Почему я играю в интеллектуальные игры
статья по теме

Кроха Людмила Владимировна

Учительское эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Почему я играю в интеллектуальные игры

Эссе

Встречался ли вам тип ребенка-почемучки, который, недополучив в раннем детстве ответы на свои что? И как?, начинает шелестеть страницами и шевелить мозгами самостоятельно, который читает все подряд и которому интересно все на свете?

Это жуткий тип. Это кошмар для учителей. Потому что мало кто из этих усталых людей, измученных поурочными планами, тетрадками, программами, прогульщиками и классным руководством, может реально воспринимать неподдельный энтузиазм типа «А я знаю!», сопровождаемый взлетающей рукой и нетерпеливым подпрыгиванием на месте. Учителям такой энтузиазм кажется несерьезным, неуместным и подозрительным. И мало, кто из них удержится от того, чтобы не оборвать этот полет, не обозвать ребенка выскочкой… Учителей, право же, можно понять: они взрослые, давным-давно знающие ставший для них скучным преподаваемый предмет. Да и другие у них задачи, у учителей. Им неинтересна внезапная догадка или неожиданное знание одного, им нужно научить всех – вдолбить, в конце концов каждому! Им процент успеваемости нужен… Я знаю это. Я сама когда-то была таким учителем… Но в моей жизни появилось другое – возможность открыть новый мир тем, кто готов непрерывно, радостно, до победного клича узнавать мир, светясь от счастья неожиданного озарения. Я играю… Играют мои ученики… Играет поселок… Мы играем в интеллект… И эта игра поймала нас в свои сети и не отпускает. Она не спокойна,  ей мало того, кто попался. Ей подавай все новых и новых… Поэтому и девиз мой в этой профессии один – «ИГРАЕМ?»

Откуда она, эта Что? Где? Когда? Телевизионный феномен восьмидесятых породил множество других социальных феноменов: возникло обширное интеллектуально- игровое движение, оно вылилось в разнообразные объединения знатоков. Поначалу такие игры появились в нашей школе. Вот уже 8 лет мы регулярно играем все, команды 5-11-ых классов. Попробовали себя и утвердились составы команд; пакеты вопросов, честно сказать, изначально слабые, репродуктивно-фактического характера, усложнялись от раза к разу. Но любовь к играм росла, возникло непрекращающееся  очарование игрой, затянуло… Огромное количество времени, затраченное на поиск нужной информации, ее переработку, составление вопросов окупалось неподдельной радостью победы на лицах детей, искренней досадой и непременной решительностью обязательно взять реванш в следующей игре. Чаще стали появляться наши ученики в библиотеках, стали осваивать поисковые системы в интернете. Игры облеклись в систему, включились как-то в годовой план, стали частью  развития школы. Появилась программа «Одаренные дети», в которой сейчас есть и другие направления: олимпиадное движение и научное общество учащихся «Олимп» с традиционными Днями наук и искусства и представлением результатов научного поиска.

Положительный опыт школы пошел в народ. На втором году существования школьного клуба мне поступило предложение организовать поселковый клуб. Теперь  интеллектуальное  движение есть и в нашем небольшом поселке. Оно массовое… В нем уже 200 игроков. Появилась достаточно редкая и официально несуществующая профессия – тренер команд юных знатоков. Это и моя профессия. Она относится к сфере образования и именуется «руководитель клуба интеллектуальных игр». На самом же деле человек, играющий во взрослые игры с детьми, должен быть в одном лице и педагогом, и психологом, и автором-«вопросником», и режиссером-постановщиком, и ведущим-шоуменом, и имиджмейкером, и продюсером, и энтузиастом. Учить, воспитывать, налаживать контакты, писать вопросы для игр, ставить и вести их на сцене, создавать команды и вести их на турниры, получая за это весьма скромные материальные блага, - всё это работа одного человека – руководителя клуба интеллектуальных игр. Мне повезло… Я педагог дополнительного образования в «Центре творческого развития и гуманитарного образования» п.Новая Игирма. Я работаю рука об руку с мобильной командой Центра, поэтому в наших играх все как положено: и большой зал дома культуры «Прометей», и регистрация, и предисловие к играм в виде флеш-моба, выставок, разных конкурсов, и компетентная судейская коллегия из представителей общественности поселка, и сюрпризы, и лотерея, и награды, и призы.  В нашем клубе не только учащиеся, но и учителя, воспитатели детских садов, педагоги дополнительного образования. У нас есть все – даже кубки по итогам сезонов. Всех нас объединяет простой и сложный вопрос, на который не может быть другого ответа – «ИГРАЕМ?».

