Исследовательская работа по теме: «Участие близких родственников в Великой Отечественной войне»
творческая работа учащихся (10 класс) на тему

В исследовательская работа по теме " Участие близких родственников в Великой Отечественной войне"  рассказывается о семье Муромевых, в которой все члены семьи были участниками войны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Архаринский район.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

" Средняя общеобразовательная школа с. Иннокентьевка"

Исследовательская работа  

по теме:

«Участие близких родственников в Великой Отечественной войне»

 Работу выполнила:

  Кокряцкая Александра Ивановна,

  учащаяся   10 класса

  МОБУ " СОШ с. Иннокентьевка"

 

                                 Руководитель;

                                                                    Кокряцкая Татьяна Владимировна,

                                                             заместитель  директора по УВР.

2016 год.


Введение.

1.1 Обоснование необходимости проведения исследовательской работы.

Мы непросто вспоминаем день войны,

Не для слез и мемуаров вспоминаем,

Люди мира вспоминать о нем должны.

Мы об этом всей Земле напоминаем!

 Актуальность.
             Есть в истории нашего народа вечные темы. К ним неизменно возвращается каждое новое поколение исследователей и находит все новые факты. Одной из них является тема Великой Отечественной войны. Война коснулась и моей семьи. Я хочу донести до современных школьников правдивую информацию о некоторых событиях тех далеких и суровых лет.

          Я считаю, что должно быть больше людей, знающих свою родословную. Ведь каждый человек – это творец истории. Интересно ведь знать, кем были наши предки, что их волновало, чего они добились в своей жизни, какую пользу принесли они своему Отечеству? Поэтому  я со своими родителями изучала  родословную нашей семьи.  Но в данной работе  я обращаю большее внимание на судьбу моих родственников, которые вынесли тяготы Великой Отечественной  войны на своих плечах.

           Я решила  работать  над исследованием, в центре которого – моя семья по маминой линии в годы Великой Отечественной войны. Из разрозненных фрагментов я хочу сложить мозаику, которая в виде опубликованного исследования станет своеобразной капсулой времени.   Историю, которую мы изучаем за школьной партой, создали  мои прадеды и деды, и миллиарды таких же, как они. И все мы в неоплатном долгу перед теми солдатами. Я провела исследовательскую работу, чтобы хоть чуточку погасить тот долг, чтобы все погибшие воины, а также мои родственники,  там, на Небесах, знали: ныне живущие помнят, любят, благодарят…

1.2 Цели и задачи исследования.

Цель исследования  заключается в том, чтобы изучить все найденные материалы и получить как можно больше правдивой информации  о моих родственниках по   маминой линии - участников   Великой Отечественной войны,  выяснить,  какой личный вклад внес каждый из них в Победу над врагом.

Таким образом,  необходимо решить следующие задачи:

  •  встретиться с моими родственниками (с семьёй по маминой линии): Легенькими
  • научиться работать с архивными материалами, фотографиями, проводить интервью, обрабатывать полученный материал;
  • открыть страничку на  школьном сайте  о моей семье в годы Великой Отечественной войны.
  • материалами из семейного архива пополнить фонды краеведческого   школьного музея.

  1.3 Этапы  работы исследовательской деятельности.

1.Подготовительный  этап

1.1. Изучение своей родословной  и выделение родственников, внесших личный вклад в Великую Победу над Германией.

2.Составление плана  реализации исследовательской работы

2.1..Определение структуры работы.

2.2.Реализация исследования.

2.3..Беседа с родственниками,  запись воспоминаний.

3. Работа с  архивными материалами (фотографиями; документами).

4. Использование Интернет – ресурсов.

5. Выступление на краеведческой конференции в МОБУ " СОШ с. Иннокентьевка".

5. Передача материалов в школьный краеведческий музей.

             1.4 Объект и предмет исследования.

Для написания работы использованы воспоминания родственников, личные архивы. Фактический материал извлечен из фотодокументов.

              1.5 Гипотеза исследования.

