программа по правилам дорожного движения
рабочая программа (7, 8, 9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Программа
Объединения
Дополнительного
образования
по правилам дорожного движения
«Дорога и дети»
(на один год обучения, возраст детей11-14 лет)
Паспорт программы
Наименование программы | Программа объединения дополнительного образования детей по детей правилам дорожного движения «Дорога и дети» |
Основной разработчик | |
Цель программы | Создание условий для формирования у школьников навыков соблюдения ПДД, обучение детей правилам дорожного движения, профилактика дорожно-транспортного травматизма. |
Задачи программы |
|
Сроки реализации Программы |
2014-2015 учебный год |
Участники | |
Система организации контроля за реализацией Программы | |
Источники финансирования | |
Ожидаемые результаты |
|
Пояснительная записка.
Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Статистика неумолимо свидетельствует: ежегодно в России на дорогах гибнут тысячи человек, большинство из которых дети. В условиях все более интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, основными причинами которых является недисциплинированность учащихся, незнание ими правил дорожного движения или несоблюдения их. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин проносящихся на большой скорости мимо них, с другой — они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий — судьба ребенка и горе родителей. И поэтому невозможно остаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Данная программа «Дорога и дети» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. В программе учтены требования регионального стандарта, рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности. Ребенок — это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому данная программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей — это программа работы на перспективу. Чем раньше дети научатся культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. Наряду с основным курсом обучения учащихся правилам дорожного движения в образовательных учреждениях (на тематических классных часах) большое значение имеет деятельность детских объединений в этом направлении, например, отрядов «Юных инспекторов дорожного движения». В настоящее время их потенциал остается до конца нереализованным. Чем разнообразнее формы работы учителя по обучению детей правилам дорожного движения и поведения на дороге, тем активнее эти правила будут входить в привычку каждого ребенка. Активная, систематическая работа по формированию позитивного отношения детей и подростков к необходимости соблюдения правил дорожного движения проводится ГИБДД. Инспектора дорожного движения систематически встречаются с учителями и учениками школ города, проводят разъяснительную работу, организуют занятия по правилам дорожного движения. Итогом данной работы являются внутришкольные и городские конкурсы отрядов ЮИДД «Безопасное колесо». В процессе обучения рекомендуется демонстрировать документальные и научно-популярные фильмы на тему «Безопасность дорожного движения», проводить экскурсии, КВН, викторины, конкурсы, соревнования по безопасности движения велосипедистов.
Цель: Создание условий для формирования у школьников навыков соблюдения ПДД сохранения жизни и здоровья детей.
Задачи:
- Знакомство с историей правил дорожного движения.
- Развитие дорожной грамотности детей.
- Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
- Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
- Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.
Формы работы:
- Тематические занятия;
- Игровые уроки;
- Практические занятия в «городах безопасности»;
- Конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД;
- Настольные, дидактические и подвижные игры, беседы;
- Оформление маршрутных листов «Школа – дом»;
- Конкурсы рисунков и стенгазет;
- Конкурсы агитбригад по ПДД;
- Игра «Безопасное колесо»;
- Посвящение первоклассников в пешеходы;
- Проведение уроков по ПДД.
К концу года дети должны:
Знать:
- историю возникновения ПДД;
- дорожные знаки;
- сигналы светофора;
- виды транспорта;
- причины ДТП;
- правила движения на велосипеде;
- правила движения по дороге.
Уметь:
- ориентироваться в дорожных ситуациях;
- оценивать свое поведение на дороге;
- объяснить товарищу правила поведения на дороге.
Методическая работа
Создание методической копилки инноваций педагогов школы; разработки мероприятий, тематических вечеров, праздников, памяток, контрольно-диагностических материалов.
Консультации для классных руководителей по проведению классных часов по следующим темам: «Маршрут школа - дом»; «Дорожные знаки»; «Дорожная разметка»; «Сигналы светофора»; «Проезд перекрестков».
