективом. Но опыт работы в целом, на наш взгляд, заслуживает обобщения и осмысления.
Самоуправление – один из самых эффективных способов развития у ребенка лидерских качеств. Для реализации поставленных задач в лагере создаются органы самоуправления на уровне лагеря и отряда.
1. Отряд – одновозрастной детский коллектив под руководством двух воспитателей.
П р и з н а к и к о л л е к т и в а:
- отношения ответственной зависимости – взаимозависимость (подросток должен уметь организовывать и выполнять поручения);
- связь с другими коллективами (полномочное представительство в ОСУ (выборы и делегирование); совместные дела с другими коллективами; организация дел для других);
- структура, органы управления и план жизнедеятельности отряда определяется воспитателями совместно с детьми исходя из логики программы смены, где педагог занимает равную с подростком позицию как полноправный член детского коллектива, представляющий педагогический коллектив.
Отрядная работа в смене выстраивается параллельно с программой лагеря. Отрядные дела направлены на реализацию общей цели лагеря на смену. Отряд делится на структурные единицы – четыре микроколлектива.
Структура совета отряда (коллектива)
Структура совета отряда (коллектива)
- Член Совета лагеря – информирует о предстоящих делах и событиях, инициирует распределение ответственных при подготовке и проведении каких-либо дел, провоцирует инициативу членов отряда на совершение какого-либо социально направленного, позитивного поступка, дела.
- Командир – проводит утренний информационный сбор отряда, отвечает за организацию деятельности в течение дня, выполнение плана на день, организует анализ дня, дела.
- Физорги – проводят утреннюю гимнастику, следят за готовностью отряда к работе, организуют спортивные часы и другую деятельность спортивного направления.
- Хозяева – контролируют уборку помещений, территории, следят за сохранностью вещей, организуют быт детей: получают и сохраняют канцелярские товары, имущество отрядной комнаты и палат, организуют генеральные и повседневные уборки спален, кострового или отрядного места, проветривание комнат.
- Член информационного совета – проводит информминутки, сотрудничает с информационной группой при подготовке к дежурству по территории, подготовке радиовыпусков.
- Командиры микроколлективов – отвечают за организацию деятельности в микроколлектвах.
В отряде необходимо вести работу по системе ЧТП и работу творческих групп с конкретным направлением, выбранным на сборе планирования отряда.
ЧТП или чередование традиционных поручений. В отряде есть дела, которые необходимо делать каждый день для организации жизни в лагере. Их можно распределять между микроколлективами. Но выполнять одно и то же поручение подросткам скоро надоест. Лучше поручения чередовать, сохраняя состав групп постоянным. Чередуя поручения, подростки каждой группы в течение смены поработают по всем направлениям, научатся интересной самостоятельной организации своей повседневной деятельности под чутким руководством вожатого.
Микроколлектив – это группа подростков, состоящая из 5–7 человек, созданная для того, чтобы эффективнее организовывать жизнедеятельность отряда.
В первые дни организационного периода работают временные группы, в результате этого у подростков формируются навыки коллективной деятельности. После организационного сбора отряда могут быть созданы микроколлективы на более длительный срок. Такие группы работают в системе ЧТП.
Информационная группа готовит информационные КТД; стенгазеты, листовки, радиопередачи о событиях в лагере, отряде, о происходящих событиях в стране и мире на утренних информационных сборах; информационные часы; рекламу дел, событий и т. д.; организует и проводит конкурс стенгазет и радиопередач между микроколлективами, т. е. сотрудничает с информатором – членом информационного Совета лагеря.
Досуговая (игровая) группа занимается подготовкой и проведением в отряде дел различной направленности; заполнением музыкальных и игровых пауз; проведением игр в отряде; организует выход в другие отряды и проводит в них дела; творческое дежурство по столовой; экскурсию по лагерю; досуг во время поездки и т. д.
Оформительская группа. Оформление рубрик отрядного уголка; помощь досуговой группе в оформлении дел. Выпуск стенгазет в отряде совместно с информационной группой; обучение ребят в отряде оформительским умениям, конкурс на лучшее оформление комнат, изготовление оформления к дежурству по столовой, инициатива конкурса (оформление), оформление отрядного места.