Что же такого в этой игре? И в самом деле что? Вопрос, минута, взлетающая вверх рука с бланком ответа, внимание: правильный ответ… Выкрики «ЕС!», хлопки по рукам, вздохи разочарования, приступы смеха от своих же ответов. И снова «Внимание: вопрос!» А если вдуматься… Эта  игра -мистическое действие, где общение идет с Неведомым. Удастся ли за минуту достучаться до истины? Что можно сделать за минуту? Прочесть страницу, поискать, если потерял закладку, торопливо пролистать справочник, задать поиск в интернете и увидеть, что на него высыпалось полтора миллиона ссылок… Но мы-то играем, справочники далеко, интернет вне доступа (запрещено), а минута пущена, время идет… и команда совершает то, что нельзя сделать просто, нельзя сымитировать, нельзя сыграть по-актерски. Но команда атакует и вот где-то из фейерверка идей рождается мысль. И вот он, ответ! И в «десятку»! Разве это не чудо, когда шестеро за минуту успевают услышать друг друга, согласиться и поспорить, ошибиться и воспрянуть духом, собраться и победить! Разве не чудо – очутиться в этом мире, где ничего не решают связи, где бессильны деньги, где все решают Знание и Мысль, Логика и Парадокс, Смекалка и Озарение!

Что дает ребенку игра? Конечно, здесь уместно сказать о расширении кругозора, о тренировке логического мышления, о формировании быстро мыслить и т.д. Все это так. Но  отличительной способностью всякой игры, в том числе и интеллектуальной, является то обстоятельство, что она, эта игра, испытывает не специальные знания и навыки человека, а качества, присущие всем людям без исключения. Поэтому эти качества и надо испытывать, в этом и ключ к успеху. Если поконкретнее:  сообразительность, наблюдательность, зрительную и слуховую память, логическое мышление, контактность, ловкость, возбудимость, чувство локтя, смелость, терпение, выносливость, юмор и десятки других качеств. А вот еще один парадокс игры – она сама начинает формировать совершенно специфические знания, умения и навыки. По сути, интеллектуальная игра – это и есть деятельностная парадигма, о которой так много говорят в современном образовании.

Педагоги, которые занимаются тем же, чем и я, рано или поздно зададут себе вопрос: зачем мне это нужно? Конечно, можно ответить по-разному, например, чтобы получить реальный результат, выраженный в грамоте за призовое место или (что еще лучше) – в кубке за сезон. И это хорошо… И это, наверное, правильно. Но мне кажется, я занимаюсь другим – я повышаю коэффициент счастья на каждую пришедшую ко мне душу. Теперь уже не я, а дети спрашивают: «А когда следующая игра?»

Есть еще одно качество, одно свойство, без которого любая игра – не игра. Свойство это – удовольствие, наслаждение, удовлетворение от самого участия в игре. Именно так! От участия в процессе игры! В игре можно негодовать и плакать, падать в обморок и впадать в отчаянье, подпрыгивать от счастья и разочароваться на секунду. Но поверьте, кто был в этой игре никогда не оставит ее. Мои воспитанники-выпускники не оставили этот образ жизни – играть в интеллектуальные игры.        

Если я убедила вас в том, что моя несуществующая профессия, облаченная в официальную формулировку «педагог дополнительного образования», интересна, необходима, эффективна, мне остается только задать вам последний вопрос  – «Играем?». На обсуждение 1 минута. Время пошло!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по математике «Своя игра» для учащихся 7 классов

Цели математического мероприятия: 1.    Повышение познавательного интереса к предмету математики. 2.    Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихс...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

Интеллектуальная игра "Знатоки" (олимпийские игры в древности и современности)

Всё внимание россиян приковано к городу Сочи, и неслучайно, ведь в 2014году в этом замечательном городе состоятся летние Олимпийские игры. Нельзя оставаться в стор...

Интеллектуальная игра по физике "Игры разума"

Данное мероприятие проводится с целью активизации познавательной активности учащихся и привлечение интереса к изучению предмета...

«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы

«МУЗЫКАЛЬНОЕ    РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...

Спортивно – интеллектуальная игра «МАЛЫЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ» 6-7 классы

Аннотация: Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов в форме спортивно – интеллектуальной игры – соревнования.Возможности игры: стимулирует общение детей; способствует созданию друж...