В ходе исследовательской работы  необходимо доказать мою гипотезу  о том, что:

- Великая Отечественная война вторглась в судьбу моих родственников и оставила неизгладимый след;

- все мои родные,  жившие в  годы  войны, вложили свой личный весомый вклад в Победу над Германией;

-  некоторые мои родственники воевали  в 1941 – 1945 годах, а некоторые были тружениками тыла;

- семья Муромцевых испытала на себе все тяготы и лишения военных лихолетий.

          1.6 Методы исследования.

Мною были использованы следующие методы исследования:

- беседа с родственниками;

-  исследование отдельных случаев, личных документов, фотодокументов, архивных     документов.

           1.7. Презентация «Семья начинается с детей».

   2. Основная часть.

          2.1 Участие  близких родственников в Великой Отечественной войне по маминой линии.

        Семья Муромцевых.

Из рассказов моей мамы, Кокряцкой Татьяны Владимировны (27.02.1962 года рождения), и ее тети, Легенькой Нины Петровны (15.05.1931 года рождения), я узнала, что в 1914 году две семьи  (два брата) Муромцевых по переселению были направлены на Дальний Восток. Одна из  них  была семьей моих прадедушки и прабабушки, которая состояла из четырех человек: отец, мать и две дочки. Ехали на Дальний Восток весной в теплушках.  В пути заболела младшая дочь. Она умерла в поезде, тело девочки сняли с поезда на одной из станций, и семья не знает,  где она похоронена.

        Прибыв в город Благовещенск,  одна семья осталась в городе , а другая продолжила путь в село Иннокентьевка.

        По прибытии в село семья поселилась в землянке, спустя год семью переселили в дом.  Муромцева Евдокия Павловна работала  в колхозе, а отец,  Муромцев Петр Степанович - сторожем на  лодочной станции.

        Семья жила бедно, из хозяйства у них была корова.

        На амурской земле в семье  родилось четыре сына и  две дочки. (Приложение. Слайд 1,2)

        В феврале1931 года  умер глава семьи Муромцев Петр Степанович.

После смерти мужа растить и воспитывать детей Евдокии Павловне пришлось одной. 28 марта 1950 года Президиумом Верховного Совета РСФСР была награждена орденом « Материнская Слава
III степени». (Приложение. Слайд 3,4).

Мария Петровна  приехала на Дальний Восток в возрасте 3 –х лет.

 Имела начальное образование. В 18 лет вышла замуж за односельчанина, и они переехали в Москву, где муж продолжил обучение, а она поступила работать в библиотеку.  В годы войны жила в городе Москва. Работала на объектах обороны города. Копали траншеи, чтобы немецкие танки не смогли войти в столицу нашей страны. Мария Петровна воспитала трёх дочерей. Умерла Мария Петровна в 1953 году, похоронена в городе Москва. В данное время моя семья поддерживает связь с её младшей  дочерью, Кузиной Татьяной Владимировной.

   Мария Петровна - труженик тыла и ветеран труда. (Приложение. Слайд 5)

Муромцев Александр Петрович был старшим сыном в семье. После смерти отца вся мужская работа легла на его плечи.  Выполнял домашнюю работу, нянчился с братьями и сестрами. Александр  окончил начальную школу,  продолжать обучение  не было возможности. Семья была за гранью бедности,  в школу ходили по очереди, так  как  ботинки и одежда были  одни на всех. Подростком работал в колхозе помощником тракториста. В 18 лет  был призван в ряды Советской Армии, в первые дни войны отправлен на фронт. Воевал  на 1-ом Украинском фронте. Прошел всю войну,  Александр награждён медалью « За отвагу». После окончания войны остался жить и работать в городе Фрунзе. Был женат, воспитал двух сыновей.  

Умер в 1987 году.
Александр Петрович -  ветеран Великой Отечественной войны и ветеран труда.

( Приложение. Слайд 6).