Учебный план
№ п/п | Раздел программы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Раздел «История ПДД» | 3 | 2 | 1 |
2. | Раздел «Дорога» | 5 | 3 | 2 |
3. | Раздел «Светофор и регулировщик» | 4 | 3 | 1 |
4. | Раздел «Пешеход и пассажир» | 2 | 2 | - |
5. | Раздел «Дорожные знаки» | 10 | 8 | 2 |
6. | Раздел «Мой друг велосипед» | 2 | 1 | 1 |
7. | Раздел «Первая медицинская помощь» | 2 | 1 | 1 |
8. | Раздел «Ответственность за нарушение Правил дорожного движения» | 1 | 1 | - |
9. | Раздел «Этика и культура дорожного движения» | 1 | 1 | - |
10. | Раздел «Что такое ДТП?» | 5 | 1 | 4 |
11. | Итоговое занятие «Дорожный марафон» | 1 | 1 | - |
Всего: | 36 | 24 | 12 |
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
I. | Раздел «История ПДД» | 2 часа | 1 час | 3 часа |
1. | Как возникли ПДД? | 1 час | - | |
2. | Дорожные знаки. История возникновения. | 1 час | ||
3. | Возникновение дорожной разметки. Беседа и инспектором ОГИБДД. | - | 1 час | |
II. | Раздел «Дорога» | 3 часа | 2 часа | 5 часов |
1. | Из чего состоит дорога? | 1 час | - | |
2. | Что обозначает разметка? | 1 час | - | |
3. | Скоростной режим на дороге | 1 час | - | |
4. | Движение транспорта | - | 1 час | |
5. | Движение по тротуару | - | 1 час | |
III. | Раздел «Светофор и регулировщик» | 3 часа | 1 час | 4 часа |
1. | Как появился светофор. | 1 час | - | |
2. | Виды светофоров, сигналы светофора. | 1 час | - | |
3. | Регулировщик. Жесты регулировщика. | 1 час | - | |
4. | Я – регулировщик. | - | 1час | |
IV. | Раздел «Пешеход и пассажир» | 2 часа | - | 2 часа |
1. | Как правильно передвигаться в городе и за городом | 1 час | - | |
2. | Правила поведения в общественном транспорте | 1 час | - | |
V. | Раздел «Дорожные знаки» | 8 часов | 2 часа | 10 часов |
1. | Предупреждающие знаки | 1 час | - | |
2. | Запрещающие знаки | 1 час | - | |
3. | Знаки приоритета | 1 час | - | |
4. | Предписывающие знаки | 1 час | - | |
5. | Знаки особых предписаний | 1 час | - | |
6. | Информационные знаки | 1 час | - | |
7. | Знаки сервиса | 1 час | - | |
8. | Знаки дополнительной информации, опознавательные знаки | 1 час | - | |
9. | Дорожные знаки в нашем районе | - | 1 час | |
10. | КВН: «Я - знаток дорожных знаков». | - | 1 час | |
VI. | Раздел «Мой друг велосипед» | 1 час | 1 час | 2 часа |
1. | «История появления велосипеда». | 1час | - | |
2. | «Правила движения на велосипеде». | - | 1час | |
VII. | Раздел «Первая медицинская помощь» | 1 час | 1 час | 2 часа |
1. | Правила оказания первой медицинской помощи | 1 час | - | |
2. | Практические занятия по оказанию первой медицинской помощи | - | 1 час | |
VIII | Раздел «Ответственность за нарушение Правил дорожного движения» | 1 час | - | 1 час |
1. | Чем наказывается нарушение ПДД? | 1 час | - | |
IX. | Раздел «Этика и культура дорожного движения» | 1 час | - | 1 час |
1. | Будьте взаимовежливы!!! | 1 час | - | |
X. | Раздел «Что такое ДТП?» | 1 час | 4 часа | 5 часов |
1. | Причины возникновения ДТП | 1 час | - | |
2. | Причины возникновения ДТП | - | 1 час | |
3,4 | Создание буклета «Помни, пешеход!». | - | 2 часа | |
5 | Выход на улицу города с сотрудниками ГИББД с целью предупреждения ДТП. Вручение детям — пешеходам буклетов «Помни, пешеход!» | - | 1 час | |
XI. | Итоговое занятие «Дорожный марафон» | 1час | - | 1 час |
24 часа | 12 часов | 36 часов |
Календарно – тематический план
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Кол-во часов |
Раздел 1. «История ПДД» | 3 | ||
1 | Как возникли ПДД? | 1 | |
2 | Дорожные знаки. История возникновения. | 1 | |
3 | Возникновение дорожной разметки | 1 | |
Раздел 2. «Дорога» | 5 | ||
4 | Из чего состоит дорога? | 1 | |
5 | Что обозначает разметка? | 1 | |
6 | Скоростной режим на дороге | 1 | |
7 | Движение транспорта (пр. занятие) | 1 | |
8 | Движение по тротуару (пр. занятие) | 1 | |
Раздел 3. «Светофор и регулировщик» | 4 | ||
9 | Как появился светофор. | 1 | |
10 | Виды светофоров, сигналы светофора. | 1 | |
11 | Регулировщик. Жесты регулировщика. | 1 | |
12 | Я - регулировщик (пр. занятие) | 1 | |
Раздел 4. «Пешеход и пассажир» | 2 | ||
