Формирование благоприятной психологической среды развития конкурентоспособной личности в ЦДТ
методическая разработка по теме
Уважаемые коллеги, хочу предложить вашему вниманию описание опыта работы по созданию благоприятной психологической среды для развития конкурентоспособной личности в центре детского творчества города Абакана. Важнейшими условиями для развития кокурентоспособной личности являются: благоприятная среда, в частности психологическая, систематическая и целенаправленная работа педагогического коллектива в данном направлении, тесное взаимодействие с родителями, использование в учебно - воспитательном процессе новейших технологий и др. К основным качествам личности, входящим в конкурентоспособность принято относить: четкость целей и ценностных ориентаций; творческое отношение к делу; независимость, трудолюбие; способность к риску; стремление к непрерывному саморазвитию; лидерство; стрессоустойчивость; стремление к постоянному профессиональному росту и высокому качеству продукта своего труда. В данном материале представлена модель психолого – педагогического сопровождения одаренных детей, а также мастер - класс по диагностике технического мышления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование благоприятной психологической среды развития конкурентоспособной личности
в ЦДТ
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Для начала, мне бы хотелось обратить внимание на ключевые слова, которые заключены в данной теме – это развитие личности, благоприятная психологическая среда, конкурентоспособность личности.
В центре детского творчества деятельность педагогов с одаренными детьми осуществляется на основе соответствующей программы, где отражены основные направления данной деятельности. .
Исходя из сказанного выше, одним из основных компонентов формирования благоприятной психологической среды развития конкурентоспособной личности в нашем центре является реализация модели психолого – педагогического сопровождения одаренных детей. .
Целью данной модели является создание социально – психологических условий для всестороннего развития личности одаренных детей. .
Среди основных задач можно выделить следующие: разработка диагностического инструментария для выявления одаренных детей от 5 до 18 лет; выявление и поддержка одаренных детей, исследование их интересов, склонностей, особенностей, увлечений; развитие интеллектуальных, творческих, технических и других видов одаренности обучающихся в условиях комфортной познавательной ситуации; обеспечение возможности творческой самореализации детей в различных видах деятельности; разработка индивидуальных образовательных маршрутов для каждого одаренного ребенка; разработка системы оценки результативности модели психолого – педагогического сопровождения одаренных детей путем проведения различных видов мониторинга.
Работа по реализации модели ведется исходя из следующих форм сопровождения: диагностика, консультирование, коррекционная и развивающая работа, психолого – педагогическое просвещение. .
Первая форма – диагностика. Ее цель: выявление индивидуально – личностных особенностей, склонностей, проблем, участников образовательного процесса.
Реализация данного направления состоит из 3 блоков: работа с обучающимися, работа с педагогами, работа с родителями. .
Консультирование. Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальных программ воспитания и развития.
Коррекционная и развивающая работа. Цель: создание условия для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонения психического развития. В процессе осуществления данного вида работы мы с педагогами используем инновационные технологии, такие как ТРИЗ, Кейс – стадии и др., а также различные терапии - арт-терапия, музыкотерапия и др. .
Психолого – педагогическое просвещение. Цель: создание условия для повышения психологической компетентности педагогов, родителей.
В нашем центре существует несколько отделов. Работа проводится исходя из специфики каждого. .
В предшкольной подготовке детей успех диагностическая работа проходит в 3 этапа: входящая, промежуточная, итоговая. Индивидуальные и групповые занятия с использованием инновационных технологий. Родительские собрания по каждому этапу диагностики, «Мой ребенок – первоклассник», рекомендации для родителей и педагогов, поступления в другие творческие объединения ЦДТ. .
Психолого – педагогическое сопровождение художественно – эстетического отдела строится на основе выявления и учета одаренных детей на всех возрастных этапах, входящая и итоговая диагностика, мониторинг сформированности УУД. По итогам работы проводятся родительские собрания, даются рекомендации, составляется портфолио достижений. .
Отдел декоративно – прикладного и технического творчества предполагает наиболее тесное взаимодействие с психологом. Совместно с педагогами проводится диагностика и развитие творческих способностей, мышления, интеллектуальной одаренности, личностных качеств. .
