Дополнительное образование (актуальность и новизна)
методическая разработка на тему
Реализуя задачи дополнительного образования, в детском доме создаются условия для свободного развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnoe_obrazovanie.docx | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Актуальность и новизна
Современная педагогика характеризует термином «дополнительное образование» всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта.
По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.
Реализуя задачи дополнительного образования, в детском доме создаются условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение. Именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно, по самой своей сути, является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающегося оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Только ограниченное сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию, как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения.
Основу современного дополнительного образования составляет образовательный блок, компенсирующий удовлетворение коммуникативных и иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения.
Образовательный процесс в детском доме должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как индивидуальность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.
Дополнительное образование органически сочетает разнообразные виды организации содержательного доступа (отдых, развлечение, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности, сокращается пространство девиантного поведения, решая проблему занятости обучающихся.
Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом - смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи.
Ценность дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Школьное дополнительное образование в коррекционном детском доме оказывает существенное воспитательное воздействие на обучающихся. Оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников и педагогов. Занятость обучающихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля обучающихся, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.
Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди всех возможностей выбора, которые ему предоставляет естественное течение жизни. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребенка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни, той среде, где разум отступает на дальний план, а деятельность теряет смысловую окраску. Достаточно продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтение ребенка и можно развивать его способности в самых разных направлениях.
Своеобразие дополнительного образования в школе проявляется:
- целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;
- в свободе выбора направлений деятельности;
- в возможности менять виды деятельности, коллектив;
- в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе образовательных программ;
- в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);
- в возможности получать допрофессиональную подготовку.
Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его функции. К ним относятся:
- образовательная - обучение ребенка дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
- воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной
среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
- креативная - создание гибкой системы реализации индивидуальных творческих интересов личности;
- компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных сферах творческой деятельности;
- рекреационная - организация содержательного досуга, как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
- профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. Школа способствует осознанию и дифференциации различных интересов ребенка;
- интеграционная - создание единого образовательного пространства школы;
- функции социализации - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
- функции самореализации - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей должно быть неотъемлемой частью любо образовательной системы.
То есть дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач:
- выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
- способствовать выбору индивидуального образовательного пути;
- обеспечить каждому обучающему «ситуацию успеха»;
- содействовать самореализации личности ребенка и педагога.
Одним из традиционных направлений в работе педагогического коллектива нашей школы является разностороннее развитие и воспитание обучающихся через систему дополнительного образования. Эффективно действующая система дополнительного образования помогает детям найти свое признание, расширяет их кругозор, формирует трудовые навыки и умения, способствует физическому развитию. Особенностью дополнительного образования в школе является:
- опора на содержание основного образования;
- воспитательная доминанта - осуществление «ненавязчивого» воспитания, благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды;
- компенсаторная или психотерапевтическая функция - дети получают возможность для индивидуального развития тех способностей, которые не всегда раскрываются в основной школе;
- эмоциональная насыщенность, в которой преобладают способов коммуникации;
- возможности в решении проблемы социальной адаптации, повышение социального статуса детей, которые в классном коллективе не нашли свою «нишу».
Воспитательная функция дополнительного образования содействует развитию толерантности: взаимопониманию, сотрудничеству, взаимодействию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования" - Сборник материалов всероссийской конференции "Актуальные подходы в вопросах здоровьесберегающей и инновационной деятельности ОУ"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3982930","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном ...
Актуальность использования современных образовательных технологий в работе отделения дополнительного образования
Данная статья содержит описание видов образовательных технологий , используемых в работе отделения дополнительного образования...
Программа дополнительного образования "Актуальные вопросы вопросы обществознания" 11 класс
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Актуальные вопросы обществознания» имеет социально-педагогическую направленность, призвана помочь обучающимся овладеть знаниям...
Программа дополнительного образования "Актуальные вопросы вопросы обществознания" 11 класс
Данная программа раскрывает дискуссионные вопросы обществознания...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования :" Современные актуальные тренды системы образования"
В современном мире большинство знаний систематически устаревают и требуют обновления, поэтому постоянное обучение персонала является необходимым условием профессионального успеха организации. Педагоги...
Профессиональный маршрут педагога дополнительного образования: актуальные направления и эффективные способы формирования
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образованияДворец Творчества Детей и МолодёжиКолпинского района Санкт-Петербурга Статья «Профессиональный маршрут п...
Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края»
Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная ре...