13 | Как правильно передвигаться в городе и за городом | 1 | |
14 | Правила поведения в общественном транспорте | 1 | |
Раздел 5. «Дорожные знаки» | 10 | ||
15 | Предупреждающие знаки | 1 | |
16 | Знаки приоритета | 1 | |
17 | Запрещающие знаки | 1 | |
18 | Предписывающие знаки | 1 | |
19 | Знаки особых предписаний | 1 | |
20 | Информационные знаки | 1 | |
21 | Знаки сервиса | 1 | |
22 | Знаки дополнительной информации | 1 | |
23 | Опознавательные знаки | 1 | |
24 | Дорожные знаки в нашем районе (пр. занятие) | 1 | |
25 | КВН: «Я - знаток дорожных знаков» | 1 | |
Раздел 6. «Мой друг велосипед» | 2 | ||
26 | «История появления велосипеда». | 1 | |
27 | «Правила движения на велосипеде». | 1 | |
Раздел 7. «Первая медицинская помощь» | 2 | ||
28 | Правила оказания первой медицинской помощи | 1 | |
29 | Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи | 1 | |
Раздел 8. «Ответственность за нарушение Правил дорожного движения» | 1 | ||
30 | Чем наказывается нарушение ПДД? | 1 | |
Раздел 9. «Этика и культура дорожного движения» | 1 | ||
31 | Будьте взаимовежливы!!! | 1 | |
Раздел 10. «Что такое ДТП?» | 5 | ||
32 | Причины возникновения ДТП | 1 | |
33 | Причины возникновения ДТП (пр.занятие) | 1 | |
34-35 | Создание буклета «Помни, пешеход!». | 2 | |
36 | Выход на улицу города с сотрудниками ГИББД с целью предупреждения ДТП. Вручение детям — пешеходам буклетов «Помни, пешеход!» | 1 | |
37 | Итоговое занятие «Дорожный марафон» | 1 |
Литература
- Правила дорожного движения Российской Федерации: официальный текст с изменениями и дополнениями. – М.: Астрель, 2011.
- Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения: учебно-наглядное пособие для учащихся: 5-9 классов/ А.Л. Рыбин, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – 24 плаката. – М.: Просвящение, 2007.
- «Безопасность на улицах и дорогах». Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стряпкина, М. Д. Маханева.
- Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 классов/А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под общ. ред. А.Т. Смирнова – М.: Просвящение, 2007.
- Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К. В. Агадюнова.- М.: Просвещение, 2007 г.
- Рыбин А.Л. Дорожная азбука велосипедиста: кн. для учащихся 5-7 классов/ А.Л. Рыбин; под общ. ред. А.Т. Смирнова – М.: Просвящение, ООО «Рилионт», 2008.
- Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Обучение правилам дорожного движения: 5-9 кл.: метод.пособие/ А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под общ.ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008. – 32 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая программа по правилам дорожного движения
В занимательной форме обучающиеся познакомятся с дорожной азбукой, в игровой форме научатся преодолевать опасности и быть к ним максимально готовыми....
"Незнайка и ПДД" - театрализованная программа о правилах дорожного движения
Театрализованная программа "Незнайка и ПДД" проводится детьми для детей. Агитбригада "Перекрёсток" подготовила и провела эту программу под моим руководством. Ребята выстапали и перед младшими учащимис...
Развлекательно-игровая программа по правилам дорожного движения «Мы по улице идем…..»
материал для внеклассной работы по ПДД...
Сценарий познавательной игровой программы по правилам дорожного движения «Путешествие в страну Дорожных знаков».
Сценарий познавательной игровой программы по правилам дорожного движения «Путешествие в страну Дорожных знаков». ...
Программа по правилам дорожного движения «Безопасная дорога!»
Содержание Программы 1. Пояснительная записка:1.1. Анализ проблемы1.2. Цель и задачи программы1.3. Организация занятий по программе (организация работы, формы и методы обуче...
Программа по правилам дорожного движения
Актуальность программы:Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно- воспитательной работы. Особенности развития познавательной и эмоционально-волевой сфер уча...
Игровая программа по правилам дорожного движения "Азбука движения".
Игровая программа по правилам дорожного движения "Азбука движения"...