             Муромцев Леонид Петрович рос и жил  в селе до 18 лет. В 1944 году  уходит на фронт. Воевал он на 2-ом Украинском фронте (разведчик). В декабре 1944 года был ранен. После лечения в госпитале его направляют учиться в Челябинское танко- техническое училище. После окончания военного училища   Леонида Петровича   с его семьей (жена, сын Александр и дочь Лариса) отправляют служить в Эстонию, а затем в 1950 году переводят на службу в Германию. В Германии он прослужил более десяти лет. Продолжил службу в городе Гродном. За проявленный героизм в годы войны Леонид Петрович был награжден Орденом Славы III степени, медалью « За отвагу», медалью «За боевые заслуги» и другими медалями. На заслуженный отдых он ушел в звании подполковника Вооруженных сил.
Умер в 1985 году.

             Из воспоминаний моих родственников, односельчан я узнала, что Леонид Петрович очень мало рассказывал о войне. В краеведческом музее нашей школы  собран материал о Леониде Петровиче, но я буду продолжать изучать его жизненный путь, так как он всю свою сознательную жизнь посвятил защите нашего Отечества.  
Леонид Петрович- ветеран Великой Отечественной войны и ветеран труда.

( Приложение. Слайд 7,8,9).

Анна Петровна родилась в селе Иннокентьевка в ноябре 1923 года.

    Окончила начальную школу. С ранних лет вела с матерью домашнее хозяйство. Работала в колхозе. В годы войны была санитаркой в госпитале при пограничной заставе  в селе Иннокентьевка. Она ухаживала за больными и ранеными, мыла полы, стирала бинты. Анна Петровна ухаживала за смертельно раненым командиром пограничной заставы Гапоновым. Награждена медалью « За победу над Японией».

    После окончания войны продолжала работу в госпитале. С 1957 года свою трудовую деятельность продолжила в колхозе  « Приамурских пограничник». Работала техничкой в правлении колхоза.  Похоронена в с. Иннокентьевка.

Анна Петровна- ветеран Великой Отечественной войны и ветеран труда.

( Приложение. Слайд 10).

Владимир Петрович (мой дедушка) родился 22 января 1927 года. С детских лет знал, что собой представляет  труд взрослого человека. Окончил начальную школу. Далее продолжить учебу не было возможности, необходимо было пойти работать, чтобы прокормить младших сестер и братьев. С раннего детства пас коров, за кусок хлеба работал у людей. В начале войны каждый день ходил в пограничный отряд на кухню, рубил дрова, носил воду, а за это получал кусочки хлеба, немного сахара и с гордость нес домой, где его ждали младшая сестра и брат.

    Владимир Петрович - участник советско-японской войны. Ему пришлось воевать немного, так как на фронт его забрали в феврале 1945 года, когда ему исполнилось восемнадцать лет. Он награжден медалью « За победу над Японией». После войны продолжил работу в родном колхозе. Своего дедушку я никогда не видела, но знаю, что он защищал нашу Родину в годы войны,  чтобы   счастливое детство было не только у меня, но у всех детей планеты.

                         Ветеран Великой Отечественной войны.

( Приложение. Слайд 12).

        Нина Петровна Легенькая - младший ребенок в семье Муромцевых. Окончила начальную школу. С малых лет работала в колхозе.  Непосильный, надрывающий тело и душу труд войны лег на её плечи. Со слезами на глазах она рассказывает о  сиротском, голодном детстве своих сестёр и братьев. Трудовая сила – это подростки,  женщины и больные старики, которые еле передвигались, все мужчины были на фронте. Работали наизнос. Помимо изнурительного труда в колхозе  приходилось обрабатывать и свои мизерные участки. Она часто рассказывала, как они пережили голод. Собирали замороженный картофель, он становился сладким, они его толкли, получалось очень "вкусное” блюдо. После такой еды невыносимо болели животы, поднималась температура. Хлеба было немного, поэтому они ходили на поле, где убирали пшеницу и собирали колоски.

После окончания войны работала, вышла замуж. Воспитала дочь и двух сыновей.  В настоящее время она проживает в нашем селе.

Нина Петровна - ветеран Великой Отечественной войны (труженик тыла) и ветеран труда. (Приложение.  Слайд  14,15).