Сюрпризная группа. Сюрпризы-награды к КТД, делам в отряде, сюрпризы именинникам, концерт-сюрприз соседним отрядам, сюрпризы дежурным по столовой, дело-сюрприз для всего отряда (КТД, игра, экскурсия, вечер легенд и т.д.), сюрприз вожатым, сюрприз сотрудникам лагеря.
Спортивная группа. Организация и проведение зарядки, помощь физрукам в проведении спартакиады, подвижные игры, «веселые старты», организация участия отряда в туристической тропе, инициатива в проведении конкурса зарядки в отряде, между отрядами, помощь в организации похода, проведение спортивных часов в отряде, хранение и содержание в порядке спортинвентаря, организация и проведение познавательных дел на тему «Здоровый образ жизни».
Дежурная группа готовит отрядное место к сбору отряда; отвечает за чистоту и порядок в комнатах, на отрядном месте; следит за выполнением режима дня; организует дежурство по территории и по столовой, сотрудничество с «хозяином» или «хозяйкой» отряда – членами совета хозяев.
Группы осуществляют дежурство по «вертушке» в течение 3-х дней, после чего проводится анализ работы микроколлективов, выстраиваются перспективы их деятельности, происходит смена обязанностей, если в этом есть необходимость.
Желательно, чтобы работа каждой микрогруппы имела понятный, ощутимый результат, полезный и интересный для всего отряда. В нашем отряде это выглядит так:
- Информационная группа – информационное КТД;
- Оформительская группа – выпуск стенгазеты;
- Сюрпризная – вручение сюрприза поварам;
- Досуговая – проведение в отряде литературной викторины;
- Спортивная – проведение в отряде «Веселых стартов».
Чередуя поручения, ребята каждой группы в течение смены поработают по всем направлениям, научатся интересной самостоятельной организации своей повседневной жизни.
Работа с микроколлективами
1. Дежурный командир совместно с командиром отряда координируют план работы на следующий день (на основе плана лагеря) и распределяют работу по микроколлективам.
2. Командир отряда собирает командиров микроколлективов и сообщает им задания для их микроколлективов, а также цель и задачи отрядных дел, которые готовят микроколлективы.
3. Перед завтраком командиры обсуждают в своих микроколлективах следующую информацию:
– поручение, данное группе;
– конкретное поручение каждому члену группы;
– время работы микроколлективов;
– конечный результат (к чему должна прийти группа к концу дня?).
4. Вечерний сбор микроколлективов (в течение 5 минут на «огоньке»).
Анализируют выполнение поручения:
– как в целом справилась группа?
– благодаря чему и кому?
– что не удалось выполнить?
– как избежать ошибок в будущем? Выводы на завтра.
5. Деятельность отрядного вожатого при работе с микроколлективами:
– расписать для каждого микроколлектива время сбора;
– участвовать в сборах микроколлективов;
– участвовать в подведении итогов работы микроколлектива;
– помощь конкретному микроколлективу, в течение дня – помощь и консультирование в подборке литературы, форм, методов, приемов.
Таблица 1
Динамика развития самоуправления
на разных этапах смены в отряде
Характеристика этапов | Первый этап | Второй этап | Третий этап |
1 | 2 | 3 | 4 |
Характеристика коллектива | Отсутствие актива, общности, целей, заинтересованности деятельности именно в коллективе, так как на заезде подростки определяют профиль отряда исходя из собственного интереса | Сформированность актива – ОСУ, совместная коллектив-ная деятельность – в микро коллективах, целенаправленная деятельность, сплоченность и заинтересованность в достижении общего результата | Значимость общественного мнения, совместная конструктивная аналитическая деятельность, подведение итогов по результатам совместной жизнедеятельности, полученных ЗУНов |
Функции самоуправления | Исполнительская | Организаторская | Управленческая |
Содержание функции | Получение заданий, определение режима выполнения, самооценка, самоконтроль, совместное определение цели деятель-ности, обозначение перспектив, структурное оформление | Выполнение целевых установок, определенных коллективом при планировании деятельности, обеспечение работы (условия, средства), оперативное руководство, четкая система анализа, подведение итогов, корректировка целей | Оценка, анализ, контроль, регулирование, определение перспектив на будущее |
Тенденция развития самоуправления | Метод | Форма | Принцип |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Элементы системы отрядного самоуправления | Задание, поручение, расстановка, взаимоконтроль, коллективное планирование | Представитель отряда в совете лагеря, командир отряда, два представителя совета физоргов, два представителя совета хозяев, один представитель информационного совета, командиры четырёх микроколлективов и др. совместная деятельность по реализации намеченных дел | Коллективный анализ, совместная деятельность, подготовка итогового дела отряда |