«Союз детей и подростков «Дружба - Ынархас» предполагает работу с лидерами, вожатыми, волонтерами. Проводятся тренинги, деловые, коммуникативные игры различной направленности: развитие лидерских качеств, эмпатии, умения принимать решения в трудной ситуации, развитие умения работать с пожилыми людьми, толерантности.
В нашем центре работает клуб выходного дня «Содружество» для детей с ОВЗ. Мы активно сотрудничаем со школами города. Инклюзия в наше время является одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования. Дополнительное образование тоже не является исключением.
Здесь также проводится диагностика и учет одаренных детей, развитие их склонностей и интересов, учет особых образовательных потребностей, развитие толерантного отношения к ним со стороны окружающих. .
По итогам реализации данной модели получены следующие результаты: выявлены индивидуально – личностные особенности одаренных детей; педагоги обладают необходимым уровнем психолого – педагогической компетентности для работы с одаренными детьми, владеют современными инновационными технологиями работы с одаренными детьми; составлен индивидуальный образовательный маршрут для одаренных детей и др. .
Как было уже сказано ранее, одной из форм сопровождения модели является диагностика. Это важнейший этап, без которого в работе нельзя обойтись. Именно с диагностики и начинается вся работа. .
Сегодня мне бы хотелось более подробно остановиться на диагностике технического мышления детей и перейти к мастер – классу.
Различные исследования, касающиеся диагностики технического мышления ведутся с 60 – х годов. Техническое мышление - достаточно сложный процесс, как и его диагностика.
Напомню определения понятий одаренность и техническое мышление.
Хотелось бы отметить, что мышление – это одна из форм ориентировки в пространстве. Специфические особенности мышления, как отмечает П. Я. Гальперин, состоят в не том, что оно есть деятельность по решению «задач в уме», а в том что эта деятельность регулируется ориентировкой в понятийной форме, которые открывают человеку новую действительность, благодаря чему у него появляется возможность решения мыслительных задач. А решение данных задач способствует переходу на качественно новый уровень – более высокое интеллектуальное развитие.
При рассмотрении особенностей технического мышления можно выделить несколько тенденций: выделение отдельных признаков (или разных их сочетаний), характеризующих выполнение практической деятельности; объяснение особенностей технического мышления запасом технических знаний и методом их усвоения, а также связь технического мышления со свойствами личности. .
Что же понимают под тестами технической одаренности?
На сегодняшний день методик, которые к полной мере определяют техническое мышление практически не существует. Такая методика одна – тест Беннета, с ней мы познакомимся чуть позже. Есть методики, которые определяют техническое мышление, техническую одаренность по компонентам. .
Классификаций тестов технических способностей существует не так много. Изучением данного направления занимались, в основном зарубежные педагоги, психологи, ученые. Познакомлю вас с классификацией Анны Анастази и Сьюзан Урбин.
И, прежде чем рассматривать более подробно данную классификацию, хотелось бы сказать несколько слов о младшем школьном возрасте.
№ п/п | Тестовые задания | Описание |
1. | «Карта одаренности» (Хаана и Каффа) | Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций: |
2. | «Карта интересов» (модификация Савенкова А. И.) | Цель: выяснить всестороннее и гармоническое развитие учащихся. |
Психомоторные способности
№ | Тестовые заданий | Характеристика |
1. | «Тест ловкости оперирования мелкими деталями Кроуфорда» | Перед испытуемым находится доска, где отверстия одной из секций заполнены цилиндрическими деревянными стержнями с выкрашенными концами. Действуя двумя руками, испытуемый должен как можно быстрее вынуть стержни из отверстий в верхней части доски и вставить их в соответствующие отверстия нижней части. За каждый переставленный стержень испытуемый получает один балл. Задание выполняется трижды по 15 с каждый раз |
2. | «Миннесотский тест скорости манипулирования» | Он состоит из двух частей, включающих два типа заданий. Для выполнения теста требуются: |
Пространственные способности
№ | Тестовые задния | Описание |
1. | тест Векслера | Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - 6 вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов |
2. | Тест Равена | Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов. |
3. | Миннесотский тест на восприятие пространства | включает серии заданий в виде карточек с изображением |
4. | Методика "Компасы" | обследуемому предлагается на бланке 20 задач, в каждой из которых на схематически изображенном компасе обозначено одно из 8 направлений сторон света (С, Ю, В, 3, С-В, С-3, Ю-В, Ю-3) в переменной системе координат и стрелка, показывающая какое-то другое направление, определить которое относительно переменной системы координат и будет задачей испытуемого. После того как испытуемый мысленно определит направление компаса, он должен записать обозначение этого направления. Перед началом обследования, объяснив задачу испытуемому, необходимо разобрать один пример. Испытуемого следует предупредить, что поворачивать бланк для ориентирования по оси С-Ю нельзя. |
Механические способности
№ п/п | Тестовые задания | Описание |
1. | «Тест на механическую понятливость Беннета» | Предназначен для определения технических способностей у детей подросткового (с 12 лет), юношеского возраста и взрослых. Содержит 70 заданий, требующих решения технических задач. В каждом задании испытуемые должны выбирать правильный ответ из трех вариантов. Длительность теста 25минут. Допускается выполнение заданий в любой последовательности. |
Хочу предложить вашему вниманию «Тест технической понятливости Беннета».