Александр Петрович, Леонид Петрович, Анна Петровна, Владимир Петрович Муромцевы зачислены в «Бессмертный полк».  Я считаю, что они  должны идти победным строем в любые времена.  9 мая 2015 года  я  выйду на улицы своего села  с их  фотографиями, чтобы  принять участие в шествии колонны Бессмертного полка  к  могиле Гапонова, где состоится митинг, посвященный  70-летию  Великой Победы.
      Я горжусь своими родственниками.  Пусть я не знаю точных сведений об их  сражениях с врагом, но я убеждена, я уверена, что они были мужественными солдатами. Из миллиарда подвигов таких солдат   сложилась Великая Победа. Я поняла, что слишком дорого заплатил наш народ за Победу, многие сыны, племянники, внуки так и не узнали и никогда не узнают своих  родственников. Единственное, что мы теперь  можем сделать для них – это  вечно помнить их подвиг, жить мирно, не допускать войн, быть им благодарными  за свободу и независимость нашей Родины!

          3.1 Выводы и результаты исследовательской деятельности.

Я родилась  в счастливое мирное время, но я много слышала о войне, ведь горе и беда не обошли стороной и моих родных и близких – в этом я убедилась в ходе данной исследовательской работы. Война… Как много говорит это слово. Война – страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, не до смеха. Солдаты служили честно, без корысти. Они защищали Отечество, родных и близких. Жестоко фашисты относились к русским людям, солдатам. Жутко становится на душе. Какое горе испытывали люди, когда в дом приходило несчастье. И все же такие семьи надеялись на то, что мужья и дети вернутся домой. Страшно при мысли, что война может начаться вновь. Надо думать и о детях, и о матерях, и обо всех людях прежде, чем начать войну. Уже десятилетия отделяют нас от суровых дней войны. Уходит поколение, вынесшее тяжелый груз войны. Но народная память сохранит и немеркнущий подвиг, и неслыханные страдания, и непреклонную веру людей. Для того чтобы не было войны, необходима живая память о ней, иначе всё повторится, и вид содеянного будет ещё ужасней.

Я  считаю не только своих родных,  но и  каждого участника  Великой Отечественной войны:  радиста,  танкиста,  командира батальона,  полка,  дивизии,  простого солдата, женщину и сына, без устали работавших в тылу, лётчика, поэта и писателя, духовно поддерживавших фронт – всех -  подлинными  Героями,  истинными  Победителями. Победа наших дедов и прадедов в Великой Отечественной войне возлагает на нас огромную ответственность: мы должны соответствовать их подвигам, их героизму, их мужеству, их мощи, быть достойными называться последователями поколения Победителей.

Теперь, когда я подвожу итоги исследовательской работы,  понимаю, как  мало знаем мы о своих предках. Я благодарна своим родственникам за то, что они смогли мне рассказать о моих предках, а  я передам эту информацию своим детям. Я постараюсь сохранить для своих потомков хотя бы эти знания. Ведь пока мы помним прошлое, у нас есть и будущее. А семья для каждого человека – это и его и опора, и его прибежище, когда на его долю выпадают испытания, и его нравственная и духовная сила. 

 

          3.2 Использование результатов исследования.

Материалами из   нашего семейного  архива  пополнены фонды школьного краеведческого музея. Планирую  выступить на школьной краеведческой конференции с данной работой, рассказать   о вкладе моей семьи  в Победу над захватчиками.  Исследовательская  работа будет размещена на   школьном сайте.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семья начинается с детей. Семья Муромцевых

Слайд 2

Переселение В 1914 году две семьи ( два брата) Муромцевых по переселению была направлена на Дальний Восток. Одна из семей была семьей моих прадедушки и прабабушки, которая состояла из четырех человек : отец , мать и две дочки. Ехали на Дальний Восток весной в теплушках. В пути заболела младшая дочь. Она умерла в поезде, тело девочки сняли с поезда на одной из станции и семья не знает, где она похоронена. Прибыв в город Благовещенск , одна семья осталась в городе , а другая продолжила путь в село Иннокентьевка . По прибытию в село семья поселилась в землянке, спустя год семью переселили в дом. Муромцева Евдокия Павловна работала в колхозе , а отец Муромцев Петр Степанович - сторожем на лодочной станции. Семья жила бедно, из хозяйства у них была корова. На амурской земле в семье родилось четыре сына и две дочки. В феврале1931 года умер глава семьи Муромцев Петр Степанович.