Способы привлечения подростков к самоуправлению | Назначение ответственных лиц по желанию, привлечение активистов | Выбор актива демократическим путем, создание лидерского звена отряда | Участие каждого в организации совместной, коллективной деятельности |
Позиция педагога | Руководитель, организатор, учитель | Консультант | Партнер, консультант |
Характер деятельности педагога | Разбирает с подростками понятийный аппарат, знания о самоуправлении, формирует положительные мотивы деятельности у подростков в управлении собственной деятельностью, способствует формированию навыков самостоя-тельной работы, показывает пример участия в коллективной деятельности, выступает носителем традиций | Передает подросткам организаторский опыт, выступает носителем традиций, сложившейся системы самоуправления в лагере. Педагогическая поддержка при подготовке и организации дел различного характера | С первого дня и до конца смены сотрудничество на равных со взрослыми при выполнении общих задач, выступает носителем традиций. Педагогическая поддержка при подготовке и организации дел различного характера |
2. Совет лагеря (по 1 представителю от отрядов) – постоянное объединение участников смены – представителей отрядов. Координирует работу других советов, занимается решением возникающих вопросов в процессе жизнедеятельности детского лагеря по организации запланированных отрядных, общелагерных дел и мероприятий смены, реализацией детской инициативы.
Руководит Советом – взрослый – представитель административной группы или освобожденный педагог. Он является председателем Совета. Из числа подростков выбирается наиболее активный и исполнительный, который становится заместителем председателя. Также выбирается ответственный секретарь, который фиксирует все решения Совета и освещает их через СМИ лагеря (желательно, чтобы это был представитель пресс-отряда). Совет лагеря действует по разработанному вместе плану.
Организационная модель советов лагеря
В подчинении Совета лагеря находятся:
постоянные органы самоуправления:
- Совет командиров;
- Информационный Совет;
- Совет физоргов;
- Совет хозяев;
временные органы самоуправления:
- Совет дела;
- Совет делегаций;
- Инициативная группа конкретного дела.
Членами Советов являются представители отрядов, которым было доверено выполнение поручений.
Таблица 2
Деятельность Совета | Знания и умения, получаемые подростком | Взаимодействие с отрядом по направлению |
1 | 2 | 3 |
Совет лагеря (выбираются заместитель председателя, пресс-секретарь) | ||
планирование деятельности лагеря на смену; контролирование реализации программы смены; поддержка детской инициативы в организации жизнедеятельности смены; утверждение положений о проведении конкурсов, смотров среди отрядов, индивидуальных конкурсов; принятие защиты: планов работы советов, планов работы проектной группы; утверждение совета дела и творческих групп общелагерных дел; | составлять план работы; ставить цели и задачи на определенный отрезок времени; определять и последовательно выполнять этапы достижения цели; распределять поручения; эффективно работать в команде; строить взаимодействие с другими людьми; собирать необходимую информацию; обосновывать свои идеи или идеи, выдвинутые отрядами; аргументировать свою точку зрения, | представитель от отряда отстаивает интересы своего отряда; добивается принятия решения, выгодного его отряду, но с учетом пожеланий остальных отрядов; решение Совета лагеря является руководством к действию; анализ и корректировка деятельности |
контроль за подготовкой к общелагерным делам, готовящимся совместной творческой группой детей и педагогов, творческой группой отрядов; показ деятельности (организация и проведение показательного дела); создание общего плана взаимопосещения; | развернуто высказывать свое мнение; выполнять свое поручение; организовывать свой досуг; определять проблему, находить пути её решения, делать выводы; осуществлять свои права и выполнять обязанности; соблюдать законы и традиции лагеря | |
контроль за подготовкой к итоговой общелагерной игре через взаимопосещение отрядов и советов отрядов; анализ общелагерных дел, работы советов (совета дела, инициативных групп, постоянных советов); |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 |
выработка рекомендаций по общелагерным делам, по смене; утверждение лучших подростков как помощников вожатых (оценка профессиональных навыков); разрешение спорных вопросов | ||
Совет командиров | ||