Данная методика ориентирована на выявление технических способностей испытуемых, как подростков, так и взрослых. Допускается выполнение заданий в любой последовательности. Процедура подсчета полученных результатов достаточно проста и заключается в начислении 1 балла за каждое правильно выполненное задание. Перевод в стандартные шкалы не производится, интерпретация осуществляется в соответствии с нормами, полученными на конкретной выборке испытуемых
Подводя итог мастер – классу, мне бы хотелось показать результаты диагностики технического мышления по на примере объединения «Робототехника» отдела декоративно – прикладного и технического творчества. .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие личности - это развитие ее мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, психических процессов , накопление опыта . Благоприятная психологическая среда - это система условий, направленных на создание межличностных коммуникации, способствующая укреплению психологического здоровья, в которой у участников возникает ощущение защищенности и комфортности. Конкурентоспособность личности – интегральное свойство, состоящее из таких личностных качеств, которые позволяют специалисту быть более успешным по сравнению с другими, имеющими такую же подготовку и образование . К основным качествам личности, входящим в конкурентоспособность принято относить : - четкость целей и ценностных ориентаций; - творческое отношение к делу; - независимость , трудолюбие; - способность к риску; - стремление к непрерывному саморазвитию; - лидерство; - стрессоустойчивость ; - стремление к постоянному профессиональному росту и высокому качеству продукта своего труда.
Модель психолого – педагогического сопровождения одаренных детей
Цель: создание социально – психологических условий для всестороннего развития личности одаренных детей ЗАДАЧИ 1.Разработка диагностического инструментария для выявления одаренных детей от 5 до 18 лет. 2. Выявление и поддержка одаренных детей, исследование их интересов, склонностей, особенностей, увлечений и т.д. 3.Определение особенностей развития детской одаренности на разных возрастных этапах 4.Развитие интеллектуальных, творческих, технических и других видов одаренности обучающихся в условиях комфортной познавательной ситуации. 5.Обеспечение возможности творческой самореализации детей в различных видах деятельности. 6.Формирование у обучающихся способностей к самопознанию, саморазвитию, самоопределению. 7.Формирование у обучающихся навыков познавательного коммуникативного общения. 8.Помощь в построении конструктивных отношений с родителями, сверстниками. 9.Оказание помощи обучающимся, имеющим проблемы в психическом развитии, обучении. 10.Профилактика нарушений эмоционально – волевой сферы. 11.Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. 12.Систематическое отслеживание психолого – педагогического статуса одаренного ребенка, динамики его психического развития, подбор методов и средств оценки сформированности УУД. 13.Определение эффективных форм оказания консультативной помощи детям, родителям, педагогам. 14.Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для каждого одаренного ребенка. 15. Разработка системы оценки результативности модели психолого – педагогического сопровождения одаренных детей путем проведения различных видов мониторинга.