Слайд 3

Единственная ценность жизни - это семья Мать – Муромцева Евдокия Павловна (1887 года рождения). Отец- Муромцев Петр Степанович ( 1883 года рождения). Дочь- Муромцева Мария Петровна ( 1911 года рождения). Сын- Муромцев Александр Петрович (1921 года рождения) Дочь - Муромцева Анна Петровна (1923 года рождения) Сын- Муромцев Леонид Петрович (1925 года рождения) Сын- Муромцев Владимир Петрович (1927 года рождения) Сын- Муромцев Максим Петрович (1929 года рождения) Дочь- Муромцева Нина Петровна (1930 года рождения)

Слайд 4

Муромцева Евдокия Павловна После смерти мужа растить и воспитывать детей Евдокии Павловне пришлось одной. 28 марта 1950 года Президиумом Верховного Совета РСФСР была награждена орденом « Материнская Слава III степени».

Слайд 5

Муромцева Мария Петровна Мария Петровна приехала на Дальний Восток в возрасте 3 – х лет. Имела начальное образование. В 18 лет вышла замуж за односельчанина и они переехали в Москву, где муж продолжил обучение , а она поступила работать в библиотеку. В годы войны жила в городе Москва. Работала на объектах обороны города. Копали траншеи, чтобы немецкие танки не смогли войти в столицу нашей страны. Мария Петровна воспитала трёх дочерей. Мария Петровна- труженик тыла и ветеран труда. Мария Петровна и ее семья

Слайд 6

Муромцев Александр Петрович Александр был старшим сыном в семье . После смерти отца вся мужская работа легла на его плечи. Выполнял домашнюю работу , нянчился с братьями и сестрами. Александр окончил начальную школу, учится дальше не было возможности . Семья была за гранью бедности в школу ходили по очереди так, как ботинки и одежда была одна на всех. Подростком работал в колхозе, помощником тракториста. В 18 лет был призван в ряды Советской Армии, в первые дни войны отправлен на фронт .Воевал на 1-ом Украинском фронте. Прошел всю войну, награжден медалью « За отвагу». После окончании войны остался жить и работать в городе Фрунзе. Был женат, воспитывал двух сыновей. Умер в 1987 году. Александр Петрович- ветеран Великой Отечественной войны и ветеран труда. Муромцев Александр Петрович Александр Петрович с женой Валентиной и братом Леонидом

Слайд 7

Муромцев Леонид Петрович. Леонид рос и жил в селе до 18 лет. В 1944 году уходит на фронт. Воевал он на 2-ом Украинском фронте( разведчик). В декабре 1944 года был ранен. После лечения в госпитале его направляют учиться в Челябинское танко - техническое училище. Окончив военное училище, Леонида Петровича с его семьей ( жена, сын Александр и дочь Лариса) отправляют служить в Эстонию, а затем в 1950 году переводят на службу в Германию. В Германии он прослужил более десяти лет. Продолжил службу в городе Гродном . За проявленный героизм в годы войны Леонид Петрович был награжден орденом Славы III степени, медалью « За отвагу», медалью «За боевые заслуги» и другими медалями. На заслуженный отдых он ушел в звании подполковника Вооруженных сил. Умер в 1985 году. Леонид Петрович ветеран Великой Отечественной войны и ветеран труда.

Слайд 8

Леонид Петрович с сыном. Германия. После охоты. Германия. Служба в Германии. Леонид Петрович Муромцев

Слайд 10

Муромцева Анна Петровна Анна Петровна родилась в селе Иннокентьевка в ноябре 1923 году. Окончила начальную школу. С ранних лет вела с матерью домашнее хозяйство. Работала в колхозе. В годы войны была санитаркой в госпитале при пограничной заставе в селе Иннокентьевка . Она ухаживала за больным, мыла полы, стирала бинты. Анна Петровна ухаживала за смертельно раненым командиром пограничной заставы Гапоновым. Награждена медалью « За победу над Японией». После окончание войны продолжала работу в госпитале. С 1957 года свою трудовую деятельность продолжила в колхозе « Приамурский пограничник», Работала техничкой в правлении колхоза. Анна Петровна- ветеран Великой Отечественной войны и ветеран труда.

Слайд 11

Муромцев Владимир Петрович Владимир Петрович родился 22 января 1927 года. С детских лет знал, что собой представляет труд взрослого человека. Окончил начальную школу. Далее продолжить учебу не было возможности, необходимо было пойти работать , чтобы накормить младших сестер и братьев. С раннего детство пас коров, за кусок хлеба работал у людей. В начале войны каждый день ходил в пограничный отряд на кухню, рубил дрова, носил воду, а за это получал кусочки хлеба, немного сахара и с гордость нес домой, где его ждали младшая сестра и брат. Владимир Петрович- участник советско-японской войны. Ему пришлось воевать немного, так как на фронт его забрали в феврале 1945 года, когда ему исполнилось восемнадцать лет. Он награжден медалью « За победу над Японией» После войны продолжил работу в родном колхозе. Ветеран Великой Отечественной войны

Слайд 12

Служба в Советской Армии

Слайд 13

Муромцева ( Легенькая ) Нина Петровна. Нина Петровна- младший ребенок в семье Муромцевых . Окончила начальную школу. С малых лет работала в колхозе. Непосильный, надрывающий тело и душу труд войны лег на её плечи. Со слезами на глазах она рассказывает о сиротском, голодном детстве своих сестёр и братьев Трудовая сила – это подростки, женщины и больные старики, которые еле передвигались, все мужчины были на фронте. Работали наизнос . Помимо изнурительного труда в колхозе, приходилось обрабатывать и свои мизерные участки. Она часто рассказывала, как они пережили голод. Собирали замороженный картофель, он становился сладким, они его толкли, получалось очень "вкусное” блюдо. После такой еды невыносимо болели животы, поднималась температура. Хлеба было немного, поэтому они ходили на поле, где убирали пшеницу, и собирали колоски. После окончания войны работала, вышла замуж. Воспитала дочь и двух сыновей. В настоящее время она проживает в нашем селе. Нина Петровна- ветеран Великой Отечественной войны ( труженик тыла) и ветеран труда.

Слайд 14

Нина Петровна с братом Максимом Петровичем Вручение юбилейной медали. Апрель 2015г.

Слайд 15

«БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК»

Слайд 16

СТЕНА ПАМЯТИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Мои родственники - участники Великой Отечественной Войны".

Презентация по теме "Мои родственники - участники Великой Отечественной Войны"....

Мои родственники - участники Великой Отечественной Войны.

Мой дедушка -Грибанов Дмитрий Игнатьевич прошел всю войну. Эта презентация посвящена его заслугам в ВОВ....

Исследовательская работа и презентация "Женщины-авиаторы в годы Великой Отечественной войны"

Введение.       Семьдесят лет тому назад отгремел Победный салют 1945 года, но в памяти народной и сегодня живы те грозные годы. Время никогда не изгладит из сердца...

Исследовательская работа «История памятника погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945г. в селе Нижний Суэтук»

Исследовательская работа «История памятника  погибшим  воинам  в годы Великой Отечественной войны  1941 – 1945г. в селе Нижний Суэтук»...

Методические рекомендации по созданию исследовательской работы "Мой родственник - участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг"

Цель методических рекомендаций: оказание помощи педагогическим работникам, имеющим отношение к организации  исследовательской деятельности обучающихся, в подготовке обучающихся  в соответств...

Учебно- исследовательская работа «Мой прадедушка Базыров Хак Мураевич-ветеран Великой Отечественной войны»

Аннотация Работа  посвящена  моему прадеду Базырову Хак Мураевичу. Каждый человек должен знать своих родственников,  чтить  память о них  и не забывать, что они сде...


 

Комментарии

Шекунова Ирина Дмитриевна

Александра, у тебя очень хорошее исследование, целая родословная семьи, ты просто молодец! Теперь посмотрите с Татьяной Владимировной на военных сайтах "Подвиг народа" и "Память народа" фронтовые приказы о награждении ветеранов, этот ценный материал дополнит семейные архивы. Спасибо за участие в проекте "Вахта памяти"!