планирование дел лагеря на день; организация выполнения намеченного плана; обмен информацией по вопросам организации жизнедеятельности лагеря; руководство жизнедеятельностью отряда; донесение необходимой информации до отрядов; взаимодействие с советом лагеря через представителя; анализ происхо-дящих в лагере дел, ситуаций; | составлять план работы; ставить цели и задачи на определенный отрезок времени; определять и последовательно выполнять этапы достижения цели; распределять поручения; выполнять свое поручение; организовывать свой досуг; эффективно работать в команде; строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; | представитель Совета помогает в организации жизнедеятельности отряда; заботится о соблюдении ЕПТ; анализ и корректировка целей и способов их достижения, деятельности; вносит предложения в программу отряда для ее усовершенствования |
выбор лучших подростков как помощников вожатых (оценка профессиональных навыков); взаимодействие с советом лагеря через представителя | собирать необходимую информацию; осуществлять свои права и выполнять обязанности, соблюдать законы и традиции лагеря | |
Совет физоргов | ||
разработка и осуществление различных форм досуговой деятельности подростков в лагере (организация конкурсов по аэробике, зарядке и пр.); | составлять план работы; ставить цели и задачи на определенный отрезок времени; | представитель Совета помогает в организации жизнедеятельности отряда; |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 |
агитация и пропаганда ЗОЖ (организация акций ЗОЖ); разработка отрядных дел и проведение их в малых группах; разработка, проведение тематических, спортивных дел, мероприятий, праздников; | определять и последовательно выполнять этапы достижения цели; распределять поручения; выполнять свое поручение; организовывать свой досуг; эффективно работать в команде; новые знания в области физкультурно-оздоровительной деятельности; строить взаимодействие с другими людьми; | заботится о соблюдении правил выполнения спортивных игр; вносит предложения в программу отряда для ее усовершенствования в области физкультурно-оздоровительной деятельности |
помощь в организации оздоровительных меро-приятий в режиме дня: зарядка, купание, дневной отдых, питание и т. д.; проведение обучения различным комплексам утренней гимнастики; проведение подвижных игр на свежем воздухе; судейство соревнований | собирать необходимую информацию; осуществлять свои права и выполнять обязанности; соблюдать законы и традиции лагеря | |
Информационно-аналитический Совет | ||
Работа с СМИ (просмотр телевизионных новостей, газет), анализ информации, полученной из СМИ. Обеспечение информационной связи между отрядами и лагерем о происходящих событиях в жизни лагеря, в стране, в мире. | Составлять план работы; ставить цели и задачи на определенный отрезок времени; определять и последовательно выполнять этапы достижения цели; распределять поручения; эффективно работать в команде; строить взаимодействие с другими людьми; | Представитель Совета помогает в организации жизнедеятельности отряда, заботится о соблюдении ЕПТ; вносит предложения в программу отряда для ее усовершенствования |
Сотрудничество с дежурным отрядом. Взаимодействие с советом командиров и Советом лагеря по корректировке предстоящих событий и дел. | собирать необходимую информацию, руководствоваться ею; пользоваться фондом библиотеки, методического отдела; подбирать необходимую |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 |
Проведение социологических исследований, направленных на изучение общественного мнения, опросов по интересующим актуальным вопросам подростков в жизни смены, диагностика отношения подростка к важным жизненным ценностям. Помощь дежурному отряду в подготовке информационных и тематических радиовыпусков. Координация деятельности по созданию информационного продукта | информацию по нужной теме, отрабатывать, доносить ее до сверстников; осуществлять свои права и выполнять обязанности; соблюдать законы и традиции лагеря | |
Совет хозяев | ||
Контроль за уборкой отрядных комнат, спальных помещений и поддержание в них чистоты, порядка, уюта. | Составлять план работы; ставить цели и задачи на определенный отрезок времени; | представитель Совета помогает в организации жизнедеятельности отряда; заботится о соблюдении ЕПТ; |
Проявляет инициативу об осуществлении трудовых акций, их реализации. Организация уборки территории, трудовых десантов. Проведение различных конкурсов. Информирование отрядов о санитарно- гигиеническом состоянии лагеря | определять и последовательно выполнять этапы достижения цели; выполнять свое поручение; организовывать свой досуг; эффективно работать в команде; строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; собирать необходимую информацию; осуществлять свои права и выполнять обязанности; соблюдать законы и традиции лагеря | вносит предложения в программу отряда для ее усовершенствования |
Продолжение табл.
