Дополнительное образование (актуальность и новизна)
методическая разработка на тему

Реализуя задачи дополнительного образования, в детском доме создаются условия для свободного развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnoe_obrazovanie.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Актуальность и новизна

Современная педагогика характеризует термином «дополнительное образование» всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта.

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.

Реализуя задачи дополнительного образования, в детском доме создаются условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение. Именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно, по самой своей сути, является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающегося оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Только ограниченное сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию, как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения.

Основу современного дополнительного образования составляет образовательный блок, компенсирующий удовлетворение коммуникативных и иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения.

Образовательный процесс в детском доме должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как индивидуальность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Дополнительное образование органически сочетает разнообразные виды организации содержательного доступа (отдых, развлечение, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности, сокращается пространство девиантного поведения, решая проблему занятости обучающихся.

Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом - смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи.

Ценность дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Школьное дополнительное образование в коррекционном детском доме оказывает существенное воспитательное воздействие на обучающихся. Оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников и педагогов. Занятость обучающихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля обучающихся, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди всех возможностей выбора, которые ему предоставляет естественное течение жизни. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребенка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни, той среде, где разум отступает на дальний план, а деятельность теряет смысловую окраску. Достаточно продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтение ребенка и можно развивать его способности в самых разных направлениях.

Своеобразие дополнительного образования в школе проявляется:

  • целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;
  • в свободе выбора направлений деятельности;
  • в возможности менять виды деятельности, коллектив;
  • в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе образовательных программ;
  • в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);
  • в возможности получать допрофессиональную подготовку.

Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его функции. К ним относятся:

  1. образовательная - обучение ребенка дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
  2. воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной

среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

  1. креативная - создание гибкой системы реализации индивидуальных творческих интересов личности;
  2. компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных сферах творческой деятельности;
  3. рекреационная - организация содержательного досуга, как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
  4. профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. Школа способствует осознанию и дифференциации различных интересов ребенка;
  5. интеграционная - создание единого образовательного пространства школы;
  6. функции социализации - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
  7. функции самореализации - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей должно быть неотъемлемой частью любо образовательной системы.

То есть дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач:

  • выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
  • способствовать выбору индивидуального образовательного пути;
  • обеспечить каждому обучающему «ситуацию успеха»;
  • содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

Одним из традиционных направлений в работе педагогического коллектива нашей школы является разностороннее развитие и воспитание обучающихся через систему дополнительного образования. Эффективно действующая система дополнительного образования помогает детям найти свое признание, расширяет их кругозор, формирует трудовые навыки и умения, способствует физическому развитию. Особенностью дополнительного образования в школе является:

  • опора на содержание основного образования;
  • воспитательная доминанта - осуществление «ненавязчивого» воспитания, благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды;
  • компенсаторная или психотерапевтическая функция - дети получают возможность для индивидуального развития тех способностей, которые не всегда раскрываются в основной школе;
  • эмоциональная насыщенность, в которой преобладают способов коммуникации;
  • возможности в решении проблемы социальной адаптации, повышение социального статуса детей, которые в классном коллективе не нашли свою «нишу».

Воспитательная функция дополнительного образования содействует развитию толерантности: взаимопониманию, сотрудничеству, взаимодействию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность использования современных образовательных технологий в работе отделения дополнительного образования

Данная статья содержит описание видов образовательных технологий , используемых в работе отделения дополнительного образования...

Программа дополнительного образования "Актуальные вопросы вопросы обществознания" 11 класс

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Актуальные вопросы обществознания» имеет социально-педагогическую направленность, призвана помочь обучающимся овладеть знаниям...

Программа дополнительного образования "Актуальные вопросы вопросы обществознания" 11 класс

Данная программа раскрывает дискуссионные вопросы обществознания...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования :" Современные актуальные тренды системы образования"

В современном мире большинство знаний систематически устаревают и требуют обновления, поэтому постоянное обучение персонала является необходимым условием профессионального успеха организации. Педагоги...

Профессиональный маршрут педагога дополнительного образования: актуальные направления и эффективные способы формирования

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образованияДворец Творчества Детей и МолодёжиКолпинского района Санкт-Петербурга Статья «Профессиональный маршрут п...

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края»

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная ре...