Основные формы сопровождения
ДИАГНОСТИКА Цель: выявление индивидуально – личностных особенностей, склонностей, проблем участников образовательного процесса Работа с обучающимися 1. Дошкольный возраст - наблюдение; - беседа; - комплексная диагностика готовности к школьному обучению; - «МЭДИС» экспертная диагностика интеллектуальных способностей дошкольников; - тест творческого мышления (П. Торренс ). 2. Младший школьный возраст «Карта интересов»; - опросник «Каков ваш творческий потенциал»; - личностный опросник (С. А. Леднев ); - краткий тест творческого мышления «Закончи рисунок»; - методика «Цветовая социометрия» (социальный компонент одаренности); - методика Э . Вартега «Круги» 3. Подростковый возраст - тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра ; - тест творческого (дивергентного) мышления; - самооценка лидерства; - методика Йовайши (выявление художественной, умственной, технической одаренности) Работа с родителями 1 . Анкета одаренности (А. И. Савенков) 2. Опросник для выявления одаренных школьников (А. А. Лосева) 3. Опросник для выявления одаренных учащихся (Е. Н. Задорина) 4. Анкета «Ребенок способный или одаренный?» 5. «Определение уровня проявления способностей ребенка» (А. И. Сизанов ); 6. «Карта одаренности» (А. И. Савенков) 7. Методика диагностики общей одаренности Работа с педагогами 1. Методика «Интеллектуальный портрет» 2. Анкета на выявление учебных, творческих, мотивационных характеристик личности 3. «Шкала рейтинга поведенческих характеристик» (Дж. Рензули ); 4. Включенное наблюдение за одаренными детьми, с целью выявления их способностей 5. «Карта одаренности» (А. И. Савенков) 6. Методика диагностики общей одаренности 7. Тест на определение склонности педагога к работе с одаренными детьми (Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский )
Психолого – педагогическое просвещение Цель: создание условий для повышения психолого – педагогической компетентности педагогов, родителей Работа с родителями Проведение родительских собраний «Одаренный ребенок и его особенности», «В мире одаренных детей» и др. 2. Проведение круглых столов «Как развивать одаренность у ребенка?», «Одаренный ребенок в семье и как с этим быть?» и др . Работа с педагогами Проведение семинаров – практикумов «Психологические особенности одаренных детей и роль педагога в их развитии», «Включение нестандартных заданий в педагогический процесс, способствующих развитию логического мышления, воображения у обучающихся» и др.
РЕЗУЛЬТАТ 1.Выявлены индивидуально – личностные особенности одаренных детей. 2. Составлена психолого – педагогическая характеристика одаренного ребенка. 3. Проводится консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами. 4. Своевременно выявлены затруднения участников образовательного процесса 5.Педагоги обладают необходимым уровнем психолого – педагогической компетентности для работы с одаренными детьми 6. Педагоги владеют современными инновационными технологиями работы с одаренными детьми. 7.Составлен индивидуальный образовательный маршрут для одаренных детей. 8. Разработана программа индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми. 9. Проводятся индивидуальные консультации для родителей и педагогов
Мастер – класс «Психодиагностический инструментарий выявления технического мышления детей»
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Техническое мышление – это один из видов мышления различаемых по признакам предметной области деятельности. Его выделяют в связи с тем, что задачи, возникающие перед людьми, занятыми в области техники (ее проектирования, изготовления , обслуживания, ремонта и др.) имеют некоторую специфику по сравнению с задачами, решаемыми в др. сферах деятельности. Эта специфика относится к содержанию представлений, идей, которыми мысленно оперирует человек, а также к его интересам, склонностям.
Психологические особенности технического мышления детей Выделение отдельных признаков (или разных их сочетаний), характеризующих выполнение практической деятельности: самостоятельность в составлении и решении практических задач, большое разнообразие их разнообразие, творческий характер их решения, выполнение с пониманием функциональных зависимостей между видимыми и невидимыми процессами и т.д. Объяснение особенностей технического мышления запасом технических знаний и методом их усвоения Связь основы технического мышления с некоторыми общими способностями человека в их выражении при решении технических задач, как-то: богатство понятий, способность комбинировать, рассуждать, устанавливать логические связи, способности внимания и сосредоточенности, пространственного преобразования объектов и др. Связь технического мышления со свойствами личности: наличием технических интересов, значимостью технического мышления для личности, возрастными особенностями личности.