1 | 2 | ||
Совет | дела | ||
Разработка идеи, сценария дела. Распределение обязанностей между отрядами по подготовке к делу. Контроль за выполнением поручений. Проведение самого дела. Анализ проведенного дела. Работа на последействие, анализ работы совета, выстраивание Составлять план работы; ставить цели и задачи на определенный отрезок времени; определять и последовательно выполнять этапы достижения цели; | Представитель Совета информирует отряд о готовности лагеря к проведению итогового дела; стимулирует отряд на активное участие в деле; на Совете представляет интересы отряда; отстаивает точку зрения отряда по какому-либо вопросу организации итогового дела | ||
выполнять свое поручение; организовывать свой досуг; аргументировать свою точку зрения, развернуто высказывать свое мнение; определять проблему, находить пути её решения, делать выводы; строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; собирать необходимую информацию; осуществлять свои права и выполнять обязанности; анализировать достигнутые результаты | |||
Совет делегаций | |||
Разработка идеи, сценария дела. Распределение обязанностей между отрядами по подготовке к делу. Контроль за выполнением поручений. Проведение самого дела. Анализ проведенного дела. Работа на последействие, анализ работы группы, выстраивание перспектив дальнейшего развития подростков | Составлять план работы; ставить цели и задачи на определенный отрезок времени; определять и последовательно выполнять этапы достижения цели; распределять поручения; эффективно работать в команде; выполнять свое поручение; организовывать свой досуг; | Представитель Совета стимулирует отряд на активное участие в программе смены, на создание дел, проектов, рекомендаций; представители совета делегаций предлагают к использованию формы работы, популярные в регионах, других отрядах; стимулируют обмен мнениями по различным вопросам между членами одного отряда, но разных делегаций |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 |
Формирование пакета с методическими рекомендациями для регионов. Аналитическая деятельность по определению самых активных членов делегации, участников разнообразных дел смены. Представление своего региона. Оформление буклета «Моя малая Родина» | аргументировать свою точку зрения, развернуто высказывать свое мнение; определять проблему, находить пути её решения, делать выводы; строить взаимодействие с другими людьми; собирать необходимую информацию; осуществлять свои права и выполнять обязанности | |
Инициативная группа конкретного дела | ||
Разработка идеи, сценария дела. Распределение обязанностей между отрядами по подготовке к делу. Контроль за выполнением поручений. Проведение самого дела. Анализ проведенного дела. Работа на последействие, анализ работы группы, выстраивание перспектив дальнейшего развития подростков | Составлять план работы; ставить цели и задачи на определенный отрезок времени; определять и последовательно выполнять этапы достижения цели; рас-пределять поручения; эффективно работать в команде; выполнять свое поручение; организовывать свой досуг; аргументировать свою точку зрения, развернуто высказывать свое мнение; определять проблему, находить пути её решения, делать выводы; строить взаимодействие с другими людьми | Представитель инициативной группы отстаивает направленность дела с учетом профиля отряда, точку зрения отряда по форме проведения дела; сотрудничает с отрядами одного направления в организации и проведении дела (например, конкурс актерского мастерства готовят отряды культурно-творческого направления) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный руководитель и детское самоуправление
сообщение...
Классный уголок как средство развития детского самоуправления
Работая третий год в считающемся "трудном" 7 классе, рассматриваю вопрос о самоуправлении школьников через привлечение их к работе в классном уголке. За три года работы сформировались отдельные рубрик...
Развитие детского самоуправления в городском лагере.
В работе представлен опыт работы городского лагеря "Солнышко". Предложен способ организации дествкого самоуправления в лагере....
психологическая игра для лидеров в детском самоуправлении
Предлагаются упражнения на выявление и развитие лидерских качеств детей....
Положение о детском самоуправлении
В данном положении описываетс цели и задачи детского самоуправления в сельской школе...
Программа Детского самоуправления Республики Солнечной
Программа, по которой можно работать с детским самоуправлением....
Конспект внеклассного занятия "Что дает мне детское самоуправления"
Форма проведения - ток-шоу, для учащихся 6-9 классов...