Под тестами технической одаренности принято понимать тесты, направленные на измерение и оценку психологических особенностей, проявляемых в работе с оборудованием и отдельными взаимодействующими механизмами. Чаще всего под этими особенностями подразумеваются техническое мышление и техническая осведомленность . В качестве измеряемых показателей чаще всего выступают общая техническая одаренность или технический опыт, приобретаемый человеком в работе с техникой, пространственные представления и техническое понимание.
Классификация тестов технических способностей по А. Анастази и С. Урбин «Тесты механических способностей охватывает целый ряд функций – психомоторные, перцептивные, механические, осведомленность в области механики и умение рассуждать на этом материале».
Диагностика начинается с младшего школьного возраста Лист вопросов (80 вопросов) Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого либо конфликта. Интересуется актерской игрой. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства). Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают. Обработка результатов • интеллектуальная (1-й столбец листа ответов); • творческая (2-й столбец листа ответов); • академическая (3-й столбец листа ответов); • художественно изобразительная (4-й столбец листа ответов); • музыкальная (5-й столбец листа ответов); • литературная (6-й столбец листа ответов); • артистическая (7-й столбец листа ответов); • техническая (8-й столбец листа ответов); • лидерская (9-й столбец листа ответов); • спортивная (10-й столбец листа ответов). «Карта одаренности» ( Хаана и Каффа )
«Карта интересов» (модификация А. И. Савенкова) Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на 7 сфер: • математика и техника (1-й столбик в листе ответов); • гуманитарная сфера (2-й столбик); • художественная деятельность; • физкультура и спорт; • коммуникативные интересы; • природа и естествознание; • домашние обязанности, труд по самообслуживанию. Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.
Психомоторные способности измеряют умение быстро манипулировать с тестовым материалом, изучают ловкость движений. «Тест ловкости оперирования мелкими деталями Кроуфорда »
«Миннесотский тест скорости манипулирования»
Пространственные способности иначе они называются способностями оперирования пространственными образами. Тест Векслера (детский вариант от 5 до 16 лет)
«Прогрессивные матрицы Равена » (детский вариант от 5 до 16 лет)
Миннесотский тест на восприятие пространства
Методика «Компасы»
Механические способности – осведомленность в области механики, механических рассуждений и понимания механических закономерностей.
Тест на механическую понятливость Беннета (фрагмент)
Ключ
Результаты Группы испытуемых Уровни развития технического мышления Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий Юноши 1 2-3 4-5 6 Больше 7 Девушки 0-1 1-2 3-4 4 Больше 5
Определение склонностей и интересов детей по методике «Карта интересов» А. В. Голомшток (итоговая диагностика)
Результаты диагностики технического мышления по методике «Тест Беннета»
Литература Богоявленская Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. - 1971. - № 1. Божович Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения // Изв. АПН РФСР.-1955.-Вып.13. Воловикова М. И. Познавательная мотивация в процессе решения мыслительных задач: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1980. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960. Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. - 1980. - № 1. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М, "Искусство", 1991 Дейч Г., Спрингер С. Левый мозг, правый мозг М, "Мир", 1983 Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М., “Педагогика”, 1975 Лук А.Н. Психология творчества. М, "Наука", 1978 Матейко А. Условия творческого труда. М, "Мир", 1970 Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., Изд. АПН, 1960 Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. МГУ, 1975 Интернет - ресурс http://www.scritub.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-значимый проект «Условия формирования благоприятного психологического климата в группе студентов»
Работа содержит рекомендации по определению и формированию благоприятного психологического климата в группе студентов, а также практические показатели его оценки с использованием ряда психологических ...
«Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.»
Актуальность темы.В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса начал...
Формирование благоприятного психологического климата в ученическом коллективе как направление деятельности классного руководителя
Материал данной статьи есть попытка осмысления собственного опыта социального педагога и классного руководителя по формированию благоприятного психологического климата в ученическом коллективе. Школа ...
Методическая разработка на тему: "Формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе"
Методическая разработка коррекционного занятия для педагогов на тему "Формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе"...
Формирование ЗУН при обучении английскому языку для развития конкурентоспособной личности.
Статья рассуждение на тему о развитии конкурентноспособной личности....
Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»
Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»...
Психологический тренинг «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»
Сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу....